Заседание № 279
16.02.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 812128-6 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" (об уточнении круга лиц, с которыми не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4441 по 4683 из 6284
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации содержатся нормы, в соответствии с которыми расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается. В случае истечения трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по её письменному заявлению при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлён до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. В действующей редакции закона отсутствуют нормы правовой защиты других работников, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и которым необходима поддержка государства. В связи с этим в неравном положении находятся работодатель и работник, а именно лицо, у которого на иждивении член семьи, пребывающий в отпуске по уходу за ребёнком. Получается, мы исключили ту категорию граждан, а в большинстве случаев это мужчины, у которых жёны или беременные, или находятся в отпуске по уходу за ребёнком, - их в любой момент работодатель имеет право уволить, и фактически семья останется без средств к существованию. Считаю необходимым дополнить данную статью, а именно: включить в данную статью норму, по которой не допускается увольнение по инициативе работодателя лица, на иждивении которого находится член семьи, пребывающий в отпуске по уходу за ребёнком. Поддержав данную законодательную инициативу, вы тем самым поможете повысить внимание к социально незащищённым слоям населения и укрепить роль социальных инициатив в Российской Федерации, улучшить качество жизни работников, которые нуждаются в социальной защите и которые будут уверены в своём как минимум ближайшем будущем, а у недобросовестных работодателей таким образом не будет права уволить по своему личному желанию, подкреплённому корыстными целями, лиц, на иждивении которых находятся члены семьи, пребывающие в отпуске по уходу за ребёнком. Уважаемые коллеги, надеюсь, вы поддержите данную законодательную инициативу. У меня всё. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ян Викторович, вы подробно изложили суть данного законопроекта, но хочу выразить мнение комитета. Вы пишете, то есть предлагаете запретить работодателю расторгать по своей инициативе трудовой договор с лицом, на иждивении которого находится член семьи, пребывающий в отпуске по уходу за ребёнком, кроме случаев, когда организация ликвидируется или индивидуальный предприниматель прекращает деятельность. Сейчас в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации чётко определены категории лиц, с которыми в связи с беременностью или с семейными обязанностями нельзя расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя. Исключением, помимо случаев ликвидации организации и прекращения деятельности работодателя, являются случаи неисполнения трудовых обязанностей: прогул, появление на работе в состоянии опьянения, разглашение охраняемой законом тайны, совершение по месту работы хищения, других виновных действий. Законопроект не распространяет эти возможности для увольнения на лиц, содержащих членов семьи, которые пребывают в отпуске по уходу за ребёнком. Эта категория работников оказывается в необоснованно преимущественном положении по отношению к беременным женщинам, лицам с семейными обязанностями, а также лицам, на иждивении которых находятся члены семьи, ухаживающие за ребёнком, но не находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком. В пояснительной записке нет достаточного обоснования необходимости предоставления таких преимущественных прав. Введение же излишних преференций для данной категории работников приведёт к снижению их востребованности на рынке труда. Законопроектом не определён круг членов семьи работников, подпадающих под его действие. Согласно Семейному кодексу это могут быть супруг (супруга), родители и несовершеннолетние дети (усыновители и усыновлённые), братья и сёстры и так далее. Кроме того, член семьи во время отпуска по уходу за ребёнком может находиться на иждивении у нескольких лиц. Таким образом, законопроект недостаточно чётко определяет круг лиц, на которых будут распространяться действия предполагаемых гарантий при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Законопроект поддержали всего три субъекта Российской Федерации, четырнадцать отнеслись к данному законопроекту отрицательно. Комитет Совета Федерации по социальной политике и Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживают. С учётом сказанного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов данный законопроект не поддерживает и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Яну Викторовичу. Ян Викторович, вы читали заключение правительства, здесь коллега только что его зачитал. Во-первых, у нас женщины получают пособие по уходу за ребёнком, во-вторых, возможно, такой закон и нужен был бы, если бы речь шла о матери-одиночке, находящейся в трудной жизненной ситуации. Поэтому, если вы не согласны с заключением правительства, может, вы доработаете проект таким образом, чтобы им были предусмотрены социальные гарантии именно для тех лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зелинскому включите микрофон. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо за вопрос, Виктор Петрович, а также за поддержку данного законопроекта с учётом его небольшой доработки, вот я и предлагаю вам и всем нашим коллегам доработать его ко второму чтению. Теперь о том, чтобы не были нарушены права, в частности, беременных женщин по сравнению с той категорией лиц, которую я определил в законопроекте. Беременная женщина или женщина, которая осуществляет уход за ребёнком, получает мизерное денежное содержание, на которое невозможно в принципе даже в течение трёх дней прокормить ребёнка, я просчитывал. Давайте посмотрим, как бывает на практике: семья - отец, мать, один ребёнок; женщина осуществляет уход за ребёнком, а мужа увольняют - вот как семья должна прожить?! Вы поддержали в принципе мою законодательную инициативу - ну давайте ко второму чтению дополним законопроект небольшими нормами. Я уже услышал и заключение правительства, и то, что Валерий Владимирович говорил, - это небольшая работа, мы подготовим норму. И три субъекта Российской Федерации дали положительный отзыв на данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь ваш вопрос, Ян Викторович, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Ну вопрос был к Валерию Владимировичу, вопрос связан с тем, что в принципе как такового отрицательного заключения, в котором было бы конкретно указано, какие были допущены нарушения или противоречия Конституции Российской Федерации, я не вижу. То есть давайте поработаем ко второму чтению - я думаю, комитет будет согласен, - внесём эту норму, которая необходима на самом деле данной категории лиц, чтобы не было никаких проблем, и примем данную законодательную инициативу. Прокомментируйте, пожалуйста. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Владимирович. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Я понял ваш вопрос, но хочу сказать, что у нас всё же в каждом региональном парламенте есть комитеты по социальной политике и когда четырнадцать субъектов Федерации дают отрицательный отзыв, то это, я думаю, оценка очень серьёзная: наши коллеги, по сути дела, считают, что ваш законопроект недоработан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитчук Иван Игнатьевич по карточке Арефьева. Пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Валерию Владимировичу. Валерий Владимирович, уважаемый, я уже как-то обращал ваше внимание на то, что вас, как рабочего, почему-то подставляют под вопросы, которые имеют серьёзное социальное звучание, и, мне кажется, это не здорово, и вы себя не очень-то хорошо, наверное, на трибуне чувствуете, докладывая то, что, скорее всего, вам не по душе, не очень симпатично. Но вопрос у меня о другом - о том, о чём говорил коллега Зелинский. Представьте себе (я хочу от вас ответ получить), что главу семьи уволили, а жена с маленьким ребёнком на руках находится в декретном отпуске, - что делать семье? Ответьте, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Я отвечу на первую часть вопроса. Во-первых, меня никто не подставляет, у нас очень высокосознательный комитет и один из лучших руководителей комитетов в Государственной Думе, и меня просто могут попросить, но я всегда выполняю, как говорится, волю комитета, потому что не нужно забывать, что я солдат партии. Это первое. Во-вторых, вы понимаете, каждый частный случай, когда уволили или, может, не уволили... Так же нельзя рассуждать! В принципе я думаю, что, конечно, человек, когда у него жена в положении, будет стараться очень хорошо работать и просто так его не уволят, но в конце концов на рынке труда у нас сейчас, по данным службы занятости, есть миллион вакансий - миллион! а желающих работать - всего 900 тысяч. То есть работа в России есть, не в офисе - пожалуйста, в московском метро требуются работники по почти сорока рабочим профессиям, временно поработает рабочим, рабочим в наше время везде устроиться очень легко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Ян Викторович, будете с заключительным словом выступать? Депутату Зелинскому включите микрофон. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Да, небольшая реплика, хотел бы всё-таки кое-что сказать. Во-первых, Валерий Владимирович, когда вы, отвечая на вопрос, пытаетесь от имени комитета аргументировать тем, что более четырнадцати законодательных органов субъектов Российской Федерации дали отрицательный отзыв, это, я считаю, просто некорректно. Вы что, не знаете, как дают отзывы в субъектах Российской Федерации на законодательные инициативы? И тем не менее большинство депутатов, представляющих вашу фракцию, дают положительные отзывы, в том числе по данному законопроекту. Во-вторых, комитеты, которые делают заключения по тем или иным законопроектам, должны в первую очередь ссылаться на нормы закона, на то, что им подсказывают совесть и честь, но никак не на отзывы субъектов Российской Федерации. В-третьих, вы говорили о том, что очень много вакансий предлагают в центрах занятости, что по статистике очень мало людей, нуждающихся в работе. А вы не знаете, что есть устные распоряжения глав инспекций в данных субъектах Российской Федерации, чтобы не принимать людей, которые нуждаются в работе?! У них есть госплан, как в Советском Союзе: не более двух-трёх человек на одного служащего в данной инспекции, и потом мы говорим, что у нас 10 процентов безработица, - да у нас 40 процентов безработица! И сколько фактически эти люди получают? Получают ваш МРОТ, о котором мы говорили, рассматривая предыдущий законопроект, - 6 тысяч 200 рублей, - вот такая работа есть! Ну попробуйте прокормите свою семью на эти деньги - и тогда, я думаю, ваше мнение изменится, и изменится мнение всего комитета! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5226 по 5242 из 6284
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 37 сек.) Проголосовало за 189 чел.42,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 189 чел. Не голосовало 261 чел.58,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.