Заседание № 297

11.05.2016
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов; проект № 801288-6; в связи с отклонением закона Советом Федерации; в редакции согласительной комиссии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1312 по 1333 из 6320
3-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в части первую и         
вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Глеб Яковлевич     
Хор.                                                                            
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Напомню, что закон был принят   
Государственной Думой 25 марта 2016 года и отклонён Советом Федерации 30        
марта 2016 года в связи с необходимостью внести в него поправки технического    
характера.                                                                      
                                                                                
Замечания были учтены, согласительная комиссия отработала, у Правового          
управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет никаких. Прошу           
проголосовать за принятие закона в редакции согласительной комиссии. Большое    
спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет.              
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5166 по 5186 из 6320
3-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в части первую и         
вторую Налогового кодекса Российской Федерации".                                
                                                                                
Кто за то, чтобы принять закон в редакции согласительной комиссии?              
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 295

22.04.2016
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 1049155-6 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (проект № 801288-6)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3096 по 3127 из 8806
7-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной         
комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую   
Налогового кодекса Российской Федерации" (проект № 801288-6)". Докладывает      
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Указанный закон даёт право          
субъектам Российской Федерации принимать решения о предоставлении налоговых     
льгот вводимым в эксплуатацию промышленным предприятиям в объёмах капитальных   
вложений в производственные мощности. Этот закон мы с вами приняли 25 марта     
этого года, но члены Совета Федерации при рассмотрении на пленарном заседании   
его отклонили. Они считают, что надо ещё раз посмотреть, соответствуют ли       
ссылки, которые есть в этом законе, действующему законодательству. Мы           
полагаем, что это технические поправки, тем не менее Комитет по бюджету и       
налогам рекомендует Государственной Думе создать по предложению Совета          
Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для устранения          
разногласий, возникших между Государственной Думой и Советом Федерации по       
отклонённому закону (проект № 801288-6). Мы предлагаем избрать в состав         
указанной согласительной комиссии пять человек - это депутаты Хор,              
Симановский, Максимова, Кулик, Коломейцев Виктор Андреевич - и избрать          
сопредседателем согласительной комиссии Хора Глеба Яковлевича, депутата         
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Просим поддержать это решение.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Вопросы есть? Нет. Желающие выступить? Тоже нет.                                
                                                                                
Выносим проект постановления на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7154 по 7171 из 8806
7-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной         
комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую   
Налогового кодекса Российской Федерации" (проект № 801288-6)".                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    438 чел.                                          
Не голосовало                  12 чел.2,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается.                                                      
                                                                                

Заседание № 289

25.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 801288-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов; принят в первом чтении 22 сентября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3083 по 3140 из 7378
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую    
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".                              
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина.                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, напомню, что законопроект был принят в       
первом чтении 22 сентября 2015 года. Законопроект направлен на предоставление   
субъектам Российской Федерации права снижать налоговую нагрузку для вновь       
создаваемых предприятий промышленности в пределах общего объёма                 
осуществляемых ими капитальных затрат. К законопроекту поступило 17 поправок,   
5 из которых рекомендовано Комитетом по бюджету и налогам к принятию, 12 - к    
отклонению.                                                                     
                                                                                
Прошу поддержать решение комитета в части одобренных и в части                  
рекомендованных к отклонению поправок и принять законопроект во втором          
чтении. В случае принятия во втором чтении комитет предлагает его принять и в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по первой таблице?                                            
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли замечания по второй таблице? Нет.                                       
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6022 по 6056 из 7378
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую    
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Выступления по мотивам будут? Нет.                                              
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 250

22.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 801288-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3058 по 3631 из 6312
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый        
кодекс Российской Федерации". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов,            
заместитель министра финансов.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Уже сегодня на отдельных           
территориях востока России действует налоговое законодательство,                
предусматривающее комплекс налоговых льгот для участников региональных          
инвестиционных проектов. Те организации, которые осуществили                    
капиталовложения, инвестиции в определённом объёме в развитие промышленного     
производства, имеют право на применение пониженной ставки по региональной       
части налога на прибыль в течение десяти лет, и на такой же срок обнуляется     
федеральная двухпроцентная ставка этого налога.                                 
                                                                                
Законопроект, который предлагается сегодня вашему вниманию, подготовлен с       
целью распространить действие этого нового института на территорию всей         
России, несколько видоизменив его и предусмотрев для регионов возможность       
дополнительно принять своё законодательство, которое примерно на тех же         
условиях, при осуществлении капиталовложений в промышленное производство,       
позволит регионам снижать ставку налога на прибыль с 18 до 10 процентов,        
автоматически обнуляя двухпроцентную федеральную ставку этого налога, и         
устанавливать такой льготный период налогообложения на достаточно               
продолжительный срок - до тех пор пока те капиталовложения, которые             
осуществил налогоплательщик, не будут компенсированы полностью. По существу,    
это означает бюджетное финансирование капиталовложений в новое производство,    
которое осуществляется на территории данного региона. Регионы будут иметь       
дополнительные полномочия и смогут определить те категории                      
налогоплательщиков, для которых это было бы разумно сделать на собственной      
территории, они смогут достаточно широко варьировать ставки налога в тех        
пределах, которые установлены этим законопроектом. Более того, законопроект     
предусматривает, что даже уже действующие предприятия в случае модернизации,    
создания новых производств смогут воспользоваться этим режимом                  
налогообложения.                                                                
                                                                                
Мы предполагаем, что если закон будет принят в этом году, до 1 декабря, то с    
января следующего года он уже может начать действовать.                         
                                                                                
Мы просим его поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина.                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представлен внесённый Правительством    
Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в         
Налоговый кодекс Российской Федерации", касающийся уменьшения ставки налога     
на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов.     
                                                                                
Вы помните, что наши предприниматели обращались к президенту Владимиру          
Владимировичу Путину с просьбой расширить зону действия закона. Сначала он      
распространялся на Дальний Восток и Восточную Сибирь, затем мы включили туда    
Красноярский край, Хакасию и Тыву, теперь предлагается действие этого закона    
распространить на всю Россию.                                                   
                                                                                
Докладчик подробно остановился на цели этого законопроекта и на том, какие      
новеллы здесь предусмотрены.                                                    
                                                                                
Законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право   
снижать налоговую нагрузку для вновь создаваемых предприятий промышленности в   
пределах общего объёма осуществляемых затрат. Также предусмотрена возможность   
законами субъектов Российской Федерации снижать вплоть до 10 процентов ставку   
налога на прибыль организаций в части налога, поступающего в субъект            
Российской Федерации, с одновременным обнулением ставки 2 процента, которые     
зачисляются в федеральный бюджет.                                               
                                                                                
Следующее. Пониженная ставка налога на прибыль будет применяться начиная с      
налогового периода, в котором будут признаны первые доходы от реализации        
регионального инвестиционного проекта, и заканчивая налоговым периодом, в       
котором экономия от применения пониженной ставки составит величину, равную      
объёму инвестиционных капитальных вложений участника регионального              
инвестиционного проекта.                                                        
                                                                                
Предлагаемая законодательная инициатива будет реализована в рамках уже          
действующего механизма предоставления налоговых преференций участникам          
региональных инвестиционных проектов. В целях расширения содержания понятия     
регионального инвестиционного проекта, под которым будет пониматься проект,     
направленный на производство товаров, удовлетворяющий требованиям,              
установленным пунктом 1 статьи 25-8 Налогового кодекса, и реализуемый на        
территории одного из субъектов Российской Федерации, а не только                
исключительно на территориях Дальневосточного округа и отдельных субъектов      
Российской Федерации, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25-8          
Налогового кодекса.                                                             
                                                                                
Учитывая, что рассматриваемый законопроект направлен на обеспечение субъектов   
Российской Федерации необходимыми инструментами для проведения политики         
экономического развития на их территории, комитет рекомендует Государственной   
Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений   
в Налоговый кодекс Российской Федерации".                                       
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна, присаживайтесь.                
                                                                                
Есть ли желающие задать вопросы? Есть.                                          
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Много вопросов.                                                                 
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Сергей Дмитриевич, вот у нас новелла вносится в статью 284-3, и теперь вся      
страна погружается, так сказать, в эти инвестиционные проекты, но остаётся      
норма, которая предусматривает возможность предоставления субъектами льгот не   
только по инвестпроектам, но и по другим каким-то проектам. Буквально месяц     
назад фракция ЛДПР выступала с инициативой отменить эту норму, чтобы не         
давать льготы непонятным организациям с непонятным эффектом (в основном это у   
нас нефтегазоперерабатывающие предприятия). Сегодня мы вводим норму по          
инвестпроектам. Вот каково ваше мнение, мнение Минфина, может быть, всё-таки    
вы уже созрели для того, чтобы ту норму, которая позволяет давать льготу в      
4,5 процента не участникам инвестпроектов, всё-таки для регионов отменить?      
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Он не такой       
простой, и я думаю, что здесь нет однозначного ответа, нужно или не нужно       
давать регионам право снижать налоговую нагрузку на определённые категории      
налогоплательщиков или на всех налогоплательщиков, которые работают на их       
территории. Здесь есть, очевидно, и плюсы, и минусы. К минусам можно отнести    
то, что это нарушает конкуренцию: некоторые регионы могут привлекать к себе     
инвесторов за счёт таких дополнительных льгот. А плюсы как раз состоят в том,   
что в некоторых случаях такая поддержка позволяет более эффективно стартовать   
прежде всего новым инвестиционным проектам, а также эта норма даёт регионам     
возможность поддерживать те компании, которые оказались в не очень хорошей      
ситуации, особенно это важно сегодня, поэтому я не спешил бы с тем, чтобы       
тотально принимать какое-то решение. Давайте исходить из того, что регионы      
проводят достаточно разумную экономическую политику и трезво оценивают все      
плюсы и минусы принимаемых ими решений.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, безусловно, мы за то, чтобы       
давать преференции участникам инвестпроектов, но вы же знаете, что есть         
методика выделения субвенций субъектам: если выпадающие доходы появились в      
связи с принятием регионального закона, то вы берёте и ровно на этот размер     
уменьшаете субвенции субъекту Российской Федерации. Сегодня субъекты уже        
должны 2,4 триллиона, а это будет только усугублять ситуацию! Может, всё-таки   
за счёт федеральных законов надо поощрять инвестиции?                           
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Николай Васильевич, тот вопрос, который вы задали, относится не   
к налоговому, а к бюджетному законодательству. Когда мы принимали положения о   
РИПах в восточных регионах, там были специальные оговорки, что это не влияет    
на межбюджетные отношения, а в этом законе этого может и не быть, просто это    
в бюджетном законодательстве нужно отразить.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксаков Анатолий Геннадьевич.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Дмитриевич, безусловно, законопроект очень       
хороший, и мы будем его поддерживать, но при этом есть и вопросы, и             
предложения.                                                                    
                                                                                
Раньше действовала так называемая инвестиционная льгота, и вот вы сейчас её     
фактически вновь предлагаете применять только для новых производств. Многие     
наши предприятия сейчас могли бы, используя инвестиционную льготу, как они      
это делали до её отмены, модернизировать производство. Не надо ли               
распространить эту практику - ту, что вы предлагаете, - вообще на все           
инвестиции, которые осуществляют предприятия, в том числе модернизируя своё     
производство?                                                                   
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Анатолий Геннадьевич. Про инвестиционные       
льготы мы говорим уже много лет. Считаем, что сейчас, после того как            
появилась амортизационная премия и были введены очень гибкие режимы             
амортизации, в этом нет необходимости.                                          
                                                                                
Обращаю ваше внимание ещё и на то, что в этом законопроекте предусмотрена       
возможность модернизацию производства, выпуск новых товаров учесть, подвести    
под ту льготу, ту преференцию, которая предлагается вашему вниманию.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Доронин Сергей Александрович.                                                   
                                                                                
ДОРОНИН С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Сергей Дмитриевич, законопроект очень нужный и важный, но, к сожалению, в       
категорию предприятий, которые могут получить данную льготу, не попадают        
сельхозпредприятия. У меня вопрос следующий: в Министерстве финансов вообще     
обсуждается вопрос об увеличении сроков субсидирования инвестиционных           
проектов по сельскому хозяйству с десяти лет, как сегодня по норме, до          
пятнадцати-двадцати лет как минимум?                                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Сергей Александрович, я хочу сказать, что бюджетные вопросы -     
кому и сколько давать денег - мы сегодня не обсуждаем, этот законопроект        
направлен на поддержку инвестиций. Предоставление данной льготы                 
сельхозпредприятиям совершенно не требуется, поскольку ставка налога на         
прибыль для сельхозтоваропроизводителей равна нулю.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Сергей Дмитриевич, фракция ЛДПР почти год наблюдает за попытками    
улучшить инвестиционный климат на территории Российской Федерации, которые      
предпринимает правительство в связи с санкциями и отсутствием                   
денежно-кредитных ресурсов со стороны европейских банков.                       
                                                                                
Вот конкретный вопрос. Вы, конечно, даёте возможность большинству в субъектах   
Российской Федерации показать, что они предпринимают попытки обескровить свои   
и без того дефицитные бюджеты. Вы не рассматриваете вариант привлечения         
инвестиций на территории субъектов Российской Федерации путём контроля за       
процентной ставкой по кредитам тех банков, которые получают поддержку из        
бюджета страны, а также уменьшения стоимости энергоресурсов на территории       
Российской Федерации, что привлекло бы иностранных инвесторов, в том числе      
для размещения ими здесь своих производств? Это реальные шаги - рассматривают   
ли их конкретно Правительство Российской Федерации и ваше министерство?         
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Александр Николаевич, конечно, это важные вопросы.       
                                                                                
В отношении кредитной ставки: здесь существует поддержка - ставка обсуждается   
в стенах Государственной Думы в рамках бюджета, эти суммы утверждаются здесь.   
Тарифная политика тоже, конечно, имеет большое значение для развития            
производства, но, ещё раз повторю, это за пределами Налогового кодекса и        
налоговой политики.                                                             
                                                                                
А что касается регионов, то ни о каком обескровливании в связи с этим           
законопроектом, естественно, речи не идёт, и, наверное, даже неправильно        
ставить так вопрос, потому что речь идёт о создании новых производств и об      
освобождении от налогов, или, точнее, о снижении налогов на определённый        
период для тех производств, которых без этого закона могло бы просто-напросто   
не быть.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Дмитриевич, ну вот вопрос в продолжение того    
вопроса, который я задавал по банкам и банковской деятельности. Да, конечно,    
надо поддерживать реальный сектор, но давайте посмотрим... Ну, закон сейчас     
проголосуем - пусть хоть и заплаточный, но хотя бы какой-то будет, - пройдёт    
год, вы придёте сюда, мы скажем, что, мол, закон был... А что в итоге мы        
должны получить? Правительство просчитывало, сколько, допустим, мы ожидаем      
инвестиций и сколько миллиардов предположительно уйдёт в регионы? Или           
практически закон будет сам по себе жить, а отток частного капитала будет       
происходить сам по себе? Где критерии эффективности этого закона - что мы       
получим, что в конечном счёте получит государство? Вот до вас выступал          
министр финансов и говорил, что ситуация крайне сложная, в будущем году         
ожидается острая нехватка доходов и они не видят способов разрешить ситуацию.   
Так дайте хотя бы один критерий... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Владимир Николаевич. Я думаю, что через пять лет можно   
будет сказать, эффективен или не эффективен этот закон, потому что он           
предусматривает, что льготы получают те инвесторы, которые осуществляют         
капиталовложения в размере до 50 миллионов рублей в течение трёх лет или до     
500 миллионов рублей в течение пяти лет. Давайте посмотрим, сколько             
организаций захотят воспользоваться этим инструментом и будут включены в        
региональные реестры инвесторов, которые подпадают под эти программы, и тогда   
мы сможем оценить, правильное или неправильное мы приняли решение. Мы           
рассчитываем на то, что это очень правильное и своевременное решение,           
особенно в сегодняшней ситуации.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, на сегодняшний день в Российской Федерации         
действует порядка ста тридцати льгот по налогу на прибыль для различных         
предприятий. Вот вы предлагаете расширить перечень льгот, а скажите,            
проводилась ли всё-таки оценка влияния на экономику этого расширения перечня    
льгот? Хочу вам напомнить, что уже четыре года при обсуждении основных          
направлений налоговой политики, в том числе и здесь - и в комитете, и на        
пленарных заседаниях, - поднимается очень часто вопрос о том, что мы всё-таки   
должны перейти от такого огульного применения этих льгот, которые, может        
быть, в конечном итоге не дадут никакого эффекта, к взвешенному подходу.        
Назовите, пожалуйста, конкретные цифры, только, пожалуйста, не                  
ограничивайтесь ответом-отговоркой - хочется узнать, проводилась или не         
проводилась оценка и каковы конкретные цифры, каков эффект для экономики.       
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Антон Анатольевич. Цифру назвать не могу, но анализ      
проводится, методика разработана, Минэкономразвития к этому подключается,       
Счётная палата тоже, и мы предполагаем, что в ближайшие год-два мы сможем       
оценить эффективность увеличения количества налоговых льгот.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот буквально пять   
дней назад мы рассматривали в этом зале исполнение бюджета за 2014 год. Я       
напомню цифру: в прошлом году частный капитал вывез за границу 153 миллиарда    
долларов, то есть бегство капитала приобрело фантастические размеры - за один   
год объём капитала, вывезенного из России, возрос в два с половиной раза! Это   
действительно настолько серьёзная задача, что каким-то отдельным законом        
решить её мы не сможем, и я убеждён: данный закон, который, видимо,             
большинство депутатов здесь поддержат, ничего не решит, бегство капитала        
продолжится, как бы ни старались регионы, поэтому здесь нужен не какой-то       
один закон, а ясное понимание...                                                
                                                                                
Я попросил бы не отвлекать Сергея Дмитриевича.                                  
                                                                                
Всё-таки я ждал от правительства ясной картины, какой-то системы, с помощью     
которой мы будем вылезать из этой провальной финансовой ямы, и что этот закон   
будет одним из звеньев этой системы. Невозможно вытаскивать из болота одну      
левую ногу и радоваться, надо в целом спасаться! К сожалению, до сих пор мы     
системной картины не видим, поэтому данная заплаточка не решит проблемы, и,     
вот как говорил, выступая, Силуанов, проблема с доходами у нас будет и дальше   
обостряться, она будет. Вот я задал вопрос о критериях и о том, что получим     
мы, скажем, в будущем году, - ну извините, Сергей Дмитриевич, через пять лет,   
я думаю, вы забудете то, что сегодня говорили! В прошлом году, это был 2014     
год, я напомню, правительство - ваше, наше правительство - говорило, что        
отток капитала составит 50 миллиардов долларов, а он составил 153 миллиарда!    
Мы на один-то год не можем планировать деньги - вон в три раза ошиблись, а      
через пять лет... Как говорится, или шах умрёт, или осёл сдохнет.               
                                                                                
Я думаю, что всё-таки не с того начинает правительство работать с нами -        
сначала нужно изложить, принять в целом систему политики сохранения капитала    
внутри страны на федеральном и региональном уровнях, а тогда уже в рамках       
этой системы можно рассматривать отдельные законы. А так, латая отдельными      
законами какие-то дыры, ситуацию мы не исправим, и даже благими                 
пожеланиями... Ну, вы знаете, куда благие пожелания ведут.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович. От фракции, Сергей Михайлович?                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Да, от фракции.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут поставьте.                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Совсем недавно мы с вами вот в таком же неполном зале           
рассматривали законопроекты, которые нам предложил Минфин, например             
законопроект о КГН. Вы помните, какая была дискуссия и как, скажем так,         
независимые от партии власти депутаты пытались добиться ответа на вопрос: а     
всё-таки какова оценка, что мы в итоге получим? В тот раз мы тоже не услышали   
ответа, и как тогда не было заключения Счётной палаты, так и в этот раз:        
открываю документ - заключения Счётной палаты нет.                              
                                                                                
Мы здесь уже четыре года говорим об одном и том же! Слушайте, ну если это       
льготы - сначала надо все льготы идентифицировать, пересчитать, затем           
определить, какие льготы вообще являются эффективными, а какие нет, и только    
после этого идти дальше. Мы говорим об одном и том же! И в очередной раз        
Минфин нам приносит документ, в общем-то, на мой взгляд, достаточно сырой.      
                                                                                
Сергей Дмитриевич, ничего не хочу сказать плохого про ваше заведение, но вот    
прямо на первой странице - статья 25-8, у нас туда, если помните, с 2013 года   
включён дальневосточный перечень - те, кто подпадал под инвестпроекты, вы им    
обнулили федеральную ставку по налогу на прибыль и дали возможность... Теперь   
вы вносите подпункт 1-1, для того чтобы другие субъекты туда попали,            
правильно? Тогда у меня вопрос. Вот вы пишете, что региональный                 
инвестиционный проект должен одновременно удовлетворять требованиям обоих       
этих подпунктов, но если в первом одни субъекты, а во втором - не указанные в   
первом, другие, то как одновременно требованиям двух этих подпунктов может      
удовлетворять инвестиционный проект? Это я к тому говорю, что скорость, с       
которой вы нам приносите документ, - это показатель: документ-то сыроват!       
Почему нет заключения Счётной палаты? Я думаю, это всё от того, что, в          
общем-то, показать те цифры, на которые могли бы рассчитывать субъекты, мы      
реально сейчас не можем. И ситуация будет точно такая же, как с КГН: мы вас     
предупреждали о том, что вы лишите субъекты части прибыли, поскольку            
результаты деятельности будут учитываться в других субъектах, - вот мы          
сегодня и имеем выпадающие доходы порядка 70 миллиардов рублей, и ничем вы      
это не закрыли! И опять вы приносите нам документ, ещё раз, может быть, и с     
хорошей мыслью, но, к сожалению, не подготовленный.                             
                                                                                
Пойдём дальше. Лет десять назад у нас... я не помню уже, кто тогда у вас был    
в правительстве, но идея была такая: субъекты получали гранты, если принимали   
собственные законы, которые были направлены, скажем так, на стимулирование,     
на увеличение налоговой базы. И вот я вам говорю: в 2006 году наш субъект       
принял закон, по которому льготы ограничивались 5 процентами от налоговых       
доходов, и нам дали грант, правительство дало, то есть мы старались свою базу   
как-то держать и не давать возможности размыть налоговые поступления. После     
того как мы получили грант, мы дали льготу нефтяникам, "ТНК-BP", 13,5           
процента, превышающие те 5 процентов, и больше никто, кроме "ТНК-BP", эту       
льготу получить не мог: они одни забирали все эти 5 процентов. Какой шаг        
сделали на следующий год? Вы думаете, поправили что-нибудь? Да отменили к       
чёртовой матери этот закон субъекта и дают теперь нефтяникам такие льготы,      
какие хотят!                                                                    
                                                                                
Два месяца назад я стоял на этой трибуне и говорил, что льготы нужно            
отменить. И что ещё я тогда говорил? Что вы делаете из губернаторов             
преступников. И вот вам результат: уже начались аресты! А если вы               
внимательнее посмотрите, то поймёте, что это не что иное, как организованная    
группа, которая даёт эти льготы и потом имеет что-то с этих льгот по всей       
территории. Вы объясните: как в одной статье оказались инвестпроекты, по        
которым субъект может дать льготу 10 процентов, и вообще непонятно что,         
непонятно какие проекты, по которым субъект может дать 4,5 процента? Ну раз     
уж вы внесли изменения в эту статью и убрали оттуда все эти нефтегазовые        
предприятия, то теперь-то надо сделать следующий шаг! Я вам сейчас задал        
вопрос - вы сказали, что это очень сложно. А вот нам принимать такой документ   
не сложно? Нам-то ещё сложнее, но вместе с тем мы же приходим сюда, готовим     
вам предложения.                                                                
                                                                                
Я и в прошлый раз говорил и ещё раз говорю, что мы отменим эти льготы,          
отменим, потому что подход должен быть один: всё - в бюджет! Какие критерии?    
По каким критериям будут работать эти инвестпроекты - мы же не знаем, мы        
получили параметры, где указано, что нужно будет освободить на сумму            
капитальных вложений... Да не этим надо заниматься! Проект проекту рознь,       
критерием могут быть и дополнительные рабочие места, критерием может быть и     
социальная направленность - любые могут быть критерии, но это же надо           
оценивать, а вы глаза закрываете, говорите: мы дадим льготу 10 процентов.       
                                                                                
В связи с этим первое предложение фракции ЛДПР: нужно вернуться к нашему        
законопроекту и отменить льготу 4,5 процента, которая используется в основном   
для нефтегазодобывающих предприятий.                                            
                                                                                
Второе предложение - все получаемые средства должны идти в бюджет и             
формировать фонд, из которого их можно направить на адресную поддержку.         
Почему-то Силуанов нам сегодня говорит: товарищи, мы не можем всем помогать -   
мы будем адресно, для каждой бабушки считать и определять, насколько ей         
помочь. А почему же вы свой посыл не распространяете на налогоплательщиков?     
Ну непонятно: на бедных можно - на богатых нельзя. Всё - в бюджет!              
Рассматриваем каждый инвестпроект, определяем социальную направленность, и в    
рамках определённой суммы - 5 процентов от налоговых доходов субъекта - мы      
можем распределить средства. Вот это нормальная логика, это государственный     
подход!                                                                         
                                                                                
А то, что вы сегодня предлагаете... Мы считаем, что без расчётов, без           
заключения Счётной палаты, без полного учёта всех льгот и анализа того, как     
они влияют на бюджет, такой законопроект принимать неправильно.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Дмитриевич! Вы сказали, что    
мониторинг применения этого закона займёт около двух лет, так же как,           
наверное, мониторинг применения всех налоговых льгот по налогу на прибыль,      
которые сегодня действуют. Я вам хочу сказать, что у нашей экономики нет двух   
лет на ожидание, у нас сейчас жесточайший кризис, и надо... Мы ещё не           
понимаем, что будет происходить буквально через два-три месяца! Как говорят     
многие эксперты-экономисты, на начало года придётся, наверное, самая жёсткая    
фаза кризиса у нас в стране, а вы предлагаете принимать законы, которые         
абсолютно не повлияют на экономическую ситуацию!                                
                                                                                
Я специально посмотрел данные Росстата и хочу вам сказать следующее. Что        
касается налоговых льгот, с 2010 года их объём увеличился в несколько раз, с    
2 триллионов рублей до 7 триллионов рублей, - вот, Сергей Дмитриевич, этот      
график, - но при этом все остальные показатели экономики резко падают:          
динамика роста ВВП - снижение, динамика инвестиций в основной капитал -         
снижение, индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической         
деятельности - резкое снижение. О чём это говорит? О том, что вы вводите        
льготы, но эти льготы идут в никуда. А знаете, Сергей Дмитриевич, почему это    
происходит? Потому что вы не смотрите, не оцениваете ситуацию на местах, не     
понимаете, что там происходит. Это не конкретно к вам вопрос, это вопрос ко     
всему правительству.                                                            
                                                                                
Есть официальные данные Росстата, возьмите хотя бы социологический опрос,       
который делает Росстат, я взял, посмотрел и увидел, как предприниматели         
отвечают на вопрос о причине того, почему они сегодня не хотят работать в       
нашей стране: на первом месте ответ - недостаток собственных финансовых         
ресурсов, на втором - высокие проценты ставок по коммерческим кредитам, на      
третьем - инвестиционные риски, на четвёртом - неопределённость экономической   
ситуации в стране. А про налоги здесь нет ничего, Сергей Дмитриевич, нет        
здесь ничего про налоги!                                                        
                                                                                
Но зато мы прекрасно понимаем, из-за чего сегодня банки не кредитуют            
промышленные предприятия, не кредитуют новые проекты, - из-за того, что в       
2014 году курс доллара вырос на 72 процента. Зачем кого-то кредитовать? Кто     
будет кредитовать промышленные предприятия с доходностью 5-6 процентов          
годовых? Да нет таких идиотов, Сергей Дмитриевич! То же самое в 2015 году: за   
восемь месяцев курс доллара вырос на 17 процентов, это 25 процентов годовых.    
Нет таких коммерческих банков, я вас уверяю, ни Сбербанк, ни "ВТБ", ни          
Россельхозбанк, о которых сегодня уже говорили, не будут кредитовать            
промышленные предприятия под такие проценты (имеется в виду - чтобы они ещё     
получили большую доходность, чем на валютном рынке).                            
                                                                                
Наведите порядок! Надо вводить новые финансовые инструменты, давайте            
инвестиционные облигации посмотрим, давайте, может быть, вексельный рынок       
посмотрим! Глазьев правильно говорит, и я здесь согласен с нашими коллегами     
из фракции КПРФ: надо находить другие выходы из этой ситуации. А этот           
законопроект, хоть он, может быть, и... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимова Надежда Сергеевна, выступление с места.                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, и       
именно потому, что мы поддерживаем инициативы, которые хоть как-то могут        
способствовать созданию новых производств, особенно импортозамещающих,          
созданию новых рабочих мест, так как задача создать 25 миллионов рабочих мест   
всё ещё стоит перед нами. Мы его поддержим, но тем не менее нельзя не           
согласиться с критикой, которая сегодня прозвучала в этом зале и которая        
звучала на заседании комитета, когда мы обсуждали этот законопроект.            
                                                                                
Прежде всего дело в том, что мы сегодня действительно не можем оценить          
эффективность тех льгот, которые предоставляются по разным видам налогов.       
Действительно, речь идёт о 7 триллионах рублей - эта цифра, я думаю, всех       
потрясла, - а вот какова отдача от этого при таких макроэкономических           
показателях, непонятно, поэтому новые поправки в закон и вызывают аналогичные   
вопросы: какой эффект могут дать те новые проекты, о которых здесь идёт речь,   
и есть ли на самом деле такие проекты? Какие из них регионы готовы поддержать   
и внедрить?                                                                     
                                                                                
И я хочу сказать, что это совершенно неправильная позиция (и, наверное, нам     
нужно в Регламент внести изменения): когда мы обсуждаем                         
финансово-экономические показатели, читаем финансово-экономические              
обоснования, то, как правило, там прописано - и данного законопроекта это       
касается в том числе, - что не потребуется дополнительных ресурсов              
федерального бюджета. А что, не существует бюджетов субъектов, муниципальных    
образований, которые на сегодня совершенно разбалансированы? Разве мы не        
должны просчитывать, какие выпадающие доходы возникнут из-за принятия закона    
у регионов и как они будут их восполнять, за счёт чего? Любые инвестиции        
требуют времени для их реализации, для того, чтобы производство заработало,     
дало соответствующий эффект и чтобы прибыль получили.                           
                                                                                
Поэтому я считаю, что, во-первых, нужно внести изменения в Регламент:           
правительство, если оно представляет нам вот такие законопроекты, обязательно   
должно просчитывать, какие будут выпадающие доходы у бюджетов субъектов         
Российской Федерации. И моё предложение: сегодня мы будем рассматривать         
методику формирования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по       
субъектам на 2016 год, и если мы примем этот законопроект, то там мы            
обязательно должны отразить, что налоговый потенциал просчитывается с учётом    
тех льгот, которые будут предоставляться по этому законопроекту, и в эти        
регионы должны будут пойти соответствующие дотации в качестве возмещения,       
хотя бы частичного.                                                             
                                                                                
А в принципе, как я уже сказала, фракция поддерживает данный законопроект.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Сергей Дмитриевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.               
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина, выступление с места.                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, Надежда Сергеевна подробно остановилась на   
позитиве и на том, чего мы ждём от правительства, когда речь идёт о налоговых   
преференциях. Я хочу вам сказать, что если взять налоговые расходы бюджетов     
бюджетной системы Российской Федерации по 2013 году, то сумма недопоступления   
налога на прибыль в связи с установлением законодательными                      
(представительными) органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки   
налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с пунктом 1    
статьи 284 Налогового кодекса (пониженная ставка 13,5 процента для отдельных    
категорий) составила 53 миллиарда 125 миллионов 954 тысячи рублей - это для     
справки.                                                                        
                                                                                
Конечно, мы хотели бы видеть эффективность, отдачу, потому что 7 триллионов -   
это очень большая сумма, в неё входят все виды налогов, в том числе и НДФЛ,     
то есть это общая сумма по тем льготам, преференциям, которые предусмотрены в   
Налоговом кодексе. Если говорить о налоге на прибыль организаций, НДС, НДПИ,    
налогах на имущество, транспортном и земельном, то общая сумма за 2013 год      
составила 1 триллион 930 миллиардов 563 миллиона 162 тысячи рублей. Суммы эти   
очень большие, приличные, и мы хотели бы знать - я думаю, правительство         
должно нам представить справку, - сколько мы получили дополнительно рабочих     
мест от того, что предоставили все эти преференции. Это очень важно, особенно   
сейчас, потому что идёт сокращение объёмов промышленного производства (и мы     
понимаем, по каким причинам это происходит). Убедительная просьба: когда вы     
вносите такие законопроекты, всё-таки представляйте нам обоснования. Да,        
сложно просчитать, да, трудно, но пусть это будут данные хотя бы по льготам,    
которые уже предоставлены: вот что мы предоставили и вот какой экономический    
и, самое важное сегодня, социальный эффект получили.                            
                                                                                
Я призываю проголосовать за принятие данного законопроекта, потому что об       
этом просят наши товаропроизводители, промышленники, предприниматели. Давайте   
дадим шанс тем людям, которые хотят инвестировать свои средства в Россию,       
создавать рабочие места, этот закон важен для них!                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5085 по 5101 из 6312
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый         
кодекс Российской Федерации", первое чтение.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              432 чел.96,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    432 чел.                                          
Не голосовало                  18 чел.4,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.