Заседание № 246
О проекте федерального закона № 817249-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (по вопросу о регулировании тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Евгений Сергеевич Москвичёв, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступила одна поправка, комитет рекомендует её к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 58 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, в случае принятия законопроекта во втором чтении комитет рекомендует принять его и в третьем чтении, все процедуры соблюдены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 47 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 07 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 817249-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (по вопросу о регулировании тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом вносятся изменения в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Суть этого законопроекта состоит в том, что на пригородные железнодорожные перевозки должны устанавливаться только экономически обоснованные тарифы. Федеральная служба по тарифам наделяется функцией по утверждению методических рекомендаций в части формирования тарифов. При формировании субъектом Российской Федерации заниженных тарифов он должен представить сведения о том, какие дотации им запланированы на этот период года, чтобы не получилось так, как в 2014-м или в 2015 году, когда пригородные железнодорожные перевозки остановились, что привело к вмешательству президента. Это позволит нашим гражданам заранее знать, как будут организованы пассажирские перевозки на поездах пригородного железнодорожного сообщения. Важно, что даже при формировании экономически обоснованных тарифов без дотаций железная дорога должна будет давать сведения о своих налогах, расходах и, самое главное, об оптимизации этих расходов. Комитет, рассмотрев этот законопроект, рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Евгений Сергеевич, что такое экономически обоснованные тарифы? Вот сколько наша Дума существует, уже двадцать с лишним лет, мы всё пытаемся уточнить экономическую обоснованность тарифов ЖКХ, и бесполезно! Не будет ли повторения этой ситуации? Мы будем говорить об экономически обоснованных тарифах, а реальной ситуации знать не будем. Я приведу пример. Скажем, поезда дальнего следования - огромная составляющая в стоимости билета неучтённая: принуждают оплачивать услуги, хоть нравится, хоть не нравится. Например, тебе дают питание; может, это вообще есть нельзя, то, что готовят в поездах дальнего следования, но не заплатишь за питание - билет не получишь! Или, скажем, предлагают товары - расчёску, зубную щётку, что-то там ещё, мыльницу какую-нибудь дешёвую, - если не заплатишь за это, то тоже билет не продадут! Или плед тебе предлагают: не заплатишь - не продадут билет! Всё это не входит напрямую в стоимость билета, а это ведь 500 рублей, это 1 тысяча рублей, до полутора... Да вы сами с этим наверняка сталкивались! Вот они, неучтённые деньги! Может, нам эти деньги посчитать, ведь это десятки миллиардов рублей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Сергеевич. МОСКВИЧЁВ Е. С. Я хочу вам сказать, что будет утверждена методика расчёта, и Федеральная служба по тарифам, которая будет арбитром между железной дорогой и субъектом Российской Федерации, не допустит того, о чём вы говорите. Ведь сегодня перевозчик, осуществляющий дальние перевозки, сам утверждает тарифы - новая методика этого не допустит. Когда РЭКи будут утверждать в субъекте стоимость тарифов, будет прозрачность, будут видны прямые затраты, начиная от заработной платы, все затраты, которые имеются сегодня у железной дороги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шингаркин Максим Андреевич. ШИНГАРКИН М. А. У меня вопрос к Евгению Сергеевичу. Евгений Сергеевич, вот когда говорят о перевозках в Московском регионе посредством электричек, все понимают, что это жители Подмосковья и, так скажем, приподмосковья едут в огромный город с очень дорогой инфраструктурой, которая зачастую является частной. Вот при формировании тарифов будут ли услуги фактически локальных монополистов, которые они предоставляют "РЖД", так же жёстко тарифицироваться службой по тарифу, для того чтобы конечный тариф, уже для населения, был понятен и объективен? МОСКВИЧЁВ Е. С. Я уверен, что в методике расчёта, которую нам представит Федеральная служба по тарифам и которая будет утверждаться правительством, будет учтено наличие той инфраструктуры, о которой вы говорите, и если будут большие суммы, например за использование каких-то пересадочных узлов, то частная компания (или государственная компания) должна будет обосновать это, она должна будет показать не только прямые затраты, но и прибыль - не больше 5-7 процентов, как предусмотрено в сфере транспорта. Всё остальное, я думаю... Одним словом, цены будут не с потолка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Евгений Сергеевич, законопроект, конечно, очень хороший и нужный, но скажите, пожалуйста, а что сегодня мешает Федеральной службе по тарифам оценивать обоснованность тарифов на пригородные железнодорожные перевозки? МОСКВИЧЁВ Е. С. Они сегодня это делают, но полномочий не имеют. Что сейчас происходит? Вот когда в сфере пригородного сообщения появилось около 18 миллиардов непокрытых расходов, то на заседании правительственной комиссии, которую возглавляет Дворкович, встал вопрос о том, что мы все только говорим, а полномочий у ФСТ нет. Получается, РЭК установила тарифы в субъекте, а дальше что? Никаких дотаций субъекта нет - железная дорога покрывает свои расходы на пригородные перевозки за счёт перекрёстного субсидирования (например, пригородные перевозки в Московской области не убыточные - прибыльные). Вот этого теперь не будет - ФСТ, получив вот эту функцию, будет арбитром в этих делах, а если уж не придут к единому мнению, тогда субъект или железная дорога имеют право подать в суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Евгений Сергеевич, как вы думаете, ваш законопроект, если он будет принят, сможет ли действительно урегулировать вот те вопросы, которые возникают в этой сфере? Это первый вопрос. И второй. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день, на 30 июня, вам известны какие-либо случаи отмены железнодорожных маршрутов, пригородных поездов? МОСКВИЧЁВ Е. С. Сразу на второй отвечу: мне такие случаи неизвестны. Знаю только, что по тем расходам, которые не покрыты за 2013 год и за 2014 год, субъекты Российской Федерации подают иски в суды, а в 2015 году субъекты находят денежные средства за счёт того акциза, который идёт в региональный дорожный фонд, за счёт повышения ставки на 1 рубль. Я считаю, что это неправильно. А вот когда тариф будет действительно экономически обоснованным, субъект скажет: у меня дотаций практически нет, от 100 процентов примерно 20 процентов, или полностью нет дотаций, - вот тогда субъект будет нести всю ответственность! Но, как практика показывает, в доход идёт 65-70 процентов цены, всё остальное дотируется. Что касается первого вопроса, я на него уже отвечал, но могу ещё раз повторить: ФСТ должна функции эти получить, она должна стать арбитром в деле защиты интересов граждан России. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Евгений Сергеевич, законопроект полезный, но у меня вопрос такой: а почему речь идёт только о железнодорожном транспорте и только в области пригородных перевозок? Мы что, по каждому виду транспорта должны отдельный закон принимать? У нас что, в авиации, на морском и речном транспорте нет проблем, связанных, скажем, с топливом? Может быть, действительно надо объединить, принять один закон по всей проблематике, которая здесь затронута, чтобы не дожидаться следующего скандала с участием президента, Дворковича и не писать законы вот по каждому такому поводу? МОСКВИЧЁВ Е. С. Действительно, проблема номер один - пригородные железнодорожные перевозки. Есть проблемы и на городском наземном пассажирском транспорте, но сегодня впервые за двадцать пять лет в России будет принят закон о наземном пассажирском транспорте (десять лет над ним работали), и вот там как раз говорится о том, что все тарифы, маршруты должны быть урегулированы, всё должно быть на контрактной основе, субъекты Российской Федерации должны разработать программы комплексного развития транспортной системы, включая городской наземный транспорт, пригородный и железнодорожный. К сожалению, сегодня есть проблема и в сфере авиационных перевозок внутри России - они не дотируются, принято решение софинансировать перевозки только на Дальний Восток. У Министерства транспорта есть предложение установить для авиаперевозчиков ставку НДС 10 процентов вместо 18 процентов сроком на год и посмотреть, как они будут развиваться. Считаю, что в России будут развиваться региональные авиационные перевозки, они будут осуществляться между всеми областными центрами, их будет всё больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я уважаемому докладчику задавал вопрос, известны ли ему случаи отмены пригородного железнодорожного сообщения на 30 июня 2015 года. Он сказал, что о таких случаях ему неизвестно, - к сожалению, я не столь оптимистичен. Я депутат ЛДПР от Оренбургской области, и ко мне как раз вчера поступило коллективное обращение жителей села Гамалеевка в связи с отменой пригородного сообщения между городами Оренбургом и Бузулуком. Причиной отмены является отсутствие в региональном бюджете средств, и это несмотря на то, что, по сути дела, эта тема находится под таким вот пристальным контролем в том числе и Президента Российской Федерации. То есть что я хочу сказать? Наверное, этот законопроект - очередной шаг на пути решения этой проблемы, очень серьёзной проблемы, но я думаю, что он, к сожалению, не панацея. Нам просто необходимо определить приоритеты и найти средства, чтобы помочь жителям сёл и небольших городов, которые оказались отрезанными из-за отмены пригородного сообщения, необходимо также посмотреть ситуацию в "РЖД", по сути дела, в структуре "РЖД" есть компании либо очень прибыльные, с огромными бюджетами, либо очень убыточные, как в той истории с пригородным сообщением, поэтому, ещё раз говорю, этот вопрос надо решать системно и в комплексе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, мы с вами находимся в здании Госплана, и, как видите, местоположение в пространстве определяет дискуссию. Совершенно очевидно, что так называемые рыночные реформы в стране привели к разнузданному, необоснованному росту цен, и сегодня, когда мы фактически завершаем этап строительства государственного капитализма, государственные корпорации приходят к чёткому пониманию, что тарифы на их услуги должны быть не только экономически обоснованными, они должны и получить одобрение общества, и, вообще-то, вписываться в экономическую стратегию страны. Конечно, такой закон нужен, более того, правильно сказал коллега Нилов, что необходимо говорить о правильных тарифах и на авиационные перевозки. Допустим, билет в Самару можно взять за 25 тысяч рублей - мне, как депутату Государственной Думы, вот такой билет по цене 25 тысяч рублей оформили, так сказать, бесплатно, - а можно всего лишь навсего за 6 тысяч рублей, и это вопрос тарифной политики авиакомпаний. Когда мы говорим о том, что нам нужны понятные тарифы, мы говорим и о том, что субъекты не могут выделять необходимые средства на поддержку пригородных железнодорожных перевозок в том числе потому, что множество людей из Подмосковья и из областей, близких к Подмосковью, едут работать в Москву и здесь платят налоги, - по сути дела, субъекты Российской Федерации дополнительно оплачивают потерю трудоспособного населения. Это, кстати, не проблема сегодняшних губернаторов, это опять-таки проблема отсутствия государственного планирования в предыдущие годы так называемых рыночных реформ. Закон, безусловно, нужный, и мы поддержим принятие данного закона. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 08 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.