Заседание № 273
О проекте федерального закона № 817275-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Георгиевич Тарнавский. Пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в части установления уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации в отношении - прошу обратить внимание! - лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации. Я с определённым трепетом представляю вам настоящий законопроект, поскольку главный его хедлайнер - крепкий боевой наш товарищ, коллега Дмитрий Горовцов, которого вы все знаете, зампредседателя комитета по противодействию коррупции, - вчера вдруг сломал ногу или ему сломали, и мы будем выяснять, что случилось, почему так произошло, но, думаю, не это является причиной, может быть, поскользнулся... Он готовился докладывать сегодня об этом законопроекте, законопроект стоял в повестке дня, и у него огромное количество аргументов, почему этот законопроект нужно принимать, но я скажу главное, поскольку тоже являюсь одним из соавторов законопроекта, точно так же, как и всеми нами уважаемый Анатолий Евгеньевич Карпов, член ОНФ, и ряд других наших коллег-депутатов. Законопроект крайне короткий, я даже зачитаю, потому что так будет проще воспринять, нежели говорить вокруг да около. Предлагается дополнить Уголовный кодекс статьёй 286-2 следующего содержания: "Неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается..." - обращаю ваше внимание - "...штрафом в размере от двух миллионов до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет". Вот такой законопроект, и в пояснительной записке указано, что, в общем-то, по данным Общероссийского народного фронта, неоднократно представляемым в средствах массовой информации, до 40 процентов актов Президента Российской Федерации остаются неисполненными. Я уж не буду затрагивать майские указы президента, правительство и все мы пытаемся сделать так, чтобы они были исполнены, хотя это не всегда удаётся, это тяжело, и мы это понимаем, но есть огромное количество других важных актов, документов, исходящих от Президента России - нашего национального лидера, которые в силу разных причин не исполняются. Тому есть разные причины, но мы в целом говорим об исполнительской дисциплине в органах исполнительной власти. Авторы законопроекта полагают, что, в общем-то, она должна быть существенно усилена, поскольку Президент России - это высшее лицо в системе исполнительной власти и, если он дал поручение, нужно разбиться, но выполнить его, в противном случае, если поручение Президента России не выполняется, это дискредитирует и президента, поскольку он является нашим общенациональным лидером, и фактически всех нас с вами. Аргументов, повторяю, очень много. Я готовился выступать от фракции, и, в общем-то, у меня были свои предложения, у коллеги Горовцова были свои предложения, примеры, но, если говорить в целом, мне кажется, что исполнительская дисциплина действительно в органах исполнительной власти хромает и её надо усиливать. Усиливать дисциплину в отношении этой категории лиц можно двумя путями, и это универсальный принцип кнута и пряника. Что касается "пряника", ну, пожалуй, уже все "пряники" дали исполнительной власти, у нас, по-моему, "пряников" не осталось... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТАРНАВСКИЙ А. Г. Или вот съедены, как коллега Пинский говорит. Остался "кнут" - ну, наверное, если в нынешних условиях ты занимаешь такую должность, будь то в финансово-экономическом блоке правительства либо ином, то ты должен разбиться, но выполнить поручение президента - либо уступи место другому, который готов это сделать. И данная мера предлагается не с целью пересажать всех, тем более что речь идёт о штрафе, это предлагается для того, чтобы не просто человека уволить за неисполнение, а ещё и в опредёленной мере наказать, это должно послужить неким стимулом, чтобы все в нынешнее время бежали исполнять поручения, как бежит сейчас подавляющее большинство моих коллег из всех фракций, стараясь решить те задачи, которые стоят перед страной. Очень хотелось бы, чтобы в органах исполнительной власти у первых лиц, которые занимают высокие государственные должности, была такая же мотивация, как сегодня у нас, у депутатов Государственной Думы. Повторяю, примеров очень много, я могу привести один, имея в виду, что осталась минута. Помните, в 2014 году все мы ездили в Крым, выступал президент, мы видели ситуацию, вообще, Крым - это фронтовая территория: мы видели, в каком состоянии Ласточкино гнездо, мы видели Воронцовский дворец, мы видели дом-музей Чехова... В конце 2014 года выделили 1,5 миллиарда рублей на восстановление памятников истории и культуры Крыма. В июне 2015 года президент с удивлением узнаёт, что деньги не истрачены, деньги не дошли, спрашивает Мединского, спрашивает замминистра Лаврова: "А где деньги?" Была публичная перепалка: все стали искать деньги. Короче, вам докладываю, помощник Улюкаева сказал: "Деньги дойдут". Вот по данным на 22 декабря 2015 года, те деньги, полтора миллиарда, точнее, 1 миллиард 600 миллионов рублей, выделенные на реставрацию этих памятников в Крыму, так за год до Крыма и не дошли. Это означает, что "Ласточкино гнездо" уже частично закрыто на реконструкцию, потому что там аварийная ситуация, ну и много чего ещё это означает. Вот эти вещи, как и многое другое, недопустимы. Есть предложение этот законопроект поддержать, и я полагаю, что в нынешних... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. ...в нынеших условиях это уместно сделать. Раз мне Сергей Евгеньевич, я благодарен, дал минуту, я хочу напомнить вам перепалку в конце декабря (я имею в виду Крым, хотя это говорить мы можем о каждом регионе), тогда Глава Республики Крым сказал, что до них не доходят деньги по федеральной целевой программе по Крыму, многие миллиарды рублей... Нас, честно говоря, не должно интересовать, почему это происходит. Если виновата региональная власть, мы готовы подключиться, но раз федералы дали на это добро, они должны разбиться в лепёшку, но добиться, чтобы в Крым деньги пришли и чтобы не было таких публичных разборок между главой республики и федеральными органами - Минфином, Минэкономразвития. Я полагаю, таких примеров много, мы видели это и на примерах трёхсторонней комиссии, когда поручения не выполнялись. В итоге предлагаю этот законопроект поддержать или как минимум активно это пообсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, укрепление исполнительской дисциплины - это очень важно, и, безусловно, я согласен с тем, что чиновники должны разбиваться в лепёшку, выполняя указы президента. Данный законопроект был рассмотрен на заседании нашего комитета в прошлом году 12 октября. Следует отметить, что существующее законодательство уже содержит меры по обеспечению исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации. Например, с этой целью указом президента от 28 марта 2011 года № 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" утверждён порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, регламентирующий достаточно жёсткую процедуру контроля за исполнением актов главы государства. Указом прямо предусмотрена персональная ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за своевременное и надлежащее исполнение поручений и указаний президента. Контроль за исполнением поручений и указаний Президента Российской Федерации возложен на администрацию президента. Наряду с этим Президент Российской Федерации может отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в связи с утратой доверия президента за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания. Также необходимо отметить, что в настоящее время Уголовным кодексом Российской Федерации (глава 30) предусмотрена ответственность за ряд должностных преступлений, например: статьёй 293 "Халатность" - за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, а также статьями 285, 286 - за злоупотребление служебными полномочиями и превышение полномочий. Комитет также обращает внимание на то, что за совершение рассматриваемых деяний законопроектом предлагается установить безальтернативную санкцию в виде штрафа в размере от 2 миллионов до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Такое предложение не в полной мере отвечает закреплённому в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации принципу справедливости, согласно которому наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Правительство и Верховный Суд также не поддерживают данный законопроект. В связи с этим комитет предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Мы заслушали доклад и содоклад по 11-му вопросу повестки дня. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Я просто хотел у автора, у докладчика поинтересоваться: Александр Георгиевич, вы под какого-то конкретного национального лидера данный законопроект разрабатывали или вообще? К примеру, история знает указ от 9 декабря 1709 года другого национального лидера - Петра I, который гласит: "Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство". За это тоже полагается уголовная ответственность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Владимирович, за вопрос. Мы работаем в правовом поле, поэтому законопроект изложен так, как положено с точки зрения действующих правовых понятий, используемых в российском законодательстве. В нём говорится о неисполнении указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации. Президенты Российской Федерации есть и будут, надеюсь, всегда - ну, при сохранении существующей политической системы, - и Президент Российской Федерации, который издаёт указы сегодня, через пять лет, через пятнадцать, будет требовать, вполне естественно, исполнения этих указов и других исполнительно-распорядительных документов, и, если сегодня Государственная Дума поддержит настоящий законопроект, в случае неисполнения подобных документов будет возможно привлечение к уголовной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович Выборный, прошу. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Александр Георгиевич, в обосновании принятия данного законопроекта, в пояснительной записке вы утверждаете, что нормативные правовые акты Президента России не исполняются по причине ненадлежащего исполнения обязанностей служащими, а иногда даже саботажа. В связи с этим скажите: у вас есть статистические и аналитические данные, которые демонстрируют, сколько, например, за последние три-пять лет было издано указов, приказов, распоряжений президента, какие из них исполнены полностью или частично, какие не исполнены и по каким причинам? Какие цифры могут быть положены в обоснование данного законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Я откровенно, как товарищам по парламенту, в начале своего выступления сказал, что в моём понимании хедлайнерами данного законопроекта являются Дмитрий Горовцов, Анатолий Карпов - видный член ОНФ, мы помогали с материалом коллегам, поэтому авторский коллектив более широкий. Но в силу тех обстоятельств, о которых я вас проинформировал, Дмитрий Евгеньевич не смог сегодня вам об этом законопроекте доложить. Наверняка статистика есть. Единственные данные, которые могу привести, - это то, что есть в пояснительной записке и подписано нами, соавторами: по данным Общероссийского народного фронта, неоднократно звучавшим в СМИ, до 40 процентов актов Президента Российской Федерации остаются неисполненными. Я исхожу из того, что это полностью соответствует или близко к действительности, Дмитрий Евгеньевич при необходимости, я думаю, в короткие сроки представит и остальную статистику, тем более наверняка при подготовке ко второму чтению мы могли бы это дополнительно обсудить. На самом деле все мы без исключения, все четыреста пятьдесят депутатов, не только работаем с исполнительной властью, но и читаем прессу, общаемся, проводим совещания. В последние месяцы я, например, имел опыт работы в трёхсторонней комиссии, когда мы делили небольшие суммы по грантам, так или иначе выделяемым регионам, и каждый из депутатов, представляющий тот или иной регион, ссылался на то, что его регион должен получить деньги, поскольку есть соответствующий исполнительно-распорядительный документ, изданный Президентом России, но он так или иначе не выполняется. Кстати говоря, Дмитрий Евгеньевич Горовцов, представляющий Кемеровскую область, тоже говорил о том, что по тем документам, которые имеются в распоряжении Минфина и подписаны первыми лицами государства, Кемеровская область должна получить не менее миллиарда рублей. Так же высказались и другие наши коллеги-депутаты, представляющие различные регионы. Мне кажется, мы должны исходить из того, что Президент России согласно Конституции - это высшее должностное лицо, более того, нынешний наш президент - это общенациональный лидер, это гордость России. Поэтому если Президент России принял решение, то в системе исполнительной власти однозначно оперативно и чётко это решение должно исполняться. Я даже по-другому не мыслю, как их можно не исполнять?! И наверное, в системе армейской, в системе исполнительной власти однозначно на первом месте стоит быстрое и чёткое исполнение того решения, которое... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я постараюсь хоть и от фракции, но коротко выступить. Уже много было сказано автором нашего законопроекта - это наша фракция внесла законопроект, - я хочу нашим коллегам просто напомнить следующее. Мы можем много дискутировать, но для начала давайте посмотрим действующий Уголовный кодекс: 286-я статья, часть вторая, предусматривает более жёсткое наказание для тех же лиц, которые перечислены нами в конкретном указанном случае, - там до пяти лет лишения свободы, но меньше штраф - до 300 или 500 тысяч и так далее. Наши коллеги по фракции предлагают дополнить кодекс статьёй 286-2, в которой будет чётко конкретизировано, что это касается указов, распоряжений и поручений президента. Мы все прекрасно понимаем, что у президента есть хороший, замечательный инструмент - администрация президента, которая следит за исполнением указов, распоряжений и поручений президента, но, коллеги, хочу вам сказать, мы же не предлагаем каким-то органам заменить администрацию президента, мы предлагаем ввести соответствующий инструмент в Уголовный кодекс. К сожалению, в Уголовном кодексе, если вы внимательно посмотрите, для нас, депутатов Государственной Думы, есть только один инструмент - это статья кодекса, касающаяся неисполнения или неправильного исполнения запроса депутата Государственной Думы, а вот за оскорбление депутата Государственной Думы, за оскорбление Федерального Собрания и так далее в Уголовном кодексе статьи не предусмотрены, к сожалению, и поэтому от многочисленных слухов, которые могут дискредитировать депутата или Федеральное Собрание, у нас с вами нет возможности защититься в рамках Уголовного кодекса. Вот поэтому наши коллеги предлагают ввести инструмент в Уголовный кодекс - статью 286-2, для того чтобы когда-нибудь кто-нибудь из администрации президента имел право этой статьёй воспользоваться в более щадящем её режиме, чем предлагаемый в заключении комитета, когда речь идёт о несоответствии занимаемой должности. Ко второму чтению можно поправить эту статью и сделать градацию, то есть, например, ввести какой-то упреждающий механизм за неисполнение указа президента. У нас же разные ситуации в регионах бывают, а эта норма направлена конкретно на регионы и на органы исполнительной власти. Поверьте мне, если была бы нормальная исполнительская дисциплина в правительстве и в регионах, тогда у нас не возникало бы таких проблем, как проблемы с возмещением, с ликвидацией ветхого жилья и так далее, и тому подобное. Эта система существует: не исполняются указы, не исполняются законы, нет по детям-сиротам решений, пока регион не пнут. Но я считаю, что такая статья в Уголовном кодексе должна быть, а президент будет иметь право воспользоваться ею. Поэтому, коллеги, прежде чем дискутировать, я попросил бы всех всё-таки почитать Уголовный кодекс Российской Федерации, посмотреть, что такая статья... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. РУДЕНКО А. В. Можно полминутки. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Мы усиливаем возможности, рычаги воздействия администрации президента на исполнительную власть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Спасибо, коллеги, за полемику. И вот Андрею Викторовичу хочу сказать, что мы тоже за то, чтобы увеличивалась ответственность чиновников, чтобы то, что издаёт президент в виде указов, доходило до реализации, безусловно, но речь сейчас идёт о конкретном проекте закона, который обладает рядом недочётов. О них я говорил в своём докладе и могу лишь ещё раз сказать, что в данном случае этот законопроект касается только ответственности по отношению к указам, актам президента. Но мы знаем и о том, что по Конституции также, например, Правительством Российской Федерации принимаются нормативные акты, которые обязательны к исполнению. Кроме того, законопроектом не учитывается, что издаваемые Президентом Российской Федерации правовые акты могут быть как нормативного, так и ненормативного характера, а содержащиеся в них предписания и поручения обращены не только к определённой персоне, но и к широкому кругу лиц, поэтому требуется дополнительное обоснование в отношении распространения действия статьи, о которой говорится в законопроекте, на всех государственных служащих, которые ответственны за исполнение того или иного поручения. Иными словами, данный законопроект недоработанный, сырой. Кроме того, мы считаем, что сегодня достаточно законодательства и различных норм, которые являются инструментами влияния на неисполнение чиновниками своих обязанностей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также считает, что данный законопроект необходимо отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Спасибо, коллеги, за данную дискуссию. Полагаю, перед нами всеми стоит ещё одна главная проблема, помимо того, что сейчас кризис, и это ещё более актуализирует эту тему: низкая исполнительская дисциплина в исполнительной власти. Мы понимаем, что так быть не должно. И я признателен и Александру Александровичу Ремезкову за его последнее выступление - да, нужно говорить и об ответственности за исполнение решений, которые принимаются правительством. Хотя мы считаем, что было бы правильнее начать с президентских документов, мы готовы этот законопроект дорабатывать в любом формате. Проблема не в том, что кто-то кого-то хочет привлечь к уголовной ответственности (тем более, если вы обратили внимание, там нет санкций в виде лишения свободы, речь идёт о серьёзном штрафе с лишением права занимать определённые должности), но так или иначе, помимо данных норм, любые наши законопроекты являются политическим сигналом обществу, и не только обществу, но и правительству. В данном случае мы в том числе говорим о том, что, как и раньше, но особенно сегодня, Правительство России, исполнительная власть, первые лица регионов должны незамедлительно и максимально чётко исполнять все указания и распоряжения, другие документы, выпускаемые Президентом Российской Федерации - высшим должностным лицом государства, без этого однозначно мы из кризиса быстро не выйдем. Предлагаем проголосовать за этот законопроект и вместе его доработать. Если он не будет поддержан, готовы участвовать в подготовке иной версии законопроекта, о цели которого я уже сейчас вам доложил. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 43 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 269
О проекте федерального закона № 817275-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, давайте посоветуемся. У нас осталось тринадцать минут - и шесть законопроектов по сокращённой процедуре. Рассмотрение законопроекта под пунктом 40, очевидно, перенесём на следующее заседание. Нет возражений? Нет.