Заседание № 361

01.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 815987-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части закрепления за организациями - собственниками систем газоснабжения обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности газотранспортных систем; принят в первом чтении 8 июля 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1885 по 2048 из 8790
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Доклад Павла Николаевича        
Завального.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Павел Николаевич.                                                   
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект был         
принят в первом чтении 8 июля прошлого года, и было очень много вопросов по     
системе газоснабжения нашей страны.                                             
                                                                                
Изначально законопроектом предусматривалась только обязанность организаций -    
собственников систем газоснабжения осуществлять мероприятия, направленные на    
увеличение пропускной способности объектов газоснабжения, с целью создания      
технической возможности подключения к сети распределения объектов               
капитального строительства, в отношении которых был получен отказ в выдаче      
технических условий. Коллеги, как вы помните, 31 мая прошлого года              
президентом по результатам анализа ситуации с газоснабжением правительству      
было дано поручение из перечня № Пр-907: подготовить план мероприятий по        
ускорению темпов газификации. Темпы были явно неудовлетворительными, было       
очень много жалоб и обращений по этому поводу со стороны граждан. Коллеги,      
также в ходе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию     
21 апреля правительству было дано поручение разработать чёткий план             
газификации домохозяйств. При этом президент особо подчеркнул, что подводка     
газа непосредственно к границе земельного участка в населённом пункте должна    
осуществляться без привлечения средств населения. Это была инициатива партии    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Коллеги, на протяжении этого времени шла большая работа на площадке             
Государственной Думы и Совета Федерации с привлечением представителей           
бизнеса, в ней участвовали представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", партии        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ". Была подготовлена "дорожная карта", отвечающая на все          
вопросы, которые задавались в этом зале, в рамках поручения президента. Эта     
"дорожная карта", как план мероприятий, предусматривает создание совершенно     
новой, революционной системы управления, позволяющей внедрить социально         
ориентированную систему газификации, газоснабжения субъектов Российской         
Федерации и обеспечить поэтапное увеличение газификации - к расчётному 2030     
году с учётом технической возможности целевых региональных                      
топливно-энергетических балансов довести показатель газификации в целом по      
стране до 82,9 процента. Это в принципе технически максимально возможная        
газификация. Также "дорожной картой" предусматриваются сокращение сроков        
подключения, стоимости строительства, снижение административных барьеров,       
изменение подходов к определению сметной стоимости. В документах                
предусмотрена разработка нормативных правовых актов, которые необходимы для     
реализации данного законопроекта.                                               
                                                                                
Коллеги, конечно же, в соответствии с требованиями "дорожной карты"             
депутатами Государственной Думы и сенаторами Совета Федерации, которые          
участвовали в разработке "дорожной карты", были подготовлены и внесены          
поправки к этому законопроекту. Поправки содержат ряд значимых нововведений,    
к которым относится создание единого оператора газификации, и на федеральном    
уровне им будет "Газпром", на региональном уровне - компании "Газпрома". В то   
же время там, где нет компаний "Газпрома" (а "Газпром" присутствует только в    
80 из 208 соответствующих организаций и в 56 обладает контрольным пакетом       
акций, а, допустим, та же компания "Мособлгаз" - это на 100 процентов           
собственность Московской области), эти моменты были учтены, чтобы в             
соответствующих субъектах Федерации также можно было эффективно заниматься      
вопросами газификации.                                                          
                                                                                
Самое главное, коллеги, - решается вопрос источников финансирования. Основной   
источник - это инвестиционная надбавка ГРО, которая будет распространяться на   
всех потребителей, кроме населения. И сейчас эту надбавку можно будет тратить   
не только на создание межпоселковых и поселковых сетей газоснабжения, но и на   
решение вопросов техподключения, то есть доведения газопровода до границ        
участков граждан. При этом предполагается заключение комплексного договора -    
и в границах участков граждан будет проведена эта работа. При этом будут        
нормироваться затраты на строительство таких маленьких газопроводов, и,         
соответственно, подключение газоиспользующего оборудования к... (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич, уважаемые коллеги! Может быть, при      
докладе по законопроектам второго чтения нам сосредоточиться на поправках,      
которые изменяют суть законопроекта? С учётом того что мы достаточно заметно    
скорректировали время обсуждения в связи с пандемией и что у нас процесс        
завершения работы связан с рассмотрением большого количества законопроектов,    
никто не будет против, если мы доклады в рамках второго чтения, особенно в      
течение оставшихся трёх рабочих недель, будем планировать делать в течение      
трёх минут? Потому что иначе, получается, время просто выбираем, а если         
необходимо обсудить конкретные поправки, то кто-то их вынесет на                
дополнительное обсуждение. Есть процедура у нас. Коллеги, нет возражений? Нет   
возражений. Тогда мы этим будем руководствоваться.                              
                                                                                
У нас много законопроектов второго чтения, поэтому просим техническую группу    
в соответствии с решением, против которого никто не возражает, ставить время    
для докладчиков по законопроектам второго чтения - три минуты.                  
                                                                                
Пожалуйста, Павел Николаевич.                                                   
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Вячеслав Викторович, я заканчиваю. Просто поправки очень        
содержательные, отвечают на многие вопросы - и вопросы граждан, и вопросы       
коллег в этом зале, поэтому я хотел немножко их раскрыть в рамках второго       
чтения, пользуясь случаем, и время мне хорошее поставили.                       
                                                                                
Коллеги, просьба поддержать этот законопроект. Он решит многие проблемы и на    
самом деле позволит достичь цели газификации, поставленной президентом. Прошу   
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, по таблице поправок № 1 - в ней 15 поправок, комитет предлагает        
поддержать - есть замечания? Нет замечаний.                                     
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 6, второе чтение.              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!               
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем      
чтении. С учётом того что завтра будет заседание Совета Федерации, где могли    
бы принять закон и дать ему ход, прошу рассмотреть возможность проголосовать    
его сегодня в третьем чтении. Прошу поддержать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, что мы     
данный законопроект рассмотрим по процедуре третьего чтения? Нет возражений.    
                                                                                
По мотивам есть желающие выступить? Нет.                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", третье чтение,      
6-й вопрос.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно. Коллеги, поздравляю.                      

Заседание № 304

08.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 815987-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части закрепления за организациями - собственниками систем газоснабжения обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности газотранспортных систем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1820 по 2589 из 4949
Коллеги, переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона   
"О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О газоснабжении в        
Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства          
Российской Федерации заместителя министра энергетики Российской Федерации       
Павла Юрьевича Сорокина.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Павел Юрьевич.                                                      
                                                                                
СОРОКИН П. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра энергетики Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поставлена   
задача по ускорению темпов газификации Российской Федерации. Это один из        
ключевых элементов повышения качества жизни населения, особенно в               
приграничных регионах, в удалённых регионах, это способ обеспечить доступ       
промышленности к дешёвому источнику энергии, улучшить экологическую             
обстановку в ряде регионов и создать новые рабочие места, это в первую          
очередь повышает инвестиционную привлекательность регионов и ускоряет темпы     
развития инвестиционной активности субъектов.                                   
                                                                                
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведётся работа по         
подготовке и оформлению комплексного плана и "дорожной карты" газификации       
Российской Федерации. При этом среди основных препятствий на пути газификации   
- отсутствие свободной мощности в ряде участков газотранспортной системы и      
так называемые запертые газораспределительные станции. Сегодня в России более   
400 запертых газораспределительных станций, причём в том числе в таких          
регионах, как Московская область, Челябинск, Кострома, и ещё в ряде отдельных   
регионов Российской Федерации. Решение этой проблемы - только расшивка          
крупнейших газораспределительных станций, что позволит примерно на 2-3          
процентных пункта повысить уровень газификации. Я напомню, что сейчас у нас     
газифицировано примерно 69 процентов, а потенциал составляет существенно        
более 80 процентов с учётом всех остальных альтернативных источников.           
                                                                                
Для решения указанной проблемы Правительство России предлагает вашему           
вниманию законопроект "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона     
"О газоснабжении в Российской Федерации". Законопроектом предлагается           
установить обязанности организации - собственника системы газоснабжения         
осуществлять мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности     
газотранспортной системы при наличии обращений заявителей. Напомню, что         
сейчас очень многие обращения от заявителей остаются без ответа с               
обоснованием, что просто нет мощности на газораспределительной станции. В       
целях обеспечения баланса интересов и недопущения экономических перекосов в     
законопроекте предусмотрены обязательные критерии, определяющие необходимость   
проведения таких мероприятий, это соотношение суммарно необходимой              
дополнительной мощности, обозначенной в отклонённых заявках на выдачу           
технических условий на подключение, и проектной производительности указанных    
газотранспортных систем, то есть должен быть существенный объём заявок.         
                                                                                
Процедурные вопросы, такие как правила осуществления мероприятий, в том числе   
условия, определяющие необходимость и экономическую обоснованность их           
проведения организациями - собственниками системы газоснабжения, а также        
порядок определения сроков их реализации, порядок обращения в организации в     
целях реализации таких мероприятий, учёт обращений и иные положения,            
связанные с осуществлением данных мероприятий, предлагается регламентировать    
актами Правительства Российской Федерации.                                      
                                                                                
Реализация закона не потребует выделения дополнительных средств из              
федерального бюджета и бюджетов всех уровней. Законопроект согласован с ГПУ     
Президента Российской Федерации, также проведена большая работа с профильным    
комитетом. Прошу поддержать и принять законопроект в первом чтении.             
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Юрьевич. Присаживайтесь.                   
                                                                                
С содокладом выступает Павел Николаевич Завальный.                              
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я поясню, в чём проблема таких отказов. В соответствии с     
постановлением правительства от 2013 года № 1314, пункт 14, есть возможность    
отказа в том случае, если превышена проектная производительность и              
реконструкция этой ГРС или системы не включена в инвестиционную программу       
развития. В инвестиционную программу развития это включается на основании       
генеральной схемы развития газификации каждого отдельного региона в рамках      
соглашений с собственником ЕСГ, регион берёт на себя обязательства, в случае    
реконструкции или строительства новой ГРС соответственно нужно построить        
сеть, создать потребителей - в таком виде существует этот механизм. Он не       
совсем эффективный, исходя из того что у нас, как было сказано, заперто 400     
ГРС, это 10 процентов всего количества ГРС, при этом половина заперта лишь на   
бумаге - когда потребитель заявил больший объём и не потребляет его, а          
распределить эту мощность невозможно. В той же Московской области в             
Мособлгазе было 44 таких ГРС, осталось 22, остальные там расшили по бумагам.    
Так вот при этом средняя загрузка ГРС по всей стране всего 18 процентов, то     
есть где-то они недогружены, были построены и стоят, есть ГРС, которые          
загружены не больше чем на 2-3 процента, а потребителей нет, хотя были          
заявки. Поэтому в рамках программы "Трансформация делового климата" было        
принято решение правительства создать норму прямого действия в виде             
федерального закона, обязывающую это делать. При этом к критериям               
экономической обоснованности реконструкции ГРС или строительства нового         
газопровода, как правило, относится и срок окупаемости, а когда приходит        
заявка, строятся газопроводы, делаются инвестиции, на тарифы эти расходы        
отнести нельзя, и именно это является препятствием для реконструкций и          
строительства. То есть предлагается закон прямого действия, но при этом не      
предлагается механизма решения этой проблемы: его как не было, так и нет        
сегодня. Мы просили на протяжении всего периода обсуждения подготовить          
механизм, описание, как будет работать механизм, - механизм, к сожалению, так   
и не создан, поэтому предстоит большая работа в рамках подготовки ко второму    
чтению проекта закона. Да, такой закон нужен, мы концептуально поддерживаем,    
проблему решать надо, это препятствует газификации, особенно там, где газ уже   
есть, есть потребитель, надо обязательно такой закон принимать, но в рамках     
второго чтения мы предполагаем провести большую работу: создать именно этот     
механизм, чтобы и у заявителя была обязанность по этим объёмам потом брать по   
двухставочному тарифу или предусмотреть другие критерии, и у собственника       
была обязанность расширять узкие места.                                         
                                                                                
Я очень рад, что этот проект закона, разработчиком которого был минэк,          
Министерство энергетики забрало себе и вот уже представитель Министерства       
энергетики его докладывал. В рамках второго чтения мы планируем в том числе с   
учётом поручения Президента Российской Федерации о газификации и ускорении      
темпов развития - а там очень комплексный, системный подход - доработать        
законопроект, чтобы закон в самом деле работал, реально работал.                
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.                                
                                                                                
Есть вопросы? Вопросов много.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Вопрос содокладчику.                                                 
                                                                                
Совершенно замечательные вещи, крайне востребованные людьми, но всё-таки        
хотелось бы понять, какие технические параметры, касающиеся соотношения между   
заявками и проектными мощностями, предполагаются? Или всё это мы уже отдаём     
на усмотрение правительства, в работу профильным министерствам в рамках         
подготовки подзаконных актов?                                                   
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Относительно необходимости реконструкции и модернизации,        
увеличения пропускной способности системы или производительности ГРС критерий   
такой: вот есть объём заявок, и насколько объём заявок превышает проектную      
производительность, настолько и должна увеличиться производительность ГРС. Но   
при этом нет ответственности заявителя за подачу заявки. Как я сказал,          
действующий механизм регулирования привёл к тому, что средняя загрузка ГРС по   
стране - 18 процентов. Таким образом, есть ГРС, которые вообще... Вот,          
допустим, планируется строительство электростанции, построена ГРС, а            
электростанция не построена, и ГРС стоит, но при этом мощность ГРС              
использовать для подачи газа другим потребителям невозможно, то есть            
регулирования нет. Поэтому мы хотим в рамках этого закона это                   
регулирование... то есть, если бумажная запертость ГРС есть, снять эту          
бумажную запертость, чтобы ГРС могла работать, была загружена. Ведь что такое   
недозагрузка ГРС? Это отсутствие отдачи от инвестиций. Представьте, машину      
сделали, продали, но на ней не ездят, она стоит - и здесь затраты есть          
амортизационные, налоговые, по содержанию, а выручки нет. К чему это            
приводит? Это снижает эффективность работы всей системы. На тарифы отнести      
затраты нельзя, а инвестиционной окупаемости нет. Вот такая картина, вот        
такая неурегулированность, такое несовершенство в целом регулирования у нас.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смирнов Юрий Валентинович.                                                      
                                                                                
СМИРНОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к Павлу Юрьевичу Сорокину.                                        
                                                                                
Павел Юрьевич, допустим, лицо, обратившееся за получением технических условий   
на подключение, получило отказ. В законопроекте прописано, что после этого      
газораспределительная организация должна принять меры по увеличению             
пропускной способности. Так вот в течение какого срока всё-таки она обязана     
это сделать?                                                                    
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Юрий Валентинович, спасибо большое за вопрос. Конкретные          
параметры, в том числе сроки, будут регламентированы в подзаконке. Мы сейчас    
рассматриваем ряд различных вариантов и сценариев, которые будут зависеть от    
объёма дополнительной мощности, который потребуется, в зависимости от этого и   
будет градация по срокам. Чтобы добавить, условно говоря, 5 или 7 процентов     
мощности, требуются совершенно другие усилия и капитальные затраты, чем в       
случае, когда надо добавить 50-60 процентов, а в некоторых регионах именно о    
таких цифрах идёт речь. Здесь срок на самом деле будет зависеть от сбора        
заявок, от общего количества отклонённых заявок от потребителей в регионе на    
этой запертой ГРС, и мы его постараемся сделать максимально, скажем так,        
укороченным, основанным на лучших практиках и на нормативах строительства и     
расширения таких ГРС.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
На трибуне включите микрофон.                                                   
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, я для полного понимания хотел бы ещё пояснить. Есть    
газораспределительная организация, так называемая ГРО, а есть магистральные     
газопроводы и ГРС, скажем так, межрегиональные. В этом законопроекте речь       
идёт о газотранспортных системах и газораспределительных станциях, то есть      
высокого давления, их надо расшивать, вот о чём идёт речь.                      
                                                                                
В данном случае вопрос был по газораспределительным организациям. Как раз для   
них предусмотрен механизм: идут заявки на техническое присоединение, и все      
эти заявки учитываются в инвестиционных планах развития, расширения этой        
системы, в так называемой инвестиционной надбавке, которая достигает 25         
процентов от тарифа и через тариф относится на всех потребителей данного        
региона. Там механизм предусмотрен, а что касается сроков подключения, то эти   
сроки очень ограниченны, и каждый, кто подключается... Вот Тюменская область    
имеет передовой опыт - действует режим "одного окна", и в течение месяца        
потребитель уже, по сути, получает газ. В разных регионах своя практика, но     
вопрос касался именно газораспределительных организаций, а там эти механизмы    
все предусмотрены, и по срокам в том числе.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
ИОНИН Д. А. Павел Юрьевич, ну, получение отказа в связи с отсутствием           
технических возможностей - это действительно большая проблема для населения.    
Но вот данный законопроект всё равно разрабатывался на основании распоряжения   
правительства от января 2019 года, как указано в пояснительной записке, и всё   
равно, так или иначе речь идёт о подключении за счёт средств потребителя, за    
счёт средств гражданина. Между тем 31 мая появилось новое распоряжение, уже     
президентское, о формировании источников финансирования мероприятий по          
подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств.   
Не получится ли у нас диссонанса: уже есть новая вводная от президента о том,   
чтобы подключать без привлечения средств граждан, а мы ещё рассматриваем        
законопроект, который предусматривает подключение всё-таки за счёт их           
средств?                                                                        
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Спасибо большое за вопрос. На самом деле один из комментариев     
комитета также касался неопределённости источников финансирования. Это тот      
вопрос, над которым мы работаем. Я сейчас дам несколько цифр и опишу текущий    
процесс, касающийся именно той коллизии, которую вы обозначили.                 
                                                                                
Данный законопроект разрабатывался в рамках поручения президента о              
трансформации делового климата и направлен в первую очередь опять же на         
расшивку узких мест в магистральных системах и газораспределительных            
станциях, которые потом уже, как Павел Николаевич сказал, передают газ          
газораспределительным организациям, где уже происходит подключение на низкое    
давление потребителей, в том числе и населения. В поручении президента          
говорится: без привлечения средств граждан. Вот в комплексной программе, о      
которой я сказал в своём выступлении, мы проанализировали и дали                
предварительные оценки необходимых средств, в случае если полностью будет       
принята вот эта наша программа по доведению газификации до максимально          
возможного уровня с учётом топливно-энергетических балансов всех регионов -     
это примерно 83 процента (а если считать прямым счётом, если считать            
объективно, то 100 процентов от возможного), в оставшихся 17 процентах          
случаев люди будут получать доступ к теплу, электричеству и пищеприготовлению   
за счёт других энергоресурсов. Так вот, для достижения 83 процентов             
газификации максимально в течение десяти лет, как обозначено в поручении        
президента, - что предусматривает два этапа: достижение уровня газификации 76   
процентов до 2024 года и 83 процента до 2030-го, - необходимо, по               
предварительным оценкам, примерно 2 триллиона рублей. Это именно для того,      
чтобы довести инфраструктуру до участков граждан, то есть фактически до дома,   
и обеспечить выполнение поручения президента.                                   
                                                                                
Сейчас ведётся поиск источников. Могу сказать, что только часть необходимых,    
искомых средств покрывается той инвестиционной программой, которая есть у       
"Газпрома", это, по текущим оценкам, примерно, 700 миллиардов из 2 триллионов   
рублей. Ещё примерно 100-110 миллиардов - это специнвестнадбавка, о которой     
Павел Николаевич также сказал. То есть остаётся довольно большая                
неопределённость, но мы рассчитываем, что... ну, мы смотрим различные           
источники, за счёт которых это возможно покрыть, и один из основных - это,      
естественно, оптимизация трат. В "дорожной карте", которую Минэнерго            
подготовило по реализации поручения президента, достаточно большое внимание     
уделено совместной с Минстроем работе по совершенствованию строительных         
нормативов, по снижению себестоимости строительства, и мы рассчитываем, что     
довольно существенную часть искомых средств можно изыскать за счёт              
оптимизации процессов. И тогда, вот как вы говорите, эта коллизия, о которой    
сейчас было сказано, перестанет существовать, потому что единый оператор        
газификации будет доводить инфраструктуру непосредственно до потребителя.       
                                                                                
Мы надеемся в ближайшее время продолжить на этот счёт дискуссию в том числе     
на площадке Государственной Думы, с Советом Федерации и рассчитываем на         
активную дискуссию с коллегами здесь, чтобы можно было этот процесс ускорить.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич, вам докладчик не оставил времени на     
ответ на этот вопрос.                                                           
                                                                                
Поставьте минуту. Пожалуйста, включите содокладчику микрофон.                   
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, в поручении президента речь идёт о "последней миле",   
это доведение непосредственно до потребителя. Источник на самом деле - только   
инвестиционная составляющая надбавки ГРО. На мой взгляд, этого будет            
недостаточно, потому что не все регионы промышленно развиты и не все смогут     
позволить себе такую надбавку за счёт промышленности, потому что надбавка ГРО   
относится в основном к промышленным потребителям. И это проблема - где взять    
источник. Наше предложение: всё-таки потребуется государственная программа      
либо национальный проект, в рамках которых отдельным субъектам Федерации надо   
будет помочь с газификацией, с решением проблемы "последней мили".              
                                                                                
Что касается инвестиций "Газпрома". У нас 207 газовых организаций в стране,     
"Газпром" присутствует только в 80 из них, а 51 процент у "Газпрома" только в   
40 из этих организаций. Тот же "Мособлгаз" - это стопроцентная собственность    
региона, субъекта Федерации. И не везде "Газпром" даже инвестиции может         
делать, потому что он там просто не присутствует, только подаёт газ в регион    
и всё. Так что проблема есть, мы будем решать её, в том числе пытаться найти    
пути решения в рамках этого законопроекта.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Костенко Наталья Васильевна.                                                    
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Я уже третий год занимаюсь у себя в крае проблемой газоснабжения, у меня        
пятая часть ГРС перегружена на 100 процентов, а некоторые на 300 процентов.     
Меня волнует вопрос: первое, как будет прописана гарантия, что новый газ        
придёт именно в те регионы, где уже есть такая мощнейшая перегруженность, и     
второе, где гарантии, что "Газпром" будет обеспечивать непосредственно тех      
людей, которым это нужно? Мы проверили: сейчас "Газпром" необоснованно          
отказывает, а потом, когда пишем в прокуратуру, находятся необходимые объёмы    
газа и людей и предприятия подключают к газу.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, докладчик.                                    
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Наталья Васильевна, именно во избежание таких ситуаций этот       
законопроект и разрабатывался. Поэтому мы, как я отмечал ранее, собрав все      
заявки, оценив объём заявок и проанализировав те, по которым уже есть отказы,   
будем ранжировать это по потребности регионов, - совместно с "Газпромом",       
совместно с коллегами - будем в подзаконке это учитывать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. У меня к Павлу Юрьевичу вопрос.                         
                                                                                
В сельской местности уличный газопровод строят в складчину. Но многие люди,     
которые сразу не хотят принимать участие в этом строительстве, подсоединяются   
потом. Скажите, пожалуйста, какие материальные обязанности будут у нового       
пользователя? И не собирается ли "Газпром" брать всё-таки на себя затраты по    
проведению уличного газопровода?                                                
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос.                            
                                                                                
Данная, скажем так, часть подключения потребителей к газу относится на данный   
момент в существующей регуляторике к внутрипоселковым газопроводам, то есть     
это обязанности региона или это делается по желанию, соответственно, сами       
жители посёлка проводят, и газораспределительная организация достраивает        
газопровод непосредственно до поселения.                                        
                                                                                
Что мы хотим изменить? Это, скорее, не относится к данному законопроекту,       
потому что он касается больше газораспределительных станций, опять же это       
магистральная инфраструктура, но что мы хотим изменить в общем подходе к        
газификации? Мы хотим как раз обязать единого оператора газификации, который    
будет в каждом регионе (соответственно, это доминирующая                        
газораспределительная организация либо "Газпрома", либо традиционная, которая   
в регионе присутствовала, как тот же "Мособлгаз", который упоминался), хотим    
как раз установить и полномочия, и обязательства для таких организаций          
подводить трубы до участков пользователей, чтобы та проблема, о которой вы      
говорите, исчезла, и пользователь должен будет фактически просто подсоединить   
свой участок к уже готовой инфраструктуре. Именно для этого сейчас ищется       
источник и дорабатывается нормативная база. Тогда эта проблема исчезнет. И      
это действительно один из острейших моментов сейчас.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, опять же для более глубокого понимания проблемы.       
Раньше при советской власти был Мингазпром и была "Союзгазификация" -           
структура, в которую входили все газораспределительные организации страны.      
Так вот, "Союзгазификация" была приватизирована по соответствующим законам, и   
все газопроводы низкого давления, все поселковые, муниципальные газопроводы     
были приватизированы, и теперь там разные собственники. "Газпром" в последние   
15 лет пытается всю эту собственность выкупить, вернуть, или через              
акционерный капитал, или напрямую купить имущество, чтобы консолидировать       
активы. Та же самая проблема у нас возникла в сетевом комплексе, когда был      
приватизирован монопольный вид деятельности, по сути, все распределительные     
сети. И вот это является проблемой сейчас, мы пытаемся консолидировать          
сетевой комплекс в электроэнергетике. То же самое и здесь: уличные              
газопроводы, как правило, либо поселковые, либо муниципальные, либо гэрэошке    
местной принадлежат, и "Газпром" там просто не присутствует, поэтому думать,    
что "Газпром" там придёт и сделает... Это невозможно, потому что это не его     
собственность. Как я сказал вначале и повторю, у нас 207                        
газораспределительных организаций, все они приватизированы, "Газпром"           
присутствует только в 80 и только в 40 сумел консолидировать 51 процент, а      
остальные организации, более 120, это не его собственность, а региональная,     
как "Мособлгаз", или частная, и нет возможности всё это выкупить. Надо или      
национализировать всё это, и тогда "Газпром" будет за всё отвечать, вплоть до   
доведения до потребителя, или же работать в той правовой среде, в которой мы    
работаем. Поэтому приходится искать разные источники финансирования для этой    
газификации: и средства граждан, и инвестиционная надбавка, и бюджетные         
средства. Почему, как я говорил, нужна госпрограмма? Чтобы помочь бедным,       
дотационным регионам решить проблему газификации, и такая программа             
потребуется всё равно, мы эти предложения готовим.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Павлу Юрьевичу.                         
                                                                                
Уважаемый Павел Юрьевич, сегодня отказы газоснабжающих организаций подключать   
социально значимые объекты, выдавать им технические условия мешают выполнению   
нацпроектов. У нас в Краснодарском крае 17 таких объектов - это детские сады,   
школы, которые не могут быть построены в отдалённых населённых пунктах, в       
станицах края ввиду отсутствия достаточной мощности газораспределительных       
сетей. В обращении к правительству я обозначила эту проблему, и мне ответили,   
что проблема будет решена как раз с внесением этого проекта закона, но          
сегодня я слышу формулу, в соответствии с которой будет проводиться оценка,     
достаточно ли интересно газоснабжающим организациям идти в тот или иной         
хутор, в ту или иную станицу, где требуется детский сад, школа.                 
                                                                                
Скажите, пожалуйста, будет ли это учтено - что социально значимые объекты       
могут быть, ну, не так эффективны при подключении, а дворов мало? Будет ли в    
этом случае строительство объектов продолжаться?                                
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Светлана Викторовна, очень важный вопрос, спасибо. Однозначно     
будет учитываться социальный элемент. Президент в поручениях даже обозначил,    
что газификация... то есть сейчас мы смотрим на газификацию как на некий        
социальный процесс. Экономика важна, и мы, безусловно, должны здесь это         
учитывать, потому что всё равно всё это строится за деньги, но социальный       
аспект тоже ставится здесь во главу угла.                                       
                                                                                
Хотелось бы отметить, что если, условно, поселение находится за тысячу          
километров и там нет вообще никаких объектов для газификации, кроме,            
например, школы, то нужно искать альтернативный источник газификации, в том     
числе в рамках этой программы, как, например, СПГ, или СУГ, или                 
альтернативный вид топлива. Для решения вот именно проблемы сверхудалённых      
посёлков, куда, ну, просто физически тяжело протянуть трубу, мы ввели в новую   
концепцию газификации понятие "топливно-энергетический баланс", и мы            
совместно с каждым регионом... Сейчас это носит рекомендательный характер, но   
мы хотим сделать обязательной проработку топливно-энергетического баланса,      
чтобы каждый регион определил по каждому поселению, как будут обеспечиваться    
потребности данной школы, данного хутора, данной группы потребителей, и уже     
после этого принимать решение, куда вести газ. Но это должно делаться вместе    
с вами, вместе с регионом, для того чтобы как раз учитывать социальный          
аспект.                                                                         
                                                                                
Так что короткий ответ: да, это будет учитываться, но, повторю, довести         
трубопроводный газ - это не единственный способ решить проблему, поэтому мы     
сейчас будем это рассматривать комплексно, с учётом СУГ и СПГ.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пашин Виталий Львович.                                                          
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Павел Юрьевич, конечно, поддерживаю законопроект, однако возникают    
следующие вопросы: всё-таки в какие сроки будет регламентировано подключение    
в таких ситуациях и насколько подорожают услуги подключения? Считаю, что эти    
вопросы нужно доработать, решить заранее, чтобы не было злоупотреблений при     
правоприменении, когда цены взвинтят или будут, как это часто бывает,           
подключать годами.                                                              
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Виталий Львович, спасибо большое за вопрос.                       
                                                                                
Что касается цен. Сейчас есть ряд групп по типу подключения: льготное,          
стандартное, индивидуальное подключение непосредственно для потребителя. И мы   
как раз хотим упорядочить ценообразование в данных группах и максимизировать    
для людей возможность подключения в рамках льготной группы, стоимость           
подключения в которой сейчас составляет примерно 60 тысяч рублей в среднем по   
стране, хотя, к сожалению, часто людям выставляют существенно более высокие     
счета, либо вводя в заблуждение (это вот различными маленькими организациями    
делается), пытаясь их перевести на стандартную или на индивидуальную            
процедуру подключения. Вот те меры, о которых я говорил, по доведению           
инфраструктуры до забора, позволят большую часть людей перевести именно в       
индивидуальную категорию.                                                       
                                                                                
Что касается сроков, полностью согласен, повторю, что это будет сделано в       
рамках подзаконки, совместно с коллегами мы будем устанавливать максимально     
сжатые сроки. Но здесь надо учитывать опять же определённую дифференциацию      
подхода: чтобы расшить, условно, ГРС в Московской области, где инфраструктура   
достаточно хорошая и в целом магистральная инфраструктура позволяет допобъём    
газа поставить, и расшить ту же ГРС в удалённом регионе, где может не быть      
магистральной трубы, нужны всё равно разные сроки. Здесь важно попадание и      
для потребителя, и для экономики, важно, чтобы потребитель, подавая заявку, в   
регламентированный срок конкретно имел понимание, когда его подключат и какие   
есть реперные точки, и мог это отслеживать. Вот это мы тоже будем               
регламентировать, будем стандартизировать этот процесс, чтобы минимизировать    
злоупотребления.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Натаров Сергей Васильевич.                                                      
                                                                                
НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопросы к Павлу Николаевичу и к Павлу Юрьевичу.                          
                                                                                
Павел Николаевич, фракцией ЛДПР в конце 2016 года был внесён законопроект на    
тему, связанную с газификацией без привлечения средств граждан. Сегодня уже и   
президент дал поручение в этом направлении вопрос прорабатывать. Когда этот     
законопроект выйдет на пленарное заседание?                                     
                                                                                
Павел Юрьевич, вопрос вам. Ну, расшивать ГРС обязательно нужно, тут нет         
сомнения, но на сегодняшний день многие субъекты волнуют другие ситуации - мы   
понимаем, сколько субъектов Федерации вообще не газифицированы (ну вот в том    
числе Красноярский край, огромный Красноярский край). Есть понимание, сколько   
сегодня субъектов России не имеют газа?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала включите микрофон на трибуне, пожалуйста.         
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Сергей Васильевич, мы законопроект не задерживаем, мы в         
течение года предлагаем его вынести на пленарку, и он переносится,              
переносится, переносится. В последнем плане, который мы направили, предлагаем   
вынести его на пленарное заседание в сентябре. Мы его не задерживаем, по нему   
есть все...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Юрьевич, пожалуйста.                                
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. У нас сейчас пять регионов вообще не имеют газа по причине        
отсутствия просто физически ресурса и инфраструктуры по его доставке, но с      
частью из этих регионов сейчас ведётся проработка возможности доставки СПГ.     
Ещё десять регионов имеют ограниченную доступность или очень низкую степень     
газификации, ниже 10 процентов. По конкретным регионам, таким как Красноярск,   
о котором вы говорили, - вот именно для решения проблемы таких регионов мы      
делаем сейчас топливно-энергетический баланс обязательным элементом. Скажу      
почему: потребителю важно... Вот как мы подходили к концепции подсчёта          
процента газификации? Потребитель должен иметь возможность приготовить пищу,    
получить тепло и получить электричество - вот если он получает один из трёх     
этих компонентов на основе газа с различным весом в формуле, то потребитель     
считается газифицированным, потому что, ну, это даёт ему возможность            
пользоваться благами цивилизации. Сейчас в Красноярске, как вы знаете,          
большая часть из этих вещей удовлетворяется либо, условно говоря, завозным      
углём (и электричество, отопление в большей части обеспечивается угольными      
электростанциями), либо завозом брикетов и дерева, что негативно влияет на      
экологическую обстановку в том числе.                                           
                                                                                
Мы сейчас ведём проработку с Красноярским краем в том числе и вообще со всеми   
регионами Восточной Сибири и проводим расчёт возможности монетизации запасов    
газа, не только газпромовских, но и независимых производителей Восточной        
Сибири, которые составляют более 4 триллионов кубометров, - сегодня             
фактически, как и запертые ГРС, эти запасы газа заперты. Здесь очень важно      
понимать, что при отсутствии экономических предпосылок данные запасы не будут   
разрабатываться частными инвесторами, поэтому мы сейчас пытаемся найти          
формулу и модель, чтобы дать достаточную доходность для разработки этих         
запасов газа под обязательства газифицировать регионы - именно под              
обязательства. Создана рабочая группа, в том числе и компания, как я сказал,    
и регионы в неё входят, и с Минвостокразвития мы ведём работу, и в случае       
нахождения дополнительного источника и создания экономических предпосылок у     
нас появится большой ресурс для доставки газа в удалённые регионы. Но и здесь   
опять же очень важен вопрос о цене: чтобы доставлять газ по 4,5 тысячи рублей   
в Красноярск сейчас, нужно понимать, откуда будут браться деньги на субсидию,   
потому что постройка трубы - там более тысячи километров от ближайших           
месторождений - это достаточно затратное дело, и нужно разумно к этому          
подходить. Пока мы эту проблему решаем, нужно смотреть, как нам обеспечить      
качество жизни людей и улучшить экологию за счёт установки новых фильтров, за   
счёт проекта "Чистый воздух" и прочего.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Павел Юрьевич, всё-таки систематизирую всё, что вы сказали.      
Идея хорошая: обратился - нет возможности, написал заявление - обязаны          
предоставить, предпринять соответствующие усилия. Но всё-таки эти средства, 2   
триллиона рублей, откуда они возьмутся? Скажите хотя бы в первом приближении.   
Не будет ли резкого увеличения платы за технологическое подключение? Это        
первое.                                                                         
                                                                                
И второе - чёткие сроки. Вот со сроками у "Газпрома" большая беда. Даже там,    
где есть возможность подключиться, где труба идёт мимо дома, вы себе            
поставили или "Газпром" себе поставил срок 12 месяцев. Вот ты подал заявку и    
в течение 12 месяцев, как они говорят, может быть, быстрее, может, нет, вот в   
течение 12 месяцев они будут подключать. Вот как эти сроки всё-таки             
сократить, сделать более удобоваримыми в зависимости от территории, возможно,   
от инфраструктуры, от чего угодно? Сегодня это совершенно невообразимые         
цифры, сроки, которые в том числе и для коррупции очень благоприятную среду     
создают.                                                                        
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Спасибо большое за вопросы. По порядку пунктов, которые вы        
обозначили.                                                                     
                                                                                
На увеличение стоимости техприсоединения это не должно повлиять. Мы все эти     
вещи сегрегируем, именно поэтому и нужен дополнительный источник, про который   
мы говорим, - чтобы не допустить существенного повышения платы для              
потребителей. Я не хочу сейчас давать обязательства, что, сто процентов, цена   
не изменится, она всё-таки индексируется с учётом инфляции каждый год,          
определённые колебания случаются, но существенного, в полном размере            
перекладывания платы в тариф в 2020-м или в 2023 году не произойдёт, именно     
поэтому ищется источник. Движения будут минимальные.                            
                                                                                
А что касается сроков - мы будем смотреть. И опять же я специально сказал про   
строительные нормативы: сейчас очень большой срок, и существенная часть вот     
этого длинного срока обусловлена большим количеством согласований и             
трудностью получения всех согласований на постройку газопровода - очень часто   
бывает, что нужны разные согласования на газопровод с разных сторон дороги.     
Вот мы сейчас, для того чтобы уменьшить сроки, ведём работу именно по           
систематизации нормативов вместе с Минстроем. Так что, да, задача - сроки       
уменьшить.                                                                      
                                                                                
Год, про который вы говорили, отводится на сбор заявок. Мы тоже постараемся     
ускорить это сейчас, особенно если нам удастся продвинуться с идеей единого     
регионального оператора, который позволит сконцентрировать, собственно          
говоря, в одной точке весь объём заявок. Сроки, да, нужно уменьшать, но         
поэтапно: сначала мы проведём работу со строительными стандартами, а после      
этого начнём работать над уменьшением сроков.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Павел Юрьевич, мой вопрос касается регионов Западной Сибири, то       
есть тех регионов, откуда качают газ и в европейскую часть нашей страны, и в    
Европу. На сегодняшний день при общей газификации 69 процентов, например,       
газификация Новосибирской области чуть более 30 процентов, а Томской области    
и того меньше. Стыдно сказать, но в сельской местности этих регионов жители     
вынуждены отапливать своё жильё дровами - и это в XXI веке!                     
                                                                                
А вопрос у меня такой: как этот закон повлияет на газификацию именно тех        
регионов, откуда газ отправляется в европейскую часть? Это первое. И второе,    
будут ли приоритетными именно эти регионы при реализации законов о              
газификации, газоснабжении?                                                     
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Спасибо за вопросы, Вера Анатольевна. С принятием данного         
закона регионы, где наибольшее количество отклонённых заявок, будут в           
приоритете. Как только закон будет принят и у нас появится соответственно       
юридическая база под сбор заявок и работу с ними в таком ключе, будет           
проведено, как я уже сказал, ранжирование регионов - будем смотреть по          
количеству заявок. Именно непосредственно газификация данных регионов, то       
есть доведение газа до потребителей, будет проводиться в рамках большого,       
комплексного плана по газификации, о котором я говорил и который описывал.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Я тоже родилась и выросла в Сибири, и вот там как дровами        
топили, когда я родилась, так и сейчас всё так же. Люди нас спрашивают: мы      
торгуем газом, у нас его много, мы богатая страна - ну когда же он у нас        
будет?                                                                          
                                                                                
Вот Павел Юрьевич сказал: вы знаете, подвели газ, а потребителей нет.           
Конечно, и села не будет, не только потребителей - пока газ подведёте, уже и    
села не будет! Поэтому вопрос у меня такой: вообще "дорожная карта" есть? Вот   
хорошо всё то, о чём вы говорили сейчас, и если это будет выполнено -           
замечательно, особенно проведение по селу общего газопровода. Но есть ли        
вообще "дорожная карта": где надо срочно сделать, где ещё люди не бросили       
всё, не разъехались? Или ничего нет и вы заявки ждёте, а когда сделаете - там   
никого уже не будет?                                                            
                                                                                
СОРОКИН П. Ю. Спасибо большое за вопрос. Знаете, "дорожная карта"... сейчас     
есть программа газификации в соответствии с 903-м постановлением у каждого      
региона, есть программа газификации "Газпрома", которая часто с ними не         
синхронизована. Вы проблему абсолютно правильно поднимаете. Почему мы этим      
активно занялись, почему Государственная Дума и Совет Федерации последние       
полгода совместную работу очень большую ведут? Именно для того, чтобы это       
систематизировать. И вы абсолютно правильно сказали о проблеме: раньше это      
делалось спорадически, отдельными такими точками приложения усилий. Мы          
хотим... Для чего вводится понятие единого оператора? Именно для того, чтобы    
определить приоритеты, чтобы каждый гражданин мог знать срок, когда его         
подключат и когда он получит доступ. То есть "дорожная карта" с точки зрения    
подготовки законодательства у нас сейчас в министерстве есть, она проходит      
согласование с другими ФОИВами и с "Газпромом", мы можем ею тоже поделиться.    
По итогам реализации этих мер, да, потребитель будет знать, где и когда он      
получит газ. А определение именно приоритетных посёлков, как вы сказали, это    
совместная работа с регионами, те же топливно-энергетические балансы и заявки   
регионов. Готовы отдельно, чтобы сейчас время не занимать, рассказать об этом   
и, соответственно, проработать это с вами.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Николаевич, спасибо. Присаживайтесь.                                      
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть желающие.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Пока идёт запись, коллеги, скажу: у нас 25 вопросов первого чтения, поэтому     
всё-таки, если нет возражений, мы по возможности сохраним порядок - по одному   
выступлению от фракции. Нет возражений? Нет.                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" прошу определиться. Шеин Олег Васильевич,         
хорошо.                                                                         
                                                                                
Есяков Сергей Яковлевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит   
этот законопроект по следующим основаниям. Мы считаем, что цель законопроекта   
- это решение двух достаточно больших и сложных задач: первая - это улучшение   
инвестиционного климата, улучшение делового климата, и вторая - это усиление    
прозрачности в этом, в общем-то, достаточно сложном процессе.                   
                                                                                
Что касается улучшения делового климата, он в законопроекте проявляется в       
следующей новелле: предусматривается обязанность организаций газоснабжения      
принимать заявки. То есть мы уходим от практики: можем принять, не можем        
принять, есть техническая возможность, нет технической возможности, -           
организации газоснабжения обязаны принимать эту заявку, обязаны рассматривать   
и обязаны принимать меры для строительства и подключения этих объектов.         
                                                                                
Что касается прозрачности, в законопроекте заложено ещё больше нюансов. Мы      
предоставляем правительству право разработать весь пакет документов, который    
предусматривал бы, первое, следование принципу экономической                    
целесообразности, причём не так, чтобы в единственном числе, когда              
организации газоснабжения готовы были всё это делать на свой страх и риск, на   
своё усмотрение, а уже коллегиально. То есть должна быть экономическая          
целесообразность. Обязательным условием, которое также записано в               
законопроекте, являются сроки рассмотрения, сроки строительства, объём и        
порядок финансирования. Вот моменты, которые нужно очень внимательно            
отрабатывать, но которые направлены как раз на обеспечение прозрачности. Это    
заложено именно в законопроекте.                                                
                                                                                
То есть обязательность и прозрачность в совокупности с обоснованием - это те    
моменты, которые мы считаем очень важными для законопроекта, поэтому мы его     
поддержим.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич.                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Любой депутат, который работает в Российской Федерации, если он      
реально работает и общается с людьми, сталкивается с огромным количеством       
обращений, связанных с подключениями к газовым сетям. Вполне понятно, что не    
может быть подключения, если ёмкость сети недостаточна, но такого рода письма   
люди получают годами, подчас десятилетиями, причём состояние местных бюджетов   
не таково, чтобы разрабатывать и реализовывать местные программы. Даже в        
богатых регионах подчас возникают парадоксальные истории. Вот коллега Ионин,    
мой товарищ по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" рассказывал, как в посёлке Новая Ляля      
Свердловской области людям местное правительство официально написало, что их    
территория не будет газифицироваться, поскольку средний возраст проживающих в   
квартале людей 49 лет, а их доходы 12 тысяч - в общем, нечего там... Вот тот    
закон, который сейчас обсуждается, на самом деле призван переломить эту         
ситуацию и возложить обязанность на "Межрегионгаз", на другие газовые           
компании обеспечить увеличение ёмкостей, мощностей по распределительным         
сетям, но какие возникают вопросы, я думаю, все мы понимаем достаточно          
хорошо.                                                                         
                                                                                
Первое - темпы. Понятно, если темпы газификации определяются президентскими     
поручениями, то тогда хотя бы есть некие параметры, которые должны будут        
официально закладывать в свои расходные задачи газораспределительные            
компании. Но возникает второй вопрос - себестоимость. При всём том, что эти     
компании являются в какой-то степени полугосударственными, мы хорошо            
понимаем, что есть понятие коммерческой тайны и есть понятие "заложить в        
себестоимость" с учётом множественных дружественных субподрядчиков, а потом     
сказать: у нас денег нет, давайте нам больше денег из бюджета. И в этом         
смысле, когда содокладчик в несколько риторическом контексте сказал, что надо   
бы какие-то отрасли в газовом секторе национализировать, он, строго говоря,     
был прав, потому что монопольные системы в коммунальном хозяйстве должны        
быть, безусловно, под государственным и общественным контролем. Это первая      
тема, которая встанет везде. То есть, если требуются затраты, то какие; если    
затраты не могут компенсироваться за счёт текущей прибыли, то либо бюджет       
получит приличный счёт от собственной государственной компании, либо это        
будет интегрироваться в инвестиционную надбавку для потребителей. Мы считаем    
правильным всё-таки эти вещи расшифровать в рамках второго чтения, а не         
переносить их исключительно в компетенцию правительства и подзаконных актов,    
в том числе и потому, что на примере рассмотрения предыдущих сегодняшних        
вопросов мы видели, как подчас долгими годами эти подзаконные акты готовятся.   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приветствует данный законопроект, поддерживает    
его и готова содержательно поучаствовать в работе над ним ко второму чтению.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик будет что-то в   
заключение говорить? Нет. Содокладчик? Тоже нет.                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.79,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.                                           

Заседание № 301

10.06.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 815987-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части закрепления за организациями - собственниками систем газоснабжения обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности газотранспортных систем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 706 по 719 из 4269
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу рассмотрение 31-го      
пункта сегодняшнего проекта порядка работы Государственной Думы, пленарного     
заседания - это правительственный законопроект первого чтения - перенести на    
23 июня.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 31 - перенос на 23 июня, на следующую неделю...    
ну, через неделю, вернее.                                                       
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет возражений.                                        
                                                                                
Принимается ваше предложение, Александр Юрьевич.