Заседание № 258

21.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 804236-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в целях обеспечения особого порядка финансового сопровождения контрактов по государственному оборонному заказу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5366 по 5712 из 6733
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О государственном оборонном заказе". Доклад официального представителя   
правительства статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской        
Федерации Юрия Ивановича Зубарева.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Иванович.                                                      
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона     
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном          
заказе" разработан в целях обеспечения обороноспособности и безопасности        
Российской Федерации в том числе путём введения особого порядка финансового     
сопровождения контрактов по государственному оборонному заказу.                 
Законопроектом вносится изменение, предусматривающее определение ПАО            
"Промсвязьбанк" в качестве опорного банка  для оборонного комплекса. Также      
предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями     
по определению величины денежных средств, размещаемых на счетах опорного        
банка для оборонно-промышленного комплекса и соответствующих уполномоченных     
банков в рамках государственного оборонного заказа.                             
                                                                                
В связи с необходимостью принятия данного законопроекта до окончания осенней    
сессии просим сократить срок рассылки до 14 дней. Просим Комитет по обороне     
поддержать это предложение и поставить проект постановления на голосование      
именно в такой редакции: срок рассылки - до 14 дней.                            
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по обороне Андрея            
Леонидовича Красова.                                                            
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Мы достаточно     
подробно обсудили данный законопроект на заседании комитета, привлекли          
заинтересованные министерства и ведомства, уполномоченные банки и крупные       
корпорации оборонно-промышленного комплекса. По мнению комитета, законопроект   
направлен на совершенствование правового регулирования отношений в сфере        
государственного оборонного заказа, снижает внутренние и внешние риски,         
которые влияют на его исполнение, и способствует повышению эффективности        
использования средств федерального бюджета.                                     
                                                                                
По данному законопроекту у Правового управления Аппарата Госдумы замечаний      
концептуального характера не имеется. Профильный комитет Совета Федерации       
законопроект поддерживает. Позиции комитетов-соисполнителей: Комитет по         
финансовому рынку законопроект поддерживает, Комитет по экономической           
политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству         
считает возможным принимать законопроект в первом чтении после представления    
обосновывающих материалов, проектов нормативных правовых актов Правительства    
Российской Федерации. Ну, мы знаем, в Регламенте Государственной Думы           
прописано, что такие материалы должны быть представлены до рассмотрения         
законопроекта в третьем чтении, а все возникшие в ходе рассмотрения данного     
законопроекта вопросы, в том числе о подготовке проектов подзаконных актов до   
принятия законопроекта Госдумой, мы сможем решить совместно с правительством    
при подготовке ко второму чтению.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет изначально планировал предложить тридцатидневный     
срок для поправок по данному законопроекту, однако, учитывая соответствующее    
обращение Правительства Российской Федерации, - Юрий Иванович об этом уже       
сказал - мы предлагаем установить другой срок поправок - 14 дней, проект        
постановления имеется.                                                          
                                                                                
Комитет по обороне, подчёркивая значимость вопросов, связанных с обеспечением   
обороноспособности нашей страны, концепцию законопроекта поддерживает и         
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть.                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Коллеги, я прошу прощения, понимаю, что вы торопитесь. Посмотрите, там          
законопроект на одном листе и пояснительная записка тоже на одном листе, у      
меня в связи с этим три вопроса к Юрию Ивановичу.                               
                                                                                
Первый вопрос: какой объём средств, какой процент обязан будет размещать        
исполнитель, участвующий в гособоронзаказе? Второй вопрос: каких рисков вы      
пытаетесь таким образом избежать? И третий вопрос: готова ли электронная        
площадка "Промсвязьбанка" к проведению закрытых торгов, чтобы обеспечивалась    
безопасность в том числе партнёров, чтобы они также не попадали под санкции?    
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Коротко отвечу на все три вопроса.                                
                                                                                
У нас объём гособоронзаказа порядка 6 триллионов рублей, и предполагается       
поэтапный перевод, размещение в "Промсвязьбанке". В актах правительства,        
проекты которых уже готовы, предусмотрены эти этапы, перечислять сейчас их не   
буду, но предполагается плавный переход.                                        
                                                                                
По рискам. Сам законопроект направлен на снижение рисков для всей банковской    
системы с учётом санкционного давления, о котором мы все знаем.                 
                                                                                
По ИТ-системам. В "Промсвязьбанке" проведена существенная модернизация          
ИТ-систем. Нам задавали такие вопросы, ну, люди, которые задают такие           
вопросы, ориентировались на то, что ранее, в то время, когда банк переходил     
из частных рук в государственные, да, ИТ-системы действительно не выдерживали   
никакой критики. Сейчас всё современное, всё удовлетворяет требованиям.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Юрий Иванович, у меня следующие вопросы.                
                                                                                
Первый: график, который не представило нам правительство, о котором вы          
сказали, график перевода платежей в "Промсвязьбанк", предусматривает,           
учитывает длительность контрактов? Есть ведь контракты с длинным циклом - как   
они будут переводиться?                                                         
                                                                                
Второй: если вы определите какую-то минимальную планку по объёмам средств,      
которые должны быть переведены в "Промсвязьбанк" - то есть фактически           
создаётся монополия, - каким образом вы будете регулировать тарифы? Если не     
регулировать, это скажется на стоимости гособоронзаказа, на ценах.              
                                                                                
И третье: проводили ли вы оценку регулирующего воздействия, опрос участников    
этого процесса - какова позиция главного заказчика, какова позиция              
Министерства обороны, позиция предприятий военно-промышленного комплекса, ну    
и банковского сообщества, тех уполномоченных банков, которые сейчас             
обслуживают ГОЗ?                                                                
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Уважаемый Валерий Карлович, длящиеся контракты не пострадают.     
Доля, которая остаётся не у "Промсвязьбанка", достаточно существенная; в 2020   
году планка ставится на уровне не менее 50 процентов, в 2021 году - не менее    
60 процентов, в 2022 году - не менее 70 процентов. Мы выходим на                
запланированный уровень.                                                        
                                                                                
По поводу тарифов. Хочу сказать, что в соответствии с законом "О                
государственном оборонном заказе" банковское сопровождение гособоронзаказа      
осуществляется бесплатно кредитными организациями, поэтому в данном случае      
"Промсвязьбанк" не зарабатывает: он осуществляет эту услугу бесплатно.          
                                                                                
Что касается предоставления средств. За счёт аккумулирования средств на         
счетах "Промсвязьбанка" у него появляется возможность кредитовать ниже          
существующих ставок, и он доказывает это на практике: есть примеры, когда       
предприятия кредитуются по ставке 6,5 процента, что существенно ниже рыночной   
ставки, и это как раз предприятия оборонного комплекса. Поэтому мы считаем,     
что условия для предприятий оборонно-промышленного комплекса благодаря этому    
будут только улучшаться.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить? Есть.                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" записались два депутата, а мы         
принимали решение, что по одному от фракции.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимаете, да?                                             
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. До трёх минут.                            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Ну, так бодро    
было доложено нам, что, дескать, это срочный закон, который прямо очень важен   
для обороноспособности страны... Он действительно важен, только он несёт        
гораздо больше рисков для выполнения гособоронзаказа, чем снижает эти риски,    
и вот почему.                                                                   
                                                                                
Напомню, откуда вообще появилось это поручение президента. Уполномоченные       
банки обратились к президенту с просьбой как-то решить вопрос с                 
контрсанкциями, как-то защитить нашу банковскую систему от санкций, мы знаем    
каких, и попросили, может быть, создать какой-то банк, который был бы опорным   
и в случае чего мог бы перехватить на себя все эти риски, сняв их с             
банковской системы. Тогда и родилось поручение президента.                      
                                                                                
Но дело в том, что ведь фактически шаги по защите банков уже были сделаны,      
насколько я понимаю: во-первых, этот список уполномоченных банков теперь уже    
закрытый; во-вторых, многие процедуры, которые раньше были открыты, мы тоже     
закрыли. То есть мы многое в законодательстве поменяли, чтобы эти риски         
снизить. Это первое.                                                            
                                                                                
Второе. Когда мы обсуждали это в комиссии по вопросам законодательного          
обеспечения деятельности ВПК, мы выслушали все стороны, и возникло очень        
много вопросов и у Министерства обороны, и у представителей                     
военно-промышленного комплекса, и у уполномоченных банков, которые сейчас       
осуществляют это сопровождение. Какие возникают вопросы?                        
                                                                                
Первый вопрос: каким образом обеспечить пятидесятипроцентный перевод доли, не   
разрывая, скажем так, действующие контракты. Я себе слабо это представляю -     
если посмотреть структуру гособоронзаказа, скорее всего, проблема с этим        
возникнет.                                                                      
                                                                                
Второй вопрос - о тарифах. Юрий Иванович сказал, что сопровождение              
гособоронзаказа бесплатное, но по деньгам, которые там будут храниться, по      
депозитам, ведь плата осуществляется - она будет рыночная или какая? Если в     
любом случае депозиты только в этом банке можно держать, то о какой рыночной    
ставке может идти речь, какие ставки? (Вот у нас в следующем рассматриваемом    
законопроекте как раз речь будет идти о процентах, о депозитах, которые мы      
будем зачислять на спецсчета.)                                                  
                                                                                
Дальше. А как быть с уполномоченными банками, которые уже развернули эту        
структуру?                                                                      
                                                                                
А как быть с поставщиками, которые, например, не являются исполнителями         
гособоронзаказа и не готовы со спецсчетами работать? У нас, правда, в законе    
о гособоронзаказе есть норма, которая позволяет определённую сумму тратить не   
через спецсчета.                                                                
                                                                                
Минуту добавьте, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
Очень важный законопроект, но мы сократили время обсуждения с семи до трёх      
минут, и невозможно уложиться в это время.                                      
                                                                                
Ещё хочу сказать, что на самом деле с принятием этого закона вопросов по        
исполнению гособоронзаказа возникнет гораздо больше, чем есть сейчас.           
Поэтому, коллеги, я выражаю мнение фракции, мы не будем за этот законопроект    
голосовать. Да, мы считаем, что опорный банк должен быть, мы с этим согласны,   
и поручение президента нужно выполнить, но дальше у нас есть вопросы по тому,   
как оно будет исполняться: должны быть подзаконные акты, и в заключении         
нашего комитета написано, что они должны быть к первому чтению и что только с   
учётом этих подзаконных актов мы будем готовы, можно будет поддержать           
законопроект в первом чтении. Этого не произошло: при рассмотрении в первом     
чтении нет подзаконных актов, поэтому наша фракция не будет этот законопроект   
поддерживать.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. С места.                         
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Игорь Владимирович.                                                    
                                                                                
Наша фракция и наш комитет считают, что здесь не увеличиваются риски, а,        
наоборот, снижаются, даже с учётом санкционного фактора, который                
присутствует, да, и в этой части такие трактовки, то, что излагалось,           
конечно, неуместно.                                                             
                                                                                
Кроме того, если кто-то считает, что должна быть открытость исполнения          
контракта и всему обществу должно быть известно прохождение денежных средств,   
содержание контракта по государственному оборонному заказу, то, конечно,        
ошибаются эти товарищи - почему? Потому что есть процедуры, и в основном все    
эти процедуры проходят строго в той последовательности, в рамках тех норм,      
которые прописаны, а чтобы контролировать такие процессы, у нас есть            
специально уполномоченные органы, которые, конечно же, будут это делать, в      
конечном счёте мы в любом случае снизим риски.                                  
                                                                                
Наша фракция просит поддержать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, когда на заседании профильного комитета          
рассматривали данный законопроект, нам сразу дали понять, что это указ,         
поручение президента, поэтому особо не о чем с нами разговаривать, нечего       
обсуждать, давайте, мол, голосуйте. Ну, я так, в двух словах объяснил, как      
это примерно рассматривалось.                                                   
                                                                                
Я специально обращаю ваше внимание на данный законопроект: он на одном листе,   
и в пояснительной записке к нему очень много непонятного. И самое главное, я    
хочу обратить на это внимание: фракция ЛДПР выступает за то, чтобы мы не        
создавали монополиста-монстра, который потом будет использовать своё            
исключительное право, в результате чего у нас может повыситься стоимость        
продукции, одной и той же продукции, через несколько лет. Я вам хочу сказать,   
что в Соединённых Штатах Америки вид вооружения, который в Российской           
Федерации даже превосходит по своему классу американский, стоит в 10 раз, в     
50 раз дороже только потому, что там как раз в конечную стоимость               
закладываются различные операции, в том числе банковские.                       
                                                                                
Вот я специально задавал вопрос: о какой сумме идёт речь? Представитель         
правительства официально ответил: на 2022 год не менее 70 процентов средств     
должно размещаться в этом банке. И сумма была обозначена: 6 триллионов          
рублей. Я также спросил, существует ли готовая закрытая площадка - нам ни       
одного документа сейчас никто не представил, сказали, что да, были какие-то     
вопросы, но сейчас всё нормально. Значит, мы сможем проводить закрытые торги    
(сейчас никто не говорит о том, что они должны быть абсолютно открытыми),       
чтобы, самое главное, не подставлять наших партнёров, которые будут обязаны в   
этом банке открывать счета и которые будут обязаны полностью открываться,       
если у банка будет отсутствовать техническая возможность проводить закрытые     
торги.                                                                          
                                                                                
Про риски. Мы собираемся со всех банков снять риски, чтобы они не попали под    
санкции, и вот у нас есть "Промсвязьбанк", который никаких санкций не боится,   
потому что он будет единственным. Ну давайте тогда мы сразу в законе            
пропишем, что этот банк будет открывать филиальную сеть в Крыму. У нас же все   
банки боятся санкций, поэтому не открывают филиалы в Крыму, в том числе ни      
Россельхозбанк, который на 100 процентов государственный, в том числе           
Сбербанк. Все опасаются санкций, говорят: ребята, Крым ваш, всё здорово, но у   
нас международная банковская деятельность, мы боимся санкций. Так давайте       
пропишем, если в этом банке такие огромные деньжищи будут государственные и     
он вообще ничего не боится, давайте сделаем так, чтобы этот банк полностью      
закрывал вопрос по платёжным проектам Министерства обороны, пусть тогда этот    
банк полностью закрывает вопрос военной ипотеки! Я вам хочу сказать: у нас      
есть один коммерческий банк, который очень боится санкций, так вот у него       
самая высокая процентная ставка по военной ипотеке. И кстати, от этого он не    
хочет отказываться: вот от гособоронзаказа он хочет уклониться, а от всего,     
что касается платежей коммунальных, пенсионных, зарплатных, от военной          
ипотеки - от всего, что за счёт бюджета, он не откажется. Поэтому давайте       
мы...                                                                           
                                                                                
Действительно, очень много неизвестных, вопрос на самом деле очень сырой.       
Конечно, нужен опорный банк, но почему так всё отсылочно расписано:             
правительство установит, определит? Тогда закрепите, какая будет процентная     
ставка, какие будут платежи осуществляться, какие условия будут для компаний,   
которые будут открывать там счета? Пока - один лист. "Промсвязьбанк" -          
опорный банк, 70 процентов от 6 триллионов - всё. Непонятна эта ситуация.       
                                                                                
Я считаю, мы не можем поддержать этот законопроект в таком виде.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Заключительное слово, Юрий Иванович?   
Не требуется. Андрей Леонидович? Да.                                            
                                                                                
Включите микрофон Красову Андрею Леонидовичу.                                   
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Спасибо, Игорь Владимирович.                                       
                                                                                
Я на последний вопрос, который поставил Александр Николаевич, попытаюсь         
ответить, по процентной ставке. "Промсвязьбанк" реализует пилотный проект:      
кредитование этих предприятий по ставке 6,5 процента годовых в объёме 98        
миллиардов рублей - ни один из уполномоченных банков такую ставку не            
предоставляет. И вот данные по двум концернам: у концерна "Алмаз - Антей" в     
результате такой низкой ставки экономия составила чуть больше 2 миллиардов      
рублей, ещё один концерн - "ОСК", - у него тоже экономия составила порядка 2    
миллиардов рублей. Вот ответ на ваш вопрос.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 33 порядка работы.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.