Заседание № 80

18.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4551 по 4566 из 6645
Следующий законопроект - это проект федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов            
Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по делам   
национальностей Анатолий Иванович Острягин.                                     
                                                                                
ОСТРЯГИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",   
подготовленный к третьему чтению. Законопроект прошёл правовую и                
лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления Аппарата           
Государственной Думы нет. Прошу принять в третьем чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по докладу комитета? Нет.         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4585 по 4602 из 6645
Следующий - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",   
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Каков результат?                                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, поддерживается законопроект.                                           
                                                                                

Заседание № 76

25.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1470 по 1568 из 6473
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".   
Доклад председателя Комитета по делам национальностей Валентина                 
Александровича Купцова. Пожалуйста.                                             
                                                                                
КУПЦОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам               
национальностей, фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона     
"О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных            
малочисленных народов Российской Федерации" принят Государственной Думой в      
первом чтении 29 октября прошлого года. Законопроект направлен на дальнейшее    
совершенствование и реализацию федеральных законов "О гарантиях прав коренных   
малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации    
общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока          
Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования          
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской     
Федерации", а также ряда других законов и подзаконных актов, регулирующих       
отношения в сфере правового статуса и реализации прав коренных малочисленных    
народов Российской Федерации. Более того, только что, 4 февраля 2009 года,      
распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция           
устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего   
Востока. Принятие данного законопроекта является логическим продолжением        
совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты прав   
коренных народов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Законопроект направлен на унификацию терминологии, а именно термин "в местах    
традиционного проживания и хозяйственной деятельности" предлагается заменить    
на термин "в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной       
деятельности". Кроме того, представленный законопроект предусматривает          
установление полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению       
перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных    
народов Российской Федерации, а также перечня мест традиционного проживания и   
традиционной хозяйственной деятельности этих народов.                           
                                                                                
К законопроекту поступили поправки, которые носят в основном                    
юридико-технический и лингвистический характер. Комитет Государственной Думы    
по делам национальностей обобщил эти поправки и предлагает вашему вниманию      
две таблицы. Первая таблица - это поправки, рекомендованные комитетом к         
принятию, их двенадцать, и вторая таблица - это три поправки, рекомендованные   
комитетом к отклонению. Прошу утвердить данные таблицы поправок и принять       
данный законопроект во втором чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в первой таблице двенадцать поправок, есть ли                
необходимость отдельного обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на         
голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за?   
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Вторая таблица содержит три поправки. Есть необходимость отдельного             
обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 2            
поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Мы рассмотрели таблицу, уважаемые коллеги. Ставится на голосование во втором    
чтении данный проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин.04 сек.)                  
Проголосовало за              439 чел.97,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Спасибо.                                                               
                                                                                

Заседание № 50

29.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5073 по 5419 из 7201
Переходим к пункту 15, это блок "Государственное строительство и                
конституционные права граждан", проект федерального закона "О внесении          
изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных          
народов Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по делам       
национальностей Валентин Александрович Купцов.                                  
                                                                                
КУПЦОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам               
национальностей, фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",            
внесённый группой депутатов Государственной Думы разных фракций. В апреле       
1999 года, как известно, был принят базовый закон с подобным названием,         
который предоставил этим народам значительные права в решении многих            
вопросов, в том числе гарантировал защиту исконной среды обитания,              
традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Закон впервые чётко     
определил, кто относится к коренным малочисленным народам Российской            
Федерации, открыв им перспективы самосохранения как этносов. В 2000 году        
Правительство Российской Федерации утвердило Единый перечень коренных           
малочисленных народов Российской Федерации, в соответствии с которым к этим     
народам относится сорок пять этносов, общая численность которых составляет      
чуть более четырёхсот тысяч человек. Сорок народов относятся к коренным         
малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, одиннадцать из них      
проживают в условиях Арктики.                                                   
                                                                                
Законопроект разработан во исполнение решений третьего заседания                
Национального организационного комитета по подготовке и проведению в            
Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов        
мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.   
В современных условиях проблемы коренных малочисленных народов России всё       
больше привлекают к себе общественное внимание. Появляются попытки раскачать    
и эту проблему внутри нашей страны. В этой связи стремление государства         
определить правовые формы бытия данных народов, создать юридические гарантии    
защиты их прав и интересов становятся всё более актуальными.                    
                                                                                
Данный законопроект направлен на дальнейшее совершенствование реализации        
федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов...", "Об   
общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера,        
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О территориях традиционного   
природопользования коренных малочисленных народов...", а также ряда других      
законов, подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере правового статуса    
и реализации прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.          
                                                                                
Особо хотелось подчеркнуть, что такие термины, как "места традиционного         
проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных     
народов", "традиционное хозяйствование", "традиционные промыслы",               
используются действующим законодательством в целях закрепления отдельных прав   
лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и в ряде случаев лиц, не     
относящихся к таковым, но осуществляющих аналогичную традиционную               
хозяйственную деятельность и постоянно проживающих в местах традиционного       
проживания коренных народов. То есть эти же термины уже используются в          
Налоговом, Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации, в Федеральном       
законе "О животном мире" и в ряде других законодательных актов. Авторы          
законопроекта вносят предложение по унификации терминологии, а именно замену    
слов "в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности" на        
слова "в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной           
деятельности".                                                                  
                                                                                
Кроме того, представленный законопроект предусматривает установление            
полномочий федеральных органов государственной власти по утверждению перечня    
видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, а также         
перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной              
деятельности этих народов. Отсутствие в базовом федеральном законе таких        
полномочий служило длительное время формальным поводом для отказа в принятии    
на уровне Правительства Российской Федерации подзаконных нормативных правовых   
актов, необходимых для реализации малочисленными народами своих прав,           
предусмотренных действующим законодательством.                                  
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по делам национальностей рекомендует               
Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Считаю, что          
принятие данного проекта федерального закона будет способствовать обеспечению   
защиты традиционной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционного   
природопользования коренных малочисленных народов и преодолению проблемы        
декларативности отдельных норм федерального законодательства.                   
                                                                                
На данный законопроект получены отзывы из шестидесяти семи субъектов            
Федерации, все они положительные, положительные отзывы комитета-соисполнителя   
- Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, а также Комитета Совета      
Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Правительство Российской     
Федерации поддерживает концепцию закона. Вношу предложение поддержать           
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли      
вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть.           
                                                                                
Присаживайтесь, Валентин Александрович, поскольку вопросов нет.                 
                                                                                
Записались на выступление депутат Тумусов и депутат Багдасаров. Кто первый      
выступает? Депутат Тумусов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!             
Российская Федерация выделяет коренные малочисленные народы в отдельные         
социальные группы населения, нуждающиеся в особой правовой защите и             
государственной поддержке не по признаку национальной принадлежности, а в       
силу их особой уязвимости вследствие внешнего воздействия, наносящего ущерб     
исконной среде обитания и традиционному образу их жизни. Россия - одна из       
немногих стран, которая смогла сохранить коренные малочисленные народы с их     
традиционными формами хозяйствования и образом жизни в том классическом виде,   
в каком они были созданы природой, однако не остановлены негативные процессы    
в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера,       
Сибири и Дальнего Востока, приведшие к ухудшению здоровья, снижению уровня      
образования, разрушению хозяйственных основ жизнедеятельности и                 
катастрофическому снижению уровня жизни. Я хочу остановиться только на трёх     
кричащих проблемах.                                                             
                                                                                
Первое. Серьёзное опасение вызывает состояние здоровья представителей           
коренных малочисленных народов Севера: средняя продолжительность жизни людей    
крайне низкая, до пенсионного возраста доживают только 8,5 процента;            
показатели заболеваемости в полтора раза выше среднероссийских, наблюдается     
значительный рост таких заболеваний, как туберкулёз, вирусный гепатит, кожные   
паразитарные заболевания. Мы считаем, что система медицинского обслуживания     
должна быть изменена. Требуются новые подходы, инновационные решения, менее     
затратные, но более эффективные технологии медицинского обслуживания для        
улучшения состояния здоровья, сокращения смертности и увеличения                
продолжительности жизни представителей коренных малочисленных народов. Должна   
быть создана северная кочевая медицина. Существующая сегодня европейская        
система организации медицинского обслуживания основана на трёх "п", образно     
говоря: приболел, пришёл, полечился. Для северных условий нужно добавить        
концепцию, основанную на трёх "в": выехал, выявил, вылечил. В дополнение к      
первичной медико-санитарной помощи на местах в отдалённые населённые пункты     
должны направляться комплексные бригады врачей, оснащённые передвижными         
медицинскими комплексами на базе вездеходного транспорта, использующие          
инновационные мобильные лечебно-диагностические технологии.                     
                                                                                
Второе. Денежные доходы малочисленных народов в два-три раза ниже               
среднероссийского показателя, на 25-30 процентов меньше, чем в среднем по       
регионам их проживания. Размер пенсии составляет всего 26 процентов             
прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на            
территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Абсолютное           
большинство представителей этих народов живёт за чертой бедности. Поэтому мы    
считаем, что коренным образом надо изменить систему финансирования              
традиционных форм хозяйствования - необходимо организовать финансирование       
через семейные бюджетные счета, банковские счета.                               
                                                                                
Третье. Несмотря на то что в последние годы выпускаются учебные пособия более   
чем на двадцати языках малочисленных народов России, обучение родному языку,    
который в школах изучают не более 50 процентов учащихся, является особой        
проблемой. Так, итоги Всероссийской переписи населения 2002 года показали,      
что родным языком владеет всего каждый седьмой из удэгейцев, каждый пятый из    
алеутов, каждый четвёртый манси и так далее. Мы считаем, что необходимо         
коренным образом поменять технологию образовательного процесса для              
малочисленных народов России, использовать телекоммуникационные технологии.     
                                                                                
Уважаемые депутаты, обязательства Российской Федерации в области защиты прав    
коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами            
международного права выполняются ещё далеко не в полном объёме. Так, 13         
сентября 2007 года Организацией Объединённых Наций была принята декларация о    
правах коренных народов, содержащая ряд обязательств государства по различным   
вопросам жизнедеятельности коренных народов, включая соблюдение права на        
сохранение и развитие их культурного своеобразия и особой идентичности. Это     
касается права на образование, участие в политической, экономической и          
социальной жизни общества, в котором живут коренные народы. Декларацией         
установлены права коренных народов на землю, территории и природные ресурсы,    
на консультации с органами власти при принятии ими законодательных и            
административных мер. Декларация является единственной декларацией              
Организации Объединённых Наций, которая была разработана с широким участием     
представителей самих коренных народов.                                          
                                                                                
Следует отметить, что в ряде федеральных законов закреплены нормы о             
приоритетном праве представителей коренных народов и их общин на пользование    
объектами животного мира, водных биологических ресурсов, закрепление            
земельных участков для ведения традиционного образа жизни и традиционной        
хозяйственной деятельности, однако некоторые нормы законов носят заявительный   
характер или содержат внутренние противоречия. В действующем                    
законодательстве, в частности, не учитываются специфические особенности         
развития бизнеса коренных малочисленных народов, в том числе развития малого    
предпринимательства. Например, недавно ко мне обратился руководитель кочевой    
родовой общины коренных малочисленных народов Севера тунгус Андреев Николай     
Николаевич с просьбой помочь, и мы увидели, что статья 8 Федерального закона    
№ 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных                
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"   
попросту не работает. Почему? Потому что образование территорий традиционного   
природопользования местного значения осуществляется решениями органов           
местного самоуправления на основании обращения лиц, относящихся к               
малочисленным народам. Данная община уже третий год не может получить           
согласие органов местного самоуправления и местной администрации на получение   
территории традиционного природопользования, так как заинтересовать и           
уговаривать надо всех депутатов, глав местных администраций, тем более в        
промышленном районе. Освоение земель и добыча природных ресурсов и полезных     
ископаемых ведутся хищническим методом. Община вынуждена вести борьбу за        
сохранение своих земель и своего образа жизни, но вместо оказания действенной   
помощи в защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и    
законных интересов малочисленных народов органы местного самоуправления         
тормозят и всячески мешают исполнению данного закона. Конечно, можно сказать,   
что вопросы нужно решать через суд, однако оплачивать услуги юристов они не в   
состоянии, поэтому мы и предлагаем создавать отдельные юридические конторы      
или хотя бы устанавливать какие-то гранты для оказания юридической помощи       
общинам малочисленных народов.                                                  
                                                                                
Мы предлагаем, первое, разработать концепцию реальной программы устойчивого     
развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а    
также разработать перечень видов традиционной хозяйственной деятельности        
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской     
Федерации. Мы считаем, что предлагаемый законопроект внесёт свой вклад в        
решение проблем малочисленных народов Севера, поэтому просим поддержать.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Депутат Багдасаров. С места, да?                                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Я хотел бы сказать, что я буду голосовать за этот закон, вне   
всякого сомнения, потому что не так уж у нас много принимается законов,         
которые касаются национальной проблемы. Я вообще хотел бы сказать, что у нас    
есть вот такое - национальные проекты. На самом деле национальный проект        
номер один - это вопрос, касающийся межнациональных и межрелигиозных            
отношений в нашей огромной многонациональной стране. И что же тут происходит?   
Вот нужный закон, вне всякого сомнения, но вопрос: а кто у нас будет защищать   
интересы коренных народов Российской Федерации, не малых, не менее пятидесяти   
тысяч, а более пятидесяти тысяч? Я имею в виду русский народ, татар, башкир,    
народы Дагестана и так далее, и так далее. Вы смотрите, что происходит: у нас   
постепенно исчезает русский народ. Вот элементарная статистика, я сейчас        
посмотрел, у нас на следующий год в России ожидается четыре миллиона            
мигрантов. Представляете, четыре миллиона мигрантов на страну, где сто сорок    
пять миллионов человек, и из них русских - сколько там? - миллионов,            
наверное, сто. Из них пятьсот тысяч мигрантов будет в Москве. И это в год! То   
есть это 3-4 процента в год. Нетрудно подсчитать, что при таких темпах через    
десять лет русский народ исчезнет как этнос. Вот малые народы, которые тоже     
надо защищать, останутся, потому что мы принимаем законы и потом они живут в    
таких местах, куда, как говорится, мигранты не ездят, а русские исчезнут. И     
это не фантастика, это становится реальностью, это понимаешь, когда с этим      
ознакомишься.                                                                   
                                                                                
Возникает соответствующий вопрос: как защитить коренные народы Российской       
Федерации? В моём понимании, в первую очередь надо срочно резко сократить       
миграционные потоки, принять закон, который предполагал бы, что миграционные    
потоки в Россию не должны превышать 0,2-0,3 процента от общего числа            
населения. Если мы будем дальше такими темпами идти, то мы получим то, что, в   
общем-то, есть.                                                                 
                                                                                
Второй вопрос. Вот странно, многонациональная страна, многорелигиозная страна   
- у нас нету даже министерства по делам национальностей. Исторически всегда     
тот или иной инструмент в стране существовал. Во времена Центрального           
комитета нашей партии секретарём ЦК КПСС по этому вопросу был Валентин          
Александрович Купцов. Ну был, значит, отвечал за это, да? Специалистов, мягко   
говоря, не очень-то много было и в те времена, но была структура, которая за    
это отвечала. В последующие годы после распада Советского Союза был Миннац.     
Да, опять можно сказать, что не такие специалисты, но был, и люди занимались    
чем-то. А сейчас кто у нас занимается национальными и религиозными вопросами?   
У нас даже в Государственной Думе два комитета: один - Комитет по делам         
национальностей, а другой - комитет по делам религии и общественных             
организаций. Как можно религию и национальный вопрос отрывать? Такого ещё       
никто в мире не придумывал, а у нас придумали. Это тесно взаимосвязанные        
вопросы, отрыв которых невозможен.                                              
                                                                                
И что у нас получается? У нас получается, что нет полной картины того, что      
происходит в этом крайне важном вопросе. Если смотрю газету, у меня такое       
ощущение, что в некоторых регионах Северного Кавказа идёт гражданская война.    
Идёт она или нет, я не знаю. Серьёзные проблемы имеются в других регионах.      
Так? И кто у нас этим занимается? Нам говорят: силовики занимаются. Но          
силовики - это последний рубеж тех, кто должен заниматься национальными и       
религиозными проблемами. Если уж они начали заниматься, значит, это может       
закончиться не совсем хорошо. Да и нельзя на них это сваливать, у них есть      
другие задачи.                                                                  
                                                                                
Я вам приведу такой пример, когда недооценка ситуации в национальном вопросе    
при очень хороших показателях в экономическом плане привела к трагедии одной    
из очень больших стран мира - это Иран. К 79-му году в этой стране был          
огромный запас нефтедолларов, шла так называемая белая революция, проводил      
шах Мухамед Реза Пехлеви. Валовой продукт рос от 9 до 12 процентов в год,       
строились заводы, школы и так далее. Всё было очень хорошо. Оппозиции как       
таковой не было, она была, в общем-то, подавлена одной из самых лучших          
спецслужб в мире - так называемой службой информации "САЛАК". Всё было          
хорошо, но грянул гром, и в течение нескольких месяцев страна, по сути, резко   
развернулась, так сказать, в другую степь. Почему? Да потому что - и это        
никто не скрывает, кто внимательно изучал этот феномен, потому что это          
действительно феномен, не должно было там быть никаких революций - это          
революция духа, когда значительная часть населения, в первую очередь персы,     
просто восстала против того, что им навязывался западный образ жизни,           
игнорировались национальные и религиозные проблемы и так далее.                 
                                                                                
Мне кажется, мы недооцениваем эти вопросы. Нам очень серьёзно надо к этому      
отнестись и принять целый блок актов, которые защищали бы в первую очередь      
коренные народы Российской Федерации, в первую очередь русских. Мы потеряем     
титульную нацию, главную нацию. Мы потеряем другие нации: татар, башкир. Это    
будет катастрофа. Это мы сейчас говорим: да ладно... Десять - двадцать лет      
при таких темпах миграции, при такой низкой рождаемости, при такой высокой      
смертности - и всё, нация исчезнет, как таковой её просто-напросто не будет.    
                                                                                
Ещё вопрос такой очень важный возникает. Нет Миннаца, у нас нет сейчас          
структуры, которая внимательно следила бы за национально-религиозной            
ситуацией. И смотрите, что на этом фоне происходит. Многие не замечают, а       
ведь недавно произошла вопиющая вещь. У нас есть такой председатель Совета      
муфтиев Равиль Гайнутдин, предельно порядочный человек, человек,                
ориентированный на российскую власть, который всячески борется с экстремизмом   
и которого даже приговорили к смерти за это. И что? Вдруг у нас появляется      
решение людей из экспертного совета при Федеральной регистрационной службе,     
где объявляется, что книга, которую он редактировал и к которой писал           
предисловие в связи с 1400-летием ислама на Руси (она называется "Личность      
мусульманина"), экстремистская, её надо запретить, а того, кто её печатает,     
то есть издателя, посадить в тюрьму, возбудить уголовное дело, что и было       
сделано. Внимательный анализ этой литературы, а я, слава богу, в своё время в   
подлиннике читал и Альбану, и Маудуди, других экстремистов, показал, что это    
книга, которую власть сама должна издавать миллионным тиражом, которая,         
наоборот, борется с экстремизмом и призывает к мирному сосуществованию          
христиан, мусульман, иудеев и так далее. Это сходит с рук, потому что этим у    
нас никто не занимается, а есть группа провокаторов, которые сидят и этим       
пользуются.                                                                     
                                                                                
Мне кажется, вот как-то надо помочь Комитету по делам национальностей целый     
блок в законодательстве разработать, который позволял бы решать эти вопросы.    
В противном случае это может очень дорого стоить стране.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к представителям президента и                 
правительства: есть ли желание у вас выступить? Нет. Докладчик и содокладчик    
настаивают?.. У нас в данном случае один докладчик. Настаивает ли он?           
Настаивает. Валентин Александрович, пожалуйста.                                 
                                                                                
Купцову включите микрофон.                                                      
                                                                                
КУПЦОВ В. А. Я благодарю от имени комитета товарищей, которые выступили, но     
хочу сказать, что все темы, которые подняты, действительно имеют место быть,    
но они относятся, конечно, к проблемам другого закона. Общая озабоченность      
проблематикой национальных отношений известна. Поэтому давайте все вместе       
работать.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я могу поставить на голосование законопроект, да? Вижу ваше            
согласие. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении        
изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных          
народов Российской Федерации" в первом чтении.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.