Заседание № 336

20.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 804444-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2666 по 3231 из 4428
13-й вопрос, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". О         
проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об       
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления    
предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно            
необходимых и важнейших лекарственных средств". Докладывает Олег Анатольевич    
Нилов.                                                                          
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошлый год потряс многих из нас,   
всю Россию, весь мир кошмарной пандемией, произошла переоценка ценностей, в     
этом я уверен. И в то же самое время, когда мы вносили и вносим, вот сейчас     
дорабатываем, законы, которые конкретизируют нашу Конституцию, мы не можем не   
обратить внимания на главные выводы, а выводы касаются самого главного,         
самого ценного в жизни каждого - здоровья и значимости тех людей, которые его   
обеспечивают нам. Главные люди не депутаты, чиновники, министры, банкиры,       
топ-менеджеры, а врачи, фармацевты, наши учёные. А самая незащищённая           
категория, многомиллионная категория - это наши бедные, буквально нищие         
пенсионеры и трудящиеся, десятки миллионов.                                     
                                                                                
И что мы видим, уважаемые коллеги? По Конституции у нас социальное              
государство, статья 41 Конституции гарантирует каждому право на охрану          
здоровья и медицинскую помощь, причём эта медицинская помощь в госучреждениях   
и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно, а когда      
дело доходит до продолжения лечения по выходе из госучреждения, - я уж не       
говорю о том, что и находясь в государственных учреждениях здравоохранения, -   
сплошь и рядом приходится покупать лекарства, препараты, оборудование           
какое-то там и так далее, и так далее, которых почему-то не оказывается. В      
Конституции статья есть - лекарств нет. И когда выписывает врач домой, он       
больному, причём больному опасными, хроническими заболеваниями, в               
обязательном порядке выписывает рецепт и чётко говорит, что если не принимать   
вот эти жизненно важные лекарства, то, скорее всего, наступят печальные         
последствия: вы либо вернётесь в наше медицинское учреждение, либо вообще не    
сумеете вернуться и получить помощь. Это происходит, происходит сплошь и        
рядом! Ну ладно бы это касалось людей обеспеченных, с высокими доходами, у      
которых есть возможность потратить и несколько тысяч, и несколько десятков      
тысяч на эти жизненно важные лекарства, но я сейчас говорю о категории          
граждан, которые получают вот этот пресловутый МРОТ, - ни дна ему ни            
покрышки! Значит, 12,7 тысячи и пенсия в размере 12-13 тысяч - вот как на эти   
деньги при таких ценах в наших аптеках (это отдельный вопрос, вы тоже           
прекрасно знаете, какой там уровень цен) обеспечивать сохранение и сбережение   
жизни?! Речь-то идёт о людях пожилого возраста, с хроническими заболеваниями    
и вот с этим рецептом врача: не будете принимать вот эти многотысячные по       
цене препараты, наступит печальный итог.                                        
                                                                                
И я задаю вопрос: уважаемые коллеги, эта конституционная гарантия должна        
действовать? Отвечаю: должна действовать! Где законы, которые подтверждают      
вот эту самую бесплатность для этих людей? Таких законов нет! Да, мы            
напланировали огромное количество законопроектов в поддержку тех тезисов,       
которые были указаны. Вот ещё один законопроект, он внесён в 2019 году,         
уважаемые коллеги, нашей фракцией, и в нём предлагается: хотя бы для            
категории малообеспеченных граждан давайте установим предельную планку          
расходов на жизненно важные лекарства, мы предлагаем установить 10 процентов.   
Не нравится вам, правительству не нравится, потому что денег, как всегда,       
нет, - предложите другой процент! У нас есть практика установления предельно    
допустимых расходов: для услуг ЖКХ - 22 процента. Предлагайте какой-то          
процент, но не предлагать ничего нельзя, ещё раз говорю, при таких пенсиях и    
зарплатах! Ведь нужно потратить хотя бы половину денег на продукты, на ЖКХ      
надо потратить вот эти 20 или 15 процентов, а ещё нужны товары первой           
необходимости, а ещё, конечно, хотелось бы, ну, хоть какой-то радости, хоть     
какой-то культуры, про которую мы тут только что так замечательно говорили,     
музыки, театра - и где остаются деньги на жизненно важные лекарства? Я          
считаю, что начинать нужно с вот этой гарантии.                                 
                                                                                
"Нет денег" - мы привыкли слышать эту мантру. Значит, отвечаем на неё:          
избирайте министром финансов Гартунга - он вам два бюджета принесёт сразу же,   
хватит не только на этот закон, на другие законы хватит. Миллион раз говорили   
с этой трибуны: 223-й закон - два бюджета, полтора бюджета, там, как хотят,     
топ-менеджеры распределяют, без конкурсных процедур; повысьте ещё на 5-10       
процентов НДФЛ для миллиардеров - и вот вам денежки для решения этого           
вопроса. Ну, даже если не находится этих денег, давайте посмотрим, а что        
делается для того, чтобы цены-то снизились в наших аптеках? ФАС только          
констатирует факты: да, выявлено, что в России самые высокие цены на десять     
популярнейших рецептурных препаратов, таких как квинакс, детролекс, донормил,   
мовалис, нимесил. Огромное количество справок ФАС выдаёт - у нас максимальные   
цены даже по сравнению с Европой, уважаемые коллеги! Я уж не говорю про         
лечение онкологических заболеваний - там суммы не в тысячах и не в десятках     
тысяч, сотни тысяч рублей нужно сегодня заплатить за уколы, за инъекции, за     
процедуры. Как не защитить вот этих людей?!                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаю принять законопроект в первом чтении и решить      
вопрос, откуда взять деньги ко второму чтению. Мы предложения свои сделаем. И   
решить, как зафиксировать предельные цены в аптеках.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
С содокладом от Комитета по охране здоровья выступает Александр Петрович        
Петров.                                                                         
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы и в партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и    
в Комитете по охране здоровья действительно считаем крайне важным               
совершенствование лекарственного обеспечения граждан с использованием           
механизмов возмещения личных средств. Мы считаем, что это будет, наверное,      
одним из механизмов лекарственного обеспечения в будущем, во всяком случае,     
мы над этим очень много и упорно работаем. Авторы законопроекта предложили      
свой вариант, который, как им кажется, направлен на защиту интересов наименее   
обеспеченных слоёв граждан Российской Федерации, но я хочу обратить ваше        
внимание на следующее.                                                          
                                                                                
Прежде всего, авторы не прописывают эти категории граждан - принятие закона     
абсолютно точно разрешит получение субсидий всем слоям населения, в том числе   
гражданам с высоким уровнем доходов. Это связано с тем, что субсидию            
предполагается предоставлять без учёта совокупного дохода всех членов семьи     
гражданина, как мы с вами делаем, и без установления максимального размера      
дохода. Ну уж если мы беспокоимся, то должны базовые параметры в законе         
прописать, о чём речь-то идёт, границы установить.                              
                                                                                
Далее, мы посчитали, что закон потребует фактически изменения всей              
государственной системы лекарственного обеспечения. Вот так, четырьмя           
словами, в очень простом варианте мы влёгкую меняем всю систему                 
лекарственного обеспечения, имеющую взаимосвязи во множестве законов, которые   
здесь вообще не прописываются! Пять слов - и всё, все живём счастливо и         
богато!                                                                         
                                                                                
Более того, они забыли это учесть в бюджете, когда вносились предложения. Где   
были ваши замечания по бюджету на 2020, 2021 и 2022 годы? Раз уж вы             
предлагаете систему, предусматривающую существенное изменение, на сотни         
миллиардов рублей, так вы хотя бы посчитайте, сколько денег нужно, и тогда      
внесите параллельно изменения в бюджет, который уже утверждён, потому что это   
не 100 миллионов рублей, это цифра, изменяющая коренным образом систему         
лекарственного обеспечения! Я, как профессионал, это утверждаю.                 
                                                                                
Более того, в части правового аппарата этого законопроекта, извините,           
перепутано вообще всё! Там даже есть слова, термины, которых нет в правовом     
поле нашего законодательства. Так вы их тогда внесите как правовые понятия и    
опишите этот аппарат!                                                           
                                                                                
Более того, не путайте никогда бесплатные лекарства и льготные - я вас очень    
прошу, нас слушают все граждане России! Не надо нас уводить в сторону от        
решения сложнейшей проблемы с лекарственным обеспечением. Она сложная -         
давайте вместе над ней работать, потому что она многогранная, сложная, и мы     
её обязательно решим вместе с вами, но не таким вот простым путём.              
                                                                                
Комитет по охране здоровья предлагает отклонить в первом чтении, не             
поддерживать данный законопроект. Все экспертные заключения получены - от       
правительства, от всех других заинтересованных сторон, все они тоже             
отрицательные.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Подождите, Александр         
Петрович.                                                                       
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Александр Петрович, я напомню, что "СПРАВЕДЛИВОЙ        
РОССИИ" много лет и наша фракция вносит альтернативный бюджет. Там есть         
ответы на ваши вопросы - если вы не читали, то найдите свободное время и        
почитайте данный документ.                                                      
                                                                                
Если мы установили, что расходы на услуги ЖКХ не могут быть более 22            
процентов и это не меняет как бы всей системы ЖКХ, то на каком основании вы     
утверждаете, что если мы установим планку в 10 процентов для здравоохранения,   
то это потребует сложнейшей работы по изменению всей системы здравоохранения?   
Вот на каком основании об этом говорите? И что мешает всей Государственной      
Думе провести тщательнейшую работу по данной сложнейшей проблеме, которая       
заботит сейчас практически треть нашего населения, людей, которые признаются    
нищими?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.                           
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Я не вижу взаимосвязи между ЖКХ, где 22 процента, и лекарствами,   
я тут совсем не вижу логики.                                                    
                                                                                
Прежде всего я хочу сказать, что тот бюджет, который мы приняли и за который    
проголосовали, абсолютно взвешен. Он был обсуждён в экспертном поле, он         
прошёл глубокое и большое общественное обсуждение в субъектах Российской        
Федерации, он поддержан единогласно партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и практически       
большинством нашего гражданского общества, и вот это как раз является основой   
для нашей депутатской работы - сбалансированность и согласованность. Вы не      
внесли бюджет никуда, он не обсуждался в комитете по бюджету, он не             
обсуждался с общественностью, с экспертами - и вы считаете, что можно вот так   
просто решить лекарственную проблему?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, поясните, пожалуйста, своё заявление о том, что   
нужно вводить ограничения на применение субсидии по оплате расходов на          
лечение, иначе это может привести к тому, что субсидии будут получать богатые   
граждане. Правильно ли я понял, что вы допускаете, что, например, миллиардер    
может потратить больше 10 процентов своего состояния на своё лечение и тогда    
он будет претендовать на субсидию, то есть на 100 миллионов долларов, что ли?   
Ну я не понял вас, поясните, что вы имели в виду.                               
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, прежде всего, расходы на лечение и расходы на   
лекарственное обеспечение - это разные правовые понятия, если уж вы             
спрашиваете про расходы на лечение.                                             
                                                                                
Дальше. Я ещё раз говорю: речь не о миллиардерах, а о том, что вы не            
обозначили рамки вообще и разрешили всем слоям населения воспользоваться        
вашим законом, если он будет принят. Установили бы вы рамки - было бы           
понятно.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Петрович, вопрос. Ну вот сейчас вы к запятым           
цепляетесь, у вас, там, какие-то замечания, что в бюджет не внесли, -           
скажите, пожалуйста, если сейчас будет внесён идеальный законопроект (это       
возможно сделать), фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" готова за него проголосовать? Вот    
сейчас, если мы его подготовим совместно со всеми фракциями, внесём его, если   
в отношении законопроекта не будет разного рода придирок юридических и          
юридико-технических, готова фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовать за этот       
законопроект?                                                                   
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Основой принятия данного законопроекта является закон о бюджете,   
исходя из этого закона... Не об идеальности говорим, а о том, что у нас с       
вами есть тот мешочек денег, который распределён, и общественностью это было    
обсуждено, и экспертами, и политическими партиями, и правительством. О каком    
идеальном слове, или бюджете, или законе вы говорите? Этот закон серьёзно       
касается финансовой системы, а не каких-то идеалистических взглядов. Наши       
взгляды могут быть идеальными...                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Я ещё раз говорю: мы никогда не проголосуем за популистский        
закон, который не обоснован финансово.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Александр Петрович, немножко в продолжение, так         
сказать, вашей полемики с Алексеем Владимировичем. Всё-таки у нас ведь,         
согласитесь, идёт хроническое недофинансирование системы здравоохранения,       
вместо 6-7 процентов ВВП, что рекомендуется ВОЗ (и в среднем развитые страны    
тратят такие деньги на здравоохранение), у нас 3,5-3,6 процента, выше не        
поднимается.                                                                    
                                                                                
Но мой вопрос в другом. Вы представляете точку зрения комитета и                
отрицательное заключение с серьёзными аргументами, на которые, конечно, стоит   
обратить внимание, но тема возмещения расходов на лекарства, или                
лекарственного страхования (по другой терминологии, в другом варианте),         
обсуждается уже ряд лет, видимо, решение должно быть в обозримой перспективе.   
На ваш взгляд, как эксперта, как профессионала, в общих чертах, каким должен    
быть путь решения этой проблемы?                                                
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Вот мы ведь уже несколько лет с Алексеем Владимировичем            
выступаем на одну и ту же тему, о лекарственном возмещении, или о               
лекарственном страховании, и мы даже знаем - и он, и я, - у нас даже цифры      
примерно сходятся: чтобы запустить новую систему лекарственного обеспечения     
граждан Российской Федерации, требуется в новых деньгах, ну, наверное, сейчас   
уже больше 700 миллиардов рублей. Но мы должны понимать, что этих денег у нас   
действительно нет. Вот к тому, что сбалансировано в бюджете, нам не хватает     
примерно 200 миллиардов.                                                        
                                                                                
Более того, есть так называемые монетизированные льготы - ещё одна большая      
часть расходов в бюджете на здравоохранение. Мы, по-моему, 220 миллиардов или   
240 миллиардов рублей сейчас монетизируем. У нас есть закон, который давно      
уже принят, пользуются этим законом примерно 13-15 процентов граждан,           
остальные монетизировали, мы понимаем, что это, по сути, нецелевое              
расходование денег, но мы же не можем взять и лишить людей этой возможности.    
Нам нужен тот закон и та сумма, которая могла бы закрыть все вопросы. У нас в   
бюджете такой суммы нет, это признают все эксперты, это и мы с вами считали.    
                                                                                
Более того, если говорить о бюджете здравоохранения, у нас с вами в 2020 году   
в Российской Федерации реализована историческая цифра - более 1 триллиона       
рублей на здравоохранение. Такие деньги на здравоохранение никогда не           
направлялись. Мы примерно на 45 процентов увеличили расходы на                  
здравоохранение в 2020 году по сравнению с 2019-м - штаны бы не порвать при     
таких расходах! Ведь это должно быть обеспечено и штатным расписанием, и        
возможностями промышленности, и возможностями строителей, и всеми остальными,   
да ещё плюс пандемия - пандемия, я думаю, у нас с вами под триллион тоже        
заберёт.                                                                        
                                                                                
И мы должны понимать, что, да, мы приняли Конституцию, где мы право             
государства изменили на обязанность - обязанность государства по защите         
здоровья и жизни граждан. Но мы же с вами уже считали, сколько нам будет        
нужно, чтобы исполнить это всё, - мы идём к этому, но, ещё раз говорю, мы не    
можем принять популистский закон, если понимаем, что денег будет                
недостаточно. Мы должны шаг за шагом к этому идти, и вот давайте                
последовательно это и делать, а не так: мы тут приняли - и пусть там            
правительство ищет деньги. Так нельзя, мы живём с вами на земле и среди         
граждан.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович.                                   
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Александр Петрович, вот я слушаю вас: вы же умный, утончённый человек -         
видимо, зря вы употребляете такую терминологию, как "популистский закон".       
Этот законопроект - это труд людей, которые тоже думали о людях, думали о том   
гражданском обществе, о котором вы говорите, что оно единогласно поддерживает   
принятие таких законов, которые вы сейчас отстаиваете.                          
                                                                                
Мне хочется сказать: если вы уловили, что две оппозиционные партии выступили    
с такими законопроектами, видимо, это предмет нашей общей заботы. Почему бы     
нам это не обсудить? Мы же чувствуем, как нарастает напряжение в обществе, мы   
же должны постоянно помнить, что мы политики, и нельзя, чтобы эти всплески      
напряжения переросли в общенародное выступление. Ведь если есть такая           
потребность, то почему бы нам не обсудить? И нашлись бы деньги, нашлись бы      
пути решения, тем более что вы представляете систему.                           
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемый Николай Иванович, с моим глубоким уважением я хочу       
сказать, что я имею моральное право называть так те законопроекты, которые      
невозможно реализовать по объективным причинам (независимо от того, кто эти     
люди - гении, не гении), исходя из той финансовой основы, которая есть у нас    
в кармане, которую мы реализуем, исходя из того мешочка денег, так              
называемого, бюджета Российской Федерации. Поэтому я исходя из своего           
воспитания называю законопроект популистским, чтобы люди это понимали; я        
должен избирателям объяснить, почему этот законопроект нельзя реализовать.      
                                                                                
Думаете, мы не хотим помочь этим людям, что ли? Я хочу пригласить вашу          
фракцию, представителей вашей фракции на рабочее совещание, которое я провожу   
примерно раз в три недели, по вопросам лекарственного обеспечения, в том        
числе и вот по таким вопросам - о механизмах лекарственного обеспечения.        
                                                                                
Более того, мы договорились, чтобы запустить новую финансовую систему, что в    
2020 году до 15 600 рублей каждый работающий может вернуть себе за купленные    
в аптеке по рецепту лекарства. Кто из вас воспользовался и помог запустить      
эту систему? Кто из вас пропагандировал, говорил, дескать, уважаемые            
граждане, за счёт НДФЛ можно вернуть 15 600 рублей за купленные лекарства       
начиная с 2020 года, чтобы запустить механизм на 70 миллионов человек?          
Думаете, мы об этом не думаем, что ли?                                          
                                                                                
Извините, ещё раз скажу, приходите, пожалуйста. У вас есть член фракции,        
который ни разу не пришёл, хотя записался пять лет назад, вернее, четыре с      
половиной.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич!   
Ну чего только не услышишь с этой трибуны! Оказывается, мы тут пытаемся         
создать какой-то новый механизм, который невозможно реализовать, - механизм     
по поддержке граждан, которые тратят сегодня деньги на спасение своей жизни,    
делают это за свой счёт, хотя по Конституции это должно делать государство.     
                                                                                
Давайте по порядку. О невозможности этого. Прежде всего, механизм, который      
предлагается в этом проекте закона, отработан на субсидировании расходов        
граждан, домохозяйств на оплату услуг ЖКХ. Это абсолютно тот же самый           
механизм, то есть если домохозяйства... Почему в одном случае домохозяйства,    
а в другом случае гражданин? Потому что в одном случае домохозяйства несут      
расходы на оплату услуг ЖКХ, а в другом случае лично гражданин болеет и         
тратит деньги на своё лечение и на лекарственное обеспечение. Разница только    
в этом, во всём остальном всё одинаково.                                        
                                                                                
Если гражданин тратит на своё лечение больше 10 процентов своего дохода -       
подчёркиваем: независимо от дохода, - то, соответственно, всё, что он           
потратил сверх этого, ему должно субсидировать государство. Что тут             
непонятного? Зачем вводить какие-то рамки, ограничения - что, для одних         
граждан это будет действовать, для других не будет, что ли? Тогда получается,   
что у нас Конституция для одних действует, а для других нет. Я не понимаю       
представителя комитета, который от нас требует, чтобы мы ввели ограничения на   
применение этой нормы в нарушение Конституции. Ну, мы уважаем свою              
Конституцию, поэтому мы считаем, что, если норма действует, она для всех        
граждан должна действовать.                                                     
                                                                                
Дальше. Заболевания бывают разные, и стоимость лекарств тоже разная: кому-то    
на цитрамон не хватает, а кому-то на дорогостоящее лечение не хватает, это      
разные вещи. И соответственно, доходы могут быть разные: если у человека        
большие доходы и он немного денег тратит на лекарства, у него не возникает      
права на получение субсидии, неужели непонятно? Поэтому на людей с высокими     
доходами с малой долей вероятности будет распространяться эта норма по факту,   
потому что, ну, просто не потратят они столько денег на приобретение            
лекарств, а для малоимущих это будет очень нужная норма.                        
                                                                                
Следующее. Есть ли деньги в бюджете? За неделю до Нового года правительство     
не потратило 4 триллиона рублей. С этой трибуны представитель комитета          
сказал, что всего нужно 700 миллиардов, и это в 6 раз меньше, чем денег         
осталось на конец года у правительства. Вот вам и ответ на вопрос. Поэтому мы   
и написали, что не нужны дополнительные деньги, источники, потому что деньги    
есть в стране.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в современных условиях право на               
лекарственное обеспечение для многих наших граждан - это право на жизнь,        
которое гарантируется нашей Конституцией. И то, что сегодня десятки тысяч       
наших граждан погибают ежегодно, несмотря на разговоры про популизм, оттого     
что не могут получить нормальное лекарственное обеспечение, это факт. 70        
процентов всех современных успехов здравоохранения в развитых странах - это     
успехи, связанные с медицинским обеспечением, с лекарственным обеспечением      
прежде всего.                                                                   
                                                                                
Теперь о том, что касается программы обязательного страхования в части          
лекарственного обеспечения. Мы говорим о ней долго: мы пришли сюда в 2016       
году, правительство нам обещало это в 2019 году, потом в 2020 году, теперь      
нам говорят, что это будет, случится в 2024 году. А кто страдает в итоге?       
Страдают люди - люди, которые не могут сегодня приобрести себе необходимые      
лекарственные препараты. У нас есть льготные категории, мы на них               
действительно тратим порядка 220 миллиардов рублей ежегодно из федерального     
бюджета, из региональных бюджетов, но это в лучшем случае 30 процентов от       
необходимой суммы. Мы подсчитывали эту сумму: в 2016 году было необходимо       
дополнительно 300 миллиардов рублей, никакие не 700 миллиардов, сейчас эта      
сумма в районе 350 миллиардов рублей. Сложите всё это вместе - максимум, что    
требуется на лекарственное обеспечение, - около 600 миллиардов рублей, из       
которых 220 миллиардов уже есть. Это вполне доступная сегодня сумма, а это,     
ещё раз повторяю, сумма, от которой напрямую зависит жизнь наших граждан. И     
необходимость сегодня собирать копейки эсэмэсками на лекарства детям - это,     
на мой взгляд, полная дискредитация правового государства, полная               
дискредитация той Конституции, о которой мы заботимся и печёмся, принимая       
разного рода законы.                                                            
                                                                                
Так что вопрос здесь, скажем так, не в отсутствии средств, вопрос здесь не в    
какой-то юридической технике, про что пытался говорить Александр Петрович, а    
в отсутствии политической воли как таковой. Это вопрос нашей с вами совести:    
мы за пять лет не смогли решить этот важнейший для нашего государства вопрос,   
притом что он решён в большинстве восточноевропейских стран, которые недавно    
были в составе СССР. Та же Украина, которую мы критикуем и на которую           
ссылаемся, решила этот вопрос, пусть коряво, но она его решила, а мы нет! И     
сегодня возможность для наших граждан выжить зависит, во-первых, от того,       
какой у них доход, а во-вторых, от того, где они проживают: если в Москве, в    
Московской области или в Санкт-Петербурге, есть возможность получить            
необходимое лекарство, так или иначе добиться его и выжить, - элементарно       
выжить! - то в большинстве регионов такой возможности нет. И определённое       
заболевание, определённое стечение обстоятельств - это факт - может привести    
к тому, что человек погибнет, просто погибнет либо доведёт своё заболевание     
до такого состояния, что лечить его станет гораздо дороже, лечить его станет    
невозможно и государство ещё дополнительно потратит средства в случае           
инвалидности на соответствующие выплаты, которые потребуются для этого          
человека.                                                                       
                                                                                
Такова практика всех цивилизованных странах - почему Российская Федерация не    
хочет это принимать и выделять эти средства, о которых мы говорим, 300          
миллиардов рублей, когда у нас в закромах лежит сегодня 45 триллионов           
золотовалютных ресурсов, когда у нас в Фонде национального благосостояния 13    
триллионов сегодня лежит? Люди продолжают умирать, тысячами умирать, а мы       
сидим в этом зале и про популизм разговариваем!                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Косяненко Евгений Викторович, пожалуйста.                 
                                                                                
КОСЯНЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
как уже сказал Александр Петрович, представитель нашей фракции, рассмотрела     
этот вопрос.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, немножко не услышали, вот я попробую акцентировать.      
Александр Петрович сказал, что в законопроекте, который предусматривает         
компенсацию, если в данном случае расходы превышают 10 процентов совокупных     
доходов, не прописана - коллеги, на самом деле я соглашусь с этим - категория   
граждан. Кому - всем или какой-то определённой категории граждан? Вот,          
выступая, коллега Гартунг сказал про препараты. Ну простите, есть льготная      
категория граждан, которым показано санаторно-курортное лечение, но каждый же   
из нас не говорит: "Я тоже хочу на курорт, пусть государство обеспечит мне      
это". Нужны чёткие критерии. Это во-первых.                                     
                                                                                
Во-вторых, уважаемые коллеги, мы сейчас говорим, и опять это звучит:            
лекарственные препараты и препараты из списка жизненно необходимых и            
важнейших лекарственных средств - это разные вещи. Нужно чётко об этом          
говорить, а этого нет.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, авторами законопроекта не прописан верхний предел            
совокупного дохода. Мы знаем, что препараты могут стоить по-разному и           
стоимость может в разы превышать совокупный доход. Вместе с тем в               
законопроекте говорится, что субсидия должна выделяться за счёт средств         
федерального бюджета. Об этом тоже сказали: ни финансово-экономического         
обоснования, ни механизма, откуда эти деньги взять, тоже нет, не прописано.     
Говорят, что можно взять, говорят, что не использовано, но в законопроекте-то   
этого нет, уважаемые коллеги! Более того, также было сказано, что при           
корректировке бюджета на 2021 и 2022 годы это не было учтено. Мы можем          
дискутировать сколько угодно, но, если мы хотим, чтобы именно этот закон был    
принят, наверное, его нужно было представить в другом виде.                     
                                                                                
С учётом и изложенного, и содоклада, выступления моего коллеги, представителя   
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то есть мнения комитета, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"       
предлагает законопроект в этом виде отклонить.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет. Докладчик?                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот впервые я    
по такому важнейшему вопросу вижу такое неубедительное, такое                   
неаргументированное... Плохая игра, да, плохая игра, лучше бы вы вообще         
молчали, уважаемые коллеги из партии власти! Хорошо, что правительство          
молчит, - видите, меньше к нему претензий.                                      
                                                                                
О чём вы говорите? Сегодня много раз вам уже напоминали, что в первом чтении    
обсуждается концепция, идея. Не требуйте от нас в первом чтении абсолютно       
выверенного, до тонкостей проекта, где все юридико-технические детали           
прописаны, - для этого есть второе и третье чтения. Вы на себя посмотрите,      
когда вы в три дня принимаете законы, нет ничего, но просто есть желание вот    
так их принять: давайте сегодня в первом, завтра - поправки, а послезавтра -    
третье чтение! Зеркало вам здесь поставить, когда вы так делаете?! Абсолютно    
без всяких финансово-экономических подтверждений! А здесь речь о людях, о       
своих, близких людях, о наших избирателях! Вам предлагают согласиться с         
идеей, что надо поставить какую-то планку, - не нравится 10 процентов, тогда    
20, 30, 50 процентов поставьте, но должен же быть предел расходов на жизненно   
важные лекарства, без которых человек у-ми-ра-ет!                               
                                                                                
А как вы будете выполнять? Вы называете это популизмом - как не стыдно вам      
так это называть, Александр Петрович! Тогда, получается, и Конституция          
популистская? Заявите об этом! Это же я вследствие конституционных статей       
предлагаю сделать, в их развитие, как мы сейчас делаем, когда отдельные         
статьи отдельными законами прописываем. Популистский - а что здесь плохого?     
Популизм - это такой обидный, придуманный вами ярлык. Это слово означает, что   
этого требует народ, что закон в интересах народа, а вы его считаете вот        
таким отрицательным. Ничего подобного!                                          
                                                                                
Денег у вас нет, да? Но это мы всегда слышим. В прошлом году Фонд               
национального благосостояния увеличился на сколько? На 70 процентов.            
Коронавирусный, кризисный год, а кубышка растёт, раздувается - почему? Да       
потому, что вы с вашим финансовым комитетом придумали бюджетные правила,        
какие было угодно: 40 долларов - цена на нефть, всё остальное - в кубышку.      
Отменяйте это правило к чёртовой матери и людям на лекарства деньги             
направьте, а не в кубышку - вот и деньги будут!                                 
                                                                                
Дальше. Я вот недоговорил: фармацевтическая мафия собирает последние копейки    
с людей, а вы глаза закрыли и опять ничего не можете сделать. Понижайте цены    
на препараты! Почему в Европе эти же самые препараты стоят в разы дешевле,      
чем в России? Потому что мафия спокойно работает, всё схвачено, за всё          
заплачено - и никаких вопросов нет! Развивайте свою фармацевтическую            
промышленность, делайте копеечными эти лекарства, и тогда не надо будет         
вообще никаких денег, так это было когда-то. Но занимать страусиную позицию,    
да ещё в такое ответственное время, когда народ гибнет тысячами!..              
Последствия от коронавируса, хронические заболевания ещё увидим, какие будут.   
                                                                                
А как вы собираетесь выполнять послание президента? Как вы собираетесь до 80    
лет довести в ближайшее время продолжительность жизни среднего россиянина без   
обеспечения его лекарствами, без поддержки? Позор вам, уважаемые коллеги!       
Лучше молчите, не голосуйте: как бы не вижу, не слышу, ничего не хочу.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет? Нет. Хорошо. Представители              
президента, правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в             
Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых        
расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных    
средств", пункт 13.                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.