Заседание № 54
22.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 80135-4 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (об установлении и определении механизма взимания таможенных сборов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1114 по 1140 из 6115
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 2, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Надежды Борисовны Азаровой. Пожалуйста. АЗАРОВА Н. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Данным законопроектом вводится в действие новая глава Таможенного кодекса, которая устанавливает виды таможенных сборов, порядок и формы уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Прошу поставить данный законопроект на "час голосования". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Спасибо, Надежда Борисовна, присаживайтесь. Голосовать будем в режиме "часа голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1307 по 1324 из 6115
Объявляется "час голосования". Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации": принять в третьем чтении. Прошу депутатов проголосовать. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 04 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 52
15.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 80135-4 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (об установлении и определении механизма взимания таможенных сборов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 349 по 354 из 6220
ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я предлагаю исключить пункт 3 из повестки дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 488 по 579 из 6220
Депутат Драганов - по поводу исключения пункта 3. Пожалуйста, включите микрофон. ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо. Первое. Правила ВТО устанавливают, что сборы в отношении импортных товаров должны быть ограничены стоимостью оказываемых услуг. Это всем известно, и на протяжении более десяти лет это не уходит из повестки дня наших переговоров. Другое условие, связанное с тем, что таможенные сборы не должны использоваться в фискальных целях, в законопроекте не соблюдено, а это тоже очень важное условие. Второе. Вызывает сомнение то обстоятельство, что в законопроекте, например, приведена шкала сборов за таможенное сопровождение и за таможенное хранение, но не приведена шкала сборов за таможенное оформление, а таможенное оформление - это каждая секунда... тысячи действий в течение суток. Третье. Сбор за таможенное оформление - это сбор за оказываемую услугу. В действующей редакции сказано, что этот сбор должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг, иначе говоря, сбор за таможенное оформление - это плата за услуги. Поэтому предлагаемое определение таможенного сбора как взимаемого с лиц взноса, уплата которого является одним из условий таможенного оформления, является, на мой взгляд, неточным. Это не взнос, а оплата услуги. Взимание сбора за таможенное оформление может легко превратиться в сложный бюрократический барьер в торговле, если методика расчета этого сбора не будет точно указана в законе. Четвертое. В законопроекте устанавливается одинаковая ставка за таможенное сопровождение единицы автотранспортного средства и единицы железнодорожного подвижного состава, хотя очевидно, что технология сопровождения автотранспортных средств и железнодорожных составов различна. Здесь мы вступаем в противоречие, создаем неравные условия для конкуренции в бизнесе. Ну и наконец, последнее. Непонятно, почему за таможенное сопровождение на расстояние до пятидесяти километров предлагается взимать 2 тысячи рублей, до ста километров - 3 тысячи, а за транспортировку на расстояние свыше двухсот километров - 1 тысячу рублей за каждые сто километров. Эти размеры сборов вряд ли можно увязать со стоимостью оказываемых услуг. Я считаю, что законопроект надо доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хотел бы послушать Юрия Викторовича Васильева. Пожалуйста, включите микрофон. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Валерий Гаврилович! Мы, комитет, считаем что вопрос подготовлен. Он два раза рассматривался на заседаниях комитета, были учтены все замечания, высказанные как со стороны правительства, так и со стороны администрации президента. Вам было предложено поприсутствовать на заседании комитета и поучаствовать в обсуждении, высказать свою точку зрения. Точки зрения бывают разными, но из-за того, что ваша точка зрения не совпадает с точкой зрения комитета, снимать вопрос, я считаю, неправильно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Мы поддерживаем позицию ответственного комитета по данному вопросу и просили бы рассмотреть этот законопроект сегодня. Законопроект этот действительно непростой, о чем свидетельствует выступление Валерия Гавриловича, но тем не менее вся необходимая работа проведена. Появились некоторые обстоятельства по данному законопроекту, но правительство полагает возможным исправить их в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении. Это по отдельным поправкам. Что касается актуальности этого законопроекта, то он, безусловно, актуален, необходимость его рассмотрения вызвана необходимостью формирования бюджета на 2005 год и необходимостью вступления законопроекта в действие уже где-то в ноябре - декабре. Для этого у нас есть очень хороший временной график: при условии, что мы его сегодня рассматриваем, мы можем в третьем чтении его рассматривать на следующей неделе, он еще в октябре попадает на рассмотрение в Совет Федерации. Поэтому мы просили бы поддержать ответственный комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Гаврилович, есть необходимость голосовать? Пожалуйста, включите микрофон депутату Драганову. ДРАГАНОВ В. Г. Я соглашусь с Юрием Викторовичем и Андреем Викторовичем, но у меня есть большие сомнения, что этот график позволит договориться со всеми. Ведь нужно договариваться не только между правительством и депутатами, а вы постарайтесь договориться с бизнесом, который не понимает, почему шкала сборов необоснованно рассчитана. Я считаю, что можно не голосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Остается в повестке дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1877 по 2131 из 6220
Переходим к вопросу 3 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Надежды Борисовны Азаровой. Пожалуйста. АЗАРОВА Н. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 5 августа текущего года и был подготовлен в соответствии с Регламентом Государственной Думы ко второму чтению. В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению в Комитет по бюджету и налогам поступило пятьдесят шесть поправок: рекомендованных к принятию - тридцать пять, рекомендованных к отклонению - двадцать одна поправка. В процессе доработки законопроекта ко второму чтению были устранены недостатки редакционного, юридико-технического характера. Из принципиальных замечаний, сделанных Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, было одно замечание, которое касалось определения таможенного сбора. В связи с тем что нормы о таможенных сборах были исключены из Налогового кодекса, были сделаны замечания Правового управления в части определения: это не взнос, взимаемый с лиц, а платеж. При повторном направлении на правовую и лингвистическую экспертизы в Правовое управление таблиц, подготовленных ко второму чтению, и законопроекта было замечание Правового управления, что вызывает необходимость вынесения поправки 2 из таблицы отклоненных и поправки 2 из таблицы принятых поправок на отдельное голосование. Объяснение я дам по ходу обсуждения данных поправок. Комитет по бюджету рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Борисовна. Уважаемые депутаты, есть ли необходимость из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию (таких поправок тридцать пять), какие-либо выносить на отдельное голосование? Пожалуйста, Надежда Борисовна. АЗАРОВА Н. Б. Уважаемые коллеги, есть необходимость вынесения поправки 2 из таблицы принятых поправок в связи с замечанием Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет других предложений? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию, без поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 54 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Надежда Борисовна, по поправке 2. АЗАРОВА Н. Б. Поправка 2 из таблицы принятых, поправка депутата Когана, следующего содержания: "Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров, в соответствии с настоящим Кодексом". Правовое управление делает замечание, что на основании пункта 1 статьи 3 Таможенного кодекса отношения в области таможенного оформления, таможенного хранения и таможенного сопровождения регулируются не только Таможенным кодексом, но и федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, в связи с чем Правовое управление считает данное определение неточным. И есть предложение: отклонить данную поправку из таблицы принятых поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у депутатов возражения по данному предложению? Нет. Значит, уважаемые депутаты, нам необходимо определиться по поправке 2. Таким образом, ставится на голосование данная поправка с формулировкой: принять. Комитет предлагает отклонить. Прошу включить режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет рекомендует отклонить, значит, против. Остановите, пожалуйста, голосование. Я буду еще раз формулировать. Уважаемые депутаты, в таблице поправок, рекомендованных к принятию, поправка 2, естественно, предлагалась к принятию. Сейчас в выступлении Надежды Борисовны прозвучала идея, что эту поправку нужно отклонить, поэтому она и вынесена на отдельное голосование. Но я ставлю ее в формулировке "принять". Если рекомендация "отклонить" поддерживается, значит, надо голосовать против. Еще раз ставлю на голосование поправку 2, которая находится в таблице принятых. Есть предложение комитета отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 57 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 71 чел.15,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Поправка отклоняется. Уважаемые депутаты, есть таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Двадцать одна поправка. Есть ли необходимость какие-либо поправки выносить на отдельное голосование? Так, пожалуйста, Надежда Борисовна. АЗАРОВА Н. Б. Я уже сказала, есть необходимость в связи с замечанием Правового управления вынести на отдельное голосование поправку 2 из таблицы отклоненных. И обоснование следующее. В данном случае формулировка таможенного сбора звучит следующим образом: "Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров". Таким образом, мы убираем слова "в соответствии с настоящим Кодексом". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. АЗАРОВА Н. Б. Прошу принять данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по данному предложению? Нет. Уважаемые депутаты, вынесена на отдельное голосование поправка 2. Сейчас мы с вами должны проголосовать по таблице поправок, рекомендованных к отклонению, без поправки 2. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин.48 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8% Результат: принято Принимается. Ставится на отдельное голосование поправка 2, которую предлагается принять. Кто за принятие поправки? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 26 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принимается. По ведению - депутат Коган, пожалуйста. КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, дело в том, что я хотел задать вопрос, тем более обсуждалась моя поправка. Я хотел обратиться к Правовому управлению и комитету, когда говорили о неточностях в формулировке. Скорее всего, это не неточность, поправка была направлена не то что на сужение, а именно на конкретное определение трактовки таможенного сбора в соответствии с настоящим кодексом, именно на это. Таможенный комитет сказал: это сужение понятия таможенного сбора. Возможно, это и так, но это не неточность, это конкретная поправка, которая направлена на определение внутри данного закона. Это первое. И второе. В связи с тем что таможенный сбор определяется за действия по таможенному оформлению, а таможенное оформление - это процедура, которая прописана внутри Таможенного кодекса, в любом случае будет предусмотрен момент возврата таможенной декларации, не отказа, а возврата таможенной декларации по несущественным показателям каким-то. Будет ли где-то предусмотрена возможность частичной компенсации за таможенный сбор, который будет уплачиваться в полном объеме? Это вопрос скорее всего к докладчику, если Надежда Борисовна знает ответ. Если нет, то к Правительству Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы проголосовали таблицы поправок, но тем не менее перед голосованием во втором чтении возможна процедура вопросов и ответов. Надежда Борисовна, вы готовы ответить на вопросы? АЗАРОВА Н. Б. Да, спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Действительно, в концепции закона не предусматривается возврат уплаченных таможенных сборов. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению поднимались вопросы по возврату, мы их обсуждали и в подкомитете в том числе. Речь идет о том, что это возможно регулировать в рамках постановления правительства, поскольку конкретные ставки по таможенному сбору будут устанавливаться постановлением правительства. Данным законопроектом устанавливаются конкретные ставки только по таможенному сопровождению и по таможенному хранению. Почему нами не был предусмотрен возврат? Это было связано с тем, что таможенные сборы, как я уже говорила, должны быть компенсацией расходов таможенных органов и размер их обусловлен приблизительной стоимостью оказываемых услуг. Сегодня расходы таможенных органов составляют примерно 13 миллиардов рублей, и если учесть, что внешнеторговый оборот Российской Федерации за 2003 год составил более 5 триллионов и практически приблизился к консолидированному бюджету страны, то надо признать, что доля таможенных сборов во внешнеторговом обороте вообще очень незначительна и поэтому существенно не влияет в том числе и на ценовую политику по потребительским товарам. Поэтому было принято решение, что раз возврат потребует администрирования, то на практике он нецелесообразен. Еще раз хочу повторить, что в рамках постановления правительства возможно решение данного вопроса не путем возврата, а установлением дифференцированных ставок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость в комментарии представителей правительства? У нас присутствуют Юрий Фёдорович Азаров и Михаил Альбертович Моторин. Пожалуйста, Михаил Альбертович. МОТОРИН М. А., директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, мы рассматривали этот вопрос при подготовке ко второму чтению. Правительство готово учесть данное замечание при подготовке постановления об установлении конкретных ставок таможенных сборов при таможенном оформлении. Вполне возможно решение, в соответствии с которым при повторной подаче таможенной декларации таможенный сбор будет взиматься в меньшем размере. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться голосованием по проекту федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 23 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 46
05.08.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 80135-4 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (об установлении и определении механизма взимания таможенных сборов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2964 по 3062 из 4895
Пункт 12 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", рассмотрение в первом чтении. Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Надежды Борисовны Азаровой. Пожалуйста. АЗАРОВА Н. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Азаровой, Коганом, Кондаковой, Нефедовым и Широковым. Необходимость принятия данного законопроекта вызвана тем, что Таможенный кодекс, вступивший в силу с 2004 года, не содержит положений, касающихся установления и определения механизма взимания таможенных сборов. На сегодняшний день до 31 декабря текущего года в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" в отношении таможенных сборов за таможенное оформление действуют нормы старого Таможенного кодекса, причем за таможенное оформление товаров и транспортных средств установлены адвалорные ставки в размере 0,15 процента от таможенной стоимости, и по своей сути они представляют дополнительную таможенную пошлину и носят фискальный характер. За таможенное сопровождение и хранение ставки установлены приказом Государственного таможенного комитета. Представленный законопроект расширяет сферу регулирования Таможенного кодекса путем дополнения его новой главой 33.1 "Таможенные сборы". Указанная глава дает понятие таможенных сборов, устанавливает ограниченный перечень таможенных сборов за таможенное оформление, за таможенное сопровождение, за таможенное хранение, а также порядок, формы и сроки уплаты таможенных сборов. Законопроектом установлены фиксированные ставки таможенных сборов за таможенное хранение и за таможенное сопровождение, а также устанавливается размер таможенных сборов за таможенное оформление, который должен быть в соответствии с данным законопроектом ограничен приблизительной стоимостью услуг. Предельный, максимальный уровень ставки таможенного сбора за таможенное оформление не может быть в соответствии с данным законопроектом более 100 тысяч рублей. Эта величина является результатом расчетов и прогнозов, основанных на статистических данных Государственного таможенного комитета Российской Федерации (теперь - федеральной службы). Право устанавливать конкретные ставки за таможенное оформление предоставляется в соответствии с законопроектом правительству, что позволит оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию в случае изменения стоимости услуг таможенных органов по таможенному оформлению в рамках предельно установленного уровня. При разработке данного законопроекта авторы руководствовались статьей VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле, в которой предусмотрены основные принципы в области установления и применения таможенных сборов при ввозе и вывозе товаров. В частности, величина ставки таможенных сборов в соответствии с этим соглашением должна быть ограничена приблизительной стоимостью оказанных услуг. При этом таможенные сборы в соответствии со статьей VIII ГАТТ должны взиматься не в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов. Правовое регулирование вопросов по таможенным сборам является предметом обязательств Российской Федерации в переговорном процессе по вступлению в ВТО. Таким образом, принятие законопроекта позволит выполнить обязательства Российской Федерации, а также устранить правовой пробел, имеющийся в таможенном законодательстве, с 2005 года. Кроме того, хочу напомнить, что таможенные сборы представляют собой источник доходов федерального бюджета. Принятие данного закона обеспечит поступление в федеральный бюджет Российской Федерации около 13 миллиардов рублей и позволит компенсировать затраты и расходы таможенных органов. Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект. Комитет по бюджету и налогам обращает внимание на необходимость внесения нормы, определяющей право таможенных органов взимать таможенные сборы за таможенное оформление при изменении режима. Комитет по бюджету и налогам высказывает замечания юридико-технического характера, но считает, что эти замечания могут быть учтены ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять законопроект "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Борисовна. Будут ли у депутатов вопросы к докладчику? Вопросов нет. Спасибо, Надежда Борисовна, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить представителям правительства, президента? Нет. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 43 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принимается.