Заседание № 256
20.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 820522-6 "О внесении изменения в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части дополнения перечня нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6111 по 6310 из 6596
Коллеги, есть предложение рассмотреть 36-й вопрос, законопроект Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, два законопроекта по сокращённой процедуре и на этом завершить работу. Нет возражений? Нет. 36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". Докладывает представитель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа член Совета Федерации Евгений Георгиевич Алексеев. АЛЕКСЕЕВ Е. Г., представитель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, член Совета Федерации. Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я благодарю за предоставленную возможность выступить перед вами и позволю себе кратко презентовать, представить проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства о нотариате в целях упрощения процедуры удостоверения согласия одного из супругов на совершение другим супругом сделки по распоряжению общим недвижимым имуществом и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке. Проектом федерального закона предлагается расширить содержащийся в статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, в случае если в поселениях или в расположенных на межселенной территории населённых пунктах нет нотариусов. Прошу продержать законодательную инициативу Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и принять в первом чтении данный законопроект, который крайне необходим сельским жителям. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Георгиевич. С содокладом выступает Рустам Рифатович Ишмухаметов. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нормой, наделяющей глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления полномочиями по нотариальному удостоверению согласия одного из супругов на совершение другим супругом сделки по распоряжению общим недвижимым имуществом и сделки, требующей нотариального удостоверения или регистрации в установленном законом порядке. В настоящее время Основы законодательства о нотариате действия по такому удостоверению относят исключительно к компетенции нотариусов. Действующий законодательный подход обусловлен необходимостью обеспечения надлежащего уровня правовых гарантий реализации прав гражданина при совершении его супругом юридически значимых действий, связанных с распоряжением их общим имуществом. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга, при этом для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения и регистрации в установленном законом порядке, законодатель императивно закрепил необходимость получения нотариально удостоверенного согласия на это другого супруга, а также предусмотрел негативные правовые последствия в случае нарушения указанного правила в виде возможности признания совершённой сделки недействительной в судебном порядке - это пункт 3 статьи 35. Совершение такого юридически значимого действия от лица государства требует наличия системного знания законодательства, регулирующего различные сферы правоотношений (гражданских, семейных, жилищных и других), определённого практического опыта правильного оформления нотариальных документов, которые имеют особую доказательную силу, - в данной процедуре важным является квалифицированное разъяснение гражданину правовых последствий данного согласия. Следует также отметить, что сегодня законодательство допускает при отсутствии в малонаселённых и труднодоступных местностях страны нотариуса возможность осуществления приёма граждан путём организации нотариальной палатой регулярных выездов нотариусов, работающих в других населённых пунктах или в иных нотариальных округах, в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой (статья 11-2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Кроме того, в случае принятия закона соответствующее положение будет распространяться на всю территорию Российской Федерации, однако авторами законопроекта не приведены обоснования необходимости действия такого решения в масштабах всей страны. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе проект закона "О внесении изменения в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к содокладчику. У нас в настоящий момент главы администраций имеют право заверить завещание и вообще имеют право заверения подписи как таковой, для этого у них хватает и юридической грамотности, и необходимых полномочий. Скажите, пожалуйста, почему вы считаете, что заверение согласия супруга, то есть по сути то же самое, что и заверение подписи, - это что-то из ряда вон выходящее, на что у наших глав администраций, в основном выходцев из партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не хватит образования? ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Владимирович. Действительно, на сегодняшний день должностные лица органов местного самоуправления, не являясь, как правило, профессиональными юристами, не могут оказывать подобного рода высококвалифицированную правовую помощь в отличие от нотариусов, которые с учётом требований закона имеют высшее юридическое образование, полученное в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет и сдали соответствующий квалификационный экзамен (это статья 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Кроме того, дополнительными гарантиями защиты прав граждан при осуществлении нотариальной деятельности является закрепление на законодательном уровне положений об ответственности нотариуса, в том числе имущественной, за вред, причинённый по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. В пояснительной записке к законопроекту обращается внимание на отсутствие реальной возможности у граждан, проживающих на территориях, отдалённых от центра... Ну, об этом я уже говорил. Если я не ошибаюсь, статья 37 закона о нотариате содержит перечень из двенадцати нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций, при этом все они по сути являются действиями по удостоверению личности гражданина и его подписи, но не более того. Как правило, данное действие не требует применения специальных правовых знаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Сергей Владимирович Иванов, других желающих нет. Включите микрофон депутату Иванову. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Фракция ЛДПР, в отличие от правящей партии, всегда поддерживает инициативы с мест, и то, что сейчас сказал содокладчик, прямо подтверждает, что данный закон необходимо принять, поскольку то положение дел, которое сейчас существует, создаёт неудобства для жителей. Это первое. Второе. Нотариус, когда заверяет подпись, только удостоверяет тот факт, что человек, который эту подпись ставит, является той самой личностью, ничего больше. Та же самая ситуация и у главы администрации: он точно так же удостоверяет, что подписался именно тот человек, который не возражает против процесса отчуждения супругом того или иного имущества, и больше ничего. Если вы не в состоянии обеспечить оказание таких услуг населению, то почему бы не дать эту возможность главам администраций? Несмотря на то что они состоят в "ЕДИНОЙ РОССИИ", в основном это люди очень грамотные, образованные, и не надо делать из них жуликов, которые теоретически могут устроить какие-нибудь манипуляции с землёй либо ещё с чем-то. Ну а уважаемому представителю региона хочу пожелать удачи. Мы, фракция ЛДПР, поддержим ваше начинание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик ещё раз будет выступать? Пожалуйста. АЛЕКСЕЕВ Е. Г. Я прошу поддержать данную законодательную инициативу, потому что в сельской местности, в труднодоступных районах действительно ведь не добраться до нотариуса и самая доступная структура, самое доступное должностное лицо - это глава администрации, поэтому пусть он удостоверяет то, что второй человек в семье - супруг, супруга - желает или купить, или продать что-то, и всё, суть инициативы-то к этому сводится. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 11 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.