Заседание № 31

04.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 80921-8 "О внесении изменений в статьи 96-11 и 179-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2478 по 3010 из 6239
Переходим к рассмотрению следующего вопроса. 7-й вопрос, проект федерального    
закона "О внесении изменений в статьи 96-11 и 179-1 Бюджетного кодекса          
Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный      
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы     
Российской Федерации в 2022 году". Доклад официального представителя            
Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской     
Федерации Ирины Андреевны Окладниковой.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Андреевна.                                                    
                                                                                
Подготовиться Андрею Михайловичу Макарову.                                      
                                                                                
ОКЛАДНИКОВА И. А., официальный представитель Правительства Российской           
Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации.                  
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект,                
представленный на рассмотрение, включает в себя две крупные группы              
первоочередных изменений, которые направлены на минимизацию негативных          
последствий в связи с геополитической обстановкой и ухудшением экономической    
ситуации.                                                                       
                                                                                
Первой группой поправок предлагается установить дополнительные особенности      
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году.         
                                                                                
Предусматривается возможность оперативного перераспределения в 2022 году        
через сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований федерального,            
региональных и местных бюджетов на цели финансирования мероприятий по           
нивелированию рисков для отраслей российской экономики и финансового сектора,   
в том числе в результате введения тех ограничительных мер, которые введены.     
Перераспределение средств, как и в прошлые периоды, в 2020 году, в 2021 году,   
будет осуществляться в части федерального бюджета в непосредственном            
взаимодействии с парламентской комиссией.                                       
                                                                                
Кроме того, предлагается заложить возможность использовать на эти цели          
дополнительные ненефтегазовые доходы с увеличением общего объёма расходов и     
применением механизма резервного фонда правительства. Распределение будет       
также во взаимодействии с парламентской комиссией.                              
                                                                                
Также для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в текущем году    
в условиях высокой волатильности рынков капиталов законопроектом                
предусмотрена возможность использования в текущем году дополнительных           
нефтегазовых доходов на цели замещения государственных заимствований,           
погашения госдолга, исполнения публичных нормативных обязательств и             
реализации приоритетных мероприятий по решениям правительства. Также            
предусматривается взаимодействие с парламентской комиссией.                     
                                                                                
Предусматривается возможность направления субъектами Российской Федерации в     
текущем году средств, которые высвобождаются в результате реструктуризации      
бюджетных кредитов, ранее предоставленных регионам из федерального бюджета,     
на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения        
геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие       
отраслей экономики и финансовый сектор.                                         
                                                                                
Предлагается также пролонгировать право регионов без внесения изменений в       
закон о бюджете принимать решения по уменьшению бюджетных ассигнований,         
предусмотренных на обслуживание государственного долга, для их направления на   
приоритетные расходы, в случае если регионы отказываются от осуществления       
региональных заимствований.                                                     
                                                                                
Корреспондирующей нормой вводится основание для перераспределения бюджетных     
ассигнований между источниками финансирования дефицита бюджета без изменения    
закона о бюджете.                                                               
                                                                                
Также предлагается направить в 2022 году на обеспечение полномочий              
Федерального фонда обязательного медицинского страхования остатки средств       
бюджета ФОМС, которые были сформированы на 1 января 2022 года в размере 26      
миллиардов рублей, а также дополнительные доходы, которые фондом могут быть     
получены в текущем году.                                                        
                                                                                
Второй блок - это поправки, которые предлагается внести в Бюджетный кодекс на   
постоянной основе.                                                              
                                                                                
В их числе предусмотрено включение государственных ценных бумаг Российской      
Федерации в перечень финансовых активов, в которые могут размещаться средства   
Фонда национального благосостояния. При этом предлагается предусмотреть         
правовое основание для инвестирования средств в такие инструменты ещё до        
достижения порога 7 процентов ВВП - такое ограничение сейчас Бюджетным          
кодексом предусмотрено.                                                         
                                                                                
Также правовое основание по инвестированию средств ФНБ по аналогии с            
государственными ценными бумагами предлагается для инвестирования ФНБ и в       
акции российских эмитентов. Это необходимо для того, чтобы стабилизировать      
ситуацию на российском фондовом рынке.                                          
                                                                                
И последней поправкой, включённой в законопроект, предлагается дать право       
правительству принимать решения по отдельным объектам туристической             
инфраструктуры, которые финансируются за счёт средств федерального бюджета в    
виде взносов в уставные капиталы, не включать такие объекты в Федеральную       
адресную инвестиционную программу в целях оперативного содействия развитию      
внутреннего туризма.                                                            
                                                                                
Просим поддержать представленный законопроект.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров, председатель Комитета по бюджету и       
налогам.                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, ну, по-моему,      
очень подробный доклад о том, что предлагается в проекте закона. А вот          
давайте сейчас, чтобы не повторяться, поговорим не о том, что есть в проекте    
закона, а о том, почему и для чего это предлагается.                            
                                                                                
Какова главная задача? Вот главные задачи сегодня ясно сформулированы: мы       
должны обеспечить сохранение рабочих мест, мы должны обеспечить заработную      
плату, мы должны обеспечить - и вот сейчас я произношу эти слова, а мы их       
часто произносим, потому что всегда считали, что это очевидно, - в этих         
условиях безусловное выполнение государством всех принятых на себя социальных   
обязательств. Мы видим, то, что сейчас происходит, направлено главным образом   
на то, чтобы заставить людей чувствовать себя неуверенно, заставить людей       
броситься в банки, заставить людей... Мы же видим, как идут звонки людям        
(кстати, из-за границы звонки): отключают от SWIFT - ребята, все вперёд в       
банки, снимайте деньги, потому что всё, это конец! Простите, по SWIFT деньги    
не переходят, SWIFT - это инструмент для передачи информации. Но люди этого     
не знают. То есть всё, что делается сегодня, очевидно, делается для того,       
чтобы создать в стране панику.                                                  
                                                                                
Вот тот проект закона, который предлагается сегодня... Я просто хотел бы        
пояснить, что действительно сейчас у нас идёт работа с правительством. Вот      
работа всех профильных комитетов - и нам, естественно, приходится так же        
работать - это работа 24/7, это работа над каждой проблемой, которая            
возникает. Над каждой проблемой, которая возникает. Мы договорились, что не     
будем создавать гигантских законопроектов, не будем собирать всё, а потом       
принимать. Возникает проблема - её надо немедленно решить, надо дать эти        
возможности. Вот закон об этом!                                                 
                                                                                
И когда мы говорим, что... Вот здесь, в зале, звучало, мол, что мы будем        
расходовать и так далее. Вы просто посмотрите очень важные, хотя и самые        
простые вещи: при всём ужастике у нас всё-таки, ну, не худо, не мало, а за      
февраль 634,7 миллиарда долларов мы за нефть получили...                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Извините. Рублей, конечно, не долларов - рублей. Я уже,           
понимаете... ну, коллеги, я надеюсь, не будете на словах-то ловить. Конечно     
рублей! Кстати, я сейчас тогда исправлюсь и скажу уже точно: а ведь в           
марте-то, по прогнозу, больше 700 миллиардов получим!                           
                                                                                
И проект закона о том, чтобы эти деньги не шли в Фонд национального             
благосостояния, а могли быть использованы сразу. Когда премьер-министр,         
председатель правительства, принимает решение триллион направить на выкуп       
акций - послушайте, это же даже... Это не значит, что надо бежать и сегодня у   
кого-то что-то выкупать, это сигнал, что государство никого не бросает,         
государство контролирует! Люди должны видеть уверенность государства, то,       
что, какой бы тяжёлой ни была ситуация, все обязательства будут выполнены, а    
бизнесу будут созданы комфортные условия. Следующие законы, которые мы будем    
принимать, которые вот сейчас уже подготовлены, тоже об этом.                   
                                                                                
И я ещё раз говорю: нам придётся принимать такие законы, если надо, каждую      
неделю, может быть, каждый день, потому что каждый день что-то происходит. И    
возникает совершенно новая функция парламента: у нас и так есть функция         
контроля, но сегодня, как никогда, важна обратная связь. Мы должны сегодня      
обеспечить обратную связь с учётом того, какие проблемы возникают у людей в     
связи с санкциями, какие проблемы возникают у отдельно взятых предприятий.      
Вот в том штабе, в который вошёл Александр Дмитриевич, это всё должно           
аккумулироваться, и тут же эти проблемы должны находить свои решения.           
                                                                                
Я ещё раз говорю, что не хочу повторяться, но могу пройти по всем этим          
пунктам. На самом деле классики марксизма-ленинизма утверждали, что критерием   
истинности знания является практика. Вот эти улучшенные, оптимизированные       
меры, которые мы применили в 2020 году, показали свою эффективность при         
ковиде, и здесь на самом деле мы делаем гораздо больше, чем было тогда. Но      
главное в этом проекте закона то, что государство не растеряно, государство     
видит проблемы и готово их решать, люди один на один с любой своей проблемой,   
какой бы она ни была, маленькой или большой, не останутся.                      
                                                                                
Вот об этом закон, и комитет по бюджету предлагает его поддержать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, коллеги, вопросы. Есть вопросы.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Марков Евгений Владимирович.                                                    
                                                                                
Подготовиться Алексею Владимировичу Куринному.                                  
                                                                                
МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Ирине Андреевне.                                                
                                                                                
Ирина Андреевна, несмотря на огромное желание всей страны мобилизоваться и      
всем вместе выходить из непростой ситуации, надо объективно понимать, что       
коммерческий сектор, коммерческие компании на сегодняшний день будут, ну,       
существенно оптимизировать свои издержки. Это неизбежно будет связано с         
вынужденными отпусками граждан, и всё это, соответственно, скажется в           
ближайшей перспективе на доходах бюджета, региональных бюджетов я имею в        
виду. Скажите, пожалуйста, есть ли понимание того, как Минфин будет             
демпфировать эту ситуацию в финансовом плане?                                   
                                                                                
ОКЛАДНИКОВА И. А. Евгений Владимирович, спасибо большое за вопрос. Мы           
планируем осуществлять постоянный мониторинг. У нас создана рабочая группа, у   
нас создана правительственная комиссия, есть само Министерство финансов. Мы в   
2020 году это делали и продолжали делать. Сейчас мы усилим мониторинг, будем    
делать его еженедельно, будем смотреть финансовое состояние регионов,           
доходную базу, расходную базу, при необходимости оперативно согласовывать все   
изменения по бюджетам регионов, представляемые нам на согласование по тем       
регионам и требующие такого согласования, и при необходимости, конечно, мы      
будем оказывать регионам поддержку, как и коммерческому сектору в               
отдельности, потому что по отраслям экономики также созданы рабочие группы.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
Подготовиться Сулейманову.                                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Андрею Михайловичу.                              
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, у нас ряд денег федеральных сегодня проходит       
мимо даже вот той небольшой комиссии, которая сформирована, в частности это     
деньги, которые идут в Федеральный фонд обязательного медицинского              
страхования либо напрямую идут субсидиями. То есть здесь даже, скажем так,      
варианта ознакомиться с тем, как это всё происходит, со стороны комиссии нет.   
Не планируется ли, чтобы эти поступления тоже проходили через парламентскую     
комиссию, тем более если это будет в динамичном режиме протекать?               
                                                                                
И второй момент: не планируется ли расширение этой самой комиссии? Один         
человек от фракции не всегда успевает, и не всегда происходит быстрый обмен     
информацией.                                                                    
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Предельно короткий ответ.                      
                                                                                
Первое. Вот обратите внимание, мы сейчас вот в этом законопроекте разрешаем     
использовать остатки средств ФОМСа на решение тех вопросов, которые касаются    
медицины, - немедленно, без внесения изменений, то есть без проволочки. Я       
думаю, в этой ситуации - Ирина Андреевна это слышит, - коллеги, я повторяю,     
мы будем с вами принимать законы каждый день. Я ещё раз хотел бы поддержать     
это предложение, мы с вами обсуждали его, когда шёл предыдущий законопроект,    
мы ждали, что... Я, как вы помните, тогда вам предложил: давайте вернёмся к     
этому в марте. Март наступил - в данном случае я не более чем держу слово,      
данное вам тогда. Я согласен с вами: к этому вопросу надо возвращаться,         
думаю, в одном из следующих законопроектов. Эти документы должны идти через     
комиссию.                                                                       
                                                                                
Второе. Комиссия - это инструмент оперативного реагирования. Вопрос о том,      
чтобы парламент получил информацию, это не дискуссия - понимаете, в чём всё     
дело? У нас есть представители от каждой фракции, получают все документы по     
рассмотрению этих вопросов во фракции в тот момент, когда они приходят, они     
имеют возможность это обсудить и вынести это уже на обсуждение на палате и      
так далее. Но простите, сейчас нам расширять порядок обсуждения на комиссии -   
это значит замедлить те процедуры, по которым деньги доходят на те цели, на     
которые они направляются.                                                       
                                                                                
Мне кажется, комиссия показала свою эффективность. Ну, если честно, по          
прошлому году там почти 250 решений комиссии, то есть практически каждый        
день... Ну, коллеги, давайте не будем улучшать то, что, в общем-то, и не так    
плохо. Видит Бог, нам есть что улучшить.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сулейманов Ренат Исмаилович, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Подготовиться Дмитриевой.                                                       
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Ирине Андреевне, ну и, может быть, к Андрею Михайловичу,        
если, так сказать, он в курсе.                                                  
                                                                                
Вот мы от зарубежных, так сказать... ну, от Борреля знаем, что примерно         
половина золотовалютных резервов Центробанка попала под санкции, ну, те,        
которые находятся за рубежом. Можете ли сказать, какая часть Фонда              
национального благосостояния попала под эти санкции и есть ли у нас             
перспективы возврата этих средств?                                              
                                                                                
ОКЛАДНИКОВА И. А. Ренат Исмаилович, спасибо большое за вопрос. Мы проводим      
сейчас оценку тех санкций, которые введены, их финансовую оценку, оценку        
последствий, но, конечно, мы рассчитываем на то, что соответствующие средства   
в результате последующих переговоров будут доступны Центральному банку и        
никаких крупных финансовых последствий для бюджетной системы это не принесёт.   
В настоящее время мы точно уверены, что нам достаточно средств на исполнение    
всех обязательств, которые были предусмотрены на текущий год.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.                            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, а можно я обращусь к вам с огромной просьбой? Вот        
обратите внимание, как действуют наши "замечательные" партнёры: они вводят      
вот эти санкции, вводят их вот так, когда, в общем, ну, честно говоря, все      
понимают, что замораживание резервов, скажем, Центрального банка... Ну вот      
сегодня Вячеслав Викторович совершенно справедливо отметил: Президент США       
сказал, что это война, - либо это, либо война. То есть, ну, сопоставимые        
вещи.                                                                           
                                                                                
Коллеги, понимаете, вы сейчас задаёте чрезвычайно важный вопрос - поверьте,     
этот вопрос мы не просто очень серьёзно обсуждаем, а мы видим те инструменты,   
которые в этой ситуации может противопоставить Россия. Я предложил бы сейчас    
их публично не обсуждать - пусть для наших коллег останутся какие-то            
возможности, ну, для... Ну не надо вот всё сразу-то! Коллеги, поверьте, у нас   
есть инструменты.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, нам в принципе правильно было бы скорректировать свою        
работу. Вот мы в отличие от других парламентов все свои заседания транслируем   
в сети "Интернет", это мировая паутина, и наши заседания могут посмотреть в     
разных уголках мира. Сейчас особая ситуация, поэтому, когда мы хотим            
докопаться до истины, надо использовать разные форматы: закрытое заседание,     
слушания в рамках комитетов, встречи со специалистами, с руководителями. Надо   
использовать это руководителям комитетов, фракциям, потому что в нынешних       
условиях действительно не надо помогать тем, кто против нас. Договорились?      
Договорились. Есть вопросы - предлагайте форму, мы реализуем её, информацию     
вы получите, но она будет носить гриф ограничения для публичного                
использования, если это может навредить государству и нашим гражданам в этой    
непростой ситуации. Ладно? Договорились.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос к правительству,    
к Ирине Андреевне.                                                              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, почему уже сейчас, в условиях санкций в отношении          
Центрального банка, - и не надо скрывать, что ликвидная часть ФНБ находится в   
составе резервов Центрального банка, - почему сейчас всё равно продолжается     
та же самая политика? Не предлагается... В бюджете 1,3 триллиона - это          
профицит, мы предлагали весь профицит сразу направить на формирование           
резервного фонда правительства, чтобы не сокращать расходы, - у вас это не      
предложено.                                                                     
                                                                                
Второй момент. По-прежнему вы немножко расширяете инструменты, куда могут       
инвестироваться средства Фонда национального благосостояния, - в ценные         
бумаги России и российских эмитентов. Но вы же не... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Но ведь практика такова, что 3 триллиона, которые заложены в    
бюджете, по-прежнему будут идти в Фонд национального благосостояния, и по       
закону всё то же самое: средства Фонда национального благосостояния могут       
инвестироваться в ценные бумаги иностранных государств и иностранных            
эмитентов! То есть всё то же самое сохраняется, только чуть-чуть смягчаются     
ограничения. Но это неправильно! Нужно тут же отменять бюджетное правило,       
нужно тут же отменять направление налогов в состав средств Фонда                
национального благосостояния, они должны идти в бюджет, налоги - в бюджет, в    
резервный фонд, куда угодно, но в бюджет!                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Андреевна.                              
                                                                                
ОКЛАДНИКОВА И. А. Оксана Генриховна, спасибо большое за вопрос. Может быть, я   
недостаточно подробно доложила, но мы действительно отменяем бюджетное          
правило на текущий год. Все дополнительные нефтегазовые и ненефтегазовые        
доходы пойдут на расходы, просто для нефтегазовых доходов мы ещё даём           
возможность направить средства на выкуп акций, причём на постоянной основе,     
для того чтобы поддерживать фондовый рынок. Поэтому, конечно, все доходы,       
которые будут получены в текущем году, будут направлены на расходы. Это самое   
важное, что нам сейчас необходимо сделать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, добавьте.                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, честно говоря, я считал, что мы вчера вроде на           
заседании комитета это тоже очень подробно обсуждали, но я вообще, честно       
говоря, надеялся, что мы прочитали законопроект, который сейчас                 
рассматриваем.                                                                  
                                                                                
Я хотел бы подтвердить слова, которые сказала Ирина Андреевна: если просто      
посмотреть законопроект - все доходы, которые получают... Этот закон и нужен    
для того, чтобы иметь возможность эти доходы направить вот на те самые цели,    
я думаю, все с ними согласны, но для этого это должно быть прописано в          
законе. Вот об этом законопроект.                                               
                                                                                
Просто, наверное, стоит всё-таки ещё раз внимательно посмотреть проект          
закона, если не верят Минфину. Минфину можно не верить, это, кстати, вполне     
естественное желание, ну а мне-то почему не верить?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы договаривались, что будет по одному выступлению от        
фракции. Я ещё раз акцентирую внимание на том, что в 14.00 Совет Федерации      
соберётся для того, чтобы рассмотреть законопроекты, которые мы                 
незамедлительно отправляем после принятия. Вы не будете возражать, если         
выступления от фракций по данному законопроекту будут в режиме - до трёх        
минут? Нет возражений. Спасибо.                                                 
                                                                                
Коллеги, выступления от фракций. Кто хотел бы высказаться? Нет желающих? Есть   
желающие.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Сейчас запись закончится. Пока только один Делягин.                             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич и Макаров Андрей Михайлович.                         
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Геннадьевич Делягин. С места.                                
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Конечно, мы за, но всё-таки этот законопроект абсолютно недостаточен. Да,       
идут только дополнительные доходы на поддержку текущих нужд, но этого мало. У   
нас есть сам фонд, какая-то часть Фонда национального благосостояния, у нас     
есть залоговая масса в этом ФНБ, какой бы слабой она ни была, у нас есть        
бюджетные депозиты, по официальному отчёту Минфина, там достаточно              
значительные суммы, у нас есть просто деньги, которые лежат на счету            
Казначейства в неиспользуемых остатках и не включаются в ФНБ.                   
                                                                                
Вот этот законопроект мне... Хороший законопроект, мы поддержим, но он          
отражает то, что мы не до конца понимаем, что происходит и какие задачи легли   
на наши плечи. На последней осенней сессии я это время назвал предвоенным,      
так вот сейчас мы на войне. Это на Украине у нас спецоперация, а с Западом у    
нас война. Если мы этого не понимаем, то, знаете, прятать голову в асфальт -    
это плохая политика даже для страусов.                                          
                                                                                
Кража наших международных резервов, давайте называть вещи своими именами, -     
это финансовый аналог взрыва атомной бомбы. Наша задача сейчас - это перевод    
всей экономики на военные рельсы, и это надо понимать. Не только поддержка и    
компенсация чего-то там, не только решение локальных, частных проблем -         
перевод всей экономики на военные рельсы. Чем мы это раньше поймём и начнём     
на это реагировать, тем меньше будет потерь и на фронте, и в тылу. И нам        
нужно говорить людям, потому что нас будут спрашивать и сейчас спрашивают:      
"За что это всё нам?" Не потому, что мы вдруг решили побороться с фашистами,    
которые вдруг на нас решили напасть, это нам за то, что мы восемь лет не        
просто этот фашизм терпели, мы его восемь лет выкармливали - деньгами, углём,   
газом, - пока нас не собрались уничтожить. И кстати, газом, как я понимаю, мы   
продолжаем финансировать их до сих пор, потому что идут регулярные отчёты,      
как мы замечательно прокачиваем газ по Украине, а значит, платим за транзит.    
Это вообще как понимать, как это называть?!                                     
                                                                                
Нам необходимо активно и агрессивно отвечать. Я не очень понимаю, почему мы     
не конфисковали все активы стран-агрессоров на нашей территории до сих пор?     
Почему мы не заморозили офшорные активы, так сказать, пока они не               
перерегистрируются у нас? За полгода не перерегистрируются - конфисковывать     
вообще! Если мы что-то собираемся продавать странам-агрессорам - за             
монетарное золото по предоплате. А то у нас "РЖД", как сообщается, ввело        
стопроцентную предоплату грузовых перевозок. Почему? Пока монетарное золото     
сюда не будет доставлено - никакого урана для американских атомных              
электростанций, и дальше по длинному-длинному списку.                           
                                                                                
Мы должны прежде всего снять все ограничения с производства. Ограничения        
должны быть только на финансовые спекуляции, на произвол монополий, причём      
беспощадные ограничения, потому что без развития, без развития страны наш       
выбор - между Гаити и Ираком. Это стратегическая ситуация, и о ней не нужно     
забывать, решая тактические вопросы.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.                            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, прежде всего, я просто очень хотел бы поблагодарить      
все фракции за единодушную поддержку этого проекта закона. Мне кажется, что     
вот это очень важно, потому что мы с вами все понимаем, что мы создаём этим     
законом механизм, который позволяет решать те самые три главные задачи, о       
которых я сказал в самом начале, - это зарплата людей, рабочие места и          
выполнение всех социальных обязательств. Мы ещё обязательно поговорим, очень    
много дельного сказано, но вот это всё не к этому проекту закона, конечно же.   
Этот закон сейчас просто важен именно для того, чтобы мы запустили как можно    
быстрее этот механизм.                                                          
                                                                                
Я ещё раз хотел бы просто сказать всем огромное спасибо за конструктивную       
позицию и на заседании комитета, и здесь, в Государственной Думе. И просто      
хотел бы от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обратиться к нашим коллегам: вы знаете,     
может быть, как раз здесь сейчас и определяется, что у всех нас есть единая     
задача - это обратная связь, обратная связь с людьми, чтобы максимально         
быстро видеть их проблемы, проблемы предприятий, проблемы регионов и            
принимать все необходимые меры для их скорейшего решения. Мне кажется, это та   
самая единая задача, которая и объединяет сейчас всю Государственную Думу.      
Ещё раз хотел бы сказать огромное спасибо.                                      
                                                                                
И в заключение, чтобы уже мне не говорить потом от комитета... Коллеги, ну, я   
думаю, вы понимаете, что идёт работа, вот сиюминутная, Вячеслав Викторович      
справедливо сказал, надо срочно отправить в Совет Федерации, но нам поступают   
очень интересные предложения от регионов. Понимаете, работа идёт постоянно:     
вот пока я был здесь, в зале, возникло два предложения от регионов, которые     
мы с Ириной Андреевной вон там, в коридоре, на первом вопросе согласовывали.    
Регионы говорят: "Дайте нам возможность... вот вы сейчас будете оперативно, а   
нам, например, для того чтобы превышать расходы при дефиците, необходимо        
принимать свои законы. Может быть, такое же правило дать нам и некоторые        
возможности расширить для региональных бюджетов? Они уже есть здесь, многие,    
ну вот ещё есть конкретные предложения". Вот такие идеи, как я понимаю -        
Ирина Андреевна связывалась, - правительство уже поддержало, поэтому я          
предложил: дайте комитету по бюджету полчаса, мы сформулируем эти поправки и    
внесём их, чтобы принять во втором чтении.                                      
                                                                                
Я сейчас говорю, что, наверное, очень много идей может быть у коллег, очень     
много идей, но просто давайте сейчас сделаем то, что мы можем сделать здесь и   
сейчас, и то, что действительно будет работать на благо наших людей и на        
благо нашей страны.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, заключительное слово. Нет? Нет. Полномочные представители    
президента, правительства?                                                      
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в статьи 96-11 и 179-1 Бюджетного кодекса Российской         
Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс          
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и    
установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской      
Федерации в 2022 году", 7-й вопрос нашей повестки.                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно: за - 413.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вячеслав Викторович, если Государственная Дума согласна, я        
прошу дать комитету полчаса, чтобы мы рассмотрели вопросы, которые сейчас       
согласовали, и вынесли на заседание Государственной Думы. Если можно, вот       
такое решение...                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. На 13.00, на                
фиксированное время.                                                            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Тогда можно объявление?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. У меня просьба к членам комитета сейчас собраться в комитете,     
поскольку здесь идут все законы, и рассмотреть эти поправки. И просьба к        
мудрейшему из нас - к Леониду Яковлевичу Симановскому, чтобы он провёл          
заседание комитета без меня. Всех прошу любить и жаловать!                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тогда договариваемся: ждём докладчика с          
рассмотренными поправками в 13.00.                                              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3579 по 3670 из 6239
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. Комитет завершил          
работу, вносит законопроект, как вы и определили, во втором чтении.             
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Только что      
вот Леонид Яковлевич вернулся - провёл заседание комитета. Было представлено    
три поправки. Извините, с учётом оперативности все поправки были подписаны      
мною, но честно считать, что авторство этих поправок принадлежит всей палате.   
Речь идёт о том, что необходимо регионам, - надо дать им возможность            
превышать общие объёмы расходов и дефициты, установленные их законами, то       
есть дать возможность оперативно управлять деньгами. И естественно, они         
должны иметь возможность тратить деньги, остатки, находящиеся на счетах в       
Казначействе, которые, естественно, будут восстанавливаться в следующем году.   
Вот смысл тех поправок, которые сейчас предлагаются: дать больше полномочий     
регионам по распоряжению своими деньгами.                                       
                                                                                
Сразу хочу сказать по второй норме: предлагается сделать это вообще на          
постоянной основе. Нам надо пользоваться моментом, пока Минфин такой добрый и   
согласен. Вот в данном случае мы предлагаем это принять не как временную        
норму, а как постоянную, потому что она правильная.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Андрей Михайлович.                       
                                                                                
Коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается единогласно.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая, что во втором чтении после принятия таблицы        
поправок требуется зачитать изменённое наименование законопроекта, я его        
зачитаю. Итак, 7-й вопрос теперь звучит так: о проекте федерального закона "О   
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный        
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении              
особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в       
2022 году".                                                                     
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении законопроект с новым названием.        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 414, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект во втором чтении       
принят.                                                                         
                                                                                
Комитет предлагает рассмотреть данный законопроект по процедуре третьего        
чтения. Нет возражений? Нет.                                                    
                                                                                
По мотивам есть желающие высказаться? Нет.                                      
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, 7-й вопрос нашей         
повестки, название я уже зачитывал ранее.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              411 чел.91,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 411, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят            
единогласно. Уважаемые коллеги, поздравляю.