Заседание № 58
О проекте федерального закона № 80283-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных медицинских организаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматривается 12-й вопрос повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса..." предлагается установить предельный возраст для замещения должностей руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций. Проект закона прошёл необходимые правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к третьему чтению. Комитет просит поддержать принятие законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам от фракций? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ не будет поддерживать законопроект. Не потому, что мы против омоложения научных кадров, медицинских кадров, а потому, что мы считаем, что должность руководителя предполагает прежде всего определённую профессиональную квалификацию и определённый функционал, и, если человек справляется, он должен продолжать работать независимо от возраста - 60 лет ему, 65 лет, 70 лет. Есть масса примеров работающих академиков, профессоров, медиков, возьмите Лео Бокерию, которому 77 лет и который с 6 утра на рабочем месте, он до сих пор оперирует, до сих пор помогает людям, спасает жизни больных, и, скажем так, его физические данные вполне соответствуют должности, которую он занимает. Есть масса таких примеров и в других научных центрах, в других медицинских организациях. Я уже не говорю о том, что на низовом, первичном уровне в ряде медицинских организаций других кадров, к сожалению, нет. Если мы запретим занимать эти должности лицам пожилого возраста... Я думаю, ни для кого не секрет, что во многих регионах, районах в участковых больницах просто нет других кадров, к сожалению, молодых туда не заманишь ни миллионом, ни какими-то другими обещаниями. Фактически мы можем выбить, убрать огромный пласт руководителей организаций, оказывающих медицинскую помощь, окажутся обезглавлены многие участковые больницы, многие, скажем так, офисы врачей общей практики, потому что там нет молодых кадров: они не подготовлены. Если надо убирать человека с должности из-за того, что он не соответствует в силу возрастных особенностей статусу руководителя, значит, должны быть определены чёткие критерии на уровне каждого субъекта, на уровне каждого учреждения: не соответствует, тормозит, не справляется - давайте его освобождать по профессиональным качествам, а не просто по возрасту. Исключений масса, и положительных примеров гораздо больше, чем примеров отрицательных, на которые, возможно, будут ссылаться другие выступающие. Фракция КПРФ не будет поддерживать законопроект. Повторяю, прежде всего эффективность и профессионализм - и только потом возраст. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, разве у нас фельдшерские пункты подпадают?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы сказали об этом сейчас, Алексей Владимирович, поэтому я и обратил на это внимание, вы сказали: кто будет работать в фельдшерских пунктах? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там главного врача-то нет, в офисах. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать представленный законопроект, потому что есть какая-то алогичность в идеях, которые связаны с возрастом трудящихся и руководителей. Мы уже заметили тенденцию, и, думаю, рано или поздно увидим здесь на трибуне, может быть, даже авторов этого законопроекта, которые выйдут с предложением повысить пенсионный возраст. И что получается? Пенсионный возраст мы повышаем до 65 лет и одновременно говорим: а вот руководить вы больше не будете. Куда идти работать дальше, если ещё и пенсия такая, что на неё жить невозможно? Уважаемые коллеги, что-то вы запутались. И при всём уважении к авторам, посмотрите список авторов - да, там есть несколько профессионалов из этой отрасли, а всех остальных хочу спросить: вы почему этим занимаетесь, уважаемые коллеги? Не похоже ли это на ситуацию, когда к профессору Преображенскому пришли из какого-то там реввоенсовета и стали учить его жизни, указывать ему, как нужно делать операции, где жить, сколько работать? Слова закончились, извините. Мы не будем поддерживать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект не затрагивает вопросы, связанные с работой руководителей участковых больниц, напоминаем, что он касается только руководителей медицинских организаций, подчинённых федеральным органам исполнительной власти, либо их заместителей - заместителей руководителей государственных или муниципальных медицинских организаций. Поэтому обращаться к нам с требованием, чтобы мы вошли в положение жителей сельских населённых пунктов, - ведь мы понимаем, как не хватает в сёлах, в малых населённых пунктах врачей, - наверное, некорректно. Коллеги, что же касается данного законопроекта, хотелось бы напомнить, что здесь применяется аналогия права: статьёй 332 Трудового кодекса Российской Федерации предусматриваются практически аналогичные основания для расторжения трудовых договоров с ректорами, проректорами образовательных организаций. Коллеги, что касается Лео Антоновича - конечно, Лео Антонович спасает больных и, мы надеемся, продолжит свою благородную деятельность, как медицинскую, так и научную. Мы же только предлагаем освободить наших, в том числе великих, врачей, учёных, педагогических работников от административной деятельности, которая, наверное, только мешает их свершениям, их великим научным открытиям. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Небольшое уточнение для автора, который этот законопроект внёс: учреждений, подведомственных не только федеральным органам исполнительной власти, но и региональным и местным. Участковые больницы и их руководители подпадают в данном случае под действие этого закона. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В тексте есть, да? По ведению - Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, специально рассматривалась, в том числе Правительством Российской Федерации, поправка, которой предлагалось распространить на филиалы районных больниц и ФАПы данную норму, - мы данную поправку не включили в текст. Это первое. Второе, на что хотел бы обратить внимание, уважаемые коллеги. Вы защищаете руководителей выдающихся федеральных учреждений, хочу напомнить, что все они, 80 процентов из них, одновременно являются научными учреждениями. Так вот если этот закон не будет принят, то с 1 января 2018 года все они покинут посты, потому что по отношению к руководителям научных учреждений такая норма уже действует. Принимая этот закон, мы устанавливаем для них переходный период три года, мы устанавливаем право продлить им срок пребывания на этих постах ещё на пять лет по предложению трудового коллектива. Эта мера фактически защищает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Константинович, это было не по ведению. Пожалуйста, Тарасенко Михаил Васильевич. Только просьба, коллеги, по ведению. Если вы хотите выступить по мотивам, определяйте в рамках своих полномочий во фракции, кто будет выступать с аргументами. Вы всё правильно говорите, только это по мотивам, в этом случае нужно, чтобы было выступление от фракции. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, вы уже сделали замечание, поэтому у меня нет вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, вот я смотрю - вы, Максимов... Если сейчас выступление будет касаться обсуждения проекта, я просто вынужден буду лишить вас слова, и все. Если только по ведению. Пожалуйста, Михаил Васильевич, по ведению. ТАРАСЕНКО М. В. По ведению. Я считаю реплику господина Нилова бестактной и некорректной. Замечание о профессоре Преображенском пусть относит к себе, потому что трудно найти область права, в которой он не выступал бы автором законопроекта. На себя пусть посмотрит! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, это не по ведению. Не переходите на личности - вот об этом уже говорили неоднократно. Пожалуйста, Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, на самом деле часть участковых больниц является... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это тоже не по ведению. Отключите микрофон. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации", вопрос 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 16 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 48 чел.10,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 80283-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных медицинских организаций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
48-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2017 года, подготовлен к рассмотрению во втором чтении. К нему поступило двадцать семь поправок, которые сведены в две таблицы. Семь поправок включены в таблицу № 1 и рекомендуются комитетом к принятию, и двадцать поправок включены в таблицу № 2 и рекомендуются комитетом к отклонению. Просьба утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 07 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, есть замечания, вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 44 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации", вопрос 48. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 20 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет просит рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра, 20 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как вы считаете, возможно ли рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра, согласны? Хорошо, принимается. При формировании повестки нужно будет это учесть.
Заседание № 48
О проекте федерального закона № 80283-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных медицинских организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, возвращаемся, рассмотрим 20-й вопрос повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается поправка в статью 350 Трудового кодекса, которая направлена на установление предельного возраста для замещения должностей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций. Хотел бы напомнить, что предельный возраст уже установлен для замещения должностей государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, для ректоров и проректоров высших учебных заведений, а также для руководителей государственных и муниципальных научных организаций и учреждений. Данный законопроект содержит два переходных, как бы смягчающих положения. Первым положением предоставляется право трудовому коллективу при необходимости обращаться к учредителю данной организации с предложением продлить предельный возраст до 70 лет. Очень важно, что это право дано именно трудовому коллективу, - это означает, что отношения между руководителем и трудовым коллективом будут складываться в условиях оптимизации здравоохранения достаточно позитивно. Вторая переходная, как бы смягчающая мера заключается в том, что с теми руководителями, с которыми уже заключён договор и кто достиг соответствующего возраста, этот договор продлевается, но не более чем на три года. По мнению авторов, три года - достаточный период для подготовки преемника, которому можно передать дела. В ходе дискуссии, которая развернулась в средствах массовой информации по поводу этого законопроекта, высказывалось достаточно много неправильных суждений. Например, вот есть замечательный хирург, который делает по пять операций в день, а мы предлагаем лишить его такой возможности - хотел бы сразу успокоить, что принятие этого закона даст возможность этому замечательному хирургу делать по шесть операций в день, потому что единственная возможность, которой он будет лишён, - это возможность сидеть подписывать платёжки, назначать тендеры, решать вопросы, связанные с канализацией, со снабжением и так далее и тому подобное. Речь идёт именно об административно-хозяйственных должностях, на которые предлагается выдвигать более молодых работников. Это связано в первую очередь с тем, что меняется мир, всё больше осваиваются информационные технологии, которые необходимы для текущего руководства организациями и учреждениями, и здесь молодые работники могут проявить себя в полной мере. Мы также хотели бы обратить внимание на тот факт, что сложившаяся ситуация часто выступает тормозом для кадрового лифта, более молодые работники не получают возможности для роста, не получают возможности для повышения в должности в государственных, муниципальных учреждениях, поэтому уходят в частные медицинские организации, тем самым лишая возможности воспользоваться их знаниями, их новым опытом и навыками, их талантами тех граждан, которые менее обеспечены, но которых мы хотели бы обеспечить качественными медицинскими услугами. Обращаю ваше внимание на то, что данный законопроект был поддержан единогласно профильным комитетом, комитетами-соисполнителями, соответствующим комитетом Совета Федерации, правительством, а также профсоюзной стороной Российской трёхсторонней комиссии. Прошу поддержать его и здесь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Андрей Константинович, я широкими мазками, что называется. Вопрос, который предлагается к обсуждению, - это вопрос на самом деле детализации, уточнения Трудового кодекса. Мы можем сейчас его очень плотно обсуждать, но не находите ли вы, что перед нами стоят глобальные вызовы, на которые сейчас нет реакции, и законопроекты, направленные на их преодоление, не обсуждаются вдумчиво? Поясню, что имею в виду: в 2000 году количество неофициально занятых составляло 13 миллионов, сейчас - 23 миллиона; это огромные финансовые потери, люди без пенсии, без будущего, люди без трудовых прав сегодня. Когда мы всё-таки приступим к обсуждению реальных вызовов, тех, которые есть, и не будем обсуждать причастные обороты, так сказать, вопросы, на самом деле являющиеся второстепенными по отношению к общему комплексу проблем трудового права? ИСАЕВ А. К. Олег Васильевич, спасибо большое за ваш вопрос. Наверное, наступил момент, когда мы должны ещё раз вернуться к глобальному обсуждению Трудового кодекса, потому что с момента его введения в действие прошло уже пятнадцать лет, это, конечно, большой срок. Хочу сказать, что он не стоял на месте: в 2006 году был принят целый комплекс поправок в Трудовой кодекс, в дальнейшем вносились целые главы, разделы, которые были, например, посвящены профессиональному труду спортсменов и тренеров, касались работы на удалённом рабочем месте. И вот этот законопроект - это одна из тех поправок, которые регулярно вносятся в Трудовой кодекс после обсуждения со всеми сторонами трёхсторонней комиссии. Но если вы считаете, что назрел момент, когда нужно провести глобальную дискуссию, я готов ваше предложение поддержать - давайте в рамках нашего комитета такую дискуссию проведём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Андрей Константинович, ирония судьбы заключается в том, что сегодня день рождения Дональда Трампа, ему исполнился 71 год, и он никуда уходить, по-моему, не собирается, ещё и готовится ко второму сроку, а мы хотим ограничить, установить предельный возраст руководителей медицинских организаций - 65 лет. Обосновывая законопроект, вы сказали, что новый мир и новые информационные технологии человек в возрасте старше 65 лет уже как бы слабо воспринимает. Мой вопрос заключается в следующем: а что если провести тестирование на предмет знания, применения этих технологий? И вообще, если он не согласится, то как быть? ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопрос, уважаемый Федот Семёнович. Хотелось бы сказать, что Дональд Трамп занимает выборную должность, которую могут занимать люди независимо от возраста, если им доверили избиратели. В этом зале находятся очень уважаемые депутаты Государственной Думы, в возрасте старше 70 лет, которые старше Трампа, но которым тем не менее избиратели доверяют представлять их интересы, доверяют их отстаивать и поэтому за них проголосовали. Совсем иное дело, когда речь идёт о хозяйственном руководителе. Ещё раз подчеркну, что в данном случае не предлагается отстранять этих людей от текущей медицинской работы, от научной школы, от работы с учениками, - наоборот, для этого у них будет ещё больше времени. И хочу обратить внимание, что, скажем, в системе образования был найден выход: наряду с должностью ректоров в крупных вузах была введена должность президента высшего учебного заведения, что позволило руководителям целиком сконцентрироваться на учебной и научной работе, и это пошло на пользу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Константинович, почему только в данном случае государственные и муниципальные медицинские учреждения? Есть ещё образовательные учреждения, учреждения культуры - там тоже есть директоры, заместители, которые также работают и, возможно, тормозят, по вашему мнению, развитие процесса. Это первый вопрос. Второй момент. В медицинских учреждениях в сельской местности чаще всего работают люди преклонного возраста, там других просто нет, то есть участковые больницы, ФАПы или какие-нибудь небольшие медицинские учреждения фактически останутся без руководителя. К этому придётся возвращаться. Ну и последнее - это объективная сторона. Всё-таки что послужило толчком к внесению данного законопроекта: многочисленные обращения, скажем так, свидетельства тех, кого отлучили от возможности развиваться дальше в структуре государственного и муниципального здравоохранения, какие-то расчёты, подтверждённые, объективные, или просто умозрительное желание - сели и придумали очередной законопроект, чтобы сделать лучше всем? ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопрос. Алексей Владимирович, когда мы разработали этот законопроект, у нас было всего-навсего пять подписей, потом к нам присоединилось более сорока депутатов - это означает, что такая проблема существует. Почему именно медицинские учреждения? Потому что, как я уже сказал, на уровне государственной, муниципальной службы, на уровне ректоров и проректоров эта проблема уже решена, что не привело ни в одном из этих заведений к катастрофе и к резкой потере кадров. Я согласен с вами в том, что есть определённая проблема, связанная с сельскими учреждениями, но это не означает, что данную проблему нужно законсервировать и не решать вовсе. Предусмотрен переходный период в три года - это означает, что в течение трёх лет учредитель должен искать соответствующую кандидатуру, человека, который смог бы возглавить соответствующее учреждение. Нельзя дожидаться, что уже, прошу прощения, естественные причины вынудят внезапно искать замену, - есть время поискать кандидата, на это отводится три года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Я коротко. Фракция ЛДПР поддержит эту инициативу. Кроме того, мы внесли проект закона и предлагаем такое же ограничение ввести для всех ФГУПов и МУПов. Мы считаем, что специалисты, профессионалы должны оставаться в тех же учреждениях, должны заниматься своим профильным делом, должны заниматься научной деятельностью, преподавательской деятельностью, а вопросами мусора, канализации, питания, электричества... На эти места должны приходить молодые управленцы, нужно использовать новые современные технологии и методы управления коллективами, а те, кто действительно имеет практический опыт, навыки, знания в своей сфере, должны этот опыт передавать, то есть должно быть кадровое движение, и это будет залогом стабильности и гарантией прежде всего для молодёжи. В противном случае молодые специалисты либо будут уезжать за границу, либо будут уходить в коммерцию. Здесь при обсуждении говорили, что в сельской местности есть проблемы кадрового характера, - ну так эти проблемы будут и дальше сохраняться, если всё будет оставаться так же, как сейчас. Чем быстрее этот процесс будет запущен, тем быстрее будет происходить омоложение, и свежая энергия, свежая кровь, свежие мозги и мысли добавят определённой динамики, что в целом сможет встряхнуть систему всех ФГУПов и МУПов по стране после принятия законопроекта фракции ЛДПР. Поэтому мы поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, ну, кадровые вопросы, наверное, нужно решать не ограничением возраста, а всё-таки созданием условий для того, чтобы была привлекательная профессия и туда молодёжь шла. Если молодёжь не будет идти, никакими ограничениями мы ничего не сделаем, поэтому мы считаем, что причина лежит в другой плоскости. И если мы сейчас начнём ограничивать возраст, особенно в медицине... Ну посмотрите, кто у нас сейчас работает, кто нас лечит, посмотрите, возраст какой! Мне кажется, мы не с той стороны подходим к решению проблемы, поэтому наша фракция такой закон не поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, давайте всё-таки исходить из того, что качества руководителя должны стоять на первом месте, а на втором уже всё остальное: возраст, пол, иначе завтра скажут, что у нас женщин мало, мол, давайте побольше женщин сделаем теми или иными руководителями, и это факт такой же достоверный, как и факт того, что у нас сегодня многие руководящие посты занимают лица старшего возраста. То есть если учредитель - а в данном случае это основная, скажем так, головная организация, которая ответственна за качество оказания медицинской помощи, - считает, что главный врач не соответствует по своим функциональным, физиологическим, профессиональным и прочим характеристикам той должности, тем знаниям, навыкам и функциям, которые ему предстоит выполнять или которые он выполняет, значит, должно быть принято решение учредителем. Должны быть соответствующие квалификационные экзамены, если хотите, должна быть соответствующая аккредитация, это можно называть как угодно, но есть человек, есть люди, которые в 65 лет и в 70 лет гораздо активнее, гораздо грамотнее и гораздо целеустремленнее, чем те, кто должен прийти им на смену, поэтому возрастной фактор в чистом виде учитываться не должен. В чём соглашусь с коллегой Шеиным, так это в том, что сегодня перед трудовым законодательством стоит гораздо больше вопросов, которые требуют урегулирования: это и вопросы минимальной оплаты труда, и вопросы вот этой серой занятости и неуплаты соответствующих страховых взносов - именно ими сегодня должны заниматься депутаты Государственной Думы, а не вызывать очередной раскол, очередное противостояние теперь вот на этом фоне - на фоне руководителей, вводя новые, ничем объективно не обусловленные ограничения для руководителей, которые занимают эти должности. Я не уверен, что молодой специалист будет более эффективно вывозить мусор, как сегодня было сказано, или выполнять иные хозяйственные функции, чем тот, кто этим делом занимается долго, кто этим делом занимается профессионально. Другое дело, что и находящиеся длительное время на своём месте люди засиживаются, безусловно, они нуждаются в смене, кадры нуждаются в обновлении, но не таким вот совершенно непонятным образом - ориентируясь исключительно на возраст. Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект, и не потому, что мы держимся за возраст или каким-то образом пытаемся оправдать нахождение на своей должности людей, которые не способны выполнять свои функции, нет; мы считаем, что профессиональные навыки должны быть на первом месте. Возможность самосовершенствоваться, возможность учиться - это тоже должно быть на первом месте, а всё остальное уже должно оцениваться в комплексе. Ну а что касается сельской местности, то если мы будем думать, что вот завтра изменим условия и там сразу появится специалист... Не появится. Я приехал из участковой больницы, где работают муж и жена: ему 76 лет, а ей - 74 года, и никто на это место в течение десяти лет не идёт, и не придёт, и завтра такие больницы, а их тысячи по России, окажутся просто обезглавленными. Формально - да, они будут исполнять функциональные обязанности в качестве и. о., и мы вернёмся к тому, чтобы в этот закон внести очередное изменение, очередное дополнение, ну, а сейчас ещё одну галочку поставим, мол, приняли новый закон, как с 44-м, в который уже четыреста поправок внесли. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Валерий Карлович Гартунг уже обозначил позицию нашей фракции, но хочу пояснить, о чём я говорил, задавая вопрос. На самом деле действующее трудовое право не отвечает тем проблемам, которые стоят перед страной, более того, мы находимся в условиях достаточно жёсткого кризиса в трудовых отношениях, который проецируется через все призмы - это и бюджет, это и бюджеты фондов, пенсионного, медицинского и социального страхования, это и пенсионное обеспечение в будущем. Что имеется в виду? В 2000 году действовал старый, прежний Трудовой кодекс, тогда в зоне неофициальной занятости работало 13 миллионов человек. После принятия нового Трудового кодекса, который резко ограничил права профессиональных союзов, права работников и право на забастовку, неофициальная занятость с каждым годом растёт по экспоненте: в 2008 году неофициально занято было уже не 13 миллионов, а 19 миллионов человек, на сегодня - порядка 23 миллионов человек. По официальным оценкам Росстата, которые недавно приводил Силуанов, в неофициальном сегменте экономики фонд оплаты труда достигает порядка 10 триллионов рублей, и это означает: 1,3 триллиона теряют бюджеты субъектов Федерации и муниципалитеты и порядка 2,8 триллиона рублей теряют Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования. Вот проблемы, которые сегодня реально существуют. Кроме того, они обретают ещё и социальный характер, связанный с тем, что значительная масса людей теряет возможность выхода на пенсию. Я уже говорил, что в этом году порядка 70 тысяч человек не смогут выйти на пенсию, в 2020 году уже каждый седьмой человек, который будет обращаться за пенсионным обеспечением, получит в ответ на это объяснение из Пенсионного фонда, что для него пенсионный возраст поднят на пять лет. Количество таких работников у нас достигает порядка 40 процентов, и с каждым годом их число будет возрастать. Вот те проблемы, которые реально стоят, и надо заниматься не запятыми, не причастными оборотами, не деталями, которые касаются, ну, на самом деле, может быть, и значимой в каких-то ситуациях проблематики, но совершенно вторичны, маргинальны, второстепенны по сравнению с теми глобальными проблемами, которые уже сегодня стоят вовсю. И это проблемы, которые касаются порядка 40 миллионов работников, проблемы, которые отражаются на состоянии дел Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов, на бюджетах, особенно муниципальных, - вот то, что сегодня необходимо обсуждать. А решение возможно, конечно же, через разворот того, что было принято в 2000 году: через облегчение возможности забастовок, нравится это кому-то или нет, через облегчение реализации права на деятельность профсоюза, через гарантии для профсоюзных активистов, потому что клин клином вышибают и те проблемы, которые родились семнадцать лет назад, можно решать, ликвидируя корень этих проблем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарасенко Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы начать с того, что наличие глобальных проблем вовсе не говорит о том, что не нужно решать более мелкие, частные проблемы. А что касается серой занятости, я, например, уверен в том, что одной из основных причин этого является этакое подмигивание работодателям нашей исполнительной власти, утверждающей, что если мы будем повышать налоги и увеличивать отчисления в Пенсионный фонд, то заработная плата уйдёт в тень. Вместо того чтобы стоять на позиции, что уход заработной платы в тень - это преступление со стороны работодателя, она фактически подмигивает этим работодателям и серым формам оплаты труда. Я хотел бы напомнить, уважаемые коллеги, что для государственных служащих есть чёткие законодательные нормы, регулирующие возрастные ограничения в этой сфере, мы уже приняли, как говорил Андрей Константинович, нормы, касающиеся возраста руководителей научных, педагогических организаций и учреждений. Практика их применения показывает, что эти подходы в кадровой политике дают позитивные результаты. Если мы оглянемся назад, в советское прошлое, то увидим, что там система действовала достаточно чётко на всех уровнях, кроме высшего, и там люди уходили достаточно вовремя, шло своевременное обновление кадров. В нынешнее время государственные предприятия, предприятия с превалирующим государственным участием имеют достаточно чёткий критерий эффективности - это прежде всего прибыль, и это позволяет и заставляет государственные органы, учредителей принимать управленческие решения, чтобы исправлять ситуацию, если руководитель оказывается неэффективным. А вот для такого важнейшего направления, как здравоохранение, медицина, где социально тонкие индикаторы, нет таких явных показателей, которые говорили бы, что всё в порядке или не всё в порядке. Недавно у нас выступала госпожа Москалькова, которая упомянула, что леди Тэтчер, когда побывала у нас и посмотрела на нашу медицину, сказала, что такая медицина и в Великобритании бесплатная. Я не хочу становиться на эту позицию, но то, что у нас масса проблем, то, что эти проблемы заключаются также в том, что нет своевременного кадрового обновления, что многие люди засиживаются на своих государственных, муниципальных местах, - это факт, в частном секторе таких проблем нет. Мне представляется, что такая проблема реально существует, - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект по ограничению возраста руководителей и полагает, что имеющиеся в тексте недоработки, проблемные места могут быть устранены ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик? Да. Пожалуйста, Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Александр Дмитриевич. Коллеги, на мой взгляд, состоялась предметная дискуссия, правда, несколько удивительно слышать от людей, которые выступают против повышения пенсионного возраста, такие же протестные аргументы в отношении того, чтобы ограничить возраст пребывания на руководящих должностях для определённых категорий. Если вы хотите, чтобы люди как можно дольше работали на этих должностях, логичнее было бы вам объединиться с той либеральной частью правительства, которая предлагает работать всем до очень-очень глубокого возраста, иначе это звучит странно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 33 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.