Заседание № 52
16.10.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 81090-6 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (в части установления оснований для признания нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов недействительными).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4589 по 4703 из 5403
18-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Олег Леонидович Михеев, пожалуйста. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение в очередной раз выносится законопроект, направленный на борьбу с коррупцией. Я думаю, нет смысла рассказывать ещё раз, что такое коррупция, что происходит в нашей стране. Но мы видим сегодня, что во многих регионах выносятся законопроекты, подзаконные акты, которые не проходят антикоррупционную проверку, и возникают вопросы, связанные как раз с неурегулированием этих отношений. Зачастую принимаются законы, которые нарушают права граждан, которые не соответствуют существующему законодательству. Суды, естественно, рассматривают дела в отношении данных законов, принятых на местном уровне, но обжаловать и принимать какие-то другие решения очень трудно, особенно это трудно физическим лицам, которые не имеют возможности нанимать адвокатов, не имеют возможности противостоять той системе, с которой сегодня они сталкиваются. При принятии данного закона будет возможность проверять все законодательные акты на коррупционную составляющую и отклонять. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проблема качества правовых актов, проблема выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах - одна из ключевых в юридической доктрине и практике проблем. Накопление и систематизация практики применения этого нового для отечественной правовой системы инструмента, безусловно, будет сопровождаться выработкой предложений по его совершенствованию. В этом смысле появление обсуждаемого законопроекта вполне логично. Законопроект, предусматривающий внесение изменений в части 4-1 и 6 статьи 4 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ставит себе целью повышение ответственности при нормотворческой деятельности и, как написано в пояснительной записке, устранение пробелов в действующем законодательстве. Законопроект предлагает дополнить часть 4-1 статьи 4 положением о том, что при выявлении федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в ходе проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов в представленных для государственной регистрации нормативных правовых актах такие акты являются недействующими со дня их принятия. В соответствии с частью 6 рассматриваемой статьи порядок разрешения разногласий при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов устанавливается правительством. Законопроект предусматривает наложение ограничения на указанное полномочие правительства в случае, когда заключение носит обязательный характер. Законопроект предлагает дополнить федеральный закон новой статьёй 6, которая устанавливает, что принятые правовые акты являются недействительными, если отсутствуют сведения о проведении в отношении их антикоррупционной экспертизы или если были нарушены методика и порядок проведения такой экспертизы. В соответствии с действующим законодательством в случае обнаружения при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах они не подлежат регистрации. Нормативный правовой акт, не прошедший регистрацию, не влечёт правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в нём предписаний. Следовательно, предлагаемое законопроектом положение о том, что такие акты являются недействующими, является излишним. Предложение признавать нормативные правовые акты недействующими при выявлении Минюстом России коррупциогенных факторов не может быть реализовано и потому, что Министерство юстиции не наделено соответствующими полномочиями. При отказе в регистрации Министерство юстиции возвращает нормативные правовые акты издавшему их органу, и в течение десяти дней соответствующий федеральный орган издаёт документ об отмене нормативного правового акта. Отказ в государственной регистрации по общим правилам может быть обжалован в судебном порядке. Кроме того, придание антикоррупционной экспертизе абсолютной юридической силы входит в противоречие с системой действующего законодательства. В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Принятие законопроекта нарушило бы эту принципиальную основу разделения власти. Предложение законопроекта в этой части содержит коррупциогенный фактор, поскольку судьба закона или подзаконного акта ставится в зависимость от мнения одного или группы экспертов. Представляется, что существующий в настоящее время порядок проверки нормативных правовых актов или их проектов на соответствие законам, Конституции Российской Федерации, на отсутствие коррупциогенных факторов позволяет устранять имеющиеся недостатки и в дополнениях законодательство в этой части не нуждается. Любой нормативный правовой акт, любое заключение экспертизы, отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд и проверены судом в ходе состязательной процедуры судопроизводства. Положение предлагаемой статьи 6 об установлении в качестве самостоятельного основания недействительности нормативного правового акта непроведение антикоррупционной экспертизы или нарушение методики проведения экспертизы не может быть поддержано прежде всего потому, что не каждый нормативный правовой акт, не прошедший экспертизу, содержит в себе коррупциогенные факторы и отмена таких актов может привести к нарушениям прав и свобод граждан. Кроме того, множество актов не прошли антикоррупционную экспертизу только по той причине, что они приняты и вступили в силу до принятия Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе...". Для случаев принятия нормативных правовых актов без проведения экспертизы законодательством установлен механизм проведения экспертизы принятых и вступивших в силу нормативных правовых актов. Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе..."... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Будут ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5042 по 5059 из 5403
Пункт 18 повестки дня, проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 27 сек.) Проголосовало за 148 чел.32,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 148 чел. Не голосовало 302 чел.67,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.