Заседание № 67
12.10.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 816030-6 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части уточнения организационно-правовых форм организаций, работа в которых учитывается для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5448 по 5892 из 7297
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, как известно, педагоги и медицинские работники если не близнецы-братья, то, по крайней мере, всегда рассматриваются в паре. И мы предлагаем аналогичный предыдущему законопроект - о возможности досрочного получения страховых пенсий медицинскими работниками независимо от наименования организаций, в которых они осуществляли лечебную деятельность. История вопроса также похожа на предыдущую, а именно: в 96-м году на фоне избрания Бориса Николаевича президентом и желания повысить его популярность был принят закон о назначении пенсий за выслугу лет при продолжении работы по специальности, но только для сельских медиков. Через несколько лет появился закон в отношении городских медиков, имеющих стаж не менее 30 лет. Так же, как и в образовании, в медицине появились разные организационно-правовые формы медицинских организаций, что было закреплено в Федеральном законе № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан...", а суды, которые ещё недавно выносили решения в пользу врачей и других медицинских работников, перестали это делать после определения Верховного Суда от 26 сентября 2016 года. И аргументы в пользу данного законопроекта аналогичны тем, которые я уже приводил, говоря о педагогических работниках. Повторю их вкратце. Первое. Не могу судить о букве закона, но по смыслу статьи 55 Конституции мы не должны принимать законы, умаляющие права и свободы граждан, в том числе социальные права и свободы, а право на пенсию, как известно, одно из социальных прав. Второе. Содержание труда медицинского работника одинаково, независимо от того, как называется больница или поликлиника, где он работает, - учреждением или организацией. Кстати, по федеральному закону № 323-ФЗ у нас опять же не учреждения, а организации. Третье. Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан..." во многом уравнял в статусе государственную и частную медицину. Так, частные медицинские организации сплошь и рядом работают с фондом обязательного медицинского страхования и оказывают медицинскую помощь на тех же условиях, что и государственные. Четвёртое. Я знаю частные медицинские организации, в которых установлены скидки на оплату услуг для людей с инвалидностью, малообеспеченных, пенсионеров, то есть эти организации выполняют ещё и важную гуманитарную, если угодно, социальную миссию. Пятое. Как и в случае с педагогами, комитет указывает на то, что профильное министерство вправе установить тождество специальностей и должностей организаций и таким образом решить вопрос о досрочном назначении пенсии. Не могу не вспомнить грустную шутку о разнице между правами и возможностями, уважаемые коллеги. Помните, доктор приходит к чиновнику и говорит: "Скажите, пожалуйста, я на это право имею?" - "Да, конечно". - "Значит, я могу?" - "С чего ты взял?" - "Но я же имею право?" - "Да, конечно". - "Значит, я могу?" - и так далее, до бесконечности. Повторю, до недавнего времени суды принимали решение в пользу медицинских работников, которые работают в организациях иных организационно-правовых форм, помимо учреждений, - сейчас эта практика прекратилась. Вспомните, коллеги, что мы любим поздравлять наших педагогов и медицинских работников в канун профессиональных праздников. Ну и напомню два афоризма, которые услышал от врачей: первый - "Бессердечному инфаркт не грозит", и второй - "Дороже здоровья может быть только лечение". Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов внимательно рассмотрел указанный законопроект и не поддержит его по следующим причинам. Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "О страховых пенсиях", заменив слово "учреждениях" на слово "организациях", тем самым распространив, по мнению авторов, действие нормы о досрочном назначении пенсий на представителей частной медицины. Хотел бы напомнить, что актуальное пенсионное законодательство, да и концепция его развития, не предусматривают каких-либо преференций для отдельных категорий застрахованных лиц вне зависимости от вида их трудовой деятельности или рода занятий. Вместе с тем вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон "О страховых пенсиях" сохранил все установленные ещё со времён советской правовой системы преференции и льготы отдельным категориям граждан, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. И это, несомненно, ответственная позиция законодателя, приоритетом для которого является выполнение пусть и взятых на себя десятилетия назад социальных обязательств перед населением даже в такой чувствительной теме, как пенсионное обеспечение. Особо хотел бы отметить, что норма, которую сегодня авторы законодательной инициативы предлагают изменить, принималась уже с учётом позиции Конституционного Суда, отражённой в постановлении от 3 июня 2004 года, по вопросу о равенстве пенсионных прав граждан вне зависимости от места их работы в государственной, муниципальной или частной системе здравоохранения. В рассматриваемой нами статье 30 чётко прописан и механизм реализации льготного права. Так, полномочия по утверждению списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, учреждений и, обращаю внимание автора законодательной инициативы, организаций, в том числе полномочия по установлению тождественности профессиональной деятельности, законом переданы Правительству Российской Федерации, и Правительство Российской Федерации своими полномочиями воспользовалось, утвердив соответствующие списки. В силу этих правил вопрос досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников организаций, созданных в организационно-правовых формах, отличных от учреждений, решается в том числе через механизм тождественности профессиональной деятельности медицинских работников. Таким образом, действующая статья 30 предусматривает чёткий механизм реализации права на досрочную пенсию гражданина в установленных законом случаях вне зависимости от места его работы - в государственной или в частной медицине. И это на заседании комитета очень подробно объяснили правоприменители, представители министерства труда и Пенсионного фонда, довольно широкая, развёрнутая дискуссия получилась по этому вопросу. Наши коллеги по законотворческому процессу из Комитета Совета Федерации по социальной политике не поддерживают принятие этой законодательной инициативы, также свою позицию о неподдержке законодательной инициативы выразили Счётная палата и правительство. Комитет предлагает отклонить данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Даниил Владимирович, вот в данный момент идут парламентские слушания, посвящённые как раз проблемам в здравоохранении, и Вероника Игоревна говорит как раз о том, что у нас недостаточно врачей, вообще медицинское обслуживание оставляет желать лучшего, хотя есть определённые успехи. А вопрос вот в чём. Пенсия у медицинских работников одна из самых низких, и какие-то преференции, безусловно, должны быть. Очевидно, что врачей не хватает, и нужны дополнительные стимулы, чтобы люди шли в медицину и оставались работать в медицине, - почему вы сопротивляетесь этому? БЕССАРАБОВ Д. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос. Знаете, для любого присутствующего здесь врачи, педагоги - это люди особой категории. Наверное, нет ни одной региональной недели, чтобы мы не выезжали и не встречались с этой категорией наших избирателей - людей, уважаемых в нашем обществе. В этом смысле я целиком и полностью с вами согласен, мы должны принимать все зависящие от нас меры, для того чтобы создать условия для хорошей работы в том числе сотрудникам учреждений здравоохранения. И это на сегодняшний день делается. Вы знаете, в рамках указа президента - я не хочу сейчас подробно на этом останавливаться - уровень зарплаты очень серьёзно повышается. Мы принимаем очень серьёзные меры по привлечению врачей в сельскую местность, при этом идёт софинансирование из федерального, из регионального бюджетов и предоставляется выплата в размере миллиона рублей, чтобы люди могли обустроиться в новой местности, приобрести жильё. Есть очень много региональных программ. Скажу про Алтайский край: в каждом муниципальном образовании есть программа, которую проводят совместно региональные и муниципальные власти, по поддержке молодых работников системы здравоохранения, в том числе по их жилищному устройству, получению единовременной выплаты. И такое есть, я думаю, в каждом регионе. Кроме того, устанавливаются отдельные социальные льготы, в том числе пенсионные, о которых мы сегодня говорили. Может быть, вы обратили внимание: позиция комитета заключается в том, что на уровне закона всё урегулировано, есть целая система подзаконных актов правительства, министерства труда, которая тоже позволяет лицу, застрахованному и претендующему на данную льготу, получить и реализовать своё право. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Даниил Владимирович, вы в докладе сказали, что внесение этого законопроекта побудило принять подзаконные акты. Не считаете ли вы более правильным, чтобы не подзаконный акт определял: дам или не дам, а закон? Если ты работаешь в этой сфере, имеешь такую специальность, то получаешь. Это первое. И второе. Вы знаете, к сожалению, ваши слова по поводу обеспеченности не подтверждаются. Я специально смотрел данные: по всей России, даже там, где есть медицинские университеты, чем дальше от столиц, тем хуже обеспеченность медицинскими кадрами - около 50 процентов в муниципальных образованиях, понимаете? Мне кажется, что здесь неувязка. Лучше, если закон определяет, а не подзаконный акт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Не могу с вами не согласиться в том, что закон - это гораздо более высокого уровня нормативный акт, чем акты подзаконного регулирования. И вы правы в том, что основные подходы должны устанавливаться федеральным законодателем, а развиваться, детализироваться они должны в подзаконных актах. Именно это я имел в виду, когда говорил в своём выступлении, что 30-я статья, в которую вы предлагаете внести изменение, содержит чёткий механизм реализации этой нормы и отсылку к тому, что детализирование механизма реализации, так сказать, уже конкретные шаги правообладателя прописываются в подзаконных актах, в постановлениях правительства и в актах министерства труда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к докладчику, и к представителю комитета. Всё-таки как складывается правоприменительная практика, то есть в чью пользу? Есть отказы или нет? Если правоприменительная практика не в пользу граждан, то о чём мы спорим? Тогда нужно принимать закон - и всё, ставить точку в этом вопросе! Либо так, либо так - не бывает как-то иначе. Вот ответьте мне, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Валерий Карлович, в этом зале я много раз говорил, что гипотез не сочиняю. Я не придумываю законопроекты, я реагирую на обращения людей. И вот люди, в частности сотрудники медицинских организаций, не являющихся учреждениями, настояли на внесении этого законопроекта. Повторяю ещё раз, в пенсионном законе остались учреждения, а в законе № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - организации, и суды теперь отказывают медицинским работникам организаций в праве на досрочную пенсию на том основании, что это не учреждение. Это первое. Второе. Понимаете, когда мы слышим от Росстата, что у нас цены падают, а граждане, 61 процент, жалуются, говорят социологам, что, по их мнению, рост цен - это главная проблема, я лично больше верю гражданам, которые отвечают социологам, и меньше верю Росстату. Точно так же и в этом случае. Да, чиновники разного уровня говорят, что всё урегулировано, только граждане с ними не согласны. Мне кажется, что нас избирали граждане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Я специально уточнял, имеются ли у нас на эту тему обращения в комитет граждан, представителей медицинской общественности, работающих в частных медицинских организациях, о том, что им препятствуют в реализации своего права. Таких обращений нет в настоящий момент и не было в последнее время. Это ответ на ваш вопрос. Что касается судебных прецедентов, которые якобы имеют место, когда где-то кому-то отказали, - их нельзя исключать. Судебное разбирательство имеет чёткий предмет, есть конкретный заявитель, обстоятельства дела, которые подлежат анализу. Правоприменителю, в данном случае судье, предстоит выяснить, а относится ли вообще организация, в которой работает заявитель, к медицинским организациям, обладает ли она лицензией, полученной в установленном законом порядке, какую медицинскую деятельность осуществляет, - это с одной стороны. С другой стороны - получил ли работник, который рассчитывает на досрочную пенсию, высшее медицинское образование, имеет ли диплом, сертификат соответствия, прошёл ли аккредитацию, ведь каждый врач с 2017 года получает допуск к той или иной медицинской деятельности. Все эти нюансы предстоит выяснять в рамках конкретного судебного разбирательства. Основываясь на постановлениях правительства, можно обратиться в уполномоченный орган и добиваться реализации своего права - такие прецеденты есть, есть обращения со стороны частных медицинских организаций, созданных в рамках акционерных обществ. Это та современная практика, которая сегодня формируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я буду краток. На самом деле вопрос предельно ясен, и решение, принимаемое сегодня, должно зависеть от следующего: есть ли судебные решения, по которым человеку отказано в пенсионном обеспечении, хотя он занимался деятельностью, аналогичной той, как если бы он работал в учреждении здравоохранения? Вот если есть такие судебные прецеденты, хотя бы один, то мы обязаны внести изменение в закон. Есть? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Есть. Ну тогда о чём мы спорим? Надо просто-напросто принять это решение и исключить двоякое толкование, потому что суды опираются на букву, подчёркиваю, букву закона, а понимать они её могут по-разному - собственно говоря, так и происходит. Даже если постановлением правительства будет определён порядок, для суда это не указ, он следует только букве закона. Коллеги, зачем мы спорим о том, урегулирован вопрос или не урегулирован? Нам ничего не стоит решить проблему, если Конституционный Суд указал на наличие этой проблемы и подтвердил, что граждане в пенсионном обеспечении не должны зависеть от того, где именно они работают, в учреждении либо в организации, осуществляя медицинскую деятельность. То же самое касается предыдущего законопроекта, о педагогических работниках. Нам просто нужно поддержать эти предложения, если, подчёркиваю, в складывающейся судебной практике есть хотя бы одно подобное решение. Что касается того, чем мотивировано данное предложение, - ну так это, собственно говоря, работа комитета, комитет должен был его проанализировать, и, собственно, я задавал такой вопрос. Если есть хотя бы одно отрицательное судебное решение, законопроект надо поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, хочу ещё раз напомнить о том, что вступивший в силу с 1 января 2015 года федеральный закон № 400-ФЗ сохранил все установленные ранее действовавшим законодательством преференции и льготы для отдельных категорий граждан, в том числе лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность, связанную с охраной здоровья населения, и проработавших в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет. При этом полномочия по утверждению списков работ, должностей, специальностей, профессий, порядка исчисления стажа работы в организациях предоставлены Правительству Российской Федерации. Установления тождественности профессиональной деятельности действительно порой приходится добиваться через суд, но давайте подумаем о том, какой неопределённый круг лиц будет иметь право на получение досрочной пенсии в достаточно сложной ситуации, которая сложилась сейчас в Пенсионном фонде Российской Федерации, если мы сегодня, что называется, распахнём ворота для всех без исключения медицинских работников, в том числе для тех, кто считает себя медицинским работником. Коллеги, вместе с тем мы должны понимать, что суды - такие случаи действительно имеют место - отказывают в назначении гражданам досрочного пенсионного обеспечения в силу определённых обстоятельств. В специфике работы учитывается не весь перечень необходимых требований, которым гражданину необходимо соответствовать, то есть специфика работы - это ещё и условия труда, его интенсивность. Мы должны понимать, что, например, врач частной практики, который приходит на работу тогда, когда пожелает, записывает к себе на приём клиентов (ну, часто это просто клиенты, а не пациенты) тогда, когда пожелает, и врач, который работает в стационаре, в БСМП, - это две совершенно разные категории, психофизиологические нагрузки здесь просто очень странно и сложно сравнивать. Так что давайте исходить из того, что судам предоставлены соответствующие возможности. И не обязательно врач, работник медицинского персонала должен работать именно в медицинских учреждениях. В случае если по своей организационно-правовой форме организация отличается от формы учреждения, решение вопроса зависит от правил исчисления периодов работы в соответствующих структурных подразделениях организации. К примеру, ООО "Госпиталь": есть решение суда, есть правоприменительная практика, ООО "Госпиталь" имеет структурные подразделения... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. БЕССАРАБ С. В. ...стационар, амбулаторию - в таких случаях суд признаёт право гражданина на досрочное пенсионное обеспечение. В иных случаях бывают отказы, но, коллеги, давайте всё-таки дадим возможность правительству в постановлении № 781 регулировать положения правил исчисления периодов работы и не дадим возможности делить на всех те деньги, которые заработаны упорным трудом нашими медицинскими работниками. Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Алексей Владимирович, у вас по ведению или вы выступить хотели? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Куринному. КУРИННЫЙ А. В. Иван Иванович, у меня вопрос просто. Весьма важный законопроект, но почему-то через профильный комитет, по охране здоровья, не проходил. У нас таких проблем тоже много, я думаю, услышать мнение комитета перед голосованием было бы важно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, мы разберёмся с этим вопросом. Обычно у нас на Совете Думы не бывает отказов, если комитет хочет быть соисполнителем по какому-то законопроекту, поэтому надо разобраться конкретно в этой ситуации, мы уточним. Олег Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Начну с того, что я постоянно слышу про принцип экономии нормы. Знаете, что это мне напоминает? Принцип экономии мышления, который когда-то выдвинул известный физик, но очень слабый философ Эрнст Бах. Я думаю, что нам здесь не нормы нужно экономить, нужно экономить здоровье и думать о социальном благополучии наших граждан. Я, кстати, хочу заметить, что вот этот принцип экономии норм приводит к одному: российский парламент с чувством глубокого удовлетворения всё больше и больше своих полномочий передаёт исполнительной власти. И я вас уверяю, как человек, который работает уже в восьмом российском парламенте, что в первых парламентах вообще этого не было - парламент пытался принимать ответственность на себя. Теперь пара уточнений. Хочу напомнить, что Вероника Игоревна Скворцова говорила о нехватке примерно 100 тысяч медицинских работников в Российской Федерации, и каждый, кто бывал, например, на селе, наверняка знает, как остро там стоит эта проблема. Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что к врачам частной практики этот законопроект не имеет никакого отношения, он относится только к тем, кто работает в организациях. Хочу напомнить, что высшее медицинское образование совершенно необязательно для того, чтобы получать досрочно медицинскую пенсию, это право распространяется и на медицинских сестёр, у которых, как известно, среднее профессиональное образование в подавляющем большинстве случаев. Но самое главное, коллеги, опять всё то же противоречие: с одной стороны, нам говорят, что все вопросы урегулированы, с другой стороны, нам говорят, что не надо расширять круг получающих, и Пенсионный фонд нас упрекает в том, что мы, возможно, расширим круг получающих досрочную пенсию, - что-нибудь одно. Действительно, этот законопроект потенциально расширяет круг получающих: все, кто занимается медицинской практикой при определённых условиях - подчёркиваю, в организациях. Неважно, учреждение это, или, скажем, некоммерческая организация, или какая-то другая организационно-правовая форма, - если это медицинская работа, она везде примерно одинакова. Поэтому, уважаемые коллеги, мы просим вас поддержать этот законопроект в интересах охраны здоровья граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Даниил Владимирович, будете выступать? Нет. Коллеги, ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 40 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.