Заседание № 51

13.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 80875-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (об отмене запрета для членов правительства занимать должности в общественных объединениях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2535 по 3511 из 4589
Приступаем к вопросу 4, о проекте федерального конституционного закона "О       
внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О          
Правительстве Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы       
Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 11   
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".    
Законопроект внесен депутатами Государственной Думы Богомоловым, Жириновским,   
Катренко, Ковалёвым, Пехтиным и Плигиным. Абзац третий статьи 11 федерального   
конституционного закона предлагается изложить в следующей редакции: "занимать   
другие должности в органах государственной власти и органах местного            
самоуправления". Таким образом, члены правительства в случае принятия закона    
могут занимать должности в общественных объединениях, в том числе в             
политических партиях.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, всем хорошо известны те функции, которые закрепляются за     
партиями в мировой и отечественной политологии. К такого рода функциям          
относятся: первое - функция программно-целевая, идеологическая; второе -        
электоральная функция; третье - функция связующего звена между гражданским      
обществом и государством. Следует заметить, что слабость нашей партийной        
системы во многом объясняется законодательными проблемами регулирования         
избирательного процесса и партийной деятельности. В российских законах          
появился ряд положений, прямо препятствующих созданию стабильной                
демократической партийно-политической системы. Так, во всех демократических     
странах за партиями закреплена роль единственных, исключительных участников     
избирательного процесса, в России же до последних лет функции участников        
избирательного процесса могли выполнять любые организации, что никак не         
стимулировало создание партийных структур.                                      
                                                                                
Некоторое время назад при формировании рычагов управления возникла модель так   
называемой непартийной власти, что не позволило партиям выполнять роль          
связующего звена между российским гражданским обществом и государством.         
Появились абсолютно беспрецедентные нормы, прямо запрещающие совмещение         
руководящих государственных должностей с руководством партией и с участием в    
ее деятельности.                                                                
                                                                                
Между тем практика говорит о том, что ни в одной стране мира не существует      
норм, где президенту, его администрации, премьеру, министрам по закону          
запрещено участие в деятельности политических партий. При этом замечу, что      
существующее мнение, будто непартийная власть демократичнее партийной,          
видимо, представляется неоправданным.                                           
                                                                                
Ссылаясь на одного из российских политологов - Никонова, хотелось бы            
отметить, что партии вообще сильны настолько, насколько значим приз, за         
который они борются: если призом служит пост президента страны, то в этом       
случае партии, претендующие на этот приз, будут, конечно, сильными              
политическими институтами. Вот в этой связи и было сделано предложение,         
позволяющее в настоящее время членам правительства занимать должности в         
политических партиях.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета   
по конституционному законодательству и государственному строительству           
Александру Петровичу Москальцу. Пожалуйста. А потом уже вопросы будут.          
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Нам представляется, что       
авторы данного законопроекта обоснованно предлагают внести изменения в абзац    
третий статьи 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве          
Российской Федерации", изложив его редакцию таким образом, чтобы члены          
правительства были не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами разных   
уровней, не вправе занимать другие должности в органах государственной власти   
и органах местного самоуправления, то есть предлагаемой редакцией исключаются   
из действующего текста закона "О Правительстве Российской Федерации" слова об   
общественных объединениях.                                                      
                                                                                
Нам с вами известно, что членам правительства не возбраняется быть членами      
политической партии, но при этом указание в законе "О Правительстве             
Российской Федерации" на запрет занимать должности в общественных               
объединениях является, по мнению комитета, избыточным. Практика правового       
регулирования давно уже подтвердила, что недостаточность такого регулирования   
ведет к анархии, а избыточность уничтожает инициативу и самостоятельность.      
Закона должно быть ровно столько, сколько нужно. Избыточность мы видим и в      
том, что вопросы соотношения исполнительной власти и партийно-политической      
деятельности в полной мере регулируются и целым рядом других законов. Я могу    
отметить, привести в качестве примера законы "О государственной гражданской     
службе Российской Федерации", "О политических партиях", "О статусе              
военнослужащих" и другие.                                                       
                                                                                
Рассматриваемый сегодня законопроект не противоречит Конституции Российской     
Федерации. Также отмечу, что его принятие не требует внесения изменений или     
дополнений в другие действующие законодательные акты.                           
                                                                                
С точки зрения юридической техники законопроект полностью отработан еще на      
стадии его внесения в Государственную Думу. У вас имеется заключение            
Правового управления, в котором отсутствуют замечания по законопроекту.         
                                                                                
Исходя из сказанного, а также из технической простоты законопроекта и           
нецелесообразности, фактически невозможности внесения в него изменений,         
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и,        
минуя стадию второго чтения, в целом. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, какие будут вопросы к докладчику и содокладчику?            
Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Николаевичу как докладчику. Я его уважаю, как         
серьезного человека. Я хотел бы короткие ответы получить на три моих очень      
коротких вопроса.                                                               
                                                                                
Тут уже сказали, что члены правительства могут быть членами партии, - никто с   
этим не спорит. Закон это разрешает. Владимир Николаевич, вы мне поясните,      
что, сейчас действующие члены правительства не идут в партию потому, что им     
не дают должности? Это первый вопрос.                                           
                                                                                
Второе: у них что, избыток рабочего времени, что они будут занимать             
должностные положения в партии, в любой партии, в вашей в том числе и в         
первую очередь, наверное, им просто некуда время девать?                        
                                                                                
И третий вопрос: это что, будут должности на общественных началах или же им     
не хватает зарплаты и они будут теперь и в правительстве получать зарплату, и   
в партии за должность, которую они будут там занимать? Вот три вопроса.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Сергей Николаевич, спасибо большое за вопросы.                     
                                                                                
Ответ на первый вопрос: не беседовал ни с кем из членов правительства,          
поэтому мотивов не знаю.                                                        
                                                                                
Ответ на второй вопрос: традиционно существует возможность для совмещения       
основной работы с работой в политической партии, в том числе для занятия        
должности в политической партии. Существуют примеры других стран, поэтому это   
возможно.                                                                       
                                                                                
Что касается денежных средств, то я думаю, что они деньги будут                 
дополнительные куда-то жертвовать. Спасибо.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Это зависит, видимо, от конкретных уставов и принципов             
деятельности конкретной политической партии. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Глотов Сергей Александрович.                  
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Владимир Николаевич, все эти годы парламент              
осуществлял необходимые меры законодательного порядка для департизации          
государственной службы. И в общем-то, страну вели именно в этом направлении:    
чиновник должен быть департизирован. Сейчас эти оглобли разворачивают в         
обратную сторону. Тогда боролись с КПСС, ее остатками и последователями,        
сегодня совершенно другое время, как говорится, другие настроения и, видимо,    
другие цели и задачи у тех, кто продвигает этот законопроект.                   
                                                                                
Как дальше быть? Вот с этим законопроектом о правительстве понятно, а как       
быть дальше - вы намерены осуществлять теперь уже партизацию государственной    
службы? Как это будет происходить, в какие сроки? С какими темпами мы будем     
рассматривать эти законопроекты?                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Сергей Александрович, если позволите, я хочу напомнить, что мы с   
вами, Государственная Дума, последовательно реализуем идею максимального        
способствования построению партийной системы Российской Федерации. В течение    
прошлого года мы неоднократно рассматривали законопроекты, которые              
предлагались законодательными (представительными) органами государственной      
власти субъектов Российской Федерации и которыми предусматривалось сокращение   
партийного представительства в данных органах, и последовательно эти проекты    
отвергались. То есть мы последовательно реализовывали идею максимального        
способствования построению партийной системы российского общества.              
                                                                                
Что касается дальнейших каких-то планов, то у меня такого рода структурного     
плана нет, но я думаю, что мы вместе с вами будем продолжать развивать эту      
идею. Спасибо.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Нет больше вопросов.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Выступление. Пожалуйста, Кибирев Борис           
Григорьевич.                                                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Три слова из статьи 11         
Федерального конституционного закона "О Правительстве...", которые коренным     
образом меняют систему управления в Российской Федерации. А три слова - это     
"...и общественных объединениях...", они теперь исключаются из перечня тех      
факторов, которыми члены правительства не вправе пользоваться.                  
                                                                                
Естественно, Конституция Российской Федерации дает гражданину Российской        
Федерации полное право принимать участие в любой конституционной партии,        
состоять в ее руководстве, ну, за исключением членов правительства. И мы,       
фракция Компартии Российской Федерации, естественно, признаем это право и       
считаем, что ничего тут особенного нет.                                         
                                                                                
Но почему именно сейчас у партии "Единая Россия" и членов фракции "Единая       
Россия" возникла необходимость внесения такой поправки в закон? Почему теперь   
необходимо предоставить право министру входить в общественные организации и,    
соответственно, занимать определенные должности? Ответ для нас абсолютно        
ясен: потому что сформировалась правящая партия имущего класса и крупной        
номенклатуры чиновников и, естественно, ей хочется всячески укрепить свое       
положение, в том числе предоставив право министрам входить в руководящие        
органы.                                                                         
                                                                                
Вопрос принципиальной важности: может ли такой большой чиновник, как министр,   
в своей практической деятельности быть беспристрастным? Ответ может быть        
такой: покажите мне начальника департамента или управления в министерстве,      
который при партийном министре будет беспартийным или, не дай бог, членом       
другой партии, - он сразу станет неспособным, некомпетентным, негодным к        
делам. И сейчас, к большому сожалению, у нас в России идет вымывание членов     
Компартии Российской Федерации из разных органов управления и власти, о чем     
сегодня с конкретными примерами говорили наши коллеги-депутаты Гостев и         
Харитонов.                                                                      
                                                                                
Поэтому есть у нас большое подозрение, что министр, идя в руководство своей     
партии, то есть получая вот это право с внесением поправки в закон, может       
быть небеспристрастным на этой работе.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вспомните недавнюю нашу историю, когда пошел процесс так     
называемой демократизации: первое, против чего стали бороться нарастающие       
политические силы, это против Компартии Советского Союза. И сейчас "Единая      
Россия" повторяет тот опыт, который недавно она так категорически отрицала и    
считала недопустимым. Но это тоже, как говорится, естественно, если брать       
обычную мировую практику: раз у партии вся власть, то нельзя оставлять никому   
нигде ни одной маленькой крупицы этой власти.                                   
                                                                                
В чем же разница, скажем, между КПСС и партией "Единая Россия", сегодняшней     
правящей? Разница в том, чьи интересы эти партии представляли. Но как бы ни     
злословили, как бы ни иронизировали по поводу той фразы, что я сейчас скажу,    
КПСС, конечно, представляла интересы основной массы населения Советского        
Союза, в первую очередь трудящегося класса, ну а наша уважаемая партия          
"Единая Россия", конечно, представляет интересы имущего меньшинства, которое    
живет и существует за счет малоимущего большинства. Вот мы, депутаты            
Государственной Думы, принимаем здесь целую кучу законов, которые при           
ближайшем рассмотрении, конечно, отражают интересы именно вот этого имущего     
меньшинства. Дума недавно приняла подоходный налог, налог на физические лица    
- мы часто об этом говорим: была прогрессивная шкала, 12, 20 и 30 процентов,    
а теперь Борис Абрамович Березовский получил право вместо 30 процентов          
платить 13, или льготу в три раза, а 93 процента налогоплательщиков России      
теперь имеют подоходный налог вместо 12 процентов, как было раньше, 13          
процентов, то есть налог вырос.                                                 
                                                                                
Сегодня мы с большим интересом на "правительственном часе" слушали нашего       
выдающегося спортсмена и руководителя спорта в России Вячеслава Фетисова.       
Были тут интересные предложения. Но, мои уважаемые коллеги, вы посмотрите       
проект бюджета Фонда социального страхования на следующий год! Там же на        
финансирование детско-юношеских спортивных школ нет ни копейки! Значит, чей     
интерес этот закон будет представлять? Всё понятно. Можно эту тему              
продолжать, но я думаю, что нет никакой необходимости.                          
                                                                                
Нам кажется, что новое положение, новый статус министра никаких                 
дополнительных стимулов к улучшению его работы не дает, потому что              
правительство привыкло не отчитываться, скажем, перед парламентом. Я, слава     
богу, вот девятый год здесь работаю. Черномырдин, Кириенко, Степашин,           
Касьянов - все ушли, ни перед кем не отчитавшись. Точно так не отчитываются и   
губернаторы.                                                                    
                                                                                
Некоторое время назад мы здесь, вот в этом зале, рассматривали закон о          
государственной статистике. Я пытался туда вписать нормативы, скажем десяток    
нормативов, четких, понятных, которые могли бы помочь дать объективную оценку   
работы правительства или губернатора. Понятно, что это ничего не прошло.        
                                                                                
К большому сожалению, и нынешнее правительство работает не всегда здорово.      
Вот 23 июля, напомню, в Геленджике Президент Российской Федерации провел        
заседание президиума Государственного совета, где по материалам доклада         
губернатора Краснодарского края Ткачёва были разработаны очень интересные       
меры по развитию санаторно-курортного дела в Российской Федерации. Президент    
подписал поручение, 27 августа наш уважаемый премьер Фрадков дал поручение      
министру Зурабову, но 28 июля правительство утвердило основные направления      
работы до 2010 года, и вот в том разделе, который касается доступности          
медицины и ее качества, ни единого слова не сказано о санаторно-курортном       
комплексе. Так что, правительство не читает поручений президента?               
                                                                                
Я, конечно, понимаю, что закон этот, безусловно, будет принят сегодня,          
министры получат это право, но у нас большие сомнения, что это каким-то         
образом повлияет на эффективность работы, потому что уважаемая правящая         
партия, конечно, интересы основной массы, трудящейся массы Российской           
Федерации сегодня не учитывает.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поднимали руки желающие выступить      
депутаты Решульский, Тюлькин и Похмелкин. Есть ли еще? Просто тогда надо        
записаться.                                                                     
                                                                                
Тогда я попрошу включить режим записи на выступления. Покажите список           
записавшихся.                                                                   
                                                                                
Записались пять депутатов. Я думаю, все смогут выступить. Пожалуйста, Глотов    
Сергей Александрович.                                                           
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Хотелось бы      
очень кратко сказать следующее. Первое. Не надо ставить телегу впереди          
лошади. Если есть желание оформить то, что мы сегодня пытаемся оформлять, то    
надо сказать честно и откровенно: мы возвращаем в Конституцию Российской        
Федерации статью 6, о руководящей и направляющей силе общества. В данном        
случае на эту роль претендует "Единая Россия". Может быть, она и                
соответствует этот роли, в этом случае становится понятным, кто на самом деле   
несет ответственность за положение в стране, и, может быть, это и не так        
плохо, потому что только одних заявлений о том, что "Единая Россия" несет       
ответственность за положение дел в стране, положение дел в государстве,         
недостаточно, надо, по всей видимости, оформлять эту роль юридическим           
способом: путем изменения действующего законодательства и Конституции.          
                                                                                
Второе, что меня в большей мере на этом этапе беспокоит, - все наши             
сегодняшние изменения приведут к изменениям не только политического характера   
и свойства, беспокоит то, что мы будем ломать в данном случае и всю             
конструкцию государственной службы, это неминуемо, ведь все предыдущие          
законодательные акты были построены действительно на департизации               
государственного служащего, он не имел права оказывать никаких преференций      
политическим партиям, общественным организациям, религиозным организациям.      
Все эти вопросы вроде бы были решены, и общество в этом отношении как-то даже   
и успокоилось. Сегодня это всё ломается, и сегодня мы начинаем откатываться     
назад.                                                                          
                                                                                
И третье. Конечно, наши партийные системы сегодня во многом выстраиваются не    
просто стихийно, эти системы выстраиваются при определенной поддержке           
определенных сил, в том числе и в администрации президента, в том числе и в     
правительстве страны, естественно, поэтому вполне понятно, что это делается     
во многих случаях даже искусственно.                                            
                                                                                
Да, может быть, партии вырастут в представителей интересов общества,            
отдельных его социальных слоев, может быть, закон, который сегодня пытаемся     
принимать или отвергать, в какой-то мере этому поможет (жизнь рассудит), но     
моя точка зрения состоит в том, что эти меры совершенно преждевременные.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в первую очередь я очень рад, что наконец-то Дума            
перестает лицемерить, потому что, когда на выборах в 2003 году в списки         
включались люди, не имеющие никакого отношения к партиям, но тем не менее       
возглавлявшие их, из числа министров, крупных чиновников, это, конечно, было    
некрасиво. Потом они все, как вы знаете, ушли из этих списков. Поэтому в этом   
отношении Дума поступает совершенно правильно. И мне абсолютно непонятна        
какая-то странная позиция и левых, и правых от меня фракций, которые сейчас     
встают в позу и говорят: ах, департизация, ах, начнут использовать              
преимущество служебного положения. Не начнут, законом это запрещено. А вы       
вспомните советское время, когда человек не мог быть директором бани, если он   
не член партии. И такое было. Поэтому не надо тут валить с больной головы на    
здоровую. И фракция ЛДПР десять лет уже предлагает, чтобы партии, победившей    
на выборах, дали возможность формировать правительство и чтобы это              
правительство отвечало за всю работу в стране. И это логично, потому что        
можно сколько угодно говорить: мы голосовали за, но такое плохое                
правительство, оно, понимаете ли, не выполнило наши хорошие законы. А теперь    
всей стране будет видно: этот министр - член этой партии, именно он отвечает    
за этот блок вопросов, он свое обещание не выполнил - вот таких людей партия    
власти, допустим, ставит на руководящие должности. Здесь всё очень правильно,   
всё логично и всё как раз в том духе, как и предлагает президент. В этом        
отношении не надо с больной головы на здоровую валить. Фракция ЛДПР этот        
закон обязательно поддержит.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич.                    
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я в данном случае высказываю точку зрения Российской              
коммунистической рабочей партии, поскольку у нас есть некоторые разночтения с   
товарищами. Вообще мы, как материалисты, понимаем, что членство в партии -      
это даже не партбилет со штампом, а выполнение программы. И глупо было бы       
отрицать, что сегодня министры выполняют чью-то программу, кроме как "Единой    
России", и, вообще, главный у вас там президент, как мы понимаем. Поэтому в     
том, что они могут официально занимать какие-то должности, нести                
ответственность, с нашей точки зрения, ничего страшного нет. Возражаем мы       
против другого. Вопросы надо решать комплексно, а мы сейчас выхватили один      
маленький, в отношении партийности руководителей правительства, а ведь вслед    
идут закон об изменении системы выборов и целая серия законов, изменений, о     
политических партиях. Комплексный подход здесь предусматривает, что, конечно,   
надо было бы рассмотреть вопрос, который товарищ из ЛДПР поднимал, о тех, кто   
возглавлял списки, а потом народ обманул и убежал. Надо посмотреть, это всех    
волнует. И надо бы обязательно рассмотреть вопрос относительно возможности      
занятия должностей теми лицами, которые уже по три партии сменили: сначала      
ленинским путем шли, потом демократию развивали, потом в "Нашем доме..."        
порядок наводили, теперь, значит, государство укрепляют и прочее. Комплексно    
надо решать.                                                                    
                                                                                
Поэтому на основании того, что мы сейчас один пункт пытаемся вырвать и          
зачем-то быстро протащить, я предлагаю проголосовать против этого               
законопроекта, а в принципе, когда подойдем к серии этих законов, нужно         
рассмотреть и его.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я попросил слова, поскольку и докладчик, и содокладчик как-то стыдливо          
уходили от основной, концептуальной мысли предлагаемого законопроекта. Нам      
тут говорили, что вот эта поправка просто членам правительства запретит         
занимать должности в других органах государственной власти и органах местного   
самоуправления, но почему-то уводили в сторону от самого главного.              
                                                                                
Я отвечу коллеге Иванову Сергею Владимировичу, который сейчас от ЛДПР           
говорил. Отвечу ему, что законы, в общем-то, надо понимать так, как они         
написаны. Никто не мешает сегодня членам правительства или министрам быть       
членами какой-то партии - ЛДПР, "Единой России", "Родины", КПРФ и так далее.    
Ни один закон, это вся страна должна знать, не мешает члену правительства       
быть членом какой-то партии.                                                    
                                                                                
Почему я задавал вопрос докладчику? Так в чем же дело, почему среди членов      
правительства только лишь три представителя сегодня заявляют, что они члены     
"Единой России"? Почему остальные не вступают в партию "Единая Россия"? Что,    
нет приема или нет каких-то аргументов, нет просто должности, которую можно     
предложить и сказать: вот вы вступите, а мы вам дадим должность генерального    
секретаря или второго секретаря, пятого, седьмого, члена президиума и так       
далее? Ведь речь же, дорогие коллеги, идет не о том, член или не член           
какой-либо партии член правительства. Речь идет о том, что член правительства   
будет теперь возглавлять или занимать должность в какой-то партии, ну,          
например, в правящей сегодня "Единой России".                                   
                                                                                
Второй вопрос - тоже ведь аргументированно надо было отвечать. А что, даже у    
этих трех членов партии "Единая Россия" так много времени сегодня, чтобы еще    
заниматься партийными делами? Ну, тот, кто хоть немножко смыслит в партийном    
строительстве, тот должен понимать, что это работа, требующая как минимум       
двадцати четырех часов в сутки. Если это для представительства делается,        
тогда мне объясните, что такое "административный ресурс"? Это когда член        
правительства, член генерального совета или - я не знаю, как у кого там         
называется, - президиума, политбюро, ЦК и так далее, будет приглашать своих     
подчиненных и будет говорить: вот я вам, как член правительства, генеральный    
секретарь такой-то партии, говорю, что надо бы сделать вот так-то. Ну, мы       
знаем менталитет нашего чиновничества, нашего бюрократического сословия: все    
тут же пойдут дружно вступать в партию, надевать значки и показывать корочки    
- а я тоже ваш, вы понимаете, я вместе с вами!                                  
                                                                                
На мой взгляд, представленный законопроект, дорогие друзья, надо                
рассматривать только лишь в пакете всех изменений политической системы          
страны, которую пытаются сейчас провести и навязать нашему обществу. И вот      
представленный законопроект как нельзя лучше показывает всю извращенность и     
ущербность системы политического строительства сегодняшней власти. Ведь         
посмотрите: партии предлагают строить и лидеров выбирать, должности             
определять в партиях, основываясь не на авторитете личности, не на авторитете   
того или другого человека, который действительно владеет идеологией этой        
партии, рассказывает о целях и задачах этой партии, добивается достижения       
этих целей и задач. Всё предлагается строить на авторитете должности! Вот       
посадили его в кресло - он теперь самый умный у нас, самый талантливый, все     
остальные дураки, должны ходить только ему поклоняться и всё, всё выполнять,    
что он скажет. А проще говоря, ныне владеющая властью партийная структура или   
движение, я не знаю, как правильно это называется, желает в очередной раз в     
полной мере использовать административный ресурс, для того чтобы подавить все   
стремления и желания беспартийных людей. Если ты не член партии, значит, ты     
уже не человек. Если ты не член партии - ты не будешь занимать никакие          
должности. Если ты не член партии... И так далее.                               
                                                                                
Кто-то сейчас мне вот тут, слышу, говорит, что так и было. Нехорошо было,       
неправильно было! Я вам говорю, что неправильно было, и я никогда не разделял   
эту позицию. А неправильно стало потому, что в чинопочитании довели вначале     
прекрасную, отличную, всеми воспринимаемую идею до абсурда, как сказал          
коллега Иванов, когда директора бани надо было назначать только по партийному   
билету. Это всё и привело к таким печальным последствиям.                       
                                                                                
Вот сейчас предлагают пропорциональную систему ввести на выборах. А что мы      
будем делать с теми миллионами людей, которые не вступили ни в какую партию?    
И что, они должны идти и отдавать предпочтение той или другой партии? А вы      
что, не знаете, что половина населения не ходит на выборы потому, что все эти   
партии и, в общем-то, физиономии всех наших кандидатов и лидеров, наверное,     
уже в печенках у них сидят?! Почему мы заставляем беспартийных идти и           
голосовать за партию в таком случае?                                            
                                                                                
Многих из нас учили, что, когда люди не могут работать, они постоянно что-то    
перестраивают, всё время что-то выдумывают заумное, всё время мутят воду,       
вместо того чтобы хотя бы в действующей уже системе начинать выполнять строго   
и четко свои должностные обязанности, свои функции и отвечать за их             
выполнение или невыполнение.                                                    
                                                                                
На мой взгляд, как вначале я уже сказал, предложенный законопроект в            
очередной раз доказывает ущербность проводимой в стране политической реформы,   
навязываемой реформы политической системы, которая и так уже на ладан дышит     
и, в общем-то, не удовлетворяет никого или по крайней мере большинство          
населения нашей страны. Мы будем голосовать против и считаем, что если          
небезразлично относятся депутаты к этому вопросу - строительству новой          
политической системы, то они должны задуматься, к чему это всё приведет и чем   
это всё закончится. Закончится это очень плохо.                                 
                                                                                
Если вы хотите, чтобы в партию, в любую, например в правящую партию, пошли      
люди... Через два дня мы будем рассматривать два законопроекта. Один из них     
комитет будет предлагать снять с рассмотрения - о поэтапном повышении           
минимального размера оплаты труда, а второй будем принимать под аплодисменты    
(я уверен, зал будет аплодировать), это предложение правительства поднять       
минимальный размер оплаты труда до 720 рублей с 1 января или с 1 мая будущего   
года. Так возьмите завтра, как правящая партия, примите решение, а мы вам       
поаплодируем и поддержим вас, чтобы минимальный размер оплаты труда был не      
720 рублей, а 1 500 рублей (это даже не прожиточный минимум - 1 500 рублей),    
и сразу приток в партию "Единая Россия" будет, все пойдут записываться и        
говорить: вы смотрите, это действительно наша партия, это партия народная,      
которая защищает людей. Но нет же, нет, беспартийные Кудрин или Зурабов         
предложат завтра вам проголосовать за 720 рублей, и вы все послушно             
проголосуете за это и будете говорить: вот видите, на 120 рублей подняли! А     
то, что профицит уже больше полумиллиарда рублей, - никто даже и говорить про   
это не будет.                                                                   
                                                                                
Я еще раз предлагаю всем задуматься. Когда мы принимаем такие решения... Они,   
на первый взгляд, не очень видные, может быть, но ведут к катастрофе как        
политической системы, так и всего социального устройства нашего общества.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Похмелкин Виктор Валерьевич.                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как вам известно, я не         
являюсь членом партии "Единая Россия", не собираюсь в нее вступать, по многим   
принципиальным вопросам я выступаю в качестве оппонента этой партии, тем не     
менее хотел бы открыто заявить о своей поддержке данного законопроекта.         
                                                                                
Есть два аспекта в нем: первый - это общеполитический, второй -                 
конъюнктурный. Что касается общеполитического. Никто из вас, уважаемые          
депутаты, не будет отрицать, что по партийному принципу формируется             
правительство в очень многих демократических странах, какую ни возьмите,        
независимо от того, избирается ли там парламент по мажоритарной системе или     
по пропорциональной. Определенная партия в условиях политической борьбы         
приобретает доверие граждан, имеет возможность сформировать правительство и     
отвечает за его деятельность. И в состав этого правительства входят, как        
правило, лидеры этой партии, самые яркие публичные политики, именно поэтому     
они в своих партиях занимают, как правило, ведущие должности. Это нормальная    
демократическая практика, и в связи с этим предложение, которое вы сегодня      
сформулировали и вынесли на наше рассмотрение, не противоречит этой практике.   
                                                                                
Не надо путать эту ситуацию с государственной службой, о чем сегодня            
говорили, потому что речь идет о политических должностях, должностях            
председателя правительства, его заместителей, министров. Это должности          
категории "А" по нашему законодательству, или политические должности в          
общеупотребительном смысле слова. На этих должностях всегда должны быть люди,   
отвечающие перед своей партией, в конце концов перед своим народом, который     
проголосовал за данную конкретную партию. Совершенно естественно, что они       
могут и должны быть связаны определенными отношениями с партиями, которые       
получили поддержку на выборах. Ничего страшного, ничего антидемократического,   
ничего, что бы нас возвращало назад, в эпоху монополии партии, я не вижу,       
если, конечно, соблюдаются принципы многопартийности, если, конечно, в стране   
обеспечена нормальная политическая конкуренция, с чем проблема, безусловно,     
есть, но она никак не связана с данным законом.                                 
                                                                                
Второй аспект - конъюнктурный. Да, конечно, после принятия этого закона         
многие министры побегут в партию "Единая Россия". Что страшного, спрошу я       
вас? Разве в том беда, что "Единая Россия" сегодня является правящей партией?   
Беда в том, что она формально только выполняет эту роль, а на деле таковой не   
является. Ведь не секрет, что не эта партия сегодня принимает ключевые          
решения, она только поддерживает, выступает в роли приводного ремня. И          
президент у нас с вами сегодня беспартийный на самом деле, и администрация      
президента в подавляющем большинстве беспартийная, причем в самом худшем        
смысле этого слова, а именно там формируются ключевые решения. Всё должно       
быть с точностью до наоборот: партия получила доверие избирателей, партия       
сформировала правительство и партия отвечает за своих членов в этом             
правительстве и за президента. А у нас с вами такая стыдливая норма в законе    
о выборах президента: Президент Российской Федерации, даже выдвинутый           
партией, приостанавливает лидерство, членство в ней. А почему, спрашивается?    
Нет, пусть несет ответственность он за свою партию, а она - за него, в конце    
концов. И я считаю, что надо идти дальше и вносить эту поправку в закон о       
выборах президента, и тогда получим нормальную партийную систему: одна партия   
- у власти, другие - в оппозиции, критикуют.                                    
                                                                                
Да, есть проблемы, Сергей Николаевич Решульский абсолютно прав, есть проблемы   
с другими демократическими нормами. Есть проблема в том, что сейчас             
политическая конкуренция будет сведена на нет. Но это не потому, что у нас      
сегодня есть монополия одной партии, вовсе нет, а потому, что сегодня           
монополия прямого бюрократического правления, вот почему. Потому, что партии    
крайне слабы и не имеют серьезного влияния на власть. Потому, что, к            
сожалению, партия "Единая Россия" - вынужден это констатировать - зачастую      
своего избирателя видит не в народе, а в Кремле, вот там. И поэтому некоторые   
решения и законы, которые подчас в этом зале принимаются, вызывают серьезный    
протест в нашем обществе. Так что тот шаг, который сегодня делается, - шаг      
честный, шаг вполне цивилизованный, вполне нормальный. Наша с вами задача в     
том, чтобы мы по старой недоброй российской традиции не извратили эту идею и    
не довели до абсурда. Но на это, в конце концов, и есть хоть какая-то           
маломальская оппозиция, она сегодня в Думе существует.                          
                                                                                
Я полагаю, что надо этот закон принять. Надо пожелать "Единой России" стать     
по-настоящему правящей партией и нести в подлинном смысле всю полноту           
ответственности за положение дел в стране. Это поможет нам, не членам "Единой   
России", все-таки критиковать эту партию в полной мере и успешно бороться с     
ней за власть. Предлагаю за проект этого закона проголосовать. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Рыжков Владимир Александрович, пожалуйста.                         
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо. Я просто не успел записаться. Если можно, две минуты по   
данному законопроекту.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Я хотел бы сказать, что Виктор Валерьевич Похмелкин выражал        
мнение значительной части независимых депутатов. Дело в том, что,               
действительно, у нас абсурдная ситуация в стране: президент беспартийный,       
министры в основном беспартийные, непонятно, какая политическая сила отвечает   
за выработку политического курса. Так что эту поправку можно поддержать. Хотя   
Сергей Николаевич Решульский справедливо указал на опасность, которая с этим    
связана: в условиях, когда нет полноценной политической конкуренции в стране,   
может воспроизвестись просто партия бюрократии, партия власти. Это всё мы уже   
проходили.                                                                      
                                                                                
Но у меня есть предложение-вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину в связи с     
этим. Я согласен с Виктором Валерьевичем, что надо идти дальше. Год назад       
президент в своем Послании говорил об идее правительства парламентского         
большинства, и прошлая Дума уже рассматривала такой законопроект, который мы    
вносили с депутатом Лысенко. Дело в том, что наша действующая Конституция не    
препятствует формированию правительства парламентского большинства, и нами      
был предложен соответствующий правовой механизм для этого. В связи с этим у     
нас есть предложение-вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину, к комитету по      
конституционному законодательству: может быть, нам вернуться к этой             
законодательной инициативе, еще раз ее посмотреть, тем более что готовили       
доктора наук, профессора, и тогда уже сделать последний шаг, то есть            
разрешить министрам быть членами партий, разрешить министрам быть               
подотчетными партиям - и это правильно, абсолютно необходимо, - но пойти        
дальше, чтобы уже по итогам следующих выборов в Государственную Думу было       
сформировано правительство парламентского большинства, и тогда будет четко и    
ясно в стране, кто власть, кто оппозиция, какая партия отвечает за министров,   
за правительственный курс, а какие партии этому курсу оппонируют?               
                                                                                
Так что мы поддерживаем данную поправку, но считаем, что мы не должны на этом   
останавливаться, а должны идти дальше, к правительству парламентского           
большинства. Спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ковалёв Олег Иванович, по ведению.                                              
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Я хотел только одно сказать. Спасибо Сергею Николаевичу           
Решульскому за такую заботу о "Единой России", но он всё перевернул в своем     
выступлении с ног на голову. Ведь возможность быть члену правительства в        
руководящих органах той или иной партии - это один из шагов к созданию          
правительства парламентского большинства, это один из шагов, позволяющий        
членам партии, которая победила на выборах, выдвигать их правительство,         
сохраняя при этом их должности, занимаемые в партийной иерархии. Поэтому        
смысл закона был совершенно другой - это один из шагов к формированию           
правительства парламентского большинства. Спасибо.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, по ведению.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я внимательно   
слушала все выступления. Еще раз просто хочу подчеркнуть, что никакого          
запрета сегодня на членство в партии у правительства, у министров, ни у кого    
абсолютно нет. Сергей Николаевич именно это подчеркивал. Поэтому я удивилась    
выступлению Похмелкина.                                                         
                                                                                
Мы еще раз говорим, что этот закон позволит занимать руководящие должности и    
в правительстве, и в той партии, где руководитель состоит. А это и есть тот     
самый административный ресурс, который сегодня незаконно используется,          
которым мы все возмущаемся, а сегодня это позволяем делать.                     
                                                                                
Поэтому Олег Иванович тут совершенно не прав. У нас правительство               
создается... И когда было меньшинство у правящей партии, оно создавало свое     
правительство, и когда большинство. Это будет до тех пор, пока мы не примем     
настоящий закон о правительстве, по которому будут пропорционально              
представлены в правительстве все партии.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, по ведению, пожалуйста.                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Николаевич, я одно маленькое замечание хотел бы   
сделать. Ведь не зря ваши основоположники говорили, что кадры решают всё,       
поэтому нет никакой опасности. И на месте "Единой России" я бы поостерегся      
давать партийный билет, допустим, министру экономического развития, потому      
что ни экономики у нас, ни развития нет. То же самое с пенсионным               
обеспечением. То есть нет смысла таких людей привлекать к партийной             
деятельности. Если им будут давать билеты партийные, то от этого любая партия   
только проиграет.                                                               
                                                                                
А кроме того, есть же нормы в законодательстве, которые запрещают               
использовать преимущества своего должностного положения, поэтому никакой        
опасности в этом я не вижу.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич, по ведению.     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вот спасибо, что Сергей Владимирович мне подсказал и Олег      
Иванович вмешался. Олег Иванович, я, серьезно говорю, очень уважаю вас, но вы   
посмотрите на сегодняшних членов правительства, там ведь на некоторых уже       
клейма партийного некуда ставить. Они уже через столько партий прошли, что я    
лет меньше прожил! Ну какая там ответственность будет? Завтра сменится вдруг    
что-то, изменится настроение нынешнего, действующего президента, полюбит он,    
к примеру, партию "Отчизна - Вся Россия", и все будут в партии "Отчизна - Вся   
Россия", все министры там будут. Я же об этом речь веду. Это конъюнктура,       
понимаете, авторитет не личности, а должности! Нельзя так партии создавать! А   
в остальном вы все правы, особенно Сергей Владимирович. Не знаю, как там        
будет наша правящая партия принимать их в ряды членов правительства.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста, по ведению.                               
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я хотел бы только отметить следующее. Было бы правильно, если    
бы был принят весь комплекс решений для перехода к комплектованию               
правительства парламентского большинства, то есть если бы мы сделали не         
только один шаг, не стояли бы в раскорячку, как вы предлагаете нам - сделать    
один шаг и стоять, занести ногу, а движения нет, - а до конца всю систему       
построили. Потому что действительно то, что сейчас будет происходить внизу,     
будет непредсказуемо. Мы сейчас говорим о правительстве, но это коснется всей   
государственной власти в областях, коснется местного самоуправления, там тоже   
начнутся все вот эти процессы, все будут по полной использовать это право       
административного влияния на все политические процессы. Поэтому если уже        
делать, то надо делать два шага, три шага, четыре шага, то есть комплексно      
входить в эту систему и работать осмысленно, осознанно. Спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному     
представителю правительства? Нет. Полномочному представителю президента? Нет.   
Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику?             
                                                                                
Владимир Николаевич, пожалуйста. Были вопросы, возможно, есть ответы.           
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, спасибо большое за столь заинтересованное       
обсуждение данного вопроса. Легко поднять стенограмму заседания комитета, где   
при решении этого вопроса мы отмечали, в частности, некий положительный опыт    
Коммунистической партии Советского Союза. И поэтому там, где раздавалась        
критика, мы, в том числе, подчеркиваю, отмечали положительный опыт              
Коммунистической партии Советского Союза, которая пронизывала всё общество. К   
сожалению, она была единична в этом качестве. И поэтому те шаги, которые мы в   
настоящее время пытаемся предпринимать или которые мы обозначаем, обусловлены   
нашей заинтересованностью в том, чтобы было несколько политических групп и      
политических партий, которые пронизывали, затрагивали бы все слои общества и,   
самое главное, затрагивали бы все слои общества вне зависимости от этнических   
и клановых различий.                                                            
                                                                                
Спасибо большое за второй совет, который был дан. Действительно, необходимо     
обратить внимание на комплексность подхода. И я думаю, что впредь при           
высказывании аналогичного рода предложений мы будем обозначать не только,       
собственно говоря, ту инициативу, которая была подана в той или иной            
конкретной ситуации, но будем учитывать комплексность подхода.                  
                                                                                
Следующий момент. Я разделяю озабоченность некоторой степенью искусственности   
создания партийной системы, но в то же время хочу обратить внимание на то,      
что искусственность данной ситуации при переходе от одной формы общества к      
другой форме общества является естественной для функций государства и           
аналогичный процесс проходил в ряде других стран.                               
                                                                                
Далее, следующий момент. Действительно, Владимир Александрович Рыжков,          
действительно стоит, и мы проанализируем дополнительно в комитете тот           
законопроект, на который вы обращали внимание. В области партийного             
строительства нам в ближайшее время предстоит обсуждать очень сложные и         
серьезные проблемы, и данный законопроект - это только начало этого процесса.   
                                                                                
И еще один момент. Сегодня я всё больше и больше начинаю сомневаться в          
материализме: действительно, слова, идеи, три слова - они всколыхнули такой     
серьезный пласт! Спасибо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, надо нам определиться по данному законопроекту в первом     
чтении. Закон конституционный.                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0%                                     
Проголосовало против           72 чел.16,0%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Розданы материалы, где есть предложение о принятии данного законопроекта в      
целом.                                                                          
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, по ведению.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Ну, даже по результатам голосования видно, что и во втором, и в третьем         
чтениях пройдет, но вы ограничиваете возможности депутатов внести поправки.     
                                                                                
У меня предложение внести поправку, что данное изменение вступает в силу по     
результатам очередных выборов в Государственную Думу Федерального Собрания      
Российской Федерации. Это как раз объединит предложения коллег Похмелкина,      
Рыжкова и всех желающих создать теперь правительство победившего большинства    
или, как говорится, победившей партии. Как раз в 2007 году новая Дума           
соберется, изберет новое правительство и так далее. Я прошу дать мне            
пятнадцать минут для оформления этой поправки и потом проголосовать ее. Ну      
разве это не логично? Вы же об этом все говорили сейчас - и докладчик, и        
выступавшие.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич.                   
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, было достаточно времени... Сергей Николаевич,   
я прошу прощения сразу, было достаточно времени, для того чтобы определиться    
с данным законопроектом за пределами пленарного заседания. Я предлагаю данное   
предложение Сергея Николаевича отклонить. Спасибо.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ковалёв Олег Иванович, пожалуйста.                        
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемые коллеги, ну, законопроект очень короткий, понятный.     
Нельзя его подвешивать на длительное время и рассматривать в течение            
нескольких месяцев, его надо рассматривать сейчас и принимать сразу в целом,    
потому что мы сразу должны внести ясность в этот вопрос. Обществу должно быть   
понятно, элите общества должно быть понятно, членам правительства должно быть   
понятно, что решение такое принято, и дальше уже каждая партия будет работать   
с членами правительства - приглашать их или не приглашать в члены партии. Но    
такой закон подвешивать и растягивать на двухмесячную перспективу его           
принятие нельзя. Поэтому у меня предложение проголосовать его сейчас в целом.   
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста.       
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. А я тоже возражаю против того, чтобы сегодня принимать в          
окончательном виде, поскольку планирую и хочу использовать свое право внести    
поправку, и не только лично, а от лица избирателей. Я считаю принципиально      
важным провести анализ, получить материал для аналитики и показать, кто из      
министров и из лучших кадров правящей партии в каких партиях уже был, были ли   
они в оппозиционных партиях, или всегда были при кормушке. И я хочу             
сформулировать поправку соответствующим образом, чтобы вот этот момент          
ограничить в том законе, который будем улучшать, скажем так. Поэтому есть       
предложение сегодня не принимать в целом.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Похмелкин Виктор Валерьевич, по ведению.      
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемые коллеги, у меня большая просьба к вам. Ничего         
страшного не случится, если сегодня этот законопроект не будет принят во        
втором чтении. Ну дайте, действительно, возможность Сергею Николаевичу свою     
поправку направить. Она существенная, она не колеблет концепции. Я, кстати,     
не буду ее поддерживать, сразу хочу сказать, но тем не менее соблюдем все       
нормы. Нет никакой необходимости в сверхспешке: вот сейчас или никогда. Ну      
хотя бы неделю давайте дадим всем желающим на внесение поправок и спокойно      
примем этот закон, чтобы не было никаких претензий к нему с точки зрения        
процедуры.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по ведению - Бабурин Сергей Николаевич.       
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я проголосовал   
за законопроект и считаю нормальным, если у нас и члены правительства будут     
партийные, и президент будет партийный, но давайте все изменения вносить всё    
же максимально корректно, чтобы нам не было неловко друг перед другом и не      
было стыдно перед страной. Поэтому если есть поправки... Ну ничего не           
случится, если у нас лидеры "Единой России" вступят в партию чуть позже.        
Давайте мы отложим этот вопрос до завершения всех процедур.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Москалец Александр Петрович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, как вы видите, данный законопроект            
предельно понятен и даже для прочтения его текста не требуется значительного    
времени. Вот то, что нам предлагается сегодня, - по сути дела, нам понятна      
эта поправка, но в случае ее принятия мы фактически можем получить ситуацию,    
когда документ будет юридически безразличным, а такого допустить мы не можем.   
                                                                                
Я полагаю, что с учетом мнения комитета мы можем перейти к рассмотрению и       
принятию данного закона в целом. Спасибо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я депутат в первом созыве пока, и поэтому я     
все-таки хотел бы, чтобы докладчик сообщил, не нарушаем ли мы все-таки          
Регламент. Потому что, как говорил Котенков, бывший представитель президента    
у нас, в Думе, потом могут быть претензии, что закон принят с нарушением        
Регламента, и он как бы просто недействителен будет.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Еще раз Ковалёв Олег Иванович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемые коллеги, я даю разъяснение Регламента. 119-я статья,    
часть восьмая, говорит о том, что в случае принятия законопроекта в первом      
чтении председательствующий может поставить на голосование предложение          
ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и         
третьего чтений, при наличии заключений Правового управления Аппарата           
Государственной Думы. Все эти заключения есть. Предложение ответственного       
комитета есть. Председатель должен сейчас поставить на голосование              
предложение ответственного комитета. Если оно не пройдет, тогда рассматриваем   
по процедуре обычной. Такая практика у нас испокон веку существует, и это не    
противоречит ни Регламенту, ни Конституции, ни законам. Спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, спасибо. Но дальше там, в Регламенте, прописано, что       
если есть возражения и если есть поправки депутатов оглашенные, то              
рассматриваются и поправки. Ну дайте время!                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, читаю Регламент: "Если имеются        
возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет        
каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель       
ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по      
каждому возражению, либо снять предложение о принятии закона. По окончании      
обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии        
закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного   
комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений".      
Есть регламентные нормы, комитет свою позицию высказал. Если есть               
необходимость еще раз обосновать свои предложения, то я предоставлю слово, до   
трех минут.                                                                     
                                                                                
Я вижу: по ведению - Попов Сергей Алексеевич. Пожалуйста. Это, наверное, по     
карточке Попова - Задорнов Михаил Михайлович. Пожалуйста.                       
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Вот мы в принципе              
проголосовали за принятие в первом чтении, я имею в виду независимых            
депутатов. Мы проголосовали, мы поддерживаем в принципе идею того, что          
правительство должно формироваться парламентским большинством, чтобы была       
нормально работающая политическая система. Но текст принят в первом чтении,     
очевидно, мы должны посмотреть его с точки зрения юридических норм. Каждый      
депутат имеет право внести поправку, он может сделать что-то позитивное с       
точки зрения идеи, цели закона. Я Олега Ивановича в этом смысле не вполне       
понимаю. Ну что случится в нашей стране, если этот законопроект будет принят    
во втором и третьем чтениях через месяц? Ну это будет нормальная                
парламентская процедура рассмотрения ключевого вопроса строительства            
политической системы! Зачем мы сами себя каждый раз вот такими действиями,      
такими регламентными нормами просто фактически унижаем, лишая... (Микрофон      
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, понятна позиция.                                 
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста.          
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я хотел просто понять: вот я поправку сейчас могу вносить? Я      
хочу внести поправку: данная норма не распространяется на лиц, которые уже      
были до этого членами двух или (ну, можно посчитать) трех партий. Или не могу   
я сейчас внести эту поправку? Вот пусть Ковалёв растолкует. Или с голоса        
вносить? Можно или нельзя?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Ковалёв Олег Иванович.               
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемые коллеги, ну очевидно, что никто сейчас, конечно,        
никаких поправок вносить не может. Но есть предложение ответственного           
комитета, ответственный комитет его не снял, и в соответствии с Регламентом,    
уважаемый Борис Вячеславович, я прошу поставить на голосование. Все             
возражения уже высказаны. Надо поставить на голосование и определиться          
голосованием. Если предложение комитета не проходит, тогда законопроект идет    
по обычной процедуре. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, была предоставлена возможность всем   
возражающим выступить, обосновать свою позицию, до трех минут. Все позиции      
высказаны. Я хочу сейчас услышать, мнение комитета изменилось или не            
изменилось? Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Мнение комитета не изменилось. Более того, я только что поднял     
материалы и посмотрел даты, когда материалы раздавались депутатам и когда       
были представлены соответствующие заключения, в частности заключение            
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Всё это произошло 30        
сентября. Таким образом, я полагаю, что было вполне достаточно времени для      
того, чтобы надлежащим образом реагировать на предложенный текст. Поэтому мы    
не снимаем предложение о принятии данного законопроекта в целом.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться сначала голосованием по         
поводу...                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, предложение комитета остается в силе, то есть     
предложение исключить процедуры второго и третьего чтений и принять в целом.    
То есть фактически мы голосуем сейчас о принятии закона в целом. Для            
голосования в целом объявляется "час голосования". И еще раз напоминаю          
депутатам, что это конституционный закон. Ставится на голосование: принять      
проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 11   
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в   
целом.                                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4%                                     
Проголосовало против           69 чел.15,3%                                     
Воздержалось                   13 чел.2,9%                                      
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3747 по 3749 из 4589
Для стенограммы: депутат Зяблицев голосовал по предыдущему закону за, у него    
нет карточки. Я не спросил, у кого нет карточек.                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4382 по 4391 из 4589
БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, при рассмотрении пункта 4 повестки дня сегодняшнего          
пленарного заседания при голосовании проекта закона об изменениях в закон "О    
Правительстве Российской Федерации" в первом чтении я проголосовал за.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается к сведению.