Заседание № 23
28.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 79935-3 "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части оборота отходов черных металлов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1100 по 1360 из 4191
13-й вопрос порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Законопроект внесен Калининградской областной Думой, которая просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Выступает заместитель председателя Комитета по экологии Юрий Васильевич Лосский. ЛОССКИЙ Ю. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", внесенный Калининградской областной Думой. Субъектом права законодательной инициативы предлагается дополнить пункт 1 статьи 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормой, предусматривающей предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать перечень не только бытового лома и отходов цветных металлов, разрешенных для приема от физических лиц, но и отходов черных металлов. Обоснованием необходимости такого дополнения, с точки зрения инициаторов проекта, является рост числа хищений металлосодержащих изделий, что приводит к выводу из строя важнейших объектов промышленности. Комитет Государственной Думы по экологии, рассмотрев указанный законопроект, отмечает следующее. Первое. Регулирование отношений в области обращения с ломом и отходами черных металлов осуществляется Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, разработанными в соответствии с пунктом 4 статьи 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и утвержденными Правительством Российской Федерации постановлением от 11 мая 2001 года № 369, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 года № 553 "Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов". Второе. Указанными нормативными правовыми актами устанавливаются требования к физическим лицам, осуществляющим отчуждение лома и отходов черных металлов, включая и обоснование возникновения права собственности на эти отходы, предусмотрено лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, а также определен четкий порядок приема, учета и отчетности указанных отходов. Третье. Доля бытового лома и отходов черных металлов в источниках образования вторичного сырья для металлургической промышленности незначительна. Так, по данным Минэкономразвития, она составляет всего 5,7 процента. На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экологии считает, что существующее на федеральном и региональном уровнях законодательство в области обращения с ломом и отходами черных металлов в полной мере обеспечивает охрану окружающей среды от негативного воздействия указанных отходов. Введение дополнительных ограничений по обращению этих отходов, предлагаемое Калининградской областной Думой, по мнению комитета, излишне и не приведет к снижению социальной напряженности и нормализации обстановки в регионах. При этом следует отметить, что субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 73, обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, что позволяет на региональном уровне решать все проблемы, связанные с обращением с отходами. Вместе с тем проблема обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов существует, требует своего решения, об этом свидетельствуют многочисленные обращения субъектов Российской Федерации, однако эта проблема является не столько экологической, сколько экономической и решать ее следует не в рамках экологического законодательства, а комплексно, необходимо разработать отдельные законы по обороту лома и отходов черных и цветных металлов, в которых необходимо регламентировать все стороны деятельности в этой области, внести изменения в налоговое и таможенное законодательства, а также в целях снижения уровня преступности в сфере обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов повысить административную и уголовную ответственность за нарушения в этой области. Кроме этого, необходимо усилить государственный контроль за исполнением действующего законодательства. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экологии не поддерживает проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", внесенный Калининградской областной Думой, и предлагает Государственной Думе его отклонить. Правительство Российской Федерации также считает нецелесообразным принятие указанного законопроекта. Совет Федерации в лице Комитета по промышленной политике также не поддерживает указанный законопроект. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Васильевич. Какие будут вопросы? Есть вопросы. Надо записаться, вопросов много. Включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите записавшихся. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Юрий Васильевич, можете ли вы в цифрах сказать, каковы объемы вывоза лома черных металлов из России? Вы по линии Комитета по экологии топите проект закона, предложенный Калининградской областной Думой, другие комитеты, когда вносили соответствующие законы, точно так же торпедировали, когда речь шла о технологических или финансово-экономических показателях, дважды новые варианты закона о наведении порядка с ломом цветных металлов подпадали под вето двух президентов. Страна вся видит, что порядка нет с ломом цветных и черных металлов и любая попытка любой Думы или депутатов навести порядок снова и снова торпедируется в очень удобной упаковке: пусть это делают другие комитеты, другие структуры. И в то же время вы сказали, что порядка-то нет. Так я спрашиваю: каковы цифровые характеристики, которые показывают масштаб этой проблемы? Будьте добры, ответьте. ЛОССКИЙ Ю. В. Я не владею цифрами, потому что я готовился к этому вопросу с такой позиции, что Калининградская областная Дума имеет право сама создать свой перечень оборота металлов, именно черных металлов, как это сделали и другие субъекты Федерации, потому что это пограничная зона. Вчера я занимался этим вопросом и всю эту неделю. Например, Читинская областная Дума приняла данный закон, и он не противоречит вот тем нашим правилам об обороте металлов и их отчуждении. Закон, который предлагается сегодня Калининградской областной Думой, просто не нужен, потому что это право у них имеется. А что касается того, что закон должен быть и когда-то Государственная Дума его уже приняла в трех чтениях, он прошел Совет Федерации и его отклонил президент, то я считаю, этим вопросом должны заниматься совсем другие профильные комитеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Юрий Васильевич, но, во-первых, меня крайне удивило, что закон оказался в ведении Комитета по экологии, поскольку к охране окружающей среды он действительно отношения не имеет, и вы нам справедливо сказали, что охране окружающей среды ни закон, ни проблемы лома черных металлов не угрожают. У меня вопрос другой, уж если он к вам попал, скажите, пожалуйста, а сколько законодательных органов субъектов Российской Федерации приняли аналогичные законы? Это первая часть вопроса. И вторая часть вопроса. Почему вы полагаете, что все законодательные органы субъектов Российской Федерации должны быть более продвинутыми, более ответственными, более мобильными, чем Государственная Дума? Ведь и мы имеем право принять федеральный закон на эту тему, но до сих пор ни разу его не приняли. Спасибо. ЛОССКИЙ Ю. В. Если брать пограничные регионы, то практически все пограничные наши регионы приняли аналогичные законы. Почему Калининградская область не принимает? Я это просто не могу за них решать. И если говорить о значимости закона или о его необходимости, я с вами согласен, он необходим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Макашов Альберт Михайлович. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. К докладчику вопрос. Вы в какой стране живете? Весь народ стонет от того, что всё ободрали, всё вывезли, даже канализационные люки, станки, заводы разбирают, а вы говорите, что это там надо решать, на местном уровне. В какой стране вы живете?! ЛОССКИЙ Ю. В. Вы, наверное, не поняли сути вопроса. Ведь Калининградская Дума просит их уполномочить и дать им право составлять перечень оборота черных металлов. Я живу в России, и я жил на границе, работал главой администрации и понимаю, что такое для нас сегодня черные металлы, но это, наверное, вы, если занимались ранее, работали в Государственной Думе, должны были решать подобные вопросы. Я считаю, вопрос необходимо решать, но в другом аспекте. А то, что требует сегодня от нас Калининградская Дума, - у них такое право имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Собко Сергей Васильевич. СОБКО С. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, мне кажется, что, действительно, в Комитет по экологии этот вопрос передан правильно, если учитывать то, что сотни людей, во всяком случае по моим сведениям, уже погибли при сборе цветного металла, когда срезали высоковольтные провода. И последний случай: вот в моем округе, в городе Егорьевске, на заводе технологической оснастки пострадали два четырнадцатилетних мальчика: одного током ударило, 380 вольт, а второй упал с козлового крана, когда они пытались медный кабель срезать. Поэтому если рассматривать так, что жизнь людей - это тоже вопрос экологии, то, наверное, этот комитет должен заниматься этим. И то, что сейчас уважаемый Юрий Васильевич говорит, что этот вопрос не нужно рассматривать, потому что Калининградская областная Дума может решить этот вопрос... Ведь в формулировке не ставится вопрос о вывозе металлов, а говорится об обороте металлов, которые сдают физические лица. И физические лица довели до того... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задан, спасибо, либо это выступление? ЛОССКИЙ Ю. В. Если вы имеете в виду цветные металлы, то они не ставят вопрос о цветных металлах, потому что правила обращения с ломом и отходами цветных металлов на сегодняшний день дают право субъектам Федерации определять данный перечень, а они просят решить вопрос с оборотом черных металлов. Но многие субъекты Российской Федерации приняли такие решения, и такое право субъектам Федерации сегодня дано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Васильевич, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Так, пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Тема эта действительно больная, она неоднократно поднималась в Государственной Думе. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что, поддержав данный законопроект, вы еще больше усугубите ситуацию, связанную с оборотом лома цветных и черных металлов. В данном случае речь идет о расширении правоприменительной практики на оборот лома черных металлов. Так вот, я хочу отметить, что, предоставив органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право на установление перечня лома, вы тем самым выведете эту проблему из федерального регулирования. На сегодняшний день действуют правила, очень жесткие правила, которые были утверждены Правительством Российской Федерации еще в 2001 году. Насколько они исполняются на местах, это уже немножко другая проблема, мы сейчас говорим о нормативных документах. Вот в соответствии с этими правилами физические лица могут передавать лом и отходы черных металлов только с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы. Другими словами, если кто-то притащит промышленные провода или иные предметы, используемые на соседнем предприятии, то, естественно, он не сможет доказать, что это его собственность. Это жесткое правило, исполнения которого требует правительство. Если мы передадим это право на уровень исполнительной власти субъектов, то это правило может быть отменено. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется только тогда, когда лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. И еще: прием лома и отходов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов сдаточного акта, который подлежит строгой отчетности. Таким образом, если бы все эти правила исполнялись, то, конечно же, весь этот оборот носил бы цивилизованный характер. Что еще мы можем?.. Какая опасность возникает, если мы передаем это право - определять перечень предметов лома - на региональный уровень? Сегодня он утвержден на федеральном уровне и крайне ограничен. Мы не исключаем, что если передадим его на региональный уровень, то местные законодатели (просто федеральная власть не может нести за это ответственность) пойдут на расширение этого перечня. Никто гарантировать не будет... Если вы считаете, что субъекты гораздо лучше справятся с этой проблемой, чем федеральный центр, который устанавливает жесткие правила, то это очень большие риски, которые вы должны будете брать на себя, уважаемые коллеги. Мы считаем, что нет никаких оснований поддерживать данный законопроект. И еще: бытовой лом в структуре всех видов лома составляет всего 5,7 процента. Тоже имейте в виду, что речь идет о крайне незначительной части того рынка оборота металлов, который действительно у нас подлежит достаточно жесткому регулированию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Ставится на голосование: принять законопроект "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 25 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 176 чел. Не голосовало 274 чел.60,9% Результат: не принято Не принимается.