Заседание № 271

25.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 811556-8 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (в части закрепления понятия стратегически значимых лекарственных средств).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2517 по 3034 из 5812
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4           
Федерального закона "Об обращении лекарственных средств". Доклад официального   
представителя правительства замминистра здравоохранения Сергея Владимировича    
Глаголева. Также у нас здесь находится и статс-секретарь - заместитель          
министра здравоохранения Салагай Олег Олегович.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра здравоохранения Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального         
закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обращении       
лекарственных средств" разработан во исполнение Стратегии развития              
фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года -   
это и введение в закон понятия "стратегически значимые лекарственные            
средства", и наделение правительства полномочиями по изданию критериев и        
формированию перечня. Соответствующие правовые акты должны быть приняты в мае   
и сентябре 2025 года. Само определение затрагивает лекарственные препараты,     
которые имеют коренное значение для потребностей здравоохранения, в том числе   
для терапии заболеваний, лидирующих в структуре заболеваемости и смертности,    
производство которых должно быть организовано в Российской Федерации.           
Утверждение перечня стратегически значимых лекарственных препаратов позволит    
гарантировать устойчивое развитие лекарственного обеспечения, создаст           
гарантии наличия высококвалифицированных рабочих мест и социальные гарантии     
на производствах таких препаратов.                                              
                                                                                
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом      
союзе 2014 года и положениям иных международных соглашений. Проведены           
необходимые регламентные процедуры. Просим поддержать.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Евгения Олеговича Нифантьева.                                          
                                                                                
Микрофон включите на трибуне.                                                   
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Владимирович          
подробно раскрыл суть концепции проекта федерального закона. 19 февраля мы      
рассмотрели представленный законопроект на заседании комитета, приняли          
единогласно решение его поддержать. Вопрос лекарственного обеспечения - один    
из приоритетных в работе комитета, и рассматриваемая инициатива позволит нам    
обеспечить ещё более высокий уровень лекарственного обеспечения граждан.        
Закрепление такого понятия, как стратегически значимые лекарственные            
средства, будет дополнительным механизмом исключения дефектуры лекарств,        
которые используются для профилактики и лечения заболеваний, в том числе        
преобладающих в структуре заболеваний в Российской Федерации. То, что           
законопроектом предлагается установить, чтобы производство таких лекарств       
было обеспечено на территории Российской Федерации, позволит бесперебойно       
обеспечивать граждан Российской Федерации необходимыми лекарственными           
препаратами. Также этот законопроект направлен на обеспечение стабильного и     
востребованного производства лекарственных препаратов, включённых в перечень    
стратегически значимых лекарственных средств.                                   
                                                                                
Как следует из материалов к законопроекту, в целях реализации его норм          
потребуется подготовка одного постановления Правительства Российской            
Федерации, проект которого мы просим подготовить к рассмотрению во втором       
чтении проекта федерального закона. Комитет Совета Федерации по социальной      
политике и Счётная палата Российской Федерации поддерживают проект              
федерального закона. На законопроект поступило 74 положительных отзыва от       
субъектов Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной    
Думы имеет замечания, и мы их обязательно учтём ко второму чтению.              
                                                                                
На основании изложенного Комитет по охране здоровья рекомендует                 
Государственной Думе принять законопроект в первом чтении, просим поддержать.   
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы?                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Панин Геннадий Олегович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Добрый день! Нужный и важный законопроект. Действительно, стратегически         
значимые лекарства должны производиться на территории нашей страны, и           
здоровье граждан не должно зависеть от внешнеполитической обстановки, от        
санкций. Речь в нём, если я правильно понимаю, идёт в том числе об              
организации производства лекарств-дженериков. Достаточно часто обращаются       
избиратели с вопросами, честнее сказать, выражают свою тревогу из-за того,      
что лекарства отечественного производства, как считают избиратели, ниже по      
качеству, чем отечественные лекарства-дженерики. Что думают на эту тему         
авторы законопроекта и ответственный комитет?                                   
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Действительно, воспроизведённые лекарственные препараты, то      
есть те препараты, которые выходят в обращение после истечения патента,         
формируют основу оказания медицинской помощи во всех развитых системах          
здравоохранения и высвобождают ресурсы для доступа к инновационным              
лекарственным препаратам. Хочу отметить, что нормативы регулирования допуска    
дженериков на рынок соответствуют лучшим регуляторным системам мира, мы         
гармонизированы с ними через право Евразийского экономического союза. Мы        
реализуем фармаконадзор, мониторя нежелательные реакции, и препараты,           
вводящиеся в обращение, недавно зарегистрированные, проходят обязательный       
контроль по всем показателям качества первых трёх промышленных серий. Исходя    
из сопоставления данных, мы видим абсолютную сопоставимость качества            
российских воспроизведённых препаратов и их зарубежных оригинальных             
патентованных аналогов.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович...                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите секунду, подождите.                             
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О. Можно я добавлю к тому, что сказал Сергей Владимирович?         
Всё-таки нам удалось построить действительно по-настоящему сильную              
фармацевтическую промышленность. У нас сегодня реально современные заводы, на   
которых стоит зачастую более современное оборудование, чем на многих            
производствах в Европе и за океаном. И могу сказать, что сегодня используются   
технологии те же, что используются большой фармой, сегодня оборудование то же   
самое, что используется в большой фарме. У нас действительно работают           
по-настоящему сильные специалисты и осуществляется очень жёсткий контроль со    
стороны Минздрава и Минпромторга за производством. Поэтому можно с              
уверенностью сказать, что лекарственные препараты дженерические, которые        
производятся на территории Российской Федерации, по качеству, по                
эффективности и по безопасности абсолютно идентичны их лучшим аналогам.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаеву включите микрофон.                               
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Михайлович.                                                
                                                                                
Нет вопроса, да? Хорошо.                                                        
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна.                                                       
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вот ранее в перечень стратегически значимых      
лекарственных средств, производство которых должно было быть обеспечено на      
территории Российской Федерации, было внесено 200 наименований. Как повлияло    
внесение в перечень на себестоимость производства? Лекарства стали дешевле      
для бюджета или же дороже? Как соотносится себестоимость лекарств, включённых   
в перечень и не включённых в перечень? Не оказывает ли государственное          
регулирование влияние на общий рост цен на лекарства? Как всё-таки              
справляется капитализм с лекарственным обеспечением?                            
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемая Ольга Николаевна, ну, перечень стратегически           
значимых лекарственных препаратов формировался достаточно давно, в 2010 году.   
Сегодня подавляющее большинство данных молекул уже локализовано и               
производится по полному циклу в нашей стране. Хочу отметить, что эти            
препараты относятся к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным            
средствам, на которые распространяется ценовое регулирование. Соответственно,   
ценовое регулирование, регистрация воспроизведённых лекарственных препаратов    
из перечня СЗЛС, регистрация дженериков осуществляется в обязательном порядке   
на основе анализа референтных цен в государствах с сопоставимыми                
экономическими показателями с понижающими коэффициентами. Исходя из этого       
ценового роста при локализации, при выходе на рынок российских препаратов из    
перечня стратегически значимых в прошлой редакции не было. И естественно, мы    
будем также следить, чтобы такая же тенденция сохранялась в отношении более     
расширенного перечня.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Во-первых, я хотел бы согласиться с коллегой Нифантьевым в том,   
что у нас действительно создана мощная фармацевтическая промышленность,         
которая обеспечивает технологическое превосходство наших фармацевтических       
заводов. Но у меня вопрос к Сергею Владимировичу.                               
                                                                                
Да, мы согласны, что надо определять перечень стратегически значимых            
лекарственных средств, для того чтобы они производились у нас, на месте, в      
России, для обеспечения лекарственной безопасности и для качественного и        
полного обеспечения лекарствами наших пациентов. Какие меры государственной     
поддержки предполагаются для таких предприятий, ну, наверное, начиная с         
офсетных контрактов и других? Можно ли пару слов сказать про это?               
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Федот Семёнович, это, конечно, не только финансовая    
поддержка, это адаптация всей регуляторной системы к возможностям ускоренного   
вывода на рынок прорывных, инновационных лекарственных препаратов, это, ещё     
раз, современная регуляторика, рациональная регуляторика по регистрации в том   
числе дженериков и биоаналогов, ну и, конечно, это целый комплекс программных   
инициатив Минпромторга - и по льготным займам, и, кроме того, общие             
финансовые инструменты, как вы отметили, специальные инвестиционные             
контракты, ну и наконец, долгосрочное контрактование, которое создаёт           
достаточные объёмы, позволяющие снизить стоимость, с одной стороны, а с         
другой стороны, гарантировать сбыт для российских лекарственных препаратов.     
Поэтому тут весь комплекс мер и со стороны Минпромторга, и со стороны           
Минздрава и Минфина выстроен.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич. Я в продолжение вопросов моих коллег.            
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, всё-таки предлагаемые изменения приведут ли к    
увеличению стоимости лекарственных препаратов и будет ли улучшаться качество    
всех лекарственных препаратов, которые у нас сегодня представлены в аптечных    
сетях?                                                                          
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Михаил Сергеевич, хочу отметить, что и сегодня         
существует механизм "третий лишний" при закупках отечественных лекарственных    
препаратов, который успешно реализуется в рамках государственных закупок.       
Сегодня, исходя из этого, мы не прогнозируем роста цен на фоне реализации       
СЗЛС. И конечно, мы работаем также над повышением материальной оснащённости     
наших лабораторий, над развитием риск-ориентированного подхода, над контролем   
качества лекарственных препаратов российского производства. И мы видим также    
снижение показателей в отношении бракованных отечественных лекарственных        
препаратов в рамках нашего выборочного контроля - это оптимистичная             
тенденция.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, выступая в Государственной Думе в сентябре       
прошлого года на парламентских слушаниях по теме лекарственной безопасности,    
вы обратили внимание на то, что актуализировать список жизненно важных          
препаратов планируется к сентябрю этого года. В связи с этим хотелось бы        
уточнить, как идёт работа на этот счёт, с какой периодичностью планируется      
актуализация данного перечня в принципе и прорабатываются ли вами вопросы       
установления, усиления государственного контроля за ценами на жизненно важные   
препараты из данного перечня?                                                   
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Анатолий Борисович, следует отметить, что в прошлом    
году, летом, был принят новый порядок формирования перечня жизненно             
необходимых и важнейших лекарственных препаратов, среди прочего                 
усовершенствована экспертиза фармакоэкономических показателей соотношения,      
скажем так, цены и клинической эффективности лекарственных препаратов и         
проведены заседания комиссии, которые позволили обновить перечень ЖНВЛП, в      
том числе дополнить его отечественными инновационными препаратами в январе      
этого года. Перечень в соответствии с постановлением правительства              
обновляется ежегодно.                                                           
                                                                                
Что касается ценового контроля, то мы тоже ведём сегодня во взаимодействии с    
Минэкономразвития, во взаимодействии с Росстатом работу по организации          
системы отслеживания цен на ЖНВЛП с использованием системы маркировки в         
режиме реального времени, что должно помочь оперативно контролировать ценовую   
динамику по всей стране в режиме онлайн. Ну и конечно, у нас существуют         
механизмы фиксации цен в том числе не на жизненно необходимые лекарственные     
препараты, которые регион может применять в случае каких-то рисков резкого      
увеличения их стоимости.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, важнейший законопроект. В качестве одного из     
критериев в законопроекте указано, что производство таких лекарств должно       
быть обеспечено на территории Российской Федерации, но читаешь новости: тут     
какой-то препарат не закупили, какой-то препарат ушёл, и бедные мамы не         
знают, как лечить своих детей. Есть препараты, которые целиком в России не      
производятся, но это всё-таки не значит, что они не нужны людям. Подскажите,    
пожалуйста, на сегодняшний день все ли необходимые для граждан лекарства        
производятся в Российской Федерации, или этот процесс находится на стадии       
совершенствования?                                                              
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемая Яна Валерьевна, среди 819 международных                
непатентованных наименований жизненно необходимых и важнейших лекарственных     
средств - это препараты, которые формируют основу лекарственной помощи в        
системе здравоохранения, - есть и зарубежные лекарственные препараты, которые   
сегодня патентованы и которые могут быть не локализованы в Российской           
Федерации. По большинству позиций перечня ЖНВЛП лекарственные препараты         
производятся в России на той или иной стадии производства. Но я хочу            
отметить, что федеральный проект "Развитие производства наиболее                
востребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий", который         
стартовал в этом году в рамках национального проекта "Новые технологии          
сбережения здоровья", предусматривает локализацию 90 процентов международных    
непатентованных названий ЖНВЛП и 100 процентов стратегически значимых           
лекарственных препаратов. И хочу отметить, что правительством в 2022 году       
была создана аналитическая витрина, которая позволяет нам оперативно            
мониторировать и объём зарубежных поставок, и объём производства в России, и    
остатки лекарственных препаратов и при необходимости инициировать процедуру     
признания препарата с рисками дефектуры, с тем чтобы быстро регистрировать      
отечественные аналоги импортных лекарственных средств. Исходя из этого мы       
ситуацию держим постоянно на контроле и не допускаем риска дефицита             
препаратов, в том числе если существуют какие-то риски ухода зарубежного        
производителя.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи,     
вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, учитывая, что этот список увеличился с 2010      
года с 57 до 215 препаратов, скажите, пожалуйста, что изменит рассматриваемый   
сегодня законопроект? И по какому принципу будут включать лекарства в           
перечень стратегически значимых средств, какие критерии отбора лекарственных    
средств положены в основу формирования этого перечня? И наконец, какие меры     
государственной поддержки предусмотрены для фармкомпаний, производящих          
лекарственные средства, которые уже вошли в этот перечень?                      
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемая Нина Александровна, этот перечень будет                
реализовываться совместно с поправками в 44-й федеральный закон, который        
предусматривает использование механизма "второй лишний" для стратегически       
значимых лекарственных средств, и это, конечно, создаст гарантированный         
спрос, обеспечит гарантированную закупку препаратов, важных лекарственных       
препаратов, по полному циклу производящихся в России.                           
                                                                                
Критерии формирования, которые должны быть определены в мае, сегодня            
прорабатываются заинтересованными федеральными органами исполнительной          
власти, включая Минпромторг, включая ФАС. Безусловно, мы нацелены на            
погружение в этот перечень лекарственных препаратов, которые обладают высокой   
клинической эффективностью и не имеют аналогов, а также препаратов среднего     
сегмента ЖНВЛП, которые крайне важно производить в России и которые могут       
иметь длинный производственный цикл, это, например, лекарственные препараты     
крови, которые важны для национального календаря профилактических прививок.     
Полный объём критериев будет представлен ко второму чтению.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич.                              
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.           
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вот у меня вопрос более конкретный, чем тот,     
который задала Нина Александровна. Вот в случае принятия закона лекарства от    
такого распространённого заболевания, как диабет I и II типа, в том числе       
инсулин, войдут в перечень стратегически значимых лекарственных средств?        
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Евгений Евгеньевич, ну, в первую очередь хотел бы      
отметить, что критерии формирования находятся ещё на стадии межведомственного   
согласования. Но хочу обратить ваше внимание на то, что как раз в               
предлагаемом определении стратегически значимые лекарственные препараты         
увязываются с терапией заболеваний, которые преобладают в структуре             
заболеваемости в Российской Федерации, там достаточно широкий ассортимент,      
это и инсулин, и синтетические сахароснижающие препараты, и                     
биотехнологические аналоги глюкагон-подобного пептида. Конечно, этой сфере      
будет уделено внимание.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Сергей Владимирович, вот судя по откликам представителей отрасли на             
законопроект у фармсообщества есть поводы для беспокойства. Основных причин     
две. Первая - бизнесмены указывают на то, что им важно заранее понимать,        
какие будут выработаны критерии для включения в перечень. Но вы здесь уже       
ответили, что вы планируете к маю эти критерии установить. И вторая причина -   
как я понимаю, между самими ведомствами, Минздравом, Минпромторгом и ФАС,       
есть разногласия в отношении самих критериев. Если вы говорите, что на данный   
момент идёт межведомственное согласование, можно тогда у вас                    
поинтересоваться: вот эти межведомственные разногласия сняты или нет?           
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Андрей Геннадьевич, я, скорее, отметил бы, что сейчас идёт       
обсуждение, и идёт обсуждение в том числе на основе громадного количества       
предложений, которые были представлены и ассоциациями как отечественных, так    
и зарубежных производителей лекарственных средств, и отдельными                 
организациями. Мы видим основные развилки и исходя из этого, ну, я надеюсь,     
ко второму чтению урегулируем и сбалансируем все поступившие предложения.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Владимирович, в целом хорошие инициативы, мы в     
ЛДПР всегда говорили о том, что лекарство - это продукт социальный и            
стратегический. И мы помним, какая была социальная реакция, напряжённость,      
когда была введена маркировка лекарственных препаратов, но система к этому не   
была готова, помним, к чему это привело.                                        
                                                                                
Скажите, пожалуйста, в случае принятия всех изменений, которые вы               
предлагаете, как изменилась бы ситуация, если её применить... Вот недавняя      
история, связанная с нехваткой физраствора, - ну, это просто вопиющий случай!   
Это обычная солёная вода, она нужна, и вдруг её просто не хватает, и всё        
из-за того, что якобы мы из-за границы не смогли вовремя заказать пластиковые   
упаковки, а своего пластика у нас нет. Вот непонятно до сих пор. Вот если бы    
эти нормы действовали, была бы допущена такая ситуация или нет?                 
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, этот перечень является продуктом   
работы и правительства, и отдельных федеральных органов исполнительной власти   
в период дефектуры, в период недружественных действий ряда стран в нашем        
отношении в последние три года. И исходя из этого мы чётко видим, что,          
конечно, локализация, обеспечение полноциклового производства, в том числе      
ключевых компонентов лекарственных препаратов, способствует стабильности        
обеспечения лекарствами, и ещё гарантированный спрос, конечно.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич.                                
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Сергей Владимирович, вопрос такой. При ежегодной корректировке перечня          
стратегически значимых лекарственных средств кто параллельно проводит анализ    
на наличие мощностей для производства, в случае необходимости, тех или иных     
препаратов?                                                                     
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Максим Анатольевич, эта работа ведётся                 
Минпромторгом, ну и, кроме того, все заинтересованные ФОИВы, в том числе и      
мы, мониторируют объёмы производства вообще всех жизненно необходимых и         
важнейших лекарственных препаратов в рамках работы по профилактике дефектуры.   
И, соответственно, есть и институт производственных планов, которые подаются    
производителями Министерству промышленности и торговли и учитываются в том      
числе и нами при таких расчётах.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, готовится ли на будущее подобный перечень        
медицинских изделий стратегических, которые будут производиться в России по     
полному циклу?                                                                  
                                                                                
И второй момент, что касается 44-го закона. Вы говорите, что готовятся          
изменения в 44-й закон и правило "второй лишний" будет работать в отношении     
вот этих препаратов. Дело в том, что с 1 января этого года уже возникла         
проблема с закупкой льготных лекарств из-за изменений в федеральный закон №     
44-ФЗ. Может быть, скажете, почему это произошло, так как был массовый сбой в   
закупках по льготам?                                                            
                                                                                
И второе, что касается мониторинга цены, я уже высказывал это опасение на       
заседании комитета. Не получится ли так, что при "втором лишнем" вот тот        
единственный производитель, скажем так, этого стратегического препарата будет   
работать в ущерб бюджету? То есть будет поставщик, у которого цена ниже, но     
мы будем вынуждены приобретать у того, у кого цена выше, потому что он          
единственный стратегический? Как это будет контролироваться и мониториться?     
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Алексей Владимирович, вопрос в отношении 44-го         
закона касается уже принятых изменений, которые фактически гибридят нормы по    
"второму лишнему" с перечнем стратегически значимых лекарственных средств.      
Ну, хочу отметить, что жизненно необходимые лекарственные препараты имеют,      
ещё раз, регулируемую цену, повышение которой возможно либо в случае            
дефектуры, но при очень жёстком контроле со стороны в том числе и Федеральной   
антимонопольной службы, при необходимости и Федеральной налоговой службы,       
которая контролирует маржинальность производства лекарственного препарата при   
принятии решений об индексации данной цены. Так что мы не предполагаем такого   
роста.                                                                          
                                                                                
Теперь по поводу закупок. Вопрос касался в том числе ситуаций, связанных с      
невыходом на торги вследствие нерационального формирования начальной            
максимальной цены контракта, и соответствующая работа также проводилась в       
Минздраве фактически в режиме постоянной связи с регионами, у нас есть и        
чаты, мы проводим еженедельно оперштабы, где при необходимости поднимаем эти    
вопросы. Ну и второй вопрос - это вопрос, конечно, формирования регионами       
переходных остатков в начале года для льготных лекарственных препаратов,        
которые профилактируют эту ситуацию. Она связана также с работой по             
грамотному составлению заявки на закупку льготных лекарственных средств.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет, я не вижу...      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите режим записи на выступления.                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, это очень важный законопроект, он уже привлёк к себе         
внимание, и я воспользовался правом выступить от фракции для того, чтобы        
отчасти ответить на те опасения, которые высказывали коллеги в ходе вопросов.   
                                                                                
Конечно же, нам нужно смелее двигаться вперёд в обеспечении лекарственной       
безопасности нашей страны. Эта проблема в полный рост встала в период           
пандемии коронавируса - именно тогда мы столкнулись с пониманием того, что на   
все острейшие вызовы нам нужно иметь свой национальный, суверенный ответ.       
Этот законопроект закладывает основы для лекарственной безопасности на годы     
вперёд, когда у нас действительно состоится такой важный переход на полный      
цикл производства лекарств, включая субстанцию, потому что сегодня, к           
сожалению, мы только движемся в направлении такого настоящего суверенитета.     
Для этого нам нужно принимать системные решения. Да, безусловно, делать это     
надо с учётом мнения пациентов, безусловно, делать это надо, в первую очередь   
опираясь на профессиональную позицию медицинского сообщества, но каждый год,    
который мы откладываем, обернётся здесь новыми рисками. Поэтому я, со своей     
стороны, уверен в том, что правительство подготовит чёткие, внятные критерии,   
а также сумеет синхронизировать эти меры с уже упоминавшимися системами         
госзакупок и применением контрактов по встречным инвестиционным                 
обязательствам. Это в своей совокупности гораздо эффективнее обеспечит          
ценовую доступность наших лекарств по сравнению с любыми другими зарубежными.   
А от дженериков нужно отказываться, в том числе и от тех, которые поступают к   
нам из необязательно недружественных стран. Дженерики можно и нужно научиться   
делать самим, но самое главное - надо научиться делать оригинальные             
инновационные препараты. Именно на это нацелена стратегия лекарственной         
безопасности.                                                                   
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать за эффективное лечение для граждан России.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сарыглар Айдын Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
САРЫГЛАР А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект касается        
одной из важнейших сфер здравоохранения - лекарственного обеспечения граждан.   
В последние годы страна наладила поставки необходимых лекарств, локализовала    
производство. Этот законопроект является продолжением выверенной и              
планомерной государственной политики по совершенствованию лекарственного        
обеспечения. Наши граждане должны быть защищены от нехватки любых лекарств, и   
введение такого термина, как "стратегически значимые лекарственные средства",   
позволит дополнительно организовать качественное и бесперебойное                
лекарственное обеспечение.                                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддержит рассматриваемый проект федерального     
закона.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик,           
заключительное слово? Нет. Содокладчик? Полномочный представитель               
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", пункт 11.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят в первом чтении.