Заседание № 271

25.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 810019-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части уточнения правил и условий заключения договора пользования рыболовным участком).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3036 по 3528 из 5812
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Доклад        
официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра          
сельского хозяйства Максима Иосифовича Увайдова.                                
                                                                                
УВАЙДОВ М. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Алексей Васильевич, уважаемые         
депутаты! Представляемый на рассмотрение правительственный законопроект "О      
внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных       
биологических ресурсов" устанавливает единый срок заключения договора о         
пользовании рыбопромысловым участком без проведения торгов - это 30 декабря     
2025 года. Напомню, что ранее в законодательство были внесены изменения,        
предусматривающие возможность для добросовестных пользователей                  
рыбопромысловых участков заключать новый договор без проведения торгов.         
Системное переоформление договоров пользования рыбопромысловым участком         
позволит как властям, и федеральным, и региональным, так и пользователям        
иметь общие и понятные правила организации рыболовства на долгосрочный          
период. В отрасли будет исключена ситуация, при которой работают пользователи   
с разным правовым положением. В целях учёта прав всех пользователей к сроку     
действия сегодняшнего договора добавляется оставшийся срок действия             
предыдущего договора, а расчёт платы будет произведён за 20 лет. Также          
пользователи, перезаключившие договор, будут вправе осуществлять на своих       
участках производственный контроль. Вы помните, не так давно мы такую           
законодательную инициативу принимали. Действие не переоформленного до 30        
декабря 2025 года договора сохраняется до окончания его действия, дальше - на   
аукцион.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Безусловно, единая дата     
переоформления позволит более эффективно спрогнозировать доходы федерального    
бюджета, ну и важно, конечно, что эти доходы будут направлены в отрасль.        
                                                                                
Законопроект был рассмотрен на заседании аграрного комитета и рекомендован к    
принятию в первом чтении. Прошу поддержать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Владимира Ивановича Кашина.                                            
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Действительно, комитет      
рассмотрел данную законодательную инициативу Правительства Российской           
Федерации, единогласно её поддержал. Я хочу отметить, что отзывы из наших       
регионов тоже все в поддержку. Вместе с тем все прибрежные наши территории,     
давая свои отзывы, сделали свои предложения, свои замечания, чтобы мы ко        
второму чтению отработали вопросы, связанные со сроками заключения и со         
сроками платежей.                                                               
                                                                                
Я хочу сказать, что эту тему мы обязаны рассмотреть. И в нашем комитете, и в    
профильном комитете Совета Федерации, и депутаты-дальневосточники, вот Яровая   
Ирина Анатольевна, Алексей Васильевич, тоже в этом направлении активно          
работают с комитетом над поправками уже ко второму чтению. Я думаю, мы          
обязательно учтём интересы отрасли, рыбаков. Мы понимаем, что в это сложное     
время формирование бюджета - это великое, большое дело и что этот закон         
является бюджетообразующим, но очень важно, чтобы была при этой концептуально   
правильной работе соблюдена большая справедливость в отношении тех рыбаков,     
которые уже заплатили, у кого сроки не кончились или когда речь идёт о малом    
бизнесе. Мы с вами приняли большие инвестиционные законы, сегодня идёт          
интенсивное обновление флота, но вот ключевая ставка внесла свои изменения,     
отрасль получила очень серьёзную пробоину с точки зрения долгов по кредитам,    
а они очень значимые: они приравнялись к долгам в целом по АПК. Мы всё это      
должны учитывать правильно. Комитет комплексно подходит к доработке             
законопроекта, у нас много сегодня дополнительных предпочтений, которые мы      
совместно с Росрыболовством и Министерством сельского хозяйства обязательно     
отработаем. Мы недавно эту тему обсуждали подробно с министром, однозначный     
настрой у всех, о чём сказал статс-секретарь Максим Иосифович, главное, чтобы   
эти деньги остались в рыболовной отрасли, и не просто в отрасли, а пошли        
рыбакам - на погашение этих кредитов и так далее. Вот в этом направлении мы     
будем работать, уважаемые товарищи, ко второму чтению.                          
                                                                                
Наши рыбаки демонстрируют хорошую работу, в целом за прошлый год объём добычи   
рыбы с учётом аквакультуры достиг примерно 5,3 миллиона тонн, это достаточно    
приличный объём для того, чтобы удовлетворить внутренние потребности.           
Допускать дальнейшее удорожание продукции нет никакого смысла, резона. Думаю,   
что мы с вами вместе отработаем ко второму чтению данную законодательную        
инициативу, чтобы не было больших вопросов у общественности, у рыбаков.         
Убеждён, так оно и будет. Прошу вас поддержать законодательную инициативу,      
проголосовать в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гильмутдинов Динар Загитович.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Максим Иосифович, беспокоит прозрачность процесса. Если договор       
заключается без торгов, как избежать коррупции и лоббирования интересов         
крупных компаний? Есть ли гарантия, что малые предприятия и коренные народы     
не останутся в стороне?                                                         
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. То, что договор заключается без торгов, не законодательная        
инициатива, это уже принятый федеральный закон, мы с вами его приняли,          
президент подписал, вот сегодня у добросовестных пользователей уже есть такое   
право. Подтверждение добросовестности - тут тоже отработаны критерии, они       
приняты. Подтверждение добросовестности пользования рыбопромысловым участком    
- автоматическое право для перезаключения договора на очередной срок, на 20     
лет. Поэтому здесь коррупционной составляющей не видим. Думаем, что это было    
абсолютно правильное решение, в своё время принятое и в том числе               
поддержанное вами.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А. Уважаемый Максим Иосифович, поясните, пожалуйста. Мы недавно       
были на Чукотке, к нам обратились рыбаки, которые когда-то переехали на Север   
жить, работать, и попросили, чтобы их интересы в сфере рыбодобычи были          
сопоставлены с интересами коренных народов Севера, которые, понятно,            
находятся в приоритете, имеют определённые льготы. Вот как повлияет             
предлагаемая мера на баланс тех, кто относится к числу коренных народов, и      
тех, кто там прожил всю свою сознательную жизнь и собирается жить дальше,       
смогут ли они продолжить свою хозяйственную деятельность?                       
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Станислав Александрович, хороший вопрос, но не совсем по          
предмету данного законопроекта. По коренным малочисленным народам есть особая   
мера, и, конечно, мы должны сохранять объёмы, потому что в этих регионах        
традиционный склад жизни. Что касается новых пользователей, которые             
переехали, решили заниматься этим направлением, есть, формируются свободные     
рыбопромысловые участки, они выставляются на конкурс, на аукцион, и новые       
пользователи вполне могут участвовать, приобретать их и также подтверждать      
свою добросовестность на протяжении 20 лет. Но рассматриваемый сегодня          
законопроект касается только тех, кто уже заключил ранее договор, он до 2025    
года, до 2027, 2028 года и дальше, до 2030-го, тех, у кого заканчиваются вот    
эти 20 лет. Законопроект, рассматриваемый сегодня, именно на этих               
пользователей направлен.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич.                                
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Максим Иосифович...                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите.                                                
                                                                                
Включите микрофон на трибуне: ещё Владимир Иванович попросил слова.             
                                                                                
КАШИН В. И. Я хочу добавить по поводу тех людей, которые приехали и связали     
свою жизнь с Камчаткой в данном случае, с северами, с Дальним Востоком. Ну,     
прежде всего, я должен сказать, что у рыбаков средняя заработная плата          
сегодня, по существу, является вторым номером в сравнении с другими отраслями   
и превышает 130 тысяч рублей в месяц. Конечно, вопросы, связанные с             
территорией, благоприятным проживанием, сегодня кричащие. В этом ключе не       
случайно президент в послании ещё раз обозначил, что дополнительные деньги, в   
том числе от ВБРР, должны идти на территории, там должны строиться и            
спортивные залы, и жильё и так далее и так далее. Там из 6,3 тысячи деревень    
4,5 тысячи не имеют сегодня газа, коммуникаций. Есть над чем работать в этом    
плане, чтобы жизнь там была достойной и работа на водной ниве была              
привлекательной. Мы над этим все вместе работаем.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванову включите микрофон.                                
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Максим Иосифович, всё-таки хотелось бы понять: заключать новые договоры будут   
те организации, юрлица или индивидуальные предприниматели, у которых срок       
договора заканчивается в 2028 году, как вы сказали, в 2030 году, но они же      
проплатили какие-то деньги - будут ли эти суммы учитываться при заключении      
нового договора? Если эти суммы учитываться не будут, понятно, что люди будут   
закладывать их в себестоимость и стоимость рыбных ресурсов будет расти.         
Предусмотрен ли механизм зачёта этих денег?                                     
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. В законопроекте предусмотрен зачёт только оставшегося срока:      
если 20-летний срок ещё не вышел, остаётся два, три года, то они прибавляются   
к 20 годам, то есть получится договор на 22, 23 года, на 25, 26 лет. Зачёта     
денежных средств, которые были проплачены (а фактически тогда больших-то        
платежей, да и, собственно говоря, вообще платежей не было), при                
перезаключении договора нет, в законопроекте этого нет, и никто так вопрос не   
ставил. Рыбаки ставят вопрос, чтобы именно вот оставшийся срок, в течение       
которого они ещё могут ловить, не поглотился новым 20-летним сроком, а был      
приплюсован. Мы проводили с Ильёй Васильевичем несколько встреч, и вот такую    
инициативу рыбаков мы поддержали и в законопроект включили, ну, что касается    
срока.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАШИН В. И. Там в большей степени есть вопрос, связанный с тем, что в случае    
расторжения договора, чтобы не потонуть во всевозможных судебных процессах...   
В этом ключе мы обязательно будем отрабатывать во втором чтении более мягкую    
форму, чем та, что прописана сегодня, в первом чтении, она жестковата. Если     
расторгается договор, то, как говорится, и деньги пропадают. Не всегда по       
вине человека, физического или юридического лица это происходит. В этом ключе   
нам есть над чем поработать, чтобы была более справедливая система              
предусмотрена в законе и чтобы не было много судебных тяжб.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть обоснованное опасение, что данное мероприятие           
превратится в несправедливый передел - от слабых игроков в пользу более         
влиятельных и сильных. Очевидно, что - вы не могли не рассматривать этот        
вариант, эту перспективу - должны быть какие-то инструменты защиты. Не          
поставит ли это перезаключение слабых игроков перед необходимостью              
дополнительных затрат, каких-то выплат, пошлин? Они не будут вовремя            
проинформированы, а их право уйдёт в пользу сильных игроков. Вот это сегодня,   
наверное, самая главная опасность. Хотелось бы, чтобы вы успокоили в этом       
отношении.                                                                      
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Андрей Анатольевич, готов успокоить. Вот как раз таки если бы     
мы оставили в федеральном законе аукцион (там только деньги: кто больше дал,    
того и участок), тогда да, тогда здесь ваши опасения и логика были бы           
правильными, потому что не каждый может конкурировать и идти на аукционе на     
повышение цены. Но мы, помните, после долгих дискуссий приняли всё-таки         
закон, который позволяет добросовестным не участвовать в финансовом движении    
и своё право продлять не на аукционе. Мне кажется, как раз это и будет          
гарантией: если ты добросовестный, всё это время добросовестно платил налоги    
и остальным параметрам соответствовал, то с тобой договор автоматически         
перезаключат. Автоматически это будет происходить, нужно просто прийти в        
Росрыболовство и переоформить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАШИН В. И. В то же время я хочу отметить, что в данном законопроекте           
предусматривается, в общем-то, добровольность этого перезаключения. У           
некоторых рыбаков и компаний срок договора заканчивается, условно говоря, в     
2028-м, в 2029 году. Можно будет продлить, как говорится, свою деятельность,    
но тогда уже пойдёт по аукциону. Поэтому я не думаю, что это связано с          
какими-то коррупционными делами, возможностью магнатов более активно            
приобретать участки. У нас более 9 тысяч таких участков, и я должен сказать,    
есть возможность контроля. Для малого бизнеса у нас по базовому закону вообще   
установлена определённая квота. Что касается вашего опасения, будем вместе      
смотреть в рамках депутатского контроля, это может иметь место, как             
говорится, и на ровной дороге.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Максим Иосифович, если я правильно понимаю из           
пояснительной записки, вы принуждаете под любым предлогом стимулировать         
перезаключение действующих договоров на использование водных ресурсов на        
длительный срок - это относительно добровольности, - при этом речь идёт об      
обязательной плате при заключении договора, что является повторным платежом     
для действующих арендаторов. Вопрос несколько созвучен с предыдущими            
вопросами коллег: чем это обосновано, какая необходимость в плате по этим       
договорам и будут ли существенные изменения в новом договоре?                   
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Существенных изменений не предусматривают ни федеральный закон,   
ни соответствующие подзаконные акты, которые вышли в развитие федерального      
закона. Существенных изменений в договоре о пользовании промысловым участком    
не предусматривается.                                                           
                                                                                
Что касается двойной оплаты, мы здесь её не видим с учётом того, что срок,      
который по первоначальному договору оплатил рыбак, сохраняется. То есть вот     
эти 20 лет... Всё равно в тот период, который оплачен, он так и будет           
пользоваться этим рыбопромысловым участком, а следующие 20 лет он должен        
оплатить по той формуле, по тем коэффициентам, которые приняты в соответствии   
с постановлением правительства. То есть здесь задвоения оплаты мы не видим,     
и, думаю, нам никто не поддержал бы эту норму, если бы дважды плату брали.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кисляков Михаил Леонидович.                               
                                                                                
КИСЛЯКОВ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Максим Иосифович, я представляю Арктический регион, Архангельскую     
область и Ненецкий автономный округ, - предприниматели, компании, общины у      
нас не такие богатые, но, конечно, для них очень важно сохранить за собой       
право на пользование рыбоучастком на следующие 20 лет. Я считаю, что этот       
законопроект абсолютно правильный с точки зрения развития Арктики, но тем не    
менее хочу задать вопрос: будет ли предусмотрена какая-то рассрочка для         
такого большого платежа, сразу за 20 лет? Не все смогут заплатить такую         
сумму, я думаю, что она будет достаточно серьёзной, тем более для общин, для    
индивидуальных предпринимателей.                                                
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Да, решение о рассрочке уже принято, уже вышло соответствующее    
постановление правительства. Недавно было совещание у Гордеева Алексея          
Васильевича, мы ещё раз, повторно эту тему рассмотрели, есть протокол, и        
сегодня мы уже готовы, в ближайшее время внесём в правительство уточнение по    
периодам. То есть платежи будут разбиты на четыре периода, и, как мы и          
договорились на совещании у Алексея Васильевича, первый платёж будет            
составлять 15 процентов, а дальше уже ежегодно соответствующий процент          
участник должен будет заплатить. Такое постановление есть, сейчас мы его ещё    
подкорректируем, есть и соответствующее поручение нашего вице-премьера          
курирующего, Патрушева Дмитрия Николаевича. Такая рассрочка будет.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чемерис Роза Басировна.                                   
                                                                                
ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                            
                                                                                
Уважаемый Максим Иосифович, добрый день! Скажите, пожалуйста, а какие ещё       
меры планируется ввести для стимулирования участия пользователей в сохранении   
водных биологических ресурсов?                                                  
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Вот мы с вами не так давно приняли законодательную инициативу о   
производственном контроле, когда сам хозяйствующий субъект имеет полномочие     
охранять свой рыбопромысловый участок. На наш взгляд, никто лучше его этого     
не сделает. Да, понятно, мы имеем серьёзную рыбоохрану, но мы с вами наделили   
пользователя возможностью осуществлять свой производственный контроль, я        
думаю, что это одна из довольно-таки эффективных мер. Вы помните, что не так    
давно ещё такой возможности у пользователя не было. Думаю, что это вот          
эффекты, которые сегодня мы уже закладываем в договор, то есть прямо в          
договоре будет прописано право хозяйствующего субъекта, рыбака, осуществлять    
производственный контроль. Дальше все остальные меры, вы их знаете лучше        
меня, потому что много лет в отрасли они сохраняются. Если ещё что-то           
наработаем, готовы ко второму чтению и в этот законопроект погрузить, давайте   
предложения.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику.                                
                                                                                
Уважаемый Максим Иосифович, скажите, пожалуйста, допускается ли в рамках        
проектируемых новелл изменение границ рыбопромыслового участка при              
переоформлении договора пользования рыболовным участком? Это первый вопрос. И   
второй вопрос: предусматриваются ли вами какие-либо исключения при              
переоформлении указанных договоров, например для категории граждан, которые     
имеют двойное гражданство?                                                      
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Отличные два вопроса!                                             
                                                                                
По первому вопросу. По поводу границ была соответствующая дискуссия,            
несколько раз мы с Шестаковым Ильёй Васильевичем проводили заседания рабочей    
группы и приняли решение: в рамках действующих, принятых границ. То есть        
пересмотра, уточнения, изменения границ не будет при перезаключении на          
очередные 20 лет. Ну, впереди большая работа, она нужна, она предстоит, и к     
этой работе должны быть готовы все, в том числе субъекты. Пока некоторые        
субъекты не готовы, поэтому было принято решение, что сейчас мы не              
предусматриваем таких изменений при перезаключении. Это что касается первого    
вопроса.                                                                        
                                                                                
По второму вопросу, об исключении, касающемся лиц с двойным гражданством.       
Честно говоря, пока в законопроекте нет такой нормы, но мы подумаем. Давайте    
посоветуемся, подумаем, насколько возможно это в конструкцию данного            
федерального закона погрузить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В ходе содоклада здесь сказали, что у нас предприятия          
испытывают проблемы в финансовых ресурсах для модернизации своих предприятий    
из-за большой процентной ставки. Исходя из этого, пользуясь случаем, скажите,   
пожалуйста, насколько, как вы считаете, критичны или некритичны вопросы         
модернизации предприятий? Это первое. И ставим ли мы какие-то временные         
планки, то есть вот в каком году мы должны выйти на хороший процент по          
модернизации рыбодобывающих предприятий?                                        
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Андрей Геннадьевич, вопрос тоже хороший. Безусловно, мы всегда    
нуждаемся в модернизации, потому что быстро всё меняется. Наверное, до          
повышения ключевой ставки я чётко вам ответил бы, что у нас есть план, мы       
видим, как и в какие периоды должен обновляться рыбопромысловый флот.           
Действительно, такие планы были, есть, они сохраняются, но при этом сейчас      
наши инвесторы, наши рыбаки вынуждены их корректировать с учётом, понятно,      
изменившихся условий кредитной политики. Сегодня ещё идут расчёты, и не         
скажу, что работы по модернизации таких предприятий мы останавливаем, нет,      
они будут продолжаться. Квоты все распределены, флот строится, поэтому          
модернизация будет продолжаться. Не знаю, с какими темпами и в каких            
условиях, но факт, что это нужно постоянно делать, чтобы не отставать нам от    
наших конкурентов, которые этим занимаются.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАШИН В. И. Вы хорошо знаете, что мы с вами приняли в этом зале два             
инвестиционных закона по отрасли, где расписали, сколько и каких кораблей к     
какому году мы должны построить, в том числе и краболовов, и также              
перерабатывающих заводов. Перерабатывающие заводы уже, по существу,             
построены, и по первому инвестиционному там 25,6, по второму всё там, как       
говорится, можно не только 5 миллионов переработать.                            
                                                                                
Что касается строительства кораблей, здесь у нас произошли сдвиги по годам. Я   
полагаю, что раньше, чем в 2028-2029 годах, мы не выполним полностью те         
задачи, которые хотели выполнить к 2026 году. Вот такая приблизительно схема    
- ну, 19 марта на слушаниях подробно заслушаем эту тему.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Максим Иосифович, в продолжение вопроса моих         
коллег. Законопроектом предполагается установление единого срока заключения     
новых договоров вне зависимости от фактических сроков. Для перезакрепления      
предприятиям нужно вносить плату, это и вызвало, конечно, широкий резонанс в    
профессиональном сообществе. По предварительным данным эксперта, вылов,         
например, горбуши в основном регионе ожидается на уровне всего 25 тысяч тонн,   
а где-то даже и не будет объёмов для промышленной добычи. Эксперты говорят о    
том, что 2025 год будет показательным для всего Дальнего Востока и плату за     
участки стоит определять уже с учётом этого года. Не считаете ли вы             
необходимым учесть и эти факторы?                                               
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. У нас таких прогнозов нет, которые вы обозначили. У нас           
всё-таки прогноз на этот год чуть получше. Привязываться к объёму выловленной   
продукции - да, была такая идея, но даже на экспертном уровне мы от неё         
отказались, всё-таки привязались к предыдущему трёхлетнему периоду, потому      
что, вы знаете, по ряду позиций совсем не показательным может быть тот или      
иной год. Приняли решение всё-таки привязываться к более долгосрочному          
периоду, затем уже высчитывать среднее. Если привязываться к конкретному        
году, к конкретной рыбалке на том или ином участке, и администрировать          
тяжело, и вот здесь, наверное, коррупция как-то просматривалась бы. Нет,        
пошли по другой формуле, по формуле среднегодового вылова на том или ином       
участке, было принято решение, уже есть соответствующее постановление           
правительства. Поэтому пока в этой части пересмотра мы не планируем.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАШИН В. И. Я должен сказать, что вылов осуществляется на основе данных         
нашего центрального института - ВНИРО - и всей научно-исследовательской сети.   
Они ведут соответствующую разведку и дают рекомендации, в том числе по          
основным рыболовным участкам. Должен сказать, за последнее время определённая   
модернизация произошла и в наших институтах, и они достаточно приличные.        
Поэтому разные эксперты могут, как говорится, в разных источниках давать свои   
варианты, но отрасль работает в этом плане вот таким образом.                   
                                                                                
Кроме того, все договоры по добыче основываются на трёх главных аспектах, и     
один из аспектов - сохранение водных биологических ресурсов, неистощительное    
использование. Сейчас добавились ещё социальные вопросы, но центральный - это   
неистощительное использование. Я, исходя из этого, хочу сказать, что разные     
бывают ситуации, особенно по лососёвым, практика свидетельствует об этом, но    
мы ориентируемся на данные наших институтов.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Максим Иосифович, по данному законопроекту ко мне с     
Камчатки поступают разного рода вопросы от представителей малого бизнеса, от    
представителей родовых общин коренных малочисленных народов Севера. Например,   
если у родовой общины коренных малочисленных народов Севера не было             
рыбопромыслового участка на лососёвых, то его никогда и не будет, потому что    
те, у кого был участок, просто перезаключат договор и будут пользоваться ещё    
20 лет. А что делать тем, у кого его ещё не было?                               
                                                                                
И такой вопрос ещё: планируется ли поднятие ставок сбора за водные              
биологические ресурсы в течение 2025 года?                                      
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. По ставке сбора, по увеличению, у меня информации нет, мы не      
планируем. Не знаю, есть ли такие планы у Министерства финансов, но у нас       
таких планов точно нет.                                                         
                                                                                
Что касается коренных малочисленных народов, ну, слушайте, у них есть право     
сформировать этот рыбопромысловый участок, если он свободный, если никто за     
него не заплатил и не использует, - пожалуйста, пусть формируют. И они          
успешно, поверьте мне, пользуются таким правом, и никто препятствий им не       
создаёт. Тем более, что мы с пониманием относимся: фактически для нас это,      
условно говоря, те же фермеры, которые там же и живут, там же и рыбалкой        
занимаются. Поэтому здесь мы будем только помощниками, союзниками, если они     
будут проявлять такую инициативу, формировать рыбопромысловые участки. Здесь    
с нашими территориальными управлениями Росрыболовства мы готовы всячески        
оказывать содействие. Этот закон точно на них никак не повлияет.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Максим Иосифович, во время моего посещения Сахалина граждане          
жаловались на то, что как раз рыболовные участки им даются по остаточному       
принципу в угоду крупным рыбодобытчикам: участки даются труднодоступные, где    
отсутствует рыба. Причём крупные компании берут участки в аренду и сдают        
гражданам в субаренду. Скажите, пожалуйста, что-то планируется в этой отрасли   
изменить в этом плане?                                                          
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Если брать конкретно Сахалинскую область, то там ещё предстоит    
большая работа по формированию как раз границ рыбопромысловых участков, это у   
нас один из немногих регионов, который эту работу ещё должен проводить.         
                                                                                
Ну давайте, если есть конкретные обращения, индивидуально посмотрим. Но таких   
массовых жалоб к нам не поступало, не знаю, Илья Васильевич, может, дополнит.   
Готовы рассмотреть, если кому-то не хватило рыбопромыслового участка, но,       
поверьте, там много ещё есть участков, которые можно осваивать. Давайте         
индивидуально посмотрим, это такой частный вопрос, готовы отреагировать.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Полномочный            
представитель президента? Правительства? Заключительное слово?                  
                                                                                
УВАЙДОВ М. И. Спасибо, вопросами помучали. Это важный законопроект. Надеюсь     
на поддержку. Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов",   
пункт 12.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   26 чел.5,8 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.