Заседание № 271
О проекте федерального закона № 797841-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования законодательства по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социальной защиты инвалидов и занятости населения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, просьба поддержать принятие в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 22 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 270
О проекте федерального закона № 797841-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования законодательства по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социальной защиты инвалидов и занятости населения; принят в первом чтении 25 сентября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. Включите микрофон на рабочем месте. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен ко второму чтению, к нему поступило 36 поправок, которые комитетом рекомендуются к принятию, они сведены в таблице № 1. Просьба поддержать их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 36 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Выносим проект на "час голосования".
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 36 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 252
О проекте федерального закона № 797841-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Докладывает Андрей Николаевич Пудов, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты России. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Данный законопроект разработан с целью внесения изменений в основной закон, который регулирует сферу страхования от несчастных случаев, 125-й федеральный закон, и в ряд других законодательных актов - таких изменений, которые повышают эффективность страхового обеспечения, получаемого застрахованными лицами, и администрирования страховых взносов по данному виду обязательного социального страхования. Так, в части, касающейся эффективности страхового обеспечения, законопроектом предлагается, в частности, закрепить закрытый перечень документов, которые необходимы для осуществления страхового обеспечения застрахованного лица. Также конкретизируется положение, связанное со страхованием физлиц, которые выполняют работу на основании гражданско-правового договора, и детализируется положение, связанное с тем, как определять размер утраченного заработка застрахованным лицом, если наступил несчастный случай. И, как конкретный пример, в качестве минимальной социальной гарантии при невозможности получения застрахованным лицом документа о размере заработка предлагается использовать по выбору застрахованного лица размер тарифной ставки (должностного оклада), который установлен в этой отрасли (подотрасли) для данной профессии, либо минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день обращения за страховым обеспечением. Кроме того, вводится обязанность территориального органа страховщика - ФСС направлять по заявлению застрахованного лица запрос в Пенсионный фонд в части данных о заработке и иных выплатах, чтобы минимизировать обращения застрахованных лиц в другие органы власти и другие ведомства за получением таких данных, которые есть в других системах. В части повышения эффективности администрирования страховых взносов законопроектом, в частности, предлагается унифицировать нормы с нормами 167-го Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании...". В частности, мы этим законопроектом предлагаем увеличить срок подачи заявлений для страхователей - физических лиц с десяти до тридцати календарных дней, то есть более благоприятные условия для них создаём, и одновременно прописываем положения, регулирующие порядок снятия с учёта страхователей. Я могу сказать, что в принципе эти нормы, в части администрирования, как раз направлены на то, чтобы определить для страхователей упрощённый порядок, установить единые правила применительно к страхованию как по несчастным случаям, так и по временной нетрудоспособности. Соответственно, с нашей точки зрения, принятие этого закона позволит унифицировать порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов по видам обязательного социального страхования, которое осуществляет Фонд социального страхования. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект, представленный Андреем Николаевичем Пудовым, предусматривает совершенствование правового регулирования вопросов обязательного социального страхования. Многие положения законопроекта действительно предполагают упрощение процедурных моментов, конкретизируют отдельные положения законодательства, касающегося обязательного социального страхования. Концепция законопроекта не вызывает возражений, но в то же время некоторые моменты законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении и согласовании с положениями действующего законодательства. Это касается расчёта размера утраченного застрахованным лицом заработка для определения размера страховой выплаты и ряда других моментов, которые могут быть доработаны ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по социальной политике в отзыве на законопроект его концепцию поддерживает, но также просит, о чём я уже сказал ранее, конкретизировать отдельные положения и дополнительно их обсудить. Есть ряд замечаний и у Счётной палаты, но в целом она поддерживает законопроект. По мнению Российской трёхсторонней комиссии, а именно стороны, представляющей профсоюзы, законопроект может быть поддержан с учётом некоторых замечаний, касающихся индексации ежемесячной страховой выплаты. На законопроект поступили положительные отзывы от органов государственной власти пяти субъектов Федерации. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется ряд замечаний юридико-технического характера. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Николаевич, в числе элементов, изменений, которые вносятся сейчас, инструмент определения размера утраченного дохода для установления страховой выплаты - это, как вы сказали, тарифная сетка либо МРОТ. Вопрос в чём? Как, каким образом до сегодняшнего дня решался этот вопрос и какой в итоге этого нововведения всё-таки будет сальдированный результат для фонда - с точки зрения размера выплат это будет плюсом для него или минусом? ПУДОВ А. Н. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Если совсем коротко, то сальдо будет равно нулю. Почему? Потому что в настоящее время действующим законодательством этот вопрос, когда у застрахованного лица нет вообще никаких данных о стаже и оно не может их представить для расчёта выплаты страхового обеспечения, к сожалению, не урегулирован. Исходя из того что существует этот правовой пробел, людям приходится обращаться в суды, через суды они эти данные восстанавливают - или через МРОТ, или через среднюю зарплату по отрасли. Вводя эту норму права, мы все судебные решения переводим, так сказать, в разряд действующего законодательства, и мы исходим из того, что нам не придётся тратиться на уплату госпошлины по проигранным делам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, вот мы буквально недавно рассматривали в этом зале итоги прошлого года, и прозвучали цифры: у нас 53 процента производственных фондов уже устарело морально и физически, а в отдельных отраслях - до 80 процентов, и при этом коэффициент выбытия фондов составляет 0,7 процента, то есть сто сорок лет нужно ждать! Вот как вы считаете, если произошёл несчастный случай с кем-то и доказано, что это произошло из-за того, что оборудование уже полностью выработало свой срок, морально устарело, а в это время хозяин, частник, ездит на супердорогих автомашинах, имеет в нескольких городах квартиры и дома, виллы за границей - то есть он экономит на этом оборудовании, почему и произошёл этот несчастный случай, - нет ли варианта, чтобы не только с прибыли предприятия возмещать потерпевшим убытки, но и из кармана этого предпринимателя? Потому что брать с предприятия - это значит всё переложить на население, на конечного потребителя продукции, а хозяин так и останется при деньгах. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич, я кратко отвечу. Дело в том, что, когда 125-й закон разрабатывали, модель была построена таким образом, чтобы риск, связанный со страхованием, был возложен на Фонд социального страхования, а работодатель оплачивал тариф как раз для того, чтобы этим видом обеспечения занимался ФСС. Регресс, который был предусмотрен законодательством раньше, до 92-го года, возможность регресса, насколько я понимаю, потенциально была, существовала, но сейчас все выплаты осуществляет Фонд социального страхования, поэтому ответ краткий: с работодателя в порядке регресса эти суммы по действующему законодательству взять нельзя - это страхование, поэтому оно целиком осуществляется Фондом социального страхования. Я вижу здесь другой аспект. Дело в том, что когда такое оборудование используется... У нас же есть такое понятие, как специальная оценка условий труда, и в принципе сегодня, когда наши органы, Роструд, проводят оценку и видят, что оборудование устаревшее и делает условия труда опасными, мы выставляем им самый высокий процентный пункт - 8 (от 2 до 8 процентов), если класс опасности 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Тимофеевич Антошкин. АНТОШКИН Н. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Николаевич уже ответил, поэтому от вопроса отказываюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Мне бы хотелось в очередной раз сказать, что мы принимаем очень чувствительный для населения закон, но опять не видим цифр, которые могли бы дать нам возможность правильно проголосовать по этому документу. Я думаю, что есть определённое лукавство в ответе - что ничего не поменяется. Во-первых, на самом деле так не бывает, чтобы вообще ничего не поменялось, - что-то произойдёт. Вот смотрите, Андрей Николаевич, вы отвечаете, что в любом случае тем людям, которые приходят решать этот вопрос в судебном порядке, мы вынуждены платить, и это первый нюанс, который у меня вызывает сомнение: не все люди обращаются в суд. То есть де-факто теперь появится определённое количество людей, которые воспользуются этим, для того чтобы получить возмещение в связи с несчастным случаем, - это плюс. В данном случае наша фракция готова поддержать, и это нормально: людям не надо ходить в суды, не надо платить пошлины, есть возможность защитить население, то есть если человек работает, если у него есть отметка в трудовой книжке и если он доказывает, что он, скажем так, официально устроен, но работодатель не платит, то здесь надо разбираться с работодателем, почему он взносы не платит и так далее. То есть мы получаем дополнительную защиту дополнительного количества людей. Это первая сторона вопроса. Есть вторая сторона вопроса. Вы сказали, что сегодня судом определяется размер выплаты исходя из средней ставки по тарифной сетке, по которой человек работает, и вот здесь другой момент. Я думаю, что тарифная сетка у достаточного количества людей отличается от МРОТ, особенно если это хорошая сетка, и в том случае, если люди не подпадут под эту систему и будут вынуждены получать выплаты исходя уже не из тарифной сетки, а исходя из МРОТ, мы де-факто получим минус, и минус, может быть, достаточно большой. Думаю, что всё-таки в связи с этим предложением нельзя говорить, что результат будет нулевой: вы чётко вносите изменение, которое даст сальдированный результат, и мы должны это понимать. Вот в данном случае у меня есть определённое непонимание, что всё-таки произойдёт в отношении бюджета фонда, то есть понадобятся ли дополнительные средства, если будет увеличение, а если не понадобятся, то тогда у меня возникает вопрос, не ухудшится ли положение тех людей, которые работают, но за которых работодатели не платят взносы. В связи с этим мне кажется, что, приходя в Думу, нужно всё-таки более точно цифры моделировать: это нужно и вам, и фонду, и, конечно, нам, депутатам, и тогда решение можно будет принять очень чётко и легко. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Андрей Николаевич, вы добавите к сказанному, нет? Михаил Васильевич? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 13 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.