Заседание № 289
25.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 806731-6 "О внесении изменений в статью 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части деофшоризации российской экономики).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6801 по 7021 из 7378
Следующий, 37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 110 Федерального закона "О несостоятельности...", статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Докладывает Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги, в своём ежегодном послании президент Владимир Владимирович Путин объявил о борьбе с офшорными компаниями. Вы знаете, что именно по его инициативе был закрыт доступ к госзаказу всем офшорным компаниям. Вот в развитие этой темы и был разработан настоящий законопроект, которым мы предлагаем внести поправки в три закона сразу - "О несостоятельности (банкротстве)", "О приватизации..." и "Об исполнительном производстве". Проектом закона офшорным компаниям и российским юридическим лицам, доля участия офшорной компании в которых составляет более 25 процентов, предполагается запретить покупку имущества через механизмы приватизации, исполнительного производства и банкротства. Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал законопроект, но его не поддержал Комитет Государственной Думы по вопросам собственности. В принципе законопроектом предполагается запретить офшорным компаниям и юридическим лицам с участием офшорных компаний покупать государственное и муниципальное имущество в процессе банкротства, исполнительного производства или приватизации. Аргументы членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Госдуме следующие. По первому аргументу. Если не допускать офшорные компании, то станет меньше покупателей и выше цена - ну в принципе это же хорошо, пусть при меньшем количестве покупателей будет высокая цена: у должников будет больше возможностей расплатиться с долгами. По другому аргументу. Зачем государственное и муниципальное имущество передавать сразу в офшорные зоны? Если мы объявили о борьбе с офшорами, то и не надо им передавать ничего, надо их как раз отсечь, чтобы никакое государственное и муниципальное имущество не попадало к ним в руки. Также есть аргумент: будет установлен неравный правовой режим между российскими и иностранными компаниями - а он у нас и так неравный: нам объявили, можно сказать, импичмент, мы уже третий год под санкциями, какое может быть равенство? Они нам санкции, а мы им свободный режим? Раз они нам санкции, то и мы запретим иностранным компаниям, особенно в офшорах, скупать наше государственное и муниципальное имущество, как раз об этом президент и говорил. Кроме того, нужно сказать, что предприятий государственных, с участием государства или муниципалитета у нас осталось крайне немного - 28 тысяч, а государственных - 3,5 тысячи. Так что они никакого влияния на торги не окажут, и никакую конкуренцию в принципе не усилит принятие этого закона, а только обезопасит наше муниципальное и государственное имущество от попадания под юрисдикцию офшорных зон, вот и всё. Я просил бы проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский, пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Члены Комитета по вопросам собственности, не только члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", разделяют мнение авторов законопроекта, что действительно существует необходимость принятия дополнительных мер законодательного характера по деофшоризации российской экономики, однако концепция предложенного законопроекта, по мнению членов Комитета по вопросам собственности, не может быть поддержана по следующим основаниям. Запрет покупать государственное и муниципальное имущество российским юридическим лицам, в капитале которых доля офшорных компаний составляет лишь 25 процентов, представляется необоснованным, поскольку согласно Гражданскому кодексу, федеральным законам "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" контроль за деятельностью хозяйственных обществ предоставляет пакет акций (долей в уставном капитале), превышающий 50 процентов. Кроме того, законопроект не учитывает возможность иных, не связанных с прямым участием в уставном капитале механизмов контроля одного юридического лица за деятельностью другого, в частности посредством заключения различных соглашений, идентичного состава физических лиц - учредителей, для такого скрытого участия офшорных компаний никаких запретов законопроектом не вводится. Ограничение состава потенциальных покупателей государственного имущества должно учитывать специфику отчуждаемого государственного и муниципального имущества, например, относится ли последнее к стратегически значимому и предназначенному для обеспечения безопасности страны или для защиты конституционных прав граждан. В связи с этим представляется неоправданным запрет на участие иностранных компаний, даже офшорных и контролируемых ими российских юридических лиц, в приобретении объектов имущества, не имеющих указанного значения, к примеру зданий, сооружений, складов, а также акций небольших акционерных обществ, где мы могли бы увидеть привлечение дополнительного капитала с целью развития. Уменьшение числа потенциальных покупателей, на наш взгляд, повлечёт за собой снижение стоимости продаваемого государственного и муниципального имущества, тем самым будет нанесён ущерб доходной части бюджетов всех уровней. Николай Васильевич, вы об этом в своём выступлении сказали. По аналогичным причинам не может быть поддержан абсолютный запрет на продажу государственного имущества в ходе внешнего управления при банкротстве. Комитет отмечает, что законопроект не предусматривает каких-либо ограничений при продаже государственного и муниципального имущества в ходе процедуры конкурсного производства при банкротстве, а ведь именно во время этой процедуры осуществляется продажа основной массы имущества организации-должника. Законопроект содержит также ряд юридических противоречий. В частности, поправкой к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" предлагается запретить участие офшорных компаний и подконтрольных им российских юридических лиц в приватизации имущества акционерных обществ, доля государственной или муниципальной собственности в уставных капиталах которых превышает 50 процентов. При этом не учитывается, что в соответствии с упомянутым федеральным законом приватизация - это возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества, в то время как имущество акционерных обществ, в том числе с участием государства, находится в собственности самих акционерных обществ и его отчуждение не является приватизацией. Комитет, члены Комитета по вопросам собственности просят вас, коллеги, отклонить законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Депутат Заполев, пожалуйста. ЗАПОЛЕВ М. М. Мне совершенно непонятна общая постановка вопроса: президент говорит, что нужно навести порядок с этим институтом, а "ЕДИНАЯ РОССИЯ", его детище, говорит, что не надо это делать. И если вы не поддерживаете это, то что вы можете предложить во исполнение указаний президента? АФОНСКИЙ В. И. Михаил Михайлович, спасибо большое за вопрос. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда поддерживает инициативы президента, и вы об этом прекрасно знаете, особенно что касается деофшоризации российской экономики. Но данный законопроект противоречит ряду федеральных законов и не создаёт дополнительных возможностей для привлечения инвестиций в российскую экономику, не гарантирует защиты в результате принятия определённого инструментария в борьбе с офшорными компаниями - законопроект не решает эти вопросы. Поэтому Комитет по вопросам собственности принял решение обратиться к коллегам с предложением отклонить законопроект, а дополнительные меры нужны, и мы над ними работаем, готов вам доложить по этому вопросу лично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Антон Анатольевич Ищенко выступает. Включите микрофон на рабочем месте. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Я постараюсь кратко, Сергей Евгеньевич. Законопроект, конечно же, правильный, тренд на ограничение взаимоотношений государственных компаний, корпораций, муниципальных учреждений с офшорными компаниями абсолютно верный, потому что есть примеры, ярко свидетельствующие, что собственность, которая должна принадлежать в большинстве случаев всем, скажем инфраструктурные системы, водоканалы, энергоснабжающие компании, аэропорты часто оказывается в руках офшорных компаний, - это, к сожалению, наша действительность. И когда население начинает предъявлять претензии к работе таких компаний, оказывается, что предъявлять их практически некому, потому что эти предприятия уже относятся к юрисдикции за пределами Российской Федерации. Фракция ЛДПР аналогичный проект закона вносила в 2013 году, и наши предложения тогда были более развёрнутые, они касались внесения изменений в 229-й и 44-й законы, в законопроекте были досконально проработаны понятия, что такое офшорные компании и компании с офшорной подконтрольностью. Мне кажется, что аргументы комитета, которые прозвучали в содокладе... Это сегодня не совсем применимо, замечания комитета по нашему законопроекту, который отклонила своим большинством фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" при голосовании в 2014 году, вполне могли бы быть учтены сейчас. Мне кажется, есть смысл всё-таки более внимательно рассмотреть эти предложения, и, если есть какие-то недостатки, их можно устранить ко второму чтению, то есть просто надо доработать законопроекты. И было бы логично принять проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс...", который вносила фракция ЛДПР и который касался ограничений государственной поддержки компаниям с офшорной подконтрольностью. К сожалению, наш законопроект был отклонён, но при этом был принят закон, внесённый членами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Абсолютно такой же подход и по внесению изменений в 44-й закон! Как мне кажется, надо всё-таки внимательно относиться к предложениям... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ИЩЕНКО А. А. Я, собственно, закончил. Мне кажется, просто надо внимательнее рассматривать законодательные инициативы, которые вносятся оппозиционными партиями, так как они, как выясняется, опережают в том числе предложения правящей партии. И наверное, в течение двух лет, которые прошли после выступления президента, можно было бы уже принять меры, направленные на борьбу с офшорными компаниями, а не рассуждать до сих пор о важности или неважности этих проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше желающих выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 14 сек.) Проголосовало за 136 чел.30,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 136 чел. Не голосовало 314 чел.69,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.