Заседание № 261
05.12.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 802508-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2146 по 2179 из 5578
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", второе чтение. Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом, принятым в первом чтении 24 октября, предлагается установить с 1 января 2020 года новый минимальный размер оплаты труда - 12 130 рублей, рост на 7,5 процента. Ко второму чтению поправок не поступило. Комитет предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поправок не поступило, как в своём докладе сказал первый заместитель председателя комитета. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", 7-й вопрос. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 24 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 249
24.10.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 802508-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2824 по 3386 из 5838
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социальной защиты Всеволода Львовича Вуколова. Пожалуйста. ВУКОЛОВ В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона об установлении МРОТ. Вы знаете, что в законодательство внесены изменения, предусматривающие введение механизма ежегодного установления МРОТ: начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ должен устанавливаться федеральным законом в размере 100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. Проектом федерального закона предлагается с 1 января 2020 года установить МРОТ в сумме 12 130 рублей в месяц, что составляет 100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал 2019 года, это важно. Повышение МРОТ в 2020 году составит 850 рублей, или рост на 7,5 процента по отношению к МРОТ, установленному с 1 января 2019 года (напоминаю, 11 280 рублей). При этом с учётом применения сверх МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате минимальный уровень оплаты труда вырастет от 850 рублей в центральных и южных районах до 2 550 рублей в Чукотском автономном округе, например, где районный коэффициент 2 и надбавка 100 процентов. Повышение МРОТ затронет примерно 3,2 миллиона человек, половина из которых занята в государственных и муниципальных учреждениях. Суммарный объём расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на повышение МРОТ в 2020 году составит 20,9 миллиарда рублей, в том числе объём расходов федерального бюджета - 5,8 миллиарда рублей, объём расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 15,1 миллиарда рублей. Реализация законопроекта будет осуществляться за счёт средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год. Объём расходов организаций реального сектора экономики в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года составит примерно 20,8 миллиарда рублей. Хотел бы отметить, что одновременно часть вторую статьи 1 закона "О минимальном размере оплаты труда" после слов "в размере" предполагается дополнить словами "не ниже", что в принципе устраняет правовую коллизию. И в новой редакции МРОТ будет устанавливаться федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Законопроект поддержан комитетом. Прошу поддержать, уважаемые коллеги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Докладчик достаточно подробно рассказал о сути представленной законодательной инициативы. Комитет, рассмотрев данную инициативу, отмечает, что действительно выполняется требование Трудового кодекса, чтобы МРОТ не был ниже величины прожиточного минимума. У комитета остаются вопросы и по потребительской корзине, и по рассчитываемому прожиточному минимуму, но с учётом увеличения МРОТ на определённую сумму, указанную ранее, комитет просит данную инициативу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы? Будут. Включите решим записи на вопросы. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Всеволоду Львовичу вопрос. Значит, в пояснительной записке сказано, что это делается в связи с тем, что у нас МРОТ приравнен к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения, но есть нюанс, по поводу которого мы уже давно с правительством спорим, но никак не можем получить однозначного ответа: ведь после уплаты подоходного налога с минимальной зарплаты на руки человек всё равно получит меньше величины прожиточного минимума. И в рамках этого законопроекта тоже ничего не говорится, просто повышаете механически МРОТ до величины прожиточного минимума. Всё-таки правительство планирует двигаться по такому пути, чтобы МРОТ плюс этот подоходный налог в итоге... то есть, вернее, МРОТ за вычетом подоходного налога составлял прожиточный минимум? Или же мы продолжим вот эту политику, что просто МРОТ равен прожиточному минимуму, а дальше уже профильное министерство не волнует, что там вычитается? ВУКОЛОВ В. Л. Естественно, данным законопроектом законодательство приводится в соответствие с принятыми решениями. Что касается политики правительства, вы видите, что мы двигаемся достаточно активно, принимая эти решения. Достаточно сказать, что, во-первых, уровень МРОТ повышен значительно, серьёзно, во-вторых, когда мы рассматриваем вопрос, например, о бюджетных учреждениях, мы видим, что сегодня МРОТ - это те деньги, которые сотрудники муниципальных и государственных учреждений получают на руки. Так что в этом отношении движение достаточно активное, и особенно в этом году мы видим положительную динамику в решении этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Всеволод Львович, когда принимали решение о приравнивании минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума, ещё говорили о том, что принято решение о совершенствовании методики расчёта прожиточного минимума для регионов, с тем чтобы рассмотрение этой темы тоже было качественно повышено. Однако в текущем году мы наблюдаем, что во многих регионах уровень прожиточного минимума снижается относительно установленного за прошлый год, - вот как так произошло с учётом совершенствования методики? Расскажите, пожалуйста. ВУКОЛОВ В. Л. Здесь мы, конечно, больше говорим о том, в каком состоянии находится экономика региона, то есть этот показатель, этот уровень, как вы знаете, складывается с учётом многих факторов, и его движение, его динамика зависит именно от тех показателей, которые сегодня даёт экономика. Вместе с тем вы видите, что в рамках этого законопроекта мы развязали эти два понятия, и если на сегодняшний день говорить о МРОТ, то у нас будет движение, которое позволит, так сказать, эти два показателя всё-таки развести по числовым значениям. Мне кажется, та поправка, о которой я сказал, достаточно важна с учётом именно этого аспекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Вопрос Всеволоду Львовичу. У меня вопрос, не касающийся конкретно данного законопроекта, более общий вопрос. Вот ЛДПР уже много лет говорит о том, что нужно повысить минимальный размер оплаты труда до 20 тысяч рублей, - скажите, когда мы наконец-то уже придём к данной величине? ВУКОЛОВ В. Л. Здесь я хотел бы отметить, что вопрос этот очень важный, и мы действительно обращаем внимание на движение в этом направлении. Отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что мы в краткосрочной перспективе достаточно существенно повысили МРОТ и это движение, естественно, будет продолжаться, так сказать, в зависимости от экономических показателей. Отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что мы уже достигли определённых успехов на краткосрочную перспективу, так скажем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Всеволод Львович, дайте, пожалуйста, справку, какое количество граждан Российской Федерации получает сегодня зарплаты на уровне прожиточного минимума, пенсии на этом же уровне, стипендии и другие доходы, если у вас имеется такая справка. Ну, она должна быть в вашем ведомстве. ВУКОЛОВ В. Л. Подробную справку мы передадим. Могу сказать, что вот данное повышение затронет порядка 3,2 миллиона человек исходя из того, что чуть больше половины заняты в государственных и в муниципальных учреждениях. Подробную справку мы обязательно передадим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Всеволод Львович, полностью поддерживаю инициативу правительства о повышении минимального размера оплаты труда, мы помним, что десятилетие нарушался Трудовой кодекс, мы не могли приравнять МРОТ к прожиточному минимуму. Ну, если правительство не соблюдало закон, чего же мы хотим от десятков миллионов граждан, которые находятся в тени, так сказать? Слава богу, МРОТ привели к уровню прожиточного минимума! Насколько я понимаю, правительство как раз убрало вот эту планку привязывания к прожиточному минимуму, чтобы повышать МРОТ, но позорище, когда миллионы людей в стране работают фактически за еду. Правильно я понимаю, что у правительства есть планы, ну, может, не до 25 тысяч, как говорят коллеги, повысить, но установить значительно выше уровня инфляции, чтобы всё-таки сделать зарплаты достойными? Тогда у нас и покупательная способность населения увеличится, и экономика заработает. Ведь это же палка о двух концах: вкладываем деньги - значит, экономика дышит. Есть у правительства планы установить выше инфляции или нет? ВУКОЛОВ В. Л. Спасибо большое за вопрос. Я думаю, что наша общая задача - двигаться в сторону повышения заработной платы, мы в этом отношении работаем, но, мне кажется, вот так однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Можно сказать, что все меры, которые сейчас принимает правительство, направлены на то, чтобы и обеспечить борьбу с бедностью, и обеспечить достижение других показателей, в том числе, естественно, сохраняется тренд на повышение заработной платы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, прожиточный минимум - это важный элемент регулирования отложенного спроса. Но вы поймите, такое смешное повышение восхвалять - это себя не уважать! Вот мы специально проводили парламентские слушания с приглашением представителей ведущих институтов, университетов, заведующих кафедрами, которые как раз за эту проблему отвечают. Всеволод Львович, рекомендую вам обратиться: у нас есть университет профсоюзов, есть ведущее заведение, которое готовит больших начальников, - бывшая Высшая партийная школа, теперь она совмещена с Академией народного хозяйства, называется РАНХиГС, и вот у них есть отличные исследования! Так вот, учёные - не я! - с трибуны Малого зала Государственной Думы показывали расчёты, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации не может быть меньше 33 тысяч рублей, всё остальное - обман. Не я, а доктора экономических наук это утверждают, вы поняли? Вероятно, у вас в министерстве с ними плохая связь - рекомендую обратиться! Это первое. Второе. Многие коллеги, вероятно, не знают, что то, о чём докладывает Всеволод Львович, касается только бюджетников. Почему он и сказал нам о 3 миллионах, то есть это только бюджетные работники и муниципальные служащие, а всё остальные их не волнуют! И коллеге Вострецову напоминаю: всё в этом зале было сделано в 2004 году 122-м законом, о монетизации льгот, который стал братской могилой, быстренько приведя в соответствие примерно 120 законов, чтобы люди сильно не переживали по поводу помощи государства. Ну и третье. Не знаю, что у ЛДПР, а у нас уже больше двух лет лежит законопроект о необходимости повышения минимального размера оплаты труда, и на тот момент он был, по мнению учёных, 25 тысяч рублей. Вот как лично вы, как курирующий замминистра, всё-таки относитесь к тому, чтобы в условиях очень большого профицита учесть возможность увеличения минимального размера оплаты труда до разумных пределов? Напомню вам, у китайцев уже полтора миллиарда населения, но их МРОТ в четыре раза выше нашего - вот как вы к этому относитесь и будем ли мы стремиться хотя бы китайцев догнать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Я совсем коротко. Не соглашусь с коллегой Николаем Васильевичем, что повышение - это плохо. Да, конечно, хочется лучше и больше, но то, что индексация происходит и что мы добились всё-таки того, чтобы МРОТ совпадал с прожиточным минимумом, - это уже большая победа. Но, ещё раз говорю, победа промежуточная. Безусловно, вот то, что во второй части статьи 1 закона мы отвяжем МРОТ от прожиточного минимума, позволит как раз... Я считаю, правительство просто осторожничает, но это первый шаг к тому, чтобы всё-таки у нас минимальный размер оплаты труда рос значительно выше инфляции, чтобы мы не привязывали МРОТ. Уверен, что мы, депутаты, совместно с правительством - это наша совместная работа - обязательно добьёмся того, чтобы минимальный размер оплаты труда позволял нашим бюджетникам (а речь идёт именно о бюджетниках, в том числе о молодых работниках здравоохранения, социальной сферы, образования) работать не только за еду и оплату коммунальных услуг, но чтобы они могли позволить себе и что-то ещё. Конечно же, справедливый минимальный размер оплаты труда сегодня - это минимум 25 тысяч рублей, он может быть и больше, но, я ещё раз говорю, это планы, и от того, что мы будем говорить: "Халва, халва!", - слаще не станет. А министерству труда скажу: мы сделали первый шаг, у нас более 15 миллионов человек, работающих в серой зоне, которые вообще никаких налогов не платят, мы приняли закон о самозанятых - за год 200 тысяч человек вышли из тени. Да, небольшой налог - 4 процента, поэтому, наверное, надо расширять этот эксперимент, чтобы казна наполнялась, но, только выманивая пряником из серой зоны, мы проблему не решим? Нужно думать, как решать вопрос с уплатой налогов, чтобы все работающие платили налоги. Понятно, что не от хорошей жизни, возможно, миллионы людей не платят налоги, но, знаете, когда нянечка, получающая в детском саду заработную плату в размере 20 тысяч рублей, платит во все фонды и так далее и тащит на себе десятки миллионов людей, это тоже несправедливо! Минтруд обязательно должен думать о том, чтобы тем, кто не платит налоги, - никаких выездов за границу, никаких ипотек, никаких кредитов в банках! За счёт чего живут эти люди? Пусть налоговая спросит всех, кто на что живёт! Может быть, есть люди, которые не могут себе инвалидность оформить, может быть, мы им помочь должны - вопрос в том, чтобы найти граждан, которым нужно помочь. Сейчас самые хитренькие ездят на добропорядочных гражданах, которые платят налоги, - этого быть не должно! Одно из самых страшных преступлений в западном мире - не уплатить налоги. Налоги должны платить все, и тогда у нас зарплаты такими позорно низкими не будут! Наводите порядок, министерство труда, правительство, занимайтесь! Первый шаг сделан, пряник дали - давайте думать о том, как стимулировать, чтобы уплата налогов была обязательной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. От фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги и не очень уважаемые коллеги из министерства труда, которые в очередной раз представляют очень лукавый законопроект! И знаете, он не просто такой вредненький какой-то, неприятный - это вредоноснейший закон, он даёт ответ на вопрос, быть или не быть экономическому прорыву в России, причём сразу даёт отрицательный ответ: не быть никакому экономическому прорыву вот с таким МРОТ! Понятно, он даёт отрицательный ответ и на вопрос, быть или не быть демографическому прорыву в России вот с таким МРОТ, - вот где собака зарыта! Уважаемые коллеги, если вы говорите, давайте бороться, - давайте бороться, давайте не будем принимать таких законов! Конечно, можно проголосовать за ложку мёда, которую коллега вышел и предложил добавить в эту бочку, ну, не дёгтя - баланды. Что такое 12 тысяч рублей в месяц с точки зрения содержания? Это что, корзина потребительская? Нет, ребята! Предложений уже внесено много, и вот крайнее предложение "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мы пошли по пути, который был предложен в Думе Вячеславом Викторовичем Володиным, - мы не сами стали рассчитывать эту потребительскую корзину, мы оформили экспертные работы, это право фракции, попросили выделить необходимую сумму, несколько миллионов рублей думских бюджетных денег было направлено на исследование этой темы. Институты Российской академии наук в заключении на этот законопроект... сразу скажу, что там, звучит сумма - 31 тысяча рублей. Работы сделаны, целый год велись исследования, подсчёты, и есть заключение Российской академии наук о том, что именно вот такой размер потребительской корзины сегодня соответствует реалиям, ну, прежде всего ценам, тарифам, предложению магазинов и количеству, необходимому для работающего человека, - 31 тысяча. Мы этот законопроект оформили, отправили на заключение в правительство. Господа в правительстве, работа уже сделана - вот этими 12 тысячами, пожалуйста, больше не позорьте своё ведомство, если вы не знаете реалий, или же не подставляйтесь, что более печально, обманывая и лукавя, заявляя, что вместо 31 тысячи сегодня прожиточный минимум составляет якобы 12 тысяч. И как определяется прожиточный минимум? На основании всего лишь приказа Минтруда России! Почему это не делается правительством, почему это не в Думе принимается, наконец?! Нет, это они просто своим приказом в августе определили, что 12 тысяч, а вы все, уважаемые коллеги, должны этому верить. Вот я не верю в то, что 12 тысяч прожиточный минимум! Вот такая лукавая схема, и мы закрываем глаза и поддерживаем вот этот вредоноснейший закон. Что делать, уважаемые коллеги? Не надо бояться увеличивать МРОТ до 31 тысячи - говорю и вам, профильный комитет, коллега Нилов, и вам, уважаемые депутаты! Вот здесь, в пояснительной записке, говорится, что третья часть - это само министерство подтверждает - вот этих миллиардов, которые будут выделены на увеличение МРОТ, вернётся в виде НДФЛ и других обязательных выплат, третья часть денег вернётся сразу в бюджет. Куда денутся эти деньги, если МРОТ будет не 12 тысяч, а 30 тысяч, куда эти деньги денутся? Что, разве наши люди под подушку эти деньги положат? Ни в коем случае! Да они приобретут себе кроме одежды и еды хотя бы какую-то бытовую технику, сделают ремонт в доме, обои купят, ну, кто-то, может быть, как нам обещал министр Силуанов, съездит и отдохнёт на курорте. Но это будут вложения прежде всего в нашу экономику - вот выход! И если бы денег действительно не было - так нет, вчера слушали, много обсуждали эти вопросы: денег огромное количество, но в кубышке, в фондах каких-то! Вот сюда эти деньги нужно вкладывать, если мы действительно хотим решать поставленные президентом задачи, и не через 20 лет, а через пять лет. А такая политика министерства ведёт к стагнации. Мы все изучали историю, вы тоже учились наверняка - скажите, пожалуйста, ну разве может быть повышение эффективности, производительности труда в феодальном обществе, где хозяин платит так, что хватает только на еду и на одежду? Теоретически это невозможно! Поэтому давайте определимся, что сначала: утром - зарплата достойная, вечером - повышение производительности труда, развитие экономики и получение тех результатов, которые поставлены перед страной и правительством, - вхождение в пятёрку экономически развитых стран. Нет, правительство говорит, мол, пусть сначала эти нищие рабочие и служащие повысят производительность труда, а потом мы им зарплату добавим. Так не бывает! Ещё раз говорю: если бы не было сегодня возможности поднять эту зарплату... И это не подарок какой-то, не разбрасывание денег, как вот сейчас могут оппонировать мне мои коллеги, это именно долг - отдайте людям то, что должно! Ни в одной стране ни один рабочий, ни один крестьянин, тем более врач, учитель не получает таких нищенских зарплат, поэтому вы изначально, принимая такой позорный МРОТ, идёте на недоплату, на то, что вы остаётесь в долгу. Вот мы недавно рассматривали один долг - вкладчикам Сбербанка, другой долг - трудящимся, и это всё при том, что у кого-то растут миллиарды, количество миллиардеров растёт, прогрессивный налог они не хотят платить, да и просто денег сегодня огромное количество, триллионы профицита... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павлова Ольга Ивановна. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Да, всё верно, в Послании Федеральному Собранию Президентом России была поставлена задача по преодолению бедности в нашей стране, и я никогда не соглашусь с тем, что правительство сегодня работает в направлении стагнации. Преодоление бедности является приоритетной задачей и нашей фракции - фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сегодня поэтапно реализуется политика по повышению заработной платы в стране, по увеличению социальных пособий и, конечно, пенсионных выплат, и представленный правительством законопроект об увеличении уровня МРОТ является важной частью этого социального пакета. Планируем и в дальнейшем так же проводить социальную политику в заданном направлении. Конечно, кому-то хочется быстрее, скорее, больше, но мы движемся вперёд очень выверенными шагами. Сегодня нам необходимо преодолеть бедность за счёт увеличения численности людей со средним достатком, а также за счёт повышения достатка работающих граждан и пенсионеров. Будем совместно с правительством и дальше продолжать работать над повышением уровня заработных плат нашего населения, уровня социальных пособий наших граждан - это абсолютный приоритет фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", руководствуясь именно такими принципами, поддержит представленный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Я хотел бы выступить в продолжение вопроса, который задал Всеволоду Львовичу, по поводу того, что сегодня МРОТ приравнен к прожиточному минимуму, они должны быть одинаковыми, и представленный законопроект, собственно, в этой канве и находится. Всё это верно, всё так, но ещё раз хочу обратить внимание на достаточно странную вещь. Я подчёркиваю, что нельзя, по сути, приравнивать МРОТ к прожиточному минимуму, потому что с МРОТ платится НДФЛ, а когда человек заплатил НДФЛ, получается, на руки он получил заработную плату ниже прожиточного минимума. Это объективный факт, и с этим нам всё равно предстоит что-то сделать, потому что иначе стимулируется такое позорное явление, как работающие бедные. Они есть в нашей стране, по разным подсчётам, от 12 до 19 миллионов трудящихся сегодня попадают в эту, простите, позорную категорию. Я напомню, недавно фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла соответствующий законопроект, предлагая применить коэффициент 1,15, чтобы МРОТ был выше прожиточного минимума, соответственно, после уплаты НДФЛ сумма, которую люди получают на руки, не была меньше официально установленного прожиточного минимума. Мы получили заключение правительства на этот законопроект 23 июля, и, как оказывается, правительство не поддерживает такую инициативу. Не могу понять только одного: почему вот нам сейчас замминистра рассказывал как раз о том, что в принципе правительство идёт по этому пути, что ряд бюджетников, работников бюджетной сферы, и так на руки получает сумму не менее прожиточного минимума? Так почему бы нам не принять такой закон, причём закон прямого действия, как говорит председатель Вячеслав Викторович Володин, отмечая, что нам нужны законы прямого действия, не рамочные? Давайте примем соответствующий закон и введём такую норму! Конечно, наши выступления сегодня обязательно кто-нибудь опять обзовёт популистскими, но, честно скажу, лучше быть популистом, чем закрывать глаза на такое явление, как работающие бедные и работающие нищие в нашей стране, и говорить, мол, всё нормально, мы же повысили МРОТ аж на 850 рублей, мы собой довольны, это замечательное решение. Да не замечательное это решение! Вам сейчас с трибуны говорили, что Российская академия наук вывела цифру: 31 087 рублей - таким сегодня реально должен быть прожиточный минимум в нашей стране. Вот предлагается повысить МРОТ на 850 рублей, в обосновании указано, что 20,9 миллиарда рублей потребуется на реализацию этого законопроекта, - давайте повышать больше, ведь у нас есть денежные средства, так называемые кубышки, у нас есть дополнительные доходы! Это вопрос к обсуждению бюджета, к которому мы вернёмся, ведь сегодня есть финансовая возможность, чтобы повысить больше, чем на 850 рублей, и сегодня это требуется. Ещё раз, коллеги, говорю: обратите внимание на наше предложение - законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о введении коэффициента 1,15 в соотношении МРОТ и прожиточного минимума, что просто логично. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Первая часть выступления будет от фракции, а во второй части несколько слов скажу от комитета. Фракция ЛДПР поддержит законопроект. Мы согласны, что МРОТ можно было увеличить больше, чем на 850 рублей, но с увеличением на 850 рублей будет лучше, чем есть сегодня, поэтому мы поддержим проект. Нас просто не поймут, если мы его поддерживать не станем! При этом мы считаем, что корень зла в том, что давно необходимо пересмотреть размер потребительской корзины, стоимость которой рассчитывается Росстатом, а мы в последнее время наблюдаем, как у нас работает Росстат: доходы то падают, то растут, данные туда-сюда гуляют - там так же и стоимость корзины считают; в августе одна стоимость корзины, а в январе уже совершенно другая стоимость той же самой корзины. С учётом стоимости корзины устанавливается прожиточный минимум, исходя из прожиточного минимума исполняются нормы Трудового кодекса, соответственно, устанавливается минимальный размер оплаты труда, который не может быть меньше установленного во втором квартале текущего года прожиточного минимума (про следующий год речь идёт). Так вот, пока мы корзину не поменяем, у правительства в руках будут основания всегда устанавливать МРОТ на уровне прожиточного минимума. Кто заморозил корзину? Мы с вами! Все здесь, в Госдуме, несколько лет назад единогласно поддержали правительственный проект закона, поддавшись на правительственную хитрость: с одной стороны, правительство предложило увеличить МРОТ до величины прожиточного минимума, а с другой стороны, заморозить потребительскую корзину. Поддержав тот проект закона, мы заморозили потребительскую корзину, поэтому надо разделять ответственность и понимать, что мы сопричастны, но мы, по крайней мере оппозиционные фракции, всячески пытаемся это изменить. В Минтруде создана рабочая группа, которая результатом своей работы должна представить проект новой потребительской корзины, но пока, как мы видим, у нас в замороженном состоянии находится то, что уже давно пора пересматривать. Мы, ЛДПР, считаем, что здесь речь идёт не о прожиточном минимуме, а о прожиточном мизере - по-другому назвать нельзя. И мы не тратим миллионы бюджетных рублей, заказывая исследования, - мы ездим по регионам, встречаясь с избирателями, и понимаем, что, конечно, на установленные 12 тысяч рублей невозможно выживать, на них концы с концами без какой-то сторонней поддержки не свести! Что касается подоходного налога, мы согласны с тем, что при уплате подоходного налога МРОТ уменьшается, люди получают на руки меньше установленного МРОТ. Мы предложили граждан с зарплатой до 20 тысяч вообще освободить от уплаты подоходного налога, внести соответствующие правки в Налоговый кодекс, но, к сожалению, нас также не поддержали. Фракция ЛДПР, поддерживая сегодня данную инициативу, напоминает, что необходимо, во-первых, пересматривать размер потребительской корзины, во-вторых, вводить прогрессивную шкалу налогообложения, в-третьих, увеличивать МРОТ до совершенно других позиций, чтобы те, кто получает зарплату на уровне МРОТ, могли жить, а не выживать. Теперь, выступая от комитета... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИЛОВ Я. Е. ...выступая от комитета, напомню позиции комитета, которая уже прозвучала: комитет рекомендует поддержать. Меня нельзя обвинить в предвзятости, я представитель оппозиционной фракции - фракции ЛДПР, но, зная, как готовятся проекты законов в правительстве, зная, какой конфликт интересов у социального блока и у "жадного бухгалтера" - Минфина, я понимаю, что, может быть, социальный блок давно поднял бы МРОТ, но у Минфина задача другая: как можно больше сэкономить и направить в Фонд национального благосостояния, потому что ситуация может поменяться и деньги понадобятся. Поэтому, что касается всей той жёсткой критики, которая звучала в отношении представителя Минтруда... Ну, мне порой по-человечески жалко представителей Минтруда, которым приходится выслушивать весь тот негатив, который должен быть адресован всему правительству в целом, а не только этому ведомству, с одной стороны. С другой стороны, прозвучала критика в адрес комитета - Олег Анатольевич назвал и мою фамилию. Уважаемый Олег Анатольевич, вы знаете, что мы вносили ряд законопроектов, которые вы поддерживали, но в отличие от представителей других оппозиционных фракций я присутствую на всех заседаниях комитета и поддерживаю все оппозиционные инициативы - в отличие от других депутатов, представляющих другие оппозиционные фракции, - поэтому тут вопрос, как говорит Вячеслав Викторович, к нам самим и к нашей самоорганизации в работе. Может быть, присутствие в нужное время депутатов от оппозиционных фракций могло бы ситуацию каким-то образом поменять. Комитет полагает необходимым данную инициативу поддержать, но при этом необходимо продолжать жёстко контролировать работу, связанную с пересмотром существующей потребительской корзины. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Заключительное слово - докладчику. Пожалуйста. ВУКОЛОВ В. Л. Хотел бы поблагодарить за конструктивную работу, уважаемые коллеги, считаю, что её надо продолжить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Я хочу Ярославу Евгеньевичу дать справку о том, что все фракции действительно пользуются таким новым и очень правильным механизмом, как проведение экспертных работ для подготовки законопроектов либо разработки какой-то темы, в том числе и ЛДПР. Просто, наверное, вы не знаете о том, что ЛДПР пользуется этим совершенно разумным механизмом подготовки проектов законов и других решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 36 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.