Заседание № 247
22.10.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 803772-7 "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2003 по 2158 из 5383
7-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму Олег Владимирович Сыромолотов. Пожалуйста. СЫРОМОЛОТОВ О. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня документ - Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма - был подписан Российской Федерацией в 2017 году. Он нацелен на укрепление международного антитеррористического сотрудничества, в том числе и в сфере противодействия - это сейчас самая актуальная задача - иностранным террористам-боевикам. Поскольку предметом протокола являются основные права и свободы человека, то в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах..." он подлежит ратификации. Практическая реализация протокола, как ожидается, повысит эффективность принимаемых на национальном уровне профильных мер, направленных на пресечение деятельности иностранных террористов-боевиков. Несколько слов о самом документе. Протокол составлен в русле принятой главы VII Устава ООН резолюции Совета Безопасности 2178, которая касается угрозы для международного мира и безопасности, создаваемой террористическими актами, по проблематике иностранных террористов-боевиков. Документ содержит обязательства государства по криминализации участия в объединении или группе в целях терроризма, прохождения террористической подготовки, совершения поездок за границу в террористических целях, покушения на совершение указанных поездок, финансирования таких поездок иностранных террористов-боевиков, их организации или содействия каким-либо иным способом. В настоящее время Российской Федерацией в соответствии с отдельным решением Комитета министров Совета Европы уже реализовано одно из основных положений протокола - о создании сети круглосуточных контактных пунктов для обмена материалами об иностранных террористах-боевиках. Российский контактный пункт развёрнут на базе Национального антитеррористического комитета. В этой связи дополнительного финансирования на обеспечение деятельности российского контактного пункта не требуется. Особое значение имеет статья 4, которая криминализует поездку за границу в целях терроризма, а также покушение на совершение этой поездки. Данные деяния не образуют самостоятельного состава преступления согласно нашему Уголовному кодексу, в этой связи в ратификационный пакет документов заложен подход, согласно которому упомянутые деяния будут рассматриваться в качестве приготовления к террористическому преступлению или покушения на него. Таким образом, можно говорить о нашей готовности ввести в российское законодательство и в правоприменительную практику предусмотренные протоколом положения, в том числе содержащие такие новые составы преступления, как, например, поездка за границу в целях терроризма, покушение на такие действия, финансирование указанной поездки. В настоящий момент этот дополнительный протокол подписали уже 40 государств. Предложение о ратификации протокола согласовано со всеми заинтересованными российскими ведомствами и одобрено Государственно-правовым управлением президента. В связи с этим просили бы уважаемых депутатов Государственной Думы поддержать проект федерального закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по международным делам выступает Антон Юрьевич Морозов. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма". Указанный протокол был подписан в Страсбурге 27 июля 2017 года и направлен на дополнение положений конвенции, а также повышение эффективности обмена соответствующей информацией, касающейся лиц, направляющихся за границу для участия в террористической деятельности. Протокол дополняется положениями о криминализации следующих деяний: участие в объединении или группе в целях терроризма, прохождение террористической подготовки, поездка за границу в целях терроризма, финансирование поездки за границу в целях терроризма, организация или содействие каким-либо образом поездке за границу в целях терроризма. Проект федерального закона о ратификации протокола содержит заявление о том, что в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации деяния, на которые распространяется статья 4 протокола "Поездка за границу в целях терроризма", будут рассматриваться в качестве приготовления к преступлению террористической направленности или покушения на такое преступление и в этом качестве влекут за собой уголовную ответственность. Комитет по международным делам, рассматривая данный законопроект, отметил, что, к сожалению, сейчас мир сталкивается с определёнными проблемами, связанными с участием в террористической деятельности жителей и резидентов не только опасных регионов, но и европейских государств. Здесь есть большое поле для сотрудничества с нашими партнёрами из Европы, и ратификация данного протокола, конечно, будет способствовать развитию этого сотрудничества. Мы оцениваем успехи наших правоохранительных органов по взаимодействию со своими коллегами из Европы, усилия Министерства иностранных дел в этом направлении. Уже 17 государств выполнили необходимые внутригосударственные процедуры для вступления данного протокола в силу, следовательно, документ востребованный. По мнению комитета, он будет полностью отвечать интересам Российской Федерации во внешней политике и способствовать взаимодействию с нашими партнёрами не только на территории Европы и Евразии, но и во всех регионах мира, где имеется проблема терроризма. Комитет по международным делам просит Государственную Думу поддержать ратификацию данного протокола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Юрьевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Владимирович, у меня к вам вопрос для понимания. Безусловно, эта ратификация необходима, и, я думаю, мы ратифицируем протокол, вопрос в чём? "Исламское государство", запрещённое в России, значится как террористическая организация, вместе с тем, насколько я понимаю, не во всех странах эта организация признана, к великому сожалению, террористической организацией, и не исключено, что в том числе и в странах, входящих в конвенцию Совета Европы. Если это так, то каков будет правовой механизм решения возможных противоречий, которые я обозначил? Либо это не так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Владимирович, вам вопрос. СЫРОМОЛОТОВ О. В. Я не совсем, честно говоря, понял вопрос. В данной ситуации я вам могу сказать, что только вчера провёл переговоры с Евросоюзом на эту тему, там поднимался в том числе и этот вопрос. У 28 государств Евросоюза такой же подход, как и у нас. Я думаю, дополнительная норма позволит квалифицировать указанное преступление у нас в России так же, как это делается в Европе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет, всё ясно. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 06 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.