Заседание № 285
16.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 816921-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4369 по 4691 из 6393
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации". Докладывает Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Каждый из вас слышал о таком понятии, как рейдерство, мы постоянно слышим об этом из средств массовой информации, но, к сожалению, этого понятия у нас ни в уголовном законодательстве, ни ещё где-либо нет. Вот, собственно говоря, этот захват, так называемое рейдерство, мы всё-таки предлагаем назвать по-русски, внеся изменения в наш Уголовный кодекс, а именно дополнив его статьёй 159-7 "Присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами". Предлагается следующее изменение, то есть в статье написано следующее: присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами путём незаконного приобретения права владения, и (или) пользования, и (или) распоряжения долями участников юридического лица в уставном капитале юридического лица и (или) голосующими акциями акционерного общества, причиняющее вред правам и законным интересам собственников юридического лица и осуществляемое вопреки их волеизъявлению, совершённое путём обмана или злоупотребления доверием... Ну, и соответственно, у нас максимальная санкция по части 3 - деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи и повлёкшие за собой угрозу безопасности общества и (или) государства, и (или) повлёкшие за собой причинение ущерба государству в особо крупном размере, - лишение свободы на срок от 10 до 20 лет с конфискацией имущества. При этом мы предлагаем крупным размером для настоящей статьи признать стоимость активов юридического лица, превышающую 1 миллион рублей, а особо крупным - превышающую 5 миллионов рублей. Так как мы все из регионов, мы знаем, что практически в каждом регионе, к сожалению, существуют и действуют определённые группы людей. Это, как правило, высококвалифицированные юристы, экономисты, объединённые в группы, которые коррумпируют суды, правоохранительные органы, и действуют они в интересах каких-то торгово-промышленных групп: вместо того чтобы покупать по-честному, предпочитают захватить некоторые предприятия, заинтересовавшие ту или иную группу, потому что стоит это, как правило, в несколько раз меньше, в 3-4 раза. То есть в настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит организованный характер, при совершении подобных действий используются пробелы в законодательстве, коррупционное привлечение государственных, административных и силовых ресурсов, о чём я уже говорил. Сейчас это не мошенничество, это высокопрофессиональная, беловоротничковая деятельность - порой эти преступления совершают люди с несколькими высшими образованиями, как я говорил, экономисты, юристы. Конечно, этот высокодоходный бизнес является очень привлекательным. Здесь можно говорить о второй теневой приватизации, которая осуществляется вот как раз этими олигархическими группами товарищей путём изъятия у законных собственников акций и других активов приватизированных компаний и, где это возможно, государственных стратегических предприятий, включая реструктурируемые отрасли. В том числе из-за рейдерских захватов собственниками предприятий, конечными бенефициарами часто становятся офшорные компании. Ну и конечно, есть опасность, что средства, вырученные от так называемого рейдерства, могут направляться на финансирование террористических организаций, в том числе за рубеж. Характерным признаком самих корпоративных отношений в современной российской экономике является наличие компаний, специализирующихся в области рейдерских захватов. Часто полулегальные схемы захвата предприятий и вывода активов более доступны, как я уже сказал, и требуют меньших затрат, чем законные способы ведения бизнеса, - есть сайты в Интернете, которые предлагают такие услуги. По оценкам экспертов, криминальная деятельность преступных групп по поглощению хозяйствующих субъектов и их активов приносит им доходы - вот здесь прошу особого внимания, - сопоставимые с бюджетами некоторых субъектов Российской Федерации. Криминальный бизнес так называемых рейдеров исчисляется миллиардами долларов США, и если не все они, то 90 процентов уходят за границу и оседают на офшорных счетах и на счетах иностранных банков. Это огромный ущерб, это вредит и промышленному росту нашего государства, и, соответственно, экономическому росту России в целом и наносит ущерб национальной безопасности, не случайно рейдерство называют экономическим бандитизмом или даже экономическим терроризмом. Некоторые эксперты выражают озабоченность в связи с тем, что рейдерство вообще может уничтожить малый и средний бизнес, если не будут приняты превентивные меры законодательного характера. Нужно отметить, что большая часть незаконных захватов происходит в регионах, где высока стоимость земли, - в Москве, в Московской области, в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области, ну и конечно, в промышленных городах Урала, городах-миллионниках. Захватчикам, как правило, интересны не само предприятие, не люди, которые работают на этом предприятии, не сохранение рабочих мест, а земля, которая находится в выгодном месте, которую можно выгодно сдать в аренду либо продать. Таким образом, из-за этого негативного явления мы теряем важнейшие предприятия страны, в том числе даже те, которые обеспечивают её обороноспособность. Хотелось бы отметить, что ежегодно в России лишь по десяти-пятнадцати фактам рейдерских захватов возбуждаются уголовные дела... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. СУХАРЕВ И. К. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Таким образом, это страшное явление, наносящее ущерб нашей экономике, национальной безопасности, остаётся практически безнаказанным. Можно, конечно, говорить, что есть 159-я статья УК, есть статья УК о фальсификации единого госреестра и так далее, и тому подобное, но этих статей недостаточно, и мы предлагаем свой метод борьбы с рейдерством: дополнить Уголовный кодекс статьёй 159-7 "Присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами". Прошу поддержать в этой части. Чтобы сэкономить ваше время, добавлю, что фракция ЛДПР считает законопроект нужным, правильным, направленным на сохранение национальной безопасности и поддержит его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я готов согласиться, что рейдерство - это зло, и каждый из нас это понимает, и с ним действительно надо бороться. Но по существу данного законопроекта, который был рассмотрен комитетом 14 декабря 2015 года, можно отметить следующее. Гражданским кодексом Российской Федерации уже установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, на действия в обход закона с противоправной целью, а также на иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав или злоупотребление правом. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причинённых убытков (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). С учётом данных норм пункт 3 статьи 65-2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает специальный способ защиты нарушенных прав участников юридического лица - это восстановление корпоративного контроля, которое осуществляется посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты возможно применить независимо от того, каким образом участник юридического лица был лишён указанного контроля. Таким образом, в рамках гражданско-правовых отношений вопрос о защите прав участников коммерческой корпорации в настоящее время урегулирован. Относительно установления специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за присвоение прав на владение и управление юридическим лицом или его активами, - необходимо учитывать, что сформулированные в проектной норме деяния охватываются, по нашему мнению, статьёй 159 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Мошенничество"), кроме того, отдельные деяния рейдеров могут подпадать под признаки преступлений, предусмотренных действующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, например статьями 170-1, 185-2 и 185-5. Кроме того, законопроект не учитывает терминологию гражданского законодательства о юридических лицах. Относительно введения конфискации имущества как вида наказания следует отметить, что в настоящее время конфискация имущества определена в уголовном законе как мера уголовно-правового характера (глава 15-1 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с чем реализация данного предложения повлечёт за собой конфликт соответствующих норм Уголовного кодекса Российской Федерации. Правительство такой законопроект не поддерживает, Верховный Суд не поддерживает. Комитет считает, что действующих норм законодательства достаточно, вопрос лишь в том, чтобы правоприменители их должным образом применяли. В связи с этим комитет предлагает Думе отклонить данный законопроект. Экономя время, хочу сразу сказать, что и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Александрович, я хотел уточнить - комитет наверняка владеет такой информацией, практика есть критерий истины, - как выглядит статистика рейдерских захватов по данным прокуратуры или милиции: их число растёт, тает? Вы говорите, закон совершенен, всё учтено, а на практике, в жизни, я за последние полгода получил только из Рязанской области, что удивительно, неоднократные обращения как раз по проблеме захвата собственности внутри города Москвы. Что говорит статистика? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Валентин Степанович, хочу отметить, что в данном случае комитет рассматривал конкретный проект закона, и не задавался целью... Мы, безусловно, понимаем, что с рейдерством надо бороться, но у меня в данный момент точной статистики нет, если позволите, я вам буквально завтра пришлю такую статистику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Дегтярёв Михаил Владимирович по карточке Деньгина. Вопрос Ивану Константиновичу. Иван Константинович, известно, что рейдеры - люди-то неглупые, так сказать, ресурсные, и после захвата доходных активов, имущества, как правило, переводят всё это на юридические лица, зарегистрированные в офшорах, на Виргинских островах и в других местах. Каким образом ваш законопроект облегчит участь потерпевших и работу наших правоохранителей в случае его принятия? Он как-то этот вопрос затрагивает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Спасибо за вопрос, Михаил Владимирович. К сожалению, на сегодняшний день, даже когда имеются явные факты, свидетельствующие о том, что имущество уведено, когда возбуждено дело, как правило по части четвёртой статьи 159, то есть мошенничество в особо крупном размере, когда имущество ушло, переписано на контору, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах или в другом офшоре, к сожалению, данные о конечных бенефициарах не раскрываются. Но всё-таки это вопрос к нашему Министерству иностранных дел о том, чтобы они вели на своём уровне проработку тех международных договоров, которые позволяли бы раскрывать информацию о так называемых конечных бенефициарах офшорных компаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. У меня вопрос к Сухареву. Иван Константинович, всё-таки остаётся неясным, что нового в законопроекте по сравнению с теми статьями Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за такие действия. Я имею в виду статью 159 "Мошенничество", по которой обычно и квалифицируются на практике эти действия сейчас, статью 170-1, фальсификация ЕГР, ну и статью 185-5 "Фальсификация решения общего собрания акционеров...", которая, собственно, была придумана специально для того, чтобы бороться с рейдерами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Спасибо за вопрос, Юрий Петрович. Ну, собственно говоря, список статей можно, наверное, и продолжить: статьи 185-2, часть третья, 204, 285, 286, 290, 292, 305, на которые ссылаются в своих отрицательных заключениях наши коллеги-юристы. Но, к сожалению, на сегодняшний день мы видим, что рейдеры и рейдерство процветают, а борьба с ними невозможна, в силу того что недостаточно этих статей для борьбы с ними, потому что люди прикрываются, как правило, вполне добросовестными гражданско-правовыми сделками, прикрываются судебными актами. И этих статей не хватает, то есть здесь кивать на правоприменителей, к сожалению, не приходится. Действительно, приходит много обращений, и мы считаем, что данная норма позволит более эффективно бороться с этим негативным явлением и даст нашим правоприменителям хороший инструмент по борьбе с так называемым рейдерством, присвоением активов. И мы считаем, что рейдерство - это не исключительно фальсификация единого государственного реестра юрлиц или реестра владельцев ценных бумаг, а гораздо более широкое понятие. И предлагаемая нами, партией ЛДПР, норма является комплексной и позволит наиболее эффективно бороться с этой беловоротничковой преступностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемый Александр Александрович, по роду своей деятельности я получаю обращения и от юридических лиц, и от индивидуальных предпринимателей, и от членов крестьянских (фермерских) хозяйств, которые пострадали от рейдерского захвата. В 1990-х, в 2000-х, 2015-2016 годах - с каждым годом рейдеры постоянно совершенствуют свою схему. К сожалению, Уголовный кодекс стоит на месте по данному вопросу, и ни правоохранительные органы, ни кто-то ещё людям помочь не может. Вы половину своего доклада посвятили Гражданскому кодексу, тому, что есть нормы совершенствования гражданско-правовых договоров, но речь идёт об уголовной ответственности. Вы также в своём выступлении дословно сказали: "могут подпадать" под действие статьи 159 - значит, могут и не подпадать. Так, может быть, мы усовершенствуем кодекс, конкретизируем признаки данного преступления, приняв данный законопроект? Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Александру Александровичу Ремезкову. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Ян Викторович, хочу вам сказать, что даже если бы этот законопроект был совершенен с точки зрения юридической техники и мог бы быть принят, если бы нормы этого законопроекта не противоречили другим нормам, уже принятым, то, следуя вашей логике, правоохранители и эту статью не использовали бы для работы. Всё-таки от качества их работы напрямую зависит эффективность борьбы с рейдерством. Что касается моей половины доклада. Вы, наверное, не очень хорошо услышали, я упомянул из Уголовного кодекса, кроме статьи 159 "Мошенничество", и статьи 170-1, 185-2, 185-3, а также статью 15-1 УК РФ. По поводу того, что вы услышали: могут подпадать под действие статьи 159. Я точно сказал, что в настоящий момент эти деяния охватываются статьёй 159. Я считаю, вам просто внимательнее надо было слушать доклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ивану Константиновичу. Иван Константинович, сегодня в зале мы говорили о многих статьях нашего законодательства, которые пресекают рейдерство. Внося новую поправку, вы тем самым говорите, что данные статьи не работают или в обращениях граждан, которые поступают в адрес коллег, есть нарекания на то, что Гражданский кодекс и уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере отвечают требованиям граждан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Виктор Петрович, спасибо за вопрос. Собственно говоря, если объяснять что-то на практике, думаю, это будет довольно-таки долго, и я просто не уложусь во время, отведённое для ответа на ваш вопрос. Если мы внесли данную статью, то, наверное, потому, что считаем, что имеющихся норм недостаточно, в том числе об этом говорят и правоприменители, и наши граждане, и сами руководители крупных предприятий, учредители, акционеры, которые пострадали в результате этих рейдерских захватов. Зачастую просто не могут возбудить уголовное дело и привлечь виновных к ответственности по статье 159 "Мошенничество": дело, если даже возбуждено и кого-то привлекли в качестве обвиняемого, то возбуждено уже по факту, висит несколько лет, а потом за истечением срока исковой давности прекращается по нереабилитирующим основаниям. К сожалению, такова жизнь. Наш законопроект направлен на то, чтобы устранить это препятствие в борьбе с таким вредным явлением, которое бьёт по национальной безопасности нашего государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5159 по 5175 из 6393
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 20 сек.) Проголосовало за 146 чел.32,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 276
26.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 816921-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1480 по 1484 из 7031
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба перенести рассмотрение пункта 45 сегодняшней повестки на пятницу в связи с болезнью докладчика.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1548 по 1549 из 7031
Ищенко Антон Анатольевич просит 45-й вопрос перенести. Нет возражений? Нет.