Заседание № 276

19.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 819547-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении общих требований к организации и проведению торгов в отношении государственного и муниципального имущества, имущественных и иных прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3027 по 3304 из 5217
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя         
руководителя Федеральной антимонопольной службы Геннадия Геннадьевича           
Магазинова.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.         
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Благодарю      
вас за возможность выступить с докладом о проекте федерального закона "О        
внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Законопроект разработан по          
указанию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и       
предусматривает введение единых унифицированных правил проведения торгов по     
реализации государственного и муниципального имущества. Представленная на       
рассмотрение Государственной Думы редакция законопроекта - это результат        
кропотливой совместной работы правительства, антимонопольной службы и           
заинтересованных ведомств. Данный законопроект имеет важное значение для        
развития конкуренции, поскольку торги позволяют обеспечить равный доступ всех   
лиц к государственному и муниципальному имуществу и реализацию предмета         
торгов по наиболее выгодным условиям.                                           
                                                                                
Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим. На сегодняшний    
день правила проведения имущественных торгов устанавливаются отраслевыми        
нормативными актами, при этом данные акты предусматривают различное             
регулирование, в том числе по положениям, не имеющим отраслевой специфики, -    
например, порядок размещения извещения о проведении торгов, порядок подачи      
заявок. Некоторые из таких актов по-прежнему не предусматривают электронной     
формы проведения торгов. Кроме того, большинство актов не содержат требований   
о размещении информации о заключённых договорах на официальном сайте торгов,    
что не позволяет государству получать достоверную информацию о прогнозируемых   
и фактических поступлениях в бюджет от реализованного на торгах имущества.      
                                                                                
Законопроектом предлагается ввести следующие базовые нормы: принципы            
проведения торгов, общие правила проведения торгов в форме аукциона,            
размещение извещения о торгах на официальном сайте, проведение торгов в         
электронной форме на федеральных площадках, определённых правительством для     
работы в сфере госзакупок, единые сроки размещения извещения о проведении       
торгов, перечень функций организатора торгов и оператора торговой площадки,     
бесплатность торгов, заключение договора с единственным участником и            
размещение информации о заключённых договорах на сайте torgi.gov.ru и другие.   
Отраслевую специфику проведения торгов - например, порядок определения          
начальной цены, предмет торгов, специальные требования к участникам торгов -    
продолжит регулировать отраслевое законодательство. И важно отметить, что       
законопроект не вводит новые процедуры торгов, не устанавливает необходимости   
проведения торгов для тех случаев, в которых они сейчас не являются             
обязательными.                                                                  
                                                                                
По мнению ФАС России, введение единых унифицированных правил проведения         
торгов в электронной форме позволит повысить уровень конкуренции на торгах,     
сформировать однородную правоприменительную практику и раскрыть информацию о    
процедуре заключения каждого договора, о его наименовании, сроке и порядке      
исполнения, цене. Указанное приведёт к увеличению поступления доходов в         
бюджет, а также позволит получать достоверную информацию о поступлениях в       
бюджет от реализации имущества на торгах и осуществлять соответствующий         
контроль.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать принятие данного законопроекта в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Антон Александрович Гетта.                                     
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно доложил   
о нормах законопроекта. Комитет по защите конкуренции детально рассмотрел       
законопроект и отмечает следующее. Унификация требований к организации и        
проведению государственных и муниципальных имущественных торгов концептуально   
возражений не вызывает и, по мнению комитета, является важным законодательным   
решением по повышению прозрачности и конкурентности таких торгов.               
                                                                                
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний. Необходима гармонизация    
норм об общих требованиях к проведению торгов и предлагаемых изменений в иные   
законодательные акты, поскольку в текущей редакции просматриваются риски        
возникновения правовой неопределённости в вопросах приоритета применения        
норм, вводимых в 135-й федеральный закон. Необходимо проработать вопрос         
внесения в законопроект поправок об унификации корреспондирующих норм,          
связанных с проведением торгов.                                                 
                                                                                
На законопроект из регионов поступило 58 отзывов от высших должностных лиц и    
органов исполнительной власти, а также 29 отзывов от законодательных органов    
власти. Имеются замечания и предложения, но все поступившие из регионов         
отзывы положительные. Имеются другие предложения по законопроекту, которые мы   
договорились обсудить при подготовке ко второму чтению в рамках рабочей         
группы, экспертных встреч и совещаний при Комитете по защите конкуренции. К     
примеру, регионы предлагают установить единую однократную регистрацию           
участников торгов в ГИС. Это упростит жизнь как тем, кто выводит имущество на   
торги, так и тем, кто думает о том, чтобы его приобрести. Имеющиеся замечания   
по законопроекту могут быть учтены при подготовке его к рассмотрению во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Комитет по защите конкуренции поддерживает концепцию законопроекта и            
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Геннадий Геннадьевич, обеспечение равного доступа к     
государственному и муниципальному имуществу и имущественным и иным правам, а    
также введение единого порядка проведения процедуры торгов и участие            
предпринимателей в таких торгах в единой цифровой среде - считаем, всё это      
невыполнимо для тех, кто проживает на территориях с плохим покрытием связи и    
Интернета. Вопрос: какое решение вы предлагаете для граждан, которым качество   
связи и Интернета не позволяет полноценно принимать участие в таких торгах и    
аукционах?                                                                      
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г. Уважаемый Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Ну, так как   
у нас сейчас унифицируется 18 процедур, надо определиться, о какой процедуре    
мы будем говорить. А так по ряду процедур действующее законодательство уже      
предполагает для тех граждан, которые проживают в удалённых, труднодоступных    
местностях, где отсутствует доступ к сети "Интернет", в том числе сохранение    
бумажных форм торгов. В этой части сейчас ничего не меняется, те граждане, у    
которых это право сейчас есть, его сохранят, это не меняется ни по земле, ни    
по рыбоводным участкам, ни по иным процедурам торгов.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Занко Ольга Николаевна.                                   
                                                                                
АНТРОПЕНКО И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Депутат Антропенко по карточке Занко.                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Геннадьевич, конечно, очень важная и ответственная работа    
- унификация отраслевых торгов, это очень правильно. Вместе с тем хотелось      
бы, чтобы вы уточнили, какие механизмы в связи с принятием данного закона       
предусмотрены для выявления и пресечения картельных сговоров и                  
недобросовестной конкуренции в процессе торгов государственным и                
муниципальным имуществом и какова в этом будет роль государственной             
информационной системы "Антикартель"?                                           
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г. Уважаемый Игорь Александрович, спасибо за вопрос.               
Законопроект направлен на то, чтобы мы как можно большее количество торгов      
проводили в электронной форме. Как только мы добьёмся этой цели, мы получим     
фиксацию всех действий участников торгов, площадки, организатора торгов, и      
уже по этим цифровым следам, по цифровой информации, которая собрана в          
цифровом пространстве, как раз таки и работает наша система, уже введённая в    
промышленную эксплуатацию, ГИС "Антикартель": она именно на основании           
цифрового следа правонарушителей выявляет признаки картельного сговора. То      
есть унификация торгов как раз таки направлена на то, чтобы больше торгов       
могло охватываться системой "Антикартель".                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Вопрос докладчику.                                                 
                                                                                
Уважаемый Геннадий Геннадьевич, законопроектом предусмотрено, что в случае      
уклонения победителя торгов от заключения договора договор заключается с        
участником, занявшим второе место. Уточните, пожалуйста, а в случае отказа      
этого участника будет ли предложено заключение договора участнику, занявшему    
третье место, ну и так далее?                                                   
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г. Уважаемый Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Сейчас положение     
законопроекта не предполагает дальнейшей ступеньки - предложения следующим      
участникам заключить договор. Мы решили ограничиться двумя, потому что здесь    
важен баланс. Бесконечное удлинение этих очередей заключения договора может     
сорвать проведение торгов так же, как и отсутствие нормы о том, что надо        
заключать со вторым.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Геннадий Геннадьевич, вы предлагаете закрепить в       
законе положение о заключении договора с участником торгов, занявшим второе     
место на торгах, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора.   
В связи с этим хотелось бы уточнить: регламентированы ли критерии оценки        
уклонения победителя торгов от заключения договора и требует ли здесь           
правовой механизм соответствующей корректировки? Это первый вопрос.             
                                                                                
И второй. Что касается десятидневного моратория - о чём говорит                 
правоприменение на этот счёт и насколько этот срок достаточен?                  
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г. Уважаемый Анатолий Борисович, спасибо за вопросы.               
                                                                                
Начну с ответа на второй. Мне кажется, мы должны стремиться к тому, чтобы       
договоры по результатам торгов заключались в кратчайшие сроки. Поэтому мы       
делаем всё, от нас зависящее, чтобы заявители успевали подавать жалобы в        
достаточный для подачи заявления десятидневный срок, а мы, в свою очередь,      
потом, после поступления этой жалобы, в семидневный срок с максимальным         
продлением ещё на семь дней рассматриваем жалобы таких заявителей и             
справляемся с этой работой, за свои процессуальные сроки мы не выходим и тем    
самым обеспечиваем динамичный гражданский оборот предмета торгов.               
                                                                                
Что касается первого вопроса. На основании сформировавшейся практики действия   
нормативных правовых актов такие критерии зафиксированы, но, если есть          
необходимость, мы можем более детально обсудить регламентацию этих критериев    
в законопроекте ко второму чтению.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новиков Владимир Михайлович.                              
                                                                                
НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Геннадий Геннадьевич, актуальным на сегодняшний день остаётся вопрос, который   
не раз уже обсуждался с Федеральной антимонопольной службой, о введении         
ответственности за представление недостоверных сведений при закупках. ФАС       
также обращает внимание, что представление "подложного опыта" может быть        
рассмотрено службой при установлении признаков сговора с заказчиком и что       
именно презентация таких фальсифицированных данных оказывает негативное         
влияние на результаты конкурса, фактически лишая добросовестных участников      
шанса на победу в справедливой и конкурентной борьбе. Вопрос такой: учтено ли   
в данном законопроекте мною сказанное? Если нет, то возможно ли во втором       
чтении это учесть, так же как и предусмотреть ответственность за такие          
действия?                                                                       
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г. Владимир Михайлович, спасибо за вопрос. Как мне кажется, эта    
проблематика более остро стоит в вопросах проведения торгов в сфере             
госзаказа, то есть по 44-му и 223-му законам, а мы в рамках этого               
законопроекта говорим только об имущественных торгах, то есть о торгах по       
продаже государственного и муниципального имущества. Я такой остроты проблемы   
не чувствую, поэтому, наверное, нет необходимости, действующие положения        
сейчас нам позволяют с этим справляться и бороться, таких жалоб у нас нет.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говырин Алексей Борисович.                                
                                                                                
ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Геннадьевич, на мой взгляд, это действительно очень          
актуальный законопроект, тем более что предприниматели на встречах очень        
часто жалуются на недостаточную прозрачность закупочных процедур и отсутствие   
информации о том, что тот или иной государственный орган проводит закупку. Но   
мой вопрос связан с тем, что в пояснительной записке указано, что данным        
законопроектом вносятся корректировки в 12 нормативных правовых актов, где      
как раз указаны отраслевые требования, при этом требования законопроекта        
минуют такие важные темы, как банкротство, концессионное соглашение,            
государственно-частное и муниципально-частное партнёрство, - планируется ли     
ко второму чтению доработка данного законопроекта с целью расширения сферы      
его действия?                                                                   
                                                                                
МАГАЗИНОВ Г. Г. Алексей Борисович, спасибо за вопрос. Сразу скажу, что ко       
второму чтению расширять и включать в предмет данного законопроекта те          
процедуры, которые вы перечислили, не предполагается, поскольку в рамках        
данного законопроекта мы взяли в периметр нашего внимания процедуры, которые    
направлены на реализацию государственного и муниципального имущества, а если    
мы говорим о банкротстве, то там всё-таки истории с частной собственностью. В   
периметр нашего внимания сейчас попало 18 процедур, и все они связаны с         
реализацией государственного и муниципального имущества. И механизмы, которые   
мы предлагаем сейчас ввести, направлены на то, чтобы мы могли в большей         
степени прогнозировать и контролировать поступления в бюджетную систему         
Российской Федерации от реализации предмета торгов. Потом, на следующем         
этапе, возможно, мы рассмотрим и другие процедуры, если в этом будет            
необходимость.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Полномочный представитель            
президента? Правительства? Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик?   
Тоже нет.                                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты       
Российской Федерации", пункт 11.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.