Заседание № 267
18.12.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 815115-7 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 846 по 968 из 4189
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. Во втором чтении рассматривается проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Докладывает Борис Романович Пайкин. Пожалуйста. ПАЙКИН Б. Р., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии...", который направлен на установление правовых, организационных, технологических и экономических основ в области виноградарства и виноделия. Фактически принятие данного закона позволит создать в России новую отрасль - виноградарство и виноделие, задать направление её развития, закрепить на законодательном уровне понятия "вино" и "вино России", предусмотреть конкретные меры поддержки виноградарей и виноделов, в том числе малых форм предприятий винодельческой отрасли, что направлено на исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного им по итогам встречи с представителями общественности Крыма. О необходимости создания отрасли виноградарства и виноделия мы с вами говорим на протяжении уже нескольких лет. Мы имеем неудачный, но всё же опыт работы над первым таким законопроектом, который увяз в кабинетных спорах и в итоге потерял свой первоначальный вид, не позволив решить те амбициозные задачи, ради которых он, собственно говоря, и должен был быть принят. Все эти ошибки и опыт рассмотрения первого законопроекта комитетом были учтены, и при подготовке ко второму чтению законопроекта, рассматриваемого сегодня, в комитете была образована рабочая группа. За время, прошедшее с момента её создания, была проделана колоссальная работа по сбору и анализу, всестороннему рассмотрению замечаний и предложений, поступивших к тексту законопроекта. В ходе работы от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к законопроекту поступило 189 поправок, однако все они рекомендованы комитетом к отклонению. При принятии решения об отклонении всех поступивших поправок комитет руководствовался опытом рассмотрения предыдущего законопроекта, обсуждение которого увязло в межведомственных согласованиях и растянулось на два года, а в итоге привело к отзыву законопроекта субъектами права законодательной инициативы, в связи с чем старт развития отрасли, которого от нас ждали, мы так и не смогли дать. Чтобы снова не наступать на те же грабли, ввязываясь в поиск идеального текста, и не ставить под угрозу выполнение поручения президента о системной поддержке отечественных виноградарских хозяйств и производителей винодельческой продукции, выращенной на территории Российской Федерации, комитет предлагает принять закон в том виде, в котором мы приняли его проект в первом чтении, чтобы до конца года верхняя палата парламента успела его рассмотреть и президент успел подписать. Конечно, принятие данного закона не исключает возможности дальнейшей работы над ним в целях совершенствования его отдельных положений, направленных на повышение качества российского вина и условий поддержки виноградарей и виноделов. Кроме того, хочу напомнить, что уже с 1 января 2020 года вступают в силу принятые нами в сентябре изменения в Бюджетный кодекс и в Налоговый кодекс, которые предусматривают для виноградарей и виноделов дополнительные целевые виды государственной поддержки и налоговые вычеты. Однако, для того чтобы указанные механизмы поддержки со стороны государства реально заработали в интересах отрасли, а не носили декларативный характер, мы должны обеспечить принятие базового закона о виноградарстве и виноделии, который закрепит основные условия предоставления такой поддержки и распределения таких мер. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по проекту федерального закона не имеет. Комитет по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять во втором чтении указанный законопроект. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении, учитывая наличие окончательного текста законопроекта, комитет предлагает сегодня также рассмотреть указанный законопроект и в третьем, окончательном чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению таблиц поправок. У нас таблицы № 1 нет, поскольку комитет предлагает принять во втором чтении законопроект в том виде, в каком мы его приняли при рассмотрении в первом чтении. А вот таблица поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, есть: комитет предлагает отклонить 189 поправок, которые за это время поступили, они все находятся в таблице поправок № 2, на отклонение. По таблице № 2 есть замечания, предложения? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Комитет предлагает отклонить поправки, включённые в таблицу № 2, - 189 поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 57 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", 3-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято За - 404, против - нет, воздержался один. Законопроект во втором чтении принят. Уважаемые коллеги, поступило предложение рассмотреть данный законопроект в третьем чтении после перерыва, поскольку законопроект во втором чтении принят без поправок, он остался таким же, каким мы его рассматривали в первом чтении, все экспертизы - лингвистическая, правовая - проведены. Нет возражений? Тогда мы его поставим в повестку после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3814 по 3989 из 4189
Уважаемые коллеги, и вопрос, который завершает нашу сегодняшнюю повестку, мы его обсуждали во втором чтении в первой части нашего заседания, это был 3-й вопрос - проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Сейчас мы рассмотрим его в третьем чтении. Доклад Бориса Романовича Пайкина. ПАЙКИН Б. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О виноградарстве и виноделии..." подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые согласования. Замечаний юридико-технического характера у Правового управления не имеется. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть желающие. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. Подготовиться Онищенко. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы принимаем сегодня закон, но я, выступая, уже спрашивал: а где анализ ошибок, связанных вот с этим явлением? Царь ввёл сухой закон в 1914 году, через десять лет отменили, в 1985 году снова ввели сухой закон, вырубили все виноградники - так в ХХ веке мы издевались над нашей винодельческой отраслью, промышленностью. И опять ни одного виноватого, никакого сожаления, дескать, ну не было, а теперь давайте займёмся виноделием. Все уже заканчивают заниматься виноделием, а мы только начнём им заниматься, выращивать виноград, проводить какие-то дегустации. Надо прекращать вообще продажу алкоголя везде, ограничивать всё, не открывать курительные комнаты, закрывать все эти распивочные и чтобы в магазинах эти бутылки на виду не стояли, пусть за занавеской стоят, и написать "Отрава!", чтобы, когда человек входил туда, у него коленки дрожали. А мы с восторгом сегодня говорим, что и виноделы будут рады, мол, молодцы! Конечно рады, ведь для них это рабочие места, для правительства дополнительные налоги, а для граждан - лишняя нагрузка на организм. Пиво разрешаете на стадионах продавать, всякие гадости, сейчас снюс этот... (Оживление в зале, аплодисменты.) Что вы хлопаете? Фракция не будет голосовать в третьем чтении. Рано хлопаете! Вы рекламу пива ввели - об этом подумайте! Это правительство лоббирует, оно одобрило, чтобы продавали пиво в ларьках. Вы скоро всё разрешите, ещё и лёгкие наркотики разрешите. Мы прекрасно знаем, почему это делается: вам нужны дополнительные избиратели - пьяницы, наркоманы и уголовники, вот и будете на них рассчитывать. Не надо на них рассчитывать, надо стараться, чтобы таких не было! Надо начинать с нашего буфета, с наших столовых, надо убрать весь алкоголь и начать антиалкогольную кампанию в стране, чтобы общество трезвенников было у нас, но этого ничего нет. Радуемся, мол, давайте виноделие, давайте больше пива, давайте больше ещё чего-то. Не можем запретить вредные напитки детям в школах, все эти... как называются? ...энергетики, травим людей! Недавно мальчик отравился, 15 лет, купил какую-то конфетку с определённой начинкой. И не надо здесь хлопать, когда упрекают ваше правительство за то, что оно плохо работает! Что вы здесь хлопаете? Это ваше правительство, вы кому хлопаете? Что, вы рады критике? Вы должны наводить порядок в вашем правительстве, а не хлопать, когда председатель палаты делает какое-то замечание, как-то немножко вы не ориентируетесь. Вы же правительственная партия, а вы к правительству, к президенту относитесь хуже, чем мы, хотя мы никакого отношения к правительству не имеем. Так что радоваться не надо. Мы проголосуем, поскольку всё-таки надо помочь нашим виноделам... (Оживление в зале, аплодисменты.) Пожалуйста, не проголосуем, не будем голосовать - всё, фракция ЛДПР голосовать не будет. А вы спаиваете народ! Вы должны спасибо нам сказать, что мы где-то вам помогаем в этих экономических делах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Обсуждаемый законопроект касается виноградарства и виноделия. Что касается производства винограда, думаю, коллеги, вы все согласитесь с тем, что у нас в стране замечательные природно-климатические условия, трудолюбивые граждане и мы можем выращивать свой виноград. А что касается виноделия - 60 процентов рынка мы отдали. Кому отдали? Где рабочие места создаём? Куда деньги уходят? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, вот надо разобраться. И что касается качества продукции, отечественное всегда качественное, да и разобраться здесь можно, если некачественное. Так что, коллеги, давайте исходить из того, что необходимо делать всё, чтобы экономика развивалась. А вот почему сады вырубили, виноградники - это уже вопрос исторический, но, если кто-то хочет изучить ущерб, который был нанесён стране, можно поручить, у нас есть профильные комитеты, которые могут этим заняться. Слово предоставляется Онищенко Геннадию Григорьевичу, автору законопроекта. Вот посмотрите, Геннадий Григорьевич выступает за здоровый образ жизни, встаёт в пять утра, делает гимнастику, питание правильное, но он автор законопроекта о виноградарстве и виноделии и сейчас расскажет, как достичь вот такой бодрости духа и здоровья. Пожалуйста, Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Дорогие коллеги, сегодня мы принимаем довольно редкий по формату закон - закон, который является, по существу, кодексом библейской отрасли, по-современному говоря, агропромышленного комплекса, виноградарства. Здесь даются все дефиниции, которые в том числе будут регулировать и одну из ветвей применения винограда, прежде всего технических сортов, - виноделие, и через этот закон мы тоже будем контролировать качество и безопасность продукции. Кроме того, принятие этого закона, а самое главное, его реализация дадут возможность резко повысить качество продукта, который называется продуктом виноделия, потому что сейчас действительно большая часть так называемого российского вина изготавливается из виноматериалов, которые завозятся со всего мира. Рабочая группа, которая работала над законопроектом, определила целый ряд направлений, и особенность реализации этого закона в том, что он станет той отправной точкой, исходя из которой мы начнём в современных условиях модернизировать отрасль виноградарства, - всё-таки виноградарство в нашей стране сохранено вопреки тем реалиям, о которых говорили, и закон даст возможность участвовать в этом государству. Закон даст нам возможность вывести на наш рынок диетическую культуру в виде ягоды виноградной лозы, которая используется не только для производства винных продуктов, - если говорить об объёмах произведённого винограда, то примерно половина идёт на пищевые цели и половина на виноделие. Закон даст нам возможность решить проблему, обозначенную Владимиром Владимировичем Путиным в концепции алкогольной политики, потому что переход с северного типа, с употребления тяжёлых спиртных напитков, на южный тип, то есть на более мягкие винные напитки, в данном случае слабоалкогольные напитки, со средним содержанием этилового спирта, - это тоже решение проблемы, снижение потребления алкоголя в нашей стране. Я попросил бы вас в регионах - интерес к этому закону огромный - успокоить тех, кто участвовал в разработке этого законопроекта, работа над совершенствованием закона будет продолжена наряду с его реализацией. Я предлагаю принять этот законопроект в третьем чтении и продолжить работу над ним как по парламентскому контролю, так и по совершенствованию его содержательной части. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Уважаемые коллеги, довожу до вашего сведения, что 14 человек - авторы этого законопроекта, это уважаемые профессиональные политики, депутаты. Зачитаю их фамилии: Аксаков, Кашин, Жириновский, Бахарев, Плотников, Дерябкин, Водолацкий, Белик, Аскендеров, Боева, Демченко, Тимофеева, Онищенко, Неверов. Уважаемые коллеги, спасибо большое за работу! (Аплодисменты.) Это законопроект, который показывает в том числе консолидацию усилий всех фракций, желание создать отрасль, возродить её из пепла, если хотите. Спасибо вам за это, Владимир Вольфович, Сергей Иванович, Владимир Иванович. Геннадий Андреевич, вам спасибо - вот Кашин показывает на Зюганова, говорит, что выполнял поручение Геннадия Андреевича. Сергей Михайлович, вы тоже давали поручение Аксакову готовить законопроект. Нет? Значит, Аксаков сам думал об экономике страны, о качественном продукте, хотел поддержать виноградарей. Вообще-то, он с юга, из Крыма, поэтому у него душа болит о том, чтобы там были рабочие места. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 23 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято За - 386, против - нет, воздержался один.
Заседание № 266
17.12.2019
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 861096-7 "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 815115-7 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1127 по 1182 из 7878
Переходим к рассмотрению 2-го вопроса повестки из блока "Проекты постановлений Государственной Думы". Проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона... "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Пожалуйста, Борис Романович Пайкин. ПАЙКИН Б. Р., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Указанный проект постановления предполагает перенос срока окончания представления поправок к принятому Государственной Думой 19 ноября 2019 года законопроекту "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" с 18 декабря 2019 года на 18 часов 17 декабря 2019 года, то есть фактически на один день. Сокращение срока представления поправок на один день носит технический характер и связано с необходимостью рассмотрения законопроекта "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" до конца этой сессии, так как виноградари и виноделы нашей страны ждут закон уже в будущем году. Также хотел бы отметить, что обсуждение законопроекта, в том числе в рамках рабочей группы, созданной при комитете по экономической политике, шло очень активно, в связи с чем все, кто реально работал над законопроектом, свои поправки в комитет уже представили. В связи с изложенным комитет по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять проект постановления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Нет вопросов? Нет вопросов. Спасибо, Борис Романович. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Представитель правительства? Нет. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона... "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", 2-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 53 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принимается единогласно постановление.
Заседание № 256
19.11.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 815115-7 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5554 по 6333 из 6749
Так, уважаемые коллеги, мы договорились ещё рассмотреть пункт 20, это законопроект уже первого чтения. О проекте федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Доклад Геннадия Григорьевич Онищенко. Пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан во исполнение указа президента № 204 от 7 мая 2018 года, и предполагается, что этим законом будет решена одна из основополагающих задач текущего политического цикла, которая связана с концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией. В данном законопроекте устанавливаются правовые, организационные, технологические, экономические основы в области прежде всего виноградарства и вытекающего отсюда виноделия. На данный момент в Российской Федерации отсутствует систематизированная нормативно-правовая база, и данный законопроект претендует на роль закона горизонтального плана, который обобщит нормы, направленные на развитие целой отрасли агропромышленного комплекса нашей страны. Необходимость его принятия вызвана прежде всего тем, что нам нужно возродить отрасль виноградарства и развить её в современной экономической ситуации. Указанные недостатки существующего правового регулирования создают препятствия для решения амбициозной задачи, которая поставлена в этом законопроекте, поэтому данный законопроект содержит следующие основные блоки. Прежде всего это дефиниции, то есть полный глоссарий, который вводится в состав законодательного регулирования нашей страны. Порядка 80 определений нуждаются в уточнении, несмотря на то что большинство из них на сегодня в той или иной мере уже отрегулированы. Законопроект также предусматривает закрепление основных технологических правил производства винодельческой продукции; предполагает законодательное закрепление централизованного государственного контроля в области виноделия с целью обеспечения как безопасности, так и качества производимой продукции, также вводятся отдельные понятия, связанные с соблюдением Закона "О защите прав потребителей"; устанавливаются единые требования как к отечественной, так и к иностранной винодельческой продукции; определяются основные положения государственной политики в области прежде всего виноградарства и виноделия. Имеется целый раздел, в котором определяются субъекты виноградарства и виноделия, и сюда отнесены структуры, в том числе и научные, которые как определяют основу виноградарства, так и проводят необходимые научные разработки, которые данной отрасли требуются. Кроме того, предполагается установить требования к учёту виноградопригодных территорий. Это очень важное обстоятельство, потому что мы в связи с теми событиями, которые произошли в нашей стране, утратили большинство виноградопригодных территорий прежде всего в таких субъектах нашей страны, как Краснодарский край, Дагестан. В субъектах, где виноградарство является рисковым земледелием, то есть укрывным земледелием, тоже утрачено очень многое. Ну и конечно, особой статьёй идёт Крым. Крым, который в советское время имел 117 тысяч гектаров, скажем так, виноградарства, сегодня обрабатывает по прямому назначению только 18 тысяч гектаров, это очень мало! Кроме того, в Крыму есть огромные возможности переформатирования картины воспроизводства винограда, а соответственно, и вытекающего отсюда виноделия, сухое направление... Если эта ситуация будет развита и поддержана вами, уважаемые законодатели, то откроются огромные резервы прежде всего в выращивании технического винограда, а также винограда для столовых целей. В данном законопроекте регулируются вопросы, связанные с контролем (надзором). Здесь прописываются прямые интересы целого ряда контрольно-надзорных органов, которые тоже. Впервые в законодательном поле нашей страны прописывается такая функция контрольно-надзорных органов, как контроль на территории иностранных государств ввозимой продукции. На наш взгляд, законодательное закрепление позволит усилить уже существующую практику и обеспечить безопасность ввозимых и виноматериалов, и готовой бутилированной винной продукции, а также винограда для столовых целей. Данный законопроект получил поддержку Государственно-правового управления, все три комитета-соисполнителя тоже одобрили концептуально данный законопроект, дали свои предложения. И мы просим вас поддержать наше решение и в первом чтении данный законопроект принять. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Содоклад Бориса Романовича Пайкина. Пожалуйста. ПАЙКИН Б. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду подробно останавливаться на задачах, которые могут быть решены с принятием федерального закона о виноградарстве и виноделии, не буду говорить о целях, на достижение которых направлен указанный законопроект, - мой коллега Геннадий Григорьевич Онищенко об этом уже достаточно сказал. Я хочу кратко осветить замечания и предложения, которые высказали комитет Государственной Думы по экономической политике на правах ответственного комитета и комитеты-соисполнители - это комитеты по аграрным вопросам, по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Все перечисленные мною комитеты единогласно поддерживают концепцию данного законопроекта и считают его необходимым инструментом регулирования сферы виноградарства и виноделия в Российской Федерации. В то же время, конечно, есть замечания, замечаний много, некоторые из них достаточно серьёзные, но все они в первую очередь направлены на повышение качества законопроекта и его практической эффективности. По мнению комитета по экономической политике, целесообразно распространить действие данного законопроекта и меры государственной поддержки на производство вина исключительно из российского винограда. Кроме того, необходимо уточнить отдельные понятия и формулировки предлагаемого законопроектом понятийного аппарата, так как некоторые понятия дублируются. В частности, следует усовершенствовать предложенные формулировки для игристого вина (шампанского), которые не учитывают все особенности изготовления данной продукции, что может привести к сокращению её производства. Ко второму чтению целесообразно предусмотреть дополнительные меры поддержки малых форм предприятий винодельческой отрасли, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, по которым было дано поручение Президента Российской Федерации (перечень поручений № ПР-714 по итогам встречи в Крыму). Комитет также рекомендует предусмотреть дополнительные пути сбыта винодельческой продукции. Например, рассмотреть возможность применения дистанционных продаж через интернет-ресурсы. По мнению комитета, представляется важным спроектировать норму, в соответствии с которой будут предусмотрены дополнительные меры для продвижения винодельческой продукции, произведённой из винограда, выращенного в Российской Федерации, такие как частичная либерализация рекламы вина. Комитет по аграрным вопросам в своём заключении указал, что в статье 3 законопроекта предлагается определение значительного количества понятий и терминов как общего характера, так и обладающих отраслевой спецификой, которые не имеют дальнейшего применения в тексте законопроекта. В связи с этим целесообразно ограничиться введением на уровне федерального закона только тех правовых понятий, которые в дальнейшем используются в федеральных законах, обладают самостоятельным правовым содержанием и имеют существенное значение для обеспечения ясности и полноты правового регулирования. Кроме того, было отмечено, что в законопроекте содержится ряд терминов и определений, которые не соответствуют терминам и определениям, используемым в техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" и требуют соответствующей корректировки. По мнению Комитета по аграрным вопросам, ко второму чтению в законопроекте также следует предусмотреть дополнительные меры, направленные на полное обеспечение потребностей внутреннего продовольственного рынка в столовом винограде отечественного производства, а также на развитие системы питомников, производящих посадочный материал виноградных растений в достаточном для полного импортозамещения объёме. Комитеты Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отметили необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области виноградарства и виноделия. В своём заключении Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению. С учётом изложенного комитет по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть. Вот представители Ростовской области уже вопросы готовы задать. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Геннадий Григорьевич, учитывая ваш опыт предыдущей работы и то, что вы вообще разбираетесь во всём этом, хочу здесь задать вопрос, состоящий из трёх основных составляющих. Первое: кто будет заниматься производством, соответственно какие нужны средства, чтобы эту инфраструктуру создать? Второе: кто будет потреблять и сколько будут потреблять? Вот здесь как раз мы понимаем, что выводим из тени очень большие финансовые потоки, которые сегодня там ходят туда-сюда и очень серьёзно влияют и на экономику, и на налоги. И третье: вот мы администрируем, принимаем такой законопроект - а как вы считаете, наши органы исполнительной власти готовы обеспечить и первое, и второе с какой-то вероятностью прозрачности с учётом опыта предыдущих реформ и предыдущих историй, которые, как мы помним, в последние 10-15 лет были связаны с этой отраслью? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон Онищенко Геннадию Григорьевичу. ОНИЩЕНКО Г. Г. Кирилл Игоревич, если говорить о предыдущей истории, а вы, наверное, имеете в виду то, что не касалось нашей страны... Кстати, Грузия и Молдавия после всех тех бурных событий тоже приняли свои законы, и именно это позволило им сегодня вернуться не только на российский рынок, но и представлять свою винодельческую продукцию в Европе, на американском континенте и так далее. Так что опыт законодательного регулирования в этих двух странах убеждает нас в необходимости того, чтобы мы сегодня тоже приняли наш российский закон, потому что мы с вами, как я сказал, потеряли очень многое прежде всего в нашем виноградарстве. Что касается второго вопроса, который вы задали, относительно того, кто будет потреблять. Сегодня я говорил о выполнении государственной программы, концепции реализации политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в нашей стране. Переход с северного типа потребления (а мы страна, потребляющая тяжёлый алкоголь, в основном это водка, более крепкие напитки) на вино - это одна из тех концептуальных задач, которые ставят перед собой государства, которые хотят уменьшить алкогольную нагрузку на свою страну. Допустим, сейчас французы потребляют где-то 40 литров вина на человека, а мы - 6,2 литра, и мы где-то рядом с Соединёнными Штатами Америки стоим. Что касается того, кто будет реализовывать. Будут реализовывать, если говорить о финансовых возможностях, мы надеемся, что с принятием этого закона на эту площадку придёт крупный бизнес и, конечно же, малый и средний бизнес, который тоже здесь имеет свою совершенно чёткую, определённую нишу, - они никак не будут конкурировать между собой. Вот я коротко охарактеризовал ситуацию в части заданных вами вопросов, если я их правильно понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Геннадий Григорьевич, вопрос вам, как одному из разработчиков законопроекта. Предложенным законопроектом в числе других вопросов определяются меры государственной поддержки для отечественных производителей вина. Уточните, пожалуйста, эти меры поддержки предусматриваются только для тех, кто производит вино из винограда, выращенного в Российской Федерации (скажем, в Краснодарском крае, в Дагестане, в Ростовской области), или эти меры предполагается распространить также на тех, кто изготавливает вино из виноматериала, завезённого из-за рубежа или вообще неизвестного происхождения? Как это сформулировано в тексте законопроекта? ОНИЩЕНКО Г. Г. Николай Иванович, на ваш вопрос нет однозначного ответа, потому что сегодня наши даже самые известные и самые добропорядочные производители вина свою продукцию выпускают максимум на 20 процентов из отечественного винограда. Перед нами сегодня стоят очень серьёзные задачи. Во-первых, необходимо восстановить лозу, восстановить наши автохтоны, автохтонные виды, - это аборигенные сорта винограда, сегодня, слава богу, у нас сохранилась коллекция, она насчитывает примерно 4,2 тысячи сортов винограда, хотя в Крыму максимально выращивалось 75 сортов в лучшие времена, в Краснодарском крае - примерно 20 сортов. Нам нужно сохранить питомниководство, очистить его от вирусного заражения, потому что сегодня наши производители даже наши саженцы выращивают на территории Испании, на Балканах и так далее, потому что те площади, которые занимали наши отечественные питомники, сегодня практически выведены из этого оборота. Во-вторых, наша наука тоже требует серьёзной поддержки, поэтому нам, прежде чем говорить о производстве вина из нашего винограда, нужно восстановить этот виноград хотя бы в тех объёмах, в которых мы его в советское время растили. Для этого нужно как минимум пять лет - пять лет требуется на саженец, и после того, как саженец посажен в землю, он становится интересен производителям, тем, кто производит в промышленных объёмах этот виноград, ну и лоза, естественно, эксплуатируется 20-25 лет, даёт продуктивные результаты, интересна для производителей винограда. Что касается поддержки, мы будем ещё очень много согласовывать и с теми, кто выращивает, и с теми, кто разрабатывает новые сорта, потому что селекция сегодня у нас... правда, она располагает современными достижениями. Мы сегодня, например, владеем таким методом, как использование меристемы, то есть мы берём две клетки чистого генетического материала и из него выращиваем, что совсем недавно было просто недостижимо, - это открывает широкие возможности, хотя и не говорит о том, что мы очень быстро разовьём отечественное виноградарство. Но начинать эту работу надо. Вот как бы я ответил, и мы будем искать гибкие меры поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Григорьевич, вы говорите про советский период - для чистоты отношений, учитывая, что у нас в зале много молодых депутатов (правда, вот не вижу коллегу Власова, Власова нет), уточните: вы говорите об урожаях в области виноградарства до 1985 года или после, на какой уровень мы будем выходить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонова не надо трогать. Геннадий Григорьевич, пожалуйста, уточните, потому что иногда формируется такое мнение, что всё, что было в советское время, было настолько урожайно и безоблачно. Многих можем ввести в заблуждение. Включите Онищенко микрофон. ОНИЩЕНКО Г. Г. Михаил Фёдорович, один из первых Романовых, за 300 лет до Октябрьской революции поставил задачу развить государственное виноградарство. Но царский период ушёл, канул в историю, и виноградарство в нашей стране было на любительском уровне. В советский период благодаря Мичурину оно приобрело промышленные объёмы, но в 1985 году в борьбе за трезвый образ жизни мы с водой выплеснули ребёнка, мы практически уничтожили нашу виноградную лозу, тот огромный опыт, который у нас был, - но, слава богу, коллекция сохранена, - ну а 30 лет постсоветского периода, конечно, очень серьёзно тоже в худшую сторону повлияли на ситуацию. Поэтому наша задача - реинкарнировать отрасль, довести до объёмов, которые были в советское время, и пойти дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. До 1985 года. Ну так вот об этом надо говорить, ведь советский период тоже включает в себя разные этапы. Мы знаем, как закончил Вавилов... вот вы называете, а тоже вот... Коллеги, для чистоты отношений. Создаём себе кумиров, а потом... Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Вот Иванов Сергей Владимирович, если вы не знаете, представляет Ростовскую область, а это регион, у которого огромный потенциал, регион, который понёс огромные издержки. Вот сейчас нам Сергей Владимирович скажет. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Да, Вячеслав Викторович, действительно, я представляю Ростовскую область, Донской край, но, к сожалению, я больше люблю пиво, чем вино. (Оживление в зале.) И поэтому вопрос у меня будет по существу. Уважаемый Геннадий Григорьевич, в числе мер государственной политики в плане поддержки виноградарства и виноделия существует и такая, как проведение закупочных интервенций продукции виноделия. Я понимаю, что, когда, допустим, падает цена на зерно, государство проводит закупочные интервенции, чтобы не разорились крестьяне, которые выращивают именно зерно, это как бы понятно. А вот закупки в области продукции виноделия - это для чего? Для того чтобы моряков-подводников сухим вином снабжать? Как это вообще будет выглядеть: неурожай - и государство закупает партию цимлянского такого-то года? ОНИЩЕНКО Г. Г. Сергей Владимирович, постановка вопроса правильная. И с ГПУ, и с Министерством финансов - они так же чувствительно, как и вы, восприняли эту меру - мы сейчас ведём позиционную войну, и я думаю, что, скорее всего, вопрос решится в пользу вашего мнения. А что касается 1985 года, его вряд ли можно назвать советским периодом, это уже было какое-то мутное время в нашей истории, когда ни советского периода не было, ни какого-то другого. Но мы должны отдать должное, всё-таки именно вот с этой экономической формацией наша страна приобрела промышленное производство винограда как для технических, так и для пищевых целей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Геннадий Григорьевич, прежде чем ответить, что было в советское время (мы все с вами знаем), спрошу: а в этом законе будут предусмотрены возврат земли из-под виноградников, которая была потеряна, либо выкуп этой земли, либо какая-то политика, чтобы вернуть как можно больше площадей? Мы с Осадчим и с другими депутатами, нас полтора десятка, представляем Краснодарский край: на самом деле там и частный сектор, и объединения ждут этот закон. А в советское время, вы прекрасно помните, у нас были Грузия, Молдавия, Азербайджан. В советское время - тот, кто жил в РСФСР, помнит - самым ходовым товаром была брага (это в юности), затем появились "Агдам", вермуты, "Солнцедар", по рублю ведро, и так далее. Я думаю, что на самом деле, с учётом всех проблем, если примем этот закон и будем контролировать инвестиции, вложения... И нужен правильный закуп: я вам могу сказать с уверенностью, что сегодня с большим уважением идёт самогон... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, видите, даже микрофон у вас отключился. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не потому, что нагрелся, а потому, что вы начали говорить: Грузия была в советское время... Вот надо было развивать Российскую Федерацию, не Грузию, а вкладывали в Грузию. Сейчас же, видите, они обижаются на то, что в них мало вкладывали! Последнее отдавали и им, и Прибалтике, и другим странам. Жили-то они лучше, но все ресурсы были у нас. Последнее отдавали, а себя не развивали. Причём у нас, посмотрите, и секретари оттуда были, и министры иностранных дел оттуда были. А сейчас нас ещё и обвиняют! ХАРИТОНОВ Н. М. Меня и вас не спрашивали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плохо, что не спрашивали, вас особенно. Я совсем маленький был, у меня нечего было спрашивать, а вас надо было бы спросить. Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемый Николай Михайлович, я хочу напомнить, что законопроект всё-таки прежде всего о виноградарстве, а потом уже о виноделии, и в конечном счёте мы можем рассматривать виноградарство как самостоятельную отрасль, которая тоже очень важна для нашего государства. Что касается Советского Союза, то из 5 тысяч сортов винограда, которые существуют на нашей планете, примерно 3 тысячи было в нашей бывшей советской стране, поэтому Россия находилась в числе тех союзных республик, где виноградарство очень бурно развивалось. Что касается ведра вермута или "Солнцедара" (что вы там назвали?) - ну что делать? Было и такое. Но это не значит, что мы не должны делать выводов из плохого опыта и стараться исправить ситуацию сейчас, в нашей современной реальности. Виноградарство нужно, виноделие как переход к всеобщему избавлению от этиленового угара нашей стране тоже пригодится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Григорьевич, дополните, что всё это было не от хорошей жизни. Не от хорошей жизни! ОНИЩЕНКО Г. Г. Конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А то мы представляем: брага, угар, вермут... От хорошей жизни это было? Нет. Там, где пили вино, жизнь была лучше, а наши работали на заводах и в деревнях - вот об этом тоже надо говорить. Может быть, совесть у кого-то проснётся и они признают, что советский народ, проживающий на территории Российской Федерации, всё создавал. И если бы кто-то спросил такого советского гражданина, как наш Николай Михайлович Харитонов, то возникновение многих вопросов можно же было предотвратить. Но его никто не спрашивал - и в этом ущербность той политической системы. А сейчас попробуй не спроси или слова не дай - в этом преимущество нынешней политической системы. И не пьют сейчас столько, сколько пили раньше, потому что сейчас есть перспектива. А тогда была перспектива? Не было! Вы сами сказали, что с 1985 года мутное время наступило. Вот коллеги из фракции КПРФ нас поддерживают, потому что они тоже не одобряют тот период. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Бахарев Константин Михайлович. Подготовиться Аксакову, Иванову и Арефьеву. Коллеги, это завершающий вопрос, просьба выступить по существу, и, если у вас есть какие-то мысли в дополнение к законопроекту, вы можете их выразить, в том числе предоставив поправки к законопроекту при рассмотрении его во втором чтении. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении и призывает коллег из фракций КПРФ, ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также поддержать его, тем более среди авторов проекта федерального закона представители всех депутатских фракций. Учитывая позднее время, в своём выступлении, наверное, можно было бы этим ограничиться, но по итогам состоявшегося обсуждения мне всё-таки представляется важным, аргументируя позицию нашей фракции, сделать акцент на ключевых новеллах документа, которые отличают его от предыдущих редакций и формируют его концепцию. Законопроект направлен на решение двух приоритетных задач: обеспечить устойчивое развитие российского виноградарства и виноделия, а также защитить право потребителей на безопасность отечественной винодельческой продукции. При этом важно, чтобы российское вино было действительно российским и содержимое бутылки соответствовало тому, что указано на этикетке. В этом же заинтересованы и российские потребители: они хотят быть уверены в том, что, покупая крымское вино или вино Кубани, они на самом деле получают напиток, изготовленный там из местного винограда, а не из виноматериала, завезённого с другого конца света, как это, к сожалению, зачастую сегодня происходит. Именно поэтому мы предлагаем ввести в законодательство понятие "вино России" и зафиксировать его определение: таковым может считаться только то вино, которое полностью, на 100 процентов, изготовлено из винограда, выращенного в Российской Федерации. О чём нас чаще всего просят виноградари и виноделы? Чтобы государственная поддержка оказывалась не предпринимателям, которые завозят импортный виноматериал в нашу страну и у которых, поверьте, и так всё достаточно неплохо с экономикой, а производителям, которые вкладывают деньги в лозу, выращивают виноград и делают из него российское вино, как в прошлом и позапрошлом веках это делали Лев Голицын и его последователи. И в законопроекте мы впервые фиксируем механизм оказания государственной и муниципальной поддержки. Вот Николай Иванович Осадчий задавал такой вопрос, но, мне кажется, в ответе это не вполне чётко прозвучало, поэтому я хотел бы процитировать текст законопроекта, чтобы в этом вопросе была абсолютная ясность. Глава 5, статья 33, часть 3: "Государственная и муниципальная поддержка осуществляется только в отношении тех субъектов виноградарства и виноделия, которые производят продукцию виноградарства, вино, креплёное вино, игристое вино и виноградное сусло, произведённые из винограда, выращенного на территории Российской Федерации". Мне кажется, здесь двоякого толкования быть не может. И ещё один момент, тоже достаточно принципиальный. Сегодня проблема заключается в том, что часто сложно понять, где российское вино, а где импортное, потому что бодяжат вино наши российские производители, используя импортные виноматериалы, причём часто не от хорошей жизни, а просто в силу нехватки отечественного сырья. Так вот в статье 24 нашего законопроекта, где приведён перечень запрещённых технологических приёмов производства вина, в пункте 11 написано, что запрещена переработка... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции? Добавьте время, выступление от фракции. Но насколько я понимаю, вся фракция единодушна в своей позиции. Вы посмотрите, вся фракция за. Кого вы убеждаете? Добавить можно, коллеги, но вы исходите вот из чего: если все за, все хотят поддержать, то кого мы убеждаем? Получается, себя убеждаем, потому что мы все за. (Аплодисменты.) Вышли и сказали: наконец будет восстановлена отрасль, решение, которое принимается, заслуживает широчайшей поддержки, касается огромного количества регионов, касается всех нас, потребителей, это больше чем виноделие, это виноградарство - всё! И дальше выходим на голосование. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, все фракции. Так, Аксаков Анатолий Геннадьевич. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" против? За. Тогда говорите по существу, не размывайте вопрос. Вот видите, Геннадий Григорьевич говорил про советский период, что эта часть периода мутная, эта часть неопределённая, и размыл. А если бы говорил Николай Михайлович Харитонов, которого здесь нет, он сжато сказал бы: до такого-то периода вредили, в этот период был волюнтаризм... Остаётся только тот период, когда Ленин был жив, да? Пожалуйста, Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я родился и вырос в советский период, окончил школу, начал трудовую деятельность слесарем в предгорном опытном хозяйстве всесоюзного научно-исследовательского института "Магарач", которое было гордостью Советского Союза. К сожалению, с 1985 года это опытное хозяйство всесоюзного научно-исследовательского института "Магарач" начало хиреть: 30 процентов виноградников было уничтожено. В этот же период строился винзавод, новое импортное оборудование было выброшено за пределы завода и начало гнить. Павел Яковлевич Голодрига, который часто приезжал к нам из Ялты и в том числе мальчишек привлекал для работы в опытном хозяйстве для выращивания коллекции, покончил жизнь самоубийством, потому что дело его жизни было уничтожено в этот период. К сожалению, в украинский период уничтожили ещё больше, процентов 80 виноградников было выкорчевано, остальные были повреждены филлоксерой. Этот законопроект как раз вселяет надежду, веру в крымчан, моих земляков, они надеются на принятие закона и на восстановление коллекции, которую Голодрига формировал в предгорном опытном хозяйстве. Я полностью согласен с Геннадием Григорьевичем по поводу того, что нам надо развивать науку, нам надо восстановить "Магарач", надо восстановить коллекцию, поэтому при рассмотрении бюджета мы должны иметь в виду вот этот закон - мы его обязательно примем, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" его поддерживает - и обязательно закладывать деньги на науку, на развитие виноградарства, которое является основой российского виноделия. Прошу всех поддержать, в том числе и фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Правильно вы сказали в отношении фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - надо убеждать всех. А что касается вот этих эпох и периодов, Андрей Константинович Исаев покритиковал меня, коллеги. Я говорил о периоде, когда был жив Владимир Ильич Ленин, и привёл его как позитивный пример, но Исаев меня поправил: это было время сухого закона, был запрет, причём жёсткий, под страхом расстрела, поэтому мы не можем и тот период рассмотреть как позитивный пример, Геннадий Григорьевич. Уважаемые коллеги, слово предоставляется человеку, выросшему в регионе, который может производить вино и выращивать виноград. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вы же с Ростовской области? ИВАНОВ С. В. С Ростовской области. Коллеги, я - по существу. Вячеслав Викторович, видно ваше неравнодушное отношение к данному законопроекту, но чтобы он стал ещё лучше, нужно действительно его обсудить, а не говорить, что мы все за и так далее. Геннадий Григорьевич, вы уж извините, но у нас северная страна, поэтому, когда мне, вернувшемуся с мороза, предложат согреться либо стопочкой, либо стаканчиком красного, я, скорее всего, как и многие из зала, выберу стопочку, так сделают все. Это первое. (Шум в зале.) Коллеги, давайте не будем шуметь, ну, кто что хочет, тот это пусть и пьёт. Второе. Коллеги, я не говорю уже о том, что этот законопроект в определённой части противоречит правилам ЕАЭС и ВТО. Уважаемый Вячеслав Викторович, почему, допустим, наш автопром всегда отставал? Потому что у "Жигулей" не было конкуренции, "Жигули" не конкурировали с "Москвичом", "Москвич" с "Запорожцем", "Запорожец" с "Волгой". Вот этим законопроектом, дорогие коллеги, мы создаём, прямо скажем, тепличные условия для наших виноделов, именно тепличные условия. Может быть, это и неплохо, но в этом законопроекте написано, что хранение и оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации винодельческой продукции, произведённой с нарушением установленных законодательством, то есть вот этим проектом закона, правил, не допускается. А это получается уже не законопроект, это фактически технический регламент. И если кто-то из зарубежных производителей будет применять не диаммонийфосфат, или сульфат аммония, или сульфит аммония, или биосульфит аммония, то ему скажут: извините, вы произвели своё вино не так, как у нас написано. И что мы получим? А мы получим, уважаемые коллеги, ровно то, что мы с вами получили, когда у нас санкции ввели и сыр ввозить запретили (я простой пример привожу). Что вы думаете, наши сыровары обрадовались этому? Конечно, обрадовались! И что, они тут же увеличили производство сыра? Да ничего подобного! Они в 2 раза цены взвинтили, потому что увеличить производство сыра, как и вина, это вам не просто-напросто взять и производство новое сделать - надо вкладывать деньги. Коллеги, здесь будет примерно то же самое. Если сейчас этим проектом закона, в том виде, в каком он сейчас написан, начинать пользоваться, то, поверьте мне, никакой конкуренции у нас не будет, это приведёт только к тому, что наше вино не будет конкурентоспособным на мировом рынке и наши потребители не станут его употреблять вместо других спиртных напитков, потому что, я вам ещё раз говорю, конкуренция - это основа всего, а учитывая всё это, просто-напросто это вино у нас станет дорогим и недоступным для людей. Вот это надо понимать, уважаемые коллеги. Я за то, чтобы донское вино было, продавалось и так далее. Но это должно быть конкурентоспособное вино по такой же цене, которое человек будет приобретать, руководствуясь своими вкусовыми предпочтениями или патриотическими соображениями, а не потому, что другого нет, понимаете? Вот это ошибка большая! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, а как у нас может другого не быть, когда у нас только другое на полках и стоит? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как его запретят? Бодяжничать запретят, бодяжничать! У нас ввоз другого вина не запрещён, у нас бодяжничество запрещается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, с нарушением условий. Мы же не можем допустить, чтобы люди травились. Геннадий Григорьевич, тут Сергей Владимирович напугал всех, вы поясните, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Чувствуется, что Сергей Владимирович живёт в зоне рискованного виноградарства, так называемого покрывного, его Ростовская область производит-то всего ничего, даже себя не накормит столовым виноградом, я уже не говорю о винодельческой продукции. Что касается зачитываемых цитат. Сергей Владимирович, мы с вами строим правовое государство, и высшим регламентирующим документом в правовом государстве является закон, и перевод в закон вот таких технических подробностей является хорошим тоном. Наша страна, к сожалению, отстаёт в этом плане, она сделала хороший рывок, но сейчас отступила. Что касается "Магарача", то, конечно, "Магарач" сохранил для нас самое главное - коллекцию сортов. В "Магараче" у нас хранится порядка 4,2 тысячи сортов винограда, и это самое главное достояние, которое у нас есть сегодня в России. У нас есть все основания быть уверенными и в том, что такой закон заработает и не только восстановит, но и далеко вперёд продвинет наше виноградарство и виноделие. И уж чтобы больше не брать слова, я хотел бы сейчас уважаемым коллегам напомнить, что мы хотели бы до 13 декабря этот законопроект уже во втором чтении рассмотреть, поэтому я ещё раз обращаюсь с просьбой ко всем комитетам подать поправки. Этот закон действительно ждут наши виноградари и виноделы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Я не являюсь виноделом, потому что родился в Астраханской области. Но и в Астраханской области есть такая история: в 1902 году Николай II подписал указ о разведении винограда в Астраханской области. К сожалению, этот указ не был реализован ни в царское время, ни в советское, потому что в Астраханской области раз в десять лет, но бывают сорокадвухградусные морозы, а это означает гибель всех виноградников. Тем не менее я, в отличие от некоторых, советский период всё-таки вспоминаю только с теплом и добротой, потому что тогда было больше хорошего, чем плохого. И плохое это началось, в общем-то, с Горбачёва, который и хотел привести страну к тому, что мы сегодня имеем. А сегодня мы имеем то, что распроданы все земли и разрабатывать такие культуры, как виноград, в общем-то, негде. И ещё не придумали механизма, как эти 40 миллионов гектаров невозделанных земель вернуть назад в севооборот, потому что собственники и находятся за рубежом, и не имеют гражданства - кому угодно всё это раздавали, а теперь не знаем, как вернуть. Вот этот вопрос хоть и не относится, может быть, к этому закону, но если уж мы хотим что-то развивать, тогда надо решать вопрос, как возвращать эти земли в севооборот. А второй вопрос... Я часто спорю с экономистами - вот все берутся за производство: надо производить, надо, надо, надо... Да, надо, но прежде всего нужно подумать, а куда девать будем, как будем реализовывать? Ведь сетевые магазины, которые завладели 90 процентами нашей торговли, не принимают нашу продукцию, а своей торговли у нас нет. В Москве Собянин вообще все наши магазины уничтожил - остались одни сетевые. Куда девать это вино, как его распространять? А между тем вино-то неплохое! И "Абрау-Дюрсо", и крымские вина, и коньяк дагестанский - всё неплохо, и законопроект хороший, мы проголосуем за него, но как-то надо решать и те вопросы, без которых этот закон всё-таки работать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Знаете, может быть, вы не принимали участие в обсуждении этого законопроекта до его внесения, но на встрече, которая проходила в том числе с представителями регионов, губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев как раз выступил с предложением о внесении изменений в законодательство, чтобы мы земли, которые можно использовать под виноградарство, защитили и максимально использовали именно в этих целях. Так что присоединяйтесь, регион над этим работает. Возможно, Николай Михайлович Харитонов лучше это знает, но, насколько мне известно, в ближайшее время такие инициативы будут высказаны. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу подчеркнуть, что мы впервые рассматриваем законопроект, который фактически даёт начало развитию целой отрасли, обеспечивавшей некогда, как здесь уже говорили, наш рынок своими, отечественными продуктами - виноградом и вином. Давайте сконцентрируемся на этом, концепция законопроекта всем очевидна - это поддержка и виноградарства, и виноделия на рынке. Наш рынок открыт для всех стран, но при этом мы должны думать о своих виноградарях и виноделах, о своих гражданах. Коллеги, всем этим целям и задачам закон соответствует. Кто хотел бы от авторов, от комитета выступить с заключительным словом? Геннадий Григорьевич, вы выступили? Выступление прозвучало. Комитет? Нет. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Правительство поддерживает законопроект, Александр Юрьевич? СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, я и пиво люблю, и водку, вот и вино тоже (оживление в зале), получил удовольствие от содержательной... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, прекратите свои пороки здесь рекламировать. (Оживление в зале.) Ну посмотрите, мы же работаем не просто в открытом пространстве, нас постоянно через систему Интернет транслируют, вот ежесекундно, в реальном режиме времени. Вы можете это делать и любить можете то, о чём вы говорите, но не рекламировать это. Сергей Владимирович, я с вами солидарен, но какой пример мы детям подаём, а? Вот замёрзли вы, зашли и выбрали - а сын смотрит на вас, и пример этот для него не только заразительный, он потом скажет: папа так делает. Так что это тоже надо делать знаете как, чтобы потом не жалеть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Вот коллеги говорят, облепиховый чай горячий. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, без рекламы. Вот мы обсуждаем рекламу, Лебедев у нас продвигает рекламу на стадионах - коллеги, какая реклама на стадионах, вы видите, что творится? Здесь рекламируют! Пожалуйста, без рекламы. Скажите, правительство поддержит виноградарство? СИНЕНКО А. Ю. Вячеслав Викторович, поддерживает, с замечаниями, которые могут быть учтены ко второму чтению. А по поводу вводной фразы - я специально упомянул, чтобы нас всех в этом зале не упрекнули в том, что мы продвигаем только один вид спиртных напитков, завтра ведь может появиться такой же закон и о водке, и о пиве. (Смех в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, понятно с вами теперь всё. Так, Василий Иванович, помечайте всех. Вы возглавляете Комитет по безопасности и противодействию коррупции: вот кто называет один вид спиртного, помечайте, другой - тоже помечайте, третий - тоже помечайте. Посмотрите, всё становится понятным: кто за крепкое, кто за пиво, кто за вино, понимаете? Вот о чём речь идёт. Правительство поддерживает с учётом замечаний, которые будут высказаны ко второму чтению. Итак, уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", первое чтение, 20-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Идёт голосование, коллеги. Все фракции высказались. Самое главное, чтобы выбор был из отечественных напитков, вот что важно, и чтобы они были качественными и конкурентоспособными во всём мире. Вот представьте себе, мы потребитель номер один грузинских вин. Наши коллеги были в Швейцарии и задали там вопрос: а вы потребляете грузинские вина? В Швейцарии не знают, что это такое, понимаете? А мы потребляем. А нашего коллегу Гаврилова обидели в Грузии. Задумайтесь! Мы создаём там рабочие места, пополняем там бюджет. А этот законопроект направлен на другое. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 16 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято 419 - за, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении принят единогласно - коллеги, поздравляем!