Заседание № 244
О проекте федерального закона № 798353-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части, касающейся деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами; принят в первом чтении 19 июня 2015 года с наименованием "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы продолжаем работу по унификации отечественного законодательства, касающегося юридических лиц. Данный законопроект как раз содержит унификационные нормы, связанные с адвокатскими организациями. В первом чтении мы данный законопроект приняли 21 мая этого года, с тех пор поступило всего три поправки, все они в таблице № 1. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 56 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования". Включите микрофон на трибуне. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В случае принятия данного законопроекта во втором чтении просим принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу для стенограммы учесть: пункт 13, второе чтение, таблица № 1 (поправки, рекомендованные к принятию), поправка 4 - Селиванов Юрий Алексеевич голосовал против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 42 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 01 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят.
По ведению выступает Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, для стенограммы: по 19-му и 20-му вопросам Карелин и Булаев голосовали за, по 22-му Громов - за, по 28-му Ковалёв - за и по 31-му Тимофеева - за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Спасибо.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 798353-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
48-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, я думаю, что то напряжение, которое было при обсуждении предыдущего законопроекта, спадёт, - в данной ситуации мы решаем очень конкретную проблему: это проблема, связанная с моделью самоуправления российской адвокатуры. Всё это в рамках той модели, к которой адвокатура привыкла: органами управления как Федеральной палаты адвокатов, так и адвокатских палат субъектов Российской Федерации являются Всероссийский съезд адвокатов (региональные собрания и конференции) и советы соответствующих палат, а не единоличные органы управления. Эта модель, кстати, работает уже более десяти лет и основана на значительном опыте деятельности российской адвокатуры. Законопроектом предлагается внести в Гражданский кодекс Российской Федерации две организационно-правовые формы юридических лиц: адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами. Принятие законопроекта позволит уточнить порядок создания и деятельности некоммерческих организаций, в рамках которых адвокатами оказывается квалифицированная юридическая помощь, максимально ориентированный - это указано в пояснительной записке, которая была подготовлена Павлом Владимировичем Крашенинниковым и мной, - на потребности граждан в получении указанной помощи и интересы практики, что будет способствовать повышению эффективности реализации конституционного права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, закреплённого статьёй 48 Конституции Российской Федерации. Если позволите, поскольку не так давно мы с вами отмечали 150-летие адвокатуры России и подробно останавливались на этих вещах, я не буду рассказывать о деятельности этой крайне значимой организации, давайте решим техническую проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект закона продолжает курс на более точное и предметное регулирование деятельности отдельных видов юридических лиц. Как вы помните, в прошлом году с принятием нового Гражданского кодекса у нас поменялась система организационно-правовых форм юридических лиц, отдельные виды некоммерческих организаций из этой общей системы выбиваются, поэтому нам необходимо для них создавать отдельное специальное регулирование прежде всего в части управленческой структуры и других особенностей. Такие изменения мы с вами уже внесли для религиозных организаций, для политических партий, для профсоюзов и других видов юридических лиц. Данный проект закона дополняет такое адресное нормативное регулирование для адвокатуры и стыкуется с ранее поддержанными законами, чтобы создать комплексный нормативный каркас для работы адвокатуры. Этот законопроект направлен на упорядочение правил для адвокатских палат и адвокатских образований, которые работают как юридические лица. Такими объединениями могут быть адвокатские коллегии, бюро и юридические консультации. Мы в данном случае не столько изменяем их правовое положение, сколько фиксируем особенности их статуса и закрепляем в законе уже сложившееся устройство адвокатских объединений, чтобы избежать ненужной перекройки системы адвокатской деятельности, поэтому данные изменения помогут адвокатской сфере безболезненно влиться в обновлённую систему организационно-правовых форм. Концепция законопроекта поддерживается, он находится в русле общего направления работы по уточнению особенностей правового положения отдельных видов юридических лиц. Есть один вопрос, который мы решим ко второму чтению, он связан с тем, что по существующим правилам юридическая консультация является учреждением, а это отдельный вид юридических лиц, но это неконцептуальное замечание, поэтому комитет рекомендует Государственной Думе принять данный проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Будут ли вопросы, коллеги? Есть два вопроса как минимум. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я действительно уважаю ваш юридический опыт, но тем не менее хотел бы задать вопрос: вы не задумывались, почему участвующие в процессе по политическим вопросам адвокаты, как правило, подвергаются давлению со стороны всей вертикали и конкурирующих структур и что надо сделать, чтобы всё-таки права адвоката, прокурора, следствия стали равными? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, ваш вопрос, конечно, не имеет никакого отношения к тексту законопроекта, который решает вопросы гражданского права. Хотел бы вам сказать, что в течение многих лет я работал в адвокатуре, а мои уважаемые коллеги вели очень много процессов, занимались защитой по крайне сложным политическим процессам, и в том случае, когда адвокат занимал объективную позицию, в том числе, кстати, по таким делам, как дела отдельных участников ГКЧП и другие процессы, - я не буду называть фамилии, этого не предполагает профессиональная этика, - поверьте, никогда, ни разу ни один государственный орган не выходил с предложением изменить позицию, если она полностью укладывалась в рамки правовой защиты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Поскольку вносятся или предлагаются к внесению изменения в Гражданский кодекс, пожалуй, мой вопрос больше Пинскому, содокладчику. Уважаемый Виктор Витальевич, в старом Гражданском кодексе была норма, которая гласила, что некоммерческие организации могут существовать в форме фондов, там перечислялись ещё формы, а завершалось всё словами "а также в других формах, предусмотренных законом", и, например, когда появился закон "О негосударственных пенсионных фондах", там было написано, что НПФ - это особая форма некоммерческой организации. Сейчас же получается, что мы каждую форму должны прописывать уже в Гражданском кодексе, и отсюда возникают слегка непонятные конструкции, как, например, такая: "адвокатское образование - это некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности". Правильно ли я понимаю, что мы любую форму теперь обязаны прописывать в Гражданском кодексе путём включения в него отдельной статьи? Мне кажется, это не очень рационально... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пинскому включите микрофон. ПИНСКИЙ В. В. Спасибо за вопрос. У нас все специальные нормы, которые мы приводим в соответствие с Гражданским кодексом, регулируются отдельными законами, в том числе и деятельность адвокатов у нас регулируется отдельным законом, поэтому мы должны привести это законодательство в соответствие с гражданским законодательством. В любом случае, ещё раз повторю, эти нормы, касающиеся адвокатской деятельности, прежде всего регулируются законом об адвокатуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Николаевич, я обратился в несколько ростовских коллегий адвокатов с вопросом, испытывают ли они трудности в организационно-правовой идентификации своей деятельности, и получил абсолютно ясный ответ: "Нет!" И ни в одной адвокатской палате мне не сказали, что им это жизненно необходимо, что жить они не могут без адвокатских образований, являющихся юридическими лицами. А Николай Васильевич, задавая вопрос, был абсолютно прав, потому что целью законопроекта является защита права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. И последнее. Здесь в пояснительной записке такое окончание многозначительное - "а также", и точка стоит. Что это значит, по-вашему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Иванович, я очень внимательно слушал ваш вопрос, а также вопрос Николая Васильевича: каким образом вы умудрились связать вопрос Николая Васильевича с вашим опросом ростовской адвокатуры, очень сложно понять, но, видимо, в этом есть какая-то дополнительная логика. Не от душевного дискомфорта возник данный законопроект. Хочу вам сказать, что, если вы в настоящее время в силу разного рода причин обращаете внимание на деятельность адвокатуры, читайте, пожалуйста, стенограммы съездов, в частности, Федеральной палаты адвокатов - именно на одном из таких съездов адвокаты поставили вопрос и настаивали на принятии данного закона. Этот законопроект родился в ходе консультаций с Федеральной палатой адвокатов, которая настаивала на принятии закона, поскольку переход на форму ассоциации адвокатура считает неприемлемым. Я с удовольствием вместе с вами посещу коллег из очень серьёзной, глубокой и деятельной Коллегии адвокатов Ростовской области. Кстати, один из членов этой коллегии, потрясающая дама, не так давно получила высшую адвокатскую премию страны за то, что не согласилась со всем государственным аппаратом в отношении расследования и ареста по одному из самых громких уголовных дел в Российской Федерации: эта хрупкая женщина, несмотря, кстати, на преследование, добилась того, чтобы те люди, которых арестовали, были освобождены и чтобы настоящие убийцы были арестованы. Так что ростовская адвокатура действительно заслуживает уважения, но ещё раз хочу подчеркнуть: законопроект родился в результате того, что Федеральная палата адвокатов, съезд адвокатов настаивали на принятии данных норм, отвечающих их традициям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Много желающих. Включите режим записи на выступления. Коллеги, я прошу всех иметь в виду наш утренний разговор по поводу повестки дня. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если по три минуты, тогда ничего. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект. Что касается его содержания, он направлен на то, чтобы более чётко прописать возможности и правовое положение адвокатских образований, адвокатских палат, и здесь вопросов нет, что касается адвокатуры, всё сработано качественно и правильно. Однако хочу обратить внимание на то, что мы сейчас вследствие внесения изменений в Гражданский кодекс вносим изменения по таким новым формам некоммерческих организаций именно в Гражданский кодекс и вынуждены будем делать это постоянно при появлении каждой новой формы некоммерческой организации. Мне кажется, то, что было раньше в Гражданском кодексе, выглядело более рационально: там просто была формула, было положение о том, что некоммерческая организация в новой форме может быть определена в отраслевом законе, и не было необходимости править Гражданский кодекс. Сейчас же, как я понимаю, нам придётся с появлением каждой новой формы некоммерческой организации - а они наверняка появятся - вносить изменения в Гражданский кодекс и прописывать там эту новую форму некоммерческой организации в отдельной статье. Получается громоздкая конструкция, требуется постоянное изменение Гражданского кодекса, а между тем этот документ является фундаментальным, основным для гражданского оборота. Обращаю внимание разработчиков и авторов: это доказывает, что та новая конструкция, которая была предложена в своё время в виде уточняющей Гражданский кодекс, не является, как мне представляется, оптимальной, и мы с дополнительной работой по утверждению новых форм некоммерческих организаций будем постоянно сталкиваться. Ну что делать, в такой редакции мы приняли Гражданский кодекс. С точки зрения содержания у нас нет замечаний, сделано всё качественно, правильно, и мы поддержим настоящий законопроект как сейчас, так и в окончательной редакции. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы услышали посыл Владимира Николаевича, который сказал, что вот, мол, какой небывалый случай был: адвокат отстояла своё решение, несмотря на давление! Это действительно небывалый случай, поскольку условия, в которых находятся адвокаты, достаточно жёсткие, о них писал наш с вами коллега в статье "Ментовские войны тихого Дона". И вы, наверное, кто читал, знаете, что друг к другу эти "коллеги" приходят на переговоры с оружием, подчинённый может заказать своего начальника, чтобы его забили черенками лопат. О какой независимости и защищённости адвокатов в этих условиях можно говорить, когда коррупция фактически уничтожает правоохранительные органы Ростовской области?! Сегодня находится под стражей замначальника управления прокуратуры по надзору за следствием по подозрению в получении взятки, находится под арестом следователь Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области, тоже по подозрению в получении взятки, и этот следователь заявляет, что 2 миллиона предназначалось для его начальника - руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области. Конечно же, условия сложные для адвокатов, а законопроект призван способствовать повышению эффективности реализации конституционного права каждого лица на получение квалифицированной юридической помощи, закреплённого статьёй 48 Конституции Российской Федерации. По моему мнению, закон не будет способствовать соблюдению принципов, установленных статьёй 48: нормы, касающиеся адвокатских образований, изымаются из одной части Гражданского кодекса и перемещаются в другую - всё это напоминает какую-то бесконечную юридическую игру. Уважаемые коллеги, в настоящее время адвокаты в своей деятельности совершенно не защищены от противоправных посягательств представителей исполнительной ветви власти. Я по вашей воле, по воле партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", становлюсь уже экспертом в области защиты, мои адвокаты при мне подвергаются давлению со стороны следствия, при мне следователь угрожал адвокату, один из моих адвокатов отказался защищать меня, другой адвокат отказался от адвокатского статуса в знак протеста против правового беспредела, творящегося в Ростовской области. Мы поддержим этот законопроект, потому что наши коллеги работали, старались, мы будем голосовать за него, но, к сожалению, насущных проблем адвокатуры он не решает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Ярослав Евгеньевич Нилов. Включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР тоже поддержит данный законопроект. Я напоминаю, что адвокатские палаты - это одна из форм некоммерческих организаций. У нас есть основной базовый закон - Гражданский кодекс, который не так давно вступил в силу, и, поскольку отдельные формы некоммерческих организаций регулируются отдельными законами, появились определённые сложности уже в ходе правоприменения. Я напомню, недавно мы вносили поправки в законодательство - и сегодня это уже действующие нормы закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", - потому как из-за противоречий религиозные организации не могли перерегистрироваться, в том числе и в Крыму не могли полноценно пройти процедуру перерегистрации. Недавно мы приняли поправки в закон "О политических партиях" и в Гражданский кодекс - тоже для того, чтобы нормализовать ситуацию. Я подтверждаю, что эти поправки сегодня актуальны. Когда мы работали над законопроектом о внесении изменений в закон о свободе совести и в Гражданский кодекс, к нам приходили представители руководства Федеральной палаты адвокатов и просили внести соответствующие поправки. Действительно, если бы поправок, о которых мы говорим сегодня, не было, то необходимо было бы все адвокатские палаты привести к форме ассоциации - это ненужная головная боль для огромного количества адвокатов. Поэтому ЛДПР разделяет озабоченность, понимает необходимость принятия закона и будет голосовать за. Я со своей стороны, уважаемый Владимир Николаевич, и от имени ЛДПР прошу вас защитить адвокатов Ростовской области. То, о чём говорит депутат Бессонов, видимо, небеспочвенно, мы знаем, как там власть любит злоупотреблять правом, на наших кандидатов тоже регулярно оказывают всестороннее давление - и психологическое, и физическое, и моральное, и эмоциональное. Возможно, что и здесь имеют место противоправные действия. Учитывая, что вы - депутат, избранный от Ростовской области, профессиональный адвокат, просим вас обратить внимание на эту проблему. А законопроект фракция ЛДПР поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, данный закон будет способствовать повышению эффективности реализации права наших граждан на получение квалифицированной юридической помощи, однако хотелось бы отметить, что проблемы на этом у адвокатуры не заканчиваются. Сейчас я хотел бы напомнить о пробеле, который существует в законодательстве и не позволяет адвокатам в полной мере оказывать квалифицированную юридическую помощь нашим гражданам, я говорю о том, что на сегодняшний день отсутствует административная ответственность за непредставление адвокату сведений либо представление заведомо недостоверных сведений. Этот пробел мы с коллегами из фракции ЛДПР уже пытались исправить, но, к сожалению, законопроект был отклонён на том основании, что якобы такая ответственность уже определена в КоАП, именно ответственность за непредставление сведений гражданам. Хочу отметить, что всё-таки адвокат - это специальный субъект, деятельность которого как раз и направлена на оказание квалифицированной юридической помощи, поэтому всё-таки вот на это хотелось бы обратить особое внимание. Адвокатское сообщество и граждане ждут решения! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо большое за внимание и за позитивное отношение к предлагаемому законопроекту. Вместе с тем я хотел бы поблагодарить и моего коллегу Владимира Ивановича Бессонова за то, что он в рамках своего выступления подчеркнул действенность инструментов борьбы с возможной коррупцией: если эти уголовные дела, которые имеют под собой почву, были возбуждены и будут расследоваться, значит, - и вы об этом сказали - те процедуры по борьбе с коррупцией, которые нами запущены, имеют значение. Пользуясь случаем, также ещё раз хотел бы подчеркнуть, что Ростовская область является образцом во многих смыслах этого слова: это область, которая динамично развивается, экономически интересная область; это область, которая выдержала - и очень достойно выдержала - беспрецедентное миграционное давление в результате того кризиса, который произошёл в соседнем государстве (и Владимир Иванович тоже прилагал усилия к тому, чтобы организовать надлежащим образом помощь гражданам из соседнего государства); гражданское общество этой области продемонстрировало свою сплочённость, реальную готовность к бескорыстию и к самопожертвованию. И поэтому каждый раз, когда мы говорим о Ростовской области, давайте, приводя любые примеры, относиться с уважением к её населению и к её достижениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить, что концепция нового Гражданского кодекса у нас сейчас другая и исключение из общей системы организационно-правовых форм юридических лиц сейчас нужно отдельно прописывать, поэтому и появился этот законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Выносим законопроект на "час голосования".
48-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 40 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.