Заседание № 268
О проекте федерального закона № 806669-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в целях устранения внутренних противоречий в Семейном кодексе, а также приведения в соответствие положений Гражданского кодекса положениям Семейного кодекса; принят в первом чтении 25 сентября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Ольга Георгиевна Борзова. Пожалуйста. БОРЗОВА О. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию во втором чтении предлагается законопроект, который был рассмотрен в первом чтении 25 сентября текущего года. За этот период комитет подготовил данный законопроект ко второму чтению. К законопроекту поступило семнадцать поправок, которые были рассмотрены комитетом 1 декабря: шестнадцать из них одобрены, рекомендуются к принятию и входят в таблицу поправок № 1, а одна поправка рекомендована к отклонению, она включена в таблицу поправок № 2. Комитет просит рассмотреть и утвердить таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 33 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 57 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Ольга Георгиевна, пожалуйста. БОРЗОВА О. Г. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все виды экспертиз, Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по нему не имеет, поэтому в случае принятия данного законопроекта во втором чтении комитет просит принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 58 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 25 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 252
О проекте федерального закона № 806669-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий". Елена Борисовна Мизулина докладывает. Пожалуйста, Елена Борисовна. Пока Елена Борисовна поднимается на трибуну, напоминаю, что перерыв будет объявлен в 15 часов. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я выступаю и от имени авторов, и от имени комитета. Данный законопроект готовился долго и имеет очень высокую степень согласования: он готовился комитетом по вопросам семьи совместно с временной рабочей группой при Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей при Президенте Российской Федерации. Напомню, что Семейный кодекс Российской Федерации, в который данным законопроектом предлагается внести поправки, был принят в 95-м году. С тех пор в кодекс системно поправки не вносились, а часть его положений устарела. Он противоречит новому российскому законодательству и, конечно, требует обновления. Благодаря большому количеству дискуссий, обсуждений с экспертным сообществом, с лучшими специалистами в области семейного права в России к данному законопроекту было отобрано четырнадцать поправок, которые наименее спорны, вернее, подавляющее большинство из них споров практически не вызывает, эксперты солидарны с тем, что они должны быть внесены в первую очередь. Условно эти четырнадцать поправок можно разделить на четыре группы. Первая группа поправок устраняет внутренние противоречия в Семейном кодексе Российской Федерации. Ну, например, в 2008 году в Семейном кодексе появилась глава 22, которая предусматривает порядок устройства детей-сирот в организации для детей-сирот, а в статье 2 Семейного кодекса, где речь идёт о том, что же регулирует данный Семейный кодекс, такого рода отношения не предусматриваются. Три поправки среди тех, которые предлагается внести, направлены на то, чтобы устранить противоречия Семейного кодекса Гражданскому процессуальному кодексу, такие моменты, которые юридически просто некорректны. Ну, например, в Гражданском процессуальном кодексе сказано, что производство по делу о расторжении брака возбуждается судом, суд принимает это решение, а в Семейном кодексе написано, что это делает супруг женщины; речь идёт о статье 17 Семейного кодекса, в которой предусматривается запрет на возбуждение дела о расторжении брака супругом во время беременности женщины и в течение года после рождения ребёнка. Мы устраняем эту некорректность и, соответственно, неблагоприятные последствия, к которым такая норма приводит сегодня в реальной практике. Пять поправок, то есть третья группа условной классификации предлагаемых поправок, направлены на то, чтобы устранить противоречия Семейного кодекса другим федеральным законам, прежде всего федеральному законодательству об исполнительном производстве. Напомню, что это законодательство было обновлено, Государственная Дума над ним много работала, и даже в Гражданском процессуальном кодексе сегодня ссылки именно на законодательство об исполнительном производстве, а в Семейном кодексе по-прежнему отсылки к гражданскому процессуальному законодательству, в котором ничего об исполнении не говорится, то есть норма как бы никуда! Ну, и две поправки - в статью 62 и 69 Семейного кодекса - содержательные, они направлены на устранение пробелов. Сегодня, к сожалению, растёт число случаев, когда несовершеннолетние дети становятся несовершеннолетними родителями. А Семейный кодекс предусматривает, что таким несовершеннолетним родителям, не достигшим 16 лет, органы опеки и попечительства вправе назначить опекуна. Очевидно, что, хотя такие молодые люди и стали родителями, они сами ещё во многом дети, им нет даже 16 лет, поэтому здесь должно быть не просто право назначить или не назначить опекуна, это должно быть обязанностью, и, конечно, приоритет должны иметь совершеннолетние родители таких детей. Это поправка в статью 62. И в статью 69 Семейного кодекса поправка, касающаяся расширения перечня оснований для лишения родительских прав. Сегодня в интересах ребёнка может быть лишён родительских прав тот родитель, который совершил преступление в отношении ребёнка либо в отношении супруга, но реальность такова, мы с вами знаем, что есть очень большое количество семей, где родители в браке не состоят, и если один из родителей ребёнка совершил преступление в отношении другого родителя, с которым он в браке не состоит, то это не является основанием для лишения родителя, совершившего преступление, родительских прав. Это нелогично и не соответствует интересам ребёнка. Предлагается такого рода пробел тоже устранить. Поступили отзывы и замечания из 67 субъектов Российской Федерации, они положительные. Поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации, он тоже положительный. Есть замечания, они резонные, но комитет ко второму чтению все эти замечания учтёт. Мы просили бы поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю. Елена Борисовна, у меня всё-таки вызывает некое сомнение вот это определение - что муж не вправе без согласия жены обращаться в суд. Ну я не понимаю, каким образом мы вообще можем лишить гражданина права обращаться в суд! Это первое. И второе. А если мы рассмотрим ситуацию с другого конца и беременная супруга обратится в суд c заявлением о расторжении брака - как это будет выглядеть? МИЗУЛИНА Е. Б. Василий Юрьевич, это замечание высказало, в частности, правительство в своём отзыве. Но я хочу обратить внимание на юридические нюансы, которые очень важны. Одно дело - возбудить производство по делу, что может суд (а по Семейному кодексу пока муж), и другое - подать заявление о том, чтобы соответствующее решение было принято судом, например о принятии иска или какого-то заявления к производству суда. Так вот запись в Семейном кодексе о том, что именно муж не имеет права "возбудить дело" - вместо "подать заявление", - сегодня вылилась в следующее. Да, суд не будет рассматривать это дело сегодня и в соответствии с нынешнем Семейным кодексом, но заявление-то подаётся, муж может его подать, и копия заявления посылается второй стороне, то есть беременной женщине либо женщине, кормящей грудью. А что это такое - узнать беременной женщине о том, что её муж подал заявление о расторжении брака в суд? Вы просто представьте себе, это же психически... У неё и так очень серьёзные нагрузки: вынашивание ребёнка или переживания после рождения ребёнка, а тут ещё и такого рода заявление! Да, это юридический нюанс, но он очень важный. Если же мы запишем, что муж не вправе подать заявление о расторжении брака в период беременности своей супруги либо в течение года после рождения ребёнка, то в этом случае это заявление - даже если он его и подал - не пошлют беременной женщине, то есть она будет спокойно вынашивать беременность и рожать ребёнка. Возможно, лучше как-то иначе записать. Я вам скажу, что это замечание правительства из официального отзыва мы обсуждали, но пока не пришли к единому мнению, к единой редакции, но мы её найдём. Но нюанс кроется именно в том, что, если не ввести ограничение, связанное именно с подачей заявления, тогда копию этого заявления, что сейчас и происходит, присылают супруге, - ну и что получается? Да, суд не рассматривает дело, но материалы-то к ней уже поступили, и она уже начинает по этому поводу переживать. Поэтому, естественно, надо продумать, чтобы всё-таки норма работала, и работала с учётом того смысла, который в принципе заложен в Семейном кодексе, чтобы оградить женщину во время беременности и в течение года после рождения ребёнка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горовцов Дмитрий Евгеньевич. ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемая Елена Борисовна, вы правильно сказали о системном характере вносимых изменений, которые мы сейчас рассматриваем на заседании Государственной Думы. Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы целесообразным, может быть, к рассмотрению во втором чтении оформить в виде поправки установление запрета на заключение брака между лицами одного и того же пола, в том числе в случаях изменения пола лицом? МИЗУЛИНА Е. Б. Такой законопроект уже есть в Государственной Думе, в нашем комитете по вопросам семьи, и, по-моему, вы как раз один из его авторов - в рамках того законопроекта мы и будем рассматривать. В соответствии же с концепцией данного законопроекта - посмотрите, в его названии уже заложена суть: "в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий", - ещё раз повторяю, предусмотрены только те поправки, которые сегодня у экспертного сообщества, общественных организаций, которые занимаются вопросами семьи и детей, не вызывают споров. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что поправки в Семейный кодекс - это то, что не оставляет равнодушным практически ни одного россиянина. Наш комитет в этом смысле подвергается очень большому давлению, поступают письма, обращения, звонки, когда предлагаются даже малейшие поправки в Семейный кодекс, и, наверное, поэтому он так давно не менялся. Сюда поправки надо вносить очень осторожно, обсуждая, встречаясь и с экспертами, и с общественностью, и в рамках концепции данного законопроекта мы договорились, что за пределы поправок, которыми действительно устраняются явные, бесспорные противоречия, уже отжившие нормы и которые не являются настолько дискуссионными по содержанию и по смыслу, мы не выйдем. Поэтому я полагаю, что эти договорённости надо соблюдать, иначе мы просто можем вызвать такой шквал общественного недовольства, что сами потом не будем знать, как с этим справиться. А поправки, о которых вы говорите, надо рассматривать в рамках отдельного законопроекта, он у нас есть, совершенно справедливый законопроект, надо обсуждать и надо решиться, чтобы эти поправки тоже последовательно были внесены в Семейный кодекс, но это отдельная тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сокол Святослав Михайлович. СОКОЛ С. М. Елена Борисовна, говоря о несовершеннолетних родителях, вы сказали, что приоритет опекунства имеют родители этих детей, - а если они оба из детского дома? МИЗУЛИНА Е. Б. Очень хороший вопрос, Святослав Михайлович. Кстати, пока в редакции, в которой мы сегодня принимаем в первом чтении, не записано вот это положение о приоритетном праве родителей стать опекунами своих несовершеннолетних детей, не достигших 16 лет, этого положения нет. Это положение, или предложение, было сформировано экспертами уже в ходе обсуждения данного законопроекта, и мы абсолютно с этим согласны и уже даже участвовали в формулировании будущей редакции этой статьи. Вы дополняете ещё одним положением, касающимся детей, у которых нет родителей, детей-сирот, - и в отношении их тоже нужно решать, но, поскольку это полномочие органов опеки и попечительства, они будут принимать решение, кто может быть назначен в качестве опекуна. Но у этих детей, как правило, есть опекуны, они не могут быть без законного представителя: если это организация для детей-сирот - значит, это администрация данной организации, если это приёмная семья - значит, это приёмные родители. Ребёнок-сирота без опекуна - это сегодня в России невозможно, и я хочу поблагодарить Государственную Думу за то, что проблема беспризорности, безнадзорности неактуальна, сегодня этой проблемы нет. Вы не увидите сегодня детей-попрошаек, а если даже вы их увидите, то это просто нонсенс - тут же все подключаются, общественность... Того, что было ещё несколько лет назад, когда действительно очень большое количество детей жили на улицах и попрошайничали, можно было видеть эти картины, - сегодня этого нет, поэтому я... Но надо подумать о том, что может возникнуть ситуация, когда у ребёнка-сироты, не достигшего 16 лет, нет приёмного родителя или когда приёмный родитель или опекун не выполняет функции опекуна должным образом (что скорее может быть), ребёнок предоставлен сам себе, - и вот тогда речь может идти о замене такого опекуна, и, может быть, это тоже надо будет специально прописать. Я вас благодарю за то, что вы обратили внимание на это направление, за желание внести поправку в данную статью, мы обязательно это обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Чиркова Ирина Александровна. ЧИРКОВА И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Позвольте сказать пару слов в поддержку Елены Борисовны - безусловного знатока Семейного кодекса нашей страны. Все члены нашего Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, безусловно, поддержали эту инициативу. Обилие точечных предложений может создать впечатление, что это технический законопроект, однако здесь есть очень важные вещи, которые позволят нашим семьям, особенно молодым, обеспечить своё благополучие, свою безопасность. В частности, это касается как раз вопроса обязательств органов опеки назначать попечителей для несовершеннолетних родителей, и это особенно актуально сейчас, когда в наших субъектах стали принимать законы о снижении брачного возраста до 15 лет, до 14 лет. Вопросы и предложения мы обязательно рассмотрим ко второму чтению, но сейчас нет никаких сомнений в том, что законопроект нужно принимать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борзова Ольга Георгиевна. БОРЗОВА О. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит концепцию данного законопроекта исходя из следующих соображений. Вы знаете, что в последние годы приоритетом внутренней государственной политики является приоритет семьи. Вы знаете, что приняты первые очень ответственные документы - это Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и создан координационный совет при Президенте Российской Федерации. Название данного законопроекта предусматривает внесение изменений, которые будут способствовать не только ликвидации пробелов в Семейном кодексе, но и корреляции отдельных норм Семейного кодекса, который, как говорила докладчик, был принят значительно раньше, с нормами новых федеральных законов. Вместе с тем фракция отчётливо понимает необходимость доработки данного законопроекта. при обсуждении законопроекта на заседании комитета и экспертным сообществом были представлены конкретные замечания, которые отразились и в поступивших заключениях, и в вопросах депутатов сегодня на пленарном заседании, - всё это требует детальной работы и различных согласований. Исходя из этого фракция поддерживает концепцию данного законопроекта с учётом тех замечаний, о которых я говорила. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Не выступают. Автор? Комитет? Включите микрофон на трибуне. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы ещё раз просим поддержать данный законопроект. И хочу также обратить внимание на то, что это первый законопроект в системе законопроектов, вносящих поправки в Семейный кодекс, которые будут вот так же серьёзно, детально готовиться Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей совместно с рабочей группой Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей и с Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Этот законопроект проходил там обсуждение и потом получил письменное заключение. От имени нашего комитета я могу вам сказать, что мы будем делать эту работу основательно, серьёзно, последовательно. Достигнута даже договорённость относительно темы последующих законопроектов: все они охватываются одним большим документом - концепцией совершенствования семейного законодательства, которая прошла большое обсуждение и одобрена Координационным советом по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Мы приглашаем к обсуждению этих законопроектов. При подготовке данного законопроекта ко второму чтению хотелось бы, конечно, не выходить за пределы его концепции: давайте самое бесспорное внесём, а дальше будем дискутировать по более сложным вопросам, связанным в том числе и с родительской властью, и со взаимоотношениями детей и родителей. Ещё раз просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 40 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.