Заседание № 293

11.06.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 801033-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части создания государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4581 по 4653 из 6911
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О защите конкуренции". Докладывает Антон Александрович Гетта.            
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении        
принят 12 февраля 2025 года. Поступило семь поправок - все они в таблице        
поправок, рекомендуемых к принятию. Просьба принять таблицу поправок и          
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                              
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается единогласно во втором чтении.                          
                                                                                
Антон Александрович, пожалуйста, вам слово.                                     
                                                                                
ГЕТТА А. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл     
правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем    
чтении. Просьба рассмотреть законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, чтобы рассмотреть в третьем      
чтении? Нет.                                                                    
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       
                                                                                

Заседание № 267

12.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 801033-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части создания государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4221 по 4517 из 5612
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный      
закон "О защите конкуренции". Доклад официального представителя правительства   
статс-секретаря - замруководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея     
Анатольевича Пузыревского.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской           
Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной               
антимонопольной службы.                                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
представляется проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный   
закон "О защите конкуренции". Целью законопроекта является создание             
государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и           
пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений - ГИС "Антикартель".           
Внедрение системы позволит в автоматическом режиме анализировать в том числе    
большие данные единой информационной системы в сфере закупок и ГИС "Торги" на   
предмет наличия и фиксации рисков нарушения антимонопольного                    
законодательства.                                                               
                                                                                
Пресечение антиконкурентных соглашений прежде всего в секторе                   
государственного и муниципального заказа является одним из приоритетных         
направлений обеспечения национальной безопасности. Согласно практике            
антимонопольного органа по итогам проведения государственных и муниципальных    
закупок, характеризующихся отказом участников от конкуренции между собой в      
результате реализации картельных соглашений, заключаются контракты либо по      
начальной стоимости, либо с минимальным снижением этой начальной стоимости.     
При этом данные статистики по аналогичным закупкам свидетельствуют о том, что   
контракты при наличии конкурентной борьбы между участниками торгов              
заключаются со значительным снижением, что приводит к экономии средств, в том   
числе государственного бюджета.                                                 
                                                                                
В законопроекте определены правовые основы создания и функционирования ГИС      
"Антикартель", определён оператор - им будет федеральный антимонопольный        
орган, то есть Федеральная антимонопольная служба, обладателем информации       
будет Российская Федерация, также определяется режим защиты информации.         
Правительство Российской Федерации наделяется правом утверждения положения о    
ГИС "Антикартель", в котором должны быть определены функции системы,            
пользователи с соответствующими полномочиями, перечни поставщиков и виды        
информации, предоставляемой ГИС "Антикартель". Соответствующий проект           
постановления в отношении Федеральной антимонопольной службы уже готовится,     
будет представлен при рассмотрении законопроекта во втором чтении.              
                                                                                
Цифровизация и автоматизация процесса выявления признаков заключения и          
реализации антиконкурентных соглашений посредством внедрения функционала по     
ежедневному автоматическому сканированию сведений обо всех проводимых торгах    
с помощью элементов искусственного интеллекта и риск-ориентированного подхода   
позволит обеспечить значительную экономию бюджетных средств за счёт             
декартелизации государственных и муниципальных закупок и создания               
конкурентных условий для участников торгов.                                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ирины Анатольевны Филатовой, пожалуйста.                               
                                                                                
ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Анатольевич           
подробно изложил суть законопроекта. На заседании Комитета по защите            
конкуренции состоялось подробное обсуждение. Комитет поддерживает концепцию     
законопроекта и полагает, что данная информационная система и её применение     
обеспечат повышение эффективности расходования бюджетных средств и равные       
конкурентные условия для участников процедур. Также я хотела бы обратить        
особое внимание, что ущерб государству за счёт применения картельных сговоров   
достигает 2 процентов ВВП.                                                      
                                                                                
Комитет полагает, что оценить порядок эксплуатации данной системы не            
представляется возможным, поскольку норма содержит отсылочный характер, но      
Сергей Анатольевич уже сообщил, что ко второму чтению данный проект             
нормативного правового акта будет представлен.                                  
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, сегодня был спор в                 
Государственной Думе, когда повестку принимали, на предмет того, как ваша       
служба устанавливает максимальный, скажем так, уровень роста тарифов для        
граждан на очередной год. Вы ссылаетесь на те же самые нормативные документы,   
но до этого несколько лет рост был на уровне инфляции, а последние два года -   
с реальным превышением уровня инфляции, причём со значительным превышением      
уровня инфляции, в некоторых регионах в 2-3 раза. В чём причина, что            
произошло? Те же нормативные документы, а вы совсем другие цифры утвердили.     
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Спасибо за вопрос. Ну, в первую очередь я хочу сказать, что   
законодательство определяет, что тариф должен быть экономически обоснованным:   
в случае если затраты, связанные с производством того или иного товара или      
услуги, изменяются, то они соответственно учитываются в тарифе. В тех           
случаях, когда превышения не соответствуют этому критерию, у Федеральной        
антимонопольной службы есть полномочия: большинство тарифов устанавливаются     
региональными энергетическими комиссиями - мы проводим проверки и               
необоснованное повышение исключаем. За прошлый год выдано предписаний на        
сумму порядка 20 миллиардов рублей по исключению, в целом по стране. Так что    
эта работа проводится.                                                          
                                                                                
Принятие законопроекта с точки зрения ГИС "Антикартель" тоже будет              
способствовать тому, чтобы отдельные составляющие тарифа в конечном итоге       
формировались на справедливых рыночных началах.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, я всё же уточню. Наверняка,      
если Гартунг вёл заседание комитета, он у вас спрашивал: какая же конкуренция   
в конкурсах на инвестиционные программы корпораций, ну, допустим, "Роснефть",   
"Газпром", "Ростех"? У них там, как правило, в конкурсе участвуют               
взаимозависимые лица, и всего 2 процента отдаётся на свободный рынок. Это       
первое.                                                                         
                                                                                
Ну и второе: какая конкуренция? Вы рассказываете об обоснованном тарифе. Ну,    
если есть закон, где сказано, что нельзя повышать более чем на уровень          
инфляции, тем более мы давно знаем, что энергетика - это единственная           
отрасль, в которой в принципе даже инвестиционная составляющая ни разу не       
выпадала за последние 30 лет, ну как же мы можем конкурировать? Вы взяли        
сейчас и допустили рост тарифов на электроэнергию в 3-4 раза - ну какая         
конкуренция?                                                                    
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я хочу       
сказать, что действительно в Комитете по защите конкуренции вопрос              
взаимозависимых лиц обсуждается, и Федеральная антимонопольная служба активно   
этот вопрос обсуждает. И естественно, для повышения качества конкуренции        
нужно принимать соответствующие решения.                                        
                                                                                
Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, говорит немножко о другом - о   
технической системе, которая выявляет по определённым заложенным параметрам,    
рисковым параметрам случаи, при которых мы можем выявлять картели. Но есть и    
более системные проблемы, которые нужно решать, наверное, в рамках отдельного   
законодательного трека, и мы готовы к участию в этой в работе.                  
                                                                                
А что касается реализации инвестиционных программ, конечно, есть определённые   
вопросы, инвестиционные программы тоже являются большой составляющей не         
только регулируемых организаций, но и других крупных компаний. Что касается     
регулируемых организаций, то в данной ситуации оценка экономической             
обоснованности тоже является составляющей тарифа. Мы смотрим: по                
инвестиционным программам, которые не выполнены (а в законодательстве это       
положение содержится), деньги должны быть возвращены с учётом инфляционных      
процессов, то есть, если речь идёт о предыдущем годе, соответственно,           
возврату подлежат средства в большем объёме, с учётом инфляции.                 
                                                                                
Ещё я хотел бы отметить одну вещь. В законе нет такого положения, что тариф     
повышается на процент инфляции, - если не изменились затраты, он может вообще   
не повышаться. В законе есть главная составляющая: тариф должен быть            
экономически обоснован, нужно проверить экономические составляющие и в          
уставленном порядке его определить. Мы видим, что в некоторых регионах          
своевременно не принимаются тарифные решения исходя из экономической            
обоснованности, а потом приходится принимать соответствующие решения более      
быстрыми темпами, что вызывает, естественно, вопросы по соотношению с           
инфляцией. Это тоже не очень хорошо.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Сергей Анатольевич, как раз вопрос возник исходя из вашего       
ответа о технической составляющей, как вы говорите. Вот смотрите, согласно      
законопроекту предусматривается создание государственной информационной         
системы, в которой будет содержаться информация о рисках заключения             
рассматриваемых соглашений - здесь внимание - на основе обработки сведений о    
торгах, о хозяйствующих субъектах, а также иной информации.                     
                                                                                
Могли бы вы более полно раскрыть, как, кто и каким образом будет                
устанавливать виды, содержание, порядок получения, обработки иной информации    
о субъектах предпринимательства, как резидентах, так и нерезидентах, которые    
участвуют в торгах? И что понимается здесь под "иной информацией"?              
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Анатолий Борисович, спасибо большое за вопрос. Мы и в         
рамках комитета обсуждали вопрос о критериях и информации, которая будет        
предметом исследования. В первую очередь, естественно, ГИС "Антикартель"        
предполагает не самостоятельный, отдельный набор сведений и данных, а           
взаимодействие с существующими источниками информации. Прежде всего, это        
единая информационная система в сфере закупок, это единая информационная        
система торгов, это данные, которые находятся в других государственных          
системах и которые содержат информацию о дате подачи заявки, там, о способе     
связи с организатором торгов. Практика антимонопольной службы                   
свидетельствует, что очень часто есть маркеры, которые с определённой долей     
вероятности позволяют говорить, что в этой ситуации может быть зафиксирован     
картельный сговор: например, подача заявок с одного IP-адреса, передача         
информации с одной электронной почты, близкие к сроку подачи документов         
заявки. Это всё фиксируется в существующих государственных информационных       
системах, и поскольку все эти вопросы непосредственно в законе не               
прописываются, они, естественно, будут уточнены в постановлении                 
правительства, принятие которого этим законопроектом предусмотрено. И, как я    
сказал, мы ко второму чтению этот проект уже представим на рассмотрение         
депутатам Государственной Думы.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Уважаемый Сергей Анатольевич, вы рассматриваете                  
противодействие картельному сговору, но существует ещё одна проблема - когда    
недобросовестные подрядчики выигрывают такие конкурсы, падая ниже возможности   
реализации проекта. Не будут ли вот эти недобросовестные подрядчики,            
выигравшие контракты, критерием в вашей информационной системе и не получится   
ли так, что добросовестные просто не смогут исполнять, потому что у них сумма   
будет выше, чем в тех контрактах, которые в принципе неисполнимы? Сейчас        
огромное количество уголовных дел из-за того, что берутся выполнять             
контракты, заменяют один ингредиент на другой, более дешёвый, и в результате    
некачественное исполнение контрактов.                                           
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Спасибо, Евгений Иванович, за вопрос. Я хочу сказать, что     
принятие закона не повлечёт тех последствий, о которых вы говорите, - что в     
результате торгов придётся заключать договоры по более низкой цене, которая в   
ряде случаев даже ниже, чем может быть себестоимость той или иной               
поставляемой продукции. Законопроект определяет способ взаимодействия между     
участниками торгов, то есть между конкурентами. А что касается вопросов,        
связанных с занижением цены, с необеспечением качества товара, то в             
законодательстве уже существуют механизмы, которые позволяют с этим бороться,   
- это и обеспечение по контракту, и критерии, по которым осуществляется         
приёмка товара, и так далее. Здесь в дополнение к существующим механизмам       
предлагается использовать большие данные для выявления картелей с целью         
повышения качества конкуренции.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович.                             
                                                                                
ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, вроде в 2019 году ФАС уже была запущена система   
с условным названием "Большой цифровой кот", которая как раз позволяла в        
режиме онлайн выявлять признаки заключения антиконкурентных соглашений на       
торгах за счёт автоматизированного анализа больших данных. Скажите,             
пожалуйста, чем та система отличается от государственной информационной         
системы, которую вы сегодня предлагаете? И почему возникла необходимость        
создания именно новой системы, ведь всегда же проще и дешевле докрутить         
что-то в старой системе?                                                        
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. В первую очередь    
я хочу сказать, что действительно мы с информационными системами работаем       
давно и так называемая система "Большой цифровой кот", которая позволяла и      
позволяет на сегодняшний день фиксировать отдельные нарушения, работает, но     
это практически ручная обработка данных из существующих источников открытых     
данных. Если речь идёт об информационной системе закупок, об информационной     
системе торгов, там видны даты подачи заявок, наши сотрудники анализируют в     
ручном режиме эту информацию, и на основе этих данных, в общем-то,              
возбуждается достаточно много дел. За 2024 год у нас возбуждено 312 дел о       
нарушении антимонопольного законодательства, которые касаются именно            
антиконкурентных соглашений.                                                    
                                                                                
В данном случае речь идёт об автоматизированной системе. Мы в режиме            
реального времени, условно говоря, каждое утро будем получать информацию о      
количестве конкурентных процедур, которые имеют определённые маркеры и риски    
совершения антимонопольного правонарушения, то есть эффективность должна        
повыситься в разы. Вот суть этой системы, которая создаётся на базе             
существующих информационных систем.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Метшин Айдар Раисович, пожалуйста. С места.                                     
                                                                                
МЕТШИН А. Р. От фракции, Александр Дмитриевич.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая, что внедрение ГИС "Антикартель" будет              
способствовать экономии бюджетных средств за счёт декартелизации                
государственных, муниципальных закупок и созданию конкурентных условий для      
всех её участников, а также то, что ГИС обеспечит полную цифровизацию           
процесса выявления антиконкурентных соглашений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"         
поддерживает данный законопроект и будет голосовать за его принятие в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства? Нет.                       
                                                                                
Заключительное слово, докладчик? Содокладчик? Нет.                              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
Федеральный закон "О защите конкуренции", пункт 18.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.