Заседание № 99
15.02.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 82001-7 "О внесении изменения в часть 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части права внеочередного приёма детей педагогических работников в государственные и муниципальные образовательные организации для освоения образовательных программ дошкольного образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 893 по 1590 из 7167
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в часть 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части права внеочередного приёма детей педагогических работников в государственные и муниципальные образовательные организации для освоения образовательных программ дошкольного образования". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Вашему вниманию предлагается законопроект, название которого вы только что услышали. Как и предыдущий, этот законопроект не выдуман, он внесён в результате поступления обращений с мест. В данном случае к нам поступило обращение от мэра города Омска с просьбой внести такую законодательную инициативу. Основанием для обращения явилась отмена прокуратурой города Омска документа департамента образования, согласно которому были предусмотрены льготы для детей педагогических работников при поступлении в дошкольные учреждения, при этом прокуратура прямо ссылалась на отсутствие такой нормы в федеральном законодательстве. Говоря попросту, коллеги, получается, что очень часто сапожник остаётся без сапог - педагоги не имеют возможности воспользоваться системой дошкольного образования. Хочу подчеркнуть, что департамент образования города Омска был обеспокоен не тем, чтобы создавать дополнительные привилегии для педагогов, а дефицитом кадров педагогических работников, в особенности воспитателей в дошкольных учреждениях. Иначе говоря, это законопроект не о защите прав педагогов, а об обеспечении права на дошкольное образование для всех граждан, для всех детей. Напомню, коллеги, что указ президента в части оплаты труда педагогических работников в большинстве регионов, как говорит нам "Общероссийский народный фронт", увы, не исполняется. Например, по данным профсоюза работников образования, в городе Омске средняя зарплата воспитателя детского сада в 2017 году - 20 200 рублей, по области в целом - 19 940 рублей, это ниже средней заработной платы по региону. Понятно, что возможность устроить своего ребёнка в детский сад - это мощный дополнительный стимул для женщин, чтобы работать в таких условиях. К сожалению, коллеги, мы получили отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации на наш законопроект. В отзыве два основных аргумента, которые, на мой взгляд, не выдерживают просто никакой критики. Аргумент первый: дошкольное образование в России согласно Конституции общедоступно и бесплатно, следовательно, юридический вопрос решён. На самом деле здесь имеет место то же самое противоречие между правами и возможностями, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу. По Конституции право есть, а реализовать его могут далеко не все. Напомню, коллеги, следующее. Во-первых, несмотря на заявление о том, что проблема мест в детских садах была полностью решена в 2016 году, очередь снова растёт. По данным Счётной палаты, на 1 сентября 2017 года она составляет среди детей в возрасте от 3 до 7 лет 90 тысяч, а среди детей до 3 лет - 470 тысяч. Как вы понимаете, это немало. Во-вторых, исполнение указа президента было достигнуто во многом за счёт переполнения групп в детских садах, в среднем по 30 человек в группе. Я знаю из обращений, что в группах бывает по 37 детей и более, что, понятно, сказывается и на здоровье, и на качестве образования. В-третьих, есть ещё проблема доступности детских садов по месту жительства. Я лично знаю мам, которые проживают в Московской области и которым приходится возить ребёнка в детский сад в другой город Подмосковья. А по поводу того, что приходится возить ребёнка в другой конец своего собственного города, уже и говорить не приходится, такие ситуации постоянно возникают, в том числе в отношении педагогических работников, включая и воспитателей дошкольных учреждений. Второй аргумент уважаемого правительства заключается в следующем: введение льготы для педагогов приведёт к нарушению конституционных прав других лиц. Коллеги, на самом деле всё с точностью до наоборот: это как раз дополнительная гарантия реализации права на дошкольное образование, поскольку мы обеспечиваем детские садики воспитателями. Я напомню, что, во-первых, по инициативе правительства в России уже введены льготы при поступлении в дошкольные учреждения для детей работников силовых структур, в частности сотрудников полиции, работников прокуратуры и так далее. Получается, что перед Конституцией все равны, но некоторые, как у Оруэлла, равнее. Оказывается, льготы для силовиков права других граждан не нарушают, а для педагогов - нарушают. Где тут логика, коллеги? Может быть, кто-нибудь мне объяснит, я с интересом послушаю! Глубоко убеждён, что для национальной безопасности нашей страны образование ничуть не менее важный фактор, чем работа силовых структур. Напомню хотя бы высказывание Бисмарка о том, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя. Во-вторых, хочу вернуться к главному - к кадрам. Очень хотел бы ошибаться, но вот мой прогноз: после 2018 года, когда правительство с помощью статистики отчитается об исполнении майских указов президента, зарплаты педагогов в реальном исчислении станут падать или по крайней мере не будут расти. Прогноз подтверждается бюджетом на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Вы помните, что нам говорили коллеги из Минфина? В 2018 году они помогут регионам увеличить заработную плату работников бюджетной сферы, а в 2019-2020 годах регионам придётся эту задачу решать самостоятельно. Напомню, только за один учебный год количество педагогов, которые довольны своей работой, по официальным данным, сократилось с 42 до 22 процентов. И это отношение к работе людей, которым мы отдаём самое дорогое - наших детей! Коллеги, в этом зале постоянно звучит, что мы не можем решить вопрос, потому что нет денег. Но в данном случае даже денег не требуется, а вопрос решить всё равно не можем, потому что не соглашаются правительственные юристы. До каких же пор мы будем действовать по принципу: доктор сказал в морг - значит в морг?! Прошу поддержать законопроект. Если правительство и Государственная Дума не могут по каким-то причинам увеличить заработную плату педагогических работников, позаботиться... давайте позаботимся хотя бы о собственных детях и внуках! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по образованию и науке Ларисы Николаевны Тутовой. Пожалуйста. ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона о внесении изменения в часть 5 статьи 57 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Законопроект внесён в Государственную Думу группой депутатов, он предполагает установление права на внеочередной приём детей педагогических работников в государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования. Авторы законопроекта предлагают установить в законе № 273-ФЗ такое право педагогических работников, право без очереди определить своих детей в детские сады. В пояснительной записке авторы законопроекта утверждают, что данная мера на практике будет способствовать укреплению и сохранению педагогических кадров в детских садах, также они утверждают, что это позволит стимулировать граждан к поступлению на педагогическую работу. Кроме того, авторы законопроекта в пояснительной записке говорят о том, что в некоторых муниципальных образованиях детские сады не полностью укомплектованы педагогическими кадрами, но при этом не приводят никаких статистических данных, которые подтверждали бы данный факт. В Российской Федерации единое образовательное пространство, бесплатное и доступное образование, в том числе дошкольное, и если мы введём такое право для педагогических работников, то мы нарушим и ограничим права других граждан, мы нарушим права детей работников иных сфер, в том числе бюджетных, - врачи, социальные работники и работники культуры в этом случае должны претендовать на такое же право. В отзывах, которые поступили от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отмечается, что решение задачи стимулирования граждан, которые имеют малолетних детей, к поступлению на педагогическую работу находится не только и не столько в правовой плоскости, сколько требует комплексного подхода в различных сферах жизнедеятельности граждан. Правительство представило, как сказал Олег Николаевич, отрицательное заключение, Счётная палата представила отрицательное заключение, субъекты, которые высказали своё мнение, также не поддерживают законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы тоже говорит о том, что здесь нарушается концептуальный принцип общедоступности дошкольного образования. Исходя из изложенного комитет предлагает данный законопроект не поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос и к Ларисе Николаевне, и к Олегу Николаевичу. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то категории работников в Российской Федерации, которые имеют право на приоритетное получение мест для их детей в садиках, и если есть, то какие и почему перечень этих категорий не может быть расширен? В таком контексте тот аргумент, что невозможно принять решение ввиду нарушения прав иных граждан, очевидно, представляется сомнительным. И, Олег Николаевич, всем известно, что в системе здравоохранения дефицит кадров, это на самом деле большая проблема, особенно для сельского здравоохранения. В отношении дошкольного образования насколько мы всё-таки можем говорить о том, что есть вакансии и, соответственно, необходимы дополнительные меры, для того чтобы стимулировать людей к работе в соответствующем сегменте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, отвечайте поочерёдно. ТУТОВА Л. Н. Можно мне, Олег Васильевич? По первому вопросу. Вы спрашиваете, граждане каких категорий могут определять своих детей во внеочередном порядке в дошкольные образовательные организации. У нас таких категорий пятнадцать, и Олег Николаевич говорил о них в своём выступлении. Это в основном представители силовых структур, органов прокуратуры, судьи, то есть те люди, которые, выполняя свои функции и полномочия, служа нашей стране, сталкиваются с необходимостью переезжать с одного места на другое, менять место жительство. Наверное, нужно нам поддержать возможность для них пользоваться этим правом, которое уже определено в законе. Граждане 15 категорий имеют такое право. На второй вопрос пускай Олег Николаевич ответит, потому что это в пояснительной записке говорится о том, что у нас дефицит кадров, но Олег Николаевич не подтвердил это никакими данными. Я ими тоже не располагаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон Смолину Олегу Николаевичу включите, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Я подтверждаю, уважаемый Олег Васильевич, что у нас уже есть немало категорий граждан, которым разрешено во внеочередном порядке получать место в детском саду для своего ребёнка. И хотел бы как раз Ларису Николаевну спросить, между прочим, почему если им можно, то педагогам нельзя? Почему сапожники должны оставаться без сапог, а пирожники - с сапогами? Теперь что касается вопроса по поводу дефицита кадров. У меня нет общероссийских данных, но, повторяю ещё раз, я не придумал этот законопроект, он подготовлен в связи с обращением мэра города Омска, в котором отмечается, что в данном городе трудно решать проблему обеспечения детских садов педагогическими кадрами, в частности, потому, что, помимо невысокой заработной платы, не существует льготы внеочередного поступления в садик детей педагогов. Мы же прекрасно понимаем, что молодые мамы с педагогическим образованием очень охотно идут на работу в детский садик, если имеют возможность привести с собой своего ребёнка. Так что статистики нет, но проблема точно есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Ларисе Николаевне. Лариса Николаевна, всё-таки в отношении концептуальности и нарушения прав других граждан. Объективно объяснить, почему для 15 категорий граждан существует эта льгота, а для других нет, на мой взгляд, невозможно. Но может, вы всё-таки попытаетесь нам пояснить, почему судья, имея соответствующий уровень гарантий и финансовых возможностей, может устроить ребёнка в садик - и, кстати, ездить, находиться за рулём пьяным в соответствии с последним приказом нашего МВД, - а вот учитель или врач не может? Они менее значимую функцию выполняют в государстве? ТУТОВА Л. Н. Вы знаете, действительно, все равны перед законом. И нашему государству нужно не определять ещё какие-то категории граждан, которые будут обладать приоритетным правом, а всё-таки решать задачу доступности и повышения качества дошкольного образования, чем и занимаются сейчас и правительство, и министерство образования, и субъекты Российской Федерации. У нас есть партийный проект, который решает эту задачу с 2010 года: сначала был проект "Детские сады - детям", сейчас это также проект "Новая школа". Выделяются немалые деньги, и мы с вами здесь это подтверждаем. Нужно создавать новые места в детских садах, чтобы всех обеспечить местами, а не определять какие-то новые, иные категории граждан, которые пользовались бы этим приоритетным правом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Лариса Николаевна, хотел другой вопрос задать, но не могу не спросить вот о чём. Вы только что сказали, что у вас есть партийный проект, выделяются немалые деньги на решение задачи обеспечения местами в детских садах. Поясните, пожалуйста, что это за деньги, кем они выделяются и какое отношение к этому имеет ваша партия? ТУТОВА Л. Н. С 2010 года реализуется проект "Детские сады - детям", на который выделяются немалые суммы из федерального бюджета. Мы с вами, утверждая бюджет, выделили 130 миллиардов рублей, из бюджетов субъектов на софинансирование строительства и реконструкции детских садов было выделено 80 миллиардов рублей. Это немалые деньги, и у нас есть данные, которые подтверждают успешность реализации этого проекта. Председатель правительства высоко оценил реализацию этого проекта. Более миллиона мест в детских садах было создано, более пяти тысяч детских садов было построено, мы все являемся участниками реализации этого проекта. Сейчас решается задача обеспечения доступности дошкольного образования для детей до 3 лет - будем строить ясли и создавать новые места в дошкольных образовательных организациях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемая Лариса Николаевна, я или не поняла, или что-то забыла: я помню, что всегда водила своих деток в детский сад и платила, и сейчас так же. Ну, бесплатно предоставляется что-то основное, но мы же всё равно платим за сад, учитывается питание и так далее. Как это вы говорите, что ничего не платят, поэтому все одинаковы? У судьи одна зарплата, у учителя - другая. Разъясните, пожалуйста. ТУТОВА Л. Н. Тамара Васильевна, я не говорю, что ничего не платят, я говорю, что образовательные программы, которые реализуются в образовательных организациях, бесплатны для наших деток и в детских садах, и в школах. Всё, что направлено на развитие, на воспитание, материальная база, игровой, спортивный и другой инвентарь - всё это за счёт государства. Что касается питания - да, но есть категория граждан, которые пользуются определёнными льготами: возвращается, компенсируется некоторым родителям плата за посещение ребёнком дошкольной образовательной организации. И всё-таки возвращусь к предыдущему вопросу и скажу, что за бюджет здесь голосует только фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поэтому мы и говорим, что именно эта партия имеет отношение к проекту "Детские сады - детям". (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Лариса Николаевна, не только фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за бюджет, но я хотел поинтересоваться другим. Вот вы в своём выступлении сказали, что данный законопроект нарушает право других категорий населения на получение образования. Я давно живу на улице Улофа Пальме и наблюдаю очень часто такую картину: одни дети садятся в служебные "БМВ" и едут в школу, а другие дети в эту самую школу идут пешком. Не считаете ли вы, что в данной ситуации тоже нарушаются права депутатских детей на доступ в образовательные учреждения? ТУТОВА Л. Н. Вы знаете, родители, которые сажают детей в машину и везут в школу, мне кажется, поступают неправильно, потому что ребёнок должен дойти до школы, по пути проснуться и к первому уроку быть в бодром состоянии. А те родители, кто так поступает, имеет такую возможность... ну, пускай так поступают, это их право. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Лариса Николаевна, вы отметили, что в неравные условия будут поставлены дети работников иных сфер, в том числе бюджетных. Как вы считаете, компенсация бюджетникам оплаты частных детских садов - более реальная инициатива, чем та, которую мы сейчас рассматриваем? ТУТОВА Л. Н. Повторите, пожалуйста, суть вопроса я не поняла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите вопрос, пожалуйста, Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В. Лариса Николаевна, как вы считаете, компенсация бюджетникам оплаты частных детских садов - более реальная инициатива, чем та, которую мы сейчас рассматриваем? ТУТОВА Л. Н. Такая инициатива есть. По последним предложениям нашего президента программа материнского капитала сохранена и продлена до 2021 года, и материнский капитал может быть использован в том числе для оплаты частного детского сада, есть такой вариант, пожалуйста, им можно воспользоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лариса Николаевна. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Мы, конечно, поддержим законопроект коллеги Смолина, но хотел бы сделать несколько общих ремарок. Первое. Безусловно, должны быть равные правила для всех, и ссылка на то, что якобы судьи перемещаются из региона в регион, совершенно несостоятельна, потому что все мы хорошо знаем судей федеральных судов в своих территориях и знаем, что, как правило, эти люди работают в соответствующих районных судах, в городах, в сёлах на протяжении долгих лет, десятилетий, никуда не выезжая за пределы своего региона, за исключением, понятно, верхушки - председателя областного или иного субъектового суда. Должны быть одинаковые правила, а если правила неодинаковые, соответственно, исключения из этих правил могут распространяться на дополнительные категории, то есть этот аргумент, по сути, не является аргументом. Второе. Конечно, также резануло высказывание по поводу партийных проектов - ну давайте тогда будем говорить о партийных проектах во всей их совокупности. Мы будем очень рады, и я уверен, что население России оценит искренность и открытость, если прозвучат слова по поводу партийного проекта "ЕДИНОЙ РОССИИ" об отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам. Это же решение принималось в рамках бюджета, и будет справедливо, чтобы оно тоже было на знамёнах той партии, которая его приняла. И последняя ремарка. На самом деле вот то, что мы обсуждаем возможность внеочередного приёма, при всей правильности подхода к людям, получающим на самом деле не очень высокую, в отличие от судей и работников следственных органов, заработную плату, - это обсуждение уходящего дня. В прошлом году число новорождённых в стране сократилось на 200 тысяч: если в 2016 году родилось 1 миллион 800 тысяч человек, то в 2018-м - 1 миллион 600 тысяч. Мы приближаемся к глубокой демографической яме, и в этом контексте необходимо принимать решение не просто по перераспределению существующих ресурсов, а по их увеличению: например, давать доплаты родителям детей, которым не досталось мест в детских садах, в яслях, до достижения ребёнком школьного возраста или использовать те модели, которые великолепно применяются в странах Скандинавии, Северной Европы, во Франции, где рождаемость, напомню в очередной раз, существенно выше, чем в России, а в ряде европейских стран уже выше, чем на Северном Кавказе. Необходимо подходить к решению проблем более масштабно, и не надо говорить, что нет денег в бюджете, - их на самом деле не будет, если мы скатимся в демографическую яму и количество работающих людей через 20 лет у нас сократится примерно на треть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Вот я уже по привычке думаю: ну, закон вообще не потребует денег. Обычно, когда закон требует финансов, говорят, что это либо неадресная помощь, либо в бюджете расходы не заложены, либо ещё что-то, поэтому нельзя его принять, но в данном случае денег не требуется. Аргумент приводится один: правительство против. Ну, всё правительство, конечно, этот вопрос не рассматривало, это однозначно. Обычно рассматривает одно какое-то ведомство - в данном случае, наверное, минобр, - потом документ идёт на подпись, его подписывают и направляют сюда к нам. Но наверное, у Государственной Думы есть и свои права, и свои, так сказать, возможности, и я постоянно спрашиваю: мы сами когда-нибудь будем что-нибудь делать? Вячеслав Викторович старается, но мы все ограничены, мы понимаем... Вот зачем нас сюда посадили? Вы знаете, я в школе проработала довольно много - 27 лет, и в наше время, когда мы были молодыми, всё-таки быть учителем было престижно, правда, уже не так, как в начале прошлого века, тогда эта профессия вообще была очень престижной: учитель шёл по селу, и все снимали шапки и кланялись ему, потому что он был человеком образованным и давал знания детям. В наше время мы думали уже немножко по-другому - о том, что у учителей есть льготы. Например, мы получали льготы по оплате коммунальных услуг - правда, потом их потихонечку стали урезать, - то есть почти не платили в сельской местности за коммунальные услуги, хотя платежи и были совсем небольшие, тем не менее была эта льгота. Потом потихонечку стали урезать: в селе вместо 3 тонн угля стали привозить учителю 1 тонну и так далее, объясняя это сложной ситуацией в стране. Кроме того, давали квартиры: если человек окончил вуз, приехал работать, его должны были обязательно обеспечить жильём, потом и это всё потихоньку ушло, как и распределение. А теперь мы спрашиваем: почему у нас учителей перестали уважать, почему у нас их стало мало, а хороших учителей вообще единицы? Скажите, пожалуйста, как можно сдать ЕГЭ и пойти в пять вузов... Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ПЛЕТНЁВА Т. В. ...в пять вузов - идите куда хотите?! Ну какой же это будет учитель, если человек выбирает несколько вузов, и на всякий случай - пед? Это совершенно неправильно, выбор профессии - это серьёзное дело! Посмотрите, как много сегодня стали говорить о наставничестве, о шефстве, и это абсолютно правильно. Надо пересмотреть и этот вопрос: если человек выбирает профессию, он должен выбрать вуз, сдать нормально все экзамены, а если он ошибся, он может потом в другой вуз поступить. А сегодня с этим самым ЕГЭ... Представьте себе, человек собирался поступать в медицинский, например, сдавал химию и биологию, потом ему не понравился этот вуз, но, чтобы в другой поступить, он уже должен пересдать ЕГЭ, по другим предметам, а он всё забыл. Я не знаю, откуда это к нам пришло. Ладно экономика, говорите, была плохая, но образование-то было самое лучшее! Нужно дать сегодня учителю возможность иметь эту льготу. Их и так мало, и детей рожают тоже мало - сами видите, что происходит в стране, какая демографическая ситуация. Поэтому, если учителя хотят работать - их не хватает, кстати, вы посмотрите, сейчас в сельской школе один учитель может одновременного вести и рисование, и математику, и что хотите, - давайте им дадим хотя бы возможность отдать ребёнка в детский садик без очереди. Я абсолютно согласна с Ларисой Николаевной, когда она говорит, что у нас построено много детских садов. Это правда, это был очень хороший проект. В нашей области было построено 18 прекрасных, красивых садиков, это всё хорошо, и мы все имеем к этому отношение, не только одна партия, мы все это поддерживали, все были на открытии этих детских садов. Но сегодня опять возникают проблемы - иногда не хватает мест. И что тогда делать? Мы же уже дали льготы другим категориям граждан, но это объясняют тем, что они переезжают, их могут направить и так далее. Так это не аргумент - переехать может и учитель, и кто угодно. Педагогов сегодня очень мало, их нужно поддержать, эту льготу им нужно дать, закон абсолютно ничего не потребует из бюджета, и это будет совершенно правильно - хоть какая-то поддержка! У нас были тут выступления с трибуны, Валерий Фёдорович говорил о том, что надо учителям вообще запретить участвовать в выборных кампаниях, потому что там всё не так... Вы же понимаете, учителей используют для другой работы, и очень часто, это было всегда, и в советское время, - и лекции, и работа с родителями, и на выборах используют постоянно. А дать учителю возможность в садик отправить ребёнка - нет, этого не надо, потому что это нарушает права других. Я к учителю добавила бы ещё врача. Посмотрите, во что сегодня превратились районные больницы, там нет специалистов абсолютно! Больницы реорганизовали, как это называют, и получилось так, что теперь сердечника везут за десятки километров в другую, городскую больницу, для того чтобы оказать помощь. Да пока везут по бездорожью, он помрёт! Надо ездить по стране и видеть всё это! Сегодня ни о чём мы спорим, совершенно ни о чём. Я считаю, что законопроект абсолютно правильный. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Дамдинову Алдару Валерьевичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - Никонов Вячеслав Алексеевич сказал, что у него будет возможность выступить. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, начну с последнего - с фразы, что это партийный проект. Во-первых, я напомню, что закон "О политических партиях" запрещает государственным служащим использовать преимущества их должностного положения в интересах партийной деятельности, - прямой запрет. Во-вторых, законом "О государственной гражданской службе..." также запрещается политическая деятельность в органах государственной власти. Так что, коллеги, когда вы делаете такие заявления, то нарушаете как минимум два закона. Просьба, скажем так, выбирать выражения, когда вы с этой трибуны выступаете, говорите от имени парламента. И напоминаю, что все законы, которые здесь принимаются, мы с вами принимаем как депутаты Государственной Думы, которые за это получают деньги. А средства, которые идут на финансирование этих программ, - это средства налогоплательщиков, напоминаю вам, если вы забыли. Средства федерального бюджета, регионального либо местного бюджета - это средства налогоплательщиков. Теперь по сути законопроекта. Хотелось бы отметить, скажем так, мотивы, то, почему правительство отказывается поддержать этот законопроект. Ссылаются на Конституцию - спорить с тем, что записано в Конституции, я, конечно же, не буду, вместе с тем наше законодательство, скажем так, в связи с особенностями деятельности отдельных категорий граждан, государственных служащих устанавливает как определённые ограничения, так и определённые преференции, и это не считается нарушением Конституции. Сегодня прозвучал вопрос о том, есть ли вообще такие нормы в законе, которые дают преференции работникам, представителям тех или иных профессий при обеспечении их детей местами в детских садах. Они есть, и если мы этот список пополним педагогическими работниками, то это не будет нарушением Конституции. Так что вот этот довод, на мой взгляд, неубедителен и несостоятелен. Кроме того, надо признать, что проблема с обеспечением местами в детских дошкольных учреждениях действительно имеется, денег на это выделяется недостаточно... Добавьте, пожалуйста, время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ГАРТУНГ В. К. ...денег выделяется недостаточно. Мало того, когда принимали закон о бюджете, были поправки, инициированные нашей фракцией, в которых мы предлагали увеличить финансирование строительства образовательных учреждений, в том числе дошкольных. К сожалению, они не были поддержаны именно большинством в этом зале, тем не менее мы не поднимаем это на знамёна и не говорим, что в этом виновата только фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - мы все, парламент должен найти средства на финансирование выполнения обязательств государства перед гражданами. Это первое. Вторая проблема. Мы не можем обеспечить граждан, наших маленьких граждан местами в детских садах не только потому, что их не хватает, но ещё и потому, что не хватает работников, сотрудников, которые могли бы там работать. Посмотрите, было предложение увеличить срок выплаты детского пособия по уходу за ребёнком, то есть выплачивать пособие по уходу за ребёнком в возрасте от полутора до 3 лет, если, скажем так, не было предоставлено место в детском саду. Такое предложение от нашей фракции было, но оно не было поддержано. Представьте себе, что... В общем, перейду к экономике. В этом законопроекте написано - и никто этого не отрицает, - что денег из бюджета не потребуется. Но я хочу сказать, что принятие этого закона сэкономило бы деньги для бюджета, потому что если педагогический работник будет готов выйти на работу в то же дошкольное учреждение, в котором будет находиться его ребёнок, то мы фактически две проблемы сможем решить: во-первых, мы решим проблему с обеспечением кадрами; во-вторых, мы решим проблему с доходами семьи - два вопроса сразу решим! Мы считаем, что как вынужденную меру можно было бы этот законопроект поддержать. Если в такой редакции, в виде императивной нормы федерального закона вы не готовы его поддержать, то можно по-другому: у нас была практика, когда мы давали регионам возможность вводить такого рода преференции. У нас есть такая практика по многим законам, по Жилищному кодексу например. Если мы не готовы принять решение для всей страны, то давайте дадим такое право регионам. Если мэр Омска считает, что у них есть эта проблема, а мы считаем, что в стране такой проблемы нет, то давайте дадим возможность органам местного самоуправления или региону региональным законом ввести такую норму - почему нет? Давайте во втором чтении это отрегулируем, но, по большому счёту, не признавать наличие проблемы нельзя. Авторы законопроекта предлагают вариант решения, может быть, он не всем нравится, кому-то не нравится - ну давайте во втором чтении его отредактируем, но всё-таки найдём возможность каким-то образом эту проблему решить. Наша фракция поддерживает концепцию этого законопроекта и предлагает его принять в первом чтении, а ко второму чтению доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Дамдинов Алдар Валерьевич. Пожалуйста. ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проблема обеспечения местами в дошкольных учреждениях на сегодняшний день действительно остаётся острой, и мы с вами не раз обращались к ней. Но всё-таки я хотел бы напомнить, что в 2012 году именно фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовала за федеральный бюджет, в котором были заложены средства на программу МРСДО. Действительно, эта программа позволила субъектам Российской Федерации решить очень много вопросов, связанных с обеспечением местами в дошкольных учреждениях. Напомню её краткие характеристики: более 130 миллиардов было выделено из федерального бюджета, при этом было ещё софинансирование из региональных бюджетов - порядка 82 миллиардов рублей; создан 1 миллион мест, точнее, 1 131 163 места, построено 1576 новых зданий, более 250 зданий возвращено в систему дошкольного образования, ну и как результат - охват 99 процентов. Конечно, есть вопросы по поводу статистики, мы с вами об этом говорили не раз, но мы с вами ещё должны помнить, что Президент России совсем недавно на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей поставил задачу перед Правительством Российской Федерации по стопроцентному охвату дошкольным образованием детей в возрасте до 3 лет, и эту задачу нужно выполнить до 2021 года. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект, поскольку мы считаем, что решать проблемы с кадровым обеспечением, с очередями в учреждения дошкольного образования нужно комплексно и нужно обеспечить реализацию конституционного права на получение дошкольного образования независимо от наличия льгот при зачислении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Александр Юрьевич, законопроект носит дискуссионный характер, здесь обсуждались разные мнения, точки зрения, подходы, и ссылались на то, что правительство не поддержало законопроект. Если можно, аргументируйте позицию правительства. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Действительно, правительство не поддерживает, официальный отзыв правительства от 16 марта 2017 года отрицательный, и те же аргументы уже приводились и в содокладе, и в выступлениях оппонентов. Могу только ещё раз повторить, что основная причина, по которой правительство не поддерживает данный проект федерального закона, заключается в том, что принятие этого закона затруднит реализацию конституционного права на получение дошкольного образования для лиц, не имеющих льгот при зачислении. Коллеги, мы опять сталкиваемся с ситуацией, когда при всём желании действительно помочь, в том числе и такой важной категории наших граждан, как педагоги, выбранный механизм не позволяет, на наш взгляд, достичь этой цели с оптимальным результатом, поэтому правительство не поддерживает законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста. Подготовиться Ларисе Николаевне. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы ещё раз выслушали возражения уважаемого правительства и уважаемого комитета, которые, с моей точки зрения, повторяю, никакой критики не выдерживают. Нам говорят, что у нас единое образовательное пространство и социальное пространство, поэтому, дескать, все должны быть равны. Но во-первых, у нас нет единого социального пространства, коллеги. По официальным данным того же "Общероссийского народного фронта", педагог в Алтайском крае в среднем, грубо говоря, я округляю, получает 20 тысяч, а в Ямало-Ненецком автономном округе - 96 тысяч, то есть в 4,5 раза больше. Какое единое социальное пространство, коллеги?! Во-вторых, у нас нет единого социального пространства и в профессиональной части. Вот, говорят, по Конституции все равны, но это не помешало правительству установить льготы для 15 категорий. А почему для 16-й нельзя? Никто до сих пор ничего внятного на этот вопрос не ответил, и, я уверен, не ответит, коллеги. Вы мне скажете, что силовые структуры выполняют государственные функции, - это правда. Я ни в коем случае не хочу никого ущемлять в правах, но в этом зале в своё время представитель президента нам пояснял, что по действующей Конституции есть как минимум ещё две категории граждан, которые выполняют важнейшие государственные функции, - это педагоги, которые обеспечивают получение бесплатного образования, и врачи, которые обеспечивают получение бесплатной медицинской помощи. Кстати, я нисколько не возражаю, чтобы такие же возможности были предоставлены и медицинским работникам. Коллеги, у работников силовых структур сейчас зарплата больше, чем у педагогов или у медицинских работников, защита больше: если вы, не дай бог, дотронулись до полицейского - это одно дело, и совсем другое дело, если до учителя, по этому поводу ничего не сказано, - льготы при получении жилья больше. Почему мы не хотим хотя бы по части детей уравнять их в правах? Повторяю, это даже не вопрос о правах педагогических работников, это вопрос о кадровом обеспечении системы образования. Если мы признаём, что самое главное для развития общества в XXI веке - это человеческий потенциал, то кто его будет создавать, коллеги? Его создают как раз педагоги, медицинские работники, работники культуры! Я прошу поддержать закон, тем более что никаких средств он не потребует и никаких разумных аргументов против его принятия мы не услышали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - Лариса Николаевна Тутова. Пожалуйста. ТУТОВА Л. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, на заседании комитета мы действительно всесторонне рассматривали данный законопроект и всё-таки считаем, что качество и доступность дошкольного образования для всех семей и для всех детей - это та приоритетная цель, которой мы вместе с вами должны достичь. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в часть 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части права внеочередного приёма детей педагогических работников в государственные и муниципальные образовательные организации для освоения образовательных программ дошкольного образования", 3-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 51 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.