Заседание № 295
22.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 819077-6 "О внесении изменений в статью 93-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня законодательных и иных правовых актов, которыми могут устанавливаться условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5391 по 5399 из 8806
Сначала Надежда Сергеевна Максимова по ведению. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Иван Иванович. Законопроекты, обозначенные в повестке дня под пунктами 37 и 38, предлагаю рассмотреть с одним докладом и содокладом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у нас это так и запланировано. Хорошо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5739 по 5844 из 8806
Одновременно рассматриваем 37-й и 38-й вопросы порядка работы. 37-й вопрос, проект федерального закона "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам". И 38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 93-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, сегодня на ваше рассмотрение выносятся два законопроекта, связанные по своей идее. Один из них - изменение Бюджетного кодекса в части расширения перечня нормативных актов, которыми предусматривается возможность реструктуризации задолженности региональных бюджетов перед Российской Федерацией. Такая возможность предусмотрена Бюджетным кодексом, но с оговоркой, что реструктуризация может проводиться на основании принятого закона о бюджете Российской Федерации. Мы считаем, что такая норма несколько ущемляет в правах субъектов права законодательной инициативы, поскольку внесённый в Государственную Думу правительством закон о бюджете Российской Федерации фактически не предусматривает в дальнейшем возможности серьёзно изменять показатели бюджета, не даёт возможности депутатам, членам Совета Федерации, даже правительству и другим субъектам права законодательной инициативы предлагать провести реструктуризацию задолженности субъектов Российской Федерации. Именно поэтому мы предлагаем расширить перечень нормативных документов, включив в него не только закон о бюджете Российской Федерации, но и отдельные законы Российской Федерации, на основании которых может быть проведена реструктуризация задолженности. Таким образом, законопроект направлен на расширение наших с вами прав и на защиту бюджетов субъектов Российской Федерации, потому что фактически региональные власти стали заложниками диспропорции в межбюджетных отношениях, серьёзно увеличивается кредиторская задолженность регионов, что связано с ростом как коммерческой задолженности, так и задолженности по бюджетным кредитам. Другой из подготовленных пакетом законопроектов, которые мы сегодня рассматриваем, - это как раз так называемый закон о проведении бюджетно-кредитной амнистии. Вы, наверное, знаете, что фракция ЛДПР регулярно выносит на обсуждение законопроекты и отстаивает предложения о проведении амнистий - и амнистии капиталов, - и вот недавно мы внесли на рассмотрение Думы проект постановления о проведении амнистии по уголовному преследованию в связи со 110-летием основания Государственной Думы. Так вот мы считаем, что настал момент подумать и об амнистии бюджетной задолженности субъектов перед Российской Федерацией. Я напомню, что на сегодняшний день общая сумма закредитованности регионов составляет 2 триллиона 319 миллиардов рублей, и прогноз неутешительный для субъектов: экспертные данные показывают, что к концу года, скорее всего, эта задолженность составит уже рекордные - хотя и сейчас уже рекордные - 2 триллиона 900 миллиардов, увеличение приблизительно на 40 процентов с 1 января 2015 года. Правительство нам заявляет, что в такой инициативе нет необходимости, что меры, которые предлагаются в нашем законопроекте, не являются эффективными, в то же время Российская Федерация с большим успехом и с точки зрения, наверное, эффективности списывает задолженность иностранным государствам - уже списали больше 100 миллиардов долларов. Если считать по сегодняшнему курсу, то, как вы прекрасно понимаете, это 6-7 триллионов рублей. Недавно мы списали долг Кубе почти 32 миллиарда долларов, а также Вьетнаму, Алжиру, Афганистану и так далее. Это уже поставлено на поток, но почему-то касается только иностранных государств - видимо, наше правительство любит защищать экономические интересы зарубежных государств, но при этом не обращает внимания на экономические проблемы родных, российских регионов! Этим законопроектом мы предлагаем дать правительству возможность в течение одного года с момента принятия этого закона заключить соглашения с субъектами Российской Федерации о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Мы берём в качестве точки отсечения 1 января 2015 года, и сумма такой задолженности составляет 647 миллиардов рублей. Есть аргумент, что это потребует внесения изменений в бюджет Российской Федерации, что это повлечёт за собой какие-то выпадающие доходы. Уважаемые коллеги, эти доходы никогда уже бюджет Российской Федерации не увидит, потому что субъекты вернуть эти деньги никогда уже не смогут! Давайте раз и навсегда сделаем вывод, что регионы не способны это сделать: нет у них источников финансирования! И вот то, что мы сегодня обсуждали, - инклюзивное образование, закрытие коррекционных школ - это как раз одно из проявлений того, что субъекты просто не способны обеспечивать основные социальные гарантии. Наше предложение - списать субъектам долги по состоянию на 1 января 2015 года в сумме 647 миллиардов рублей. Это позволит облегчить их финансовое состояние, повысить их кредитные рейтинги, потому что это напрямую влияет на стоимость кредитов, которые субъекты Российской Федерации берут в коммерческих банках, а значит, это снизит и стоимость обслуживания коммерческих кредитов, принесёт дополнительные доходы в бюджеты субъектов Российской Федерации. Более того, когда правительство говорит, что занимается этим вопросом и выделяет бюджетные кредиты на льготных условиях - 310 миллиардов рублей в 2015 году, 310 миллиардов в 2016 году, - всё это от лукавого. Если вы посмотрите статистику, если вы посмотрите отчёты Министерства финансов, то увидите, что реально задолженность по бюджетным кредитам увеличилась на 160 миллиардов рублей в 2015 году. То есть нас с вами фактически обманывают, потому что в эти 310 миллиардов входит сумма кредитов, которые Российская Федерация требует от регионов вернуть. Вот если бы мы провели реструктуризацию, то по итогам 2015 и 2016 годов задолженность по коммерческим кредитам сократилась бы уже на 620 миллиардов рублей, практически приблизилась бы к нулю, но, к сожалению, правительство не хочет принимать во внимание этот вопрос и перекладывает всю ответственность на субъекты. Прошу поддержать законопроект партии ЛДПР и списать долги субъектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5855 по 5985 из 8806
С содокладом по 37-му и 38-му вопросам выступает Надежда Сергеевна Максимова, с места. Включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы разделяем озабоченность, которая была высказана докладчиком по поводу финансового состояния бюджетов многих субъектов Федерации, тем не менее обращаем внимание, что всё-таки бюджетные кредиты имеют совершенно другой статус. У нас есть дотации, которые выдаются регионам на бесплатной и безвозмездной основе, а бюджетные кредиты - это средства, которые предоставляются на возвратной и возмездной основе, так предусмотрено изначально, и понятийный аппарат об этом говорит. Не нужно путать одно с другим. Мы считаем, что нет смысла менять действующий механизм, он правильный. Это с одной стороны. С другой стороны, мы обязательно прописываем в законе о бюджете право, предоставляемое правительству, ежегодно предусматривать реструктуризацию целевых кредитов. Здесь мы с правительством вместе принимаем решение, какие конкретно кредиты могут быть реструктурированы. На протяжении последних лет, посмотрите, в 2012-2013 годах реструктурировали долги по сельскому хозяйству и часть из них списали, кстати говоря; в 2014 году прошла реструктуризация кредитов, которые были выданы на строительство и реконструкцию дорог; в 2015 году - кредиты, которые выдавались на строительство и проведение XXII Олимпиады и XI Паралимпийских игр; сейчас, в 2016 году, уже предусмотрена в законе реструктуризация задолженности лизинговых компаний - "Росагроснаба", "Агроплемсоюза", "Росплемобъединения" и так далее. Мы каждый год идём по этому пути, реструктурируем долги, мы можем на двадцать лет и так далее их отнести, но мы выполняем ту функцию бюджетных кредитов, которая за ними предусмотрена и записана. Почему второй законопроект тоже нельзя принимать? На самом деле всё, что касается бюджетных кредитов, обязательно должно пройти через закон о бюджете - федеральный, региональный - или через соответствующее решение муниципального образования, потому что вот эта разница, сальдо, плюсовое или минусовое, то есть возврат и выдача кредитов, обязательно учитывается как источник внутреннего финансирования дефицита бюджетов, и потому оно в обязательном порядке должно быть учтено. Вот вы говорите: 647 миллиардов спишем - хорошо, спишем, значит, эти ресурсы не поступят в федеральный бюджет (кстати говоря, у нас этот возврат и не был предусмотрен в бюджете на 2016 год на федеральном уровне). Это о чём говорит? Образуется дыра в источниках покрытия дефицита федерального бюджета, значит, нужно другие источники искать, но это возможно сделать только законом о бюджете и никаким другим. Поэтому ни о каких других федеральных законах, в которых можно прописать выдачу бюджетных кредитов или списание бюджетных кредитов, в принципе говорить невозможно, это противоречит построению всей бюджетной системы. Комитет, Счётная палата, правительство против того, чтобы принимать эти законопроекты. Просим их отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Вопросов нет. Желающие выступить? Нет. Тогда заключительное слово - Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, вы будете удивляться, но я вот просто должен был это сказать: у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет абсолютно никаких вопросов концептуального характера к нашему законопроекту, который мы сегодня рассматриваем, поэтому говорить, что только на основании бюджета, который принимает Государственная Дума, можно проводить реструктуризацию, было бы некорректно. Я уверен в квалификации специалистов Правового управления, поэтому, собственно, мы и согласовали эту позицию с Аппаратом Государственной Думы. Мне кажется, вот как раз тот механизм, который предлагаем мы, может быть очень даже эффективным, потому что отдельный закон по реструктуризации задолженности субъектов мог бы стать основой, все его характеристики по заключённым соглашениям легли бы в основу бюджета, который мы будем составлять на 2017 год. Я вам хочу сказать, что, поскольку мы с вами, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в первую очередь, выступали за переход с трёхлетнего на однолетний бюджет Российской Федерации, бюджет на 2017 год не принят, поэтому никаких изменений в бюджет 2017 года сейчас мы даже вносить не можем, они будут внесены только при рассмотрении его уже в осеннюю сессию. В случае если мы примем сегодня законопроект, у нас будут все основания для того, чтобы мы включили все эти показатели в бюджет 2017 года. Ну и более того, если в бюджете 2016 года не были предусмотрены эти суммы от региональных бюджетов в качестве погашения кредитов, соответственно, тем более никаких изменений и корректировок в бюджет вносить, может быть, и не надо было. Я ещё раз подчеркну, Российская Федерация эти деньги от региональных бюджетов уже никогда не получит, динамика будет только положительная с точки зрения увеличения задолженности по бюджетным кредитам, и именно поэтому мы предлагаем списать эту сумму - 647 миллиардов рублей, - которая иначе ещё существенно увеличится. Это даст возможность те средства, которые заложены в бюджет Российской Федерации 2016 года и будут заложены в 2017 году в качестве бюджетных кредитов субъектам, направить на погашение именно коммерческой задолженности, чтобы снизить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и дать им возможность решить все свои социальные вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежде Сергеевне Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Антон Анатольевич, я посмотрела ещё раз заключение нашего Правового управления - они всё-таки нашли противоречия с 384-м законом, посмотрите это заключение. Но я ещё раз повторяю, что мы не можем принимать вот такое решение - о списании всех долгов подряд, обезличенно, с реструктуризацией всех долгов. На самом деле у регионов разное состояние бюджетов: одни формируются с профицитом и исполняются с профицитом, другие предусматривают средства на возврат кредитов, третьи действительно находятся в тяжёлом положении, поэтому мы и предоставляем правительству право принять условия реструктуризации кредитов. Да, если осенью будут вноситься изменения в закон о федеральном бюджете на 2016 год, по каким-то конкретным регионам могут быть предусмотрены либо списания, либо реструктуризация, скорее всего. Над этим вопросом нужно продолжать работать, потому что есть регионы, которые находятся в тяжёлом финансовом состоянии, чуть ли не банкроты. Тем не менее вариант, который предлагаете вы, ведёт к тому, что даже субъекты, которые могут заплатить, просто платить не будут, потому что мы им берём и списываем, всё прощаем. Такого быть не может, тогда нужно бюджетные кредиты переводить в статус дотаций и уже не составлять соглашений, которые предусматривают соответствующую возвратность и платность этих кредитов. Ещё раз повторяю: мы сохраняем статус бюджетных кредитов, поэтому и работаем в соответствии с этим статусом. Мнение фракции - отклонить указанные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8128 по 8162 из 8806
37-й вопрос, проект федерального закона "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 20 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 93-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 46 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.