Заседание № 7
О проекте федерального закона № 810740-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за превышение полномочий сотрудником собственной службы охраны организации при выполнении своих должностных обязанностей; внесён депутатами Государственной Думы И. К. Сухаревым, С. Г. Каргиновым, а также А. А. Ищенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ивана Константиновича Сухарева. Пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Добрый вечер, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесённый группой депутатов фракции ЛДПР. Законопроектом предлагается внесение изменений в части установления ответственности за превышение полномочий при выполнении своих должностных обязанностей сотрудником собственной службы охраны организации и лицом, исполняющим данные обязанности по договору возмездного оказания услуг. Необходимость внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. В настоящее время статьёй 203 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей, повлёкшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Однако анализ резонансных событий последних лет позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство в части установления ответственности за превышение полномочий лицами, являющимися сотрудниками собственной охраны организации, не имеющими удостоверения частного охранника, либо гражданами, являющимися сотрудниками службы охраны организации по договору возмездного оказания услуг. Такие лица при превышении своих должностных полномочий, повлёкшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, не подпадают под санкции, предусмотренные статьёй 203 Уголовного кодекса, которые влекут за собой наказание вплоть до лишения свободы на срок до семи лет. Собственно говоря, и мы предлагаем самую тяжелую санкцию - в виде лишения свободы на срок до семи лет. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что человек, который надевает бейдж с надписью "охрана", приобретает так называемый синдром командира, и результатом превышения своих полномочий сотрудниками организаций такой категории становятся необоснованное применение силы, незаконное задержание и иные противозаконные действия в дальнейшем, повлёкшие за собой не только нарушение прав и законных интересов граждан, ущерб их здоровью, но, к сожалению, даже летальный исход. Примеров тому достаточно много, их можно увидеть в Интернете, в "YouTube", собственно говоря, средства массовой информации пестрят сообщениями о массе таких эпизодов. Ну и конечно, отдельно хочется вспомнить случай, связанный с гибелью восьмидесятиоднолетней жительницы Санкт-Петербурга, которая пережила блокаду, но не пережила вот такого отношения так называемых охранников в магазине. Необходимо отметить, что торговое предприятие, к которому относится сетевой магазин, где произошел данный инцидент, в отличие от других сетей не имеет отдельной охраны, и наблюдает за покупателями тот, кто в данный момент свободен от работы. Конкретного лица, ответственного за охрану и порядок, нет. Порой инструкции, регламентирующие полномочия таких охранников, противоречат здравому смыслу: если нет задержаний - значит, охрана не работает, соответственно, следуют взыскания, поэтому такой службе нужны задержания, чтобы показать свою работу, а в результате излишнего служебного рвения нарушаются права и законные интересы граждан. Правительство Российской Федерации в своём отзыве на законопроект ссылается на то, что в настоящее время уже действуют нормы уголовного законодательства, регулирующие ответственность за такие преступления, но мы считаем, что этих норм недостаточно, и данный законопроект как раз должен устранить имеющийся в законодательстве пробел. Внесение изменений позволит, на наш взгляд, более эффективно предотвращать преступления, совершаемые в результате действий так называемых охранников, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, и пресечь эти вредные действия. Подытоживая выступление, хочу сказать, что данная инициатива не только вынудит личную охрану вести себя вежливым и уважительным образом, но и сохранит здоровье, а в некоторых случаях и жизнь наших граждан, поэтому прошу поддержать данную инициативу фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэля Мирхатимовича Марданшина, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик по законопроекту депутат Сухарев Иван Константинович подробно рассказал о сути законопроекта и о поправках, которые предлагаются законопроектом. Законопроект был рассмотрен на заседании комитета. По существу законопроекта хотел бы отметить, что действующее законодательство уже предусматривает уголовную ответственность за превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении должностных обязанностей. Особый правовой статус и соответствующие полномочия указанных лиц регламентированы Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", именно по этой причине превышение указанными лицами своих полномочий выделено уголовным законом в качестве самостоятельного состава преступления. Проектное положение об установлении уголовной ответственности в отношении лиц, являющихся сотрудниками службы охраны организации, не учитывает, что законодательство Российской Федерации не оперирует понятием "служба охраны организации". Более того, в отношении таких лиц не установлен специальный правовой статус и не определены присущие такому статусу полномочия и их пределы. Следовательно, сотрудники службы охраны организации, не обладающие статусом частного охранника, полученным в установленном законом порядке, несут ответственность на общих основаниях, в частности, за причинение вреда здоровью различной степени тяжести при превышении должностных полномочий, за причинение смерти по неосторожности и по другим причинам. В части второй проектной статьи 203-1 предлагается установить ответственность за противоправные действия, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлёкшие за собой тяжёлые последствия. Однако следует учитывать, что в силу пунктов "б" и "к" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации наступление тяжких последствий в результате совершения преступления и совершения преступления с использованием оружия, специально изготовленных технических средств и с применением физического или психического принуждения являются обстоятельствами, отягчающими наказание, и учитываются судом. Кроме того, нарушение работником норм локальных нормативных актов организации влечёт за собой дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность. В связи с этим полагаем, что введение уголовной ответственности за действия сотрудника службы охраны организации, выходящие за пределы полномочий, установленных локальными нормативными актами организации, является неоправданной и чрезмерно суровой мерой. Получен официальный отзыв правительства и Верховного Суда на данный законопроект: правительство и Верховный Суд не поддерживают законопроект. На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает данный законопроект отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Палкин Андрей Васильевич, пожалуйста. ПАЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Константинович, не кажется ли вам, что мы любую бытовую склоку превратим в долгое уголовное расследование, загрузив и следственные органы, и суды? А ведь ещё бывает, что и покупатель не всегда прав. СУХАРЕВ И. К. Спасибо за вопрос. Нет, мне не кажется, скажу вам честно, потому что, к сожалению, таких историй много, борьба с ними неэффективна, именно поэтому депутатами фракции ЛДПР была предложена такая мера. Мы считаем, что введение этой меры - повышенной ответственности за совершение подобного рода преступлений - поможет сохранить жизнь и здоровье наших граждан. Если говорить о прибыли сетевых магазинов, которые пользуются помощью таких "охранников", я думаю, с учётом объёмов прибыли это сильно не отразится ни на покупателях, ни на собственниках этих сетей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич, пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ивану Константиновичу. Как сказали коллеги, выступавшие ранее, ответственность частных охранников в Уголовном кодексе определена. В своём законопроекте вы вводите понятие "сотрудник службы охраны организации" - в соответствии с законом о частной охранной деятельности такого понятия нет, есть "служба безопасности предприятия", и она также лицензируется. Это первое. Теперь что касается ситуации в Петербурге: я сам из Петербурга, мы этими ситуациями занимались, с этим разбирались, и я в курсе, что там происходило. Как правило, сетевики оформляют гастарбайтеров администраторами в магазинах, а те выполняют функции охранников, то есть у него может быть бейдж, что он охранник, но фактически он может быть вообще не оформлен... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухареву включите микрофон. СУХАРЕВ И. К. Спасибо за вопрос, Евгений Евгеньевич, но если бы вы более глубоко изучили текст законопроекта, то, наверное, поняли бы, что именно подобного рода псевдоохранников данный законопроект и касается. На сегодняшний день те люди, которые совершили подобные преступления, псевдоохранники, несут ответственность, как правило, по статье "Причинение смерти по неосторожности", максимальное наказание по которой, по части третьей, - до четырёх лет лишения свободы. Мы же здесь попытались привязать наказание к статье 203, к санкциям, предусмотренным этой статьёй, а именно довести санкции для этих псевдоохранников до наказания, предусмотренного статьёй для настоящих, имеющих удостоверения охранников, которые превышают свои полномочия, то есть до семи лет лишения свободы. И ещё хотелось бы отметить, что Санкт-Петербургом такие случаи не ограничиваются, такие случаи происходят по всей России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ивану Константиновичу вопрос. Иван Константинович, а вы не могли бы привести всё-таки статистические данные: сколько такого рода правонарушений было совершено и какое количество лиц указанной вами категории не привлечено к ответственности согласно действующему законодательству? СУХАРЕВ И. К. Спасибо, Владимир Игорьевич, за вопрос. Именно статистических данных не имеется, но статистика - это средства массовой информации, как печатные, так и телевидение, Интернет, которые собственно говоря, пестрят подобного рода материалами, просто мы взяли самые резонансные случаи: смерть блокадницы, восьмидесятиоднолетней бабушки, которая пережила блокаду, но, можно сказать, погибла из-за действий так называемых охранников. Статистических данных нет, но таких случаев достаточно. Мы это знаем, потому что ходим по земле, общаемся с гражданами, постоянно ведём приём граждан, депутаты ЛДПР делают это регулярно. Вот я лично за период исполнения полномочий депутата Думы шестого созыва принял три с половиной тысячи человек, поэтому знаю, о чём говорю: проблема существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Брыкин Николай Гаврилович, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Иван Константинович, вы немножко путаете понятия. Вот Евгений Евгеньевич Марченко правильно сказал: вы говорите о сетевых маркетах, о собственной охранной структуре предприятия, которая работает без лицензии, и тогда надо задавать вопросы правоохранительным органам, почему они это не документируют. Это первое. И второе. Есть же статья за самоуправство, которую нужно применять правильно, то есть правоохранительные органы должны документировать, тогда и будет ответственность. А наполнять Уголовный кодекс дополнительными статьями... Возьмите статью "Самоуправство", это тяжкая статья, и будет та же самая ответственность, потому что если нет лицензии, то, значит, это самоуправство, вот и всё, вот и весь вопрос, что тут можно ещё обсуждать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич, пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемые коллеги, авторы пытаются в своём законопроекте ввести понятие спецсубъекта - в уголовном праве есть такое понятие, - но при этом их спецсубъект не обладает определёнными признаками. В принципе всё то, о чём авторы сейчас говорят, уже урегулировано действующим уголовным законодательством, поэтому я считаю, что данный законопроект не нужно поддерживать. А что касается Петербурга, то там по всем случаям возбуждены уголовные дела и виновные понесли заслуженное наказание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Заключительное слово? Сухареву включите микрофон. СУХАРЕВ И. К. Спасибо за обсуждение нашего законопроекта, который направлен на сохранение жизни и здоровья наших граждан. Мы, партия ЛДПР, считаем, что это приоритет, поэтому я всё-таки призываю вспомнить о тех, кто пострадал в результате действий так называемых охранников, и о тех, кто остался, на наш взгляд, фактически ненаказанным, потому что срок до трёх лет - а именно по части второй статьи 109, как правило, привлекают этих лжеохранников - недостаточен. В связи с этим мы провели аналогию и предложили всё-таки установить усиленные санкции, привлекать к ответственности всё-таки более сурово, применив срок лишения свободы до семи лет. Во имя сохранения жизни и здоровья наших граждан я призываю коллег поддержать законопроект ЛДПР! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 6
О проекте федерального закона № 810740-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за превышение полномочий сотрудником собственной службы охраны организации при выполнении своих должностных обязанностей; внесён депутатами Государственной Думы И. К. Сухаревым, С. Г. Каргиновым, а также А. А. Ищенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Второе. Наш комитет предлагает перенести рассмотрение 18-го и 19-го вопросов на 9-е число, а в отношении 30-го вопроса мы просим о замене докладчика - выступать будет Марданшин Рафаэль Мирхатимович. Спасибо большое.
Павел Владимирович Крашенинников просит перенести рассмотрение 18-го и 19-го вопросов на 9-е число. Коллеги, нет возражений? Нет.