Заседание № 282
О проекте федерального закона № 803230-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся прав граждан при приёме на обучение по основным общеобразовательным программам в специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Пожалуйста, Алексей Егорович Загребин. ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по образованию и науке подготовил к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой во втором чтении 19 февраля 2020 года. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по проекту федерального закона не имеется. Комитет предлагает принять представленный законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР. Подготовиться Дамдинову Алдару Валерьевичу. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос крайне важен, и именно для фракции ЛДПР. Почему? Дело в том, что делегации депутатов фракции ЛДПР часто посещают разные страны, в том числе те, которые входят в СНГ, и всегда возникает один вопрос - о недостаточном количестве наших школ, прежде всего для тех граждан, которые проживают на территориях этих государств. Во время недавних визитов лидера фракции ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского и депутатов нашей фракции в Среднюю Азию, в частности в Таджикистан, действительно мы увидели их нехватку. На сегодняшний день положение дел таково, что безвозмездно в этих школах могут обучаться дети сотрудников росзагранучреждений, а всем остальным гражданам услуги предоставляются на возмездной основе. И очень важно, что сейчас создаются условия и появляются средства для того, чтобы наши граждане, которые проживают на территориях этих государств, на безвозмездной, на бесплатной основе имели возможность обучать своих детей. К нам во фракцию приходит огромное количество обращений, опять же в ходе визита нашей делегации в Турецкую Республику на встречах с соотечественниками возникали вопросы, говорили как раз о нехватке школ, о том, что нет возможности детям нормально подготовиться к сдаче российских экзаменов, единого государственного экзамена, нормально поступить и обучаться в учреждениях высшего образования. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект, голосовать за, и мы ещё раз отмечаем важность расширения сети российских школ за рубежом, с одной стороны, и, с другой стороны, подготовки учителей русского языка и литературы и создания возможностей для того, чтобы расширялось влияние русского языка за рубежом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Дамдинов Алдар Валерьевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже поддержит представленный законопроект в третьем чтении. По сути, этот законопроект регулирует деятельность наших заграншкол - школ при посольствах Российской Федерации. Как вы помните, в 273-м законе, в части 1 статьи 88, до сих пор право на получение образования на общедоступной и бесплатной основе предоставлялось детям, родители которых являются сотрудниками загранучреждений МИДа России, торговых представительств, федеральных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации направлять своих сотрудников в иностранные государства. С принятием данного закона такое право будет распространено на детей всех наших граждан, работающих за границей, в том числе и наших соотечественников, проживающих за рубежом. Всё это соответствует целям и задачам концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", 5-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 00 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 280
О проекте федерального закона № 803230-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся прав граждан при приёме на обучение по основным общеобразовательным программам в специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации; принят в первом чтении 5 декабря 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 88 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Пожалуйста, Алексей Егорович Загребин. ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона был принят в первом чтении 5 декабря 2019 года. К нему поступило семь поправок, они включены в таблицу поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по образованию и науке к принятию. Предлагаемых к отклонению поправок нет. Замечаний правового характера не имеется. Прошу рассмотреть предложенные поправки и поддержать решение комитета о принятии данного законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 (в ней семь поправок) есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает поддержать её. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 44 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", 5-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 20 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 803230-7 "О внесении изменений в статью 88 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся прав граждан при приёме на обучение по основным общеобразовательным программам в специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 88 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства первого заместителя министра просвещения Павла Станиславовича Зеньковича. Пожалуйста. ЗЕНЬКОВИЧ П. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается подготовленный правительством законопроект "О внесении изменений в статью 88 Федерального закона "Об образовании...". Я кратко расскажу, о чём идёт речь. Названная статья регулирует деятельность наших заграншкол - это мидовские школы, которые функционируют при посольствах. В нынешней редакции предусматривается, что в этих школах бесплатно обучаются только дети сотрудников РЗУ (росзагранучреждений) - это посольства, торгпредства и военные атташаты, - все остальные дети обучаются там на возмездной основе. Мы предлагаем законопроектом внести изменения в данную статью и сделать обучение в этих школах бесплатным для всех категорий, это касается и детей сотрудников представительств крупных российских компаний, которые работают за рубежом, и наших соотечественников, и зачастую иностранцев, детей иностранных дипломатов, работающих в этой стране, в первую очередь дипломатов из стран СНГ. Таким образом, законопроектом, который мы готовили совместно с МИДом, мы предлагаем сделать обучение в этих школах бесплатным для всех. Приоритет при наборе в школы - в законопроекте это указано - будет отдаваться, естественно, российским гражданам. Министерство иностранных дел подготовит своим приказом порядок набора детей в эти школы. Реализация закона, несмотря на то что расширяется категория бесплатно обучающихся детей, не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета, потому что выпадающая часть будет финансироваться МИДом из его текущего бюджета. Просим этот законопроект поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Станиславович. С содокладом выступает Алексей Егорович Загребин. ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Настоящий законопроект является важным звеном в работе по совершенствованию законодательства в части расширения возможностей и потенциала российской системы образования. Он соответствует целям и задачам документов стратегического планирования в сфере поддержки и развития позиций русского языка за рубежом. Комитет по образованию и науке полностью поддерживает концепцию проекта федерального закона и отмечает его актуальность и своевременность. Правовое управление Аппарата Государственной Думы возражений концептуального характера не имеет. Профильный комитет Совета Федерации также поддерживает концепцию законопроекта. Отрицательных отзывов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации не поступило. Исходя из изложенного Комитет по образованию и науке предлагает поддержать указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Егорович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Станиславович, действительно, те из нас, кто часто бывает по работе за границей, сталкиваются с этой темой. Стратегически это абсолютно правильно, единственно, я абсолютно уверен, что это, конечно, потребует дополнительных вложений, и, наверное, это будет как-то закрываться в рамках сметы, хотя они не такие большие у наших посольств. А вопрос у меня о другом. Мы совсем недавно были во Франции и посещали грандиозные проекты, которые ведутся Россией совместно с другими странами, - об ИТЭР я веду речь, - так вот у наших специалистов проблема с русским языком: в школах для детей, которые там существуют, "японцы" есть, "китайцы" есть, все есть, а учителей русского языка нет. Вот скажите, каким вы видите алгоритм решения этой проблемы? Это проблема вашей структуры или это проблема других ведомств (у нас большое количество таких организаций)? Как решить эту проблему? ЗЕНЬКОВИЧ П. С. Сергей Михайлович, спасибо большое за вопрос. Ну, на самом деле всё, что касается продвижения русского языка и нашего гуманитарного влияния, - это комплексная задача, над которой мы работаем, естественно, при координирующей роли МИДа, совместно с Россотрудничеством, с нашими партнёрами из Министерства науки и высшего образования, Министерства культуры, Роспечати, тут большая командная работа. Что касается таких школ. Понятно, что у нас посольские школы даже во Франции существуют только в столице либо ещё в ряде стран открываются в городах, где есть крупные генконсульства. Понятно, что есть действительно крупные проекты крупных российских компаний, они привозят из России, приглашают из России много сотрудников, которые приезжают с семьями, и часто компании открывают свои школы, мы оказываем содействие - мы и Рособрнадзор. Но помимо этого набирает обороты практика - в ряде стран она уже есть, и с Францией она у нас уже есть, мы её сейчас будем перезапускать, - когда наши школьные учителя, в первую очередь учителя русского языка, едут в местные школы преподавать русский язык и другие предметы: 50 наших учителей работают в Таджикистане, 20 человек в этом году поехали в Киргизию, в начале года - во Вьетнам. Во Франции четыре секции работают, и мы буквально две недели назад встречались с французскими коллегами, я лично вёл переговоры с министром, - мы сейчас будем расширять это сотрудничество, увеличивать число учителей, командированных из России во французские школы, в русскоязычных секциях, где они будут преподавать. Так что такая практика есть, мы её будем расширять, для этого у нас есть все возможности, - у нас на очереди Сербия, у нас на очереди Словакия, там тоже есть запрос, то есть много стран, куда в местные школы преподавать язык едут наши российские учителя, в первую очередь учителя русского языка и литературы, - это хороший инструмент. Когда мы получаем от партнёров или от наших компаний информацию, что есть такая потребность, мы решаем этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Станиславович, как известно, в настоящее время обучение иных лиц, о которых идёт речь в данной законодательной инициативе, уже осуществляется, но при условии возмещения затрат на оказание образовательных услуг. Скажите, в чём тогда новизна проектируемых новелл? И уточните: в случае принятия федерального закона будут ли такие образовательные услуги оказываться иным лицам на возмездной основе? Зенькович П. С. Анатолий Борисович, видимо, я, когда выступал, был недостаточно чёток. Новизна законопроекта заключается как раз в том, что все без исключения обучающиеся в этих школах будут обучаться на безвозмездной основе. Вот как раз сейчас ситуация такова, что на безвозмездной основе обучаются только дети сотрудников росзагранучреждений - посольств, торгпредств, военных атташатов, - а все остальные учатся за деньги. Если вы поддержите этот законопроект, все без исключения будут учиться на безвозмездной основе, в этом как раз и заключается новизна представленного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Сергей Михайлович Катасонов. Есть ли ещё желающие, коллеги? Нет. Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Контактируя с нашими организациями за границей, мы понимаем, что вот эта территория, которая обычно защищена и на которой находятся школы, наши посольства, - это, скажем так, кусочек нашей страны, кусочек России, и когда там находишься в командировке или проживаешь на этой территории, видишь этих детей... Конечно, я понимаю, что нельзя ограничивать и дифференцировать, и то, что вы сегодня предлагаете, абсолютно здравая, нормальная идея. Единственно, она, конечно, потребует дополнительного ресурса, потому что те деньги, коммерческие средства, которые выпадут, надо будет чем-то заместить. Кто сталкивается с работой посольств, тот знает, что, к сожалению, там достаточно напряжённая ситуация с точки зрения сметы: любое мероприятие, любое, которое мы проводим, - ну, вот я за Францию отвечаю - требует, скажем так, очень больших усилий, ну, потому что это бюджет, потому что идёт экономия и каждая статья на счету. Так что тема хорошая, но имейте в виду, что, на мой взгляд, всё-таки ставить надо вопрос и об увеличении финансирования. Я всё-таки вышел на трибуну, с тем чтобы, Павел Станиславович, к вам обратиться с просьбой. Вот стран много - вы сейчас назвали и Таджикистан, и Сербию, - но не так много вопросов, по которым Россия сегодня является, скажем так, ключевым игроком в каких-то крупных международных проектах. С корпорацией "Росатом" мы ездили на глобальный проект ИТЭР, это практически двадцатимиллиардный проект, ну, он, наверное, чем-то похож на коллайдер. Сегодня в Европе это единственный проект, в котором участвует порядка десяти стран: и Америка, и Япония, и Китай, и другие - и 10 процентов объёма занимает Россия. Мы 10 процентов вкладываем материальными и финансовыми активами, мы делаем эту катушку, которая будет держать, скажем так, плазму, и, наверное, это даёт работу нашим предприятиям, мы финансируем, но мы ещё и наших специалистов туда отправляем. И практически вот эта квота 10 процентов - это возможность обучить наших специалистов, которые потом вернутся, наверное, в Россию либо представляют её там. И когда мы приходим и на встрече спрашиваем, какие есть проблемы, возникает вопрос не о зарплате, не какие-то технические вопросы возникают, а возникает вопрос именно о том, что на фоне всех других наций вот специалиста по русскому почему-то нет. Павел Станиславович, учитывая значимость этого проекта для России, учитывая уровень наших специалистов, которые... Вот я вам скажу, что на самом высоком уровне... Одну минутку добавьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАТАСОНОВ С. М. Говорят, что русские специалисты - это наиболее подготовленные специалисты, дисциплинированные, и, что очень важно, те обязательства, которые есть у России по этому проекту (он будет запущен в 2024 году), выполняются - как в натуральной форме, то есть мы готовим и шины для них, и вот эти магнитные катушки, так и в финансовом плане, - нет никаких задержек, в отличие от целого ряда стран, в том числе США. И когда нам говорят: единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это отсутствие преподавателя русского языка, мы эту проблему никак не можем решить... Наверное, это точечная проблема, но я хочу на ней заострить внимание. Если что-то требуется от нас, от "Франко-российского диалога", может быть, обращение от "Росатома", от Комитета по энергетике - там Завальный был с нами, - давайте мы подготовим. Но, мне кажется, на конкретном примере, возможно, и будет складываться та практика, которую вы будете потом распространять принципиально, может, мы потом закон какой-то примем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Коллеги, по представленному законопроекту возражений не поступило. Павел Станиславович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 54 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Спасибо.