Заседание № 246
О проекте федерального закона № 804132-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления обязанностей операторов поисковой системы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом подготовлен текст законопроекта к третьему чтению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту нет. С учётом изложенного комитет предлагает поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Леонид Леонидович Левин, и есть желающие от фракций. У меня просьба: запишитесь в секретариате. Выносим законопроект на "час голосования".
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". По мотивам - Леонид Леонидович Левин. На рабочем месте включите микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый к принятию в третьем чтении проект закона направлен на защиту интересов всех наших граждан, на защиту их частной жизни в Интернете. Закон даст возможность гражданину требовать от оператора поисковой системы удаления ссылок на недостоверную, неактуальную, распространяемую с нарушением законодательства о персональных данных информацию о нём. Важно подчеркнуть, что удаляются ссылки только из поисковой выдачи, а не с сайтов, на которых размещена информация. Для удаления ссылки гражданину нужно обратиться с заявлением к оператору поисковой системы. В случае отказа он имеет право судиться по месту своего жительства, а не только по месту нахождения организации - оператора поисковой системы. Закон должен будет вступить в силу с 1 января следующего года, что, как показывает опыт выполнения аналогичных норм в других странах, является вполне реальным сроком. Уважаемые коллеги, мы разработали приемлемый для всех сторон, работоспособный закон, который должен создать возможность эффективного пресечения шантажа и травли в Интернете, таких явлений, как интернет-унижение, к сожалению, всё более широко распространяющихся. Важно, что при этом не создаётся угрозы для свободы слова, полностью исключается внесудебное удаление информации непосредственно с ресурсов, где она размещена, а также исключается удаление из выдачи поисковиков какой-либо информации, не связанной с именем гражданина. Введённое во втором чтении понятие актуальности позволит сохранить общественно значимую информацию в поисковой выдаче. Уважаемые коллеги, предлагаю поддержать данный законопроект голосованием. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Вадим Евгеньевич Деньгин. Включите микрофон. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, я считаю, что правильно сказал Леонид Леонидович: этот закон действительно для всех и для каждого. В конце концов каждый гражданин Российской Федерации может столкнуться с тем, что о нём появится информация гадостная, отвратительная, а удалить её из сети не представляется возможным: порой эти ресурсы вообще находятся за границей. С принятием данного закона у каждого гражданина появляется возможность эту информацию, в данном случае ссылку, хотя бы попытаться стереть, поэтому призываю проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 19 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 804132-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления обязанностей операторов поисковой системы; принят в первом чтении 16 июня 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Леонидович Левин. Пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона № 804132-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса...". Напоминаю, что предлагаемый законопроект был принят в первом чтении 16 июня с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". К законопроекту поступило тридцать две поправки, из которых четырнадцать комитет рекомендует принять, восемнадцать - отклонить. Большая часть поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, частично учтена в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Законопроект готов к принятию во втором чтении. С учётом изложенного рекомендуем Государственной Думе утвердить представленные таблицы поправок и принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 00 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 26 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 49 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
По ведению выступает Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, для стенограммы: по 19-му и 20-му вопросам Карелин и Булаев голосовали за, по 22-му Громов - за, по 28-му Ковалёв - за и по 31-му Тимофеева - за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Спасибо.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 804132-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обязанностей операторов поисковой системы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Алексей Валерьевич Казаков. Пожалуйста. КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Вашему вниманию предлагается законопроект о праве граждан Российской Федерации на объективную и актуальную информацию о себе в Интернете. Суть законопроекта проста: гражданин Российской Федерации имеет право обратиться к оператору поисковой системы, которая действует на территории Российской Федерации, с просьбой - аргументированной, хочу подчеркнуть, просьбой - удалить ссылки на информацию, по его мнению, неактуальную, необъективную: лживую или клеветническую. Оператор поисковой системы, рассмотрев обращение гражданина, может удалить эти ссылки или отказать гражданину в его просьбе. Если гражданин настаивает и обращается в суд, а суд принимает его сторону, то суд обязывает оператора поисковой системы удалить ссылки на неактуальную, лживую, неправдивую информацию и штрафует его на 100 тысяч рублей. Я хочу обратить внимание на то, что речь идёт об операторах поисковых систем, которые занимаются коммерческой деятельностью на территории Российской Федерации, то есть продают рекламу. И особенно хочу подчеркнуть, что удалить можно только ссылки на необъективную, лживую, неактуальную информацию - и это гражданин должен будет доказать, - а первоисточник информации сохраняется. Я понимаю скептицизм многих моих коллег, которые работают в сфере публичной политики. Они могут сказать, что это полумера - удалять ссылки, что надо строже подходить к размещающим лживую и клеветническую информацию операторам поисковых систем, дающих ссылки на неё. Однако хочу сказать, что данный законопроект ориентирован в первую очередь на простых граждан, на создание условий для простых граждан, позволяющих им защитить себя от негативной, клеветнической информации в Интернете, в том числе в досудебном порядке. Ни для кого не секрет, что сегодня большое количество наших граждан, особенно молодёжь, проводят очень много времени в Интернете, и уже появился такой термин, как "киберунижение": на человека набрасываются в Интернете с различными оскорблениями и, набрав свои фамилию, имя, отчество в поисковике, человек видит на 80 процентов негативную, лживую информацию о себе, - в подобной ситуации детей, подростков могут довести даже до суицида. Мы должны создать условия для простого решения возникшей проблемы, поэтому я прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данный законопроект. Законопроект очень актуален, вопрос регулирования отношений в Интернете сегодня является одним из важнейших вопросов, ведь это стремительно развивающаяся отрасль. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Алексей Валерьевич в целом достаточно подробно изложил суть законопроекта, рассказал о порядке правоприменения. Что хотелось бы добавить со стороны комитета? Понятийный аппарат обозначенного федерального закона дополняется такими определениями, как "ссылка", "поисковая система" и "оператор поисковой системы". Законопроект также вносит корреспондирующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 2 и 3 законопроекта). Комитет Государственной Думы по информационной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, вместе с тем мы отмечаем, что законопроект нуждается в доработке ко второму чтению. Что касается комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - он также поддерживает концепцию законопроекта. У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется ряд замечаний, которые могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Также хочу сказать несколько слов по сути предлагаемой коллегами идеи. До сих пор в нашей стране не было инструмента, позволявшего рядовому гражданину повлиять на распространение публично доступной информации о нём. Благодаря этой инициативе такая возможность появляется. Речь идёт о том, чтобы установить для российских пользователей Интернета возможности по защите прав, аналогичные тем, которые имеются у пользователей в Евросоюзе. У нас не существует культуры правового регулирования споров в Сети, поэтому у нас и нет судебных решений по делам, аналогичным делу Костехи Гонсалеса в Евросоюзе. Данная инициатива коллег позволит не только защитить граждан, но и в дальнейшем, после принятия доработанного закона, начать создавать такую культуру. Уже сейчас у нас присутствует в Интернете порядка 60 процентов населения, в достаточно близком будущем эта цифра приблизится к 100 процентам - соответственно, с каждым днём в Сети всё больше информации о каждом гражданине. Естественно, возрастает количество злоупотреблений, преступлений в Сети - это не только взломы почт, файлохранилищ или онлайн-счетов, это и использование личной информации в целях травли и хулиганства. Алексей Валерьевич как раз сказал о том, что появилось понятие "киберунижение" - это явление действительно распространено особенно широко, и его распространение связано в первую очередь с молодой аудиторией: для многих молодых людей Сеть стала даже не второй жизнью, а, в общем, первой. При помощи поисковых систем минимально грамотные организаторы травли могут использовать случайные, ошибочные или утратившие значимость сведения для увеличения эффективности такого рода акций. Данный законопроект существенно ограничивает эту возможность. Уважаемые коллеги, на наших глазах на основе интернет-экономики формируется абсолютно новый мир, в нём мы можем создать новую правовую культуру, исключающую бессмысленное сутяжничество и поощрение конфронтации в обществе. Этот процесс уже начат применением антипиратского закона. Почему по нему так мало судебных дел? Потому что система, заданная этим законом, заработала: большинство споров по пиратским делам разрешается между правообладателями и сайтами на досудебном этапе. Аналогичный диалог на основе взаимного уважения интересов нужно наладить между поисковиками и гражданами, и данная инициатива может сыграть в этом одну из ключевых ролей. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к автору. Ну, мало того, что вы не сказали о том, каковы будут критерии определения недостоверности информации, почему-то вы забыли сказать и о том, что вы предлагаете убирать и достоверную информацию по прошествии трёх лет. То есть, предположим, в результате ДТП с участием пьяного чиновника погиб ребёнок, или коррупционер купил себе на взятки шубохранилище очередное, или, например, в результате врачебной ошибки погибли какие-то граждане - проходит три года, и виновника этих происшествий обращаются в поисковик с требованием удалить эту информацию, а если поисковик её не удалит, он будет оштрафован на сумму от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Вам не кажется, что это нарушение наших конституционных прав? Мы хотим знать правду об этих врачах, чиновниках и так далее, и так далее. Есть 29-я статья Конституции, которая гарантирует нам право на свободный поиск, на получение и распространение информации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексею Валерьевичу Казакову включите микрофон. КАЗАКОВ А. В. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, все примеры, которые вы привели, никоим образом не подпадают под действие данного закона: информация об уголовных преступлениях, о нарушении закона никак не может быть неактуальной или клеветнической информацией, если было событие, было судебное решение. Никогда в жизни ни один преступник, правонарушитель, ни один человек, который так или иначе нарушил закон, не сумеет удалить эту информацию. Речь идёт только о недостоверной, лживой и неактуальной информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Валерьевич, короткий вопрос: если оператор неоднократно нарушает данную статью закона, какие дальше к нему будут применяться меры воздействия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Валерьевич. КАЗАКОВ А. В. Уважаемый Виктор Петрович, на тот случай, если поисковая машина не удалит ссылки после вынесения судебного решения, предусматривается более крупный штраф - в размере 3 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Алексею Валерьевичу. Конечно, законопроект актуальный: нам приходится очень часто читать ложь о себе. Вот у меня был случай, мне пришлось дойти даже до суда - я представил стенограмму, доказывающую, что я не говорил этих слов, но проиграл суд, судья сказал: "Вы же публичный человек, вы должны спокойно к этому относиться", то есть я должен спокойно относится ко лжи. А второй случай был такой (вот как бы в этом законе это учесть?): из сказанного мною журналист сделал совершенно другой вывод - вывод, который я даже не имел в виду, и мне говорят: хотите - идите в суд. Но тогда в таких случаях мы, депутаты Госдумы, из судов вылезать не будем, особенно депутаты оппозиционных фракций! Вот как в этой ситуации быть? Ведь ложную информацию преднамеренно о нас дают, мы из суда в суд будем ходить, некогда будет законопроекты читать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков. КАЗАКОВ А. В. Я хочу сказать, что ввиду предусмотренного штрафа в размере 100 тысяч рублей и впоследствии 3 миллионов рублей поисковая система, скорее всего, серьёзно отнесётся к заявлению, мы на это очень надеемся. Что же касается публичной лжи и защиты чести и достоинства - я соглашусь с вами: необходимо и здесь ужесточить порядок и строже относиться к тому, что говорят и журналисты, да и мы с вами, как политики. Но этот конкретный вопрос не имеет отношения к рассматриваемому нами сегодня законопроекту - мы говорим о ссылках, о возможности досудебного разбирательства и о тех аргументах, которые гражданин может представить. И повторю: то, что предусмотрен штраф за немотивированный, необоснованный отказ, когда суд докажет, что прав заявитель, как раз и должно стимулировать честное и объективное рассматривание поисковыми машинами обращений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо. Уважаемый Леонид Леонидович, правильно ли я понимаю, что это парламентариям данный закон сильно упростит жизнь? И мои коллеги, и я лично также сталкивались с подобными ситуациями, когда некое электронное издание публикует недостоверную информацию. Я, например, по месту жительства подавал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, в городе Владимире, но мне пришёл ответ из суда, что, дескать, надо, чтобы была возможность защититься у той стороны, против которой подаётся иск, а прописка у данного человека, зарегистрировавшего интернет-ресурс, на Сахалине. И вот мне приходится выбирать: либо мне тратить большие деньги и лететь на Сахалин, либо делать это без своего личного участия, но тогда неизвестно, какой будет исход. Вот отразится принятие данного закона на нашей профессиональной деятельности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Виталий Сергеевич, но я всё-таки хотел бы надеяться, что этот закон мы принимаем не для коллег-депутатов, а для рядовых граждан, как бы громко это ни звучало. Вместе с тем я хочу обратить внимание на поднятую вами проблему, она действительно актуальна. Если речь идёт о средствах массовой информации легитимных, вы действительно можете обратиться в суд и защищать свои честь и достоинство, но если речь идёт о так называемых фейковых сайтах или страницах в Интернете, которые зарегистрированы по потерянным паспортам или непонятно на кого, то действительно там даже непонятно, с кем судиться и каким образом подобного рода информацию удалять. Вот в этой связи как раз тот инструмент, который предлагают коллеги-депутаты, действительно будет эффективен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роберт Александрович Шлегель. ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! У меня также вопрос к Леониду Леонидовичу, как представителю комитета. Естественно, что данный законопроект вызвал активные дискуссии в Сети, и в числе прочих прошла дискуссия на портале общественного обсуждения законопроектов "Вече". Леонид Леонидович сказал, что концепция законопроекта поддержана комитетом, но возникает вопрос о той критике, которая идёт со стороны будущих исполнителей этого закона, со стороны технического сообщества, интернет-сообщества. То есть вопрос, собственно, в том, будут ли проводиться консультации с этим сообществом, для того чтобы этот закон в принципе был исполним, о концепции законопроекта мы не говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Роберт Александрович. Хотел проинформировать, что такие консультации уже начались в рамках работы комитета, были собраны представители экспертного совета, которые имеют отношение непосредственно к данной проблематике, и с ними этот законопроект обсуждался. Мы ждём от них предложений по поправкам ко второму чтению. Мы также ждём поправок и от всех коллег-депутатов ко второму чтению. Я ещё раз хочу обратить внимание: действительно, комитет поддерживает концепцию законопроекта, при этом мы считаем, что в законопроект необходимо вносить ко второму чтению важные поправки, и мы над такими поправками уже работали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, как один из авторов данного законопроекта, я призываю проголосовать за. Фракция ЛДПР поддержит эту инициативу. Поймите правильно, в Интернете за 25 лет, в течение которых он доступен виртуальным пользователям, скопилось огромное количество мусора - такого мусора, который неприятно читать самому и который не надо позволять читать своим детям. Причём этот мусор скапливается годами, и это недостоверная информация в отношении каждого, не только в отношении какой-то публичной личности, скажем депутатов или министров, но и в отношении простых граждан. Прецедент, который произошёл в Евросоюзе, конечно, сказался положительно, и сейчас в таких случаях ссылку на незаконный материал, который не соответствует действительности, можно удалить. Проблема ещё какая? В большинстве случаев ресурсы, которые публикуют гадости, пытаются быть незамеченными, потому что есть понимание, что так или иначе должны будут ответить за это по законодательству соответствующей страны, но они находятся вне юрисдикции, то есть пишут из-за границы, и соответственно мы не можем достать этот ресурс, этот ресурс прячется. Правоохранительные органы той страны, где он находится, не отвечают на запросы соответствующих органов, и этот материал так или иначе множится в поисковых системах, которые агрегируют данный материал. Причём, заметьте, поисковики - это созданные людьми программы, поэтому люди спокойно могут контролировать, так сказать, удаление этих ссылок, которые появляются. В этом плане можно полностью разбить сложившийся уже стереотип, что это делает именно робот, - ни в коем случае, это делают люди, и они могут в этот процесс вмешаться! Человек, придя к оператору поисковой системы, спокойно может попросить полностью себя верифицировать, подтвердив, что он такой-то (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), и подтвердив, что та информация, которая имеется, не соответствует действительности, он может попытаться урегулировать всё в досудебном порядке - проблем в этом никаких нет. Если же существует необходимость обратиться в суд, то суд и есть та инстанция, которая положит конец данному неприятному инциденту, и это всё будет сделано тихо, без привлечения средств массовой информации - обычная, стандартная форма работы судебной системы. На мой взгляд, сейчас этот процесс актуален, этот закон нужен, большинство граждан его оценили положительно, даже порядка 80 процентов, и пусть нас не спрашивают, где мы проводили этот анализ и кто нам об этом рассказал, - поверьте мне, об этом говорят люди, и люди выступают за чистку в Интернете, за защиту от той гадости, которая так или иначе там доступна. И каждый человек в нашей стране имеет право на то, чтобы информация о нём в Интернете была адекватной, актуальной и честной, и на то, чтобы полностью удалить ту информацию о себе, которая не соответствует действительности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Крупенников. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддержит принятие данного законопроекта в первом чтении. На наш взгляд, законопроект направлен на создание механизма, обеспечивающего защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина путём ограничения распространения в Интернете ссылок на недостоверную и неактуальную информацию о нём. Законопроект регламентирует порядок обращения гражданина к оператору поисковой системы с требованием прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации о данном гражданине, а также порядок рассмотрения оператором поисковой системы таких требований граждан. Вносимые изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации конкретизируют механизм судебной защиты прав граждан в данной сфере. Наша фракция поддержит данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, я согласен со многими оценками, которые сегодня прозвучали, но тем не менее хочу, чтобы вы все понимали, за какой законопроект нам предлагают сегодня проголосовать. Там есть две части. Первая часть - по требованию гражданина из Интернета, из поисковиков может быть удалена информация, если она действительно является недостоверной, при этом никаких критериев достоверности или недостоверности не предложено. То есть, грубо говоря, если кто-то написал, что сборная России по футболу выступила плохо и непрофессионально, а игроки и тренер с этим не согласились, то они обращаются к оператору поисковой системы и говорят: "Нам просто не повезло, мы играли замечательно, поэтому эта информация недостоверна, уберите её". И если вдруг поисковик не убирает эту информацию, то он будет оштрафован на сумму от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Или, например, врач плохо лечит, или режиссёр снял плохое кино и так далее. Поэтому, пока нет критериев достоверности и недостоверности, голосовать за такой законопроект нельзя. Вторая часть, второй очень важный момент, о котором сегодня мало кто говорил: по истечении трёх лет любая правда должна быть удалена, повторяю, может быть удалена и достоверная информация, - это то, что нам предлагают авторы законопроекта, и об этом сегодня не говорили, то есть опять-таки информация о каких-то шубохранилищах, о каких-то коррупционных историях, о каких-то смертельных ДТП с участием нехороших людей (даже не буду говорить про чиновников) по их требованию должна быть удалена, а здесь уже противоречие личных интересов и общественных интересов. Таким образом, мы фактически вступаем в противоречие именно с интересами общественности, потому что общественность должна знать о потенциальных угрозах. Ну и самое главное, вот просто представьте: обращается, например, какой-нибудь человек, какой-нибудь гражданин из Магадана и просит удалить информацию. И если поисковик этого не делает, то это означает, что он должен туда отправить адвоката, оплатить его услуги. Знаете, сколько стоит перелёт до Магадана? Летом слетать туда и обратно стоит 40 тысяч рублей, и всё это должно быть за счёт поисковиков. Мало того, что мы создаём проблемы для работы поисковиков, мы ещё и заставляем их тратить огромные, колоссальные деньги, для того чтобы оплачивать всю юридическую работу, адвокатов и так далее. У нас и так интернет-отрасль подвергается различному контролю, а сейчас мы фактически создаём условия, когда её участники вообще не смогут конкурировать. Это удар по бизнесу в первую очередь, это удар по гражданам, которые хотят знать, хороший ли врач, хороший ли фильм, хороший ли детский садик или школа и так далее, ведь вся эта информация, естественно, содержится в поисковиках. Мы просто должны представить, какое количество, условно говоря, жуликов, уголовников, педофилов каждый год будет писать в "Google" и в "Яндекс" с требованием стереть такую информацию. Я считаю, что законопроект сырой, голосовать за него нельзя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков, пожалуйста. Микрофон включайте побыстрее. КАЗАКОВ А. В. Уважаемые коллеги, каждый человек имеет право на своё мнение и на своё отношение к тому или иному законопроекту, это абсолютно правильно, мы живём в демократической стране, но плохо, когда говорятся неточности. Вот примеры про наличие шубохранилищ: если человек его купил и если оно у него есть, то как он докажет, что его у него нет? Следовательно, он не сможет удалить эту информацию. Я уже не говорю о событиях, связанных с преступлениями, такую информацию человек тем более не сможет удалить. Сколько людей, столько мнений, и, когда, например, большая группа лиц, может быть по предварительному сговору, начнёт травлю того или иного учителя или врача, указывая на абсолютно необъективно абсолютно клеветнические, неправдивые факты, человек должен иметь возможность защитить себя от такого киберунижения. И законопроект нацелен на это, причём, повторяю, рассматривается простая система с удалением ссылок, ориентированная как раз на то, чтобы это могли делать обычные, простые граждане простым путём. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что это хорошо, когда люди пытаются защитить актуальную, правдивую и честную информацию, но наш законопроект не про это, а как раз наоборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, коллеги, за активное обсуждение. Я хотел бы сказать, что все ваши пожелания услышаны, и со своей стороны добавить, ещё раз подчеркнуть, что комитет поддерживает концепцию законопроекта, саму идею и практику, которая уже работает в Европе. Нам нужно просто сделать так, чтобы сам текст законопроекта был не только эффектным, но и эффективным. Вот этим комитет как раз и займётся в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выносим на "час голосования".
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 50 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
По ведению - Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу исправить: по 35, 36 и 85-му вопросам повестки депутаты Зубов Валерий Михайлович и Сергей Анатольевич Петров не голосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.