Заседание № 245
О проекте федерального закона № 814738-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об особенностях организации и проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, а также в части применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора); принят в первом чтении 17 июня 2015 года с наименоваванием "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Виктор Владимирович Климов докладывает. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, данный законопроект является важным шагом на пути последовательного снижения административных барьеров для бизнеса, необоснованного давления на него при осуществлении контроля и надзора. Ко второму чтению важным дополнением стало введение риск-ориентированного подхода, в соответствии с которым количество, качество и порядок проведения контрольных мероприятий будут зависеть от возможных последствий и от вероятности совершения нарушений. Также мы учли ряд замечаний, о которых говорили в первом чтении, связанных с порядком введения надзорных каникул и с порядком обжалования необоснованных решений. Подготовлены две таблицы поправок, семь поправок комитет рекомендует к принятию, одну - к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 28 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 51 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел.36,0 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Виктор Владимирович, пожалуйста, вам слово. КЛИМОВ В. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, в случае принятия его во втором чтении комитет просит принять его также и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 11 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступлений по мотивам нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 29 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 242
О проекте федерального закона № 814738-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об особенностях организации и проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Докладывает Олег Владиславович Фомичёв, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития. Пожалуйста. ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается разработанный и внесённый в Госдуму законопроект о внесении изменений в 294-й закон о защите прав юрлиц. Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам послания президента. Позволю себе процитировать главу государства: "Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надёжную репутацию, в течение трёх лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идёт об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей". Соответственно, представляемым вам сегодня законопроектом предлагается установить запрет на осуществление с 1 января 2016 года в течение трёх лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трёх лет не выявлено существенных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Данный запрет действует в отношении видов контроля и надзора, на которые распространяет своё действие 294-й закон - так называемый закон о проверках. Кроме того, предусматриваются следующие положения. Первое. Действие закона будет распространяться только на субъекты малого предпринимательства. Второе. Закон касается только плановых проверок, а внеплановые проверки остаются в том виде, в каком они есть сейчас, то есть, если возникает угроза риска жизни и здоровью граждан, у контролирующих органов будут все полномочия по проведению внеплановых проверок в том виде, в каком они есть сейчас. Третье. Орган контроля вправе включить в план проверок субъекты малого предпринимательства, если они совершили в предшествующие три года существенные нарушения обязательных требований, при этом признак существенности нарушений предлагается определять с помощью следующих критериев: во-первых, это привлечение к ответственности за совершение грубого нарушения законодательства Российской Федерации - соответствующее определение в законодательстве Российской Федерации есть, и грубые нарушения отделены от остальных, например грубые нарушения лицензионных требований; во-вторых, это привлечение к ответственности в виде дисквалификации, которая также назначается за грубое нарушение; в-третьих, это привлечение к ответственности в виде административного приостановления деятельности - это, по сути, одна из самых жёстких мер, которая применяется к юридическим лицам и тоже вызвана, как правило, очень серьёзными нарушениями установленных требований, а также принятие решений о приостановлении или аннулировании лицензии - это тоже почти в ста процентах случаев происходит при грубых нарушениях установленных требований. Таким образом, критерии в основном касаются лицензионных видов деятельности. Согласно статистическим данным, в 2014 году количество выявленных грубых нарушений лицензионных требований составило около 11 тысяч на 2,4 миллиона проведённых проверок. Четвёртое. Законопроектом предлагается установить сферы, в которых надзорные каникулы применяться не будут. Исключением, не подпадающим под действие этого закона, являются сферы промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам I и II классов опасности, а также радиационной безопасности и государственной тайны. Выбор этих исключений обусловлен следующим. В этих сферах уже введено ранжирование субъектов проверок по классам опасности, что позволяет фокусироваться только на объектах, которые действительно представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, практически отсутствуют субъекты малого и среднего предпринимательства, которые эксплуатируют объекты I и II классов опасности. Сферы радиационной безопасности и государственной тайны включены в перечень исключений по предложению администрации президента, с которым мы согласились. Кроме того, мы предложили не распространять мораторий на социальные учреждения: школы, детские сады и детские оздоровительные лагеря. Во-первых, сейчас в отношении их и так установлена отдельным постановлением правительства более частая периодичность проверок: проверки в отношении их согласно закону и соответствующему постановлению проводятся отдельным порядком с учётом сезонных факторов - перед началом смены, перед началом учебного года. Во-вторых, большинство из этих организаций являются государственными бюджетными учреждениями и не относятся к малым предприятиям, то есть всё равно не подпадали бы под действие этого закона. По итогам рассмотрения законопроекта на заседании правительства также было принято решение не распространять действие этого закона на аудиторские организации и на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, так как их деятельность напрямую связана с угрозой жизни и здоровью граждан. Законопроект был рассмотрен на заседании комитета и поддержан. Просим поддержать его и принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Виктор Владимирович Климов. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, подробный доклад, который сделал Олег Владиславович, избавляет меня от необходимости останавливаться на каких-то деталях и нормах закона, я скажу о нескольких позициях, о которых, в общем, был разговор на заседании комитета. Начну с того, что, безусловно, этот закон - это очередной правильный и хороший шаг на пути к ограничению творчества (в кавычках, естественно) наших контрольно-надзорных органов, это действительно хорошая мера, которую мы сегодня можем принять, для того чтобы бизнесу стало немножко проще. И все сомнения в том, что это необходимо и возможно, наверное, излишни, поскольку с 2009 года практика применения того самого 294-го закона, в который мы сегодня вносим изменения, убедительно показала, что решение, которое тогда было принято, - об этом ограничении - было абсолютно оправданным и что чрезмерные требования к работам, товарам и услугам, к безопасности, чрезмерные полномочия и возможность их вот такого "творческого" исполнения контрольно-надзорными органами ничего общего не имеют с реальным обеспечением безопасности наших граждан. Поэтому сегодня мы можем говорить о том, что надзорные каникулы - это разумная и нормальная мера. Более того, и Олег Владиславович об этом сказал, надзорные каникулы устанавливаются не для всех, а, так скажем, для безопасных субъектов малого предпринимательства. Фактически сегодня этим законопроектом мы делаем очередной, пусть небольшой, шаг к нормальному, рискоориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий, о котором в том числе говорил президент в послании Федеральному Собранию. Некоторые позиции законопроекта вызывают сомнения у бизнеса - у него всегда есть опасения, что что-то пойдёт не так и будет работать не так, как задумано. Я скажу о двух моментах. Олег Владиславович довольно подробно остановился на том, каким образом в законе оговорены исключения, связанные с грубыми нарушениями законодательства. Действительно, это совершенно справедливо: часть из них прописана в законе, где оговорено, что такое грубое нарушение, и в Кодексе об административных правонарушениях, но есть некоторые позиции, которые отнесены к компетенции правительства, устанавливаются актами правительства, и по ним возможны некие расширительные толкования, что и вызывает у бизнеса обеспокоенность. Второй момент, на котором, наверное, стоит остановиться, - это необоснованное включение бизнес-компании в план проверок. Законопроектом предусмотрено право компании подать заявление об исключении её из плана проверок, поскольку компания имеет право на мораторий. Но действительно, наверное, нужно подумать о том, как обеспечить это процедурно и какой должна быть ответственность соответствующего органа за внесение таких изменений. В целом, мне кажется, это всё можно обсудить ещё раз ко второму чтению и внести соответствующие поправки, если это потребуется. Комитет рекомендует поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У кого есть вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Олег Владиславович, скажите, пожалуйста, какое количество субъектов малого и среднего бизнеса подпадёт под эту норму? Это первый вопрос. И второй вопрос. Мы прекрасно понимаем, что любой надзорный орган при желании может инициировать внеплановую проверку. Хотелось бы узнать, каково по статистике соотношение плановых и внеплановых проверок. И как вы думаете, после принятия этого законопроекта не увидим ли мы роста числа внеплановых проверок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФОМИЧЁВ О. В. У нас всего 5,6 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства. По нашей оценке, с учётом тех ограничений, которые прописаны в законопроекте, в целом количество проверок примерно на треть сократится, однако точные оценки давать сложно, потому что нет информации о том, сколькими малыми и средними предприятиями были допущены грубые нарушения, эта информация как раз будет выявляться в процессе плановых проверок. Если говорить о соотношении между плановыми и внеплановыми проверками, то в 2014 году плановые проверки составляли в целом, с учётом федерального, регионального и муниципального уровней, 42 процента, внеплановые соответственно 58 процентов. Здесь хотелось бы отметить следующее: мы не ожидаем роста числа внеплановых проверок, потому что порядок их назначения сейчас урегулирован, он достаточно жёсткий и предусматривает в большинстве случаев согласование с органами прокуратуры, которые только в прошлом году, по информации Генпрокуратуры, отказали в проведении внеплановых проверок в 480 тысячах случаев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня два небольших вопроса. Олег Владиславович, вот вы сказали, что этот законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, вопрос действительно серьёзный. Так что, если бы не было поручения президента, то и этого законопроекта не было бы? Всё-таки, мне кажется, правильнее идти от того, чего требует жизнь, чего требует само сообщество юридических лиц и малых предпринимателей. А получается, что они вроде как в стороне, а главный - президент: "Я сказал!" Вот насколько ваши планы совпали с этой установкой? И второе. Виктор Владимирович, вы говорили о необоснованно включённых в план проверок юридических лицах. Допустим, контролирующий орган считает, что надо проверить какую-то юридическую или коммерческую организацию, а кто-то пришёл и говорит, что её включили в план необоснованно. Где этот критерий: обоснованно - необоснованно? Профессионалы говорят, что надо включить, а кто-то другой, допустим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Владиславович, пожалуйста. ФОМИЧЁВ О. В. По совершенствованию контрольно-надзорной деятельности работа ведётся уже достаточно длительное время. Вы знаете, что сейчас готовится новый основополагающий законопроект - он будет осенью внесён в Государственную Думу - об основах контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, который предусматривает внедрение в полном объёме рискоориентированного подхода, чтобы по тем самым малым предприятиям, не несущим риска для жизни и здоровья граждан, проверки фактически, так сказать, обнулялись. А мораторий на проверки в том виде, в каком он был сформулирован президентом, полностью соответствует нашей идеологии: уже сейчас, на период, который необходим для разработки и принятия нового закона, нам нужно вот таким, я бы сказал, волевым решением резко сократить число проверок - особенно в условиях тяжелой экономической ситуации, - причём как раз это касается того самого малого бизнеса, который несёт минимальные риски. В этом смысле данный законопроект для нас большое облегчение, его принятие даст нам возможность более спокойно работать над общим законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Владимирович. КЛИМОВ В. В. Вы знаете, в этом, собственно, и смысл моратория, который мы устанавливаем, потому что если дать волю, так сказать, компетентным профессионалам, которые осуществляют контроль и надзор, то все окажутся в плане и всех будут проверять. Речь идёт о том, что когда компания соответствует всем критериям, установленным данным законом, и попадает в этот самый перечень компаний, на который распространяется мораторий на проверки в течение трёх лет, но тем не менее обнаруживает себя в плане проверок какого-то ведомства, то она может заявить о том, что включена в этот план необоснованно. Если ведомство тем не менее считает, что у него есть какие-то основания для проверки, - в 294-м законе есть некий закрытый перечень оснований, по которым компанию нужно проверить, также существует механизм внеплановых проверок, единственное неудобство, которое при этом у ведомства возникает, это то, что внеплановую проверку нужно проводить через согласование с прокуратурой, - то пожалуйста, проверяйте, мы не закрываем этих возможностей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Викторович Иванов. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Владиславович, будет ли распространяться действие данного закона на субъекты малого предпринимательства, на частные предприятия, на индивидуальных предпринимателей, которые занимаются организацией отдыха и оздоровления детей в круглогодичном режиме? ФОМИЧЁВ О. В. Если на эти частные предприятия распространяется постановление правительства, которое устанавливает иную периодичность проверок, то под мораторий они не подпадут. А если они действуют в рамках общих норм 294-го закона, то действие закона на них будет распространяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопросы к Олегу Владиславовичу. Вот сижу и думаю: вот как в математике "один пишем, два в уме", так и мы сегодня. Безусловно, правильно, что предприятия, несущие минимальные риски, не должны отвлекаться без конца от работы, но я человек приземлённый и, часто общаясь с предпринимателями, спрашиваю: "Ну, чего проверяли?" Отвечают: "Да ничего не проверяли, только денег просили, вот и всё". Поэтому хорошо, что президент подметил, что не надо без конца отвлекать людей, которые занимаются делом, а то, что у нас коррупция в этой сфере, - это абсолютно точно. Скажите, пожалуйста, Олег Владиславович, какие же существуют критерии оценки субъектов малого предпринимательства? Их оценивают по количеству произведённых товаров или по количеству работающих? Это первый вопрос. И второй: а всё-таки вы что-нибудь думаете предпринимать для индивидуальных предпринимателей... (Микрофон отключён.) ФОМИЧЁВ О. В. На индивидуальных предпринимателей действие этого закона будет распространяться в полном объёме, потому что они все являются малыми предприятиями, и если их до сих пор включали в план проверок, ну, значит, не будут включать. Если говорить о том, по каким критериям они туда попадают, то соответствующие критерии, определяющие, что такое малое предприятие, установлены законодательством. Более того, к концу этого года по поручению президента будет создан реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и начиная с 2016 года контрольно-надзорным органам будет проще определять, кто является субъектом малого и среднего предпринимательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, получены ответы на все вопросы. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 56 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.