Заседание № 269
О проекте федерального закона № 801970-8 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о продлении периода возникновения правоотношений, связанных с правом на материнский (семейный) капитал, до 2030 года включительно).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что в первом чтении законопроект о продлении действия материнского капитала мы приняли чуть более месяца назад, 14 января, и за это время нам в комитет поступило пять поправок, две из них технические, три смысловые, содержательные. Все они включены в таблицу № 2, которую я прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. У вас вопросы? Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1 и 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 02 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Переходим к поправкам 1 и 2. Одновременно или по очереди, Нина Александровна? Одновременно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я ещё раз напомню, что данный законопроект был внесён правительством во исполнение поручения президента. Но в поручении президента говорилось о продлении материнского капитала как минимум, обращаю внимание, до 2030 года. Ну, правительство у нас привыкло отрабатывать поручения президента по минимуму, а мне представляется, что мы должны делать это по максимуму. Поэтому у нас есть пожелание - также и вообще будущих родителей, и тех родителей, которые уже воспитывают одного ребёнка, - сделать материнский капитал бессрочной мерой, так как он доказал уже свою состоятельность, востребованность и так далее. У нас сегодня уже 31 регионом приняты свои законы о материнском капитале, и он выплачивается там на третьего ребёнка - с бессрочным сроком действия, что называется, простите за тавтологию. Вот первое предложение - сделать маткапитал бессрочным, - к сожалению, не нашло поддержки у большинства депутатов комитета, голоса разделились шесть на три, но я просила бы поставить поправку на отдельное голосование. А другая поправка касается прогрессирующего размера материнского капитала: плюс 20-процентная доплата к каждой последующей сумме, при рождении следующего ребёнка. Собственно, тоже то, о чём мы говорим: если уж маткапитал - это мотивирующая мера, то не должен быть размер маткапитала на второго ребёнка меньше, чем на первого ребёнка. Это тоже пожелание родительского сообщества, если уж мы говорим, что ратуем за улучшение нашей демографии. Год семьи завершился, но внимание наше к семье не должно ослабевать, и мне представляется, что это тоже замечательная мера, которая получит поддержку и в регионах, и у нашего российского общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Ставится на голосование поправка 1. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 25 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 2. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 49 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 14 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Нина Александровна, пожалуйста, вам слово. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все экспертизы: лингвистическую, юридическую. Комитет просит поставить его на голосование в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нина Александровна Останина. Ещё есть желающие? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. Приготовиться Останиной. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данную инициативу. Полностью согласен с Ниной Александровной: необходимо сделать меру бессрочной. Мы точно так же много раз переносили срок приватизации и потом вышли на решение сделать приватизацию бессрочной. Со временем мы к этому придём, хорошо, что сейчас продлеваем до 2030 года. У нас есть уже закреплённый механизм, и он дал свои позитивные результаты, хотя, когда он вводился, больше 15 лет назад, какие были дискуссии относительно того, надо, не надо и какие будут последствия! И сегодня мы видим, каким спросом пользуется материнский (семейный) капитал. Это не только решение жилищных вопросов, это и возможность получения образования для ребёнка. Поэтому мы поддерживаем бессрочность. Мы поддерживаем возможность тратить средства материнского капитала на лечение - на платное лечение детей и на покупку лекарств по назначению врача. Нам говорят, что в семьях, где есть дети, не стоят остро вопросы, связанные с необходимостью покупки медицинских препаратов, в том числе дорогих препаратов, что всё это региональными программами урегулировано, но это не так. Мы запросили в регионах информацию, и мы понимаем, что семьям, имеющим детей, если ребенок заболел, - а не дай бог, какая-либо серьёзная болезнь, а не дай бог, инвалидность - требуются дополнительные медицинские платные услуги и лекарственные препараты. Любой нормальный родитель между ремонтом или улучшением жилищных условий и здоровьем ребёнка выберет здоровье ребёнка. Поэтому надо дать право тратить на это деньги. Далее, надо дать право тратить деньги на приобретение отечественного автомобиля. Вот есть хороший пример: на Горьковском автозаводе делают семейный автомобиль. Да, средств маткапитала не хватит для того, чтобы полностью оплатить покупку автомобиля, но половину стоимости автомобиля можно компенсировать средствами материнского капитала, а вторая часть - либо льготное кредитование, либо рассрочка, как делают сегодня китайские автопроизводители в нашей стране. Такое право, на приобретение автомобиля, хотя бы для отдельных категорий семей - это многодетные семьи, это семьи, которые проживают в сельской местности, это семьи с детьми-инвалидами, - надо закрепить, это востребовано. Мы проводили опросы, мы получаем письма от наших избирателей - люди этого хотят и ждут. Поэтому такие инициативы мы вносили и дальше продолжим над этой темой работать. Данный законопроект мы поддерживаем, спасибо президенту, что он поддержал такое решение. Свои позитивные плоды материнский капитал уже дал, и с учётом нехорошей демографической ситуации - мы находимся в демографической яме - любые средства хороши, такой действенный, хороший механизм - программу материнского капитала, конечно, важно продлевать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При обсуждении внесённого правительством законопроекта о продлении маткапитала до 2030 года сразу несколько депутатов задали вопрос профильному министерству, труда, о влиянии материнского капитала на рождаемость, вот один из них - Алексей Куринный. Мы не получили тогда ответа, статистики. Этот вопрос мы задали профильному министерству на заседании комитета, обязав предоставить эту статистику, и вот буквально перед заседанием мы такую статистику получили - мне кажется, что она очень небезынтересна. Речь шла о том, что в 2020 году акцент выплаты маткапитала был смещён со второго ребёнка на первого. Повлияло это на рождаемость или нет, судите сами. По информации, которую мы получили из Минтруда, в 2017 году экономический факультет МГУ провёл исследования, которые показали, что за десять лет рождаемость вторых детей увеличилась почти на 35,5 процента. Росстат привёл такую статистику: средний коэффициент рождаемости вырос на 12 процентов, первого ребёнка - всего на 3 процента, второго - на 19 процентов, а третьего - аж на 29 процентов. Но в 2020 году маткапитал стали выплачивать на первого ребёнка, и это дало минус 2,6 процента. Правда, Минтруд объясняет это ковидом, а не тем, что люди принимают решение не рожать второго ребёнка, оттого что деньги потратили уже на жильё и надо платить теперь ипотеку. Ещё более интересна информация о положении дел в регионах. Поручением президента регионам было рекомендовано выплачивать средства маткапитала на третьего ребёнка. Так вот наименьшие выплаты, всего 50 тысяч рублей, у нас сегодня в двух регионах Российской Федерации - в Калужской и Ульяновской областях. Наибольшие выплаты при рождении третьего ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе - 500 тысяч, на Камчатке - 438 тысяч, в Ненецком автономном округе - 399 тысяч и в Хабаровском крае - 327 тысяч. Всего материнский капитал на третьего и последующих детей выплачивается в 73 субъектах Российской Федерации. И тут я хочу привлечь внимание депутатов, которые представляют Забайкальский край, Пермский край, Ставропольский край, Астраханскую область, Омскую область, Северную Осетию и, как ни странно, Московскую область, где срок действия программы материнского капитала не продлён, то есть в 2015-2017 годах она просто завершилась уже. И в девяти регионах на сегодня вообще не принято решение о выплате средств маткапитала, это в том числе Республика Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Крым, Донецкая и Луганская республики, Херсонская область и город Москва. Коллеги, прошу обратить на это особое внимание. Нам представляется, что в регионах при отсутствии выплаты средств маткапитала из федерального бюджета, конечно, необходимо принять закон о выплате маткапитала на третьего ребёнка... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 32 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 260
О проекте федерального закона № 801970-8 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о продлении периода возникновения правоотношений, связанных с правом на материнский (семейный) капитал, до 2030 года включительно).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так что есть предложение рассмотреть 4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", первое чтение. С докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Мы это министерство упоминали в связи с вопросами обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации, обращались в Счётную палату, Счётная палата завершила проверку, и есть большие замечания - большие! Вот, уважаемые коллеги из правительства, из министерства, осознайте свою ответственность. Кстати, сегодня ровно 30 лет со дня образования Счётной палаты. Вот упомянули, и хочу попросить: давайте поздравим наших аудиторов, всех, кто работает в Счётной палате. (Аплодисменты.) Мы не можем присутствовать на этом торжестве, потому что как раз идёт пленарное заседание, но Олега Викторовича Морозова уполномочили, он от имени Государственной Думы поздравит. А представителей министерства хотим попросить, во-первых, более ответственно относиться к посланию президента, во-вторых, когда речь идёт о замечаниях Государственной Думы или разговоре, который мы считаем необходимых провести, также относиться внимательно, потому что депутаты уедут буквально завтра в свои округа для встреч с избирателями, а ваши избиратели - это депутаты Государственной Думы. Об этом речь идёт. Коллеги, у нас остаётся после рассмотрения этого законопроекта ещё три законопроекта в части реализации послания. Мы разговор, рассмотрение каждого законопроекта будем начинать с одного и того же: министерство - должник, неэффективно реализует послание. А что другое мы можем сказать? Почему такое происходит, непонятно. Можете с этого начать. Слово предоставляется Андрею Николаевичу Пудову, официальному представителю Правительства Российской Федерации, статс-секретарю - заместителю министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроектом продлевается действие программы материнского (семейного) капитала до 2030 года. В настоящее время действие материнского капитала распространяется до 31 декабря 2026 года включительно. И, как Вячеслав Викторович отметил, законопроект разработан во исполнение Послания Президента России. Позвольте отметить, что материнский капитал - ключевая демографическая мера поддержки семей с детьми, которая позволила существенно увеличить число рождений вторых и последующих детей, а после распространения материнского капитала на первого ребёнка поддержала молодые семьи. И должен отметить, что этот законопроект напрямую связан с параметрами бюджета. Напомню, что в федеральном бюджете на 2025-2027 годы заложено более 1,7 триллиона рублей, а если брать 2028-2030 годы, поскольку программа продлевается до 2030 года, на неё потребуется более 2 триллионов рублей. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нины Александровны Останиной. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Понятно, что итоги голосования по этому законопроекту предсказуемые: в зале не найдётся ни одного депутата, кто не поддержит его. Но у нас есть всё-таки два пожелания представителям профильного министерства. Во-первых, перечень поручений президента был утверждён 30 марта. Ещё до 30 марта вместе с коллегой Ниловым мы внесли в правительство свой законопроект о том, чтобы сделать маткапитал бессрочным, потому что в поручении говорится о продлении как минимум до 2030 года, но президент не говорит, что именно до 2030 года. Да, маткапитал носит срочный характер, и впервые он продлевался после 2007 года на десять лет, затем на два года, на три года, на один год, и это всегда вызывало вопросы у тех, кто планировал создание семьи и рождение детей. Если уж мы говорим, что это мера демографическая, мотивирующая, то, конечно, она должна быть долгосрочной, бессрочной. Поэтому мы и предложили правительству рассмотреть вопрос о том, чтобы сделать маткапитал бессрочной мерой, пролонгировать действие не до 2030 года, а на столько, на сколько позволят возможности федерального бюджета. Во-вторых, законопроект внесли 20 декабря - совершенно очевидно, что мы уже завершили свои заседания, очевидным было и то, что завершается объявленный президентом Год семьи. Согласитесь, что называется, дорога ложка к обеду - если бы этот законопроект был принят хотя бы в первом чтении в конце прошлого года, это было бы подарком нашим семьям. Поэтому в данном случае нам непонятна позиция профильного министерства. И когда, Вячеслав Викторович, вы говорите одобрительно о том, что у нас сложилась конструктивная работа, отмечу, что пока она не совсем нас устраивает, потому что любые наши инициативы, с одной стороны, блокируются, с другой стороны, мы долго-долго ждём, когда же появятся инициативы правительства. А правильнее было бы, если бы мы совместными усилиями довели до завершения предложение, которое поступило от наших депутатов, и сумели бы к концу года принять этот законопроект. Я даже не стану говорить, что законопроект получил поддержку во всех субъектах Федерации, все законодательные, исполнительные органы власти единогласно его поддержали. Просим вас, конечно, проголосовать за. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Николаевич, после того как основная выплата стала осуществляться за рождение первого ребёнка, как изменилась динамика рождения вторых детей? У вас уже, наверное, есть какие-то аналитические данные, чтобы проанализировать, правильное это было решение или неправильное? ПУДОВ А. Н. Спасибо, Алексей Владимирович. Я конкретные цифры сейчас не назову, но отмечу, что на сто процентов снижение... У нас было снижение интенсивности, но мы замедлили, эта динамика точно была замедлена, сто процентов. Эти цифры мы будем готовы отдельно вам представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос, наверное, к Нине Александровне, председателю комитета. Некоторые субъекты Российской Федерации приняли решения о своём региональном материнском капитале. Означает ли принятие данного закона, что они будут автоматически продлевать? Или, может быть, есть смысл записать в постановлении или в самом законе рекомендации и обязать региональные органы власти, чтобы они тоже продлили, как продлевается период выплаты федерального материнского капитала? ОСТАНИНА Н. А. Прежде всего, законы, которые сегодня работают в субъектах Федерации, отличаются по срокам в каждом субъекте - где-то они вообще бессрочные, где-то принимаются на несколько лет, - равно как и сама сумма материнского капитала очень отличается от субъекта к субъекту. Но мы, со своей стороны, конечно, можем предложить регионам или пролонгировать до 2030 года, или предложить сделать маткапитал бессрочным, безусловно, если это будет поддержано, да я даже и не сомневаюсь, что это будет поддержано нашим комитетом, да и вами, коллеги, депутатами Государственной Думы. Мы готовы направить такое обращение во все субъекты Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Николаевич, вот вы в своём выступлении сказали, что мера эффективная, это так и есть. Вопрос в том, насколько она в том виде, в каком сегодня представлен материнский капитал, актуальна в той ситуации, в которой страна находится? Вот в прошлом году (мы уже об этом говорили) впервые меньше 100 тысяч детей в месяц рождалось, такого не было никогда, и ухудшается ситуация. Вопрос-то в чём? Ну продлеваем мы до 2030 года, а само содержание? Есть же ряд других предложений, хотелось бы понять, прорабатываются они в министерстве, не прорабатываются, видите ли вы какие-то перспективы? Например, введение прогрессивного материнского капитала. Понятно, что это вопрос источников, но можно же применять его и по каким-то отдельно взятым регионам, где меньше, так сказать, рождаемость, и у нас, у нашей фракции, есть такие предложения. Как вы к этому относитесь? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Андрей Анатольевич. Я отвечу, назвав конкретные цифры. По состоянию на текущую дату выдано 14 миллионов 460 тысяч сертификатов, из них реализовано по разным основаниям 13 миллионов 403 тысячи, то есть значительная часть, большая часть тех, кто получил материнский (семейный) капитал, воспользовались им. Что касается того, насколько мы готовы к изменениям. Вы знаете, сколько изменений произошло за последнее время в отношении использования материнского (семейного) капитала, это в том числе расширение перечня - на образовательные услуги, это возможность улучшать жилищные условия, это возможности использования материнского (семейного) капитала в семьях, где есть ребёнок-инвалид, и много других. Поэтому это вопрос действительно источников. Мы всегда готовы это обсуждать. Ещё раз говорю, вы сами знаете, сколько за последнее время этих изменений произошло. Но это всё, как всегда, вопрос возможностей, в том числе и финансовых, и результативности этих мер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, я проинформирую вас, что за время действия закона о маткапитале в него было внесено 45 изменений, только с начала работы Думы восьмого созыва было 30 предложений от вас, уважаемые коллеги, от правительства, из них реализовано на сегодняшний день шесть. Андрей Николаевич, ни одного из наших предложений вы не приняли, ни одного. Речь идёт только об одном предложении, которое совместно разработано, о направлении маткапитала на накопительную пенсию отца, это результат нашей совместной работы. Во всём остальном у нас конструктива не получается. Если вы имеете в виду ещё и меру - по 10 тысяч рублей, то, что с 1 сентября 13 тысяч семей получили, то мы предлагаем не ограничиваться 10 тысячами, а дать возможность получить весь остаток средств маткапитала, потому что непонятно тем семьям, у которых имеется проиндексированный остаток, почему только 10 тысяч, а не, например, 22 тысячи, если они есть на счету у семьи. Если из 30 два этих небольших предложения приняты, то я полагаю, что это, конечно, не очень большой коэффициент эффективности нашего взаимодействия. Давайте всё-таки к тому, о чём говорят наши коллеги, Андрей Николаевич, относиться более внимательно, потому что, ну, ещё раз, Год семьи завершился тематический, но не завершились наше внимание к семье и работа над тем, чтобы улучшить положение семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо. Вопрос докладчику. Уважаемый Андрей Николаевич, вопрос в продолжение выступления Нины Александровны: данным законопроектом предлагается увеличение срока действия программы маткапитала, а у министерства есть планы по расширению направлений использования маткапитала? Ну, например, не только приобретение жилья, но и его ремонт, или санаторно-курортное лечение, или ещё что-то? О планах министерства расскажите, пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Олег Юрьевич. Скажу, что всё-таки главная, ключевая цель, которую преследует программа материнского (семейного) капитала, заключается в том, чтобы создать необходимые условия для того, чтобы семьи пополнялись, чтобы количество членов семей росло, число рождений росло. Те предложения, которые вы высказали, например санкур или ремонт... При всём хорошем отношении к тому, что ремонт - это правильное дело, тем не менее вы знаете о том, что если ремонт и осуществляется, то не увеличивается площадь, то есть это не создаёт условий для того, чтобы у семьи был мотивационный фактор рождения детей. Вот если реконструкция, когда к частному дому пристраивается дополнительная площадь, вы знаете, тогда на эту цель можно направить средства. Мы исходим из того, что все те меры, которые предлагаются в части расширения направлений материнского (семейного) капитала, как раз преследуют эту главную цель - чтобы они мотивировали повышение рождаемости в наших семьях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, в нынешнем виде этот законопроект не может способствовать увеличению рождаемости, потому что маткапитал направляется тогда, когда в семье рождается первый ребёнок, а дальше семья берёт в 80 процентах случаев ипотеку, а дальше ипотечное ярмо - и застопоривается рождение даже второго ребёнка. Поэтому маткапитал перестал быть мотивирующей мерой и не способствует появлению новых детей и созданию многодетных семей. И предлагает коллега Леонов сейчас сделать маткапитал прогрессирующим: второй ребёнок - не остатки средств, а плюс, например, 25 процентов, третий ребёнок - ещё плюс 25, четвёртый - ещё плюс 25. А у нас же из федерального бюджета - только на первого ребёнка и, в случае если получили на первого ребёнка, остатки на второго. Какая же это мотивирующая мера? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Нина Александровна фактически уже озвучила мой вопрос в виде ответа. Андрей Николаевич, демографы действительно говорят о том, что в качестве стимула для рождения первого ребёнка материнский капитал, мягко говоря, не очень эффективен. Не рассматривается ли в министерстве идея всю индексацию, а также дополнительные средства, которые могут выделяться на материнский капитал, концентрировать на втором, третьем ребёнке, для того чтобы действительно стимулировать рождаемость, как было на первых порах реализации программы материнского капитала? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Вы знаете, в некоторых выступлениях, конечно, это звучало, как минимум на заседаниях комитетов, что сегодня в 41 регионе с низким уровнем рождаемости реализуется дополнительная программа повышения рождаемости, мы подробно это обсуждали в комитете у Нины Александровны со всеми деталями, как раз с акцентом на то, чтобы обеспечить набор наиболее эффективных мер применительно к конкретной, в том числе региональной, специфике, чтобы это было напрямую. Поэтому здесь главный тезис - материнский (семейный) капитал является определяющей мерой повышения рождаемости. Но есть ещё масса других мер. И вот как пример, который я назвал, 41 регион, где низкий коэффициент рождаемости, получил дополнительные средства под конкретный набор индивидуальных мер, которые есть у них, чтобы это в том числе наиболее эффективно способствовало повышению рождаемости в этих регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемая Нина Александровна, может быть, это даже не вопрос, а предложение ко второму чтению: вернуться к той дискуссии, которую мы начали, когда рассматривали соответствующий законопроект (его, к сожалению, отклонили), и всё-таки дать возможность тратить средства маткапитала на лечение и на приобретение лекарств по назначению врача. Запросили информацию в Минздраве, посмотрели в разрезе регионов, да можно и любую семью спросить, где есть ребёнок: несмотря на все имеющиеся льготные программы, всё равно требуются средства для проведения различных медицинских процедур, которые не входят в программу ОМС, требуются деньги на лекарственные препараты. Любой здравомыслящий родитель между реконструкцией, ремонтом и здоровьем ребёнка выберет, конечно, здоровье ребёнка. Поэтому предлагается ко второму чтению эту тему ещё раз обсудить. Мы её тогда начали, вопрос не закрыли, законопроект отклонили, прежде всего опираясь на факты Минздрава, который отмечал, что в регионах есть свои программы поддержки, льготной поддержки семей с детьми, но у нас есть официальная информация, которая показывает реальную картину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ваша позиция совпала с позицией депутатов нашего комитета, однако, невзирая на то что мы представители разных фракций, к сожалению, нас не поддержало ни профильное министерство, ни Министерство здравоохранения. Аргумент, да, вы сейчас изложили. Мы попросили дать расчёты, сколько будет стоить предложенный вами законопроект. Вы сильно удивитесь: он стоит всего 2 миллиарда рублей, то есть для того, чтобы направить средства на лечение детей-инвалидов, сегодня требуется 2 миллиарда рублей. Мы сочли возможным всё-таки вернуться к этой теме. Андрей Николаевич, пользуясь случаем, всё-таки давайте действительно вернёмся к ней не в рамках того, рассмотренного законопроекта, а в рамках поправок ко второму чтению, которые депутаты готовы будут внести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Нина Александровна, вы последовательно поддерживаете позицию продления срока действия программы материнского (семейного) капитала, его продление до 2030 года. Как вы подчеркнули в своём выступлении, действие данной программы уже неоднократно продлевалось на два, три года, пять лет. Может быть, посмотреть на ключевые вопросы, сутевую проблему с другой точки зрения? На ваш взгляд, какие правовые механизмы необходимо ещё разработать, или, может быть, ваш комитет уже разрабатывает механизмы, которые были бы действенной мерой реализации государственной демографической политики - и словом, и делом? ОСТАНИНА Н. А. Абсолютно верно сказали. Слово у нас... Мне кажется, за словом в карман полезли, но рука так в кармане и осталась - Год семьи завершился, но не появилось ни одного проекта, медийного проекта, который пропагандировал бы традиционные семейные ценности, здоровую семью, а не маргинальные семьи, которые у нас показывают на "Первом канале", на "НТВ" и так далее, это просто нельзя рекомендовать смотреть нашим избирателям. Ничего за этот период не появилось. Это про слово. Конечно, средства массовой информации своё слово должны сказать. А что касается дела, конечно, эта проблема комплексная. Материнский капитал, пожалуй, единственная чисто демографическая мера поддержки, мы говорили об этом не единожды с Минтрудом, и с нами согласились, Андрей Николаевич. Другие меры, скорее, больше относятся к социальной поддержке - чуточку поддержать семью, которая оказалась в трудной жизненной ситуации, - поскольку все они имеют критерии: либо один ПМ, либо налоговый вычет, сейчас возврат, полтора ПМ, но не больше. Поэтому, конечно, первое и главное - надо отказаться от критериев нуждаемости, потому что главный критерий - это наличие ребёнка в семье, вот это главный показатель. Есть ребёнок - значит, семья имеет право на особые отношения с государством. И каждая семья должна это почувствовать! Ну а что касается всего остального, приходите к нам, в наш комитет, на парламентские слушания, на "круглые столы". Я полагаю, что предстоящие Рождественские чтения 30 января будут проходить в этом зале, будем говорить о традиционных ценностях, духовных ценностях, в том числе традиционных семейных ценностях. Мы ещё раз выйдем с предложением о мерах поддержки семьи, отцовства, материнства и детства: это должна быть всё-таки государственная демографическая политика, а пока это политика региональная. Вот коллеги говорят, что в каждом регионе свои законы и они отличаются. Меры, которые на федеральном уровне у нас сегодня принимаются, - это материнский капитал, оправдавший себя, и единое пособие. Никак не соглашается с нами Андрей Николаевич в том, чтобы убрать критерий одного прожиточного минимума, и тогда 62 процента семей, которые сейчас отсечены от получения единого пособия, тоже будут это пособие получать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Топилин Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос, который я хотел задать, так или иначе уже прозвучал. Андрей Николаевич, когда программа материнского (семейного) капитала разрабатывалась и вводилась, это была совершенно уникальная мера, которая стоила огромных денег по тем временам, превышала в сотни раз существующие пособия. Ну и понятен был её срочный характер. Было много скептиков, и нужно было доказать, что она правильно работает, стимулирует именно то количество рождений и ту очерёдность, по которым эта программа была выстроена. Когда вы сейчас всё-таки продолжаете продлевать на определённый срок, до 2030 года, действие этой программы, вы предполагаете, что вы её в последующем будете отменять или корректировать? Если нет, то зачем сегодня сохраняется эта срочность? Сегодня же очевидно, что эта мера является, ну, самой ключевой в демографической политике. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Максим Анатольевич. Если я правильно понял, речь идёт о том, чтобы сделать её по возможности бессрочной исходя из того, что она показывает свой действенный характер. Я должен сказать, что всё, что предусмотрено с точки зрения материнского (семейного) капитала в качестве расходов, - это всё бюджетные показатели. Безусловно, на протяжении тех лет, о которых вы сказали, было изменение материнского (семейного) капитала. Вы же помните, что начиналось это буквально только с маткапа на второго ребёнка. Теперь есть и на первого, как Нина Александровна сказала, уже более шести дополнительных мер появилось за время существования материнского (семейного) капитала. Мы исходим из необходимости планирования бюджетных параметров на среднесрочный период, вопрос о бессрочности материнского (семейного) капитала должен рассматриваться в контексте бюджетных параметров, то есть, иначе говоря, сегодня эта мера носит срочный характер, и соответствующее предложение мы внесли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", безусловно, поддержит данный законопроект. Но я хотел бы обратить ваше внимание на словосочетание "материнский (семейный) капитал": в каждом слове заложен огромный смысл, и эти смыслы транслируют некие понятия и некие действия. Материнский капитал, конечно, за прошедшее время сыграл огромную роль, но ребёнок-то рождается не только от матери, без отца он не родится, поэтому я считаю, что надо от слова "материнский" отказаться и оставить только "семейный", это семейный капитал. При этом появляются другие возможности придания смысла семейному капиталу. Например, можно было бы установить размер семейного капитала, ну, условно говоря, 1 миллион рублей и - первый вариант - часть денег, значит, использовать традиционно, по тем направлениям, по которым сейчас используются средства материнского капитала, а другую часть, например, можно было бы использовать для выплаты заработной платы женщинам-матерям. Вот труд женщины-матери надо признать реальным трудом, он невидим, но это труд, огромный труд, и поэтому мы должны его оплачивать хотя бы минимальным размером оплаты труда. То есть одна часть вроде как материнский капитал, вторая - как заработная плата, но это в целом семейный капитал. Или второе направление: тот же миллион - естественно, с согласия семьи - можно положить на счёт, то есть открывается счёт для ребёнка, который родился, и до его 18 лет деньги не трогаются, банк, естественно, будет их использовать в долгосрочных инвестициях, они будут работать. Так мы как бы убиваем двух зайцев: первое - появляются длинные деньги для банков, второе - ребёнок по достижении 18 лет получает определённый капитал, для того чтобы, может быть, жилищную проблему решить, может быть, образовательную или какую-то другую проблему решить. Вот всё-таки я хотел бы обратить внимание, что надо вот в этом понятии, которое мы сегодня применяем, "материнский (семейный) капитал" оставить "семейный капитал", это будет лучше для решения наших, российских проблем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Буцкая Татьяна Викторовна, пожалуйста. БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу начать с цифры, которую не первый год приводят демографы: 2,5 миллиона детей появилось в России благодаря материнскому капиталу. Ну, говорят они это не первый год, поэтому я думаю, что эта цифра на самом деле уже приблизилась к 3 миллионам. Материнский (семейный) капитал - вот это по-настоящему демографическая мера поддержки, потому что она поддерживает семьи вне зависимости от того, в каком регионе России они проживают, вне зависимости от того, какой доход семьи. И вы знаете, сегодня не прозвучала ещё одна цифра - по-моему, 12 миллионов сертификатов уже получено семьями. Но, друзья, это не 12 миллионов человек, это 12 миллионов мам, 12 миллионов пап, 12 миллионов тех детей, на которых выдан материнский капитал. А материнским капиталом могут пользоваться не только те дети, на которых материнский капитал выдаётся, но и старшие дети (например, на образование могут быть использованы средства). Мы можем сказать, что благодаря такому решению президента у нас, ну, точно половина жителей России охвачена эффектом от материнского капитала. И конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" однозначно выступает за то, чтобы поддержать данный законопроект в первом чтении. Но, друзья, нам есть куда расти. Нам есть куда расти, и мы видим, как материнский капитал растёт. Он, кстати, как ребёнок, у нас тут дети растут, и материнский капитал каждый год растёт у нас по фактической инфляции, расширяется. Но вот задумайтесь, у нас практически только в отношении материнского капитала ещё в наследовании остались, например, микродоли, это большая проблема, и с этой проблемой сталкиваются семьи, когда хотят реализовать квартиры, которые были куплены с использованием материнского капитала. Поддерживая данный законопроект в первом чтении, мы, конечно, готовы работать над эффективностью использования материнского капитала в целом. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает законопроект и рекомендует его принять в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна. Кулиева Василина Васильевна, пожалуйста. КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, сегодня, рассматривая данный законопроект, мы говорим о том, что это важный инструмент в Российской Федерации. Но при этом я хотела бы сказать, что, когда мы рассматривали законопроект и Нина Александровна докладывала его, я не думала, что будет так много вопросов, но, на сегодняшний день вопросы, которые задавали коллеги, действительно важны. Правительству Российской Федерации действительно нужно поработать над вопросами, которые мы задаём. Каждая фракция вносит очень много законопроектов по этому поводу, и мы должны отработать это именно так, чтобы это помогало нашим гражданам, нашим семьям. Хотела бы ещё обратить внимание, что Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным предложены системные меры поддержки российских семей, включая также семейную ипотеку, но мы видели, что происходило, когда объявили о семейной ипотеке, и как отреагировали наши строительные компании, как повышали цены, и над этим вопросом мы тоже работали. Когда президенту на "Прямой линии" задали вопрос о том, что это такое, почему мы не справляемся с этой задачей, конечно, президент удивился и сказал: слушайте, а почему этот вопрос у нас вообще возникает? Конечно, мы здесь должны очень чётко отрабатывать, и, безусловно, нам придётся это делать, предстоит большая работа с Правительством Российской Федерации в части возможности увеличения размера материнского капитала с учётом реальных цен на недвижимость. Кроме того, как говорили наши коллеги, Ярослав Евгеньевич Нилов, нужно распространить материнский капитал на здоровье наших детей. Этот вопрос тоже нужно рассмотреть и, самое главное, сделать акцент на том, что мы должны не только помогать семьям, выплачивая какие-то денежные средства, но и в целом работать, потому что на сегодняшний день - я уже выхожу на уровень тех проблем, которые сегодня существуют, - только с 2019 по 2024 год, у нас закрыли 150 роддомов. Над этим тоже нужно работать. Почему у нас так происходит? Мы, конечно, будем задавать вопросы и Мурашко, и Чернышенко, тем не менее в этом направлении мы тоже должны работать. Безусловно, данный законопроект мы поддержим, но просим правительство обратить внимание на те вопросы, которые задавали депутаты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василина Васильевна. Андрей Николаевич, с заключительным словом будете выступать? Нет. Нина Александровна? Пожалуйста, включите микрофон Нине Александровне Останиной. Заключительное слово. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу всех поблагодарить за то, что, воспользовавшись регламентной нормой задать вопрос, вы, по сути дела, высказали те предложения, которые давно уже обсуждались в том числе на площадке нашего комитета, - предложения по расширению направлений действия маткапитала и по содержанию самого действующего закона. Но особое спасибо Максиму Анатольевичу Топилину - в силу своей политической скромности, наверное, он не сказал, что, вообще-то, автором этого закона был он, когда в своё время возглавлял соответствующее профильное министерство. Тогда был принят закон, который начал работать в 2007 году, и как раз появилась вот эта норма, о том, чтобы выплачивать маткапитал на второго ребёнка, а с 2020 года стали выплачивать и на первого ребёнка. Поэтому Олег Николаевич Смолин, когда задавал вопрос и своё предложение высказывал... Олег Николаевич, только не выплеснуть бы ребёнка с теми предложениями, которые прозвучали. Да, прогрессивный характер маткапитала на второго, третьего и последующих, но при этом оставить всё-таки выплату маткапитала и на первого ребёнка тоже из федерального бюджета. Ну, остальное мы все услышали: первое - это прогрессивный характер, второе - это бессрочный характер выплаты маткапитала, третье - расширение направлений использования маткапитала. Конечно, Андрей Николаевич, давайте выходить за пределы площадки нашего комитета, вы и там не всегда уютно себя чувствуете: комитет у нас боевой, критически настроенный, приходят к нам многие депутаты со своими предложениями. Как я уже сказала, 30 инициатив депутаты только в восьмом созыве внесли, и вы поняли, наверное, по количеству вопросов, что будут ещё и другие инициативы. А вот Федот Семёнович, мне кажется, выступил с интересным предложением. Я думаю, заслуживает внимания предложение обсудить изменение названия капитала в действующем законе. Мы же за семью традиционную - мать и отец, поэтому давайте назовём его "семейный капитал". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 13 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.