Заседание № 274
О проекте федерального закона № 801343-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и в статью 1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части перераспределения полномочий между Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы дошли до 14-го вопроса, который стоит у нас в повестке дня, у нас есть время, но мы почему-то сейчас его в третий раз (вообще, на самом деле в седьмой!) откладываем и переходим к другим вопросам. Я прошу идти по повестке дня! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, ну никто же не сказал, что мы откладываем, мы предлагаем сначала рассмотреть вопросы по сокращённой процедуре и протокольное поручение, а потом рассмотрим 14-й вопрос - нормально всё!
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и в статью 1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части перераспределения полномочий между Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я постараюсь очень коротко. Напомню, как в декабре прошлого года, когда финансово-экономический блок правительства находился здесь, в Думе, обсуждались антикризисные меры и началось: правительство говорит, что это, мол, не мы, это Центробанк - он независимый, а Центробанк говорит, что это, дескать, не мы, это правительство. На вопрос депутатов из оппозиционных фракций: "А куда вы смотрели - почему до такого кризиса довели страну?!" - последовал ответ: "А куда мы все смотрели?" Так вот, когда пахнет жареным, сразу все начинают говорить о консолидированной ответственности! Продукт ОСАГО является социальным продуктом, к этому очень восприимчива большая социальная группа граждан, поэтому мы предлагаем внести соответствующие изменения в действующее законодательство, с тем чтобы любые изменения тарифов, методик согласовывались с правительством - не просто проводились консультации, а чтобы правительство ставило свою подпись и несло консолидированную ответственность, учитывая, что моральную ответственность несёт вся вертикаль исполнительной и законодательной власти. Недавно эти функции по регулированию страхового рынка были переданы от Министерства финансов Центральному банку, и мы считаем, что справедливо было бы все изменения, которые Центральный банк регулярно предлагает, обосновывать каким-либо образом и согласовывать с правительством. Вот суть нашего законопроекта. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Николай Николаевич Гончар. Включите микрофон на рабочем месте. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В качестве аргумента при внесении данного законопроекта, и это сейчас прозвучало, приводится выпуск Центральным банком указаний от 19 сентября 2014 года и от 20 марта 2015 года, в соответствии с которыми были увеличены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов страховых тарифов. Почему Центральный банк это сделал? Вовсе не потому, чтобы было на кого ссылаться, а дело в том, что Государственная Дума, затем Совет Федерации приняли закон от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"...", в соответствии с которым - и это было настойчивым пожеланием депутатов Государственной Думы всех фракций - с 1 октября 2014 года увеличены страховые выплаты со 120 тысяч до 400 тысяч рублей в части возмещения вреда, причинённого имуществу каждого потерпевшего, а с 1 апреля 2015 года увеличены со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей страховые суммы в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего. Во исполнение этого закона № 223-ФЗ Центральный банк и принял эти указания - на чём они основывались? Они основывались на актуарных расчётах, на введении которых в практику расчёта тарифов в том числе настаивали депутаты Государственной Думы. Поэтому данное предложение комитет считает необоснованным и предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Будут ли вопросы, коллеги? Андрей Николаевич Свинцов, один вопрос. СВИНЦОВ А. Н. Николай Николаевич, вы привели в пример, так сказать, исторический факт, что мы все приняли закон, в соответствии с которым были увеличены страховые выплаты со 120 до 400 тысяч рублей, но здесь нет взаимосвязи, они могли подняться и до миллиона. Действительно, и ЛДПР голосовала за, потому что это в интересах наших избирателей. А вот что касается взаимодействия Центрального банка и правительства - мы об этом говорим, - то мы часто видим здесь, в зале, что, так сказать, не совпадают во взглядах представители Центрального банка, Минфина и других ведомств, входящих в правительство, у них разные позиции: у Центрального банка одна позиция, у Минфина - другая. Мы вносим этот законопроект, потому что мы хотим видеть единую позицию правительства и Центрального банка, потому что мы хотим, чтобы они согласовывали свои действия, - вот чего мы хотим! А вопрос ОСАГО касается практически каждого гражданина Российской Федерации, потому что это касается семейного бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это, скорее, выступление. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Итак, это совершенно верно, и недавно мы рассматривали, подчёркиваю, единую денежно-кредитную политику, за реализацию которой отвечает Центральный банк. У нас в стране, и это закреплено в Конституции, такая система, что Центральный банк является независимым органом, который наряду с другими - подчёркиваю: с другими! - органами государственной власти отвечает за реализацию этой политики. Мы приняли закон, которым наделили Центральный банк функциями мегарегулятора, такое решение мы приняли, доказывая, что необходимо сосредоточить эти вопросы в одних руках, и сейчас Центральный банк, реализуя этот закон, выпустил указания, а мы говорим: нет, давайте теперь ещё раз всё поменяем! Нужно быть последовательными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть. Андрей Николаевич Свинцов, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н. Я буду краток. Николай Николаевич, ещё раз всё-таки вам поясню: действительно, законы мы принимаем, они хорошие и правильные, но ещё раз подчеркну, что вопрос, касающийся ОСАГО, всё-таки выделяется из сферы деятельности Центрального банка, отличается особой социальной значимостью. Поэтому мы считаем, что сам тариф ОСАГО, как продукт, может быть вынесен, скажем так, из зоны ответственности только Центрального банка и может дополнить собой зону ответственности правительства, потому что всё-таки у нас государство социальное, в Конституции это записано, и правительство несёт, собственно, всю полноту ответственности. И ещё раз подчеркну: это не потому, что мы не доверяем Центральному банку, мы ему доверяем, мы, конечно, не во всём согласны с тем, что делает Центральный банк, но как государственному органу мы ему доверяем. И нас, и наших избирателей заботит именно тот факт, что здесь, в зале заседания, да и, собственно, на заседаниях правительства Центральный банк и Минфин часто расходятся в своих позициях. Это социально значимый вопрос, и мы хотели бы - мы предоставляем возможность своим законопроектом, - чтобы всё-таки правительство могло... Мы помогаем правительству не только нести ответственность, но и найти вот это зерно истины при определении тарифов по ОСАГО. Если другие функции, настолько же важные и социально значимые, будут переданы Центральному банку, мы тоже будем отдельно предлагать обсуждать такие вопросы. Законодательство у нас гибкое, и я не вижу ничего плохого в том, что в отношении конкретного вопроса или пакета вопросов будет совместное ведение Центрального банка и правительства, поэтому мы просим всё-таки наш законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, мы, конечно же, поддержали бы идею защиты автовладельцев по вопросам ОСАГО, и таких вопросов огромное количество в связи с алчностью страховых компаний, которые в условиях кризиса всё меньше и меньше осуществляют выплат, всё больше и больше получают - и хотят ещё получать - страховых взносов по ОСАГО, но ваше предложение - это, извините, что-то из разряда про шило, мыло, там, хрен, редьку. Идею мы поддержали бы, но мы не верим, что будет толк от данной редакции - переложить ответственность Центробанка на правительство, поэтому, извините, не сможем поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич, будете с заключительным словом выступать? Нет. Николай Николаевич Гончар, заключительное слово. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Данным законопроектом не предлагается переложить ответственность с Центрального банка на правительство, предлагается сделать так, чтобы эта ответственность была где-то посередине: Центральный банк должен будет что-то согласовывать с правительством, что и как - в законопроекте не сказано. Далее. Поверьте, при всей важности ОСАГО вопросы, которые решает Центральный банк, скажем в связи с курсом, значительно важнее, чем, вне всякого сомнения, чувствительная для тех, у кого есть машина, проблема ОСАГО. Автовладелец, покупая полис, надеется, что с ним-то ничего не произойдёт, а когда случается авария, он берёт наш 223-й закон и говорит: правильно сделали депутаты, что повысили выплаты. Вопрос: откуда возьмётся то, что нужно выплачивать? Естественно, за счёт увеличения тарифа! Коллеги, правительство, которое авторы предлагают "осчастливить", дало отрицательное заключение, Центральный банк - отрицательное заключение. Комитет предлагает отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 29 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 269
О проекте федерального закона № 801343-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и в статью 1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части перераспределения полномочий между Центральным Банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Просьба перенести рассмотрение законопроектов под пунктами 29, 30, 31 и 32 на весеннюю сессию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 29, 30, 31, 32 - перенос.
Ярослав Евгеньевич Нилов предлагает перенести 29, 30, 31 и 32-й вопросы - нет возражений.