Заседание № 132
О проекте федерального закона № 811723-6 "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (в части уточнения оснований для отказа в допуске к государственной тайне).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, необходимое заключение получено, замечаний нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Может показаться, что речь идёт о простом приведении терминологии Закона "О государственной тайне" в соответствие с терминологией действующего уголовного и гражданского законодательства, но не только в этом смысл законопроекта. Также ограничивается круг лиц, на которых будут распространяться ограничения по допуску к государственной тайне, и устанавливаются сроки, в течение которых действуют эти ограничения. С учётом того что это в том числе ограничивает возможности гражданина устроиться на работу по своей специальности, значимость закона трудно переоценить. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи на выступления, пожалуйста. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Не совсем понятно, почему три года мы не могли рассмотреть этот законопроект - он был внесён ещё летом 2015 года, а ведь это судьбы людей! Мы законодательство по этому направлению не трогали почти двадцать лет, ну, сейчас убедились, что оно уже не соответствует, так сказать, современным понятиям. В нашем УПК нет положения, которое чётко определяло бы момент начала и окончания нахождения лица под следствием, под судом, а от этого, соответственно, зависит различное отношение к этому лицу в плане допуска к государственной тайне. Ну и вообще, в нашем УК, в отличие от УК РСФСР, нет раздела, регламентирующего круг преступлений, относящихся к категории государственных. Тогда кому мы оставляем право определять, государственное это преступление или не государственное, и в связи с этим - возможен допуск к государственной тайне или нет, то есть определять судьбу человека? Может быть, надо ещё в школах, в вузах какие-то разъяснения давать: подумайте о своей будущей жизни, а то вам в 45 лет скажут, что вы не имеете права на допуск к государственной тайне, потому что когда-то на велосипеде повернули не в ту сторону или в саду сорвали яблоко, не понимая, что этот сад не ваш. Это же жизни людей! У нас много организаций, где работают со сведениями, составляющими гостайну, - люди живут, не думая об этом, а потом им говорят: работать у нас не будешь, у тебя нет допуска. Это очень большое значение имело в советский период, сейчас, видимо, с этим тоже столкнулись, и мы совершенствуем законодательство, но с большим опозданием. Двадцать лет ушло на это, и всё равно мы до конца дело не довели, всё равно даём такое толкование, при котором захотят - отнесут преступление к категории государственных, захотят - не отнесут, и, соответственно, есть целый перечень оснований, когда человек не может быть допущен к гостайне. Ну, конкретно по судимости. Мы на выборы не допускаем лиц, имеющих судимость, даже если она погашена или снята. Тогда зачем нам нужна такая норма Конституции? Если с человека сняли судимость, он считается не имевшим судимости, но мы в наших законах, в том числе в том, который сейчас принимаем, всё равно эту судимость учитываем и не позволяем допускать такого человека к гостайне. Мы огромное количество людей будем лишать работы! Мы поддерживали и поддержим законопроект, но надо всё-таки больше разъяснений давать гражданам - у нас много кадровиков работает в стране, основы правовых знаний где-то в школах, в вузах вводятся, - чтобы человек знал, что в будущем он может оказаться не допущенным к гостайне, не сможет занимать руководящую должность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Перминов Дмитрий Сергеевич. ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона направлен на приведение статьи 22 Закона "О государственной тайне" в соответствие с положениями Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Следует сказать, что указанная норма не совершенствовалась с 1997 года и больше не соответствует современному состоянию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Государственной Думе предлагается принять данный законопроект в третьем чтении, а о тех изменениях, которые касаются сроков, доложил Эрнест Абдулович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 30 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 811723-6 "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (в части уточнения оснований для отказа в допуске к государственной тайне).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне". Доклад Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта ко второму чтению поступила одна поправка: предлагается изложить в новой редакции абзац второй части первой статьи 22 Закона "О государственной тайне" - сужается круг лиц, на которых будут распространяться ограничения по допуску к государственной тайне, и устанавливаются сроки, в течение которых будут действовать эти ограничения. Предлагается поддержать поправку и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 будут замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 24 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" во втором чтении, 8-й вопрос нашей повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, текст законопроекта подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, поэтому просьба включить в порядок работы на 12 июля рассмотрение вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступило предложение рассмотреть в третьем чтении данный законопроект 12 июля. Нет возражений? Нет. Принимается предложение Эрнеста Абдуловича Валеева.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 811723-6 "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (в части уточнения оснований для отказа в допуске к государственной тайне).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне". Докладывает Ирина Евгеньевна Марьяш. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемые приглашённые! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" внесён Парламентом Кабардино-Балкарской Республики в целях приведения понятийного аппарата, представленного в статье 22 Закона "О государственной тайне", в соответствие с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Указанная правовая норма не совершенствовалась с 1997 года, больше не соответствует современному состоянию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, которые позволяют однозначно определить момент начала и окончания нахождения лица под следствием и под судом; Уголовный кодекс Российской Федерации, в отличие от Уголовного кодекса РСФСР, не содержит раздела, регламентирующего круг преступлений, относящихся к категории государственных преступлений; кроме того, из уголовного законодательства был исключён институт признания лица рецидивистом. В целях устранения правовой неопределённости проектом закона предусматривается изложение данной нормы в новой редакции, в соответствии с которой основаниями для отказа в допуске к государственной тайне будут являться: признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, которое вступило в законную силу; привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления против общественной безопасности, государственной власти или военной службы либо иного тяжкого, особо тяжкого преступления; прекращение уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, не предполагающим реабилитацию, если лицо подозревалось или обвинялось в совершении таких преступлений, а также наличие у него судимости за эти преступления, в том числе в случаях, когда такая судимость была погашена или снята. Формулировка о привлечении лица в качестве подозреваемого, обвиняемого уже содержится в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Момент, когда лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого, регламентируется статьёй 46 УПК РФ, статус обвиняемого - статьёй 47 УПК РФ, и особо выделять в Законе "О государственной тайне" статус лица, которое находится под судом, не требуется, поскольку в соответствии с частью второй статьи 47 УПК РФ обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Проектом закона также предусматривается новое основание - прекращение уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, не предполагающим реабилитацию лица. В данном случае, несмотря на прекращение уголовного судопроизводства в отношении данного лица, оно всё же считается причастным к совершению преступления. Круг преступных деяний, по подозрению или обвинению в совершении которых лицу может быть отказано в допуске к государственной тайне, определён исходя из потенциальной возможности и повышенной вероятности причинения лицом, причастным к их совершению, ущерба правоотношениям в сфере обеспечения режима государственной тайны. И кроме того, в этот перечень включены также иные преступления, которые относятся к категории тяжких, особо тяжких, в силу повышенной общественной опасности самих этих деяний. Реализация федерального закона не потребует расходов за счёт средств федерального бюджета. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Евгеньевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Сергеевич Перминов. ПЕРМИНОВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень подробно был доложен законопроект Ириной Евгеньевной, не буду повторяться. На законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации, а также заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Законопроект концептуально поддерживается комитетом, соответствует Конституции Российской Федерации и не противоречит действующему законодательству. Прошу принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить?.. А, извините. Вопрос, да? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Петров Александр Петрович, пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Извините, у меня вопрос. Ирина Евгеньевна, если человек был осуждён по определённым основаниям, потом у него судимость погашена и снята, он может быть допущен, я так понимаю, к государственной тайне, но если по нереабилитирующему основанию уголовное преследование прекращено - например, сроки у следователя вышли, - то человек пожизненно не будет допущен к государственной тайне? То есть если студент, например, совершил деяние, потом следователь не успел закончить дело, преследование прекращено - всё, его карьера кончилась? То есть пожизненное наказание у человека? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Евгеньевна, пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое, Александр Петрович, за вопрос. Я хочу сказать, что если студент подпадает под действие норм, под основания, которые сейчас включаются, тогда, конечно, ему будут предъявлены претензии и карьера его будет нарушена, но мы сегодня проект закона рассматриваем в первом чтении, поэтому в случае необходимости вы можете внести свои предложения, поправки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз задаю вопрос: желающие выступить есть? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 18 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.