Заседание № 293
О проекте федерального закона № 814384-7 "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части отмены плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
2-й вопрос повестки из блока "Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении". О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части отмены плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов), второе чтение. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Законопроект комитетом подготовлен ко второму чтению. Прошу проголосовать по таблице поправок № 1, в ней находится одна поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 нет замечаний? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 37 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", вопрос 2. Подчёркиваю: второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 22 мин. 17 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении законопроект под пунктом 2 нашей повестки. Пожалуйста, включите микрофон Кашину Владимиру Ивановичу. КАШИН В. И. Законопроект подготовлен к третьему чтению, имеются все необходимые согласования, прошу поставить его в повестку на пятницу для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, если он у нас с вами подготовлен и... КАШИН В. И. Можно сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну тогда вы предложите нам его сейчас рассмотреть, если в нём ничего не изменится. КАШИН В. И. Ничего не изменится, подписано всеми, со всеми согласовано. Прошу проголосовать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в третьем чтении, вопрос 2. Возражений не будет? Нет. Включите, пожалуйста, режим голосования. Третье чтение, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 37 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Обращаю внимание, под протокол: вопрос 2 рассмотрен в третьем чтении, федеральный закон принят.
Заседание № 274
О проекте федерального закона № 814384-7 "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части отмены плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Доклад официального представителя правительства заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Ильи Васильевича Шестакова. Пожалуйста. ШЕСТАКОВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроектом предусматривается отмена неэффективных плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Рыболовство осуществляется в акваториях водных объектов, имеет сезонный характер. Нахождение на водных объектах промысловых бригад и судов зависит от климатической обстановки. В местах нахождения юридических лиц, осуществляющих рыболовство, выполняются только отдельные хозяйственные функции или зачастую только организационные функции. В связи с этим проверки в местах нахождения юридических лиц или заранее запланированные выезды в места промысла не дают значительного эффекта и не являются действенным механизмом контроля за сохранением водных биоресурсов. Отмена плановых проверок не направлена на ослабление соответствующего вида контроля, но позволит сосредоточиться на мероприятиях, направленных на борьбу с браконьерством. Так, перераспределение функциональных обязанностей должностных лиц, задействованных в настоящее время в проведении плановых проверок, позволит организовать выполнение комплекса мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также усилить эффективность контрольно-надзорной деятельности за счёт проведения рейдов в рамках мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований непосредственно на водных объектах. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Комитет рассмотрел данную законодательную инициативу и, бесспорно, её поддерживает. Речь идёт - и Илья Васильевич об этом подробно рассказал - об эффективном использовании контролирующих возможностей: уйти от плановых проверок и перейти на обычные рейды, осмотры, которые, как выявила практика, имеют в этом ключе наивысшую эффективность. Есть все соответствующие заключения, в том числе и нашего Правового управления, и ГПУ президента, отзывы с территорий. Я прошу поддержать данную законодательную инициативу. Ко второму чтению, безусловно, мы будем синхронизировать все нормы, связанные с водными, морскими и природными заповедниками, и решим вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением большого комплексного проекта закона "О государственном контроле... и муниципальном контроле...", где речь идёт о той либерализации, которая предусматривается. Всё это вместе будет учтено и доработано ко второму чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Илья Васильевич, ну, очевидно, что есть и правонарушения, и даже преступления, совершённые юридическими лицами, и аргументация ваша понятна, но периодически... Я вам сейчас на конкретном примере покажу, как допускаются ошибки чиновниками, а потом из граждан или даже, наверное, из юридических лиц делают правонарушителей. Я вам направил письмо и получил ответ за вашей подписью. Почему-то ваши исполнители, когда готовили проект постановления об особенностях оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, либо забыли, либо ошиблись и Ненецкий автономный округ туда не включили. Вы мне дали ответ: действительно, это ошибка, исправление в ближайшее время будет внесено. Но с 1 января те жители Ненецкого автономного округа, кто использует эти сети, являются правонарушителями. И что, получается, мы делаем людей правонарушителями из-за ошибки чиновников? ШЕСТАКОВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Действительно, проблема такая существует, Ненецкий автономный округ выпал из этого постановления. Сейчас постановление уже проработано и внесено в правительство, в ближайшее время мы эту ошибку исправим. Что касается использования сетей, теруправлениям дана команда смотреть за тем, что происходит сейчас в Ненецком округе в части оборота жаберных сетей, исходя из тех мер, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. И уверен, что в ближайшее время никаких серьёзных проблем мы там не увидим. Мы постоянно на связи с руководством Ненецкого автономного округа и с рыбаками-любителями, все вопросы там решаются в рабочем, оперативном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Илья Васильевич, когда я был на Камчатке и на Сахалине, меня поразило, что рыба, которая является основным промышленным продуктом у них там, очень дорогая. И местные жители сказали, что она такая дорогая потому, что рыбаки в основном всю эту рыбу отвозят в Японию, где за неё платят твёрдой валютой. Вот как вы считаете, в результате отмены этих плановых проверок и введения рейдовой системы контроля насколько подешевеет рыба и станут ли рыбаки после этого отправлять её на переработку, появится дешёвая рыба на столе у российского потребителя? ШЕСТАКОВ И. В. Ну, прежде всего нужно сказать, что за последние годы у нас рекордные объёмы добычи тихоокеанских лососей, поэтому и цены достаточно низкие. Кроме того, у всех жителей этих областей есть возможность осуществлять добычу для собственных нужд в рамках любительского рыболовства. А что касается непосредственно этого законопроекта, он позволит, наоборот, более эффективно бороться с браконьерами, которые подрывают запасы водных биологических ресурсов, в том числе и лососёвых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Илья Васильевич, эффективность контрольно-надзорных мероприятий, понятно, зависит от системы квотирования и от системы распределения ресурсов в этих водах. Вот я общался со многими рыбаками, в том числе из Камчатского края, они говорят о неэффективности и даже порочности существующей системы квотирования. Там заложены просто коррупционные механизмы нарушения этих самых квот, после того как начнётся рыболовство. Вот скажите, пожалуйста, как правительство намерено изменить систему квотирования, распределения квот, с тем чтобы минимизировать будущие нарушения, коррупционного характера в том числе? ШЕСТАКОВ И. В. На самом деле у нас сейчас самая прозрачная система, которая вообще может быть предусмотрена в области организации рыболовства, это признаётся и другими крупнейшими странами, которые занимаются рыболовством. И вся система основана на историческом принципе распределения квот, за каждым пользователем закреплены определённые объёмы в процентном соотношении. Всё распределяется прозрачно, в открытом режиме, и никто из рыбаков никогда нам не высказывал никаких претензий по поводу того, что есть какая-то непрозрачная система. Если у вас есть какие-то обращения со стороны рыбаков, мы готовы их рассмотреть, для того чтобы, возможно, какие-то дополнительные механизмы предусмотреть. Но могу вам сказать, что в целом та система, которая существует, прозрачная, понятная и каких-то проблем с её реализацией нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Илья Васильевич, вопрос также вам. Когда происходит плановая проверка, то алгоритм назначения этой проверки абсолютно понятен: понятно, кто это делает, понятно, зачем это делает. Каков алгоритм внеплановой проверки, меня интересует. Почему я так этим интересуюсь? Потому что, по сути, в рыбной отрасли некоторая плановость есть, мы же понимаем: когда рыба идёт, когда путина, есть какие-то сроки, и понятно, что в это время нужно больше проверять. А здесь, как мне представляется, есть некий коррупционный фактор. Вот мы сегодня в комитете обсуждали как раз тот законопроект, о котором здесь говорят, о муниципальном контроле: например, есть у нас риск-ориентированный подход, предположим, мы где-то риски повысили - и всё, проверяем хоть каждый день. Вот надо, чтобы не произошло такого: плановые проверки были для всех, а теперь внепланово мы одних можем проверять хоть тысячу раз за сезон, а других проверять вообще не будем. Каков алгоритм, как сделать так, чтобы этого не происходило? ШЕСТАКОВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Мы предлагаем всё-таки усилить рейдовые проверки. Рейдовые проверки осуществляются в рамках рейдовых заданий, по сути дела, это задание рыбинспектору по осуществлению контрольных мероприятий на определённой акватории, то есть инспектору определяется определённый объём акватории, где он проводит контрольно-надзорные мероприятия. Если же мы говорим о проверке непосредственно юридических предприятий, то порядок осуществления внеплановых проверок чётко регламентировать, проверки всё равно согласовываются с прокуратурой, и в рамках этого согласования как раз осуществляется контроль, в том числе для того, чтобы не допустить каких-то коррупционных проявлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Васильевич, понятно, что сейчас назрела необходимость более точно подходить к разным проектам и к разным бассейнам, у нас страна большая. Вот вы сегодня сказали о дальневосточном лососе - вы знаете, что, к сожалению, запасы его, по прогнозам наших же учёных ВНИРО, снижаются и в ближайшие годы снизятся достаточно серьёзно, поэтому встанет вопрос контроля. И сегодня, к сожалению, во многих местах - Амурский бассейн, Сахалин - браконьеры выросли уже в достаточно серьёзную силу, которая зачастую связана с местными правоохранительными органами. В законопроекте написано, что вы не предполагаете привлечения дополнительного финансирования государства. Каким вы видите вот в ближайшие три - пять лет решение этой задачи? И может быть, всё же вам задуматься о том, что нужны серьёзные финансовые вливания, чтобы нам, с одной стороны, сохранить популяцию лосося, а с другой стороны, обеспечить динамику тех цен, потому что... (Микрофон отключён.) ШЕСТАКОВ И. В. Спасибо большое, Кирилл Игоревич, за вопрос. Ну, конечно, вопрос касается, насколько я понимаю, больше именно охраны лососёвых рек, и здесь действительно определённые сложности у нас возникают. В этом году благодаря дополнительному финансированию мы существенно переоснастим органы рыбоохраны, и всё содержание органов рыбоохраны в этом году будет доведено до нормативного. Это вообще впервые за всю историю Российской Федерации, когда мы сможем действительно хотя бы на техническом уровне соответствовать всем тем задачам, которые перед нами ставят. Но при этом, конечно, остаётся вопрос с количеством инспекторов рыбоохраны, с уровнем их заработной платы, и это серьёзная проблема, которую мы поднимаем и постоянно обсуждаем, в том числе и в правительстве. К сожалению, всё это укладывается в те нормативы, которые приняты, всё это укладывается в финансовые ограничения, и действительно здесь есть над чем ещё работать. Мы всё-таки планируем, что нам удастся убедить наших коллег и, во-первых, увеличить количество рыбинспекторов, а во-вторых, увеличить, конечно же, их денежное содержание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Илья Васильевич, вы уверены, что этой поправкой вы наведёте порядок? Направление рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов - это самое коррумпированное направление. Понятно, вас винить мы не можем за то, что происходило в этом направлении в течение 20 лет, но в чём новизна вашей поправки, что она даст? Мне кажется, надо сохранить и плановые, и внеплановые проверки. ШЕСТАКОВ И. В. Как раз это позволит нам вот эти неэффективные плановые проверки - а эффективность их не более 10 процентов: все предприятия, по сути дела, уже готовы к проведению проверочных мероприятий, они фиктивно готовят мероприятия и готовятся к нашим проверкам, но, к сожалению, после того как плановые проверки заканчиваются, всё возвращается на круги своя. Вот как раз рейдовые задания и рейдовые проверки позволят более эффективно в этой части нам работать и высвободить инспекторов, которые задействованы вот в этих неэффективных плановых проверках, увеличить как раз их присутствие непосредственно на воде: не ездить по предприятиям и не выявлять какие-то бумажные вопросы и проблемы, а непосредственно осуществлять контроль за рыболовством и борьбу с браконьерством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Васильевич, вы говорите об отмене плановых проверок, хотя не так давно Правительство России нас убеждало в обратном, и теперь настаиваете на внеплановых проверках. И доводы при этом более чем убедительные: и риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности, и снижение административного давления на бизнес и так далее. Скажите, а не получится ли всё-таки здесь так, как часто бывает, когда показатели рейдовых мероприятий, которые ориентированы на включение карательной политики государства, станут единственным показателем эффективности таких мероприятий для одних (я имею в виду контрольно-надзорные органы) и кошмаром для других? Где та грань, где тот сдерживающий фактор, который обеспечит баланс интересов одних и других? ШЕСТАКОВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, я уже сказал, что в целом все эти проверки, внеплановые в том числе, согласовываются с прокуратурой, поэтому мы здесь не видим каких-то возможностей для перегибов. И при этом, вы правильно сами сказали в своём вопросе, мы выработаем риск-ориентированный подход. По сути дела, мы уходим от осуществления плановых проверок, которые осуществляются просто по всем предприятиям: наносят они ущерб водным биологическим ресурсам или не наносят, есть ли у нас основания для проведения этих проверок, есть обращения граждан или нет, мы всё равно вынуждены на каждое предприятие прийти, потому что законодательство требует периодически проверять все предприятия. В связи с этим мы считаем, что это действительно можно заменить выборочными проверками. И будет разработана система именно риск-ориентированного подхода, в рамках которой эти мероприятия и будут проводиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ситников Андрей Владимирович, пожалуйста. СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Васильевич, отмена плановых проверок, как уже говорили мои коллеги, действительно сработает, скорее всего, не в сторону сокращения проверок, чего мы ждём от регуляторной гильотины, - она простимулирует их наращивание, потому что отсутствует в законе норма, ограничивающая количество внеплановых проверок и рейдов. И с точки зрения риск-ориентированного подхода возможно увеличение числа коррупционных сговоров, потому что в рейде только инспектор будет решать, подходить ли к этому судну, а соседнее судно не проверять или не подходить, - здесь очень серьёзные коррупционные риски, о которых мы спрашивали вас при обсуждении в комитете, но не получили ответа. Всё-таки будет ли нам представлен перед третьим чтением регламент проведения рейдовых проверок и каким образом снизится риск выбора инспектором того или иного судна для рейдовой проверки? ШЕСТАКОВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Действительно, мы такой регламент, по вашему решению, представим в комитет - регламент проведения рейдовых проверок. В целом ещё раз хочу сказать, что мы не видим каких-то предпосылок того, что начнутся проверки. Рейдовые проверки существуют и сейчас, и, судя по тем опросам, которые мы проводим среди рыбаков, ни разу каких-то проблем с осуществлением рейдовых проверок не было. То есть мы не вводим новый элемент контроля в виде рейдовых проверок - мы отменяем элемент контроля в виде плановых проверок, с тем чтобы высвободить количество инспекторов, которые занимаются, ну, по сути дела, неэффективным видом контроля, с тем чтобы большее количество инспекторов могло находиться на воде, в местах, где, по сути дела, у нас и идёт основной браконьерский промысел. Я думаю, что это действительно та мера, которая позволит нам ещё более серьёзно бороться с браконьерством. Регламент, как я уже сказал, мы представим в комитет ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смирнов Юрий Валентинович. СМИРНОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Илья Васильевич, какие области рыболовства затронет этот законопроект - рыболовство на море, на реке или на озере? ШЕСТАКОВ И. В. Ну, поскольку контроль за осуществлением рыболовства в территориальном море осуществляет пограничная служба, то этот законопроект затрагивает только контроль за рыболовством во внутренних водоёмах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, мой вопрос был задан депутатом Ниловым, ответ я получил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Илья Васильевич, хотелось бы приветствовать перенаправление проверяющих на реальную борьбу с браконьерством. Много раз мы в этом зале говорили про минимизацию количества сетей на рынках многочисленных - может быть, вот на это направить? Какие нужно принять документы, чтобы вот эти разовые китайские сети, которыми губится огромное количество рыбы, ну, просто не продавались? Вот давайте будем контролировать эту область, а не взвешивать безменом, какой улов у рыбака, - пять или пять с половиной килограммов, чтобы штрафовать его, штрафовать! Вот видите, какой тут перегиб! Когда разберёмся с сетями, с электроудочками, искореним это вообще, сделаем невозможным хождение этого смертоносного для рыбы товара на рынках, на оптовых рынках... (Микрофон отключён.) ШЕСТАКОВ И. В. Спасибо большое за вопрос. На самом деле всё, что связано непосредственно с оборотом китайских сетей, с оборотом электроудочек, действительно представляет большую, серьёзную проблему. Неоднократно мы её обсуждали и уже, казалось бы, выходили на итоговое решение, но, к сожалению, не все коллеги в правительстве нас поддерживают. Основной контраргумент заключается в том, что, мол, такие сети могут использоваться не только для рыболовства, но и в каких-то других хозяйственных целях. Я полагаю, что это, конечно же, полная чушь! Необходимо нам вместе всё-таки эту работу продолжить. Считаю, что мы с комитетом сможем всё это проанализировать и сделать. С точки зрения вообще контроля за оборотом сетей, с точки зрения их маркировки сейчас проведена большая работа. В рамках закона о любительской рыбалке приняты подзаконные нормативные правовые акты, которые позволяют нам осуществлять как учёт, так и контроль за оборотом жаберных сетей, это всё-таки приведёт к установлению определённого порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Вообще, делать что-то в связи с этим вопросом, конечно, нужно, это даже не обсуждается, все вопросы на это были направлены. Я представляю в Государственной Думе как раз те регионы, которые этот законопроект в первую очередь затрагивает. Сколько раз бывало: выезжаешь на реку, смотришь - два инспектора, один спит, а бывает, что и другой, ну, видимо, устал, по крайней мере он мотивирует тем, что устал. Вся река сетями перетянута, браконьеры орудуют, но ничего не предпринимается. Разговариваешь с инспектором, спрашиваешь: почему так происходит? Инспектор начинает оправдываться: ну, если я доплыву до него, он рыбу за борт сбросит, может даже сеть выкинуть - и всё, никак я его наказать не смогу. Показывают: вот мы тут сети срезали - да, действительно, на берегу что-то лежит. Ну, практически каждый депутат может подтвердить, что так и происходит. С браконьерством, конечно, бороться нужно. Здесь много проблем: есть и коррупционный фактор, и, конечно, общий недобор инспекторов, и низкий уровень зарплаты - хорошо, что вы этим вопросом озабочены, и мы, как депутаты Государственной Думы, будем его решению способствовать, потому что, понятно, это сохранение денег для бюджета. Это с одной стороны. С другой стороны, вот уже об этом говорили, бывают перегибы, когда рыбак из деревни пошёл просто для себя половить, потому что, условно говоря, есть нечего, а его государство пытается по полной наказать. Такая же ситуация и с дровами, так что это не только рыбы касается. Много сфер, где нужно наводить порядок. Например, те же квоты: кому-то дают квоту на столько-то хвостов, и он, дескать, должен записывать, а он вылавливает по этой квоте массу и ничего не записывает. То есть вопросов много, конечно, и только ужесточением контроля, увеличением количества мероприятий... Здесь тоже возникают проблемы, прежде всего в связи с тем, что на местах, мы же понимаем, мощная коррупция. Вот вы говорите: с согласия прокуратуры - но прокурор-то местный, обычно он как и все остальные, они же друг друга знают. То есть здесь возникают коррупционные риски: написали заявление, дали кому-то, мол, там проверяйте, а здесь не проверяйте. Так что с плановыми проверками - об этом говорили, - ну, механизм-то понятный, потому что в рыболовстве есть плановые проверки. И последнее. Вот это словосочетание "риск-ориентированный подход". Ну, у нас таких специалистов - я вот представляю комитет, который связан с финансами, - даже по банкам нет, у нас нет специалистов, страховых компаний, которые хорошо бы это оценивали, то есть здесь ещё и кадровый вопрос. Переходить только на такой подход, только на это смотреть, я боюсь, мы кадрово не готовы. Как это будет происходить? Дадут человеку (мы спрашивали, как оценивать) анкету, там 400 вопросов, и пока он на все эти вопросы ответит, напишет... То есть надо не забюрократизировать этот процесс. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги! Уважаемый Илья Васильевич, обосновывая необходимость принятия данного закона, сказал следующее. Когда проходит плановая проверка, всё нормально, а вот когда рейдовая - да, выявляются нарушения. Что, у нас исконно все наши граждане - нарушители, да? И в ответ на мой вопрос о том, что, вообще-то, эффективность контрольно-надзорной деятельности во многом зависит от системы квотирования и от системы распределения квот, было сказано, что у нас всё нормально, всё прозрачно, никаких проблем нет. Но вот я разговаривал с рыбаком реальным, спрашиваю у него: вообще какова система квотирования, распределения квот? Он ответил так: сначала учёные определяют количество биомассы, сколько рыбы можно в этом году выловить, потом собираются рыбаки, садятся за стол и распределяют, кому сколько можно ловить, при этом не учитывается ни опыт, ни состояние флота - новый, старый, - ничего не учитывается, просто по лицам определяют, сколько кому дать. Потом я спрашивал, какова система квотирования в других странах, ну, например, в Норвегии. Он говорит: ну, примерно так - тоже определяется биомасса, потом тоже приходят рыбаки, но они могут взять квоты только по своей мощности, то есть в зависимости от состояния флота (новый, старый, сколько он может ловить). И потом им говорят: всё, идите и с 1-го по 30-е ловите. Я говорю: ну, это же эффективно, это прозрачно, может быть, надо перейти к той системе, которая за рубежом существует? Он говорит: нет, нельзя, а то страна развалится. Как это "развалится"? Ну, страна держится на страхе: после того как вот такое распределение произошло, значит, одни делают вид, что соблюдают квоту, другие делают вид, что контролируют, и все боятся, что все эти нарушения раскроются и их поймают. Если уважаемый Илья Васильевич за годы своей деятельности добился того, что у нас совершенная система с учётом всех этих факторов и никаких проблем нет, то это хорошо, это похвально, но я сильно сомневаюсь в этом. Тем не менее снижение административного давления на наших рыбаков наша фракция будет поддерживать, и мы проголосуем за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Суббот Валентин Владимирович. СУББОТ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Принятие указанного законопроекта и переход на иные виды контрольно-надзорной деятельности позволит повысить результативность и эффективность федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и окажет положительное влияние на состояние и сохранность водных биологических ресурсов и среды их обитания. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Завершающее слово - содокладчик? Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Я хотел бы поблагодарить за такое всестороннее обсуждение законодательной инициативы наших депутатов. Комитет обязательно при подготовке ко второму чтению вместе с Росрыболовством будет учитывать ваши предложения, замечания. Хочу сделать одну ремарку. Вот для того, чтобы рыба была дешёвая, нам, уважаемые товарищи, надо, конечно, не только контроль усиливать, нам надо принять соответствующие законы. Рыба, которую рыбаки сдают на берег, в магазине, особенно когда доходит до Москвы, стоит и в три, и в четыре раза больше в зависимости от вида. Нам надо будет принимать закон в таком ключе, чтобы он защитил и нашего производителя, который выполняет самую серьёзную работу, и нашего потребителя, не оставив в долгу и всех остальных. Вот эту часть нам тоже надо учитывать. Прошу обязательно поддержать инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43-2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", пункт 4 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 00 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается единогласно.