Заседание № 249
24.10.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 815671-7 "Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1304 по 1432 из 5838
Переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 2, проект федерального закона "Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I)". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Васильевича Вершинина. Пожалуйста. ВЕРШИНИН С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона предусматривает отзыв заявления Советского Союза, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов. Этим заявлением наша страна признавала компетенцию международной комиссии по установлению фактов. Кроме того, проект закона содержит положение о признании недействующим на территории Российской Федерации соответствующего пункта постановления Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года о ратификации первого и второго дополнительных протоколов к Женевским конвенциям. Международная комиссия по установлению фактов была учреждена в соответствии со статьёй 90 первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году. Официально комиссия приступила к работе только в 1991 году, после того как её компетенцию признали 20 государств - участников этого протокола. В мандат комиссии входят расследование предполагаемых серьёзных нарушений гуманитарного права в рамках международного вооружённого конфликта, а также содействие путём оказания добрых услуг восстановлению уважительного отношения к Женевским конвенциям. Вывод о нецелесообразности сохранения в силе заявления СССР был нами сделан на основе анализа опыта тридцатилетнего периода действия. За время существования комиссии её эффективное функционирование, к сожалению, так и не началось, она фактически не использовалась по прямому назначению, при этом Россия продолжает нести расходы по обеспечению деятельности этой структуры, уплачивая в её бюджет ежегодно обязательный взнос; кроме того, с 2017 года в составе комиссии отсутствует российский представитель. Большинство государств, в том числе и ведущие державы, компетенцию комиссии так и не признали. Вместе с тем в нынешней обстановке возрастают риски злоупотребления в политических целях со стороны недобросовестных участников международного общения полномочиями по задействованию комиссии, вытекающими из международного гуманитарного права. Таким образом, отзыв заявления о признании компетенции комиссии будет способствовать оптимизации, в том числе финансовой, участия России в деятельности международных структур. Следует отметить, и это важно, что наше отношение к самому первому протоколу не меняется, вопрос о его денонсации не ставится, а Россия, как и ранее, продолжит добросовестно выполнять содержащиеся в нём обязательства. При этом у нашей страны сохранятся возможности и для взаимодействия в случае необходимости с комиссией, которое может осуществляться на основе согласия заинтересованных сторон. С учётом изложенного прошу поддержать данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Сергеевны Журовой. Пожалуйста. ЖУРОВА С. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Официальный представитель президента достаточно предметно изложил аргументы, по которым мы отзываем заявление о признании компетенции международной комиссии по установлению фактов. Российская Федерация, как государство - продолжатель Советского Союза, является участницей основных международных договоров в области международного гуманитарного права, включая Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны: конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море, конвенцию об обращении с военнопленными, конвенцию о защите гражданского населения во время войны и дополнительные протоколы к ним 1977 года. Комитет по международным делам разделяет озабоченность, о которой сказал Сергей Васильевич, тем, что в нынешней международной обстановке существенно возрастают риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств, тем более что всего 77 государств из 174, участвующих в Протоколе I, признали компетенцию комиссии. Следует отметить, что заявление государства при выражении своего согласия на обязательность международного договора является его добровольным волеизъявлением, как суверенного субъекта международного права, и может быть отозвано в любое время. Вместе с тем отзыв такого ранее сделанного заявления никаким образом не влияет на участие государства в самом международном договоре. Российская Федерация последовательно выступает за беспрекословное соблюдение норм международного гуманитарного права, стремясь выполнять принятые международные обязательства в полном объёме, подтверждая свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного соблюдения международных обязательств. Данный принцип служит критерием законности деятельности субъектов международного права в международных отношениях и выступает в качестве условия стабильности и эффективности международного правопорядка. По представленному проекту федерального закона у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента и правительства? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 05 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается единогласно.