Заседание № 180
О проекте федерального закона № 797561-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (направлен на уточнение порядка содержания под стражей отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный проект федерального закона направлен как на уточнение, так и на расширение перечня лиц, размещаемых в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. В указанный перечень, в частности, предлагается включить подозреваемых и обвиняемых в совершении террористического акта и других преступлений террористической направленности. В ходе подготовки проекта федерального закона к рассмотрению во втором чтении поступило шесть поправок, из них три поправки носят юридико-технический характер, три поправки - правовой характер. Все поправки комитетом включены в таблицу поправок № 1, предлагаются к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Комитет предлагает таблицу поправок поддержать и принять проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 27 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 50 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые согласования и полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Замечаний правового, юридико-технического, лингвистического характера по проекту федерального закона нет. Прошу данный проект федерального закона поддержать, принять в третьем, окончательном, чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 41 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 139
О проекте федерального закона № 797561-7 "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (направлен на уточнение порядка содержания под стражей отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный вместе с коллегой Пискарёвым и коллегой Валеевым, "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Законопроект состоит, по сути, из двух частей. Часть первая носит технический характер. Мы предлагаем привести в соответствие с уже действующими уголовно-процессуальными нормативными актами и действующими статьями Уголовного кодекса вопросы отдельного размещения в следственных изоляторах лиц, подозреваемых в совершении террористических преступлений. Действующая редакция закона говорит о том, что лица содержатся отдельно, если подозреваются, обвиняются в совершении терроризма, но в сегодняшнем тексте Уголовного кодекса с учётом большого числа изменений, в него внесённых, подобного рода преступления уже нет. Именно поэтому мы вносим изменение и указываем вместо уже отсутствующего в уголовном законодательстве преступления "терроризм" такие террористические преступления, которые отражены в УК, - это террористический акт, содействие террористической деятельности, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества или участие в нём и организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. Вторая составляющая законопроекта - предложение отдельно размещать в следственных изоляторах лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного составом статьи 210-1 Уголовного кодекса, - в занятии высшего положения в преступной иерархии. Но по мнению наших коллег из правительства, такое изолированное содержание представляется неоднозначным. В связи с этим ко второму чтению законопроект может быть изменён и доработан. Мы предлагаем, коллеги, поддержать нашу инициативу и принять данный законопроект, который, конечно же, позволит более чётко регламентировать вопросы содержания под стражей подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Институт раздельного содержания отдельных категорий лиц под стражей существовал, собственно, в советском праве, существует и в российском, в Российской Федерации, но в 1998 году в этот перечень было включено преступление - терроризм. В последующем, в 2013, 2014 и 2017 годах, мы внесли изменения в Уголовный кодекс, дифференцировали ответственность за террористическую деятельность по ряду составов, в частности за организацию террористической организации, террористического сообщества, участие в них, обучение, отдельно - за террористический акт, поэтому предлагается уточнить и по всем этим составам преступлений включить в перечень категорию осуждённых, которые содержатся отдельно от других. Мы обсудили законопроект в комитете и решили его поддержать. Что же касается вопроса об отдельном содержании лиц, которые занимают высшее положение в преступной иерархии, - в связи с тем что есть замечания в этой части, вопрос требует дополнительного обсуждения, но это будет решаться при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет предлагает поддержать законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Александру Евсеевичу вопрос, очень короткий. Террористические акты - это преступления, у нас также появились и диверсионные преступления. Ну, я лично не вижу большой разницы по ответственности, это крайне опасные преступления против государственной безопасности. Вот диверсионные преступления вы будете рассматривать в качестве такой категории преступлений... Совершившие их преступники тоже должны находиться вот как бы в особом формате содержания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Ну, по отдельному формату содержания, чтобы у всех было понимание. Речь идёт, конечно, не об отдельных учреждениях, а именно об отдельных камерах, в которых такие подозреваемые, обвиняемые должны содержаться отдельно от других. Олег Анатольевич, нет никаких проблем, вы (да и любые коллеги) можете внести соответствующую поправку ко второму чтению. Мы исходили из необходимости чётко закрепить так, как это сегодня в уголовном законодательстве отражено: вместо "терроризма" прописать "преступления террористической направленности". Диверсия и террористическое преступление не являются синонимами, хотя, конечно же, подпадают под признаки диверсионной деятельности. Но обратите внимание, здесь и экстремистские преступления также не поименованы, хотя терроризм является высшей степенью экстремистской деятельности. Обсудим вместе с коллегами и ко второму чтению, не исключаю, расширим этот перечень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к авторам - не знаю, кто ответит. А представители-то отрасли на эту инициативу какое заключение дают? То есть инициировано депутатами, но здесь же и система содержания, и МВД - их-то мнение какое? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Андрей Анатольевич, ну, что касается отрасли, как вы выразились, система исполнения наказаний, к которой сегодня отнесены следственные изоляторы, эту инициативу поддерживает. И в целом Правительство России - а ФСИН у нас входит в состав Минюста - дало на этот законопроект положительное заключение, также его поддержало и ГПУ президента. Если под отраслью вы имеете в виду непосредственно террористов и экстремистов, то, наверное, они эту инициативу не поддержат, чему мы будем только рады. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Спасибо. Я не успел записаться на вопросы. У меня вопросы к разработчикам, ну, кто ответит. Вопрос первый: есть ли у нас информация по сегодняшнему наполнению наших следственных изоляторов? Ну, как известно, мы, так сказать, разгрузили места исполнения наказаний, а следственные изоляторы у нас перегружены. Есть ли информация, сколько квадратных метров, допустим, на подследственного сегодня приходится? И будет ли возможность предоставлять отдельные камеры? И второй вопрос: не получится ли так, что мы сами этим законом узаконим, грубо говоря, криминальную иерархию? Если ты вор в законе, то тебе положена отдельная камера, там, не знаю, с чем ещё, с каким содержанием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы, Ренат Исмаилович. Ну, возможно, мы с коллегой Валеевым не очень внятно выражаем свои мысли и не смогли донести до зала, что мы не предлагаем принципиальных новаций. Что касается лиц, арестованных по обвинению в террористических преступлениях, а также осуждённых, - это предмет другого закона. Они уже сегодня по факту содержатся отдельно от остальных обвиняемых или осуждённых, и обусловлено это не желанием создать для них какие-то сверхусловия, а необходимостью отсечь их от остального контингента, не дать возможности негативно влиять. Ровно об этом и инициатива, связанная с отдельным содержанием так называемых воров в законе, лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, но эта инициатива, как уже было сказано, вызывает неоднозначную реакцию у наших коллег из исполнительной власти, ко второму чтению мы над этим будем работать. Ещё раз подчеркну, на сегодняшний день осуждённый или обвиняемый в террористических преступлениях содержится отдельно от остальных, мы лишь говорим о том, что нет сегодня в УК такого преступления, как терроризм, а есть террористический акт или содействие террористической деятельности, и, следовательно, нужно чётко привести одно законодательство в соответствие другому. Относительно наполняемости следственных изоляторов. Я не готов сейчас вам назвать точную цифру содержащихся в них, но совершенно точно готов сказать, что на сегодняшний день в соответствии с международными обязательствами, принятыми страной, в России в следственных изоляторах норма положенности выдерживается (на память, она должна составлять не менее 6 метров на человека). И вновь повторю, мы новаций не вводим, такие обвиняемые или осуждённые и так сегодня содержатся отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Евсеевич, у меня уточняющий вопрос. Скажите, пожалуйста, должны эти лица, вот эти категории, находиться одни в камерах либо могут находиться совместно с лицами, обвиняемыми по тем же самым статьям Уголовного кодекса? То есть могут находиться совместно, например, лица, обвиняемые в террористической деятельности, в экстремистской и так далее, или должны находиться именно в одиночных камерах? Уточните, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Олег Алексеевич. Нет, они не должны обязательно находиться в одиночных камерах, это всё зависит от каждого конкретного учреждения, так же как и решение вопроса о содержании их одних или с кем-то другим из аналогичного контингента. Это решается исходя из текущей оперативной обстановки. Должен сказать, что в целом я даже несколько недоумеваю по поводу реакции ряда коллег, поскольку нормы содержания отдельных лиц, или обвиняемых, или осуждённых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, существуют в нашем законодательстве давно. На сегодняшний день и так целую категорию обвиняемых или осуждённых должны держать отдельно от основной категории, с тем чтобы они именно не оказывали на них дурного влияния. В этом смысле мы здесь Америку не открываем. Мы лишь уточняем уже существующие нормы, направленные - в очередной раз подчеркну - на то, чтобы не оказывалось негативное влияние и не распространялось влияние криминальной субкультуры и прочего на остальных граждан, находящихся за решёткой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пункт 36. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 12 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.