Заседание № 17

21.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части уточнения порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также порядка организации и обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2877 по 2943 из 8668
12-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений   
в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные   
наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под         
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Доклад первого   
заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции   
Эрнеста Абдуловича Валеева.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Эрнест Абдулович.                                                   
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во    
втором чтении 14 декабря, он подготовлен для принятия в третьем чтении.         
Принятие закона даст прочные гарантии защищённости лиц, которые отбывают        
наказание в исправительных учреждениях, от необоснованного физического          
воздействия, и одновременно сотрудники исправительных учреждений получат        
средства и возможности для своевременного и эффективного пресечения             
преступных проявлений и правонарушений, поэтому закон необходимо принять.       
                                                                                
Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает принять          
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, желающие выступить от фракций по мотивам есть?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Перминов Дмитрий Сергеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект вносит в         
действующее законодательство изменения, направленные на регламентацию случаев   
и порядка применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической    
силы, специальных средств и огнестрельного оружия.                              
                                                                                
Законопроект был в значительной степени доработан, в том числе в части учёта    
замечаний, высказанных правозащитниками, и принят Государственной Думой во      
втором чтении 14 декабря. Поскольку замечаний по законопроекту нет, фракция     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять его в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обращаю ваше внимание: только если есть со стороны фракции             
содержательные предложения, давайте их высказывать. Сегодня завершающее         
заседание, коллеги! У нас получается, что фракция сама себе оппонирует и сама   
себя поддерживает.                                                              
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование вопрос 12 повестки дня.                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 15

14.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части уточнения порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также порядка организации и обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7312 по 7387 из 10008
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон            
Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные           
наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под         
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Докладывает      
Эрнест Абдулович Валеев.                                                        
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был       
принят в первом чтении 21 октября 2015 года, и принятие законопроекта в         
первом чтении вызвало широкий общественный резонанс, было много замечаний от    
правозащитников. В связи с этим мы создали рабочую группу, в которую вошли      
представители Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний,    
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества    
и правам человека, уполномоченного по правам человека, и вместе проработали     
законопроект. Было внесено двадцать семь поправок, девятнадцать из них          
комитет предлагает принять и восемь отклонить. Отклоняются в основном           
поправки, которые содержали уточнение порядка применения физической силы и      
спецсредств за нарушение режима содержания: в связи с тем что мы наложили       
запрет на применение физической силы и спецсредств в случаях нарушения режима   
содержания, эти поправки просто потеряли смысл.                                 
                                                                                
Предлагаю утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.72,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 257

21.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части уточнения порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также порядка организации и обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2083 по 2523 из 7223
Следующий, 6-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении          
изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих   
уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании   
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".              
Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, статс-секретарь - заместитель министра      
юстиции.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                                                     
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен   
на систематизацию и уточнение положений закона, регламентирующих порядок        
применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы,        
спецсредств и огнестрельного оружия.                                            
                                                                                
В этих целях законопроектом предлагается главу V Закона "Об учреждениях и       
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",               
регулирующую порядок применения сотрудниками УИС физической силы, спецсредств   
и огнестрельного оружия, изложить в новой редакции и внести изменения,          
которые корреспондируются с законом "О полиции". При этом для защиты прав       
подозреваемых, обвиняемых и осуждённых законопроектом предлагается более        
чётко определить запреты и ограничения, связанные с применением физической      
силы, спецсредств и огнестрельного оружия, установить срок уведомления          
прокуратуры о каждом случае причинения осуждённым, заключённым под стражу и     
иным лицам ранения либо наступления их смерти в результате применения           
сотрудником УИС физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. В закон   
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении               
преступлений" вносятся корреспондирующие изменения.                             
                                                                                
Проект согласован со всеми заинтересованными ведомствами, получено              
положительное заключение Института законодательства и сравнительного            
правоведения при Правительстве Российской Федерации. Дополнительных затрат из   
федерального бюджета на его реализацию не потребуется.                          
                                                                                
Хотел бы ещё сказать, что в ходе обсуждения этого законопроекта на заседании    
комитета был высказан целый ряд, с нашей точки зрения, серьёзных замечаний,     
подавляющее большинство из которых мы готовы учесть при его доработке ко        
второму чтению. В их числе замечания, касающиеся применения оружия в группе,    
применения спецсредств при нарушении режима, и целый ряд других замечаний,      
которые, несмотря на их кажущийся технический характер, действительно           
достаточно важны для обеспечения прав граждан. С большинством из них мы         
готовы согласиться.                                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич.                                  
                                                                                
С содокладом выступает Александр Евсеевич Хинштейн.                             
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, который предлагается вашему вниманию,          
довольно резонансный: он вызвал большую общественную полемику и серьёзные       
опасения со стороны правозащитного сообщества, рассмотрению этого               
законопроекта было посвящено специальное заседание совета при Президенте        
Российской Федерации по правам человека, есть большое количество замечаний по   
законопроекту, направленных Уполномоченным по правам человека в Российской      
Федерации, - и комитет, безусловно, как и вся Государственная Дума в целом,     
не может не реагировать на эти опасения и замечания.                            
                                                                                
Надо сказать, что с большинством критических замечаний, высказанных нашим       
правозащитным сообществом, мы согласны. Мы, так же как и наши правозащитники,   
считаем, что при регламентации действий и прав сотрудников                      
уголовно-исполнительной системы необходимо гораздо более жёстко и конкретно     
прописать основания применения ими оружия, физической силы, специальных         
средств. Мы полагаем, что не должны применяться физическая сила, спецсредства   
и уж тем более огнестрельное оружие для пресечения нарушений режима со          
стороны осуждённых или лиц, находящихся под стражей, для пресечения иных        
действий, например неправомерного сопротивления или неповиновения               
осуждённого. Необходимо также уточнить, что сотрудник не несёт                  
ответственности за причинённый им вред лишь в случаях, когда он действовал на   
основании закона, без превышения полномочий и использование физической силы     
признано правомерным.                                                           
                                                                                
В законопроекте предлагается о каждом факте применения спецсредств,             
физической силы и уж тем более огнестрельного оружия уведомлять прокурора. Мы   
считаем целесообразным ввести и обязательное уведомление следственных           
органов, поскольку на практике сегодня такие проверки ведутся, но вне           
установленных рамками закона требований.                                        
                                                                                
Если говорить по существу, то мы полагаем, что перед вынесением на второе       
чтение законопроекта, имеющего, повторяю, такой широкий общественный            
резонанс, нам предстоит очень серьёзно его доработать совместно с               
правозащитным сообществом. От лица профильного комитета и от лица фракции       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" я заверяю всех собравшихся, что ни одно замечание, ни одно      
предложение правозащитников не будет оставлено без внимания. Фактически на      
сегодняшний день у нас есть текст законопроекта, подготовленный ко второму      
чтению, согласованный предварительно и с советом по правам человека, и с        
уполномоченным по правам человека. Не далее как позавчера мы с Эллой            
Александровной Памфиловой собирались и обсуждали ещё раз эти вопросы,           
которые, повторяю вновь, нас тревожат так же, как и правозащитное сообщество.   
                                                                                
В то же время не могу не отметить следующее. Несмотря на достаточно широкую     
полемику вокруг этого законопроекта, никаких серьёзных новаций он в себе не     
несёт, каких-либо новых, дополнительных полномочий на сотрудников ФСИН не       
возлагает, ну, по крайней мере в том виде, в той редакции второго чтения, в     
которой мы, надеюсь, будем его предлагать. Смысл законопроекта заключается в    
том, чтобы собрать воедино все существующие сегодня нормы, которые разбросаны   
по разным законодательным актам, и привести их к единому началу, а за основу    
- об этом сказал Юрий Сергеевич, выступая с докладом, - был взят действующий    
сегодня закон "О полиции". При этом мы с вами прекрасно понимаем, что одно      
дело - это действия полицейского в условиях нормальной человеческой жизни и     
совсем другое - это действия сотрудника ФСИН в отношении осуждённых, то есть    
лиц, которые достаточно ущербны в своих правах, но и здесь, мы считаем, палку   
тоже ни в коем случае нельзя перегибать. Заранее видеть в каждом сотруднике     
ФСИН палача, а в каждом осуждённом - невинную жертву произвола тоже             
неправильно: всё бывает, к сожалению, и среди сотрудников ФСИН, и среди         
осуждённых есть разные люди, мазать всех одним махом чёрной или белой           
краской, мы считаем, неправильно.                                               
                                                                                
С учётом изложенного мы рекомендуем данный законопроект к принятию в первом     
чтении при условии его самой серьёзной доработки ко второму чтению и создания   
рабочей группы комитета совместно с правозащитным сообществом. Мы призываем     
всех, кто интересуется данной тематикой, присоединиться к нашей работе и        
принять в ней посильное участие.                                                
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич.                              
                                                                                
Коллеги, у кого есть вопросы? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. У меня к Александру Хинштейну вопрос.                              
                                                                                
Александр Евсеевич, вы правильно заметили, что это очень резонансный            
законопроект и что правозащитное сообщество выступало против. Что скрывать,     
многие даже называли его "законом садистов", к сожалению, потому что он         
всё-таки даёт неограниченные полномочия для применения физической силы,         
использования спецсредств и так далее.                                          
                                                                                
Вопрос у меня следующего характера. Вот была создана рабочая группа, куда       
вошли правозащитники, представители президентского совета по правам человека,   
и был разработан компромиссный текст, однако потом представители                
правозащитного сообщества с удивлением обнаружили, что этот компромиссный       
текст почему-то не дошёл до первого чтения. Даже на заседании комитета,         
насколько мне известно, представители вашей же фракции, один из                 
представителей, голосовали против именно такого варианта. Скажите,              
пожалуйста, почему всё-таки компромиссный текст мы сегодня не рассматриваем?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Дмитрий Геннадьевич, не могу не прокомментировать:               
законопроект даже в том виде, в каком мы рассматриваем его сегодня, не даёт     
неограниченных прав и возможностей сотрудникам уголовно-исполнительной          
системы по применению огнестрельного оружия, специальных средств или            
физической силы. В законопроекте определяются случаи, когда это может           
применяться, а мы говорим о том, что это необходимо ещё более жёстко            
регламентировать, в том числе исключив возможность применения специальных       
средств, физической силы или огнестрельного оружия, скажем, при нарушении       
режима.                                                                         
                                                                                
Теперь по вопросу, который вы задали. Мне неизвестно о создании рабочей         
группы в таком формате, о котором вы говорите. Действительно, перед тем как     
законопроект был внесён правительством в Государственную Думу, к нему           
поступил целый ряд поправок со стороны и совета при президенте по правам        
человека, и уполномоченного по правам человека, - представляя законопроект на   
заседании комитета, я об этом говорил. Законопроект, который был внесён в       
Государственную Думу, действительно не учитывал тех поправок и замечаний,       
которые были внесены правозащитным сообществом. Более подробно на вопрос, как   
это произошло, вероятно, может ответить мой коллега Юрий Сергеевич, я же со     
своей стороны вновь заверяю всех, что у нас есть сегодня согласованный с        
правозащитниками вариант законопроекта ко второму чтению, который,              
собственно, по нашему мнению, мог бы быть внесён изначально, тогда не было бы   
никакой шумихи вокруг этого варианта, не было бы того сыр-бора, который мы      
сейчас имеем.                                                                   
                                                                                
Подробнее, наверное, Юрий Сергеевич вам ответит, почему так получилось.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, хотелось бы, чтобы вы уточнили позицию Министерства   
юстиции. Вот смотрите, какая ситуация: в разных регионах страны уже             
неоднократно проходили суды, были выявлены факты избиения, которое привело к    
смерти осуждённых (я имею в виду, например, ситуацию в Саратовской области).    
Скажите, пожалуйста, должны ли, по вашему мнению, руководители региональных     
управлений нести ответственность за то, что в подведомственных им учреждениях   
происходят такие вопиющие случаи, и должны ли нести ответственность             
руководители этих учреждений, хотя бы дисциплинарную?                           
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Антон Анатольевич, мне кажется, ответ на этот вопрос    
абсолютно очевиден: безусловно, если такие факты имеют место, руководители      
должны нести ответственность, и не только дисциплинарную, более того, они       
несут такую ответственность, мои коллеги готовы вам подготовить подробную       
справку по этой ситуации с указанием конкретных случаев.                        
                                                                                
Если можно, поясню по предыдущему вопросу. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, в     
принципе Александр Евсеевич уже сказал по поводу альтернативного текста, там,   
насколько я понимаю, проблема скорее техническая, она состоит в том, что        
текст к первому чтению был внесён официально в первоначальной редакции, после   
этого, собственно, началось обсуждение и были внесены те предложения и          
поправки, о которых вы, очевидно, говорите, обозначая их как альтернативный     
проект. Эти поправки были отработаны, подавляющее большинство из них мы         
готовы учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению, об этом я         
сказал в своём выступлении. На сегодняшний день, насколько я понимаю, уже       
существует текст, в целом согласованный с авторами этих поправок, для           
рассмотрения во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич Горовцов.                                                    
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, действительно, данный законопроект очень активно      
обсуждается в средствах массовой информации, в блогосфере, нашими               
правозащитными институтами, не менее бурное обсуждение состоялось, как вы       
знаете, на заседании комитета по безопасности, и всё-таки я ещё раз хочу        
спросить вас, задать тот же вопрос, который я задавал вам на заседании          
комитета: понятно, что не вы лично за эту ситуацию ответственны, но             
объясните, пожалуйста, почему до процедуры первого чтения не были учтены        
серьёзнейшие замечания, высказанные нашими правозащитными институтами -         
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и непосредственно      
советом по правам человека при Президенте Российской Федерации,- до первого     
чтения, я подчёркиваю, а не сейчас?                                             
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, действительно, я этот проект        
представляю как статс-секретарь министерства, работали над ним мои коллеги,     
которые курируют пенитенциарную систему, но ваш вопрос, наверное, относится     
скорее к моей кафедре.                                                          
                                                                                
Эти предложения не были учтены перед первым чтением, потому что законопроект    
был официально внесён правительством и процедура не предполагает внесения       
поправок, но, повторю, мы не видим проблему в том, чтобы эти поправки внести    
ко второму чтению, и я готов публично подтвердить, что мы с подавляющим         
большинством этих поправок согласимся и готовы их детально обсуждать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, существует суровая диалектика: когда государство      
ужесточает законодательство по отношению к гражданину, оно обязано и в своих    
структурах обеспечивать должный порядок. Скажите, какова сравнительная          
динамика: число всякого рода чрезвычайных происшествий в системе исполнения     
наказаний, скажем, за последние три года и тремя годами раньше? Судя по         
публикациям в СМИ, это стало учащаться. Прав я или нет? Осуждённые, виновные    
несут наказание, но они же люди. Законопроект актуален, его надо поддержать,    
но вот, если можно, о статистике скажите.                                       
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Валентин Степанович, разделяю эту озабоченность.        
Прямо сейчас я проконсультировался с коллегой, директором профильного           
департамента, - в данный момент мы такую статистику, к сожалению, не можем      
представить, но постараемся подобрать, сделать для вас справку.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Юрий Сергеевич, по официальным данным, за первое       
полугодие произошло увеличение преступности в стране на 7 процентов. В связи    
с этим скажите, сколько человек, хотя бы примерно, сейчас находится в местах    
лишения свободы и как, вообще, численность осуждённых изменилась, ну, хотя бы   
за пять лет, насколько она возросла? И по самому законопроекту: в нём           
говорится о необходимости пересмотра нормативов штатной численности             
работников системы исполнения наказаний, то есть ситуация требует увеличения    
их числа? Вот это один вопрос из двух частей.                                   
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Владимир Николаевич, по этому вопросу мы как раз        
можем снабдить вас статистикой: на данный момент в местах заключения            
находится 640 тысяч человек, и это количество в последние годы снижается;       
общее количество сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые           
задействованы в обеспечении порядка в системе, - 225 тысяч человек, и мы пока   
не видим необходимости увеличения их числа.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Александрович Щепинов.                                                   
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к докладчику.                         
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, я соглашусь с коллегами, что этот законопроект имел   
и имеет достаточно широкий общественный резонанс. По сути, законопроект         
ужесточает законодательство по отношению к нашим гражданам. Вопрос у меня       
следующий: укажите, пожалуйста, действительные причины, по которым появился     
этот законопроект. И второй вопрос: а если этот законопроект не принимать,      
какие, по вашему мнению, могут быть последствия?                                
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Отмечу три пункта. Прежде всего, ещё раз подчеркну: что           
касается опасений, связанных с ужесточением норм, с режимом применения          
оружия, спецсредств и физической силы, - мы готовы это откорректировать,        
чтобы эти опасения снять.                                                       
                                                                                
Что касается причин появления этого законопроекта. Необходима систематизация    
норм о применении физической силы, спецсредств и оружия, что вытекает из        
концепции развития уголовно-исполнительной системы, следовательно, возникает    
необходимость подготовки соответствующего законопроекта. Сейчас отсутствует     
единое регулирование: часть норм содержится в ведомственных инструкциях, а      
часть вопросов вообще не урегулирована. Мы исходили из того, что любое          
упорядочение в вопросах применения этих средств приведёт к большей              
законности.                                                                     
                                                                                
Безусловно, я с вами согласен, действительно хорошим результатом реализации     
данного закона будет не только упорядочение этой системы, но и, конечно,        
недопущение ухудшения ситуации с применением оружия и физической силы, о чём    
здесь очень многие коллеги говорили. Поэтому мы, конечно, постараемся           
совместно с вами, уважаемые коллеги, скорректировать текст законопроекта ко     
второму чтению таким образом, чтобы все вопросы, которые сегодня поднимались,   
были решены и чтобы ни у кого не было подозрений в том, что он ухудшает         
ситуацию с применением этих средств.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ян Викторович Зелинский, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, в настоящее время мы вносим изменения в               
уголовно-исполнительное законодательство, пытаемся улучшить регулирование в     
данной сфере, но не могу не сообщить, что недавно в городе Омске в одном из     
исправительных учреждений пропало пять заключённых и никто не знает, где они    
находятся, - ни сотрудники учреждений, ни матери, ни жёны этих людей. Я         
направил запрос в Федеральную службу исполнения наказаний более месяца назад,   
приложил подтверждающие документы, однако до сих пор ответа не получил. Мы      
пытаемся сейчас внести какие-то изменения в уголовно-исполнительное             
законодательство и в то же время не можем улучшить ситуацию в исправительных    
учреждениях.                                                                    
                                                                                
Прокомментируйте данную ситуацию.                                               
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Ян Викторович, за ваш вопрос.                  
                                                                                
Понятно, что этот случай, как и другие частные случаи, связанные с ситуацией    
в пенитенциарной системе, находится в ведении Федеральной службы исполнения     
наказаний. Мы готовы передать информацию нашим коллегам в подведомственную      
службу, чтобы они разобрались.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Львович Резник, пожалуйста.                                               
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, президент неоднократно говорил о необходимости        
гуманизации уголовного законодательства. И в связи с этим вопрос: какая         
необходимость в этом законе и почему такая спешка? Вы вносите                   
неподготовленный и, как сказал Александр Евсеевич, несогласованный вариант      
законопроекта. Это первое.                                                      
                                                                                
И второе, мы говорили об этом на заседании комитета: у сотрудников ФСИН и без   
того очень много прав, они все прописаны в законодательстве. Какая              
необходимость ещё расширять?                                                    
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Борис Львович.                         
                                                                                
Вот видите, коллеги, очень много вопросов по тексту, но на самом деле они       
похожи, поэтому и мои ответы примерно похожи.                                   
                                                                                
Вы знаете, что наше министерство всегда последовательно поддерживало            
либерализацию и уголовного, и уголовно-исполнительного законодательства,        
поэтому мы не считаем, конечно, этот текст, так сказать, репрессивным, во       
всяком случае, готовы сделать всё для того, чтобы он таковым не был, если       
сейчас эти проблемы проявляются. Наверное, здесь есть и наша вина, раз мы не    
сняли их до первого чтения, вызвав ваши опасения, но, с другой стороны,         
состоялось общественное обсуждение этого текста и не было ни одного             
замечания.                                                                      
                                                                                
Собственно, мы сигнал услышали и будем работать, но процедурно мы можем         
отреагировать только на стадии подготовки законопроекта ко второму чтению.      
Если бы сигнал поступил раньше, до первого чтения, на стадии общественного      
обсуждения, независимо от антикоррупционной экспертизы, конечно, мы бы раньше   
отреагировали.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу записаться на выступления.                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать этот законопроект, и      
вот почему. Если почитать заключения профильного комитета и Правового           
управления, то получается, что законопроект надо ещё более конкретизировать,    
детализировать и дополнить всякими перечнями, но законопроект и так             
переполнен ненужными перечнями, так сказать, конкретными случаями. Вот          
обратите внимание: случаев применения специальных средств - десять, самих       
специальных средств - тринадцать, но в части третьей статьи 28 говорится,       
что, оказывается, перечень-то и не нужен, потому что в качестве спецсредств     
могут быть использованы любые подручные средства! Далее, случаев применения     
оружия - шестнадцать. Ну почему всего этого так много?! И будет ещё больше,     
судя по замечаниям, судя по докладам, которые здесь прозвучали.                 
                                                                                
Законопроект, видимо, писался так: собрались сотрудники службы исполнения       
наказаний, вспомнили конкретные случаи из практики, из печати и подумали, как   
их предотвратить, и под каждую ситуацию написали соответствующий перечень.      
Возникает вопрос: а сможет ли сотрудник запросто вспомнить вот этот перечень    
в экстренной, тем более в боевой ситуации? Да никто ничего не вспомнит!         
                                                                                
Мы полагаем, что было бы достаточно указания в части третьей статьи 28, - о     
праве применять физическую силу, спецсредства и оружие в трёх ситуациях:        
во-первых, в случае необходимой обороны - что такое необходимая оборона, в      
нашем законодательстве прописано нынче достаточно ясно и чётко, пожалуйста,     
можно переписать в этот закон; во-вторых, в случае крайней необходимости -      
здесь тоже всё понятно в нашем законодательстве; в-третьих, в случае            
задержания лица.                                                                
                                                                                
То, что нам сегодня представили, - это ведомственная методичка для              
внутреннего пользования, это должен был подписать руководитель ведомства и      
раздать своим подчинённым, причём, повторяю, эта методичка должна носить        
рекомендательный характер. Сотрудник должен не просто выполнять указания по     
этим перечням, а сам думать, что, когда и где применять, - он должен думать!    
- а для этого нужно хорошенько его обучить, чтобы в каждой конкретной           
ситуации он не листал перечни, не вспоминал, что да как, когда надо бой         
вести; надо, чтобы он сам понимал, какие должны быть принципы, а для этого он   
должен этим жить каждый день!                                                   
                                                                                
Я полагаю, что принятие такого закона приведёт к безответственности             
сотрудников: может возникнуть ситуация, которая не предусмотрена в этих         
перечнях, и тогда сотрудник просто-напросто будет бездействовать, а может       
случиться, что и наоборот.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
Антон Анатольевич, вам хватит полторы минуты до перерыва? Нет? Тогда после      
перерыва продолжим, хорошо? Извините, пожалуйста, Антон Анатольевич.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5082 по 5378 из 7223
Продолжаем обсуждение 6-го вопроса. Мы начали заслушивать выступления по 6-му   
вопросу - продолжаем.                                                           
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, при обсуждении законопроекта, о котором мы      
начали говорить ещё до перерыва, - речь идёт о полномочиях сотрудников          
органов ФСИН, - прозвучала такая мысль: фактически этот закон в какой-то        
степени технический и лишь уточняет или чуть больше регламентирует нормы,       
связанные с полномочиями этих сотрудников. Вот я хочу сказать, что если этот    
закон никак не повлияет на то, что происходит сейчас в системе органов          
Федеральной службы исполнения наказаний, то это как раз очень серьёзная         
проблема! В качестве примера того, что там происходит, могу зачитать            
обращение одного из заключённых, и, поверьте, таких писем десятки, даже         
сотни, я уверен, что они приходят и вам. Вот такие вопиющие факты, как мне      
кажется, требуют вмешательства как раз со стороны государства и                 
законодателей.                                                                  
                                                                                
Речь идёт о заключённом Хмелёве, который отбывал наказание в 17-й колонии в     
Пугачёве. Цитирую: "...Оперативный работник Рыгалов приказал мне снять с себя   
х/б костюм. После того как я отказался это сделать, он сказал, чтобы я          
поднялся к нему на третий этаж. Подошли сотрудники Александров и Вовкуненко.    
После того как я вошёл в кабинет, сотрудник закрыл за мной дверь, и             
последовал удар в область носа, произведённый сотрудником Рыгаловым. После      
удара я упал, у меня пошла из носа кровь, но это сотрудников не смутило, и      
они все начали меня избивать руками и ногами по различным частям тела. После    
избиения я потерял сознание. Александров обливал меня водой из бутылки, потом   
попросили принести снега, макнули меня лицом в таз со снегом. У меня опухло     
лицо, я отодвинул от себя таз, после чего избиение продолжилось до очередной    
потери сознания. Так было несколько раз.                                        
                                                                                
После всей этой процедуры меня увели в отряд, где я почувствовал ухудшение      
состояния здоровья, я неоднократно терял сознание, были зверские головные       
боли, я с трудом мог дышать. Меня перевели в больницу. Врач сказал, что         
сломаны рёбра. Я с трудом дышал и терял сознание. После операции, которая       
была мне экстренно проведена, врач констатировал разрыв кишечника и             
двенадцатиперстной кишки, перелом трёх рёбер, одно из которых, пробило мне      
левое лёгкое, перелом носа и повреждение всех внутренностей..." - ну и так      
далее. И после всего этого ещё в больнице дали заключение: больной был          
прооперирован в связи с жалобами на желудок. Представляете, что сейчас          
творится в наших исправительных учреждениях?!                                   
                                                                                
Я передаю сейчас этот запрос представителю Министерства юстиции, я думаю, эта   
ситуация требует особого внимания. Наведите порядок, хотя бы в Саратовской      
области!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горовцов Дмитрий Евгеньевич. Семь минут.                                        
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция              
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе рассмотрела данный проект          
федерального закона, мы констатируем, что не можем его поддержать ни по форме   
его подготовки, ни по содержанию и будем голосовать категорически против его    
принятия в первом чтении.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, как вы уже слышали в начале обсуждения,        
вызвал очень большой общественный резонанс, очень серьёзную дискуссию в нашем   
обществе. Он активно обсуждался и обсуждается по сей день в средствах           
массовой информации, в блогосфере. Опасения наших правозащитных институтов,     
очень многих избирателей и моих коллег, депутатов Государственной Думы, - я     
подчеркну, совершенно справедливые опасения - связаны с тем, что данным         
законопроектом предлагается сотрудникам уголовно-исполнительной системы         
предоставить чрезмерные права и полномочия по применению физической силы,       
оружия и специальных средств в отношении лиц, заключённых под стражу либо       
отбывающих наказание в местах лишения свободы. Это также связано с тем, что в   
начале нынешнего года законопроект, подготавливаемый Министерством юстиции      
России, был согласован с Уполномоченным по правам человека в Российской         
Федерации и с советом по правам человека при Президенте Российской Федерации.   
Однако по абсолютно непонятным для нас причинам в дальнейшем Министерство       
юстиции Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации иную   
редакцию этого законопроекта, которая сильно отличалась от согласованной с      
советом по правам человека при Президенте Российской Федерации и с              
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, что вызвало,          
безусловно, с их стороны вполне справедливые и обоснованные возмущения. В той   
редакции, которая не была согласована, остались, сохранились те нормы, против   
которых достаточно обоснованно возражали правозащитники, и наша фракция их      
замечания и предложения полностью поддерживает. В частности, мы считаем, что    
нельзя ни в коем случае давать право на применение оружия и специальных         
средств, например, за нарушения правил внутреннего распорядка, потому что       
степень угрозы и опасности этих нарушений несоразмерна с применением оружия и   
специальных средств. Кроме того, разработчики законопроекта предлагают          
установить, что не допускается применение водомётов при температуре воздуха     
ниже нуля градусов, хотя всем нам хорошо известно, что вода замерзает при       
температуре ноль градусов. И именно поэтому правозащитники настаивали на        
допустимости использования водомётов при температуре не ниже плюс 4 градусов.   
Есть ещё масса и других норм, уважаемые коллеги, которые вызвали серьёзные      
возражения, но ключевые из них, конечно же, касаются использования оружия и     
специальных средств.                                                            
                                                                                
В редакции текста, который согласовывался с правозащитниками, был установлен    
закрытый, исчерпывающий и конкретный, очень понятный перечень, когда и при      
каких обстоятельствах сотрудник уголовно-исполнительной системы может           
применять физическую силу, специальные средства и оружие. В том же              
законопроекте, который внесён в Государственную Думу и который мы сегодня       
рассматриваем, эти нормы, к сожалению, размыты, поэтому возмущение              
правозащитников и скандал вокруг этого законопроекта, на наш взгляд,            
совершенно правильные и обоснованные.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я также хочу обратить ваше внимание на то, что               
рассматриваемый сегодня законопроект напоминает... в общем-то, переписан с      
действующего закона "О полиции". Его авторы, к сожалению, даже не               
задумывались над тем, что правонарушения на свободе и правонарушения в тюрьме   
- это разные вещи. Кстати, на заседании совета по правам человека при           
Президенте Российской Федерации отмечалось, что эти изменения вообще не нужны   
и что тех полномочий, которые сейчас уже есть у сотрудников Федеральной         
службы исполнения наказаний, вполне достаточно, они не пользуются даже теми     
правами, которые у них сейчас есть. Администрациям хватает и                    
профессионализма, и ума в ряде случаев решать вопросы другим путём, и           
ситуаций, когда необходимо применять физическую силу и спецсредства, а тем      
более оружие, почти не возникает.                                               
                                                                                
В законопроекте отсутствует понятие "злостное" при описании случаев, в          
которых допустимо применение спецсредств, - сопротивления или неповиновения     
лица, заключённого под стражу. Кроме того, согласно внесённым изменениям        
сотрудник службы исполнения наказаний не несёт ответственности за причинённый   
вред, если спецсредства применялись им по установленным законом основаниям.     
                                                                                
В Федеральной службе исполнения наказаний нам объяснили, что этот закон         
необходим, поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации        
применение силы в отношении заключённых должным образом не регламентируется,    
и пояснили, что документ в настоящее время лишь уточняет некоторые моменты      
относительно ряда случаев его применения. Вместе с тем в случае принятия этих   
поправок сотрудники ФСИН получат право применять силу не только при угрозе      
побега или нападения, но и при любом нарушении внутреннего распорядка.          
                                                                                
В президентском совете по правам человека вообще предлагали, уважаемые          
коллеги, отозвать этот законопроект из Государственной Думы. Если речь идёт о   
самообороне сотрудника ФСИН - это одно дело, а если речь идёт о том, чтобы      
применять электрошокер в отношении осуждённого, который курит в неположенном    
месте, - это уже совсем другое, и это абсолютно недопустимо! Нельзя допускать   
применение физической силы, спецсредств и оружия без достаточных на то          
оснований! В нынешнем виде законопроект, по нашему мнению, может                
способствовать произволу, и самым правильным решением, наверное, был бы его     
отзыв из Государственной Думы и последующее широкое общественное обсуждение.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Евгеньевич.                              
                                                                                
Гудков Дмитрий Геннадьевич.                                                     
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сегодня задавал вопрос и Александру Хинштейну, и Юрию      
Сергеевичу Любимову. В общем, насколько я понимаю, в тексте, который мы         
рассматриваем в первом чтении, не учтены предложения и замечания                
правозащитников, но, насколько я понял из их ответов, всё это будет             
доработано ко второму чтению. Это, конечно, замечательно, но при этом,          
уважаемые коллеги, мы всё-таки сегодня голосуем именно за тот текст, который    
нам предложен в первом чтении.                                                  
                                                                                
Поэтому я хотел бы остановиться на нескольких моментах. В частности, в каких    
случаях можно будет сотрудникам уголовно-исполнительной системы применять       
силу? Например, за нарушение режима содержания, за неповиновение сотрудникам    
УИС. Что такое нарушение режима содержания? Грубо говоря, вы надели под         
тюремную робу какой-нибудь свитер зимой - пожалуйста, получите массаж           
дубинкой! Или вы, например, не застегнули верхнюю пуговицу, не вовремя завели   
руки за спину, вышли покурить не в то время, сидели днём на постели - за всё    
это предлагается бить с применением спецсредств. Я уже не говорю про            
злоупотребления, о которых мы регулярно узнаем из прессы. Мне кажется,          
мировая практика нам говорит о том, что силу можно применять только в тех       
случаях, когда заключённый угрожает вашей жизни и здоровью либо угрожает        
другим заключённым, вот в этих случаях принято применять силу; всё-таки в       
уголовно-исполнительных учреждениях необходимо перевоспитывать, необходимо      
социализировать заключённых и так далее, мы же почему-то предлагаем применять   
силу.                                                                           
                                                                                
Или, например, вот такое нововведение (из каких-то советских времён!): в        
случае гибели заключённого нужно сообщать об этом факте в течение двадцати      
четырёх часов. Почему двадцати четырёх часов? За это время можно скрыть все     
улики - у нас всё-таки XXI век, мобильные телефоны, Интернет и так далее.       
                                                                                
Всё это противоречит нормам международного права и, безусловно, это             
необходимо править, но я не понимаю одного. Вы все, наверное, были              
свидетелями резонанса, который возник, когда вносился этот законопроект, уж     
как только его не называли: и "закон садистов", и так далее, - то есть          
правозащитное сообщество восприняло этот законопроект в штыки. Ну, уважаемые    
коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", из ФСИН, если у вас была задача всё-таки            
поправить законодательство и вы готовы учесть замечания правозащитников, то     
какие проблемы - внесите новый текст, в котором были бы учтены все замечания    
правозащитников, который был бы компромиссным, и тогда Дума в спокойном         
режиме всё это принимала бы и нас, депутатов, не встречали бы сегодня с         
плакатами типа "Людоеды, прекратите голосовать за все эти садистские            
законы!".                                                                       
                                                                                
Я считаю, что в таком варианте нужно голосовать против.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сухарев Иван Константинович.                                                    
                                                                                
От фракции, Иван Константинович? Семь минут поставьте.                          
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить, что в         
России нет государственного учреждения, вызывающего больший ужас у наших        
граждан, чем тюрьма. Люди, попавшие в жернова правосудия, вне зависимости от    
тяжести преступления содержатся в условиях, которые в некоторых случаях могут   
быть приравнены к пыткам.                                                       
                                                                                
В 2000 году Россия впервые со сталинской эпохи уступила "почётное" место по     
числу заключённых Соединённым Штатам Америки. Хотелось бы, пользуясь случаем,   
напомнить, что и в Соединённых Штатах Америки хватает проблем с ущемлением      
прав заключённых, и не только заключённых - вспомним Фергюсон.                  
                                                                                
Не так давно мы рассматривали законопроект, касающийся мелкого хищения,         
подняли нижнюю планку размера хищения, для того чтобы освободить огромное       
число наших граждан от судимости и от отбывания наказания в местах лишения      
свободы. В частности, согласно данным Судебного департамента при Верховном      
Суде только за последние три года за кражу без отягчающих обстоятельств по      
части первой статьи 158 Уголовного кодекса, было осуждено более 200 тысяч       
человек. Закономерно встаёт вопрос, кто сидит в нашей стране, а кто - нет.      
(Васильева, к примеру, не сидит, освободилась по УДО.)                          
                                                                                
Могу предположить, что причиной возникновения данного законопроекта явилась     
череда так называемых тюремных бунтов, прокатившихся по нашей стране. В         
частности, хотелось бы напомнить, что только в Башкирии за период с мая по      
июнь прошло три бунта: 10 мая произошли беспорядки в колонии строгого режима    
№ 2 в городе Салавате, 8-го июня - в исправительном учреждении № 19 и 11 июня   
- в исправительной колонии № 7 в городе Мелеузе. Я лично посетил                
исправительную колонию строгого режима в городе Салавате, лично беседовал с     
заключёнными: они жаловались на избиения, насильственные действия, просили      
взять ситуацию под контроль, писали обращение, кроме того, интересовались       
амнистией и законопроектом о перезачёте уголовного наказания, который был       
принят в первом чтении, но, к сожалению, воз и ныне там.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, устанавливаемый государством правовой порядок исполнения и   
отбывания наказания - это прежде всего процесс исправления и ресоциализации     
осуждённых, а не исключительно карательный процесс. В нашей стране люди часто   
выходят из мест лишения свободы с подорванным здоровьем, надломленной           
психикой, озлобленными после испытанных унижений и издевательств, а не найдя    
себе применения в обществе, совершают более тяжкие преступления - и, к          
сожалению, это порочный круг.                                                   
                                                                                
Хотелось бы напомнить вам, уважаемые коллеги, что недопустимость применения     
пыток, насилия, унижающего человеческое достоинство наказания декларируется     
международной Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.              
                                                                                
Ещё в 2012 году уважаемый Владимир Вольфович говорил о том, что российские      
заключённые погибают не от того, что у них плохое здоровье, а от пыток, и       
наши тюрьмы ужасают в сравнении с европейскими, где уже сам факт лишения        
свободы рассматривается как достаточное наказание и нет нужды в                 
нечеловеческих условиях содержания, в избиениях и в травле заключённых.         
                                                                                
Поэтому необходимо сделать всё, чтобы не озлобить осуждённых и достичь          
всё-таки заявленных нашим законом целей. Необходимо учитывать, что              
ресоциализация осуждённого маловероятна без его желания быть полезным           
обществу, а такое желание у него может появиться лишь при неукоснительном       
соблюдении всех его прав и свобод, гарантированных нашей Конституцией.          
                                                                                
Большая часть нарушений в исправительных учреждениях, на наш взгляд, связана    
прежде всего с закрытостью системы исполнения наказаний. В частности, мы        
должны изменить практику формирования органов общественного контроля, в том     
числе предоставить лицам с активной гражданской позицией возможность войти в    
их состав.                                                                      
                                                                                
Если вернуться к правовой стороне данного законопроекта, то хотелось бы         
обратиться к заключениям Правового управления и профильного комитета, в         
частности отметить следующие недостатки. Несмотря на наличие в законопроекте    
положения, обязывающего сотрудника уголовно-исполнительной системы при          
применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия действовать   
с учётом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц,    
в отношении которых они применяются, характера и силы оказываемого ими          
сопротивления, формально под такое основание, как нарушение режима              
содержания, подпадает любое нарушение соответствующих положений                 
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, федерального закона,     
правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, правил внутреннего     
распорядка в местах содержания под стражей. При этом под данное положение, по   
существу, подпадает любое из оснований, перечисленных в других проектных        
пунктах части первой статьи 30 и части первой статьи 31 законопроекта. В        
принципе, коллега Гудков уже перевёл эту фразу на простой язык: не              
поздоровался - ну, в общем-то, могут применить в отношении тебя физическую      
силу.                                                                           
                                                                                
Кроме того - я не буду перечислять все замечания, которые имеются у нас по      
данному законопроекту, они уже были отражены докладчиком и содокладчиком, -     
хотелось бы отметить следующее. На сегодняшний день есть альтернативный         
вариант законопроекта, который согласован с правозащитным обществом, в          
который вошли все замечания, а рассматриваемый сегодня законопроект их не       
учитывает, по словам докладчика и содокладчика, они будут учтены в поправках    
ко второму чтению. Фракция ЛДПР законопроект в том виде, в котором он есть      
сейчас, не поддержит, так как в настоящее время, мы считаем, он направлен       
против наших граждан, пусть даже отбывающих наказание в местах лишения          
свободы.                                                                        
                                                                                
В завершение хочу сказать о том, что заключённые - это тоже люди, как           
говорится, от тюрьмы да от сумы не зарекайся, хочу напомнить о судьбе           
Александра Александровича Реймера и о его истории с браслетами.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6016 по 6034 из 7223
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон            
Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные           
наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под         
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против           59 чел.13,1 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.33,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.