Заседание № 46

05.08.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 80425-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (о применении в отношении реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств ? участников Содружества Независимых Государств, нулевой ставки налога на добавленную стоимость и об увеличении ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти и природному газу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2110 по 2421 из 4895
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую       
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты                 
законодательства Российской Федерации". Доклад Сергея Дмитриевича Шаталова,     
официального представителя Правительства Российской Федерации, заместителя      
министра финансов. Пожалуйста.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему       
вниманию предлагается очень важный законопроект, который должен урегулировать   
проблему, сложившуюся у нас еще с начала 90-х годов. В 1992 году, когда был     
введен налог на добавленную стоимость, Россия отказалась вместе с другими       
странами СНГ от применения общемировой практики в отношении экспортных          
поставок и не освободила экспортеров от НДС, продолжая взимать этот НДС так,    
как если бы эти товары шли и реализовывались на территории Российской           
Федерации. В 2001 году эта ситуация была исправлена практически полностью, но   
исключения при поставках в СНГ остались в отношении нефти и газа.               
                                                                                
Такой режим существует и в настоящее время, и он приводит к тому, что наши      
российские компании, которые осуществляют поставки нефти и газа в Украину,      
Белоруссию, Казахстан, теряют преимущества и не могут на равных конкурировать   
с поставщиками из других государств просто в силу того, что эти товары          
подвергаются двойному налогообложению - и российскому, и государств -           
участников СНГ.                                                                 
                                                                                
Чтобы исправить эту ситуацию, мы предлагаем начиная со следующего года уже в    
полном объеме перейти на принцип страны назначения, что предусматривает         
возмещение экспортерам налога на добавленную стоимость, уплаченного на          
территории России. Для России это будет стоить примерно 36 с небольшим          
миллиардов рублей - это те потери федерального бюджета, которые будут           
возникать просто в результате того, что мы механически перейдем на новый        
режим налогообложения. Понятно, что эти потери нужно компенсировать,            
компенсировать за счет тех компаний, которые и получают преимущества в          
результате того, что им надо будет меньше платить налогов. Это, как я уже       
говорил, компании нефтяного и газового сектора. Соответственно предлагается     
увеличить ставки НДПИ по нефти и газу. По нефти базовая ставка должна быть      
увеличена с 400 до 419 рублей по нашим предложениям, по газу - со 107 до 135    
рублей за тысячу кубометров. В результате получится, что потери федерального    
бюджета в этом случае сократятся до 9 миллиардов рублей. Вот, собственно, и     
всё предложение.                                                                
                                                                                
Мы полагаем, что в результате принятия этого решения наш бизнес получит         
дополнительные возможности для развития, мы не потеряем рынки в других          
государствах, и, соответственно, это будет способствовать экономическому        
развитию страны. Мы просим поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает первый заместитель председателя       
Комитета по бюджету и налогам Глеб Яковлевич Хор.                               
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "Единая Россия".                                             
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и        
налогам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в часть     
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты          
законодательства Российской Федерации". Сергей Дмитриевич Шаталов подробно      
всё изложил и рассказал. Комитет одобрил, согласился с предложениями            
правительства и предлагает принять законопроект в первом чтении и в целом.      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?     
Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Сергей Дмитриевич, у меня такой вопрос. Когда мы повышаем         
вывозную пошлину, это, вопросов нет, на внутренних ценах не отражается,         
потому что это изъятие дополнительных доходов, да? Когда мы повышаем налоги     
на добычу полезных ископаемых - это, естественно, потом идет в цену товара. С   
учетом того, что мы проиндексировали на 8 процентов акцизы на бензин и          
дизельное топливо, вот ваши предложения по нефти и по газу, по вашему мнению,   
как отразятся в будущем году на тарифах на природный газ для населения и на     
стоимости дизельного топлива и бензина для населения, ну и на промышленности    
страны в целом?                                                                 
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
На ценах на бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты в целом это не     
должно сказаться вообще, поскольку те преимущества, которые получают            
дополнительно нефтяные компании... Вот та сумма налога, которую они уплатят     
дополнительно в виде НДПИ, соразмерна тем дополнительным налоговым              
преимуществам, которые они получают в результате принятия такого решения.       
Более того, есть небольшой выигрыш для нефтяных компаний. Соответственно, нет   
никаких оснований для того, чтобы цены на нефтепродукты в этом случае росли.    
                                                                                
С газом немного сложнее ситуация. И это означает, поскольку тарифы у нас        
регулируются на государственном уровне, что в следующем году тарифы должны      
быть чуть больше, чем это планировалось. Если первоначально предполагалось,     
что рост тарифов на газ в следующем году составит 20 процентов, то в случае     
принятия этого решения их рост составит примерно 23 процента. Это позволит      
"Газпрому" осуществлять рентабельные поставки, но практически с нулевой         
рентабельностью на внутреннем рынке.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы, коллеги? Есть вопрос. Пожалуйста,    
депутат Никитин Владимир Петрович.                                              
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, у нас в этом законопроекте предполагается особый   
порядок его распространения на правоотношения с Белоруссией. И условие такое,   
что он вступает в действие после подписания соответствующего соглашения о       
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. Вот у      
меня в связи с этим вопрос. А когда предполагается подписание этого             
соглашения? Не может ли оказаться так, что с самым близким нашим союзником, с   
которым мы строим союзное государство, будет самый плохой налоговый режим во    
взаимоотношениях по сравнению со всеми странами СНГ и с третьими странами?      
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Владимир Петрович, спасибо за вопрос. Это               
действительно очень важный и серьезный вопрос. Если со всеми государствами      
СНГ, кроме Белоруссии, мы фактически в полном объеме уже перешли на принцип     
страны назначения и изъятия остались только по нефти и газу, то с Белоруссией   
мы в полном объеме сохранили принцип страны происхождения. И при поставках из   
России в Белоруссию, точно так же, как из Белоруссии в Россию, все поставщики   
платят национальные налоги и не получают возмещения своего НДС. Этот вопрос     
мы очень подробно и серьезно обсуждали с белорусской стороной и договорились    
о том, что с 1 января следующего года мы готовы (это взаимное желание)          
перейти на принцип страны назначения. Однако из-за того, что отсутствует        
общая таможенная граница, должны быть применены другие механизмы                
администрирования этого налога, аналогичные тем, которые действуют в Европе,    
в рамках Европейского сообщества.                                               
                                                                                
Мы провели уже всю подготовительную работу с Белоруссией, подготовили проект    
соглашения по этим вопросам, разработали порядок, который тоже уже              
практически согласован с белорусской стороной. В августе мы должны завершить    
работу в отношении того, как будет администрироваться этот налог.               
Относительно того, на что вы указали, в статье 5 есть специальная оговорка,     
это страховка - страховка на случай, если мы не подпишем такого соглашения,     
хотя у нас очень большая уверенность, что соглашение будет подписано.           
Естественно, оно подлежит ратификации в парламенте, и я надеюсь на то, что      
парламент это соглашение поддержит. Но если будет происходить какая-то          
задержка, то до того момента, пока мы технически не согласуем все вопросы,      
будет применяться действующий порядок. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гончар Николай Николаевич, ваш вопрос.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу Шаталову. Сергей Дмитриевич, в преддверии    
представления бюджета на 2005 год меня немножко насторожила фраза о том, что    
уже сейчас в связи с принятием этого закона возможны выпадающие доходы в        
объеме 9 миллиардов рублей. Это расчеты, сделанные исходя из того, что объемы   
реализации в указанных вами странах СНГ не увеличатся? Если это так, то         
непонятно, зачем мы это делаем. А вот если они увеличатся, то у меня есть       
основание считать, что сумма выпадающих доходов - 9 миллиардов - завышена.      
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Вы назвали цифру повышения тарифов по газу до 23 процентов. В         
прессе фигурировала другая цифра. Правильно ли я понимаю, что названные вами    
23 процента - это то, что уже учтено в проекте бюджета, который правительство   
будет... (Микрофон отключен.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Хочу уточнить, что проекта бюджета еще не существует, он будет    
готов несколько позже, в 20-х числах он поступит в Государственную Думу после   
обсуждения на заседании правительства. Но хочу подтвердить, что да, мы          
исходим из цифры "23 процента" в отношении роста тарифов на природный газ.      
Цифра "9 миллиардов", о которой я говорил, рассчитана на основании тех          
макроэкономических показателей, в том числе и по поставкам в страны СНГ,        
которые нам представило Минэкономразвития. Эти цифры еще уточняются и           
обсуждаются, если возникнут какие-то сомнения, то, конечно же, они могут быть   
еще скорректированы. Но если и будет коррекция, то она будет крайне             
незначительной.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Коллеги, запишитесь на вопросы.      
Вопросов всё больше.                                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список. Депутат Храмов, пожалуйста, ваш вопрос.                        
                                                                                
ХРАМОВ Р. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня к Сергею Дмитриевичу такой вопрос. Поднимать налоги на НДПИ, конечно,    
легче всего. Но у нас больше 10 процентов - наверное 12 или 15 процентов, я     
по памяти говорю - нефти добывают малые и средние предприятия, которые всё      
время ставят перед нами, вот перед нашим комитетом по природным ресурсам,       
такой вопрос: почему мы все находимся в равном положении, когда у нас 90        
процентов обводненность, а у них там?.. Ну, вы знаете, затраты по добыче        
разные. Скажите, пожалуйста, вы хотя бы рассматриваете у себя вопрос, как       
дифференцировать НДПИ, или правительство настроено на то, чтобы всё время его   
поднимать?                                                                      
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Если отвечать коротко, то да, рассматриваем.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич.                                
                                                                                
КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Сергей Дмитриевич, у меня такой вопрос и предложение. Готово ли правительство   
ко второму чтению внести такую поправку, чтобы сбалансировать бюджет и чтобы    
не было потерь бюджета в связи с тем, что растут доходы монополистов, которые   
производят нефть и газ? Их доходы в связи с изменением порядка возмещения НДС   
увеличиваются на 39 миллиардов, а нагрузка на добычу этих ископаемых            
возрастает на 30 миллиардов. И 9 миллиардов рублей бюджет теряет. Когда мы      
будем просить правительство включить какие-то расходы в бюджет следующего       
года, мы знаем ответ: а где источник? Так я хотел вас просить (я знаю, вы       
будете говорить сейчас о малых предприятиях) найти форму, но с таким            
расчетом, чтобы в отношении этой отрасли не опускаться до уровня обеспечения    
рентабельной работы каждого предприятия, поскольку по другим отраслям...        
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, думаю, что правительство не готово вносить       
такие поправки и предложения по той причине, что мы очень внимательно           
рассматривали экономические возможности отрасли. И вот Сергей Иванович          
Штогрин задавал вопрос, каким образом это скажется на внутренних ценах на       
природный газ, на нефтепродукты. Если мы пойдем на большее повышение этих       
налогов, то вот здесь нам придется уже увеличивать тарифы на природный газ      
внутри страны, появится риск, что будет дополнительный рост цен на              
нефтепродукты. Этого бы нам очень не хотелось.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Губкин Анатолий Алексеевич, ваш вопрос.                   
                                                                                
ГУБКИН А. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, понятно, что по этому закону основное              
преимущество получает наш крупный сосед по СНГ - это Украина. И было            
неоднократно заявлено и правительством, руководством, и в средствах массовой    
информации, что это, безусловно, встречный шаг со стороны Украины для нашего    
бизнеса, для страны в целом и что он как бы просчитывается. И вот вопрос        
такой: все-таки как он просчитывается конкретно для бизнеса, отдельно, и для    
страны в целом, особенно на фоне последнего события, связанного с               
Криворожским металлургическим заводом, когда наши инвесторы просто были         
отстранены от аукциона внутри Украины? И не получится ли так, что мы подарим    
миллиард долларов Украине и ничего не получим взамен в следующем году?          
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Как вы, наверное, понимаете, я не уполномочен обсуждать вопросы                 
внешнеэкономической политики России. Единственное, что могу сказать:            
действительно, переговоры по достаточно обширному кругу вопросов, связанных с   
взаимоотношениями России и Украины, ведутся.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задорнов Михаил Михайлович, ваш вопрос.                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Ну, мой вопрос во многом совпадает с вопросом коллеги Губкина. Я считаю, что    
официальный представитель правительства по такому вопросу, который касается     
миллиарда долларов, должен быть уполномочен отвечать на любые вопросы в         
парламенте. Иначе тогда надо отложить рассмотрение этого законопроекта, так     
сказать, может быть, коллективный здесь доклад сделать с учетом мнения          
представителей и других ведомств.                                               
                                                                                
Мой вопрос прост. Мы фактически - фактически! - отказываемся от 39 миллиардов   
рублей доходов в бюджет. Между прочим, нам здесь говорили по закону о           
монетизации льгот, что мы финансируем всех льготников официально всего на 27    
миллиардов рублей. Это для того, чтобы вы осознали масштаб вопроса. За          
последние годы, несмотря на все встречи в Крыму, мы ни одного вопроса с         
Украиной не решили, ни одного экономического. Украина не признала свой старый   
долг за газ, Украина, как уже здесь было сказано, открыто игнорирует            
российские предприятия при приватизационных сделках. У нас есть целый ряд       
совершенно, так сказать, нерешенных торговых... (Микрофон отключен.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Михаил Михайлович, вы совершенно правы. У нас очень     
много вопросов, и по ним по всем идет достаточно серьезный, в некоторых         
случаях конструктивный, в других случаях менее конструктивный, разговор. Мы     
по многим позициям приближаемся к решению, но я не думаю, что публичное         
обсуждение вопроса по тем или иным переговорным позициям будет способствовать   
продвижению этих переговоров.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, у нас есть страны СНГ, в отношениях с которыми у   
нас периодически возникает какая-то напряженность и в отношении которых у нас   
в Государственной Думе проходит бурное обсуждение, в частности по Грузии. Я     
имею в виду и страны Балтии. Мы обсуждаем всё время с точки зрения принятия     
каких-то постановлений, а экономические рычаги, как известно, самые             
действенные. Рассматривает ли правительство в этой связи такую меру, как        
замораживание, в частности вот по этому закону, в отношении некоторых стран,    
по которым мы собираемся сегодня принимать какие-то постановления? Я имею в     
виду Грузию и опять же те же страны Балтии.                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
К странам Балтии этот законопроект не имеет никакого отношения по той           
причине, что и нефть, и газ в эти государства мы поставляем уже давно, с 1992   
года, по принципу страны назначения, и здесь ровным счетом ничего не            
меняется. Сложнее вопрос с Грузией и Молдавией, поскольку с этими двумя         
государствами у нас есть соглашения о принципах взимания косвенных налогов.     
Эти соглашения, будучи ратифицированы парламентом, имеют преимущество перед     
национальным законодательством, и, соответственно, тот закон, который мы        
сейчас принимаем, не распространяется на Грузию и Молдову, в которые мы будем   
поставлять наши углеводороды по старым правилам.                                
                                                                                
Фактически этот законопроект касается "четверки": Россия, Казахстан,            
Белоруссия, Украина.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Михаил            
Михайлович Задорнов, Гончар Николай Николаевич. Коллеги, у нас осталось две     
минуты до перерыва, поэтому я предлагаю сейчас объявить перерыв и вернуться к   
обсуждению законопроекта после перерыва. Объявляется перерыв.                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2441 по 2663 из 4895
Кворум имеется. Продолжаем нашу работу. Мы обсуждаем вопрос 11. Доклад и        
содоклад прозвучали, вопросы были заданы. Теперь есть ли желающие выступить?    
Задорнов Михаил Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! О масштабе      
вопроса я уже сказал, даже для нашей страны, которая в последнее время растет   
достаточно быстро, миллиард долларов все-таки на дороге не валяется, как мы     
уже выяснили за последние дни. Законопроект просто еще раз заставляет           
говорить о нашей политике в СНГ и в других экономических объединениях. Все      
последние годы мы очень часто руководствуемся эмоциями в этих отношениях и      
идем на уступки нашим партнерам. Этот законопроект, к сожалению, по-моему, в    
этом же ряду. А нужно руководствоваться только одним - собственными             
интересами, экономическими и политическими интересами, а эмоции оставлять на    
втором уровне. Где в этом вопросе интересы России, интересы граждан, чтобы не   
было повышения цен на топливо (об этом говорил Штогрин), интересы предприятий   
ТЭКа, чтобы они имели конкурентные позиции на рынке этих стран и нормально      
участвовали в приватизации, чтобы их не выкидывали из приватизационных          
сделок, чтобы они наряду с украинскими или белорусскими предприятиями могли     
участвовать в приватизационных аукционах, и, наконец, интересы государства?     
Как я уже сказал, Украина до сих пор не выпустила государственные облигации     
по долгу перед Россией, который есть у нее за поставки газа, и у нас нет        
никаких договоренностей по транзиту, о чем ведется дискуссия уже на             
протяжении десяти лет.                                                          
                                                                                
Этим законом мы делаем одностороннюю уступку: учитывая, что наши славянские     
братья давно руководствуются собственными интересами, в отличие от нас, я       
могу с уверенностью утверждать, что никаких встречных шагов мы не получим. В    
связи с этим предложение: не принимать закон в целом, сейчас принять его в      
первом чтении, поручить правительству рассчитывать бюджет без этих доходов, а   
окончательно его принимать только в том случае, когда мы увидим внятные         
встречные и столь же масштабные шаги от наших партнеров по переговорам.         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста.    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Редкий случай, когда я согласен с Михаилом Михайловичем        
Задорновым.                                                                     
                                                                                
Часто мне вообще непонятна российская политика - я думаю, и многим, - и         
внешняя политика, и внутренняя, то есть она вообще непонятная. Допустим,        
китайская политика абсолютно понятная - она основана на бытовом здравом         
смысле, больше ни на чем. Китайцы не великие люди, они не ставят, может быть,   
сверхзадач, стратегических задач, но все их решения абсолютно понятны и         
объяснимы. У нас ничего непонятно. Почему мы должны нулевую ставку налога на    
добавленную стоимость при экспорте в страны СНГ вводить? Ну, я понимаю, что     
есть корпоративные интересы - интересы "Газпрома", интересы определенных, так   
сказать, корпораций, интересы выборов на Украине, например... Понятно, что      
это делается в преддверии выборов на Украине: сейчас Янукович будет говорить,   
как он добился чудесных результатов, что только он мог это сделать. Но это      
абсолютно неправильная линия, это абсолютно ничего не дает и в политическом     
плане: Украина как была хитра и играла, на две разведки всегда работала,        
бегала то туда, то сюда, так и будет продолжать бегать и при Януковиче, и при   
Ющенко, и при любом другом президенте. Таково положение Украины                 
геополитическое, и такая всегда будет политическая элита на Украине: где        
выгодно - с нами, где выгодно - с американцами, где выгодно - с Европой. То     
есть у них как раз действительно есть здравый смысл определенный, а у нас       
никакого нет, кроме корпоративных интересов подарить кому-то там, так           
сказать, миллиард, который выпадет из бюджета.                                  
                                                                                
Я считаю, что вообще вся схема НДС как налога - она чудовищно коррупционная и   
неправильная, все эти возвраты экспортных НДС - кормежка для налоговых          
органов известная. Всё это нужно однажды заменить простым и понятным всем       
налогом с оборота, который собирается в две секунды, всем понятен, отменить     
эти многотомные инструкции налоговые к черту и ввести налог с оборота там 6-7   
процентов, а может быть, 5 процентов, и всё, и собирать так, как хан Батый      
собирал, потому правил очень долго. И все остальные татарские ханы собирали     
определенную сумму - и всё, а на остальное, так сказать, живите как хотите. У   
нас же тысяча пятьсот инструкций, замена, льгота для этих... Ну полная          
Византия, понять нельзя. Ни один бухгалтер не поймет схему наших налогов, ни    
один минфиновец ее не понимает. Тех, кто понимает, по-моему, три - пять         
человек, включая и Татьяну Алексеевну Голикову - вот она всё понимает,          
остальные, по-моему, вообще ничего не понимают в том, что происходит.           
                                                                                
Поэтому абсолютно необоснованная отмена НДС, выпадение из бюджета, и мне        
кажется, что голосовать за это, так сказать, не нужно и абсолютно               
бессмысленно. Абсолютно лоббистская схема, может быть, рассчитанная на          
предвыборный период, как я уже сказал, для Украины.                             
                                                                                
Ничего это не даст и для Белоруссии, с белорусами тоже надо на простых,         
понятных условиях договариваться, а не так, как мы делаем: то ругаемся, то,     
наоборот, даем какие-то подачки. То есть вообще линии никакой у России нет,     
никакой политики нет, никакого смысла, кроме лоббистского какого-то,            
мелколоббистского. То есть это политика мелких людей, которые что-то пытаются   
урвать: здесь миллиард, там миллиард, так сказать.                              
                                                                                
А на самом деле страна наша имеет возможность быть вообще выше всех, потому     
что она обладает такими ресурсами, такими возможностями! Мы поставляем 40       
процентов газа в Европу, поставляем на мировой рынок до 15 процентов            
нефтепродуктов, до 25 процентов алмазов, металлов огромное количество. Дикий    
рост цен на эти металлы - почему же у нас нет золотых унитазов, я хочу          
спросить нашего замминистра финансов? Почему до сих пор в самом отдаленном,     
так сказать, месте, как Ленин еще обещал, нету отхожих мест из золота? Я не     
понимаю этого, объясните мне. В три раза рост цен на металл - было 100          
долларов за тонну, сейчас 300 долларов. Баррель нефти 40 долларов сейчас.       
Повышение цен на всю группу никелевую, на всю номенклатуру "Норникеля". Ну      
сумасшедшая история! И 50 рублей подкинули пенсионерам, еще кому-то! Ну что     
это за правительство?! Что это вообще за политика?! И хохлам сняли НДС! Ну,     
не хохлам, а тем, кто поставляет туда, так сказать. В чем смысл? Мы понять      
вас не можем. Как, куда всё это уходит?                                         
                                                                                
Однажды просто мы сядем с карандашом, всё посчитаем и предъявим                 
правительству... Слушайте, ну сколько можно! Куда всё это уходит? Мы            
понимаем, что виллы в Сан-Тропе тоже надо строить, покупать, дело хорошее,      
так сказать, особенно если с выходом к морю - это дороже всегда стоит, там      
пляжей мало. Но надо отчитаться перед населением сначала, потом строить что     
угодно. Сделать нормальную, так сказать, страну, достойную ее ресурсов, ее      
потенциала и военного, и другого, а не принимать какие-то совершенно            
бессмысленные, так сказать, законы, которые не понятны никому - ни              
политически, ни экономически и так далее - и бессмысленны в плане               
предвыборной борьбы: абсолютно наплевать украинцам на какой-то НДС! О нем       
узнают десять человек, принимающих решение, все остальные, миллионы, плевать    
хотели на Януковича и будут выбирать совершенно по другим основаниям. Поэтому   
непонятное решение. Считаю, что здесь нам не нужно вносить изменения и надо     
оставить всё так, как есть.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Пожалуйста, представитель правительства. Есть   
желание, Сергей Дмитриевич, выступить, может быть, с заключительным словом?     
Нет. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет.                 
                                                                                
Пожалуйста, Хор Глеб Яковлевич.                                                 
                                                                                
ХОР Г. Я. Я хотел бы еще добавить, что после лингвистической правки все         
изменения были внесены. Правительство согласно. Поэтому на этом всё. Спасибо    
за внимание.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не понял вашего выступления, просто не понял, Глеб      
Яковлевич. О чем выступление?                                                   
                                                                                
Мы сейчас рассматриваем проект федерального закона в первом чтении и            
действуем по процедуре. Я предложил выступить полномочному представителю        
правительства, предложил выступить полномочному представителю президента.       
Никто не выступил. Значит, мы сейчас ставим данный законопроект на              
голосование в первом чтении. У меня других процедурных ходов нет. Уважаемые     
депутаты, ставится на голосование проект закона "О внесении изменений в часть   
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты          
законодательства Российской Федерации" в первом чтении.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9%                                     
Проголосовало против           45 чел.10,0%                                     
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Учитывая, что в розданных материалах есть проект постановления о принятии в     
целом, пожалуйста, Хор Глеб Яковлевич, ваше предложение.                        
                                                                                
ХОР Г. Я. Комитет рекомендует принять законопроект в целом. Все замечания,      
которые были внесены, учтены. Спасибо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у депутатов вопросы в связи с данным              
предложением? Вопрос есть. Задорнов Михаил Михайлович, пожалуйста.              
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Ну, вообще, находясь еще в своем уме и в здравой памяти, я       
прошу коллег посмотреть текст закона внесенного и текст, который нам            
предлагается проголосовать в третьем чтении. Начну с того, что в тексте,        
который внесен Правительством Российской Федерации, всего пять статей и         
подпись президента, а если вы прочтете закон, который предлагается к принятию   
в третьем чтении, к принятию в целом, то там уже шесть статей. Вопрос к Глебу   
Яковлевичу: как, не внеся ни одной поправки в законопроект и принимая его в     
целом в том же самом виде, в каком он принят в первом чтении, мы увеличили      
текст этого закона на одну статью?                                              
                                                                                
ХОР Г. Я. Михаил Михайлович, вы были на заседании комитета. Это поправки, это   
изменения в закон, которые были на основании замечаний Правового управления     
сделаны. С ними все согласились, и правительство тоже с ними соглашается. Это   
техническая правка была. И вы же это сами видите по тексту. Спасибо.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному              
представителю правительства? Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, действительно, когда этот законопроект рассматривался в     
комитете и в Правовом управлении, то были сделаны замечания, которые касаются   
одной-единственной проблемы. Мы уже в апреле приняли решение об увеличении      
ставок НДПИ по нефти с 347 до 400 рублей. И этот закон подписан президентом,    
но вступает в силу только с 1 января. В том законопроекте, который внесло       
правительство, предлагается повысить эту базовую ставку с 400 до 419 рублей.    
И здесь Правовое управление сделало, на мой взгляд, абсолютно корректное        
замечание, что это внесение поправки в закон, который еще не вступил в силу.    
Правильнее было бы отменить ту норму, которая вводится законом, не вступившим   
в силу, и уточнить тот закон, к которому делалась первоначальная поправка,      
поменяв уже 347 на 419 рублей. Это чисто юридическое, правовое решение          
проблемы, и правительство согласно с тем, что так законопроект выглядит         
точнее и аккуратнее именно с юридической точки зрения.                          
                                                                                
Поэтому мы поддерживаем этот законопроект в целом.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет.     
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставится на голосование: принять проект             
федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса     
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской        
Федерации" в целом.                                                             
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6%                                     
Проголосовало против           41 чел.9,1%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.