Заседание № 31
04.03.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 80928-8 "О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199-4 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3012 по 3484 из 6239
Переходим к рассмотрению 9, 10 и 11-го вопросов. Мы вчера обсуждали это в рамках Совета. Договорились, что по 8, 9, 10 и 11-му вопросам будет один доклад, с докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Валерьевич Сазанов, и будет два содоклада: по 8-му и 9-му выступит Андрей Михайлович Макаров, а по 10-му и 11-му - Ирина Александровна Панькина. Нет возражений, коллеги? Нет. И по времени, уважаемые коллеги. Вы видите, насколько напряжённая повестка, Алексей Валерьевич всегда лаконичен в выступлениях, но, если можно, постарайтесь в пять минут уложиться, соответственно, у содокладчиков будет по три минуты. И затем, коллеги, мы с вами перейдём к обсуждению. Так же, по Регламенту, от фракций наверное, если вы не будете возражать, по три минуты по всем этим четырём законопроектам, а если понадобится, время увеличим. Договорились? Договорились. По 8, 9, 10 и 11-му вопросам (я сейчас их соответственно назову) выступит Алексей Валерьевич. 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Алексей Валерьевич. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Пакет законопроектов, о которых я сейчас докладываю, включает в себя три инициативы: первая - это амнистия капиталов; вторая - это предоставление Правительству Российской Федерации возможности оперативно реагировать на экономическую ситуацию путём наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате налогов, изменению сроков уплаты налогов; третья инициатива - это, соответственно, совершенствование процессуальных действий при возбуждении уголовных дел по налоговым правонарушениям. Итак, более подробно по каждой из инициатив. Первая инициатива. В рамках нового, четвёртого этапа амнистии капитала предлагается предоставить физическим лицам возможность задекларировать наличные деньги и финансовые активы наряду с другим имуществом, осуществив при этом их перевод в российскую юрисдикцию. Физическим лицам гарантируется освобождение от юридической ответственности, в том числе налоговой ответственности, за совершение правонарушений, связанных с задекларированным имуществом. Вторая инициатива. Поправками в Налоговый кодекс устанавливаются полномочия федерального правительства, субъектов Российской Федерации вводить в 2022 году меры налоговой поддержки экономики, аналогичные с теми, которые предоставлялись в 2020 году. Такими мерами, в частности, являются установление льготных оснований для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налоговых платежей, продление сроков предоставления налоговой отчётности, введение моратория на проведение налоговых проверок и процедур взыскания налоговой задолженности. И третья инициатива. Законопроектом предлагается возврат к практике возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях только на основании материалов, полученных от налогового органа. Такая практика действовала ранее, в период с 2011-го по 2014-й год. В связи с этим статью 140 Уголовно-процессуального кодекса предлагается дополнить положениями, предусматривающими, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Корреспондирующие изменения также вносятся в 144-ю статью УПК. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Макаров Андрей Михайлович, содоклад по 8-му и 9-му вопросам. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! А вот помните, как президент 15 лет тому назад сказал, что пыль глотать устанете, когда будете пытаться достать деньги из своих офшоров? Президент это сказал, и был предложен вот этот механизм - ну, там сложное название: декларирование и так далее и так далее, - который все назвали амнистией капитала. Государство предложило людям вернуться. Кто-то услышал - вернулся, кто-то не услышал... Может быть, это зависело не только от людей, не только от бизнеса, зависело, кстати, и от уровня доверия к государству. Я скажу, что, скажем, первый этап амнистии дал очень небольшие результаты, на втором было значительно больше людей и компаний, на третьем были уже огромные суммы и огромное количество людей, которые сюда вернулись. Но кто-то остался там, кто-то не поверил, кто-то счёл, что там будет лучше. И вот сейчас, в этой ситуации государство снова протягивает руку своим гражданам, ещё раз говорю, не миллиардерам. Поверьте, были люди, которые накопили 10-20 тысяч долларов в своей жизни и купили какую-нибудь малюсенькую квартирку в Болгарии, потому что отдыхать в Болгарии - что греха таить! - дешевле, чем в Сочи. Ну боялись они задекларировать эту квартирку в Болгарии! А сегодня все они оказались под риском: там жить они уже не могут, а здесь у них риск ответственности. И страна вновь в этих условиях протягивает руку своим гражданам. Вот смысл того законопроекта, который рассматривается сегодня, законопроекта с длинным, хорошим, правильным с правовой точки зрения названием. Хотел бы сказать, что вот этот пакет - может быть, меня простит комитет по законодательству, влезу немножко и на его полянку - это и создание в этих сложных условиях бизнес-климата в стране. Посмотрите, это же вопрос полномочий правительства по налоговому законодательству, то, что проходили в 2020 году. Я просто смотрю документы: речь идёт о продлении сроков уплаты налогов, авансовых платежей, о приостановлении, отмене или переносе мероприятий налогового контроля, о продлении сроков предоставления налоговых деклараций, бухгалтерских и так далее и так далее. Это то, что сегодня нужно бизнесу. Кроме того, сколько мы здесь говорили о том, что очень часто силовые структуры использовали давление на бизнес-структуры в том числе и для того, чтобы бизнес отобрать. Вот мы возвращаем норму, что возбудить уголовное дело по налоговым правонарушениям можно только в том случае, если есть решение налогового органа. То есть предприниматель сможет защищать себя, не сидя в камере, а по нормальной правовой процедуре, имея возможность защититься от обвинений, которые в отношении его выдвигаются. Это комплексная проблема, мы предлагаем её решение поддержать. Этого ждут, ждёт вся страна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Содоклад по 10-му и 11-му вопросам - Ирина Александровна Панькина. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По 10-му вопросу. Действительно, у законопроекта особая значимость, его принятие, как мы полагаем, снизит нагрузку на отечественный бизнес с учётом текущих очень сложных, непростых обстоятельств. Изменение предлагается внести в статью 76-1 Уголовного кодекса, которая устанавливает условия освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. В законопроекте предлагается распространить те гарантии, о которых уже было сказано, и те, которые предусмотрены в связи с освобождением, на деяния, совершённые до 1 января 2022 года. Комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Александровна, насколько знаю, законопроекты и под пунктом 8, и под пунктом 9, и под пунктом 10, и под пунктом 11 комитеты предлагают принять в первом чтении и в целом. Правильно? Так? ПАНЬКИНА И. А. Всё верно, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, то есть другая процедура. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А. Тогда вот по проекту, которым предусматривается особый порядок возбуждения уголовных дел. Андрей Михайлович подробно рассказал уже о той технологии, которая будет предусмотрена, и докладчик тоже. Мне хотелось бы акцент сделать вот на чём: глубина налоговой проверки - три года, срок давности по налоговым преступлениям - от шести до десяти лет, поэтому это необходимый законопроект, принятие которого позволит снизить нагрузку на наш бизнес, на это неоднократно указывал и президент. Комитет рекомендует поддержать законопроект, принять в первом чтении и в целом согласно той регламентной процедуре, которая нам позволяет это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, вопросы будут по 8, 9, 10 и 11-му пунктам? Будут. Пожалуйста, включите режим записи. Ещё раз обращаю ваше внимание: время - 12.38, в 14 часов начнёт работать Совет Федерации. Была возможность в комитетах это обсудить. Мы работаем в ситуации вызова - надо преодолевать, себя заставлять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, конечно-конечно. Может, и не будет вопросов, кто его знает... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотелось бы, да. Покажите список. Лябихов Роман Михайлович. Подготовиться Маркову, Нилову, Веллеру. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Алексей Валерьевич, добрый день! Скажите, пожалуйста, вот чтобы продать квартирку в Болгарии, нужно время, соответственно, каким будет срок этой амнистии? Речь идёт о возврате капитала и, таким образом, о продаже квартиры. Это первый вопрос. И второй вопрос - по налоговым преступлениям. Когда мы вводили эту норму, точнее, не соглашались её отменить, мы говорили о том, чтобы предприниматели не убежали от ответственности. Соответственно, не стоит ли сейчас отнести эту норму на момент принятия судом решения о виновности налогоплательщика? САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопросы. Срок проведения амнистии будет с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года, соответственно, амнистия будет охватывать деяния, по которым сейчас нет расследований, следствия, дознания, которые совершены были до 1 января 2022 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Коллеги, мы считаем, что вот то, что сейчас предлагается человеку, - это продать эту квартиру в Болгарии. Да это его личный выбор: хочет - продаёт, возвращает сюда деньги, не хочет - пусть задекларирует хотя бы, пусть не ходит под страхом уголовной ответственности, понимаете? Ну что же мы всё время... Мы заставляем кого-то!.. Да никого мы не заставляем! Мы предлагаем спасательный круг людям, которые сейчас там тонут! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марков Евгений Владимирович, фракция ЛДПР. Подготовиться Нилову. МАРКОВ Е. В. Алексей Валерьевич, вопрос по отсрочкам и рассрочкам по налогам. Этот институт до нашей текущей ситуации, ну, скажем мягко, хромал, особенно это касалось субъектов малого и среднего бизнеса. Это было связано с тем, что, для того чтобы получить данную отсрочку, необходимо было поручительство коммерческого банка. Сегодняшняя ситуация с коммерческими банками тоже такая непростая, мягко скажем. Скажите, пожалуйста, насколько вы планируете расширить вот этот институт гарантирования - возможно, за счёт как бы взаимодействия с субъектами Российской Федерации, каких-то иных механизмов, - чтобы возможность отсрочек и рассрочек действительно для субъектов малого и среднего бизнеса была более доступна? САЗАНОВ А. В. Евгений Владимирович, спасибо за вопрос. В рамках законопроекта, который сейчас рассматривается, Правительством Российской Федерации предусматриваются любые основания по предоставлению отсрочек и рассрочек, в том числе отказ от предоставления гарантий. По тем отраслям экономики, которые наиболее пострадали, наверное, справедливо было бы рассматривать те предложения, которые вы сейчас представили, и, безусловно, они будут рассмотрены Правительством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. Подготовиться Веллеру. НИЛОВ О. А. У меня вопрос к докладчикам, и, может быть, Вячеслав Викторович, вы тоже прокомментируете. Для того чтобы убрать страх уголовной ответственности, снять страх уголовной ответственности с наших предпринимателей, - самое тяжёлое время! - не следует ли объявить амнистию для тех предпринимателей, которые сегодня находятся в заключении? Вот, на мой взгляд, они сегодня нужны здесь, на этом фронте, а не там - варежки шить. Вот такое предложение делает наша фракция: объявить амнистию. Об этом много говорили, и президент много говорил: не наказывайте тюрьмой тех, да, нарушителей, которые преступают законы, наказывайте рублём. Давайте объявим вот такую амнистию для всех предпринимателей, которые сегодня находятся в заключении по экономическим статьям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Коллеги, я прекрасно понимаю, что сейчас у всех очень много идей, но нельзя все идеи всунуть в один закон. Вот этот закон направлен на решение проблем тех, у кого вот сию минуту, вот сейчас действительно критическая ситуация, - критическая! - и это возможность людям вернуть спокойную жизнь в стране. Ради бога, мы все открыты любым идеям. Более того, мы сидели вчера несколько часов у Антона Германовича вместе с бизнесом, с предпринимателями, обсуждали все эти вопросы. Кстати, главное, о чём говорят предприниматели, - о том, что... Вот сейчас докладывали законопроект о том, что нельзя возбуждать дела, - вот это главное, о чём говорили! Ну огромное количество идей, которые сейчас будем прорабатывать с колёс, - ради бога, давайте говорить обо всём! Просто, коллеги, давайте... вот есть закон, который сейчас идёт, - ну, давайте его, давайте быстрее просто, потому что люди его ждут вот сейчас! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Веллер Алексей Борисович. ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Михайлович, короткий вопрос по 8-му вопросу повестки дня, по амнистии. Абсолютно справедливо вы говорите, всё это важно, нужно, вообще вопросов нет, но также вы упомянули, что западные финансовые институты сейчас зачастую начинают налагать арест... ну, что говорить, если средства Центробанка арестованы. Так вот вопрос: вы опять же справедливо говорите, что граждане должны иметь возможность, чтобы над ними не нависала ответственность, - может быть, предусмотреть в законе момент, когда человек, особенно это касается физлиц, пришёл, продекларировал, совершил юридически значимые действия, чтобы вернуть средства, но не по его вине западный кредитный институт блокирует этот перевод? Вот о чём я хотел бы задать вам вопрос - как вы считаете, Андрей Михайлович? МАКАРОВ А. М. Спасибо. Вы знаете, вы задаёте очень важный вопрос на самом деле, чтобы мы с вами прекрасно понимали. Первое, говорят о том, что сейчас нет возможности вернуть, но это не так. У нас ограниченное количество финансовых институтов находится пока под санкциями, многие нормально функционируют, поэтому возможность как таковая существует, это не то, что закон предоставляет возможность, а выполнить нельзя. Второе, если человек задекларировал, если он принял все меры для того, чтобы вернуть, а ему, грубо говоря, заблокировали и не дали перевести, естественно, это является основанием, чтобы он не нёс ответственность, потому что он сделал всё от него зависящее. И для этого вовсе не обязательно, точнее, не то что не надо - это вытекает из смысла того... Мы же сейчас принимаем как бы вот... Посмотрите весь закон, который был принят, который работал все эти годы: ни одного случая привлечения к ответственности не было, не было! А ведь опасались: "Мы продекларируем - нас потащат". И вот в этой ситуации это закон, который... Люди уже поверили, что государство выполнило свои обещания. Сегодня, предлагая этот закон, мы, естественно, понимаем, что инструменты по его реализации для людей могут быть ограниченны, и, конечно же, люди не могут за это нести ответственность. Если вдруг возникнут какие-то вопросы - и Минфин, и правительство, и мы всегда готовы на любые изменения. Но сейчас вот этот вопрос, о котором вы говорите, с моей точки зрения, пока опасений как таковых не вызывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, как и обсуждали ранее, выступления представителей фракций - до трёх минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Без? Спасибо большое. Консенсус. Тогда, уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Ваше слово - закон. Просто не все хотят соблюдать. Вот мы должны этого добиваться. Значит, полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово? Нет. Прошли процедуру. Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Первое чтение, коллеги, подчёркиваю. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 39 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято 400 - за. Принимается единогласно в первом чтении. Ставится на голосование по предложению профильного комитета данный законопроект в целом. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 16 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято За - 403. Федеральный закон принят единогласно. Ставится на голосование законопроект в первом чтении, 9-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 47 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято За - 407. Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект, 9-й вопрос, в целом. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 18 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято За - 406, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Переходим к голосованию по законопроекту под пунктом 10, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 52 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято За - 408. Законопроект в первом чтении принимается единогласно. По предложению профильного комитета законопроект также ставится на голосование в целом, 10-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 28 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято За - 408. Федеральный закон принят единогласно. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по законопроекту под пунктом 11, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 01 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято За - 406. Законопроект в первом чтении принят единогласно. Ставится на голосование в целом законопроект, 11-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 33 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято За - 407. Федеральный закон принят единогласно. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели законопроекты под пунктами 8, 9, 10, 11.