Заседание № 273

04.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 803202-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (об уточнении порядка приобретения земельного участка под зданием).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3639 по 3940 из 4957
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный        
кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства   
статс-секретаря - замруководителя Федеральной службы государственной            
регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого.              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты             
Государственной Думы! Этот законопроект важнейший, наверное, для земельного     
законодательства из тех, которые в последние годы правительство представляло    
в Государственную Думу. Он решает вопрос, который не решается уже почти 20      
лет ни судебной практикой, ни правоприменительной, и, конечно, нужно принять    
именно законодательное решение. Он отвечает на вопрос о том, каким образом      
можно реализовать исключительное право на выкуп земельного участка под          
зданием.                                                                        
                                                                                
Дело в том, что на практике возникло множество ситуаций, когда человек под      
совершенно маленьким, незначительным объектом, например сараем, в порядке       
реализации своего исключительного права выкупает достаточно большой земельный   
участок, исчисляемый тысячами гектаров, что является нерациональным             
использованием и ведёт к выпадающим доходам бюджетов различных уровней. Есть    
и обратные случаи, когда правообладатель здания просто не может доказать, что   
ему нужна какая-то площадь земельного участка для эксплуатации здания, и, по    
сути, органы публичной власти заставляют его образовать земельный участок       
строго по отмостке здания и выкупить, несмотря на то что предприниматель        
говорит о невозможности использования земельного участка и здания, если         
образование осуществляется таким образом.                                       
                                                                                
В данном случае мы обсуждали подробно этот вопрос с регионами, и ни один        
регион нам не сказал, что такой проблемы нет, каждый регион подтвердил          
актуальность этой проблемы. Также актуальность этой проблемы подтвердили наши   
коллеги из федеральных органов - Росимущества, Управления делами президента.    
Эту проблему всё равно нужно решить, это защитит предпринимательское            
сообщество, права граждан, чтобы они чётко понимали, как они могут земельные    
участки приобрести, и исключит злоупотребления, которые в итоге влекут за       
собой выпадающие доходы бюджетов разных уровней и, по сути, выбытие             
государственной собственности по заниженным ценам. Законопроект здесь           
устанавливает прозрачные правила, и, ещё раз повторю, он концептуально важен    
для развития всего земельного права.                                            
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Андрея Петровича Гимбатова.                      
                                                                                
ГИМБАТОВ А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Подробный     
доклад, как всегда. Позиция комитета: полагаем, что законопроект нужно          
поддержать, он действительно долгожданный, все регионы его ждут. Ко второму     
чтению предлагаем доработать: сформулировать различные подходы по площади       
земельного участка под зданием при решении вопроса о его предоставлении,        
разработать вопрос о критериях площади не только при выкупе земельного          
участка, но и при его аренде и проработать предлагаемые законопроектом          
критерии застройки земельного участка для его выкупа с учётом различных видов   
разрешённого использования земельного участка.                                  
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да.                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Игоревич, скажите, в случае принятия данной    
законодательной инициативы будут ли учтены интересы дачников и огородников,     
которые хотят получить в собственность земельный участок, где имеется только    
объект вспомогательного использования? Если да, то в какой части?               
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. Безусловно, по          
дачникам и садоводам у нас всегда особый подход. Дело в том, что у них нет      
вспомогательных объектов, у них все объекты основные, потому что в отличие от   
индивидуального жилищного строительства сегодня садовод сам решает, строить     
ему дом или не строить, строить баню или гараж или, может быть, вообще ничего   
не строить. При наличии любого объекта на земельном участке и соблюдении тех    
правил, которые предлагаются законопроектом, безусловно, садоводы и дачники     
смогут выкупить земельный участок. Что касается огородников, у них сегодня      
вообще нет возможности строить никакие объекты, только некапитальные объекты    
для хранения сельхозинвентаря и выращенной сельхозпродукции, поэтому на         
огородников этот механизм распространяться не будет.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Алексей Игоревич, ну, как-то сложно прописан законопроект -         
поясните, пожалуйста. Сначала принимается решение о предоставлении, например,   
под ИЖС или под какой-то бизнес-проект участка земли, затем происходит          
строительство, и затем вышеобозначенный размер этого участка оформляется в      
собственность. Вот с учётом этих изменений потом может быть принято какое-то    
другое решение? Что, после строительства дома или какого-то хозяйственного      
строения будет приниматься отдельное решение, какой участок земли оформляется   
в собственность? Вот поясните. Здесь какие-то такие намеки, что это может       
быть отдельное решение, а не то, которое принималось изначально, на старте      
строительства.                                                                  
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Действительно,            
наверное, нужно было мне при докладе это пояснить. Получается какая ситуация?   
Допустим, земельный участок предоставляется для строительства бизнес-центра,    
торгового центра, но в итоге правообладатель этого земельного участка строит    
контрольно-пропускной пункт, а самого торгового центра нет, и он регистрирует   
право собственности на этот контрольно-пропускной пункт и приходит в            
муниципалитет выкупать участок: формально он собственник объекта                
недвижимости, который расположен на этом земельном участке, но очевидно, что    
государство, когда предоставляло этот земельный участок, рассчитывало на то,    
что там появится торговый центр, а не контрольно-пропускной пункт. Вот смысл    
этих поправок именно в том, чтобы были построены те объекты, под которые        
предоставлялся этот земельный участок.                                          
                                                                                
Так же с индивидуальным жилищным строительством. Что сейчас происходит? На      
аукционе человек выигрывает право аренды земельного участка, и государство      
рассчитывает, что это земельный участок под индивидуальное жилищное             
строительство и там должен быть построен дом. Но человек на следующий день      
привозит небольшой сарайчик, делает фундамент и через две недели приходит в     
муниципалитет и говорит: я собственник сарая, вот будьте любезны мне по         
льготной заниженной стоимости уже без проведения торгов предоставить участок.   
То есть задача, чтобы были простые критерии, чтобы люди изначально понимали,    
что государство их просит построить на земельном участке, для того чтобы        
можно было его выкупить. Если ты строишь какой-то другой объект, тогда ты       
можешь вполне остаться арендатором, пожалуйста, это твоё право. Вот в чём       
основной смысл законопроекта, чтобы были прозрачные правила ещё на стадии       
предоставления земельного участка.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович.                             
                                                                                
ПЛЯКИН В. В. Уважаемый Алексей Игоревич, законопроектом предусмотрен запрет     
на выкуп земельного участка, если на нём расположены только вспомогательные     
объекты и нет основного, который соответствует разрешённому виду                
использования земельного участка. А будут ли предусмотрены какие-то             
исключения из этого правила, предположим, как с ИЖС? Человек получил            
земельный участок в аренду, подал в администрацию заявление, пятно застройки    
определил, он будет строить дом, сделал фундамент - и вот на основании того,    
что у него уже есть хотя бы фундамент и он однозначно уже приступил к           
стройке, будет ли возможность выкупить этот земельный участок или нет?          
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. У нас никогда в истории развития            
земельного законодательства собственники объектов незавершённого                
строительства не имели права на выкуп земельных участков. Принцип такой: пока   
не появилось полноценное здание, выкупать нельзя. На практике такие попытки     
были: появлялось несколько прутов арматуры, и человек говорил, мол, вот это     
уже объект незавершённого строительства - мне, пожалуйста, по льготной          
стоимости предоставьте земельный участок. Мы предлагаем не менять правило,      
которое существует ещё со времён появления Земельного кодекса, то есть более    
20 лет: нужно достроить объект, чтобы воспользоваться исключительным правом.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Алексей Игоревич, ну вот мне, к сожалению, известны случаи,      
когда фундамент регистрировался как объект недвижимости и запускалась           
процедура оформления земельного участка.                                        
                                                                                
Но у меня вопрос о другом. Вот вы говорите, точнее, законопроект                
предусматривает, что общая площадь земельного участка под каким-то зданием,     
который может быть предоставлен, должна составлять не менее 10 процентов        
площади образуемого земельного участка и 5 процентов, если это касается         
садоводства для собственных нужд. Откуда взялись эти цифры?                     
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, это актуальный вопрос. Действительно, два года        
работы понадобилось, чтобы к этим цифрам прийти. Первое, это анализ             
региональной практики. Второе, судебная практика тоже показала на эти цифры.    
Дело в том, что первое решение по этому поводу в то время ещё Высшего           
Арбитражного Суда появилось аж в 2008 году. Третье, это практика                
правоохранительных органов по привлечению к ответственности чиновников,         
которые продавали огромные земельные участки под совершенно маленькими          
объектами, которых даже, кстати, иногда и на местности не существовало. Ну и    
анализ советского опыта - анализировали советские нормы и правила, были нормы   
по плотности застройки, к примеру, площадок сельхозпредприятий и так далее,     
старые своды правил. Вот таким экспертным путём, пообщавшись с                  
предпринимательским сообществом, за два года пришли к этим цифрам.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнева Светлана Викторовна.                         
                                                                                
РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, позволит ли законопроект как-то синхронизировать    
изменение вида разрешённого использования, если это требуется, и выкупа         
земельного участка? У меня вот есть реальное обращение из Новой Москвы, там     
дом многоквартирный, зарегистрированный по всем правилам в 70-е годы, стоит     
на участке для ИЖС, и людям необходимо, для того чтобы обеспечить какие-то      
подъезды (ну, там есть, в общем, споры), и поменять вид использования, и        
зарегистрировать этот участок одновременно. Возможно ли это будет сделать       
сразу, или это всё-таки будут разные процедуры и разная последовательность?     
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос.                                             
                                                                                
Первое. Просьба передать на рассмотрение это обращение. Может быть, там         
ситуация требует более глубокого анализа.                                       
                                                                                
Второе. Законопроект не регулирует вопросы изменения вида разрешённого          
использования, здесь именно вопросы только выбытия из государственной           
собственности земельных участков под объектами недвижимости.                    
                                                                                
Ну и третье. Если это многоквартирный дом, то, Светлана Викторовна, вы          
знаете, там право в силу закона возникает, там вообще нет никакого выкупа.      
Наверное, здесь просто нужно с видом разобраться, и граждане тогда получат      
законное право собственности по Жилищному кодексу.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Самокиш Владимир Игоревич, пожалуйста. С места.                                 
                                                                                
САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"     
поддерживает концепцию данного законопроекта. Он действительно разрешит         
многолетнюю проблему и наведёт порядок с точки зрения интересов как публичных   
собственников земли, так и частных лиц и бизнеса. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"       
будет голосовать за.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" не будет поддерживать представленный          
законопроект, во всяком случае в части, знаете, вот такой субъективной оценки   
того строения, которое будет возведено собственником на земельном участке для   
ИЖС.                                                                            
                                                                                
Согласитесь, что в сложные времена разные возможности у людей, и вот эта        
неконкретная, непрописанная формулировка, что считать домом, а что считать,     
как вы сказали, там, сараюшкой или избушкой... Всё очень относительно. Если     
есть фундамент и человек хочет жить, извините, в срубе три на четыре, это его   
право. Может быть, он охотник, он себе домик рыбака, охотника построил,         
избушку, да. Почему вы вмешиваетесь и говорите, что на этом основании мы тебе   
будем продлевать аренду, а собственником, причём небольшого участка, от 6...    
Попробуйте больше 15 соток получить! Сколько мытарств эти люди пройдут, для     
того чтобы в части кадастра, геодезии всё сделать, заключить, перезаключить     
договоры. И вы тут раз - и даёте право чиновнику, ну, вот так определять,       
быть или не быть человеку собственником земли. Мы считаем, что право быть       
собственником земли должно предоставляться всем гражданам России, если речь     
идёт о 6, 10, 15 сотках. А сегодня, к сожалению, даже наши защитники            
Отечества имеют право получить бесплатно без очереди участок земли, только      
если они получили звезду Героя или орден. Это к вам относится, уважаемое        
правительство, вы что творите-то?! Очереди многодетных, инвалидов               
колоссальные, годами люди ждут, и тут ещё вы вот такую возможность вкрутили -   
не признавать право собственности на землю.                                     
                                                                                
Наше предложение: уберите эту статью либо конкретно распишите, что является     
критерием определения вот того дома, который как бы позволяет уже без всяких    
субъективных оценок чиновника получить право оформить арендуемый участок под    
ИЖС в собственность. Иначе мы считаем, что здесь есть очень неприятные          
подводные камни. По этой причине не будем поддерживать сейчас законопроект,     
будем ждать, что вы предложите во втором чтении.                                
                                                                                
А вопрос про землю для участников СВО мы поднимем в ближайшее время на отчёте   
правительства. Вы готовьтесь ответить и аргументированно... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово -     
докладчик?                                                                      
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Александр Дмитриевич, спасибо. У меня несколько комментариев   
по поводу выступления Олега Анатольевича.                                       
                                                                                
Олег Анатольевич, дело в том, что как раз в отсутствие каких-либо правил,       
если посмотреть судебную и правоприменительную практику и практику              
правоохранительных органов, вот там такая субъективность, такое                 
усмотренческое решение, что люди вообще не могут добиться правды для            
приватизации участков, потому что чиновник может сказать: да, я считаю, что     
это не дом, я считаю, что недостаточная площадь. А сейчас предлагается          
единственный объективный и реальный критерий, чистая математика - это площадь   
дома. И дальше никаких претензий не может быть, всё остальное - это             
административное нарушение, это статья 19.9 КоАП, уже есть такое. И есть        
запрет на отказ по основаниям, не предусмотренным законом, - это тоже уже       
есть в законе. Через какие мытарства сейчас люди проходят, чтобы                
приватизировать земельный участок, 16-летняя судебная практика это              
показывает. Вот как раз и нужно сделать, чтобы не было здесь никаких            
рассуждений.                                                                    
                                                                                
А с точки зрения 6 соток, садоводов и так далее, я отвечал на вопрос вашего     
коллеги: там можно любой объект сделать, потому что у садовода нет              
обязанности построить дом, можно построить любой объект. Вот как раз с тем, о   
чём вы говорите, и борется законопроект. И я надеюсь, что он будет поддержан.   
Наша задача как раз минимизировать вот такие риски, чтобы человек с самого      
начала понимал, положен ему земельный участок или нет, а потом не сталкивался   
на каждом этапе с сюрпризами.                                                   
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Земельный кодекс Российской Федерации", пункт 13.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.