Заседание № 46

10.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 80480-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в части установления перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, а также порядка использования лесов для ведения сельского хозяйства в целях пчеловодства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4640 по 4906 из 5647
Пункт 27. Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс      
Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного         
кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Государственного       
Совета Удмуртской Республики депутат Государственной Думы Евгений Исаакович     
Богомольный.                                                                    
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии будет рекомендовано депутатам           
Государственной Думы отклонить проект федерального закона "О внесении           
изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О           
введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", внесённый            
Государственным Советом Удмуртской Республики. Вместе с тем хотелось бы         
обратить внимание депутатов на ряд обстоятельств, которые, может быть,          
способны изменить указанное мнение.                                             
                                                                                
В заключениях Комитета Совета Федерации по промышленной политике и Комитета     
по природным ресурсам, природопользованию и экологии указывается на             
нецелесообразность предлагаемого законопроектом дополнения части 3 статьи 29    
Лесного кодекса Российской Федерации положением о необходимости учёта           
потребностей местного населения в древесине для собственных нужд при            
предоставлении в пользование лесных участков для заготовки древесины. При       
этом указывается на отсутствие такой необходимости ввиду наличия аналогичного   
требования в Лесоустроительной инструкции. Вместе с тем в указанных             
заключениях не учитывается, что в Лесоустроительной инструкции, утверждённой    
приказом Министерства природных ресурсов 6 февраля 2008 года, учтено, что к     
этому времени проектирование лесных участков в значительной степени             
завершено, причём далеко не всегда с учётом указанного требования. Без          
внесения предлагаемого дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации,         
устанавливающего критерии отвода площадей лесных участков в рубку, учёт         
потребностей местного населения в древесине для собственных нужд на практике    
обеспечен не будет.                                                             
                                                                                
Кроме регулирования возможности проведения рубок лесных насаждений при          
эксплуатации и реконструкции линейных объектов, что учтено федеральным          
законом № 143-ФЗ, законопроектом предлагается путём внесения дополнения в       
статью 45 Лесного кодекса установить возможность выполнения работ по            
эксплуатации и (или) реконструкции линейных объектов без предоставления         
лесного участка на основании разрешения органов государственной власти или      
органов местного самоуправления. Необходимость внесения такого дополнения       
продиктована тем, что при эксплуатации линейных объектов, расположенных на      
землях лесного фонда, часто приходится проводить срочный ремонт трубопроводов   
и линий электропередач. На устранение неисправностей требуется короткое         
время, исчисляемое днями или даже часами, между тем оформление предоставления   
лесных участков при соблюдении всех процедур согласования - от согласования     
сторонами условий договора аренды до подачи лесной декларации - занимает        
продолжительное время.                                                          
                                                                                
С учётом внесённых федеральным законом № 143-ФЗ дополнений в статью 45          
Лесного кодекса, согласно которым лесные участки, занятые линейными             
объектами, предоставляются на правах, предусмотренных статьёй 9 Лесного         
кодекса, владельцам, пользователям таких объектов предлагаемые законопроектом   
дополнения о возможности выполнения работ по эксплуатации и (или)               
реконструкции линейных объектов без предоставления лесного участка на           
основании разрешения позволят решить правовую неопределённость относительно     
возможности выполнения таких работ до момента оформления прав на указанные      
лесные участки, конечно же, при условии соответствующей корректировки           
предполагаемой законопроектом нормы.                                            
                                                                                
В заключении комитета указывается, что предлагаемое законопроектом              
определение исключительных случаев заготовки древесины не законами субъектов    
Российской Федерации, а Лесным кодексом Российской Федерации приведёт к         
значительному сужению полномочий регионов в сфере заготовки древесины. Вместе   
с тем имеющаяся в настоящее время в Лесном кодексе норма, уполномочивающая      
субъекты Российской Федерации устанавливать исключительные случаи заготовки     
древесины (часть 6 статьи 75), не имеет практического смысла, так как Лесной    
кодекс не предусматривает возможности в таких случаях заключать договора        
купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов. А на необходимость    
проведения аукционов в таких случаях неоднократно указывал Верховный Суд        
Российской Федерации при рассмотрении дел по заявлениям об оспаривании          
законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих исключительные          
случаи. Все законопроекты, внесённые ранее субъектами Российской Федерации в    
Государственную Думу, содержащие предложения о возможности заключения           
договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов при          
исключительных случаях заготовки древесины, отклонены по причине отсутствия в   
Лесном кодексе критериев, на основании которых эти исключительные случаи        
определялись бы. В связи с этим настоящим законопроектом предлагается           
определить такие исключительные случаи путём изложения части 6 статьи 75        
Лесного кодекса в новой редакции. При этом в исключительных случаях заготовки   
древесины заготовка древесины для собственных нужд бюджетных учреждений и       
сельхозорганизаций, заготовка древесины в целях выполнения государственных      
или муниципальных контрактов установлена законопроектом на основе анализа       
соответствующих законов субъектов Российской Федерации, в которых эти случаи    
определены. Думается, этот перечень случаев может быть скорректирован на        
стадии принятия законопроекта.                                                  
                                                                                
Комитеты в своих заключениях не соглашаются с предложенными законопроектом      
изменениями статей 78 и 79 Лесного кодекса, в соответствии с которыми в         
качестве критерия допуска к участию в аукционах по продаже права на             
заключение соответствующих договоров в целях заготовки древесины будет          
учитываться наличие у участников аукционов объектов основных средств для        
заготовки и (или) переработки древесины. Возражения обусловлены тем, что        
установление таких критериев ограничит права лиц, желающих участвовать в        
аукционах, приведёт к ограничению конкуренции.                                  
                                                                                
Вместе с тем внесение предлагаемых законопроектом изменений в статьи 78 и 79    
Лесного кодекса позволит избежать недобросовестной конкуренции, криминальной    
ситуации, спекуляции лесными участками, обеспечит приоритет доступа к лесным    
участкам участников аукциона, имеющих мощности по заготовке и (или)             
переработке древесины. Данные изменения в части ограничения гражданских прав    
согласуются с требованием статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.   
Кроме того, предполагаемые изменения устанавливают критерии участия в           
аукционах, которые не подпадают под понятие "признаки ограничения               
конкуренции", указанное в Федеральном законе "О защите конкуренции".            
                                                                                
Положения законопроекта, касающиеся уточнения порядка использования лесных      
угодий в целях пчеловодства, поддержаны комитетами, за исключением Комитета     
по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Однако возражения         
указанного комитета по данному вопросу носят характер предположений,            
вероятностных суждений (например, суждение комитета о возможных                 
злоупотреблениях, насколько велика вероятность выдать лесной участок, не        
используемый для пчеловодства, установки ульев, под пасеку), в то время как     
решение обозначенного в законопроекте вопроса необходимо в свете жизненных      
реалий.                                                                         
                                                                                
На основании изложенного прошу поддержать данный законопроект. Доклад           
окончен. Спасибо за внимание.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, предоставляю слово для содоклада Валерию Владимировичу      
Прозоровскому.                                                                  
                                                                                
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поскольку      
очень обстоятельно Евгений Исаакович от имени Госсовета Удмуртской Республики   
доложил законопроект, позвольте по пунктам тоже рассказать. Итак,               
законопроектом предлагается внести изменения в целый ряд положений Лесного      
кодекса Российской Федерации, регулирующих различные аспекты лесных             
отношений.                                                                      
                                                                                
Первое. Законопроектом предлагается дополнить часть 3 статьи 29 Лесного         
кодекса Российской Федерации положением о необходимости учёта потребностей      
местного населения в древесине для собственных нужд при предоставлении в        
пользование лесных участков для заготовки древесины. Хочу напомнить о           
существовании такого документа, как Лесоустроительная инструкция, которая       
утверждена приказом Министерства природных ресурсов 6 февраля этого года.       
Этим документом интересы граждан обеспечиваются ещё на этапе проектирования     
лесных участков, предшествующем процедуре предоставления соответствующих        
прав.                                                                           
                                                                                
Второе. Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 45 Лесного кодекса        
новой частью 2.1, регулирующей возможность проведения рубок лесных насаждений   
при эксплуатации линейных объектов, утратило свою актуальность в связи с        
принятием Федерального закона от 22 июля сего года № 143-ФЗ, который решил      
эту проблему.                                                                   
                                                                                
Далее. Авторы законопроекта предлагают установить непосредственно в Лесном      
кодексе Российской Федерации перечень исключительных случаев заготовки          
древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, а также       
внести изменения, в соответствии с которыми в данных случаях указанные          
договоры заключаются без проведения аукционов. Большинство субъектов            
Российской Федерации, представивших отзывы на законопроект, возражают против    
этого предложения, против этой поправки. Комитет разделяет эти позиции.         
                                                                                
Во-первых, предложенный перечень исключительных случаев ограничивается          
нуждами бюджетных учреждений и сельскохозяйственных организаций. В настоящее    
время исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров          
купли-продажи лесных насаждений определяются законами субъектов Российской      
Федерации, и в различных субъектах Российской Федерации перечень случаев        
значительно варьируется. Изменение в данной части приведёт на практике к        
значительному сужению полномочий регионов в сфере заготовки древесины, а        
также потребует значительной переработки регионального законодательства.        
                                                                                
Во-вторых, принятие законопроекта приведёт к выпадению доходов субъектов        
Российской Федерации, так как превышение минимального размера платы по          
договору купли-продажи лесных насаждений, которое появляется в результате       
аукционов, зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.        
                                                                                
В-третьих, недостаточно правовых оснований для установления льготного порядка   
приобретения древесины в отношении отдельных субъектов предпринимательской      
деятельности (в данном случае - сельскохозяйственных организаций). Что          
касается удовлетворения нужд бюджетных учреждений в древесине, то эта           
проблема должна решаться на основании Федерального закона "О размещении         
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для               
государственных и муниципальных нужд", который мы с вами приняли 21 июля 2005   
года.                                                                           
                                                                                
Изменениями в статьи 78 и 79 Лесного кодекса предлагается установить в          
качестве критерия допуска к участию в аукционах на предоставление               
соответствующих прав в целях заготовки древесины наличие у участников           
аукционов объектов основных средств для заготовки и (или) переработки           
древесины. При этом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации    
право своими законами устанавливать перечень указанных объектов. Комитет не     
может согласиться с предложенными изменениями, так как введение данного         
условия приведёт к созданию неравных условий предоставления права заготовки     
древесины в разных субъектах Российской Федерации, следовательно, приведёт к    
ограничению конкуренции. Кроме того, есть основания считать, что данная норма   
может стать препятствием для привлечения инвестиций в освоение новых лесных     
массивов.                                                                       
                                                                                
И наконец, о пчеловодстве, о котором говорил Евгений Исаакович. Здесь нет у     
комитета никаких домыслов. Законопроект предлагает разрешить заниматься         
пчеловодством в зелёных зонах и предоставить гражданам, осуществляющим до 1     
января 2009 года использование лесов для целей пчеловодства на основании        
лесных билетов, право заключить договоры аренды соответствующих лесных          
участков без проведения аукциона. Правовой режим использования лесов для        
ведения сельского хозяйства, в том числе для пчеловодства, допускает            
возведение временных построек. Данное понятие не имеет исчерпывающего           
определения в законодательстве и на практике трактуется весьма широко, с чем    
мы неоднократно сталкивались. Снятие запрета на осуществление пчеловодства в    
зелёных зонах без детализации правового режима этой деятельности в иных         
нормах лесного законодательства может на практике привести к использованию      
лесных участков в зелёных зонах в личных целях либо в целях, противоречащих     
функциональному назначению зелёных зон. Кроме того, если учесть, что            
использование лесов в целях ведения сельского хозяйства допускает ограждение    
лесных участков (напомню, это статья 38 Лесного кодекса), возникает опасение,   
что под видом использования лесов для пчеловодства будут приобретены в          
льготном порядке в пользование лесные участки в зелёных зонах, которые будут    
огорожены и доступ граждан на которые будет ограничен.                          
                                                                                
Таким образом, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии     
не поддерживает принятие в первом чтении данного законопроекта.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, обстоятельнейшее обсуждение темы. Есть ли вопросы? Нет       
вопросов. Есть ли выступления? Есть.                                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Драпеко. А, вопрос? Пожалуйста. К кому?                     
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. К содокладчику.                                                   
                                                                                
Валерий Владимирович, уважаемый, у меня такое ощущение от посещения наших       
провинций, в частности Республики Карелия, северных территорий, что там         
сельскохозяйственные предприятия, в общем, практически разорены все и в         
условиях проведения аукционов они неконкурентоспособны по сравнению с другими   
регионами, с пришлыми более богатыми организациями из других районов. И таким   
образом, те, кто находится на этой территории, не в состоянии наладить хоть     
какое-нибудь производство, для того чтобы поднять свою собственную экономику,   
понимаете, а лес у них вывозят. Вот этот запрет не приведёт ли к дальнейшей     
деградации таких территорий?                                                    
                                                                                
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо за вопрос, Елена Григорьевна. Дело в том, что это    
немножко другая тема. Я с вами полностью согласен, проблема, которую вы         
подняли, стоит отдельного обсуждения и, более того, отдельных поправок. Но я    
пытался объяснить, что, наоборот, мы сейчас отклонением законопроекта           
Госсовета Удмуртской Республики пытаемся вот этих всех пришлых граждан,         
которые в личных целях хотят взять участки и огородить их под видом             
пчеловодства, льноводства, не допустить туда. Вот единственная цель этого       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступающих нет, как я понимаю, да? Никто не              
настаивает. Представители президента и правительства также не настаивают.       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие   
Лесного кодекса Российской Федерации".                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Комитет против.                                                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      3 чел.                                          
Не голосовало                 447 чел.99,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.