Заседание № 90

17.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 80508-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части ограничения увеличения переменной процентной ставки при ипотеке жилых домов и квартир).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2965 по 3162 из 4706
Коллеги, сейчас рассматриваем пункты 9 и 10, два законопроекта, с одним         
докладом и одним содокладом. 9-й вопрос, проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об        
ипотеке (залоге недвижимости)", и 10-й вопрос, проект федерального закона "О    
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Доклад Антона Олеговича Ткачёва.                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня в первом чтении рассматриваются два наших            
законопроекта о помощи ипотечникам. Ипотека для многих российских семей, как    
мы с вами знаем, в принципе единственная возможность купить своё жильё, но и    
оно своим остаётся тоже условно - на срок выплаты процентов по кредитам. При    
нестабильной жизненной или экономической ситуации ипотечники могут с            
лёгкостью потерять своё жильё. Довольно частое явление - выселение из           
единственной ипотечной квартиры. В судебной практике одной из наиболее частых   
причин выселения из квартиры является просрочка выплаты по кредиту              
долгосрочная, как нам заявляют, но долгосрочная просрочка - это больше,         
наверное, на словах, обычно по закону это срок свыше трёх месяцев. Бывают       
ситуации, когда человек с ипотекой, например, долго не может найти работу       
либо тяжело заболел. Да, иногда банк может пойти навстречу, но опять же это     
решение, собственно говоря, субъектно банка, а при плохом раскладе всё равно    
ипотечную квартиру можно потерять. При этом не имеет значения, кто живёт в      
этой единственной ипотечной квартире, не учитывается, что там могут быть        
прописаны дети, инвалиды, пенсионеры. Если ипотеку не выплачивают больше трёх   
месяцев, ипотечный платёж, то, к сожалению, людей из этой квартиры выселяют.    
Кредитные организации также имеют право выселять детей из ипотечной квартиры.   
Максимум, на что должник может рассчитывать, - это отсрочка реализации          
заложенной квартиры на период до 12 месяцев, и то только в случае, если он      
докажет, что у него есть на это на самом деле уважительная причина.             
                                                                                
Мы, фракция, считаем, что нужно запретить выселение из ипотечной квартиры       
людей, для которых квартира является единственным жильём. Мы предлагаем         
ввести ограничение: не менее чем два года с момента вступления в силу решения   
суда, также необходимо увеличить срок просрочки исполнения обязательств         
плательщика - от трёх месяцев до года. Для этого мы внесли законопроект о       
внесении изменений в закон "Об ипотеке..." с соответствующими поправками.       
                                                                                
Также нужно ввести ограничение на повышение процентной ставки на уже взятую     
ипотеку. У нас есть такая формулировка, как плавающая процентная ставка, -      
как мы увидели по итогам прошлого года, когда у нас банковская ставка скакала   
до 20 процентов, процентная ставка по кредиту и другим кредитным продуктам      
вырастала до огромных размеров, и, к сожалению, не все смогли выплачивать       
соответствующие суммы в таких объёмах, многие потеряли свои квартиры из-за      
плавающих процентов. В конце марта прошлого года был принят закон, что в        
случае, если ипотечный договор заключён до 27 февраля 2022 года, плавающая      
процентная ставка не может превышать 9,5 процента, и это на самом деле очень    
полезная мера. Но давайте дадим такие же возможности тогда и новым              
ипотечникам. Ставка Центробанка скакала, порой доходило до 30 процентов за      
ипотеку. Сейчас ситуация в принципе более или менее выровнялась, но всё равно   
нашим гражданам нужны гарантии относительно их будущего и возможности           
приобретения жилья.                                                             
                                                                                
В ипотечных договорах тысяч россиян мелким шрифтом прописывается возможность    
повышения процентной ставки, поэтому во втором законопроекте мы предлагаем      
как раз внести изменения в федеральные законы "Об ипотеке...", "О кредитных     
историях" в части ограничения увеличения переменной процентной ставки при       
ипотеке жилых домов и квартир. Также просим коллег поддержать эту инициативу    
и защитить ипотечников.                                                         
                                                                                
Объём выдачи ипотеки в прошлом году уменьшился почти на 7 процентов по          
сравнению с позапрошлым годом. Надеюсь, это признак не того, что люди просто    
начали меньше брать квартиры или боятся приобретать новое жильё. Думаю, не      
стоит проверять на практике эту гипотезу, давайте просто дадим людям            
уверенность в том, что купленную в ипотеку квартиру никто не отнимет, а         
размер выплат по кредитам не повысится.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад также по двум вопросам Владимира Борисовича Сенина.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет по финансовому      
рынку рассмотрел эти два законопроекта - сначала я скажу про первый, потом      
про второй - и отмечает следующее.                                              
                                                                                
Что касается закона "Об ипотеке...". Как уже коллега говорил, предлагаются      
две новеллы: первая - не допускать в течение двух лет с момента вступления в    
силу решения суда обращения взыскания на заложенное имущество, если для         
залогодателя такое имущество является единственным жильём; вторая -             
увеличивается с трёх месяцев до 12 месяцев период просрочки, являющийся         
основанием для обращения взыскания на заложенное имущество.                     
                                                                                
Значит, что касается первого предложения. Само понятие "залог" подразумевает,   
что, если заёмщик не может осуществить погашение долга денежными средствами,    
погашение долга осуществляется за счёт самого предмета залога, это касается в   
том числе единственного жилья. При этом действующим законодательством           
предусмотрено право залогодателя обратиться в суд с заявлением о                
предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта сроком до       
одного года. Предлагаемые в законопроекте изменения нарушают принцип защиты     
участниками гражданского оборота своих прав на основании вступившего в          
законную силу решения суда, что может привести к ещё большему увеличению        
задолженности заёмщика перед кредитором.                                        
                                                                                
Кроме того, должен отметить, что статьёй 54 федерального закона № 102-ФЗ уже    
предусмотрено, что по заявлению залогодателя-гражданина суд при наличии         
уважительных причин вправе отсрочить реализацию решения об обращении            
взыскания на имущество на срок до одного года.                                  
                                                                                
Что касается второго предложения, надо сказать, что увеличение с трёх месяцев   
до 12 месяцев периода просрочки, являющегося основанием для обращения           
взыскания на имущество, необходимо соотнести с положением статьи 348            
Гражданского кодекса, в которой указано, что обращение взыскания не             
допускается, если период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного      
залогом, составляет менее чем три месяца, то есть здесь надо говорить о том,    
что требуется внесение изменений непосредственно в Гражданский кодекс           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Таким образом, по этим основаниям Комитет Государственной Думы по финансовому   
рынку не поддерживает принятие проекта закона в первом чтении и рекомендует     
Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона.               
                                                                                
Во втором законопроекте - "О внесении изменений в отдельные законодательные     
акты Российской Федерации" (в части ограничения увеличения переменной           
процентной ставки при ипотеке жилых домов) - тоже два предложения.              
                                                                                
Значит, по статье 1 скажу, что - коллега, кстати, уже это отмечал -             
Федеральным законом от 26 марта 2022 года "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 3 апреля 2020   
года № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном          
банке..." был дополнен статьёй 7-2, положение которой устанавливает             
ограничение порога плавающей процентной ставки по кредитным договорам,          
которые заключены с физическими лицами и обеспечены залогом жилого помещения.   
В частности, в настоящее время предусмотрено, что, в случае если кредитный      
договор заключён, как уже здесь говорили, до 27 февраля 2022 года, плавающая    
процентная ставка не может превышать значение, которое было установлено по      
состоянию на эту дату. Таким образом, для расчёта максимально возможного        
размера плавающей процентной ставки в течение всего срока действия кредитного   
договора будет применяться ключевая ставка Банка России по состоянию на 27      
февраля, 9,5 процента годовых, вне зависимости от её возможного повышения в     
последующие годы. В связи с этим предложение законопроекта, предусматривающее   
регулирование максимального размера плавающих процентных ставок по договорам,   
с точки зрения комитета, утратило свою актуальность.                            
                                                                                
Что касается статьи 2, комитет считает, что необходимость дополнения            
кредитной истории физического лица сведениями об установленной кредитным        
договором процентной ставке, а также о том, является она постоянной или         
переменной... на самом деле никакого обоснования в пояснительной записке к      
проекту федерального закона не представлено, и в связи с этим оценить           
необходимость таких изменений не представляется возможным.                      
                                                                                
Кроме того, должен заметить, что Правительство Российской Федерации и Банк      
России также не поддерживают этот законопроект.                                 
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не   
поддерживает принятие проекта закона в первом чтении и рекомендует              
Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Представитель        
президента? Правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге             
недвижимости)", пункт 9 нашей повестки.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              108 чел.24,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    109 чел.                                          
Не голосовало                 341 чел.75,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 10.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              116 чел.25,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.