Заседание № 257
О проекте федерального закона № 802511-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Доклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором чтении не далее как вчера. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Есть. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я так понимаю, интерес к происходящему в этом зале немножко потерян, хотя этот законопроект, который мы сегодня рассматриваем в третьем чтении, очень важный. Он демонстрирует классическую страусиную позицию Правительства Российской Федерации, и это длится уже практически десять лет. То есть признали долг, прежний долг, возникший ещё во времена Советского Союза, и по финансовым обязательствам, и по вкладам в Сбербанке, и по страховым взносам, и даже по государственным ценным бумагам, но никакого реального механизма, который позволил бы сделать первый шаг по пути реализации прав граждан, обманутых граждан, на возмещение им их денежных потерь, скажем так, за всё это время предложено не было. В этом зале мы пытались... даже пытали, скажем так, представителя правительства: что они собираются делать с долгом? Внятного ответа не получили, поэтому и откладывать дальше из года в год решение этого вопроса, пугать нас цифрами больших триллионов (теперь уже 49 триллионов рублей для исполнения этих полномочий требуется) смысла никакого нет. Это один из маленьких элементов - даже не маленьких, а приличных элементов, - которые подрывают доверие к государственному институту. Мы это доверие много раз подрывали: не компенсировали вот эти самые потери, увеличивали пенсионный возраст, дополнительно вводили какие-то налоговые поступления, сейчас на этом фоне мы хотим реализовать очередной этап пенсионной реформы, я напомню, очередной накопительной реформы - и хотим, требуем, желаем, чтобы граждане нас поняли. При таком подходе, который на сегодня есть, - не замечать проблему, забывать о проблеме, переносить её решение на десятки лет вперёд - никакого доверия не будет! Естественно, пока правительство на наши вопросы не ответит, мы за этот законопроект голосовать не будем, потому что это большой обман, длительный прогрессирующий обман, - надо решать: либо отказываться и принимать политическое решение, либо всё-таки какую-то часть компенсировать. На наш взгляд, было бы логично начать компенсацию с тех предпенсионеров, которые из-за решения, принятого в этом зале, сейчас вынуждены влачить нищенское существование. На наш взгляд, выплата начиная с этой категории лиц тех долгов, которые возникли у государства перед гражданами, была бы небольшим, маленьким шагом, который позволил бы хоть какое-то доверие вернуть. Фракция КПРФ будет голосовать против, мы категорически против принятия данного закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дивинский Игорь Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! При обсуждении законопроекта и ранее, и сегодня все выступавшие единодушно поддержали призыв фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" к тому, что депутатам, естественно с правительством, необходимо вплотную заниматься этим вопросом, и заниматься основательно, с внесением конкретных предложений, кроме ежегодного продления приостановления действия закона, и ни в коем случае не пускать это на самотёк. В связи с этим в Комитете по финансовому рынку была создана рабочая группа по выработке предложений, в состав которой приглашаются представители всех фракций и депутаты, не входящие в парламентские фракции. Так как реальные предложения по разрешению сложившейся ситуации ещё не выработаны, а без принятия этого закона уже свёрстанный пакет бюджетных законов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов не может быть принят, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в третьем чтении, к чему мы всех и призываем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Только вчера во время обсуждения проекта бюджета во втором чтении, я напомню, была предложена поправка, моя поправка, посвящённая как раз наполнению той строчки, которая касается исполнения святого долга - долга перед нашими гражданами, размер которого исчисляется астрономической суммой, порядка 45 триллионов рублей на сегодняшний день, и размер этого долга растёт. Этот долг нельзя простить, как мы прощаем долги на сотни миллиардов долларов нашим многочисленным партнёрам, друзьям (в кавычках и не в кавычках). За последние годы работы Думы мы простили долги на огромные суммы, а вот этот долг - это долг нашим гражданам! Около 30 лет назад депутатами в этом зале был принят закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", а теперь - вот этот закон с каким-то даже не очень понятным наименованием, о приостановлении действия закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Речь идёт - скажу, чтобы не запутывать людей не очень понятным наименованием, - о возврате долгов вкладчикам Сбербанка СССР, которые мы 30 лет не выплачиваем и, похоже, не собираемся выплачивать. Мы категорически против такой позиции. Я напомню, 30 лет назад... Выступление от фракции, Игорь Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, это выступление по мотивам. НИЛОВ О. А. По мотивам - тогда ускорюсь. Виноват. Я напомню, 30 лет назад действительно был кризис, 20 лет назад был кризис, но сейчас бюджет профицитный, вчера только говорили, что в бюджете минимум 5 триллионов рублей. Ну как же не отдавать долги хотя бы самым нуждающимся людям, у которых колоссальные проблемы со здоровьем, с жильём, которые попали в кабалу в том числе к государственным и негосударственным банкам, к микрофинансовым организациям?! Почему этим людям не начинаем выплачивать? Я абсолютно не понимаю, как смотреть людям в глаза! Деньги есть, но жалко. Есть огромное количество недвижимого, движимого имущества, 40 миллионов гектаров земли зарастает, хотя бы это предложите людям - отдайте землёй, лесом, российскими богатствами! Но так продолжать мы не согласны. Мы будем голосовать против этого подхода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большое спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 5 нашего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 00 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 85 чел.18,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Законопроект принят в третьем чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 802511-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Мартин Люцианович Шаккум, пожалуйста. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 22 октября 2019 года, поправок к нему не поступило. Основные дискуссии мы провели при обсуждении законопроекта в первом чтении как в комитете, так и в рамках пленарного заседания. Комитет поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 13 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 85 чел.18,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 247
О проекте федерального закона № 802511-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который правительство предлагает Государственной Думе уже юбилейный, двадцатый раз. Законопроектом предполагается приостановить действие Федерального закона от 4 февраля 1999 года № 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" до 1 января 2023 года. Напомню, что в данный момент действует приостановка данного закона до 1 января 2022 года. Таким образом, в связи с внесением закона о федеральном бюджете на 2020 год и трёхлетку предлагается также приостановить действие данного федерального закона ещё раз. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данная инициатива ежегодно вносится правительством одновременно с бюджетом. Норма об использовании стоимости необходимого социального набора для расчёта по долгам перед гражданами - по долгам, возникшим в 1991 году, - приостанавливается регулярно, если этого не сделать, то в ближайшие годы нам необходимо найти на выплату гражданам почти 50 триллионов рублей. То есть мы должны ежегодно повторять этот ритуал - приостанавливать действие закона, который всё равно не может быть реализован. Однако в 2017 и в 2018 годах постановлениями Государственной Думы правительству предлагалось найти системное решение данной проблемы, а именно разработать законопроект, регулирующий порядок и условия выполнения данных обязательств перед гражданами и не нуждающийся в ежегодном пересмотре. К сожалению, правительство данные рекомендации не выполнило. На заседании комитета мы специально обращали внимание представителей Министерства финансов на эту проблему. Поэтому в проекте постановления к данному законопроекту мы вновь рекомендуем правительству до внесения проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующий вопрос об исполнении обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан Российской Федерации, и делаем это в третий раз. Прошу поддержать данный законопроект и проект постановления к данному законопроекту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! У меня вопрос к представителю правительства. За свои действия необходимо отвечать. Государство наше воспользовалось средствами граждан и сейчас им возвращать эти деньги не хочет. Какие меры принимает правительство для решения этой проблемы, для того, чтобы всё-таки вернуть долги населению? Кстати, хочу сказать, что ответственность населения перед правительством, которое долги не возвращает и задерживает выплаты, - вплоть до уголовной. Какова ответственность правительства? МОИСЕЕВ А. В. Правительство ежегодно принимает меры по возвращению, по возврату... или я неправильно сказал, не возврату: деньги не были утеряны, деньги были возвращены, была утеряна их потребительская стоимость в результате инфляции, деньги как таковые были возвращены, то есть они не исчезли - и Сбербанк, и Госстрах СССР все деньги в конечном итоге вернули. Вопрос стоит о компенсации. В целях компенсации падения стоимости рубля гражданам до 46-го года рождения включительно ежегодно выплачиваются суммы советских сбережений в трёхкратном размере, гражданам с 46-го по 91-й год рождения включительно - в двукратном. Размер данных выплат составляет около 5 миллиардов рублей ежегодно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к уважаемому Алексею Владимировичу. Вот скажите, пожалуйста, до какого года мы всё будем переносить, ожидая, что у нас наступит золотое время и тогда мы начнём исполнять свои обязательства перед гражданами? Тем более что после этого Сбербанк акционировался, и теперь Сбербанк уже как бы только с государственным участием и все доходы Сбербанка уже не могут быть использованы для возвращения денег. Вот когда наконец Россия начнёт принимать решения по полному возврату вкладов? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Валентин Сергеевич, когда наступит золотое время, к сожалению, мне знать не дано, как и, я думаю, большинству из нас, но что касается Сбербанка, то я ещё раз повторяю: Сбербанк свои обязательства перед гражданами выполнил - деньги рубль в рубль были всем, кто хотел, возвращены. Вопрос не в том, что кто-то кому-то что-то не вернул, а вопрос в том, что потребительская способность этих рублей, естественно, упала многократно, - вопрос в этом. Поэтому речь идёт не о том, что кто-то кому-то что-то не вернул, а о том, что правительство уже сейчас добровольно взяло на себя обязанности по возврату этих денег, - не возврату, неправильно, - обязанность компенсировать вот эти потери в размерах, которые я только что обозначил, это, к сожалению, наша возможность на этом этапе. Что касается сроков, когда мы сможем решить это системно, - о чём, собственно, говорил Мартин Люцианович, - ну вот мы такой законопроект разрабатываем, пока мы не готовы вам его представить, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Алексей Владимирович, наверняка вы мониторите ситуацию по бывшим союзным республикам, и там граждане оказались в такой же ситуации. Вы не могли бы пояснить, подтвердить информацию о том, что гражданам тех республик в полном объёме компенсировали эти денежные средства, или опровергнуть эту информацию? И какова ситуация с этими выплатами, ведь те государства, так же как и Российская Федерация, взяли на себя соответствующие обязательства? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Николаевич, разный опыт у постсоветских государств. В некоторых странах вообще не проводилась компенсация - я сейчас сразу не вспомню, по-моему, в Туркмении и в прибалтийских странах никакой компенсации не производилось. Что касается некоторых других стран, то опыт примерно такой же, как у нас: как правило, это восстановление в двух- или трёхкратном размере по отношению к номиналу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Владимирович, вы мне не ответили на предыдущий вопрос, когда я спрашивал: какая прогнозируемая прибыль Сбербанка в этом году? Хотел бы всё-таки услышать. Это первое. Второе. Какой профицит был в прошлом году, мы знаем, - 2,75 триллиона рублей. А какой прогнозируется в данный момент на этот год? Хотелось бы, чтобы вы цифру назвали. И как вы считаете, если сложить все эти три суммы - это что, недостаточно возможностей для увеличения темпов погашения долга, всего 5 миллиардов в год? МОИСЕЕВ А. В. Валерий Карлович, по поводу прибыли Сбербанка - ту цифру, которую я назвал сейчас, вам нужно умножить на четыре, потому что цифра рассчитана как половина от половины. Дивиденды выплачиваются в размере 50 процентов от прибыли, а наша доля - почти ровно половина от этого. Сейчас я в уме это перемножу, извините, пожалуйста. 217 умножить на четыре - получается 868, ну и так далее. Соответственно, в 2019 году ожидается 868 миллиардов. Что касается возврата долга, то всё-таки я обращаю ещё раз ваше внимание: долг по номиналу был возвращён, а это - компенсация, это именно социальная функция государства. Это не юридическое понятие возврата долга, потому что долг никто не отнимал, у людей не отняли их сбережения, они рубль в рубль все эти сбережения получили, вопрос именно о государственной функции социальной поддержки. И я прошу, собственно говоря, именно таким образом это и рассматривать, так как это не были деньги, которые куда-то делись, они просто потеряли свою потребительскую стоимость, которая, собственно говоря, и компенсируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Владимирович, конечно, то, что не отняли у людей, - это, мягко говоря, очень спорный тезис с вашей стороны. Абсолютно точно отняли - покупательская способность упала в сотни раз, и то, что сегодня за 1 тысячу рублей советских можно получить 2 тысячи рублей российских... Ну это совершенно разные вещи. Мы вам задаём в принципе один и тот же вопрос, вы ж понимаете, что проблема сама собой не рассосётся: у правительства сейчас есть хоть какое-нибудь понимание того, что делать с этими долгами? Ведь вы их отмените в итоге очередным законом каким-нибудь, будете тянуть до бесконечности, пока это правительство у власти, или, возможно, найдётся какой-нибудь нормальный правовой механизм, например долгосрочные государственные обязательства, и пойдёт постепенный перевод этого долга согласно этому механизму, либо начнёте понемножечку рассчитываться. Я так понимаю, что уже половину этого долга взыскать будет невозможно - нет правообладателей и установить какие-то наследственные связи будет тоже очень сложно. Стратегически что Правительство Российской Федерации собирается делать? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Алексей Владимирович, как уже неоднократно сегодня отмечалось, нам действительно необходимо внести системное решение данного вопроса, как я уже сказал, мы над ним работаем, но, к сожалению, сейчас, пока решение не принято, не могу его раскрыть. Извините, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Алексею Владимировичу. Ну вы интересно отвечаете - это в продолжение того вопроса, что задал депутат Куринный (или это депутат Шаккум говорил, что Дума просит вас показать или "дорожную карту", или какой-то план, когда вы это будете делать?). Если вы говорите, что происходит закрытое обсуждение, то, наверное, хотя бы члены профильного комитета могут в этом поучаствовать? Ведь вопрос касается наиболее социально незащищённых, бедных слоёв населения, особенно пострадала старшая возрастная группа: ветераны войны, пенсионеры, ветераны труда, дети войны. Здесь не очень понятен ваш ответ. А скажите, вы изучали опыт других стран, я имею в виду не только постсоветское пространство, а вообще: где подобные ситуации происходили, в каких банковских системах других стран мира? И есть ли какие-то положительные или отрицательные примеры, которые вы изучали? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, я хочу сказать, что примеры, как правило, с точки зрения граждан, отрицательные. Если мы вспомним наиболее яркие примеры гиперинфляции - это Германия, Венгрия после Первой мировой войны или Германия, ФРГ имеется в виду, после Второй мировой войны. Знаете, в Германии после Второй мировой войны полностью были сохранены вклады предприятий и полностью, в полном объёме были обнулены путём перехода на новую дойчмарку все вклады граждан, то есть правительство ФРГ, послевоенное, просто отняло у своих граждан полностью все деньги, даже номинал не возвратило. Примеров такого рода очень много. Больше, конечно, примеров, когда просто за счёт инфляции всё съедалось, таких примеров колоссальное количество - это и Франция 30-х годов и потом 60-х годов, это и Великобритания 60-х годов. Такого было очень много, когда из-за инфляции номинал оставался, а покупательная способность в разной степени - где-то в 2 раза, где-то в 22 раза, где-то в 20 тысяч раз - снижалась. А примеры индексации за пределами бывшего Советского Союза - во всяком случае, мне о таких примерах ничего не известно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Алексей Владимирович, смотрите, вот в 2017 году Госдума приняла постановление, где рекомендовала правительству разработать и внести соответствующий законопроект, то же самое было в 2018 году - "разработать и внести", - и сейчас в данном постановлении тоже есть рекомендация правительству разработать и внести законопроект. В связи с этим у меня к вам вопрос. Посоветуйте, что нам лучше сделать, чтобы правительство перестало так наплевательски относиться к рекомендациям Государственной Думы? Выразить... то есть поставить вопрос о неполном соответствии профильного министерства на ближайшем "правительственном часе" или, может быть, вообще просто обсудить в целом вопрос о выражении недоверия правительству как таковому? Что для вас будет более эффективно, чтобы вы наконец-то приняли хоть какие-то меры? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Сергей Владимирович, я, в общем, полагаю, что ваш вопрос не требует ответа с моей стороны. Я думаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос и уже приняли все решения. Что касается нашего обязательства - да, действительно, оно есть, мы не смогли его выполнить в предыдущие два года, но я надеюсь, что в этом году сможем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Один из самых важных вопросов для Думы всех созывов - о долгах наших. Я уже спрашивал в предыдущие обсуждения этого ежегодного законопроекта, по-моему, и вас тоже, Алексей Владимирович, читаете ли вы молитвы, хотя бы "Отче наш", каждый день? Вы сказали: "Да, и не только эту молитву читаю, ещё и другие". И всё правительство, наверное, читает эти молитвы, где, самое главное, говорится о том, чтобы оставить долги наши, как и мы оставляем должникам нашим. Ну и где же здесь ваша вера, во что вы верите?! Давайте посмотрим, как сдирают три шкуры с тех, кто попадает в кабалу не только к государственным банкам, но и особенно к микрофинансистам: три шкуры сдирают с народа, вытряхивают всё, лишают последнего жилья! Это одна картина. И теперь другое, совсем дьявольское, вот такое лукавое изображение: дескать, мы думаем, мы работаем, но не скажем вам, год за годом мы о чём-то думаем, но вам не скажем. Давайте это прекращать! Конечно, в нормальном государстве (я отвечаю Сергею Иванову) вопрос решился бы в суде: после обращения миллионов сограждан в суд, было бы решение суда - и будьте любезны, деньги либо утром, либо вечером, но с добавленными процентами, теми процентами, которые сейчас устанавливаются за просрочку гражданам, не дай бог, не расплатившимся по своим кредитам. Вот этого нет, и такие двойные стандарты, коллеги, не доведут до добра, рано или поздно придётся расплачиваться. Давайте ускорим решение своим постановлением - вот что я предлагаю. Конечно же, мы будем голосовать против этого законопроекта, но бесконечно выходить и говорить, что мы не согласны, а в это время народ, 50 процентов населения, уже не может себе позволить ничего, кроме еды и одежды... Ну так жить нельзя, уважаемые коллеги! Поэтому я предлагаю использовать все имеющиеся ресурсы. Есть акции Сбербанка - давайте этими акциями расплачиваться, есть акции других государственных компаний, корпораций, есть земли, недра, много ресурсов есть в самой богатой стране мира. Отдайте долги, если не деньгами, то этими ресурсами, и только тогда можно будет говорить о вере во власть, сплочении, единении и осуществлении прорывов вместе с этой властью нашим народом! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. Для начала хотел бы поправить Алексея Владимировича. Он сказал, что это не долг, не надо рассматривать это как долг, это компенсация. Извините, уважаемый Алексей Владимирович, но это долг, причём это долг, установленный федеральным законом от 10 мая 1995 года. Эти обязательства признаны внутренним государственным долгом, поэтому, будьте добры, рассматривайте это как внутренний долг и относитесь к нему точно так же, как к внешним долгам. Это первое замечание. Второе. Не вижу никакой проблемы в том, чтобы начать частично рассчитываться по этому долгу. Почему нет? Не можете сразу рассчитаться - рассчитывайтесь в рассрочку. Дайте предложения, два года назад вам Государственная Дума дала задание, чтобы вы дали свои предложения, не можете сразу рассчитаться - ну дайте график платежей по этому долгу, этого мы от вас ждём. Нет, вы сейчас договорились до того, что вы вообще не считаете это долгом. Дальше. Мне вообще странно слышать, как вы называете какие-то мифические суммы: десятки триллионов, 45, 47, 50 триллионов рублей. Вы проинвентаризируйте этот долг, кому вы должны, своих кредиторов проинвентаризируйте! Вы увидите, что подавляющего большинства кредиторов уже нет в живых. Это уже выморочное имущество, получается, то есть эти средства переходят государству и платить по этим обязательствам уже не нужно, потому что людей уже нет, этих миллионов граждан уже нет, и наследники не найдутся. Следующее. Когда в 1999 году, 20 лет назад, - как вы правильно сказали, уже 20 лет подряд это вносится - первый раз заморозили исполнение этих обязательств, тогда действительно была трудная ситуация, были дефицитные бюджеты. Мы помним 1999 год, сразу после дефолта это было действительно оправданно, тогда нечем было платить по новым долгам, которые уже вновь у государства появились, оно не могло с ними рассчитаться, поэтому старые решили отложить. Это было разумное, правильное решение. Но почему мы дальше в течение 20 лет это переносим? Сейчас доходы государства позволяют начать рассчитываться с гражданами. Напоминаю, что суммарный профицит бюджета... Добавьте, пожалуйста, время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАРТУНГ В. К. Суммарный профицит бюджета за прошлый и за этот год - вы цифру не назвали - приближается к 6 триллионам рублей. Если даже 1 процент от этих средств вы будете направлять на погашение долга, это будет 60 миллиардов в год - это большая сумма, это не 5 миллиардов, как вы сейчас нам сказали, а в 12 раз больше. Тем более за то время, пока мы замораживаем выплату этих обязательств, повторю, людей, которым причитаются выплаты, становится всё меньше и меньше, то есть долг не увеличивается, он уменьшается на самом деле. Инфляция, даже по официальной статистике, сегодня порядка 3-4 процентов в год, но убыль граждан происходит быстрее, она идёт с катастрофической скоростью. Мы призываем всё-таки отклонить этот законопроект и вернуться к безусловному выполнению обязательств государства перед своими гражданами. Мы очень гордимся тем, что у нас совсем маленький внешний долг, мы с внешними долгами рассчитались, почему же с внутренними не рассчитываемся? Что, наши граждане - люди второго сорта? Получается, перед гражданами других государств мы рассчитываемся, а перед своими нет. Почему так происходит? Мы голосуем против и призываем вас поступить точно так же. Тем более что Правительство Российской Федерации уже два года подряд игнорирует прямое указание Государственной Думы о внесении варианта выполнения этих обязательств перед гражданами, который правительство видит. Если оно не поддерживает тот закон, который был принят в 95-м, и второй закон, принятый в 96-м году, где был установлен переводной рубль: один советский рубль равен 464 российским рублям, - то пусть свой вариант внесёт. Но вот уже третий год мы не видим от правительства никаких предложений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Изотов Алексей Николаевич. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос непростой, поэтому мы с вами и не можем его урегулировать на протяжении двадцати лет. Законопроект постоянно вносится с пакетом законопроектов для принятия федерального бюджета, и в данном случае мы его рассматриваем именно с этой целью. Сразу же хочу сказать о том, что деньги у граждан украдены не были, они остались по номиналу. Единственное, помните, какой тогда был период, достаточно продолжительный период, когда инфляция в стране составляла и 100 процентов, и 150, и 200 процентов? То есть фактически эти деньги были практически съедены инфляционными составляющими, процессами, которые в те тяжёлые 90-е годы происходили с нашей страной. То, что не выплачивается совсем, - это тоже неправда. Мы каждый год направляем средства на компенсационные выплаты, о чём сказал здесь Алексей Владимирович: рождённые до 46-го года получают в трёхкратном размере от суммы, которая осталась на вкладе в Сбербанке; тем, кто родился до 91-го года, в двукратном размере выплачивается. То есть выплаты поддерживаются, и за этот период было выплачено более 500 миллиардов рублей - это тоже достаточно большая сумма для федерального бюджета. И у нас в федеральном бюджете на 2020-2022 годы тоже заложена эта цифра - 16,5 миллиарда рублей. Но суть проблемы в чём? В том, что нам предлагается за ближайшие три года выплатить более 140 триллионов рублей, коллеги. Бюджет нашей страны - 20 триллионов рублей, и в основном он формируется на социальные выплаты, заработную плату в здравоохранении, в образовании, на национальные программы и так далее. Да, сегодня есть у нас остатки, сложилась такая конъюнктура на рынке углеводородного сырья, но если завтра это поменяется? Уже в 2040 году Евросоюз планирует отказаться от двигателей внутреннего сгорания, будут запрещены автомобили с такими двигателями. Мы не можем предугадать, что будет через какой-то небольшой период, всего через двадцать лет, а вы предлагаете 1 процент из 6 триллионов выплачивать, это 60 миллиардов, - просто возьмите и разделите, получится 250 лет. Мы сами себя обманываем. А если конъюнктура изменится и мы уйдём в 2014 год, условный 2014 год, то на выплаты потребуются уже тысячелетия. То есть вот эта игра слов, игра цифр... Конечно, можно говорить об этом, но, коллеги... Я от фракции, добавьте, пожалуйста, время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ИЗОТОВ А. Н. Здесь самое главное - отсутствие на сегодняшний день механизма. Мы не добились, к сожалению, того, чтобы со стороны правительства были представлены сценарии погашения, полного погашения и в определённый период, своих обязательств перед нашими гражданами. Поэтому то, что говорилось в постановлениях правительства и Государственной Думы в 2017 году, 2018 году, - вот это нужно ужесточать. И на заседании профильного комитета было отмечено и было принято решение о создании межведомственной группы, которая будет работать над этим вопросом, контролировать решения правительства и те законопроекты, которые оно будет вносить в ближайшее время с целью погашения задолженности перед гражданами. Её возглавил первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Дивинский Игорь Борисович. Это вот к тому, что говорилось о том, что комитет должен здесь работать, - профильный комитет здесь будет работать однозначно. Но этот законопроект, коллеги, мы с вами обязаны принять, потому что бюджет на 2020-2022 годы тоже должен быть принят. Если мы не принимаем бюджет, то, во-первых, мы расписываемся под тем, что мы не будем платить заработную плату врачам, учителям, все социальные пособия многодетным семьям, финансировать все социальные программы и так далее; и, во-вторых, мы отказываем в компенсационных выплатах нашим гражданам, которые были рождены до 91-го года. Поэтому законопроект принимать нужно, с учётом того что ужесточается контроль за исполнением решений Государственной Думы, тех постановлений, которые мы с вами издали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Коллеги, я посмотрел по списку выступающих - хорошо, что последним выступил представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что я уже начал пугаться: цифра выросла до 140 триллионов рублей. То есть самые страшные последствия наступят, если государство, не дай бог, вернёт гражданам те вклады, которые они осуществили: всё остановится, зарплаты перестанут платить, пенсии копеечные - всё очень страшно. Я просто хотел бы вас разочаровать: люди, к сожалению, умирают, и тех, о ком вы говорите, становится не в 3 раза больше, а всё меньше и меньше. А сегодня вы и от тех копеек, которые людям выдают, пытаетесь отказаться. Кстати, сегодня коронация нового императора Японии - такая маленькая страна, островное государство, 61-е место в мире по площади, по территории, 125 миллионов населения. Кстати, Япония зависит от внешних поставок нефти на 99 процентов, железа - на 92 процента и меди - на 100 процентов. Ужасно вообще, как страна развивается - непонятно, но по темпам роста экономики занимает 3-е место в мире, по уровню жизни граждан - 9-е место в мире. А Российская Федерация занимает 56-е место в мире. Но там также считается и покупательная способность населения, поэтому, я так предполагаю, финансовый блок нашего правительства бдительно следит за тем, чтобы, не дай бог, покупательная способность граждан Российской Федерации не приближалась к уровню Японии. Почему? Потому что там средняя продолжительность жизни 92 года. Ну, я боюсь, что если у граждан России будут соответствующие уровень жизни и продолжительность жизни, то правительство тогда внесёт изменения и ещё повысит пенсионный возраст, лет до 80. Вот у меня здесь как раз две сберкнижки, которые мне дала во временное пользование мой помощник из Липецка, её мамы и бабушки: вот у них тут денежки лежали - можно было купить "Жигули", но потом им их вернули, и они купили одну пару кроссовок. В принципе тоже как бы колёса, только для человека. Да, мы с вами, коллеги, знаем, что Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом взяло на себя обязательства возвращать вклады. Конечно, Сбербанк к этим вкладам никакого отношения не имеет - ну, так получилось просто: он периодически отмечает столетие или даже больше 100 лет, но когда речь идёт об этих вкладах, то это соответственно обязательства государства. Давайте мы с вами просто обратимся к цифрам. Вот в 2018 году Сбербанк выплатил государству дивидендов на сумму 135 миллиардов 521 миллион рублей. Итого, начиная с 2013 года Сбербанк внёс в бюджет страны 295 миллиардов 776 миллионов рублей. Вы знаете, когда мы рассматриваем вопрос о получении дивидендов от этого замечательного банка или, допустим, об оказании материальной помощи (а в 2014 году банки Российской Федерации, в том числе те, которые входят в топ-10 банков, получили из бюджета нашей страны 3 триллиона рублей, направленные на поддержку банковского сектора, потому что, ну, ладно граждане с их вкладами, но вот банки-то надо, конечно, поддерживать, это очень важный вопрос), я думаю, что государство в любой момент может пересмотреть свои отношения со Сбербанком, как пересматривает отношения с гражданами, то есть обязательства, которые государство сначала взяло на себя, можно потом Сбербанку же обратно и вернуть. Вот вы говорите о тех обязательствах, которые мы можем выполнять или не можем, можем заставить Сбербанк их выполнять или нет, есть ли вообще эти деньги в бюджете Российской Федерации или нет. Я направлял депутатский запрос в Министерство финансов Российской Федерации, и мне честно ответили, что в марте 2019 года Минфин России разместил новый выпуск еврооблигаций "Россия-2035", номинированных в долларах США, с погашением в 2035 году, объёмом 3 миллиарда долларов США по номиналу, а также дополнительный выпуск еврооблигаций, номинированных в евро, с погашением в 2025 году и объёмом 750 миллионов евро по номиналу. Доходность к погашению размещённых еврооблигаций составит 5,1 процента по тем, что в долларах, и 2,37 по тем, что в евро. То есть наше государство всегда находит, куда лишние денежки девать: по их логике, зачем эти деньги гражданам раздавать, когда можно их вложить в доллары и евро, пусть иностранная валюта всегда будет подкреплена, тем более целых 2,3 процента дохода мы можем получить. Очень много говорится о том, что у Сбербанка отсутствуют филиалы в Крыму, потому что мы очень боимся экономических санкций, тем более речь о банке, через который проходит огромное количество платежей, касающихся и бюджетников, и пенсионеров, и коммунальных услуг. Вот я хотел бы вам зачитать информацию, которую я распечатал с сайта Национального банка Украины. Национальный банк Украины в декабре применил к пяти банкам меры воздействия за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга, и среди этих банков есть АО "Сбербанк" - мера воздействия в виде штрафа за финансовые нарушения в размере 95 миллионов гривен. То есть если, допустим, Украина, на территории которой у Сбербанка есть замечательная сеть, считает, что Сбербанк надо каким-то образом привлечь к финансовой ответственности, она его привлекает, и никаких проблем, а если наше государство этот вопрос, не дай бог, поднимет, то государство лучше его решение возьмёт на себя, а потом будет соответствующие обязательства ежегодно замораживать. Вы знаете, я, может быть, слишком примитивный сейчас вам пример приведу: это как во время десантирования парашютно-десантного подразделения из "Ил-76", десантник выходит в рампу - и тут десантирование ему прекращают. То есть вы либо десантируете, либо нет: если вы закон приняли и взяли на себя обязательства, вы либо эти обязательства выполняете, либо этот закон не надо было принимать. А то вы так удобно устроились: взяли на себя обязательства, что вы будете заниматься погашением долгов перед гражданами по вкладам в Сбербанке, взяли на себя обязательства, что вы будете военным пенсионерам каждый год на 2 процента увеличивать пенсию сверх уровня инфляции, а перед принятием бюджета вы, хоп, вносите поправочки, чтобы соответствующие нормы ещё на год заморозить. Ну, как-то очень странно получается. Да, коллеги, я хотел бы ещё напомнить, что Сбербанк свою филиальную сеть на Украине докапитализировал на 3,3 миллиарда гривен. То есть дело заключается в следующем: у Сбербанка есть деньги на то, чтобы докапитализировать свой филиал на Украине на 3,3 миллиарда гривен, у нашего государства есть лишние деньги, чтобы размещать их в евробондах и в долларах с возвратом аж в 2035 году, но, как только речь заходит - о чём? - о возврате людям их денежных средств, у нас почему-то соответствующие нормы замораживаются. ЛДПР выступает за то, чтобы наши граждане получили свои вклады, так как они являются обманутыми вкладчиками, чтобы государство выполнило свои обязательства перед нашими гражданами, даже если это обязательства другого банка. Только тогда мы сможем достичь экономического роста в связи с повышением в том числе покупательной способности граждан, это с одной стороны. С другой стороны, это просто справедливо. Ни японцы, ни украинцы не будут беспокоиться о гражданах Российской Федерации - о них должны заботиться депутаты российской Государственной Думы и российское правительство. Но к сожалению, со стороны Правительства Российской Федерации этого не происходит, так давайте мы, депутаты Государственной Думы, не дадим снова обмануть наших граждан в очередном финансовом году! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В советское время наши простые советские люди свои вклады несли в Сберегательный банк СССР. Банк принимал эти деньги, и эти деньги не лежали мёртвым грузом в банке, они работали на народное хозяйство: на эти деньги строились заводы, фабрики, нефтепроводы, газопроводы, железные дороги, аэропорты, развивались все отрасли народного хозяйства, притом комплексно развивались. И в один момент всё это якобы пропало - но ведь так не может быть в принципе, потому что в природе вещи не могут пропадать, они переходят из одного состояния в другое состояние. И в чём выражается этот переход, сегодня нужно разъяснить. Прежде всего все эти заводы и фабрики имели так называемую потребительную стоимость (это возможность удовлетворять определённые потребности человека), на них плавили сталь, производили электрическую энергию, в стране строили жилые дома, а жильё бесплатно предоставляли населению. В конечном итоге вот эта потребительная стоимость, независимо от всех переходов, никуда не делась, она осталась. Более того, по закону самовозрастания капитала потребительная стоимость эти 30 лет только повышалась. Таким образом, когда здесь выступают представители и говорят, что инфляция съедает стоимость, я с этим абсолютно не согласен. Да, в денежном выражении потребительная стоимость изменяется за счёт инфляции, но тем не менее сами, так сказать, природные способности этих объектов остаются. Всё дело в том, что в советское время потребительная стоимость присваивалась, доставалась всему населению, всем гражданам Страны Советов, а после того, как уничтожили советскую власть, эту потребительную стоимость за счёт приватизации прихватила, ограбив остальных, группа тех самых крупных собственников, которых сегодня называют олигархами. Я от фракции. Пожалуйста, продлите мне время на выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШУРЧАНОВ В. С. И в итоге получается, что сегодня всё дело не в том, как возвращать, а в том, что возвращать-то надо! Депутаты Государственной Думы 1995 года и члены Совета Федерации были умными людьми, они понимали, что потребительная стоимость никуда не исчезает и её нужно вернуть, это в правовом отношении правильно, ну и по нормам морали и справедливости также очень верно. Нужно возвращать сегодня, а двадцать лет переносить сроки абсолютно незаконно, честно говоря. Федеральное Собрание должно делать выводы, а самое главное - правительство наконец должно повернуться в эту сторону. Что получается? Я вот почитал пояснительную записку и рассчитал, как сегодня один долговой советский рубль образца 91-го года оценивается уже в наших российских рублях: 131 рубль 47 копеек, ну, копейки можно отбросить. В конечном итоге денежное выражение, соотношение меняется, тем не менее сама полезная для человечества и человека стоимость остаётся. Каким образом сегодня можно вернуть? Мы много раз поднимали здесь вопрос об итогах приватизации, и Счётная палата тоже вносила предложения. Нужно пересмотреть итоги приватизации и по справедливости всё вернуть. До сих пор Федеральное Собрание, да и правительство не могут осмелиться принять решение по этому вопросу, а это было бы действительно исключительно справедливо по отношению ко всему населению Российской Федерации, ведь как раз оно и создавало экономический потенциал, который присвоили, которым, собственно, пользуются сейчас олигархи. Суммы большие, но они в сегодняшних рублях большие. Какие есть способы вернуть? Давайте возьмём Сбербанк: его акционировали, и мы приняли закон о том, что часть денег пойдёт на дивиденды. Но мы должны иметь в виду, что собственниками Сбербанка являются и иностранцы, в том числе американцы, и большая часть дивидендных доходов уходит за границу. Почему мы это делаем? Суммы можно называть всякие, но где-то порядка 800 с лишним миллиардов рублей американцы от этого получают. Далее. Вот сейчас идёт обсуждение проекта бюджета, завтра мы будем его рассматривать. В Комитете по бюджету и налогам приняли заключение, которое, я считаю, объективно отражает существующее положение вещей, и там, между прочим, приведены предложения экспертов. Цитирую: "Институт экономики РАН заключает, что в резервах в нашей стране находятся финансовые средства в объёме 29 триллионов рублей в официальных валютных резервах и 7 триллионов рублей в ФНБ", то есть всего 36 триллионов рублей, а наш долг - 45. Такая избыточность резервов, говорят учёные, может стать опаснее для экономики, чем их недостача. Таким образом, мы сегодня сознательно работаем на то, что нашей экономике вреднее, по сути дела, в нынешних обстоятельствах. Учёные экономического факультета МГУ говорят, что дальнейшее накопление в бюджете средств, объём которых официально превышает объёмы не только государственного, но и корпоративного долга Российской Федерации, лишено всякого экономического смысла, то есть нет никакого смысла дальше копить. Если мы хотим увеличить спрос, тогда давайте вот как раз с базовой стоимости начинать, возвращать вклады, как говорят, по справедливости, действительно в соответствии с их потребительной стоимостью. Мы, собственно, сделаем хорошее дело, будет огромная прибавка в темпах роста экономики, без чего нам не выйти на решение основных задач. Я даже не буду говорить, ради каких целей, самое главное - для выживания России, потому что с темпом роста ниже 3 процентов Россия будет распадаться, это определённо понятно всем сидящим в этом зале, в общем-то. Есть много способов - было бы желание! Но, к сожалению, в связи с классовым характером нашего государства всё опять пойдёт на пользу олигархам. Наша фракция за этот законопроект голосовать не будет, мы требуем возврата сбережений народа! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 39 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 94 чел.20,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается.