Заседание № 308
О проекте федерального закона № 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве". Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении 14 июня 2016 года. К третьему чтению он прошёл все необходимые экспертизы, замечаний по законопроекту не имеется. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 06 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 305
О проекте федерального закона № 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" (принят в первом чтении 17 ноября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении в ноябре прошлого года. Ко второму чтению к нему поступило тридцать девять поправок: тридцать шесть из них комитетом рекомендованы к принятию - они включены в таблицу № 1, три поправки рекомендованы к отклонению - они в таблице № 2. Предлагаю утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 проголосовать данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 59 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 23 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 00 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 262
О проекте федерального закона № 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации...". Докладывает член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве. В этих целях Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, позволяющими включать в досудебное соглашение о сотрудничестве обязательство подозреваемого или обвиняемого содействовать в раскрытии и расследовании не только преступлений, в совершении которых он подозревается или обвиняется, но и иных преступлений, не связанных с деяниями, за которые он привлекается к уголовной ответственности. Кроме того, законопроект расширяет полномочия прокурора в части предоставления ему возможности в случае обжалования подозреваемым или обвиняемым, его защитником постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве истребовать находящиеся в производстве материалы проверки сообщения о преступлении, материалы уголовного дела и проверять законность и обоснованность принятого следователем, руководителем следственного органа решения. При этом, если прокурор признает постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве незаконным или необоснованным, он отменяет его и заключает досудебное соглашение о сотрудничестве. Помимо этого предусматривается обязанность прокурора разъяснять подозреваемому или обвиняемому, заявившему ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, что в случае отказа от дачи показаний в суде в отношении соучастников преступления или иных лиц, совершивших преступление, его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, что приговор может быть пересмотрен, если после назначения подсудимому наказания будет обнаружено, что он умышленно сообщил ложные сведения или умышленно скрыл от следствия или суда какие-либо существенные сведения, не выполнил обязательства досудебного соглашения о сотрудничестве, что после рассмотрения выделенного в отношении него уголовного дела он может быть привлечён в качестве свидетеля к участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления и иных лиц, совершивших преступление. В соответствии с законопроектом прокурор вправе давать согласие на выделение уголовного дела в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, а также в случае сообщения лицом, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, сведений лишь о собственном участии в совершённом деянии или о действиях лиц, которых невозможно привлечь к уголовной ответственности, либо сведений, уже известных органам предварительного расследования, или в случае отказа от дачи показаний, изобличающих соучастников и участников иных преступлений, а равно при выявлении других данных о невыполнении подозреваемым или обвиняемым обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве выносить постановление о прекращении такого соглашения. Кроме того, статьи 389-15, 401-15 и 412-9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняются новым основанием для отмены или изменения приговора в апелляционном, кассационном и надзорном порядке - это невыполнение осуждённым обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве. В целом концепция законопроекта поддерживается, вместе с тем по отдельным положениям имеются замечания. По мнению комитета, требует дополнительного обсуждения введение такого условия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, как содействие в раскрытии и расследовании иных преступлений, не связанных с деянием, за которое лицо, заключающее соглашение, привлекается к уголовной ответственности. Положение законопроекта о предоставлении прокурору права отменять постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и самостоятельно заключать названные соглашения противоречит части первой статьи 317-3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор заключает досудебное соглашение о сотрудничестве с участием подозреваемого или обвиняемого, его защитника и следователя. Вызывает возражения и наделение прокурора обязанностью разъяснять подозреваемому или обвиняемому, что после рассмотрения выделенного в отношении него уголовного дела он может быть привлечён в качестве свидетеля к участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления. В соответствии с частью первой статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В свою очередь, согласно статье 47 Уголовно-процессуального кодекса обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осуждённым, при этом осуждённый продолжает обладать правами обвиняемого, предусмотренными данной статьёй. Анализ названных норм свидетельствует, что поскольку лицо, заключившее досудебное соглашение о сотрудничестве, после вынесения в отношении него обвинительного приговора по своему процессуальному статусу является осуждённым, то по уголовному делу в отношении соучастников преступления, с которыми данное лицо связано единым обвинением, оно не может одновременно наделяться статусом свидетеля. Таким образом, по мнению комитета, речь в данном случае может идти только о привлечении осуждённого в качестве свидетеля в отношении иных лиц, совершивших преступление, не связанное с деянием, за которое осуждённый был привлечён к уголовной ответственности. Также предусмотренное законопроектом положение о возможности выделения уголовного дела в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, с согласия прокурора не согласуется с установленными пунктом 3 части второй статьи 38 и частью третьей статьи 154 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями следователя, в соответствии с которыми следователь самостоятельно направляет ход расследования, в том числе самостоятельно принимает решение о выделении уголовного дела. Высказанные замечания можно учесть при подготовке предлагаемого законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. Правительство поддерживает данный законопроект. И, учитывая изложенное, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Рафаэль Мирхатимович, вот в законопроекте написано о возможности заключения досудебного соглашения с человеком, который даст какую-то информацию или о преступниках, или о тех, кто косвенно с этим преступлением связан. Наверное, это поможет раскрыть многие преступления, но возникает вопрос: а как этот человек будет сам защищён? Он же рискует и своей жизнью, и жизнью членов своей семьи. Насколько вот это соглашение гарантирует безопасность тому, кто решит помочь следствию? МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Владимир Николаевич, данный законопроект внесён с учётом практики правоприменения института добровольного соглашения о сотрудничестве. Этот институт у нас был введён в 2009 году, и данные поправки как раз направлены именно на совершенствование этого института. Вопросы защиты подозреваемого, обвиняемого законопроектом дополнительно не рассматриваются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, хотя на моей практике впервые законопроект вносится с такими фундаментальными замечаниями: от правительства на трёх страницах замечания, очень существенные по своему содержанию, от Правового управления - на трёх страницах. В чём суть этих замечаний? В том, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас вопрос, Татьяна Николаевна. Ещё будет возможность выступить. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Первый вопрос. Будьте добры, скажите, пожалуйста, уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурор заключает соглашение, выделяется в отдельное производство по законопроекту, а по действующему уголовно-процессуальному законодательству только следователь самостоятельно принимает это решение - как вы будете устранять эту несогласованность и все другие, которые... (Микрофон отключён.) МАРДАНШИН Р. М. Уважаемая Татьяна Николаевна, вот как раз те изменения, которые предлагаются данным законопроектом, а именно: наделение прокурора полномочиями истребовать материалы проверки, проверять законность и обоснованность принятого следователем решения, а также отменять незаконные и необоснованные отказы следователей от заключения досудебного соглашения, - я думаю, что они положительно скажутся на правоприменении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Рафаэлю Мирхатимовичу. Собственно говоря, если подозреваемый или обвиняемый не содействует расследованию и раскрытию и преступления, не только того, в котором он обвиняется, но и иных преступлений, не связанных с деянием, за которое он привлекается к уголовной ответственности, будет ли это считаться невыполнением осуждённым обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве? МАРДАНШИН Р. М. Да, будет. И данным законопроектом предусмотрен отдельный блок поправок, направленных именно на уточнение условий выполнения обязательств заключённого досудебного соглашения. И в случае невыполнения этих условий, конечно же, заключённое досудебное соглашение будет отменяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, вот этим законопроектом, в частности, решается вопрос о том, что появляются, как написано, основания для пересмотра приговора в случае, если осуждённый не выполнил обязательства досудебного соглашения о сотрудничестве. А сейчас тогда какая ситуация, неужели невозможно отменить приговор в аналогичном случае? МАРДАНШИН Р. М. Александр Георгиевич, на самом деле и в данный момент закон предусматривает основания для расторжения досудебного соглашения, но в этом законопроекте более чётко прописаны эти основания и порядок, в соответствии с которым происходит расторжение соглашения о досудебном сотрудничестве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Тогда включите режим записи на выступления. Покажите список. Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступала и выступает за усиление прокурорского надзора, расширение полномочий прокурора как хозяина процесса. И очень важно, чтобы прокурору было дано право возбуждать уголовные дела, давать обязательные для следователя поручения, но эти изменения законодательства обязательно должны находиться в соответствии и в соразмерности с правом следователя на независимое расследование, с правами следователя в целом. Вот сегодня мы принимаем в первом чтении законопроект, который расширяет полномочия прокурора, но оставляет нерешённым вопрос о полномочиях следователя, которые, соответственно, тоже меняются. Не случайно правительство даёт обширное, развёрнутое заключение с замечаниями, касающимися главным образом того, что полномочия следователя остаются, так скажем, в подвешенном состоянии, не корреспондируются с теми изменениями в отношении полномочий прокурора, которые предлагаются законопроектом. Непонятно, зачем мы спешим, если правительство рекомендует авторам учесть эти замечания, мы могли бы потом рассмотреть этот законопроект. Очень серьёзные замечания есть и у комитета, и у нашего Правового управления. И сегодня мы почему-то не услышали от авторов законопроекта и от остальных, каково их отношение, как они будут учитывать фундаментальные замечания, высказанные правительством, Правовым управлением и комитетом. Очень важно, чтобы не была разбалансирована система субъектов со стороны обвинения, иначе наше следствие будет заходить в тупик и, безусловно, несоразмерность, дисбаланс скажутся на правах и интересах участников уголовного процесса, поэтому хотелось бы попросить это учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик довольно-таки полно изложил суть данного законопроекта, и, конечно, основное положение - это изменение, касающееся совершенствования порядка досудебного соглашения, положение, позволяющее включать в досудебное соглашение о сотрудничестве обязательство подозреваемого (обвиняемого) содействовать в раскрытии и расследовании не только преступлений, в совершении которых он подозревается (обвиняется), но и иных преступлений, не связанных с деянием, за которое он привлекается к уголовной ответственности. Вот на это я всё-таки предлагаю коллегам обратить особое внимание: речь идёт об иных преступлениях, не связанных с преступлением, которое он совершил. На это указывают и комитет, и правительство, то есть очень много замечаний по этому поводу. И конечно же, как Рафаэль Мирхатимович уже сказал, отвечая на вопрос, невыполнение данного обязательства является основанием для отмены или изменения приговора и считается невыполнением осуждённым обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве. Свои замечания по этому поводу высказали и правительство, и комитет, я считаю, это основное замечание, потому что такое положение закона может привести к произволу: правоохранительные органы могут произвольно исполнять эту норму, в том числе с целью оказать давление на осуждённого, могут заставлять его, в частности, брать на себя чужие преступления. С этой точки зрения к законопроекту надо подойти крайне аккуратно. Что касается полномочий прокурора, вопросов не возникает - всё-таки в сегодняшней ситуации, может быть, такое расширение полномочий и необходимо. А вот по поводу иных преступлений, коллеги, я предлагаю всё-таки подумать. Фракция ЛДПР, наверное, воздержится от голосования по данному законопроекту, пока во втором чтении эти претензии не будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Марданшину включите микрофон. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, так как он направлен на совершенствование порядка исполнения досудебного соглашения о сотрудничестве, предусматривает дополнительные полномочия прокурора, а также налагает на него определённые обязанности. Кроме того, вводится новое основание для отмены или изменения приговора. Те замечания, которые были высказаны, в том числе правительством и профильным комитетом, могут быть учтены ко второму чтению, в связи с чем мы предлагаем данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства желают выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 15 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.