Заседание № 18
О проекте федерального закона № 806166-7 "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (по вопросу дополнительной социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в местах лишения свободы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Доклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Речь идёт о дополнительной социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в местах лишения свободы. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 27 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается единогласно в третьем чтении.
Заседание № 17
О проекте федерального закона № 806166-7 "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (по вопросу дополнительной социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в местах лишения свободы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен в целях приведения в соответствие положений Уголовно-исполнительного кодекса и Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ко второму чтению в комитет поступило пять поправок, все они объединены в таблице поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. Комитет рекомендует принять таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 56 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 20 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 358
О проекте федерального закона № 806166-7 "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (по вопросу дополнительной социальной поддержки находящихся в местах лишения свободы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 34, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Доклад Валентины Николаевны Пивненко. Пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" подготовлен для синхронизации положений Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы исполнения наказаний при получении осуждёнными, относящимися к категории лиц из числа детей-сирот, профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения. Положениями действующего федерального закона № 159 закреплено право за лицами из числа детей-сирот на предоставление полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования или при прохождении ими профессионального обучения. В системе учреждений исполнения наказаний созданы образовательные организации, в которых осуждённые, в том числе лица из числа детей-сирот, получают профессиональное образование или проходят профессиональное обучение. В случае смерти родителей (единственного родителя) лицам из числа детей-сирот, в том числе осуждённым, при получении профессионального образования или при прохождении профессионального обучения предоставляются пенсии по потере кормильца. Согласно статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осуждённые, получающие заработную плату и пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены. Законопроектом предлагается исключить обязанность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, по возмещению указанных расходов. В приложении к законопроекту - финансово-экономическом обосновании - говорится, что дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета, при принятии этого закона не потребуется. Для того чтобы состыковать действующий закон и положения Уголовно-исполнительного кодекса, мы предлагаем вот такую норму сегодня принять. Прошу вас поддержать, уважаемые коллеги, потому что это даст дополнительные гарантии детям-сиротам, получающим профессиональное образование и подготовку и находящимся в исправительных учреждениях Российской Федерации. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Валентина Николаевна подробно рассказала о сути законопроекта. Я хотел бы только остановиться на тех замечаниях, которые есть у нашего комитета. Комитет, рассмотрев данный законопроект, отмечает следующее. Действующее законодательство обеспечивает право каждого человека на образование, гарантирует недопустимость дискриминации в сфере образования, вместе с тем уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд особенностей, касающихся получения осуждёнными к лишению свободы профессионального образования и прохождения ими профессионального обучения. Так, согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" основные профессиональные образовательные программы предусматривают получение среднего профессионального и высшего образования в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, однако лицам, осуждённым к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования по заочной форме обучения с учётом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Также следует отметить, что на полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации зачисляются не только лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К сожалению, законопроектом данная категория граждан не охвачена. Исходя из того что предлагаемые в законопроекте изменения направлены на дополнительную поддержку уязвимой категории осуждённых, Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию данного законопроекта. И с учётом того, что есть положительные отзывы Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, комитет рекомендует данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемая Валентина Николаевна, можно ли узнать, сколько таких матерей и отцов сегодня в местах лишения свободы и сколько детей, какое количество детей сегодня нуждается в такой поддержке? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. В данный момент у меня такой статистики нет. Я готова её получить и представить вам, Николай Михайлович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Валентина Николаевна, вы в своём докладе сказали всё правильно. Может быть, это была оговорка, потому что потом, когда содокладчик стал расшифровывать, я понял, что всё-таки ваше высказывание не совсем соответствует тексту законопроекта. Вы сказали: дети-сироты, оставшиеся без родителей, без возможной поддержки, в том числе находящиеся в местах лишения свободы. Но, как я понимаю, это касается только детей, которые либо сами находятся в местах лишения свободы, либо родители их находятся в местах лишения свободы. Почему бы это не распространить - правильно было бы! - на всех детей, и на тех, которые не в тюрьме и родители которых не в тюрьме? Ну, понятно, что родители по разным причинам отсутствуют, но все дети-сироты, на мой взгляд, должны получать такую поддержку, а не только те, которые находятся в местах лишения свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, такие меры поддержки для детей определены действующим федеральным законом, на который я ссылалась, - № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года. Данная законодательная инициатива распространяется на тех детей, которые получают образование, находясь в местах лишения свободы, и которые получают заработную плату или пенсию, они освобождаются от выплат, как сказано в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Я только хотел бы ещё добавить, что в соответствии с данным законопроектом освобождение от выплат касается осуждённых лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вот они освобождаются от возмещения стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены. Для всех детей мы такое освобождение просто не можем принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые Валентина Николаевна и другие авторы данного проекта! Я невольно вспоминаю, как весь созыв мы выходили и от имени нашей фракции просили этот зал принять закон о детях войны. Я не случайно, Валентина Николаевна, задал вопрос о том, сколько у нас сегодня обездоленных детей, какое количество. Детей войны в России было 12 миллионов, сейчас осталось около 10 миллионов. Мы в этом созыве не смогли принять этот закон, хотя его стоимость - ну, по-разному считают - 280-300 миллиардов рублей. Я спросил, сколько таких детей, какое необходимо количество финансов, потому что любой закон стоит денег. Этот закон надо принимать. И в то же время, я думаю, теперь этот созыв уже не сумеет набраться сил, но о детях войны не надо забывать и тем, кто придёт в восьмом созыве в Госдуму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Продолжу ту же самую мысль, тему, которую поднял, когда задавал вопрос: я хотел, чтобы докладчики это осветили, но остался неудовлетворённым. Валентина Николаевна, уважаемые коллеги! Да, мы поддержим этот законопроект, да, детям-сиротам, попавшим в тюрьму, оступившимся, нужно помочь, кто бы сомневался, мы за это. Но я задаю вопрос: почему для тех детей, которые не оступились, - для таких же сирот, которых взяли родственники, бабушки, дедушки, вы говорите, у нас нет денег, чтобы помогать? Я так понял из вашего ответа, что этим не надо помогать обучаться в училище, в техникуме, в вузе, этим не надо, они ещё не оступились, вот когда оступятся, тогда мы им будем помогать. Ну так же не должно быть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Здесь ведь речь идёт об очень простом: когда отбывают наказание осуждённые дети, они получают образование и в соответствии с действующим законодательством все расходы удерживаются у них, то есть у тех лиц, которые получают пенсию либо заработную плату. Получается так, что детям-сиротам выплачиваются пособия и из этих пособий удерживается. Но эти же деньги сиротам нужны! А что касается поддержки других детей, которые не отбывают наказание, - мы только сегодня поддержали закон о том, чтобы была дополнительная поддержка семей, поддержка тех, кто не отбывает наказание. Таких видов поддержки огромное количество, я думаю, что просто, наверное, об этом надо читать и об этом нужно знать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект, с учётом того что он направлен на поддержку детей, детей-сирот, потому что они должны иметь средства на какие-то свои нужды. Просим проголосовать за его принятие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Валентина Николаевна, будете выступать с заключительным словом? Включите микрофон депутату Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Я хотела бы ответить на вопросы, которые задавались дополнительно. Действительно, речь идёт о тех детях, которые находятся в местах лишения свободы, которые работают, которые получают пенсию. Выплаты небольшие, в местах лишения свободы большие суммы заработать невозможно, поэтому освобождение от тех затрат, которые идут на детей и которые высчитываются из их заработной платы, позволит детям не только получать полноценное профессиональное образование и адаптироваться в реальную трудовую, рабочую жизнь, но и при освобождении из мест лишения свободы иметь какие-то средства, на которые они уже начнут жить в совершенно других условиях. Что касается других детей-сирот, да, действительно, на сегодня 159-м федеральным законом, который действует с 1996 года, не только такие меры поддержки определены, но и дополнительные принимаются постоянно, и сейчас опять-таки предусматриваются дополнительные средства для того, чтобы производить эти выплаты. Дети получают пенсии, получают пособия, так же как получают их опекуны. Конечно, не все удовлетворены этими выплатами, однако мы с вами вправе в процессе принятия федерального бюджета, помимо тех важных социальных законов, которые мы дополнительно принимаем, принимать и дополнительные меры финансовой поддержки. Я доверяю мнению Правительства Российской Федерации, которое поддержало данный законопроект и считает, что дополнительных финансовых средств из бюджета на это не потребуется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рафаэль Мирхатимович, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 20 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.