Заседание № 275

18.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 805970-8 "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения условий поступления абитуриентов в образовательные организации высшего образования на базе среднего профессионального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2544 по 3172 из 5425
Коллеги, переходим к 12-му вопросу нашей повестки. Начинаем рассмотрение        
законопроектов первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении        
изменений в статью 70 Федерального закона "Об образовании в Российской          
Федерации". С докладом и содокладом выступит Александр Георгиевич Мажуга.       
Подчёркиваю: доклад и содоклад.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги! Законопроект    
внесён в Государственную Думу депутатами, его подписали депутаты фракций        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", ЛДПР и "НОВЫЕ ЛЮДИ". Это    
очевидный и понятный законопроект, но при этом он очень важен, так как          
конкретизирует процедуру поступления в университет для тех, кто оканчивает      
колледж или техникум.                                                           
                                                                                
Закон "Об образовании..." устанавливает, что приём на обучение по               
образовательным программам высшего образования проводится на принципах равных   
условий приёма для всех поступающих на конкурсной основе, при этом условия      
приёма должны гарантировать зачисление наиболее способных и подготовленных      
абитуриентов, которые готовы осваивать программу высшего образования. По        
общему правилу приём на обучение по программам бакалавриата и специалитета      
проводится на основании результатов единого государственного экзамена.          
                                                                                
Исключение составляет приём на обучение по указанным программам лиц, которые    
имеют среднее профессиональное образование, - такие абитуриенты поступают по    
результатам вступительных испытаний. Напомню, что до 1 сентября 2013 года       
приём в вузы абитуриентов со средним профессиональным образованием был          
возможен только - повторяю: только - по результатам единого государственного    
экзамена. Когда такие абитуриенты поступали на сокращённые программы, тогда     
проводились вступительные испытания. Сокращённые программы - это программы      
того же профиля. Как только такое изменение было внесено в закон "Об            
образовании...", посмотрите, с каждым годом стало увеличиваться число ребят,    
которые поступают в вузы после колледжей: в 2013 году, тогда ещё эта норма не   
работала, их было 29 процентов от общего приёма, в 2017 году - 36 процентов,    
в 2024 году - 42 процента. Сегодня это 424 тысячи абитуриентов, которые имеют   
среднее профессиональное образование, примерно половина из них поступают в      
университет в этот же год, то есть в год окончания колледжа.                    
                                                                                
Существующая система поступления в вузы после колледжей создаёт предпосылки     
для неоправданного преимущества абитуриентов - выпускников колледжей, тех,      
кто учился не по профилю высшего образования, перед теми, кто поступает после   
11-го класса, сдавая единый государственный экзамен. И такие примеры сегодня    
есть - возьмём медицинские университеты: 94 процента абитуриентов, которые      
идут после колледжа, идут по профилю, 3 процента - инженеры, 2 процента -       
экономисты и юристы, есть и живописцы, и портные, и автомеханики, и многие      
другие. Как следствие, вузы берут на себя обязательства по дополнительной       
подготовке указанных лиц в первый год их обучения. Понятно, пришли без          
нормальной базы, поэтому их необходимо доучить до того уровня, с которым        
пришли выпускники 11-х классов.                                                 
                                                                                
Текущий порядок приёма в вуз не способствует преодолению кадрового дефицита     
квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена.           
Президентом Российской Федерации дано поручение из перечня № Пр-589             
об установлении единых требований к приёму на обучение по образовательным       
программам высшего образования независимо от формы получения среднего общего    
или среднего профессионального образования.                                     
                                                                                
Что предлагает наш законопроект? Предлагается предоставить право приёма на      
обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные            
организации высшего образования по результатам вступительных испытаний лицам,   
которые имеют среднее профессиональное образование, направленность (профиль)    
которого соответствует направленности (профилю) программ высшего образования.   
То есть для тех, кто не меняет профиль, ничего не изменится: после              
медколледжа - в медвуз, после педколледжа - в педвуз, после, там,               
радиотехники - в радиоэлектронный университет. Соответствие направленности      
(профиля) программ бакалавриата и специалитета профилю программ СПО вуз         
определит самостоятельно.                                                       
                                                                                
Реализация положений указанного законопроекта будет способствовать: первое,     
повышению уровня ответственности при выборе специальности; второе, повышению    
уровня подготовки абитуриентов; третье, приёму наиболее способных к освоению    
образовательных программ высшего образования, а значит, обеспечит принцип       
равных условий приёма для всех поступающих. Это не приведёт к снижению          
доступности высшего образования, поскольку у нас доступность определяется       
количеством контрольных цифр приёма. Это не приведёт к негативным социальным    
последствиям, поскольку большая часть выпускников колледжей поступают в вузы    
по профилю получения среднего профессионального образования, а если после       
колледжа и после 11-го класса, то эти ребята и так уже сдавали единый           
государственный экзамен, по крайней мере по русскому и по математике.           
                                                                                
Таким образом, рассматриваемый законопроект будет способствовать реализации     
конституционных положений о равенстве при получении высшего образования на      
конкурсной основе и положительно скажется на создании у молодёжи осознанной     
мотивации при выборе своей будущей профессии.                                   
                                                                                
Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает концепцию              
законопроекта, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре        
поддерживает концепцию законопроекта. У Правового управления Аппарата           
Государственной Думы замечаний правового характера не имеется. Правительство    
Российской Федерации поддерживает законопроект. На представленный               
законопроект поступило 18 положительных отзывов от законодательных органов      
субъектов Российской Федерации и 46 положительных отзывов от высших             
должностных лиц субъектов Российской Федерации.                                 
                                                                                
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию рекомендует         
Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, вопросы, коллеги? Есть вопросы.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Переходим к обсуждению законопроекта по процедуре первого чтения,               
подчёркиваю.                                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Прусакова Мария Николаевна.                                         
                                                                                
Подготовиться Смолину, затем Осадчий и Фаррахов.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Сейчас речь идёт о тех выпускниках, которые идут не по профилю. А на сегодня    
есть вообще цифры, данные о количестве таких выпускников, собственно говоря,    
против которых, по сути, этот законопроект будет направлен, которых он          
коснётся? Есть ли эти цифры?                                                    
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Мария Николаевна, спасибо большое за вопрос. Ну, естественно,      
законопроект не направлен против кого-то. Он говорит лишь о том, что для тех,   
кто поступает по профилю, ничего не меняется, они проходят вступительные        
испытания. А те, кто кардинально меняет свой профиль (был на бухучёте,          
захотел стать врачом), - будьте добры, сдайте единый государственный экзамен    
по профильным предметам для освоения программ высшего медицинского              
образования.                                                                    
                                                                                
Конечно, мы проанализировали полный пул всех, кто поступает после получения     
СПО в высшие учебные заведения. Сегодня это 424 тысячи, из которых 198 тысяч    
поступают в первый год. У нас есть полная разбивка, можем сказать, где идут     
по профилю, где нет. Несколько примеров: медицина - 96 процентов по профилю,    
причём, когда мы говорим по профилю, мы считаем, это и фармация, это и          
сестринское дело, все направления, которые имеют отношение к укрупнённой        
группе "Здравоохранение"; юриспруденция - 70 процентов по профилю; педагогика   
- не так много, 50 процентов по профилю; IT-специальности - от 65 до 70         
процентов по профилю; наземный транспорт - 50 процентов по каждой группе;       
сельхоз - около 50.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
Подготовиться Осадчему.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Георгиевич, ну, совершенно понятно, что        
законопроект увязывается с прогнозом Минтруда и направлен на ограничение        
возможностей получения высшего образования. У меня на руках находятся данные    
о трудоустройстве выпускников, официальная статистика: так вот, после           
получения высшего образования по специальности работают 76 процентов, после     
получения среднего профобразования, специалисты среднего звена, - 62            
процента, после СПО, подготовка рабочих кадров, - 58 процентов.                 
                                                                                
Вопрос: может быть, нам всё-таки поднимать трудоустройство рабочих кадров, а    
не ограничивать доступ к высшему образованию?                                   
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Олег Николаевич, за вопрос. Глубокоуважаемый      
Олег Николаевич, законопроект ничего не ограничивает, мы с вами этот вопрос     
уже обсуждали на заседании комитета. Вопрос трудоустройства не находится в      
концепции, в поле действия законопроекта, который мы сегодня обсуждаем. Это     
совсем другой вопрос, который связан с большим числом факторов, начиная от      
социальных гарантий, заработных плат, работодателей. Вопрос трудоустройства -   
это не только вопрос образования, мы все это прекрасно понимаем, и к            
концепции представленного законопроекта он не имеет никакого отношения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Георгиевич, насколько известно, в настоящее время высшие    
учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать вот эти внутренние   
вступительные испытания, в том числе в любой форме. Приняв данный закон, не     
ограничим ли мы тем самым права, которые есть на сегодняшний день у высших      
учебных заведений? Они всегда обладали и должны обладать определённой           
автономией в своих подходах.                                                    
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Николай Иванович, абсолютно правильно. Сегодня    
в законе, в статье 70, написано, что при приёме абитуриентов после СПО в        
высшие учебные заведения форму вступительных испытаний определяет               
образовательная организация самостоятельно. Образовательная организация либо    
проводит вступительные испытания, либо как раз ориентирует абитуриентов на      
то, чтобы они приносили результаты единого государственного экзамена, и ряд     
университетов это делает. Таким образом, ничьи права мы здесь не ограничим -    
мы только конкретизируем в части профиля. Если абитуриент идёт по профилю,      
тогда вступительное испытание или, как сегодня, пожалуйста, если вуз сам        
захочет - это его право, это его автономия, - он выбирает единый                
государственный экзамен, но если абитуриент идёт не по профилю... На самом      
деле мы, анализируя вот этот большой массив данных абитуриентов, которые идут   
после колледжа в университет, прекрасно видели, какие университеты каких        
абитуриентов принимали, и у нас есть группы университетов, которые, мы          
видели, не использовали эту возможность. Поэтому мы конкретизируем: идёшь по    
профилю - ничего не меняется, идёшь не по профилю - будь добр, сдай те          
экзамены, которые необходимы, для того чтобы полноценно освоить программу       
высшего образования.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич. Подготовиться        
Марченко.                                                                       
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Георгиевич, это очень хороший закон. Мотивация              
выпускников профессиональных образовательных организаций к обучению, к          
дальнейшему трудоустройству значительно выше. У меня вопрос о тех               
выпускниках, у которых имеются обязательства по договору о целевом обучении.    
Вы приводили в пример медколледжи - я много работал в этой отрасли: звёзд       
видно сразу, и им предлагаешь учиться в медицинском институте. Как быть в       
этой ситуации? Ведь постановлением правительства № 555 установлены              
ограничения, и у них возникают обязательства. Может быть, есть необходимость    
внести изменение в это постановление, сделав пункт об основаниях для            
безболезненного расторжения договора о целевом обучении, поступления и          
дальнейшего обучения в институте по этой же специальности?                      
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Айрат Закиевич, спасибо большое за вопрос. Мне кажется, вопрос о   
безболезненном расторжении целевого договора, ну, неправильный сам по смыслу.   
Медицинская организация рассчитывает на этого выпускника колледжа, на то, что   
он придёт и будет там работать. Мне кажется, у таких абитуриентов, у которых    
есть целевой договор, один вариант: им, конечно, нужно отработать необходимое   
время в соответствии с целевым договором, потом пойти учиться. Или же, ну,      
как идея: сегодня Министерство здравоохранения предлагает подобную              
конструкцию перехода после специалитета в ординатуру, когда договор с           
заказчиком целевого обучения не разрывается, а просто пролонгируется на время   
обучения, - вот тут, может быть, можно такой вариант рассмотреть, возможность   
перехода после колледжа в медицинский университет. Но всё-таки, мне кажется,    
когда абитуриент заключает целевой договор, он понимает, что после окончания    
образовательной организации он должен будет отработать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марченко Евгений Евгеньевич.                  
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.           
                                                                                
У меня вопрос следующего порядка. Выпускники суворовских и Нахимовского         
училищ - это, по сути, люди, имеющие среднее профессиональное образование. С    
12 лет они учатся, служат, участвуют в парадах на Красной площади, а потом      
вместе со всеми, я имею в виду, со школьниками, на общих основаниях сдают       
ЕГЭ. В принципе это неправильная практика. С момента основания суворовских,     
нахимовских училищ, с 40-х годов, - а я сам выпускник Нахимовского училища -    
мы поступали в высшие военные училища без экзаменов. Как вы считаете, имеет     
ли смысл внести в законопроект поправку на этот счёт?                           
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Евгений Евгеньевич, спасибо большое за вопрос. В соответствии с    
действующим законодательством выпускники военных училищ, организаций, если их   
можно так назвать, среднего профессионального образования, которые упомянуты    
в статье 81 закона "Об образовании...", поступают в военные вузы, сдавая        
вступительные испытания, если же приходит выпускник школы, он сдаёт единый      
государственный экзамен. Концепция данного законопроекта не предусматривает,    
не направлена на какие-то послабления именно для выпускников военных и          
военно-морских училищ.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы завершились. Кто хотел бы      
выступить, есть желающие? Есть.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Спасибо, Александр Георгиевич.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Записывайтесь, записывайтесь. Да, пожалуйста, но у вас    
может быть заключительное слово, вы посмотрите, вы имеете право на              
заключительное слово и как автор, и как докладчик от комитета.                  
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список желающих выступить.                                
                                                                                
Марченко, Смолин.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Марченко Евгений Евгеньевич.                                        
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. С места.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемые коллеги, вот я задал вопрос докладчику - он,           
конечно, неправильно ответил. На сегодня у нас суворовцы и нахимовцы            
поголовно сдают ЕГЭ, то есть никаких специальных вступительных экзаменов они    
не сдают. По моему мнению, практика, когда выпускник Суворовского или           
Нахимовского училища для поступления в высшее военное или высшее                
военно-морское училище должен сдавать ЕГЭ и на общих основаниях с               
выпускниками школ проходить конкурсный отбор, неправильная. Исторически, с      
момента основания (в 1943 году - суворовских, в 1944 году - Нахимовского        
училища), выпускники поступали в высшие военные училища без экзаменов, лучшие   
по успеваемости выпускники имели право выбора высшего военного училища,         
худшие шли туда, где был недобор, и это была справедливая система. Так было     
до введения ЕГЭ. Как выпускник ЛНВМУ, бывший нахимовец, я знаю о чём говорю.    
                                                                                
На сегодняшний день, в связи с тем что выпускники суворовских, Нахимовского и   
кадетских училищ вынуждены сдавать ЕГЭ, половина из них идёт в гражданские      
вузы. При этом Министерство обороны затрачивает в среднем 1,5 миллиона рублей   
на одного выпускника в год, с учётом семилетней программы обучения сумма на     
одного выпускника составляет более 10 миллионов рублей. Из-за необходимости     
сдачи ЕГЭ на сегодняшний день конкурс при поступлении в суворовские,            
Нахимовское и кадетские училища - а, кстати, кадетские училища имеют            
практически все силовые структуры - стал намного ниже, чем когда выпускники     
поступали в высшие военные училища без экзаменов. В случае решения вопроса,     
когда не нужно будет сдавать ЕГЭ при поступлении в высшие военные училища,      
конкурс увеличится в разы. Это, в свою очередь, повысит престиж профессии       
военного, и страна получит много будущих офицеров - защитников Отечества,       
ведь, по сложившейся практике, выпускники суворовских, Нахимовского и           
кадетских училищ реже отчисляются из высших военных училищ, чем выпускники      
средних школ, и чаще становятся офицерами.                                      
                                                                                
Следующий вопрос, который я хотел бы поставить, касается изменений              
действующего законодательства об образовании, когда суворовца, нахимовца или    
кадета невозможно отчислить до достижения им 15-летнего возраста в случае его   
явной неуспеваемости в учёбе, недисциплинированности, а также изменения         
состояния здоровья, при котором он становится негодным к прохождению военной    
службы. Эту порочную практику необходимо менять, так как страна нуждается в     
образованных, дисциплинированных и физически здоровых офицерах.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
От фракции, Олег Николаевич? От фракции.                                        
                                                                                
Поставьте время.                                                                
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы не будем      
поддерживать этот проект закона. В своё время я сформулировал против него       
десять аргументов, сегодня повторю только некоторые. Главное, коллеги, что      
всё хорошее, что может нести этот закон, уже есть в действующем                 
законодательстве, а вот вреда от него точно будет немало.                       
                                                                                
Действительно, сейчас вузы имеют право самостоятельно определять форму          
вступительных испытаний. Я, честно говоря, обзванивая медицинские               
университеты, не нашёл ни одного, который принимал бы студентов непрофильного   
колледжа, но, может быть, это тот самый вуз, про который Вячеслав Викторович    
тут нам недавно говорил, не хочу называть его ещё раз, но давайте примем        
отдельное решение по медицинскому образованию, если такая позиция существует.   
Технические университеты тоже, как правило, принимают почти исключительно       
выпускников колледжей по профилю. А вот что касается педагогических и           
аграрных вузов, около половины абитуриентов принимается, что называется, не     
по профилю. Сейчас мы к этому вернёмся.                                         
                                                                                
Законопроект явно расширяет сферу применения единого государственного           
экзамена, против чего мы выступаем решительно. Коллеги нас просили сегодня      
определиться с нашим отношением к ЕГЭ - мы давно определились. В отличие от     
некоторых наших коллег по оппозиционным фракциям, которые ещё недавно           
предлагали похоронить ЕГЭ и забить осиновый кол в его гроб, а теперь            
выступают за утроение единого государственного экзамена, мы всегда выступали    
за то, чтобы сделать единый государственный экзамен не обязанностью, а          
правом, за добровольность сдачи ЕГЭ. Такая система существовала в России с      
2002 по 2008 год, такая система существует в новых регионах, она применялась    
в Крыму.                                                                        
                                                                                
Почему я сказал про утроение ЕГЭ? Коллеги, это только кажется, что              
сокращается количество экзаменов. На самом деле происходит следующее: до сих    
пор результаты ОГЭ ни на что не влияли, кроме получения аттестата, теперь ОГЭ   
влияет на возможность прохождения на следующую ступень образования, то есть     
он превращается в ЕГЭ. Но ЕГЭ сейчас сдают меньше 40 процентов всех ребят, а    
ОГЭ сдают 100 процентов - вот вам и умножение на 2,5... в 2,5 раза, ну и плюс   
принимаемый сегодня проект закона продолжит эту самую тенденцию.                
                                                                                
Кстати, уважаемые коллеги, я хотел бы задать риторический вопрос: откуда в      
этом зале уверенность, что ЕГЭ повышает качество образования? Доказательства    
тому нет. У меня на руках находятся результаты серьёзных исследований 19        
тысяч студентов с 68 факультетов: есть связь между баллами ЕГЭ и                
успеваемостью на первом курсе, что касается старших курсов, связи практически   
нет.                                                                            
                                                                                
Кстати, коллеги, в этом же зале большинство ЕГЭ не сдавали - вы считаете, что   
ваше образование хуже? Я недавно участвовал в телевизионной программе, где      
ведущие задавали одни и те же вопросы тем, кто сдавал ЕГЭ, и тем, кто его не    
сдавал, - догадайтесь с трёх раз, кто оказался более подготовленным.            
Интересно было бы создать у нас на основе разных фракций команды эрудитов       
старшего поколения и тех, кто сдавал ЕГЭ, - результат был бы довольно           
интересный, коллеги. Расширение сферы применения ЕГЭ качество образования не    
повысит, это наше убеждение.                                                    
                                                                                
Продолжим. В чём ещё заключается вред этого законопроекта?                      
                                                                                
Первое, образование рабочих. Коллеги, невозможно установить профиль, который    
соответствовал бы вузовскому образованию. Сейчас и так не очень много ребят,    
окончивших программы рабочих кадров, поступают в высшие учебные заведения, их   
10 процентов от 18 процентов тех, кто учится по программам подготовки рабочих   
кадров. Теперь их, наверное, вообще не будет.                                   
                                                                                
Я знаю одного крайне успешного главу района в Омской области, который окончил   
ПТУ, пришёл на завод, собирался быть рабочим, увидел инженера, - "Я тоже хочу   
быть инженером!" - стал инженером, и сейчас он очень успешный, повторю, глава   
района. Зачем мы закрываем такие возможности? ЕГЭ он точно не сдал бы.          
                                                                                
Вторая позиция, проблемы с набором в некоторые вузы. Ну вот недавно мне         
довелось быть в сельском районе Омской области. Медсестра, выпускница           
медколледжа, работы для неё в селе, увы, нет, пошла в педагогический            
университет, окончила, работает учительницей - ну и что здесь плохого, зачем    
мы ей закрываем такую возможность?                                              
                                                                                
Сейчас в связи с нехваткой педагогических кадров обсуждается вопрос о том,      
чтобы ввести в инженерных вузах педагогические модули, чтобы они могли идти     
работать учителями. Но они, эти модули, будут продолжаться всего несколько      
десятков часов, а здесь речь идёт о полноценном педагогическом образовании,     
которое точно можно получить за полный срок обучения.                           
                                                                                
Третье, усиление оттока педагогических кадров. Коллеги, мы прекрасно            
понимаем, что это проблема статуса педагогического работника. По разным         
данным, не хватает до 250 тысяч учителей в Российской Федерации. Куда они       
уходят? В том числе в репетиторы. Недавно я встречался с активом профсоюза в    
Омской области, и они мне рассказывали печальные истории о том, как одни        
учителя уходят, другие ведут уроки по 50 и более часов. Кому это выгодно?       
                                                                                
Четвёртое, ограничение профессионального самоопределения. Коллеги,              
самоопределение, вообще-то, происходит в течение всей жизни. Мы знаем очень     
много людей, которые меняли профессию: Василий Кандинский - выпускник юрфака    
МГУ, Собинов - выпускник юрфака МГУ, Михаил Задорнов, знаменитый сатирик, -     
технарь. Сколько у нас физиков стали лириками? У нас даже по предложению        
президента был принят закон, чтобы предоставить возможность творческим вузам    
давать бесплатно второе высшее образование, а теперь мы ограничиваем,           
заставляем всех сдавать ЕГЭ. Зачем?                                             
                                                                                
Пятое, коллеги, это, конечно, новые доходы репетиторов. По нашим оценкам,       
повторю, сейчас они составляют 450 миллиардов рублей - это примерно треть       
расходов федерального бюджета на образование. Ясно, что, если мы ЕГЭ утроим,    
доходы репетиторов увеличатся значительно, они могут оказаться сравнимыми с     
расходами федерального бюджета.                                                 
                                                                                
И последнее, коллеги, неверная идеология ограничения права на получение         
высшего образования. Я уже приводил данные по трудоустройству, и вывод из       
этих данных очень простой: высшее образование оказывается более эффективным.    
Да, Минтруд нам говорит, что, по их прогнозам, потребуется 70 процентов людей   
с СПО и 30 процентов... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Заключительное слово - Александр Георгиевич Мажуга.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое. Если позволите, ещё от фракции сразу.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, совмещайте.                                   
                                                                                
От фракции - поставьте время.                                                   
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги!    
Этот законопроект ни в коем разе, ни в коей мере не про ЕГЭ. Этот               
законопроект не меняет общих правил, они какими были, такими же и остаются.     
Этот законопроект про качество. А кто отвечает за качество? За качество         
отвечает государство, отвечаем мы с вами - вот именно мы несём                  
ответственность за качество. Так вот законопроект именно об этом.               
                                                                                
Я уже говорил о том, что ежегодно у нас увеличивается число ребят, которые      
после колледжей идут в университеты, до 2013 года такого не было. И если мы     
будем дальше себя обманывать - выпускник выбирает колледж не для того, чтобы    
получить рабочую профессию, а для того, чтобы пойти потом в университет, -      
пока мы будем с этой мыслью жить, эта проблема не будет решена. Не планируют    
выпускники колледжей осуществлять свою трудовую деятельность по специальности   
- посмотрите статистику: сегодня у нас миллион поступающих на первый курс в     
университеты, 42 процента - это выпускники колледжей, те, кто имеет среднее     
профессиональное образование. И что получается? Выпускник колледжа не идёт на   
рынок труда, а идёт в университет, а выпускник университета, например           
программа бакалавриата, идёт на место работы, куда должен был прийти            
выпускник СПО. И таких примеров очень много.                                    
                                                                                
Говорили сегодня о профиле, Олег Николаевич приводил пример. Мы специально      
говорим в законопроекте о том, что профиль и соответствие профилей СПО и        
высшего образования университет определит самостоятельно. И здесь не будет      
один к одному. Вот у нас есть перечень специальностей СПО и перечень            
специальностей высшего образования - здесь не будет один к одному, группа к     
группе, здесь будет определённая гибкость. И если, например, так сложилось,     
что выпускник медколледжа пошёл в педвуз на преподавателя химии и биологии, а   
в медколледже у него были эти предметы на достаточно хорошем уровне, то в       
этом нет ничего страшного.                                                      
                                                                                
Мы говорим, что качество знаний абитуриентов точно повысится. Но надо сказать   
о том, что ЕГЭ... Олег Николаевич сегодня говорил о том, что ЕГЭ повышает       
качество образования, - не так, ЕГЭ не может повышать качество образования.     
ЕГЭ - это как термометр, он измеряет температуру, но не влияет сам по себе на   
качество. А что обеспечивает ЕГЭ? ЕГЭ обеспечивает равенство: из разных         
уголков, из разных школ в разные университеты могут поступить ребята. И это,    
на самом деле, преимущество, поскольку появится возможность поступления после   
СПО в университеты в других регионах.                                           
                                                                                
Повторю ещё раз, такой подход у нас уже был до 2013 года, так это работало, и   
всё было нормально, никаких проблем не было. Экспертное сообщество,             
ректорское сообщество, сообщество родителей школьников поддерживают принятие    
данного закона.                                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект.    
И большая просьба от авторов также поддержать законопроект.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства?                            
                                                                                
Правительство поддерживает законопроект, Александр Юрьевич? Ну возьмите и       
выскажите позицию публично. Нам повезло с вами: заслуженный юрист,              
конституционалист, специалист в области конституционного, муниципального        
права, это 12.00.02, и здесь, в зале, всё время. Тем более тема важнейшая,      
Смолин оппонировал - выскажите позицию правительства, ведь это                  
предусматривает наша процедура. Почему отмалчиваетесь?                          
                                                                                
Коллеги, это важнейший вопрос - повышение качества образования. Повысим         
качество образования - появятся технологии, появятся технологии - будет расти   
экономика, сильнее будет государство. Здесь популизм неуместен. Да, конечно,    
когда ребёнок будет поступать в среднее профессиональное образовательное        
учреждение, он уже более ответственно и осознанно будет делать выбор. Сейчас    
ведь что получается? Пошёл учиться на бухгалтера - льготу получил и дальше в    
медицинский университет, пошёл на повара - льготу получил и в авиационный. Об   
этом речь идёт! Нам сейчас под эгидой всех этих... ЮНИСЕФ проводил разные       
разрушительные проекты, пытаются взять и сказать, что это кого-то будет         
ущемлять. Нет, это будет повышать ответственность при принятии решения о        
выборе профессии. У нас ведь человек получает профессию, если заканчивает       
колледж или техникум? Получает, он может дальше не пойти. А сейчас у нас что?   
Человек пришёл получать профессию повара, идёт, идёт, идёт - отучился, а        
потом уходит в диаметрально противоположное направление, новую профессию        
получает. Но к таким-то врачам мало кто пойдёт! А вот здесь с трибуны-то,       
конечно, заявления такие звучат: это ущемляет, это сокращает...                 
                                                                                
Послушайте, отучился на повара, а хочешь на врача поступать - тогда сдавай      
ЕГЭ! А здесь эта льгота для того, чтобы ты пошёл в пищевой университет, так     
же как тот, кто выбрал профессию бухгалтера, пошёл в финансово-экономический,   
а тот, кто пошёл в техникум профильный на инженерию, - значит, в инженерный.    
Ведь Мажуга не случайно говорит, он ректором работал. Для каждого ректора       
важно, чтобы пришёл более подготовленный абитуриент, а не тот, кто несколько    
лет учился одному, а потом, значит, оттеснив более грамотного, более            
подготовленного, обладающего большими знаниями абитуриента в сторону, по этой   
льготе прошёл. Вот так развалили по камешкам ту советскую школу... этого не     
было, не было. Вот поэтому тот, кто идёт в медицинское училище, потом иди       
дальше, иди в медицинский университет, у тебя будет льгота.                     
                                                                                
Правительство, свою позицию выскажите, защитите её, мы с вами, может быть,      
согласимся, может быть, нет, но в дискуссии родится истина, а так вы смотрите   
на наши споры. Вам всё равно? Не должно так быть, равнодушие - это самое        
плохое. Вот Смолин молодец, он высказал позицию, да, мы можем не соглашаться,   
но это позиция. Бойся равнодушия! Вот мы боимся равнодушия, не должно           
правительство быть равнодушным при рассмотрении таких законопроектов. И         
вообще, такие инициативы должно правительство вносить! Это хорошо, нам с        
Мажугой повезло, он вместе с Кабышевым взял на себя вопросы правительства.      
Министр должен приходить на рассмотрение таких вопросов и здесь защищать        
такие предложения, потому что это влияет на качество абитуриента, на его        
знания в части конкретной будущей специальности. Понимаете, о чём речь идёт?    
                                                                                
Коллеги, это важнейший вопрос, а у нас здесь министра нет, заместителей         
министра нет, представителей ассоциаций ректорских нет... Тогда мы не спорили   
бы между собой, а уже коллега Смолин их послушал, если они разделяют эти        
подходы, тогда он понял бы, что профессиональные сообщества, ректоры говорят,   
что здесь мы никого не обижаем, но всё-таки надо делать более осознанный        
выбор.                                                                          
                                                                                
Вот наш коллега, председатель комитета по спорту, подходит. Тот, кто выбрал     
для себя физическую культуру, дальше двигаться должен из колледжа профильного   
в университет. А сегодня у нас тот, кто выбрал физкультуру, может получить      
льготу где угодно. Так, коллеги? Так!                                           
                                                                                
Поэтому мы и хотим, чтобы правительство более активно участвовало в             
законотворческой деятельности. Статс-секретари в рамках своих полномочий        
имеют, если хотите, только эту обязанность в основном, поэтому их подбирают,    
как правило, с обязательным юридическим образованием. А где они, где у нас      
статс-секретари?                                                                
                                                                                
Вот вы и отдуваетесь, Александр Юрьевич. Мы вас уважаем, вам сочувствуем, но    
демократия - это процедуры, нормы и правила, и мы её защищаем. Так что          
возьмите и ответьте на вопросы Смолина. Это первое чтение. Коллеги, вот так     
должна строиться дискуссия. Вы поддерживаете? А мы уже, послушав вас,           
послушав Смолина, статс-секретаря, министра, взяли бы и поддержали Смолина      
или вас поддержали бы. Всё зависит от аргументов. А так, получается, вы всё     
это сгрузили сюда и смотрите, когда придёт закон. Это путь в никуда. А нам      
надо, чтобы было развитие, чтобы было качество принимаемых решений. Вам         
сейчас отдуваться за ваших коллег. Вы уже подготовились. Я специально           
подольше говорил, чтобы вы с мыслями собрались, поняли, о чём речь идёт.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прежде всего, конечно же, слова благодарности коллективу     
авторов за такую инициативу.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите? Заметили. Это уже хорошо. Понимаем, что       
труд.                                                                           
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Правительство Российской Федерации в официальном отзыве           
полностью поддержало данную законодательную инициативу. Редкий случай,          
коллеги, у меня в руках официальный отзыв: замечаний нет. Более того,           
подчёркивается, что предлагаемые законопроектом изменения будут обеспечивать    
единообразный приём на обучение по программам бакалавриата и программам         
специалитета лиц, имеющих профильное среднее профессиональное образование, и    
лиц, не имеющих такого образования.                                             
                                                                                
Я думаю, что именно в этом суть данного законопроекта, и Правительство          
Российской Федерации поддерживает именно такой подход, результатом которого     
станет рациональная политика и профессиональная ориентация наших обучающихся.   
В конечном итоге наша экономика должна получить профессиональных и              
качественных специалистов в любых сферах.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы, выступления        
состоялись, позиция правительства озвучена. Переходим к голосованию по          
данному вопросу.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 12-й вопрос повестки, первое чтение.      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 366, против - 55, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении         
принят.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, для справки (я не знаю, может быть, коллега Мажуга           
поправит), из последних источников, то, что видел: 41 процент стал              
использовать льготу для поступления в вузы по окончании средних                 
профессиональных учебных заведений, причём, как правило, не по профилю. Это     
стало лазейкой. Это для тех, кто защищает и пытается сказать, что это всё       
путь к светлому будущему. Вот так же заболтали коммунизм, не построив толком    
социализм. Так что идём по пути, который Мажуга предложил.                      
                                                                                
Даже Кашин поддерживает, академик, потому что ему сейчас в сельском             
хозяйстве, где робототехника, искусственный интеллект, генетика, селекция,      
нужны специалисты, а не те, кто по льготе поступает, да? Но он молчит.          
Почему? С линией партии вынужден согласиться, по-другому никак, иначе жёсткая   
рука Коломейцева его настигнет.